оруэлл 1984 история создания

Как Джордж Оруэлл написал «1984» и при чём тут СССР

Роман «1984» — классическая антиутопия. Вдохновение Оруэлл черпал в сообщениях из Советского Союза и других тоталитарных стран.

Осень 1948 года Оруэлл провёл в уединённой обстановке в доме на острове Джура. Его дневник – записи медленно умирающего: «Чувствую себя неважно», «Чувствую себя очень плохо, температура около 38 каждый вечер», «Боль в боку, очень сильная. На море штиль»… Туберкулёз преследовал Оруэлла много лет и почти совсем уже доконал его. Он опасался, что не успеет закончить работу над романом – главным в своей жизни. Но успел. В 1949 году «1984» увидел свет. Автор скончался, но ещё успел увидеть первые признаки всемирной славы своего труда – в первый же год книга разошлась тиражом почти в полмиллиона экземпляров.

А начинал Джордж Оруэлл (1903 – 1950) с трудом. Его настоящее имя – Эрик Артур Блэр. Сын чиновника, он родился в Британской Индии и родители не желали ему писательской карьеры. Однако уже в молодости Оруэлл проявил два определивших его качества – чувство справедливости и тягу к литературе. В своём первом романе «Дни в Бирме» 1934 г. он критиковал колониализм, используя собственный опыт: в 1920-е Джордж служил в Бирме в британской полиции.

36127404 m

Джордж Оруэлл (arzamas.academy)

В 1930-е политика стала его ремеслом. Оруэлл писал о гражданской войне в Испании (в которой воевал на стороне республиканцев), о жизни рабочего класса, лондонских ночлежках, о коммунистах и Советском Союзе, о фашизме и т.д. Его работы объединяла одна идея – свобода. Оруэлл, который называл себя «демократическим социалистом», критиковал всякий режим, подавляющий свободу. В конце 1930-х он пришёл к выводу, что сталинский тоталитаризм не лучше фашизма, что советской строй – вовсе не социализм.

На Оруэлла повлияли те немногие, что знали и говорили правду о тоталитарных обществах. Особенное впечатление производили рассказы о Советском Союзе – правдивые репортажи оттуда были огромной редкостью. Но всё же они были: не все, как Лион Фейхтвангер или Уолтер Дюранти, восторженно писали об экономических чудесах сталинизма и социальных достижениях страны победившего пролетариата. Иные демонстрировали миру и другую, мрачную сторону советской медали. Они помогли Оруэллу понять тоталитарное общество. К примеру, на него оказали влияние Юджин Лайонс (он же Евгений Привин) и Гарет Джонс.

36127405 m

Второй, Джонс – журналист и фотограф, в 1933 г. совершил путешествие в СССР, чтобы взять интервью у Иосифа Сталина. С интервью не сложилось, зато в Москве он начал расследовать слухи о голоде на Украине и сумел получить разрешение отправиться туда. В пути Джонс сбежал от сопровождения из сытого правительственного вагона и увидел неприглядную картину: голод, трупы людей на улицах, каннибализм, и при этом — сдача зерна колхозами государству. Вернувшись, Джонс поведал о голодоморе всему миру, но Советский Союз всеми силами постарался дискредитировать Джонса, чтобы замолчать голод. Сцена лжи о голодающих затем оказалась в повести Оруэлла «Скотный двор».

Источник

Океания всегда читала Оруэлла: в чем секрет популярности «1984»

Тайны одной из самых громких антиутопий

Orwell min

С января 2021 года произведения Джорджа Оруэлла стали общественным достоянием, а это значит, что издательства могут выпускать его книги, в том числе и знаменитый роман «1984», под своим брендом. И этим непременно воспользуются все, кто сможет выпустить переиздание. Вот уже более семидесяти лет роман входит в различные топы продаж и списки лучших книг, и читатели, несмотря на всю пессимистичность сюжета, продолжают им интересоваться.

Разбираемся, почему история чиновника-революционера Уинстона из Министерства правды оказалась культовым произведением.

Сторонник непопулярной теории

Роман «1984» вышел 8 июня 1949 года. Однако задуман он был гораздо раньше, еще в 1943-м, когда Вторая мировая была в самом разгаре, а СССР оказался одним из немногих мощных щитов на пути нацизма. Тогда общественность призывала закрыть глаза на «издержки» сталинского правления. В Голливуде даже появился фильм «Миссия в Москву» режиссера Майкла Кёртица, позитивно описывающий СССР и советско-американские отношения.

Оруэлл резко критиковал сталинизм, считая, что правление «вождя» мало чем отличается от правления Гитлера. Со сталинистами писателю-социалисту довелось столкнуться в конце 30-х во время Гражданской войны в Испании. Оруэлл был шокирован отношением коммунистов к своим союзникам. Доносы, обвинения в предательстве, клевета и аресты были обычной фронтовой практикой. Как пишет Дориан Лински, автор книги «Министерство правды», приехав освобождать страну от фашизма, он уехал оттуда, обретя нового врага.

«В Барселоне во время репрессий Оруэлл первый и единственный раз в жизни лично ощутил „атмосферу кошмара“, переданную в романе „Тысяча девятьсот восемьдесят четвертый“. В этой удушающей атмосфере слухов, паранойи и клеветы „даже в ситуации, когда человек не был заговорщиком, он все равно себя таковым ощущал“».

Дориан Лински, «Министерство правды»

В самом начале 40-х Оруэлл оказался одним из немногих, кто выступал против романтизации сталинизма, и его роман — это, безусловно, сатира на советское правительство. В 1949-м, когда книга наконец увидела свет, мнение мировой общественности изменилось, и писателя признали едва ли не пророком. Однако, поместив действие «1984» в Лондон, он показал, что к жесткому тоталитаризму может прийти не только деспотия Сталина, но и режим Черчилля.

Настоящее лицо пропаганды

Одним из основных лейтмотивов романа является «двоемыслие» — термин, придуманный и введенный Джорджем Оруэллом и обозначающий «способность одновременно держаться двух противоречащих друг другу убеждений».

«Говорить заведомую ложь и одновременно в неё верить, забыть любой факт, ставший неудобным, и извлечь его из забвения, едва он опять понадобился, отрицать существование объективной действительности и учитывать действительность, которую отрицаешь, — всё это абсолютно необходимо. Даже пользуясь словом „двоемыслие“, необходимо прибегать к двоемыслию. Ибо, пользуясь этим словом, ты признаёшь, что мошенничаешь с действительностью; ещё один акт двоемыслия — и ты стёр это в памяти; и так до бесконечности, причём ложь всё время на шаг впереди истины. В конечном счёте именно благодаря двоемыслию партии удалось (и кто знает, ещё тысячи лет может удаваться) остановить ход истории».

Двоемыслие стало прямым последствием партийной пропаганды, столь бессовестно коверкающей факты и переписывающей историю. Именно последним и занимается Уинстон, главный герой романа. Он прекрасно знает, что Океания была союзницей Евразии четыре года назад, но подтасовывает данные, благодаря которым обе сверхдержавы оказываются вечными противницами.

В романе «1984» Оруэлл был одним из первых авторов художественной прозы, который так ярко описал последствия пропаганды и указал на то, что благодаря печати «промывка мозгов» стала не в пример проще, а с появлением радио и телевидения — совсем плевым делом.

Читайте также:  отечественная история конспект лекций

Книга Апокалипсиса

Роман Оруэлла оказался весьма актуальным сразу после Второй мировой. Бедность и духовный вакуум, которые привели к власти нацистов в Германии, диктатура Сталина, практиковавшего масштабные чистки, амбиции нового президента США Генри Гувера, развязавшего Холодную войну, — все это заставило интеллектуальную элиту воспринимать этот текст не просто как страшную, но фантастическую сказку. Книга быстро стала популярной и получила множество хвалебных отзывов от других авторов — современников Оруэлла. Олдос Хаксли назвал роман «крайне важным произведением», а Лоренс Даррелл, находясь в Белграде, писал: «Прочитать этот роман в коммунистической стране — это серьезное переживание, потому что все происходит вокруг тебя».

cover1 w220

Вторая вспышка популярности романа пришлась на 1954 год, когда на экранах появился телеспектакль по мотивам «1984». В то время постановка была самым амбициозным проектом BBC, и на ресурсы они не поскупились. Спектакль высоко оценила королевская чета, а вот простых зрителей он так напугал, что те звонили единственному зарегистрированному в Лондоне Джорджу Оруэллу, полному тезке писателя, не имевшему никакого отношения к роману, чтобы выразить свое негодование. Холодная война, возросшая роль пропаганды и реальная угроза атомных бомбардировок сделали и роман, и его телеадаптацию настолько реалистичными, что эффект был похож на тот, что возник во время радиопостановки «Войны миров» Герберта Уэллса.

Начиная с 1949 года популярность романа росла в тот момент, когда политическая и экономическая обстановка менялась в худшую сторону.. О нем вспомнили во время тяжелого для Великобритании и США экономического кризиса 70-х. К 1973 году в Англии продали более 1 миллиона экземпляров «Тысяча девятьсот восемьдесят четвертого», а в США — порядка 10 миллионов. Как отмечает Дориан Лински, автор большого исследования «1984», роман стал не только путеводителем по не очень отдаленному мрачному будущему, но и путеводителем по нестабильному настоящему.

Само собой, интерес к книге Оруэлла вырос в 1984 году, когда читатели раскупили четыре миллиона экземпляров на шестидесяти двух языках. Технический прогресс и взлет компаний Microsoft и Apple тоже спровоцировали продажи. Тревожные читатели решили, что ученые и инженеры наконец изобрели «экраны», благодаря которым «Большой Брат» сможет ежечасно следить за своими согражданами. В недавнем прошлом очередной всплеск интереса к роману «1984» был зафиксирован после инаугурации Дональда Трампа.

Книга Оруэлла стал чем-то вроде Книги Апокалипсиса, поклонники которой сверяются с признаками крушения мира и предрекают, что темные времена наконец настали.

Страшный роман-предостережение

Дориан Лински отмечает, что в англоязычном мире, где «1984» входит в школьную программу, люди знакомятся с романом очень рано. Книга настолько ранит своих читателей, что после они уже не возвращаются к тексту Оруэлла. Ужас и беспросветность произведения видели и современники писателя, в рецензиях называя его самой страшной книгой из когда-либо прочитанных.

И все же «1984» не канул в Лету и не был запрещен. Возможно, секрет популярности романа в том, что его пессимизм, как пишет Лински, не утомительный, а энергичный и интенсивный. Оруэлл действительно разгоняет темп повествования, не давая передышки и возможности для рефлексии, а сюжет развивается непредсказуемо. В письме издателю книги Фредерику Варбургу один из читателей признался:

«Оруэлл не оставляет никакой надежды, даже самого минимального проблеска. Эта книга 100-процентный пессимизм, разве что за исключением мысли о том, что если человечество смогло придумать „1984“, то оно сможет его и избежать».

Сам Джордж Оруэлл в пресс-релизе к книге защитил свое произведение от будущих нападок:

«Мораль, которую стоит вынести из этой описанной и кошмарной ситуации, очень проста. Не допустите того, чтобы это произошло. Все зависит от вас».

Источник

8 фактов, которые вы (возможно) не знали о романе «1984»

59fca048f94c4ddd8d0e573784aea20c

Фразы из этого романа ушли в народ, а само его название давно стало нарицательным. И пускай антиутопий было написано великое множество как до, так и после Джорджа Оруэлла – именно «1984» стал тем фундаментальным трудом, который, по-своему, максимально точно зафиксировал ужасы преступлений государственной машины, чинимых за ширмой оголтелой пропаганды.

В честь 115-ой годовщины со дня рождения Джорджа Оруэлла вспоминаем 8 фактов, которые позволят по-новому взглянуть на писателя и его легендарное произведение.

Оруэлл сражался с тоталитаризмом словом и делом задолго до романа «1984»

6388196 3775598
Воспоминания о гражданской войне в Испании легли в основу книги Оруэлла «Памяти Каталонии»

В декабре 1936-го года Джордж Оруэлл прибыл в Испанию – где только-только разразилась гражданская война – чтобы сражаться на стороне POUM. POUM – Рабочая партия марксистского объединения, выступавшая против сталинского влияния и боровшаяся с националистами. В Испании Оруэлл провёл около полугода, пока не был ранен немецким снайпером. Выстрел пришёлся в шею писателя и, по его воспоминаниям, многие потом говорили, что после такого ранения выживают лишь счастливчики. Хотя сам Оруэлл был немного иного мнения, и считал, что будь он на самом деле счастливчиком – такого ранения ему попросту удалось бы избежать. В июле 1937-го года писатель возвращается в Британию и после восстановления в санатории графства Кент приступает к работе над повестью «В память о Каталонии», в которой описал свой опыт вооружённой борьбы с тоталитаризмом.

6388196 3775599
Оруэлл во время работы на Би-би-си

С началом Второй мировой войны Оруэлл вновь пытался попасть на фронт, но состояние здоровья – в 1938-ом у него диагностировали туберкулёз – не позволило ему пройти медицинскую комиссию. Тем не менее, с наци он всё же поборолся: в течение двух лет он вёл собственную передачу на радиовещательном отделении Би-би-си, в которой боролся с немецкой пропагандой.

Роман «1984» родился из сказки-притчи о революции 1917-го года

6388196 3775600
Обложка книги Оруэлла «Скотный двор»

В 1946-ом году Оруэлл опубликовал эссе под названием «Почему я пишу», в котором рассказал, что почти всем своим творчеством он прямо или косвенно хотел насолить тоталитаризму. Одним из самых ярких таких произведений считается его повесть-антиутопия «Скотный двор»: на примере одной фермы – где домашние животные свергли и прогнали своего хозяина – автор описал путь разложения идей революции от всеобщего равенства до возникновения ещё более жестокой диктатуры. Над «Скотным двором» Оруэлл работал с ноября 1943-го по декабрь 1944-го и не скрывал, что его сказка – сатира на революционные события в России ’17-го года. В своей книге «Размышления о “Скотном дворе”» философ Виктория Чаликова упоминает, что Оруэлл писал свою притчу максимально понятным и лёгким для перевода языком, прежде всего лёгким для перевода на русский: его не оставляла надежда, что читатели страны, дававшей ему столь много пищи для размышлений, тоже прочтут его повесть.

Мечта Оруэлла исполнилась почти через 45 лет после публикации «Скотного двора». В СССР «Двор» впервые напечатали на страницах рижского журнала «Родник» уже во времена Перестройки, в 1988-ом году.

Читайте также:  как восстановить историю чатов в whatsapp без резервного копирования ios

Легендарный абсурдизм “2 + 2 = 5” возник благодаря советским пятилеткам

6388196 3775602
Разворот книги «Командировка в утопию» с автографом автора

В романе присутствует интересное размышление главного героя о могуществе партии и Старшего брата, которым ничего не стоит заставить всех поверить, что два плюс два равняется пяти. Эта арифметическая нелепица – одновременная простая и ужасающая – была заимствована, по мнению исследователей творчества Дж.Оруэлла, из книги «Командировка в утопию», которую после визита в 1937-ом году в СССР написал американский журналист Юджин Лайон. В «Командировке…» это уравнение упоминалось в главе, посвящённой советским пятилеткам, когда за 4 года выполнялся пятилетний план.

6388196 3775603
Плакат Якова Гименар, 1931г.

Примечательно, что Оруэлл использовал этот арифметический абсурдизм задолго до романа. В своём произведении «Вспоминая войну в Испании» (1943), автор писал:

«Нацистская теория просто отрицает, что существует само понятие “правды”. Это прямой путь к кошмарному миру, где лидер или партия контролируют не только будущее, но и прошлое. Если лидер заявит, что чего-то никогда было – его не было. Если лидер захочет, чтобы два плюс два стало равно пяти – оно будет равно пяти. И это пугает меня намного сильнее, чем бомбы».

Роман мог иметь совсем другое название

В процессе работы над книгой несколько раз менялось её название. Первым рабочим названием было «Последний человек в Европе», которое позднее сменил «Живые и умершие». В какой-то момент Оруэлл решает вынести в заголовок год развития событий книги. Сначала это был 1980-ый. Потом Оруэлл сменил его на 1982-ой и, в конце концов, остановил свой выбор на 1984-ом. Издатель от такого желания был не в восторге и настаивал на том, чтобы автор выбрал такой заголовок, который давал бы читателям хоть какое-то представление, чему посвящена книга. Но Оруэллоказался непреклонен и отстоял свою позицию.

6388586 3776053
Работа французского художника Guillaume Morellec, 2016

К слову, до сегодняшнего дня остаётся до конца не ясно, почему автор выбрал именно 1984-ый год в качестве времени действия своего романа. Наиболее распространённая версия гласит, что «1984» – это отзеркаленный год написания книги: работу над романом Оруэлл закончил как раз в ‘1948-ом.

«1984» – вольный ремейк книги Евгения Замятина «Мы»

6388196 3775605
Обложки российских и зарубежных изданий романа «Мы»

Принято считать, что основные антитоталитарные темы Джордж Оруэлл проработал уже в своей притче «Скотный двор», и его последующий роман «1984» стал лишь более осмысленной и подробной его версией. Однако некоторые исследователи творчества писателя предполагают, что огромное влияние на Оруэлла оказала книга российского писателя Евгения Замятина «Мы». Этот роман-антиутопия также посвящён тоталитарному государству будущего и содержит немало параллелей с произведением Оруэлла: например, в Едином государстве и Благодетеле без труда угадывается Океания и Старший Брат. В пользу версии того, что Оруэлл был знаком с произведением Замятина говорит тот факт, что в 1946-ом году он выступал рецензентом англоязычного издания романа «Мы», и переписка Оруэлла с писателем Глебом Струве, в которой британец выразил огромную заинтересованность в подобного рода литературе. Подобно роману «1984», замятинская антиутопия «Мы» была впервые опубликована в СССР лишь в 1988-ом году.

6388586 3776055
Иллюстрация к роману Замятина «Мы»

Кстати, режиссёр Андрей Тарковский высказывался о «Мы» весьма нелицеприятно, назвав книгу претенциозной, слабой и противненькой.

Судьба романа подтвердила его горькие тезисы

6388586 3776056
Политическая карта мира из романа «1984»

Описывая внешнюю политику Океании, Оруэлл вывел формулу бесконечной войны: государство описывалось в состоянии постоянного противостояния то с Остазией, то с Евразией. Победы всегда преувеличивались, поражения замалчивались или преуменьшались; конфликт с одной из них сопровождался потеплением отношений с другой с обязательной последующей сменой ролей. Во второй главе романа подобное положение дел описывалось следующим образом: «Океания воюет с Остазией/Евразией. Океания ВСЕГДА воевала с Остазией/Евразией». Сотрудникам Министерства правды нужно лишь корректировать архивные документы, приводя их в соответствие с текущими интересами партии и Большого Брата.

6388196 3775606
Работа художника А.Романова

С момента своего появления, «1984» воспринимался в СССР как подрывная литература, нацеленная на ослабление существовавших в нём порядков: подобное заключение было сделано официальными цензурирующими органами и стало достоянием общественности после развала Советского Союза и открытием доступа к архивам. Примечательно, что с наступлением горбачёвской Перестройки была дана команда обелить имя Оруэлла и нивелировать эффект от множества разгромных рецензий, опубликованных с ’50-ых годов: «СССР дружит/ не дружит с Оруэллом. СССР ВСЕГДА дружил/ не дружил с Оруэллом».

У романа «1984» есть два литературных продолжения

В лучших голливудских традициях, резонансный роман получил сиквел, причём не один, а сразу два, написанных разными авторами независимо друг от друга.

6388196 3775607
Рома-сиквел от Бёрджесса

Первый роман вышел из-под пера не меньшей легенды, чем сам Оруэлл – британца Энтони Бёрджесса. Широкому кругу читателей Бёрджесс известен благодаря книге «Заводной апельсин»: культовому сатирическому роману о старом добром ультранасилии, перенесённом на экраныСтэнли Кубриком. Свой роман-продолжение Бёрджесс назвал «1985» и разделил на две части. В первой автор делает анализ труда Оруэлла, а во второй рассказывает собственную версию жизни в тоталитарной стране будущего, где пожарные устраивают забастовки во время пожара, а улицы охвачены преступностью. Книга вышла в свет в 1978-ом году.

6388196 3775608
Роман-сиквел от Далоша

Второй роман сочинил венгерский дисседент Георгий Далош и его версия, в отличие от Бёрджесса, стала прямым продолжением романа «1984». События его книги – также озаглавленной «1985» – начинаются со смерти Старшего Брата и последующих постепенных смягчениях государственного строя. Роман Далоша вышел в свет в 1983-ем году.

Оруэлл умер, не узнав о триумфе своего романа

6388196 3775609
Оруэлл на обложке ноябрьского номера журнала Тайм, 1983

На протяжении последнего десятилетия своей жизни – с конца ’30-ых до конца ’40-ых годов – Оруэлл подвергался постоянной критике. Сначала его утюжили представители различных социалистических движений, пользовавшихся в Британии немалой популярностью и открыто симпатизировавших Советской России (Оруэлл, напротив, был категорически против отождествления социализма и СССР). Потом к ним присоединилась и остальная “прогрессивная общественность”: с началом Второй Мировой тоталитарная Красная Россия стала союзником в борьбе с Рейхом и Странами Оси, а потому критические труды Оруэлла оказалась попросту проигнорированы. «1984» был очень неудобен и шёл вразрез с “линией партии” на дружбу с Россией.

6388196 3775610

Источник

Как Джордж Оруэлл написал «1984» и при чём тут СССР

Роман «1984» — классическая антиутопия. Вдохновение Оруэлл черпал в сообщениях из Советского Союза и других тоталитарных стран.

Осень 1948 года Оруэлл провёл в уединённой обстановке в доме на острове Джура. Его дневник — записи медленно умирающего: «Чувствую себя неважно», «Чувствую себя очень плохо, температура около 38 каждый вечер», «Боль в боку, очень сильная. На море штиль»… Туберкулёз преследовал Оруэлла много лет и почти совсем уже доконал его. Он опасался, что не успеет закончить работу над романом — главным в своей жизни. Но успел. В 1949 году «1984» увидел свет. Автор скончался, но ещё успел увидеть первые признаки всемирной славы своего труда — в первый же год книга разошлась тиражом почти в полмиллиона экземпляров.

Читайте также:  на руси не было феодализма

А начинал Джордж Оруэлл (1903 — 1950) с трудом. Его настоящее имя — Эрик Артур Блэр. Сын чиновника, он родился в Британской Индии, и родители не желали ему писательской карьеры. Однако уже в молодости Оруэлл проявил два определивших его качества — чувство справедливости и тягу к литературе. В своём первом романе «Дни в Бирме» 1934 г. он критиковал колониализм, используя собственный опыт: в 1920-е Джордж служил в Бирме в британской полиции.

afa8add08a96fdebf3c8eb3422f58678

Джордж Оруэлл. Источник: arzamas. academy

В 1930-е политика стала его ремеслом. Оруэлл писал о гражданской войне в Испании (в которой воевал на стороне республиканцев), о жизни рабочего класса, лондонских ночлежках, о коммунистах и Советском Союзе, о фашизме Его работы объединяла одна идея — свобода. Оруэлл, который называл себя «демократическим социалистом», критиковал всякий режим, подавляющий свободу. В конце 1930-х он пришёл к выводу, что сталинский тоталитаризм не лучше фашизма, что советской строй — вовсе не социализм.

На Оруэлла повлияли те немногие, что знали и говорили правду о тоталитарных обществах. Особенное впечатление производили рассказы о Советском Союзе — правдивые репортажи оттуда были огромной редкостью. Но всё же они были: не все, как Лион Фейхтвангер или Уолтер Дюранти, восторженно писали об экономических чудесах сталинизма и социальных достижениях страны победившего пролетариата. Иные демонстрировали миру и другую, мрачную сторону советской медали. Они помогли Оруэллу понять тоталитарное общество. К примеру, на него оказали влияние Юджин Лайонс (он же Евгений Привин) и Гарет Джонс.

b18809ce5039c1673712c51c2d263464

Второй, Джонс — журналист и фотограф, в 1933 г. совершил путешествие в СССР, чтобы взять интервью у Иосифа Сталина. С интервью не сложилось, зато в Москве он начал расследовать слухи о голоде на Украине и сумел получить разрешение отправиться туда. В пути Джонс сбежал от сопровождения из сытого правительственного вагона и увидел неприглядную картину: голод, трупы людей на улицах, каннибализм, и при этом — сдача зерна колхозами государству. Вернувшись, Джонс поведал о голодоморе всему миру, но Советский Союз всеми силами постарался дискредитировать Джонса, чтобы замолчать голод. Сцена лжи о голодающих затем оказалась в повести Оруэлла «Скотный двор».

b474820ebf248c3f20536f83b26cedc4

На примере СССР Оруэлл видел, как идеи революции и социализма могут быть преданы, извращены и использованы для порабощения личности. Попытка свергнуть тиранию обернулась установлением ещё более ужасной тирании и властью «мерзкого убийцы» (так Оруэлл называл Сталина). Он говорил: «С 1930 года я не видел почти никаких признаков того, то СССР движется к социализму в истинном смысле этого слова. Напротив, по всем приметам он превращался в иерархическое общество.,».

Оруэлл задумал свои антиутопические работы, чтобы предостеречь мир от тоталитаризма, от общества, в котором человек перестаёт быть главной ценностью и уступает место государству. К 1940-м гг. он уже видел, что антиутопическая гипербола может быть гораздо убедительнее, чем документальная проза и публицистика.

В 1945 году Оруэлл написал первую антиутопию — повесть-притчу «Скотный двор», в которой история Ленина, Сталина, Троцкого и других русских революционеров передаётся через сюжет о бунте животных на английской провинциальной ферме. Освобождение от злого фермера заканчивается установлением куда более неприятной диктатуры борова и всеобщим несчастьем. Вопреки ожиданиям издателей, книга стала очень успешной и прославила Оруэлла. Разумеется, в СССР и ряде других государств «Скотный двор» запретили: метафоры и намёки автора лежали на поверхности и били, как говорится, не в бровь… Их понял бы даже пионер. Хотя бы тот факт, что большевиков Оруэлл назвал животными, а их лидеров сравнил со свиньёй, уже был достаточным основанием для запрета повести (в СССР «Ферму зверей» окрестили «гнуснейшей книгой» автора-троцкиста).

035fe5a303040a6ef067cef94b07761a

Вторую антиутопию (и главную работу своей жизни) — роман «1984» — Оруэлл написал за пару лет до смерти, в 1948 году, и в следующем году опубликовал. Над книгой он трудился несколько лет, начал ещё до публикации «Скотного двора». В «1984» Оруэлл рисует постоянно воюющий мир, в котором каждый человек — под контролем; мир, в котором господствуют пропаганда, недоверие, цензура и недремлющее око «Большого брата»; мир, в котором большинство даже не подозревает о своём рабстве — так тотальна и искусна государственная манипуляция. Люди боятся думать, боятся «полиции мыслей», что стоит на страже идеологии. Гнёт партийной власти настолько силён, что человек мира «1984» готов следовать очевидно абсурдным лозунгам «Война — это мир», «Свобода — это рабство». В отличие от многих антиутопических произведений, «1984» не оставляет своим героям шанса — им не победить государство и не сбежать от него. Всё заканчивается по-настоящему антиутопично.

Как и в «Скотном дворе», гдё к катастрофе привели благие мысли о свободе, антиутопичный мир романа «1984» складывается на основе хорошей идеи, на основе стремления общества к безопасности. Но в обмен на неё государство забирает у человека всё остальное и превращает его в раба.

96532d558cc6d6d62c6927ea5c63f640

Хотя «1984» тоже в значительной степени навеян устройством Советского Союза, этот роман — продолжение разработки Оруэллом темы тоталитаризма вообще. Тоталитарный мир антиутопии включает в себя и черты фашистских государств, и черты нацистского Третьего Рейха. Неслучайно и то, что действие «Скотного двора» и «1984» происходит в Англии: Оруэлл показывает, что «англоговорящие народы ничуть не лучше прочих» и также могут стать жертвами тоталитаризма.

В условиях начавшейся «холодной войны» книга Оруэлла стала не просто бестселлером — а «библией» антикоммунизма. Её продавали на всех континентах, на 60 языках, миллионами экземпляров. Читатели несвободных стран узнавали в героях романа себя (к примеру, в СССР «1984» ходил по рукам «самиздатовскими» копиями с 1960-х), читатели демократических стран пытались постичь тех, кто жил за «железным занавесом» или в диктатурах «третьего мира».

a0b17b50351b915cae1707be7acf0d2e

Дом Оруэлла на о. Джура. Источник: The Guardian

Антиутопия Оруэлла оставила колоссальный след в культуре и языке. Говоря о тоталитаризме, мы употребляем оруэлловские метафоры и выражения: «Большой брат», «полиция мыслей», «министерство правды», «двоемыслие», «мыслепреступление»… Оруэлл — один из творцов жанра, писатель одного ряда с Олдосом Хаксли («О дивный новый мир») и Евгением Замятиным («Мы»). Он лучше, чем кто бы то ни было, лучше множества журналистов и диссидентов, жертв и историков сумел внушить сотням миллионов людей на планете, что тоталитаризм — зло. Книги Оруэлла — предостережение, которое оберегает нас до сих пор.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector