нательный крестик история появления

Содержание

Крест нательный

Крест нате́льный – неболь­шой крест, сим­во­ли­че­ски отоб­ра­жа­ю­щий Крест, на кото­ром был распят Гос­подь Иисус Хри­стос (иногда с изоб­ра­же­нием Рас­пя­того, иногда без такого изоб­ра­же­ния), пред­на­зна­чен­ный для посто­ян­ного ноше­ния пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном в знак его веры и вер­но­сти Христу, при­над­леж­но­сти к Пра­во­слав­ной Церкви, слу­жа­щий сред­ством для бла­го­дат­ной защиты.

Крест – вели­чай­шая хри­сти­ан­ская свя­тыня, види­мое сви­де­тель­ство нашего искуп­ле­ния. В службе на празд­ник Воз­дви­же­ния Цер­ковь вос­пе­вает древо Креста Гос­подня мно­гими похва­лами: «Крест – хра­ни­тель всея все­лен­ной, кра­сота Церкви, царей дер­жава, верных утвер­жде­ние, анге­лов слава и демо­нов язва».

Он – сви­де­тель­ство того, что чело­век есть хри­сти­а­нин (после­до­ва­тель Христа и член Его Церкви). Вот почему грех – тем, кто носит кре­стик для моды, не явля­ясь членом Церкви. Осо­знан­ное же ноше­ние натель­ного кре­стика явля­ется бес­сло­вес­ной молит­вой, поз­во­ля­ю­щей этому кре­стику являть под­лин­ную силу Пер­во­об­раза – Креста Хри­стова, кото­рая и защи­щает носи­теля всегда, даже если он и не попро­сит помощи, или не имеет воз­мож­но­сти пере­кре­ститься.

Совер­шая таин­ство Кре­ще­ния, свя­щен­ник наде­вает на мла­денца кре­стик, кото­рый с этого момента ста­но­вится нераз­луч­ным спут­ни­ком нового члена Церкви. Кре­стик не при­нято сни­мать при купа­нии или пере­оде­ва­нии (в преж­ние вре­мена в банях име­лись даже дере­вян­ные кре­стики, кото­рые наде­вали в парилку взамен своих). К сожа­ле­нию, есть и «зна­ю­щие» совет­чики: меди­цин­ские сестры, соседки, подруги, кото­рые авто­ри­тетно убеж­дают маму снять с ребенка кре­стик: мол малень­кий еще, запу­та­ется в тесемке, кожу натрет и т. п.

Суще­ствуют кано­ни­че­ские формы кре­стов – четырех‑, шести‑, вось­ми­ко­неч­ные; с полу­кру­жием внизу и другие. Каждая линия имеет глу­бо­кое сим­во­ли­че­ское зна­че­ние. На Руси более при­няты вось­ми­ко­неч­ные натель­ные кре­стики, на обо­роте кото­рых по тра­ди­ции делают над­пись «Спаси и сохрани». Свя­ти­тель Димит­рий Ростов­ский еще в XVIII веке писал: «Не по числу древес, не по числу концов Крест Хри­стов почи­та­ется нами, но по самому Христу, Пре­свя­тою Кровью Кото­рого обаг­рился. Про­яв­ляя чудо­дей­ствен­ную силу, какой-либо Крест не сам собой дей­ствует, но силой рас­пя­того на нем Христа и при­зы­ва­нием Пре­свя­того Имени Его».

Не суще­ствует каких-либо правил о мате­ри­але для кре­стов. Оче­видно, здесь при­ем­лемы и дра­го­цен­ные металлы, ибо для хри­сти­а­нина не может быть ничего дороже креста – отсюда стрем­ле­ние его укра­сить. Но, без­условно, про­стые дере­вян­ные или метал­ли­че­ские кре­стики ближе по духу ко Кресту Гос­подню. Также нет прин­ци­пи­аль­ной раз­ницы между цепоч­кой и тесь­мой: важно, чтобы кре­стик дер­жался прочно. Крест не должен сни­маться, в т.ч. во время мытья и спор­тив­ных заня­тий. Миряне носят натель­ный (на теле) кре­стик под одеж­дой, спе­ци­ально не выстав­ляя его напо­каз.

В первые века при­ня­тия Русью хри­сти­ан­ства кресты носили не на теле, а поверх одежды «как ясные пока­за­тели хри­сти­ан­ского кре­ще­ния». Позже право носить крест поверх одежд до XVIII века имели только епи­скопы, еще позже – и свя­щен­ники. Свя­щен­ни­че­ский нагруд­ный крест назы­ва­ется наперс­ным («перси» по-цер­ков­но­сла­вян­ски значит «грудь»). Наряду с наперс­ным, свя­щен­ники носят и натель­ный кре­стик.

Рус­ские люди на кре­стах кля­лись в вер­но­сти, а обме­ни­ва­ясь натель­ными кре­стами, ста­но­ви­лись кре­сто­выми побра­ти­мами. При постройке церк­вей, домов, мостов крест закла­ды­вали в осно­ва­ние. Суще­ство­вал обычай из раз­бив­ше­гося цер­ков­ного коло­кола отли­вать мно­же­ство кре­сти­ков, кото­рые поль­зо­ва­лись особым почи­та­нием. Снять с себя крест или не носить его пони­ма­лось всегда как бого­от­ступ­ни­че­ство. За 2000-летнюю исто­рию хри­сти­ан­ства многие люди постра­дали за свою веру, за отказ отречься от Христа и снять с себя натель­ный крест. Этот подвиг повто­рялся и в наше время.

С натель­ным кре­сти­ком свя­зано мно­же­ство суе­ве­рий: поте­рял кре­стик – слу­чится беда; поте­рян­ный кем-то кре­стик нельзя под­ни­мать; кре­стик нельзя дарить, на цепочке нельзя носить и тому подоб­ное. Все они не имеют под собой ника­ких осно­ва­ний: можно купить новый кре­стик, носить пода­рен­ный или най­ден­ный, освя­тив его в храме. Те кре­стики, что про­да­ются в храме, освя­ща­ются спе­ци­аль­ным чином.

Обя­за­тельно ли освя­щать натель­ный кре­стик в храме или доста­точно окро­пить его святой водой дома?

Иконы и крест­ные изоб­ра­же­ния под­ле­жат освя­ще­нию свя­щен­ни­ком. В треб­нике есть особое неболь­шое после­до­ва­ние, в его составе свя­щен­ни­че­ская молитва об освя­ще­нии «сего крест­ного зна­ме­ния». (Треб­ник – бого­слу­жеб­ная книга, каса­ю­ща­яся част­ных бого­слу­же­ний, совер­ша­ю­щихся по ТРЕ­БО­ВА­НИЮ (в отли­чие от обще­ствен­ных – вечерни, утрени и Литур­гии).

Рас­скажу случай, бывший с при­хо­жан­кой нашего Храма. Перед этим они недавно повен­ча­лись с мужем. Муж только пришел к вере. Купили натель­ный Крест. Муж поду­мал: «И чего я пойду в Храм. Есть кре­щен­ская вода и молитва на освя­ще­ния всякой вещи». Про­чи­тал, покро­пил трижды. Надел и носит. Поехали в Паф­ну­тьево-Боров­ский мона­стырь (впер­вые). Входят в келью к о. Власию. Он назы­вает его по имени (видя его впер­вые) и гово­рит: «У тебя Крест не освя­щен, иди на моле­бен освя­щай». (А.Г. Заха­рин)

Что озна­чает потеря натель­ного креста?

Отве­чает свя­щен­ник Михаил Воро­бьев:

Ничего, кроме неко­то­рой невни­ма­тель­но­сти и небреж­но­сти поте­ряв­шего.

Что делать с най­ден­ным натель­ным кре­стом?

Най­ден­ный натель­ный крест можно дер­жать дома, можно отдать его в храм или тому, кто в нем нуж­да­ется. Суе­ве­рия же отно­си­тельно того, что если мы нахо­дим где-нибудь поте­рян­ный кем-то крест, то нельзя его брать, так как тем самым мы берем чужие скорби и иску­ше­ния, без­осно­ва­тельны, так как Гос­подь – лич­ность, Отец наш Небес­ный, а не без­душ­ный меха­низм. Если вы хотите носить най­ден­ный крест, его нужно освя­тить.

Можно ли дарить натель­ный крест?

Как выбрать натель­ный крест?

Натель­ный крест – это не юве­лир­ное укра­ше­ние. Как бы красив он ни был, из какого бы дра­го­цен­ного металла он не был бы сделан, это в первую оче­редь зримый символ хри­сти­ан­ской веры.

Пра­во­слав­ные натель­ные кресты имеют очень древ­нюю тра­ди­цию и потому бывают весьма раз­но­об­раз­ными по своему виду, в зави­си­мо­сти от вре­мени и места изго­тов­ле­ния. Тра­ди­ци­он­ный пра­во­слав­ный натель­ный крест имеет вось­ми­ко­неч­ную форму.

Почи­та­ние креста, любовь к нему про­яв­ля­ется в богат­стве и раз­но­об­ра­зии его укра­ше­ний. Натель­ные кресты всегда отли­ча­лись раз­но­об­ра­зием как в выборе мате­ри­ала, из кото­рого они дела­лись – золото, серебро, медь, бронза, дерево, кость, янтарь, – так и своей формой. И потому при выборе креста надо обра­щать вни­ма­ние не на металл, из кото­рого изго­тов­лен крест, а на то, соот­вет­ствует ли форма креста пра­во­слав­ным тра­ди­циям, о кото­рых пойдет речь ниже.

Можно ли носить кресты с като­ли­че­ским Рас­пя­тием?

Ико­но­гра­фия пра­во­слав­ного Рас­пя­тия полу­чила свое окон­ча­тель­ное дог­ма­ти­че­ское обос­но­ва­ние в 692 году в 82‑м пра­виле Труль­ского собора, утвер­див­шего канон ико­но­гра­фи­че­ского изоб­ра­же­ния Рас­пя­тия. Глав­ным усло­вием канона ста­но­вится соче­та­ние исто­ри­че­ского реа­лизма с реа­лиз­мом Боже­ствен­ного Откро­ве­ния. Фигура Спа­си­теля выра­жает Боже­ствен­ный покой и вели­чие. Она как бы нало­жена на крест и Гос­подь откры­вает Свои объ­я­тия всем к Нему обра­ща­ю­щимся.

Как освя­тить натель­ный крест?

Тра­ди­ци­онно в Пра­во­слав­ной Церкви освя­ще­ние натель­ного кре­стика совер­ша­ется свя­щен­но­слу­жи­те­лем в храме. Чин бла­го­сло­ве­ния креста к ноше­нию на персех, т.е. на груди, содер­жится в бого­слу­жеб­ной книге – Треб­нике.

Кре­стик освя­ща­ется только еди­но­жды. Перео­свя­щать его нужно только в исклю­чи­тель­ных усло­виях (если он был сильно повре­жден и вос­ста­нов­лен заново, либо попал к Вам в руки, но вы не знаете освя­щался ли он до этого).

Суще­ствует суе­ве­рие, что при освя­ще­нии натель­ный крест при­об­ре­тает маги­че­ские защит­ные свой­ства. Цер­ковь же учит, что освя­ще­ние мате­рии поз­во­ляет нам не только духовно, но и телесно – через эту освя­щен­ную мате­рию – при­об­щиться к Боже­ствен­ной бла­го­дати, необ­хо­ди­мой нам для духов­ного роста и спа­се­ния. Но бла­го­дать Божия дей­ствует небез­условно. От чело­века тре­бу­ется пра­виль­ная духов­ная жизнь по запо­ве­дям Божиим, и именно эта духов­ная жизнь дает воз­мож­ность бла­го­дати Божией спа­си­тельно на нас воз­дей­ство­вать, исце­ляя от стра­стей и грехов.

Иногда при­хо­дится слы­шать мнение о том, что, мол, освя­ще­ние натель­ных кре­сти­ков – позд­няя тра­ди­ция и раньше такого не было. На это можно отве­тить, что и Еван­ге­лия, как книги, тоже когда-то не было и Литур­гии в нынеш­нем виде не было. Но это вовсе не значит, что Цер­ковь не может раз­ви­вать формы Бого­по­чи­та­ния и цер­ков­ного бла­го­че­стия. Разве про­тивно хри­сти­ан­скому веро­уче­нию при­звать Божию бла­го­дать на тво­ре­ние рук чело­ве­че­ских?

Можно ли носить два креста?

Глав­ный вопрос — зачем, с какой целью? Если вам пода­рили ещё один, то вполне можно бла­го­го­вейно хра­нить один из них в святом углу рядом с ико­нами, а один носить посто­янно. Если при­об­рели другой, то и носите его…

Хри­сти­а­нина хоро­нят с натель­ным кре­стом, поэтому по наслед­ству его не пере­дают. Что каса­ется ноше­ния вто­рого натель­ного креста каким-то обра­зом остав­ше­гося от усоп­шего род­ствен­ника, то ноше­ние его в знак памяти о покой­ном сви­де­тель­ствует о непо­ни­ма­нии сути ноше­ния креста, кото­рый сви­де­тель­ствует о Жертве Бога, а не род­ствен­ных отно­ше­ниях.

Натель­ный крест — это не укра­ше­ние или амулет, а одно из види­мых сви­де­тельств при­над­леж­но­сти к Церкви Хри­сто­вой, сред­ство бла­го­дат­ной защиты и напо­ми­на­ние о запо­веди Спа­си­теля: Если кто хочет идти за Мною, отверг­нись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною… ( Мф.16:24 ).

О чело­веке без­нрав­ствен­ном на Руси гово­рили: «Креста на нём нет».

Источник

СИМВОЛИКА ПРАВОСЛАВНОГО НАТЕЛЬНОГО КРЕСТА

СИМВОЛИКА ПРАВОСЛАВНОГО НАТЕЛЬНОГО КРЕСТА

Читайте также:  fallout 4 как поменять пол персонажа во время игры

Сегодня мы поговорим об истории ношения нательного креста на груди. Обычай вместе с Крещением надевать на шею новокрещеного нательный крест появился не сразу. В первые века христианства крест не носили, а носили медальоны с изображением закланного Агнца или Распятия. Но Крест как орудие спасения мира Иисусом Христом был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала Церкви. К примеру, церковный мыслитель Тертуллиан (II–III вв.) в своей «Апологии» свидетельствует, что почитание креста существовало с первых времен христианства. Еще до нахождения в IV веке царицей Еленой и императором Константином животворящего Креста, на котором был распят Христос, уже среди первых последователей Христа был распространен обычай всегда иметь при себе образ креста, а некоторые христиане изображали фигуру креста даже у себя на лбу – как в напоминание о страданиях Господа, так и для исповедания своей веры перед другими.

Первые документальные свидетельства о ношении нательных крестов относятся к началу 4-го века. Так, акты VII Вселенского Собора свидетельствуют, что святые мученики Орест (†304) и Прокопий (†303), пострадавшие при Диоклетиане, носили на шее крест, выполненный из золота и серебра.

После ослабления и последующего прекращения гонений на христиан ношение креста стало повсеместным обычаем. В это же время на всех христианских храмах стали устанавливать кресты. На Руси же этот обычай переняли именно с крещением славян в 988 году. Начиная с византийских времен на Руси существовало два рода нательных крестов: собственно сами «тельники» (носимые на теле под одеждой) и т.н.«энколпионы» (от греческого слова «нагрудный»), носимые не на теле, а поверх одежды. Про последние скажем два слова: первоначально благочестивые христиане носили с собой (на себе) ковчежец с частицами св. мощей или иными святынями. На этом ковчежце помещался крест. Впоследствии сам ковчежец приобрел форму креста, и такой крест стали носить епископы и императоры. Современный священнический и епископский наперсный крест ведет свою историю именно от энколпионов, то есть ящичков с мощами или иными святынями

1477639736 60311 1477421940

Энколпион 15-16 век «Распятие Христово — Святитель Николай»

Что же символизирует собой нательный крестик?

История возникновения Православного Креста

Православные нательные кресты имеют очень древнюю традицию и потому бывают весьма разнообразными по своему виду, в зависимости от времени и места изготовления.

В первые века появляется немало крестов разной формы, но изменяющаяся форма креста не несла искажения сути: «Крест всякой формы есть истинный крест», – говорил преп. Феодор Студит. Древнейшие кресты были монолитными каменными и металлическими тельниками. Носились они на шнурке, продетом в отверстие, просверленное в верхней части креста. Металлические тельники отливались из серебра или бронзы, а также вырезались из металлической пластины или монеты. Иногда крест покрывался несложным геометрическим или растительным орнаментом. Обычно кресты повторяли форму крестов греческого, а иногда скандинавского происхождения. В Византии формируется даже особое богословие креста и появляется новый тип изображения креста. Такой крест состоит из двух крестообразно записанных слов: «фос» и «зои». Фос по-гречески означает свет. Зои означает жизнь.

Такой крест означает, что Христос – истинный свет («Я свет миру, кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8.12). И, кроме того, – что Христос есть истинная Жизнь, сообщающая жизнь всему остальному сотворенному Богом миру.

Четыре балки креста, исходящие из единого центра, особо выделенного кругом или квадратом с крестом, понимаются как четыре луча Света Жизни, исходящего от его источника – Христа.

Такая символика характерна для древних выносных крестов и крестов, украшающих дарохранительницы и реликварии (места для хранения святынь).

Когда крест вписывается в круг, его символику можно понимать в солярном смысле, и Христос здесь предстает Солнцем правды.

Использование растительной символики в орнаменте крестов указывает на Древо Жизни, утерянное в Эдеме первым Адамом и возвращенное Адамом Новым – Христом.

Уже на рубеже 7-го – 9-го веков формируется восточный и западный тип иконографии креста.

На крестах 11-го – 13-го веков Распятый Христос почти не изображался, в это время на крестах мы видим изображения Христа благословляющего, Христа, восседающего на Троне, Христа с предстоящими.

Крест все более усложняется, и его формы развиваются особенно в 14-м – 17-м веках, причем интересно, что это происходит преимущественно на Руси, где каждому христианину давался крест при крещении.

В это время в форме креста появляется подобие корабля или якоря, дерева, растения; нательные кресты обильно украшаются иконами, евангельскими сюжетами, другими христианскими символами.

Нередко была композиция Деисиса (с греч. моление), то есть Христа с предстоящими Ему Богоматерью и Предтечей (или другими святыми).

Иконография православного (восточного) Распятия

Иконография православного (восточного) Распятия получила свое окончательное догматическое обоснование в 692 году в 82-м правиле Трульского собора, утвердившего канон иконографического изображения Распятия.

aa55e7134e6961ba4edb8d3d8c46 kartiny panno raspyatie

Главным условием канона становится сочетание исторического реализма с реализмом Божественного Откровения. Фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест, и Господь открывает Свои объятия всем к Нему обращающимся.

1493213 10201656954533865 1055682463 n

Смысл ношения крестика и той надписи, которую мы читаем на его обороте: «Спаси и сохрани»

Христиане, которые носят нательный крестик, как бы воздают бессловесную молитву Богу. И он всегда защищает носителя. Само по себе наличие крестика на груди еще не спасает и не имеет никакого значения для человека, если он осознанно не исповедует то, что символизирует собой Крест Христов. Хотя, конечно, Господь, несомненно, хранит верующего в него от многих бытовых несчастий и бед. То есть, если человек носит крестик с верой и упованием на милость Божию, он, условно говоря, «включён» в особенный договор с Богом и с ним никогда не случится ничего фатально-непоправимого в вечности. Так от чего сохранить обещает нас Господь? Не от житейских бед, напастей и трудностей в первую очередь, потому что всё это бывает даже необходимо душе, увы, склонной к расслабленности и забвению цели своего бытия. Но сохранить нас обещает Господь, прежде всего, от страшной власти греха, посредством которой враг рода человеческого губит наши души, если только мы будем согласны жить по закону Божиему. Простые слова «Спаси и сохрани» означают неустанное, от всего сердца, обращение наше к Богу с просьбой о том, чтобы Он помог нам приобщиться благодатной вечности.

serebryanyy natelnyy krestik s raspyatiem art 7904 3473 ch

Виды православного креста

Православные нательные кресты имеют очень древнюю историю, в разные времена в разных местах христианского мира почитались кресты самой разной формы: и восьмиконечные, и четырехконечные, и равносторонние, и неравносторонние, и трехконечные, в виде буквы «Т». Однако самый распространенный православный нательный крест имеет восьмиконечную форму, более всего соответствующую форме Креста, на котором был распят Христос.

Что касается крестов без Распятия, то эта форма креста — самая древняя. Изначально изображалась только геометрическая фигура креста, уже являющаяся сама по себе символом христианства. Позже на ней стали изображать и само Распятие, а также дополнительные элементы символики. Изображения Распятия появляются начиная со II-III веков. Около 600 г. ученый греческий монах Анастасий Синаит (игумен Синайской горы) пишет знаменитое полемическое сочинение против монофизитов «Руководство» и иллюстрирует его изображением Распятия. При этом он впервые применяет т. н. греческий круцификс, т. е. восьмиконечный крест. Интересно, что преподобный Анастасий Синаит попросил переписчиков своего сочинения каждый раз тщательно перерисовывать этот вид креста. А поскольку прп. Анастасия очень все уважали, то этот крест привился и стал общераспространенным на Востоке. Это именно восточный крест-распятие.

Как совершенно понятно, на кресте, прежде всего, изображается Распятый Спаситель. Над головой Его также может быть табличка с буквами (I.н.ц.и.). Под ногами Богочеловека – подножие (прямое или скошенное).

Но последователи Иисуса Христа, переживая Крест Христов как орудие нашего Спасения, всегда стремились тот маленький, но драгоценный для них знак, который они носили на груди, украсить разными символами нашей веры. Отсюда проникают на наш крест разные надписи, персонажи, узоры, детали, иконы и проч. Расскажу о наиболее популярных изображениях, встречаемых на нагрудных и нательных крестах, и дам их краткое истолкование.

Копие и трость. Рядом со крестом изображаются копие и трость – орудия Страстей Христовых. Иногда рядом с Крестом изображаются фигурки воинов, держащих копие и трость. Если воин изображается один, это почти всегда указание на сотника Лонгина, при Кресте покаявшегося и уверовавшего во Христа. (Иногда трость изображается с отростками, как бы процветшей. Это согласно Евангелию от Иоанна (19, 29), где говорится, что губка была наложена не на обычную трость, но на иссоп, растение, употреблявшееся в ритуальных целях: им окропляли священники евреев жертвенной кровью: окропиши мя исопом и очищуся…).

Бывает, что за Крестом Христовым изображается стена или строение. Это изображение стен Иерусалима. Кроме чисто исторического указания на то, что Спаситель был распят вне города, это указание на Горний, Небесный Иерусалим, куда мы получили доступ благодаря Голгофской Жертве.

По правую и по левую стороны Креста могут стоять: Божия Матерь, Иоанн Богослов, кто-нибудь из Жен Мироносиц, сотник Лонгин, Иоанн Креститель, первоверховные апостолы Петр и Павел, святые и вселенские Учители: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.

На нижней части Креста обычно изображались камни Голгофской горы и Адамова глава, то есть череп похороненного, по преданию, на Голгофе Адама. Символически это указывает на то, что Смертью Второго Адама (Христа) была одержана победа на смертью, внесенной в мир первым Адамом.

На некоторых древних крестах (преимущественно византийских) внизу мог изображаться дракон (поверженный сатана) или просто одна разинутая пасть дракона.

На некоторых крестах внизу изображается восставший из гроба Адам или Ева. Существует даже целый сюжет нагрудного креста: Сошествие Христа Спасителя во ад.

Читайте также:  крабовое ущелье лазаревское история

Вверху Распятия может изображаться Вознесение Господне.

Существуют кресты, на которых на оборотной стороне изображаются Двунадесятые праздники.

1 1

Каменный крест 16-го – 17-го веков. В центре – Лик Спасителя. Внизу – лик святителя Николая Чудотворца. По бокам – фигуры святых.

2 1

Кожаный крест. Такие кресты делали в старину в некоторых монастырях. Перед вами современный кожаный крест из монастыря в Старой Ладоге.

3 1

Крест начала 20-го столетия. Этот крест был выпущен в 1913 году в честь 300-летия Дома Романовых.
Крест выполнен в традиционном старорусском стиле.

4 1

Старообрядческие нательные кресты – тельники, как и сегодня их называют старообрядцы.

5 1

Золотые нательные кресты 19-го века.

Такие кресты носили состоятельные люди. Передаваясь из поколения в поколение, некоторые из этих нательных крестиков, выполненных из красного, червонного, золота, дожили и до наших дней.

6 1

Медный и серебряный нательные кресты малоимущих людей (19-й век)

7

Серебряные нательные крестики изящной, часто вычурной формы 1990-х – начала 2000-х годов

8

Иерусалимский нательный крест

Подчеркивая, что Иерусалим – место Страстей и Смерти Христовой, иерусалимские христиане любят изготавливать кресты нарочито грубой формы, максимально приближенные к оригиналу Креста Господня.

О благоговейном почитании нательного креста

«Следует поклоняться и почитать не только тот один Животворящий Крест, на котором был распят Христос, но и всякому Кресту, сотворенному по образу и подобию того Животворящего Креста Христова. Следует поклоняться, как тому самому, на котором был пригвожден Христос. Ведь там, где изображается Крест, из любого вещества, – туда приходит Благодать и Освящение от Пригвожденного на Кресте Христа Бога нашего».

Преподобный Иосиф Волоцкий.

Ношение нательного креста прежде всего является проявлением личного благочестия. Христианин всегда обязан иметь памятование о Боге, ибо сказано «Возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего» (Втор.6, 5). Ношение креста есть бессловесная постоянная молитва христианина, мы поклоняемся кресту не как символу смерти, а как символу вечной и неразлучной жизни с Богом.

Источник

Крест нательный

Другие названия: тельник, распятие, крестик, символ христианина

Что такое нательный крест?

kabinetnyy napersnyy krest otche nash iz serebra 20 21Нательный крест – атрибут православного христианина, распространенный в Русской Православной Церкви и еще в целом ряде поместных церквей. Его носят на груди, под одеждой, стараясь не снимать.

Зачем нужен нательный крест?

Нательный крест – знак нашей любви и веры к Богу, нашей надежды на Его помощь и милость. Его можно сравнить с обручальным кольцом: как кольца указывают на связь между любящими друг друга людьми, так и крестик есть выражение нашей неразрывной связи с Богом. Надевая крест, мы как бы говорим Христу: «я – Твой, будь со мной». А поскольку Бог вездесущ и всеведущ, то в ответ на это обращение он постоянно заботится о нас. Конечно, для этого важно носить крест с верой и согласовывать с этой верой всю свою жизнь.

Какой формы может быть нательный крест?

krest natelnyy bez raspyatiya latunnyy 279 208Форма нательного крестика может быть практически любой (восьми-, шести-, четырехконечный). По словам преподобного Феодора Студита, «крест всякой формы есть истинный крест». В разных странах, в разные исторические периоды были различные представления о том, каким должен быть нательный крест. Например, в XVII веке на Руси чаще употреблялись кресты без распятия – эта традиция сохранилась у старообрядцев, которые ныне запрещают своим последователям носить крест с распятием. Но и в X, и в XIX веках были широко распространены крестики с изображением Распятого Спасителя.

Встречается множество художественных трактовок формы креста: килевидный, трилистник, процветший крест. Их рассмотрению посвящена целая наука – ставрография. Каждая форма имеет свою историю и символику.

Какие надписи могут быть на нательном кресте?

krestik natelnyy serebryanyy s pozolotoy i almaznoy granyu chetyrekhkonechnyy vysota 2 5 sm 288 18В наши дни наиболее распространены крестики с надписью на обороте «Спаси и сохрани». Эти слова обращены к Богу и являются сокращением молитвы: «Господи, спаси и сохрани меня!» Вместо этой надписи может быть нанесен и текст какой-либо другой молитвы; встречаются кресты, на обороте которых изображены иконы; наконец, крест с гладкой оборотной стороной также ничем не противоречит церковной традиции.

На лицевой стороне креста также зачастую находится ряд надписей. Если на кресте изображено Распятие, они обрамляют его. На крестике без изображений надписи могут быть основными элементами.

Основные аббревиатуры, встречающиеся на нательных крестах

IS KHS

Аббревиатуру « Иисус Христос» обычно располагают около рук Господа.

INTSI«Иисус Назорей, Царь Иудейский» – эту надпись, в качестве указания вины Распятого, Понтий Пилат поместил над Его головой на особой табличке, которую обычно изображают и на нательных крестиках.

Также на крестах встречаются надписи:

Syn Bozhiy– «Сын Божий»

Mlrb– «Место Лобное Рай Бысть» (место казни стало Раем – указание на значение Христовых Страданий для спасения человечества)

KKH KTS– «Крест Христов – красота Церкви»

GG– «гора Голгофа»

GA– «глава Адама». Согласно преданию Церкви, первый человек был погребен на Голгофе, от чего она и получила свое имя, в переводе означающее «Гора черепа» или «Лобное место». Тысячелетия спустя после кончины праотца над его могилой был распят Спаситель мира, именуемый иногда Новым Адамом, искупившим грехи Адама первого. Кровь Христа пролилась на останки первого человека и омыла их в знак очищения от первородного греха как самого праотца, так и его потомков.

KKHDYA– «Крест Христов бесам язва»

KKHMK– «Крест Христов мученикам крепость»

KKHVN– «Крест Христов высота неизреченная»

KKHLN– «Крест Христов лествица небесная»

KHristos dal– Христос Крест нам дал на похвалу (надпись встречается на крестах домонгольского периода)

Sushchiy– «Сый» (Сущий – относится ко Христу, указывает на Его Божество, обычно буквы располагаются в крестчатом нимбе Спасителя либо в верхней части креста, если на нем нет изображения Распятия)

Nebo i zemlya– «исполнь (полны) Небо и земля славы Твоея»

Alfa i omega– первая и последняя буквы греческого алфавита, символизируют начало и конец. В данном случае напоминают о словах Божиих: «Аз есмь альфа и омега, начало и конец, первый и последний»

Krestu TvoemuКТ – Кресту Твоему, ПВ – покланяемся, Владыко, СВ – Святое Воскресение, ТС – Твое славим – начальные буквы тропаря Кресту

Из каких материалов изготавливают нательные кресты?

Наиболее широко распространены нательные крестики из металла, особенно серебряные и золотые. Но встречаются и другие материалы: кто-то предпочитает деревянный нательный крест, кто-то – вырезанный из камня, кости, перламутра. Каждый из этих материалов имеет свою символику, и каждый соответствует церковной традиции.

Из истории нательного креста

Символика материалов, из которых изготавливают нательные кресты

• Золото – металл, напоминающий своим цветом солнце, является символом Божественной благодати, Славы Божией. Поскольку золото не окисляется, оно указывает и на вечность, неизменяемость Божества.

krestik zolotoy zhenskiy s raspyatiem ukrashennyy fianitami 4 1016stock 76

• Серебро – также благородный металл, но ему свойственно сиять, будучи начищенным, и темнеть, оставшись в небрежении – это напоминает человеческую душу. В церковном искусстве серебро символизирует праведного, стремящегося к Богу человека.

serebryanyy natelnyy krestik 41 lite opt 2 0029serebryanyy natelnyy krestik 36 lite opt 2 0024

• Позолоченное серебро – распространенный материал для создания нательных крестов – знак благочестивой души, принявшей Божественную благодать. Такой крестик – это как бы задание или пожелание нам: очистить и освятить свое сердце, стать действительно светлыми, Божьими людьми.

krestik natelnyy serebryanyy s pozolotoy i cherneniem chetyrekhkonechnyy 288 1krestik natelnyy serebryanyy s pozolotoy i almaznoy granyu chetyrekhkonechnyy vysota 3 7 sm 288 16

• Деревянный нательный крест напоминает о Древе Креста, на которым был распят Христос.

derevyannye natelnye krestiki v assortimente temnye nabor 10 shtuk 3 2480

Skrinshot 2020 09 08 12.13.34shop items catalog image15724

Значение числа концов креста

6065739Шестиконечный русский крест – это крест с одной горизонтальной перекладиной и нижней наклонной.

Нижняя перекладина шестиконечного русского креста символизирует подставку для ног, деталь, которая имела место в действительности.

Крест, на котором распинали Христа, был четырёхконечным. Ещё одна перекладина в ногах прикреплялась к кресту перед установлением креста в вертикальном положении, после распятия, когда становилось очевидным место на кресте, где располагаются ступни распятого.

Исторически известно, что Спасителя распяли на кресте прямоугольной формы; над Его головой поместили табличку с надписанием «вины»: «Иисус Назорей – Царь Иудейский ». Соответственно, мы видим восьмиконечный крест.

e7e26a872518ae022edccee82ba182ecЕсть версия, что на самом деле подножия на крестах не было, а изображать его стали в символических целях – чтобы показать Царское достоинство Спасителя, указать на славу, которую Он всегда имел как Бог и которую воспринял Своим человеческим естеством по Воскресении. Подтверждением этого служат древние изображения Креста, на которых вместо Распятия начертан Спас, восседающий на Престоле в царском одеянии: стопы Его почивают на подножии.

Также подножие указывает на Первосвященническое служение Христа, Который принес в искупительную жертву за род человеческий Самого Себя: в Ветхозаветном храме к Престолу было приделано золотое подножие, на которое и вставал священнослужитель, это подножие как бы возвышало его над профанным миром и позволяло священнодействовать (см.: 2 Пар. 9, 18).

Вспомним, что по правую сторону от Христа был распят благоразумный разбойник: человек, который всю жизнь грешил, но покаялся и искренне обратился к Искупителю с мольбой о помиловании – и был спасен. Это – образ тех, кто верует во Христа, уповает на Него и спасается благодаря Его Крестной Жертве. Обращенная вверх правая сторона подножия креста указывает на помилование кающихся: чаша с их грехами оказалась легче, нежели противопоставленная ей Крестная Жертва.

Иная судьба у разбойника-ропотника, распятого по левую сторону Спасителя. Он хулил Бога, а заодно и страждущего рядом с собой Искупителя, отверг Его любовь – а потому ноша грехов этого человека оказалась неимоверно тяжела и увлекла его во ад. Благочестивое предание усвоило наклонной линии подножия креста еще одно значение, увидев в нем напоминание о том, что в духовной жизни не может быть остановок: мы или идем к Богу, или, останавливаясь, «сползаем» вниз, отдаляемся от Создателя.

Число восемь в православной философии имеет глубокое значение. Оно является символом вечности: напоминает о днях Творения, причем седьмой день продолжается и сегодня, а восьмым станет вечная жизнь в Царствии Небесном.

naperstnyj konstantinov krest krymСреди памятников церковного искусства и творений современных мастеров можно увидеть и семиконечный крест – он образуется, когда табличка с надписанием IН ЦI перекрывает собой верхнюю оконечность вертикальной балки.

Читайте также:  как почистить историю в яндексе на телефоне самсунг галакси а51

Четырехконечный крест также достаточно широко употребляется в церковном искусстве. Особенно символична его равносторонняя форма, именуемая также Константиновским крестом. Именно такие кресты были распространены в первые века христианства. Равносторонний четырехконечный крест является символом Мироздания: четырех концов света – и говорит нам о том, что Своим Крестным Подвигом Господь спас Творение от власти диавола.

Символы, изображаемые на нательных крестах

Как правило, каждая деталь креста имела глубокое духовное значение.

Драгоценный камень в центре креста, не имеющего распятия, напоминал о том, что Спаситель, согласно ветхозаветному пророчеству, есть «Камень краеугольный, драгоценный», который «отвергли строители, но он сделался главою угла». Камни, расположенные на концах креста, указывали на раны, полученные Господом при распятии.

Simvolika pravoslavnogo krestaКруг, обрамляющий средокрестие, говорил о том, что Христос – Бог, Вечный и Неизменный: круг – символ бесконечности. Тот же круг мог быть немного видоизменен – и становился изображением тернового венца либо сияния – символа Божественной Славы. Крест, благодаря обрамляющему его орнаменту приближающийся к форме ромба, напоминал о Небесных Силах, предстоящих Престолу Господню.

Треугольник в верхней части Креста – символ Пресвятой Троицы. Продолжать перечисление можно и далее. Укажем основные изображения, чаще всего встречающиеся на крестах – как имеющих распятие, так и не несущих его.

Копие и трость – орудия Страстей Христовых. Нередко изображают также терновый венец; на некоторых крестах встречаются изображения клещей, молотка, лестницы – инструментов, которыми орудовали распинатели.

Глава (череп) Адама – по преданию, первый человек был погребен на Голгофе, отчего эта гора и получила свое название, в переводе означающее «гора Черепа» или «Лобное место». Когда Богочеловек умер на Кресте, земля потряслась, скальная порода дала трещину, и кровь Искупителя оросила череп праотца.

Помимо этого, на кресте может быть изображено множество других символов:

Иконы на нательных крестах

natelnyy krestik s emalu gospod vsederjitel 19008Встречаются крестики, на которых помимо Распятого Христа можно увидеть изображения святых – как тех, кто исторически присутствовал при Распятии, так и живших в совсем иные эпохи.

Нередко на крестах изображают Пресвятую Богородицу и апостола Иоанна Богослова, скорбно стоящих у Распятия, как это и было исторически.

В верхней части креста или по бокам нередко изображают ангелов: Небесные силы со страхом и скорбью созерцали страшное таинство Искупления. На крестах встречаются как полные или полуфигуры ангелов в их антропоморфном виде, так и изображения шестикрылых херувимов.

На оборотной стороне креста могут находиться иконы любых святых или ангелов, изображения событий Священной истории. Особое значение несет образ Воскресения Христова, преддверием которого послужило Распятие.

Распространенные вопросы о нательном кресте и ответы на них i 1

Чем православный крест отличается от католического?

Prav i katol 0001

— Многие считают, что главное отличие – в том, что на православном кресте ноги Спасителя прибиты двумя гвоздями (как, кстати, это и было исторически, по свидетельству Туринской Плащаницы), а на католическом – одним, в соответствии с практикой, распространившейся на Западе с XIII века. Но дело не в числе гвоздей, а в духовном посыле, который несет изображение. На православном кресте Спаситель изображен уже почившим. Он завершил Свой подвиг, предал дух Отцу. Глаза Христа закрыты, руки почти прямые. Он как бы парит на Кресте, обнимая весь мир. Христос на православном кресте – Победитель. Такое изображение являет нам не только исторический факт крестной казни Спасителя, но и духовную реальность. Католики изображают Господа Иисуса страдающим, изнемогающим под тяжестью мук. Такая натуралистичность излишне будоражит чувства, но не несет в себе богословской глубины, так как показывает Христа только как человека, а не как Бога. Стоит отметить, что разница в традиции создания нательных крестов у православных и католиков запечатлела гораздо более глубокое различие: в аскетике, в пути развития души, который эти вероисповедания предлагают своим последователям.

Почему в нижней части креста иногда помещают перевернутый полумесяц? Это что, полемика с последователями ислама?

Обязательно ли освящать крестик в храме?

— Изначально ни кресты, ни иконы не освящали – считалось, что они святы по самой своей сути. Традиция освящать кресты и образа появилась в Русской Православной Церкви в средние века в связи с тем, что стали распространяться неканоничные живописные иконы, которые Церковь не могла признать своими. Обряд освящения занял место некой экспертизы: соответствует данный образ или крест православной традиции или нет. Но поскольку традиция эта в Церкви укоренилась, не стоит ее нарушать, ведь в православном богослужении нет ничего случайного. При освящении креста священник читается молитву, призывающую Божественную благодать и защиту на того, кто будет этот крест носить – зачем же от этого отказываться?

Можно ли носить крест поверх одежды?

— По традиции нательный крест носят, как и следует из его названия, на теле – то есть под одеждой. В то же время, нельзя согласиться с категоричными утверждениями людей, считающих, что показать окружающим свой нательный крест – уже грех (обвинения воздвигаются различные, вплоть до самосвятства – де, крест поверх одежды носят только священники). Известно, что в разные эпохи христиане по-разному относились к тому, как именно следует носить нательный крест. К тому же, стоит вспомнить, что, кроме нательных крестов существуют другие виды крестиков, носимых православными – в годы гонений на веру о них забыли, сегодня же эта традиция возрождается. Правил, запрещающих надевать всевозможные энколпионы, ладанки и т.п. на одежде, не существует, а история свидетельствует, что зачастую именно так их и носили. Главное, какой мотив движет человеком. Если вера и любовь к Богу – полагаем, никто его не осудит.

Можно ли носить два нательных креста или иметь несколько крестиков и надевать то один, то другой?

Хорошо ли благословлять ребенка крестом и можно ли передавать крест по наследству, дарить родственникам?

— Благословить дитя крестом – специально для него приобретенным или родовым, передающимся из поколения в поколение, – это прекрасно. Подрастая, малыш будет знать, что крест – это святыня, связывающая его с Богом – и с его семьей, предками. Крест несет с собой только Божественную благодать, только добро – поэтому его можно дарить и детям, и взрослым.

Можно ли носить крест на одной цепочке с образком? А со знаком зодиака?

— Носить крест вместе с образком, ладанкой и прочими православными святыньками можно. А вот к знакам зодиака не следует прибегать в принципе – потому что это чуждый Православной вере амулет. К тому же, всевозможные гороскопы – часть языческой системы верований. Звезды – творение Божие, их можно изучать, любоваться ими, благодарить Создателя за их красоту – но никак не приписывать им влияние на судьбы людей и не оправдывать ими недостатки своего характера.

Правда ли, что не во всех православных странах носят нательные кресты?

tattoo4— Правда. В этом проявляется разница исторического пути народов и возникших на протяжении этого пути традиций. Но, что интересно: при различии в форме – содержание остается общим. Например, у православных греков принято носить на руке четки – знак не только веры во Христа, но и непрестанной молитвы к Нему (к этому идеалу: всегда быть обращенными к Богу – призваны стремиться все мы). А египетские христиане – копты – соблюдают такую традицию: они делают на руке татуировку с изображением креста или особо почитаемого ими святого – великомученика Георгия Победоносца. В русской православной культуре татуировки считаются противными благочестию – и правильно: не стоит искажать образ, данный человеку Богом. А копты правы по-своему: столетиями живя в мусульманском окружении, которое зачастую было агрессивным, где крест могли отобрать, осквернить – они запечатлевают знак своей веры так, чтобы с ним уже ничего нельзя было сделать. Как видите, стремление постоянно иметь при себе зримое свидетельство своей веры существует в разных православных культурах.

Надевать ли крестик на младенца? А вдруг он задушит себя гайтаном?

Можно ли снимать крест, когда моешься? А если идешь в сауну или на рентген?

— Снимать нательный крест можно, но нежелательно. В сауну или на медицинские процедуры, не позволяющие ношения на теле металла, можно надеть особый деревянный крестик. Впрочем, если у вас его не оказалось, и пришлось все же побыть некоторое время без креста – ничего страшного или греховного в этом нет. При мытье или купании качественно выполненный тельник не должен пострадать. Не стоит приобретать крест, сделанный из ненадежных материалов, которые могут полинять, заржаветь или сломаться под воздействием воды: ведь, носимый постоянно, соприкасаясь с телом, он все равно быстро придет в негодность, даже если вы будете снимать его при мытье. Наконец, если вы занимаетесь какими-то видами спорта, при которых на шее не должно быть цепочки или гайтана – может быть, вам будет удобно приколоть крест к одежде булавкой или пришить его к майке?

На чем носить крест: на цепочке, гайтане или ленте?

— На ваше усмотрение. Никаких правил тут не существует. Можно лишь посоветовать: если будете носить крест на цепочке – выбирайте достаточно прочную, чтобы она не порвалась под тяжестью креста, и с мягким плетением, чтобы цепь не переломилась.

Какого размера должен быть нательный крест?

Зачем делают красивые кресты из драгоценных металлов?

— Красота – одно из свойств Бога. Господь создал этот мир прекрасным. Любви свойственно украшать свой предмет. Поэтому естественно, что христиане благоукрашают все, что связано с их верой: создают великолепные храмы, делают драгоценные оклады для икон. Соответственно, красивым стараются сделать и нательный крест.

Как выбрать нательный крест для ребенка?

Чем руководствоваться, подбирая крест для взрослого человека?

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector