Крест нательный
Крест нате́льный – небольшой крест, символически отображающий Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос (иногда с изображением Распятого, иногда без такого изображения), предназначенный для постоянного ношения православным христианином в знак его веры и верности Христу, принадлежности к Православной Церкви, служащий средством для благодатной защиты.
Крест – величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления. В службе на праздник Воздвижения Церковь воспевает древо Креста Господня многими похвалами: «Крест – хранитель всея вселенной, красота Церкви, царей держава, верных утверждение, ангелов слава и демонов язва».
Он – свидетельство того, что человек есть христианин (последователь Христа и член Его Церкви). Вот почему грех – тем, кто носит крестик для моды, не являясь членом Церкви. Осознанное же ношение нательного крестика является бессловесной молитвой, позволяющей этому крестику являть подлинную силу Первообраза – Креста Христова, которая и защищает носителя всегда, даже если он и не попросит помощи, или не имеет возможности перекреститься.
Совершая таинство Крещения, священник надевает на младенца крестик, который с этого момента становится неразлучным спутником нового члена Церкви. Крестик не принято снимать при купании или переодевании (в прежние времена в банях имелись даже деревянные крестики, которые надевали в парилку взамен своих). К сожалению, есть и «знающие» советчики: медицинские сестры, соседки, подруги, которые авторитетно убеждают маму снять с ребенка крестик: мол маленький еще, запутается в тесемке, кожу натрет и т. п.
Существуют канонические формы крестов – четырех‑, шести‑, восьмиконечные; с полукружием внизу и другие. Каждая линия имеет глубокое символическое значение. На Руси более приняты восьмиконечные нательные крестики, на обороте которых по традиции делают надпись «Спаси и сохрани». Святитель Димитрий Ростовский еще в XVIII веке писал: «Не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по самому Христу, Пресвятою Кровью Которого обагрился. Проявляя чудодейственную силу, какой-либо Крест не сам собой действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием Пресвятого Имени Его».
Не существует каких-либо правил о материале для крестов. Очевидно, здесь приемлемы и драгоценные металлы, ибо для христианина не может быть ничего дороже креста – отсюда стремление его украсить. Но, безусловно, простые деревянные или металлические крестики ближе по духу ко Кресту Господню. Также нет принципиальной разницы между цепочкой и тесьмой: важно, чтобы крестик держался прочно. Крест не должен сниматься, в т.ч. во время мытья и спортивных занятий. Миряне носят нательный (на теле) крестик под одеждой, специально не выставляя его напоказ.
В первые века принятия Русью христианства кресты носили не на теле, а поверх одежды «как ясные показатели христианского крещения». Позже право носить крест поверх одежд до XVIII века имели только епископы, еще позже – и священники. Священнический нагрудный крест называется наперсным («перси» по-церковнославянски значит «грудь»). Наряду с наперсным, священники носят и нательный крестик.
Русские люди на крестах клялись в верности, а обмениваясь нательными крестами, становились крестовыми побратимами. При постройке церквей, домов, мостов крест закладывали в основание. Существовал обычай из разбившегося церковного колокола отливать множество крестиков, которые пользовались особым почитанием. Снять с себя крест или не носить его понималось всегда как богоотступничество. За 2000-летнюю историю христианства многие люди пострадали за свою веру, за отказ отречься от Христа и снять с себя нательный крест. Этот подвиг повторялся и в наше время.
С нательным крестиком связано множество суеверий: потерял крестик – случится беда; потерянный кем-то крестик нельзя поднимать; крестик нельзя дарить, на цепочке нельзя носить и тому подобное. Все они не имеют под собой никаких оснований: можно купить новый крестик, носить подаренный или найденный, освятив его в храме. Те крестики, что продаются в храме, освящаются специальным чином.
Обязательно ли освящать нательный крестик в храме или достаточно окропить его святой водой дома?
Иконы и крестные изображения подлежат освящению священником. В требнике есть особое небольшое последование, в его составе священническая молитва об освящении «сего крестного знамения». (Требник – богослужебная книга, касающаяся частных богослужений, совершающихся по ТРЕБОВАНИЮ (в отличие от общественных – вечерни, утрени и Литургии).
Расскажу случай, бывший с прихожанкой нашего Храма. Перед этим они недавно повенчались с мужем. Муж только пришел к вере. Купили нательный Крест. Муж подумал: «И чего я пойду в Храм. Есть крещенская вода и молитва на освящения всякой вещи». Прочитал, покропил трижды. Надел и носит. Поехали в Пафнутьево-Боровский монастырь (впервые). Входят в келью к о. Власию. Он называет его по имени (видя его впервые) и говорит: «У тебя Крест не освящен, иди на молебен освящай». (А.Г. Захарин)
Что означает потеря нательного креста?
Отвечает священник Михаил Воробьев:
Ничего, кроме некоторой невнимательности и небрежности потерявшего.
Что делать с найденным нательным крестом?
Найденный нательный крест можно держать дома, можно отдать его в храм или тому, кто в нем нуждается. Суеверия же относительно того, что если мы находим где-нибудь потерянный кем-то крест, то нельзя его брать, так как тем самым мы берем чужие скорби и искушения, безосновательны, так как Господь – личность, Отец наш Небесный, а не бездушный механизм. Если вы хотите носить найденный крест, его нужно освятить.
Можно ли дарить нательный крест?
Как выбрать нательный крест?
Нательный крест – это не ювелирное украшение. Как бы красив он ни был, из какого бы драгоценного металла он не был бы сделан, это в первую очередь зримый символ христианской веры.
Православные нательные кресты имеют очень древнюю традицию и потому бывают весьма разнообразными по своему виду, в зависимости от времени и места изготовления. Традиционный православный нательный крест имеет восьмиконечную форму.
Почитание креста, любовь к нему проявляется в богатстве и разнообразии его украшений. Нательные кресты всегда отличались разнообразием как в выборе материала, из которого они делались – золото, серебро, медь, бронза, дерево, кость, янтарь, – так и своей формой. И потому при выборе креста надо обращать внимание не на металл, из которого изготовлен крест, а на то, соответствует ли форма креста православным традициям, о которых пойдет речь ниже.
Можно ли носить кресты с католическим Распятием?
Иконография православного Распятия получила свое окончательное догматическое обоснование в 692 году в 82‑м правиле Трульского собора, утвердившего канон иконографического изображения Распятия. Главным условием канона становится сочетание исторического реализма с реализмом Божественного Откровения. Фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест и Господь открывает Свои объятия всем к Нему обращающимся.
Как освятить нательный крест?
Традиционно в Православной Церкви освящение нательного крестика совершается священнослужителем в храме. Чин благословения креста к ношению на персех, т.е. на груди, содержится в богослужебной книге – Требнике.
Крестик освящается только единожды. Переосвящать его нужно только в исключительных условиях (если он был сильно поврежден и восстановлен заново, либо попал к Вам в руки, но вы не знаете освящался ли он до этого).
Существует суеверие, что при освящении нательный крест приобретает магические защитные свойства. Церковь же учит, что освящение материи позволяет нам не только духовно, но и телесно – через эту освященную материю – приобщиться к Божественной благодати, необходимой нам для духовного роста и спасения. Но благодать Божия действует небезусловно. От человека требуется правильная духовная жизнь по заповедям Божиим, и именно эта духовная жизнь дает возможность благодати Божией спасительно на нас воздействовать, исцеляя от страстей и грехов.
Иногда приходится слышать мнение о том, что, мол, освящение нательных крестиков – поздняя традиция и раньше такого не было. На это можно ответить, что и Евангелия, как книги, тоже когда-то не было и Литургии в нынешнем виде не было. Но это вовсе не значит, что Церковь не может развивать формы Богопочитания и церковного благочестия. Разве противно христианскому вероучению призвать Божию благодать на творение рук человеческих?
Можно ли носить два креста?
Главный вопрос — зачем, с какой целью? Если вам подарили ещё один, то вполне можно благоговейно хранить один из них в святом углу рядом с иконами, а один носить постоянно. Если приобрели другой, то и носите его…
Христианина хоронят с нательным крестом, поэтому по наследству его не передают. Что касается ношения второго нательного креста каким-то образом оставшегося от усопшего родственника, то ношение его в знак памяти о покойном свидетельствует о непонимании сути ношения креста, который свидетельствует о Жертве Бога, а не родственных отношениях.
Нательный крест — это не украшение или амулет, а одно из видимых свидетельств принадлежности к Церкви Христовой, средство благодатной защиты и напоминание о заповеди Спасителя: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною… ( Мф.16:24 ).
О человеке безнравственном на Руси говорили: «Креста на нём нет».
СИМВОЛИКА ПРАВОСЛАВНОГО НАТЕЛЬНОГО КРЕСТА
СИМВОЛИКА ПРАВОСЛАВНОГО НАТЕЛЬНОГО КРЕСТА
Сегодня мы поговорим об истории ношения нательного креста на груди. Обычай вместе с Крещением надевать на шею новокрещеного нательный крест появился не сразу. В первые века христианства крест не носили, а носили медальоны с изображением закланного Агнца или Распятия. Но Крест как орудие спасения мира Иисусом Христом был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала Церкви. К примеру, церковный мыслитель Тертуллиан (II–III вв.) в своей «Апологии» свидетельствует, что почитание креста существовало с первых времен христианства. Еще до нахождения в IV веке царицей Еленой и императором Константином животворящего Креста, на котором был распят Христос, уже среди первых последователей Христа был распространен обычай всегда иметь при себе образ креста, а некоторые христиане изображали фигуру креста даже у себя на лбу – как в напоминание о страданиях Господа, так и для исповедания своей веры перед другими.
Первые документальные свидетельства о ношении нательных крестов относятся к началу 4-го века. Так, акты VII Вселенского Собора свидетельствуют, что святые мученики Орест (†304) и Прокопий (†303), пострадавшие при Диоклетиане, носили на шее крест, выполненный из золота и серебра.
После ослабления и последующего прекращения гонений на христиан ношение креста стало повсеместным обычаем. В это же время на всех христианских храмах стали устанавливать кресты. На Руси же этот обычай переняли именно с крещением славян в 988 году. Начиная с византийских времен на Руси существовало два рода нательных крестов: собственно сами «тельники» (носимые на теле под одеждой) и т.н.«энколпионы» (от греческого слова «нагрудный»), носимые не на теле, а поверх одежды. Про последние скажем два слова: первоначально благочестивые христиане носили с собой (на себе) ковчежец с частицами св. мощей или иными святынями. На этом ковчежце помещался крест. Впоследствии сам ковчежец приобрел форму креста, и такой крест стали носить епископы и императоры. Современный священнический и епископский наперсный крест ведет свою историю именно от энколпионов, то есть ящичков с мощами или иными святынями
Энколпион 15-16 век «Распятие Христово — Святитель Николай»
Что же символизирует собой нательный крестик?
История возникновения Православного Креста
Православные нательные кресты имеют очень древнюю традицию и потому бывают весьма разнообразными по своему виду, в зависимости от времени и места изготовления.
В первые века появляется немало крестов разной формы, но изменяющаяся форма креста не несла искажения сути: «Крест всякой формы есть истинный крест», – говорил преп. Феодор Студит. Древнейшие кресты были монолитными каменными и металлическими тельниками. Носились они на шнурке, продетом в отверстие, просверленное в верхней части креста. Металлические тельники отливались из серебра или бронзы, а также вырезались из металлической пластины или монеты. Иногда крест покрывался несложным геометрическим или растительным орнаментом. Обычно кресты повторяли форму крестов греческого, а иногда скандинавского происхождения. В Византии формируется даже особое богословие креста и появляется новый тип изображения креста. Такой крест состоит из двух крестообразно записанных слов: «фос» и «зои». Фос по-гречески означает свет. Зои означает жизнь.
Такой крест означает, что Христос – истинный свет («Я свет миру, кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8.12). И, кроме того, – что Христос есть истинная Жизнь, сообщающая жизнь всему остальному сотворенному Богом миру.
Четыре балки креста, исходящие из единого центра, особо выделенного кругом или квадратом с крестом, понимаются как четыре луча Света Жизни, исходящего от его источника – Христа.
Такая символика характерна для древних выносных крестов и крестов, украшающих дарохранительницы и реликварии (места для хранения святынь).
Когда крест вписывается в круг, его символику можно понимать в солярном смысле, и Христос здесь предстает Солнцем правды.
Использование растительной символики в орнаменте крестов указывает на Древо Жизни, утерянное в Эдеме первым Адамом и возвращенное Адамом Новым – Христом.
Уже на рубеже 7-го – 9-го веков формируется восточный и западный тип иконографии креста.
На крестах 11-го – 13-го веков Распятый Христос почти не изображался, в это время на крестах мы видим изображения Христа благословляющего, Христа, восседающего на Троне, Христа с предстоящими.
Крест все более усложняется, и его формы развиваются особенно в 14-м – 17-м веках, причем интересно, что это происходит преимущественно на Руси, где каждому христианину давался крест при крещении.
В это время в форме креста появляется подобие корабля или якоря, дерева, растения; нательные кресты обильно украшаются иконами, евангельскими сюжетами, другими христианскими символами.
Нередко была композиция Деисиса (с греч. моление), то есть Христа с предстоящими Ему Богоматерью и Предтечей (или другими святыми).
Иконография православного (восточного) Распятия
Иконография православного (восточного) Распятия получила свое окончательное догматическое обоснование в 692 году в 82-м правиле Трульского собора, утвердившего канон иконографического изображения Распятия.
Главным условием канона становится сочетание исторического реализма с реализмом Божественного Откровения. Фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест, и Господь открывает Свои объятия всем к Нему обращающимся.
Смысл ношения крестика и той надписи, которую мы читаем на его обороте: «Спаси и сохрани»
Христиане, которые носят нательный крестик, как бы воздают бессловесную молитву Богу. И он всегда защищает носителя. Само по себе наличие крестика на груди еще не спасает и не имеет никакого значения для человека, если он осознанно не исповедует то, что символизирует собой Крест Христов. Хотя, конечно, Господь, несомненно, хранит верующего в него от многих бытовых несчастий и бед. То есть, если человек носит крестик с верой и упованием на милость Божию, он, условно говоря, «включён» в особенный договор с Богом и с ним никогда не случится ничего фатально-непоправимого в вечности. Так от чего сохранить обещает нас Господь? Не от житейских бед, напастей и трудностей в первую очередь, потому что всё это бывает даже необходимо душе, увы, склонной к расслабленности и забвению цели своего бытия. Но сохранить нас обещает Господь, прежде всего, от страшной власти греха, посредством которой враг рода человеческого губит наши души, если только мы будем согласны жить по закону Божиему. Простые слова «Спаси и сохрани» означают неустанное, от всего сердца, обращение наше к Богу с просьбой о том, чтобы Он помог нам приобщиться благодатной вечности.
Виды православного креста
Православные нательные кресты имеют очень древнюю историю, в разные времена в разных местах христианского мира почитались кресты самой разной формы: и восьмиконечные, и четырехконечные, и равносторонние, и неравносторонние, и трехконечные, в виде буквы «Т». Однако самый распространенный православный нательный крест имеет восьмиконечную форму, более всего соответствующую форме Креста, на котором был распят Христос.
Что касается крестов без Распятия, то эта форма креста — самая древняя. Изначально изображалась только геометрическая фигура креста, уже являющаяся сама по себе символом христианства. Позже на ней стали изображать и само Распятие, а также дополнительные элементы символики. Изображения Распятия появляются начиная со II-III веков. Около 600 г. ученый греческий монах Анастасий Синаит (игумен Синайской горы) пишет знаменитое полемическое сочинение против монофизитов «Руководство» и иллюстрирует его изображением Распятия. При этом он впервые применяет т. н. греческий круцификс, т. е. восьмиконечный крест. Интересно, что преподобный Анастасий Синаит попросил переписчиков своего сочинения каждый раз тщательно перерисовывать этот вид креста. А поскольку прп. Анастасия очень все уважали, то этот крест привился и стал общераспространенным на Востоке. Это именно восточный крест-распятие.
Как совершенно понятно, на кресте, прежде всего, изображается Распятый Спаситель. Над головой Его также может быть табличка с буквами (I.н.ц.и.). Под ногами Богочеловека – подножие (прямое или скошенное).
Но последователи Иисуса Христа, переживая Крест Христов как орудие нашего Спасения, всегда стремились тот маленький, но драгоценный для них знак, который они носили на груди, украсить разными символами нашей веры. Отсюда проникают на наш крест разные надписи, персонажи, узоры, детали, иконы и проч. Расскажу о наиболее популярных изображениях, встречаемых на нагрудных и нательных крестах, и дам их краткое истолкование.
Копие и трость. Рядом со крестом изображаются копие и трость – орудия Страстей Христовых. Иногда рядом с Крестом изображаются фигурки воинов, держащих копие и трость. Если воин изображается один, это почти всегда указание на сотника Лонгина, при Кресте покаявшегося и уверовавшего во Христа. (Иногда трость изображается с отростками, как бы процветшей. Это согласно Евангелию от Иоанна (19, 29), где говорится, что губка была наложена не на обычную трость, но на иссоп, растение, употреблявшееся в ритуальных целях: им окропляли священники евреев жертвенной кровью: окропиши мя исопом и очищуся…).
Бывает, что за Крестом Христовым изображается стена или строение. Это изображение стен Иерусалима. Кроме чисто исторического указания на то, что Спаситель был распят вне города, это указание на Горний, Небесный Иерусалим, куда мы получили доступ благодаря Голгофской Жертве.
По правую и по левую стороны Креста могут стоять: Божия Матерь, Иоанн Богослов, кто-нибудь из Жен Мироносиц, сотник Лонгин, Иоанн Креститель, первоверховные апостолы Петр и Павел, святые и вселенские Учители: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.
На нижней части Креста обычно изображались камни Голгофской горы и Адамова глава, то есть череп похороненного, по преданию, на Голгофе Адама. Символически это указывает на то, что Смертью Второго Адама (Христа) была одержана победа на смертью, внесенной в мир первым Адамом.
На некоторых древних крестах (преимущественно византийских) внизу мог изображаться дракон (поверженный сатана) или просто одна разинутая пасть дракона.
На некоторых крестах внизу изображается восставший из гроба Адам или Ева. Существует даже целый сюжет нагрудного креста: Сошествие Христа Спасителя во ад.
Вверху Распятия может изображаться Вознесение Господне.
Существуют кресты, на которых на оборотной стороне изображаются Двунадесятые праздники.
Каменный крест 16-го – 17-го веков. В центре – Лик Спасителя. Внизу – лик святителя Николая Чудотворца. По бокам – фигуры святых.
Кожаный крест. Такие кресты делали в старину в некоторых монастырях. Перед вами современный кожаный крест из монастыря в Старой Ладоге.
Крест начала 20-го столетия. Этот крест был выпущен в 1913 году в честь 300-летия Дома Романовых.
Крест выполнен в традиционном старорусском стиле.
Старообрядческие нательные кресты – тельники, как и сегодня их называют старообрядцы.
Золотые нательные кресты 19-го века.
Такие кресты носили состоятельные люди. Передаваясь из поколения в поколение, некоторые из этих нательных крестиков, выполненных из красного, червонного, золота, дожили и до наших дней.
Медный и серебряный нательные кресты малоимущих людей (19-й век)
Серебряные нательные крестики изящной, часто вычурной формы 1990-х – начала 2000-х годов
Иерусалимский нательный крест
Подчеркивая, что Иерусалим – место Страстей и Смерти Христовой, иерусалимские христиане любят изготавливать кресты нарочито грубой формы, максимально приближенные к оригиналу Креста Господня.
О благоговейном почитании нательного креста
«Следует поклоняться и почитать не только тот один Животворящий Крест, на котором был распят Христос, но и всякому Кресту, сотворенному по образу и подобию того Животворящего Креста Христова. Следует поклоняться, как тому самому, на котором был пригвожден Христос. Ведь там, где изображается Крест, из любого вещества, – туда приходит Благодать и Освящение от Пригвожденного на Кресте Христа Бога нашего».
Преподобный Иосиф Волоцкий.
Ношение нательного креста прежде всего является проявлением личного благочестия. Христианин всегда обязан иметь памятование о Боге, ибо сказано «Возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего» (Втор.6, 5). Ношение креста есть бессловесная постоянная молитва христианина, мы поклоняемся кресту не как символу смерти, а как символу вечной и неразлучной жизни с Богом.
Крест нательный
Другие названия: тельник, распятие, крестик, символ христианина
Что такое нательный крест?
Нательный крест – атрибут православного христианина, распространенный в Русской Православной Церкви и еще в целом ряде поместных церквей. Его носят на груди, под одеждой, стараясь не снимать.
Зачем нужен нательный крест?
Нательный крест – знак нашей любви и веры к Богу, нашей надежды на Его помощь и милость. Его можно сравнить с обручальным кольцом: как кольца указывают на связь между любящими друг друга людьми, так и крестик есть выражение нашей неразрывной связи с Богом. Надевая крест, мы как бы говорим Христу: «я – Твой, будь со мной». А поскольку Бог вездесущ и всеведущ, то в ответ на это обращение он постоянно заботится о нас. Конечно, для этого важно носить крест с верой и согласовывать с этой верой всю свою жизнь.
Какой формы может быть нательный крест?
Форма нательного крестика может быть практически любой (восьми-, шести-, четырехконечный). По словам преподобного Феодора Студита, «крест всякой формы есть истинный крест». В разных странах, в разные исторические периоды были различные представления о том, каким должен быть нательный крест. Например, в XVII веке на Руси чаще употреблялись кресты без распятия – эта традиция сохранилась у старообрядцев, которые ныне запрещают своим последователям носить крест с распятием. Но и в X, и в XIX веках были широко распространены крестики с изображением Распятого Спасителя.
Встречается множество художественных трактовок формы креста: килевидный, трилистник, процветший крест. Их рассмотрению посвящена целая наука – ставрография. Каждая форма имеет свою историю и символику.
Какие надписи могут быть на нательном кресте?
В наши дни наиболее распространены крестики с надписью на обороте «Спаси и сохрани». Эти слова обращены к Богу и являются сокращением молитвы: «Господи, спаси и сохрани меня!» Вместо этой надписи может быть нанесен и текст какой-либо другой молитвы; встречаются кресты, на обороте которых изображены иконы; наконец, крест с гладкой оборотной стороной также ничем не противоречит церковной традиции.
На лицевой стороне креста также зачастую находится ряд надписей. Если на кресте изображено Распятие, они обрамляют его. На крестике без изображений надписи могут быть основными элементами.
Основные аббревиатуры, встречающиеся на нательных крестах
Аббревиатуру « Иисус Христос» обычно располагают около рук Господа.
«Иисус Назорей, Царь Иудейский» – эту надпись, в качестве указания вины Распятого, Понтий Пилат поместил над Его головой на особой табличке, которую обычно изображают и на нательных крестиках.
Также на крестах встречаются надписи:
– «Сын Божий»
– «Место Лобное Рай Бысть» (место казни стало Раем – указание на значение Христовых Страданий для спасения человечества)
– «Крест Христов – красота Церкви»
– «гора Голгофа»
– «глава Адама». Согласно преданию Церкви, первый человек был погребен на Голгофе, от чего она и получила свое имя, в переводе означающее «Гора черепа» или «Лобное место». Тысячелетия спустя после кончины праотца над его могилой был распят Спаситель мира, именуемый иногда Новым Адамом, искупившим грехи Адама первого. Кровь Христа пролилась на останки первого человека и омыла их в знак очищения от первородного греха как самого праотца, так и его потомков.
– «Крест Христов бесам язва»
– «Крест Христов мученикам крепость»
– «Крест Христов высота неизреченная»
– «Крест Христов лествица небесная»
– Христос Крест нам дал на похвалу (надпись встречается на крестах домонгольского периода)
– «Сый» (Сущий – относится ко Христу, указывает на Его Божество, обычно буквы располагаются в крестчатом нимбе Спасителя либо в верхней части креста, если на нем нет изображения Распятия)
– «исполнь (полны) Небо и земля славы Твоея»
– первая и последняя буквы греческого алфавита, символизируют начало и конец. В данном случае напоминают о словах Божиих: «Аз есмь альфа и омега, начало и конец, первый и последний»
КТ – Кресту Твоему, ПВ – покланяемся, Владыко, СВ – Святое Воскресение, ТС – Твое славим – начальные буквы тропаря Кресту
Из каких материалов изготавливают нательные кресты?
Наиболее широко распространены нательные крестики из металла, особенно серебряные и золотые. Но встречаются и другие материалы: кто-то предпочитает деревянный нательный крест, кто-то – вырезанный из камня, кости, перламутра. Каждый из этих материалов имеет свою символику, и каждый соответствует церковной традиции.
Из истории нательного креста
Символика материалов, из которых изготавливают нательные кресты
• Золото – металл, напоминающий своим цветом солнце, является символом Божественной благодати, Славы Божией. Поскольку золото не окисляется, оно указывает и на вечность, неизменяемость Божества.
• Серебро – также благородный металл, но ему свойственно сиять, будучи начищенным, и темнеть, оставшись в небрежении – это напоминает человеческую душу. В церковном искусстве серебро символизирует праведного, стремящегося к Богу человека.
• Позолоченное серебро – распространенный материал для создания нательных крестов – знак благочестивой души, принявшей Божественную благодать. Такой крестик – это как бы задание или пожелание нам: очистить и освятить свое сердце, стать действительно светлыми, Божьими людьми.
• Деревянный нательный крест напоминает о Древе Креста, на которым был распят Христос.
Значение числа концов креста
Шестиконечный русский крест – это крест с одной горизонтальной перекладиной и нижней наклонной.
Нижняя перекладина шестиконечного русского креста символизирует подставку для ног, деталь, которая имела место в действительности.
Крест, на котором распинали Христа, был четырёхконечным. Ещё одна перекладина в ногах прикреплялась к кресту перед установлением креста в вертикальном положении, после распятия, когда становилось очевидным место на кресте, где располагаются ступни распятого.
Исторически известно, что Спасителя распяли на кресте прямоугольной формы; над Его головой поместили табличку с надписанием «вины»: «Иисус Назорей – Царь Иудейский ». Соответственно, мы видим восьмиконечный крест.
Есть версия, что на самом деле подножия на крестах не было, а изображать его стали в символических целях – чтобы показать Царское достоинство Спасителя, указать на славу, которую Он всегда имел как Бог и которую воспринял Своим человеческим естеством по Воскресении. Подтверждением этого служат древние изображения Креста, на которых вместо Распятия начертан Спас, восседающий на Престоле в царском одеянии: стопы Его почивают на подножии.
Также подножие указывает на Первосвященническое служение Христа, Который принес в искупительную жертву за род человеческий Самого Себя: в Ветхозаветном храме к Престолу было приделано золотое подножие, на которое и вставал священнослужитель, это подножие как бы возвышало его над профанным миром и позволяло священнодействовать (см.: 2 Пар. 9, 18).
Вспомним, что по правую сторону от Христа был распят благоразумный разбойник: человек, который всю жизнь грешил, но покаялся и искренне обратился к Искупителю с мольбой о помиловании – и был спасен. Это – образ тех, кто верует во Христа, уповает на Него и спасается благодаря Его Крестной Жертве. Обращенная вверх правая сторона подножия креста указывает на помилование кающихся: чаша с их грехами оказалась легче, нежели противопоставленная ей Крестная Жертва.
Иная судьба у разбойника-ропотника, распятого по левую сторону Спасителя. Он хулил Бога, а заодно и страждущего рядом с собой Искупителя, отверг Его любовь – а потому ноша грехов этого человека оказалась неимоверно тяжела и увлекла его во ад. Благочестивое предание усвоило наклонной линии подножия креста еще одно значение, увидев в нем напоминание о том, что в духовной жизни не может быть остановок: мы или идем к Богу, или, останавливаясь, «сползаем» вниз, отдаляемся от Создателя.
Число восемь в православной философии имеет глубокое значение. Оно является символом вечности: напоминает о днях Творения, причем седьмой день продолжается и сегодня, а восьмым станет вечная жизнь в Царствии Небесном.
Среди памятников церковного искусства и творений современных мастеров можно увидеть и семиконечный крест – он образуется, когда табличка с надписанием IН ЦI перекрывает собой верхнюю оконечность вертикальной балки.
Четырехконечный крест также достаточно широко употребляется в церковном искусстве. Особенно символична его равносторонняя форма, именуемая также Константиновским крестом. Именно такие кресты были распространены в первые века христианства. Равносторонний четырехконечный крест является символом Мироздания: четырех концов света – и говорит нам о том, что Своим Крестным Подвигом Господь спас Творение от власти диавола.
Символы, изображаемые на нательных крестах
Как правило, каждая деталь креста имела глубокое духовное значение.
• Драгоценный камень в центре креста, не имеющего распятия, напоминал о том, что Спаситель, согласно ветхозаветному пророчеству, есть «Камень краеугольный, драгоценный», который «отвергли строители, но он сделался главою угла». Камни, расположенные на концах креста, указывали на раны, полученные Господом при распятии.
• Круг, обрамляющий средокрестие, говорил о том, что Христос – Бог, Вечный и Неизменный: круг – символ бесконечности. Тот же круг мог быть немного видоизменен – и становился изображением тернового венца либо сияния – символа Божественной Славы. Крест, благодаря обрамляющему его орнаменту приближающийся к форме ромба, напоминал о Небесных Силах, предстоящих Престолу Господню.
• Треугольник в верхней части Креста – символ Пресвятой Троицы. Продолжать перечисление можно и далее. Укажем основные изображения, чаще всего встречающиеся на крестах – как имеющих распятие, так и не несущих его.
• Копие и трость – орудия Страстей Христовых. Нередко изображают также терновый венец; на некоторых крестах встречаются изображения клещей, молотка, лестницы – инструментов, которыми орудовали распинатели.
• Глава (череп) Адама – по преданию, первый человек был погребен на Голгофе, отчего эта гора и получила свое название, в переводе означающее «гора Черепа» или «Лобное место». Когда Богочеловек умер на Кресте, земля потряслась, скальная порода дала трещину, и кровь Искупителя оросила череп праотца.
Помимо этого, на кресте может быть изображено множество других символов:
Иконы на нательных крестах
Встречаются крестики, на которых помимо Распятого Христа можно увидеть изображения святых – как тех, кто исторически присутствовал при Распятии, так и живших в совсем иные эпохи.
Нередко на крестах изображают Пресвятую Богородицу и апостола Иоанна Богослова, скорбно стоящих у Распятия, как это и было исторически.
В верхней части креста или по бокам нередко изображают ангелов: Небесные силы со страхом и скорбью созерцали страшное таинство Искупления. На крестах встречаются как полные или полуфигуры ангелов в их антропоморфном виде, так и изображения шестикрылых херувимов.
На оборотной стороне креста могут находиться иконы любых святых или ангелов, изображения событий Священной истории. Особое значение несет образ Воскресения Христова, преддверием которого послужило Распятие.
Распространенные вопросы о нательном кресте и ответы на них 
Чем православный крест отличается от католического?
— Многие считают, что главное отличие – в том, что на православном кресте ноги Спасителя прибиты двумя гвоздями (как, кстати, это и было исторически, по свидетельству Туринской Плащаницы), а на католическом – одним, в соответствии с практикой, распространившейся на Западе с XIII века. Но дело не в числе гвоздей, а в духовном посыле, который несет изображение. На православном кресте Спаситель изображен уже почившим. Он завершил Свой подвиг, предал дух Отцу. Глаза Христа закрыты, руки почти прямые. Он как бы парит на Кресте, обнимая весь мир. Христос на православном кресте – Победитель. Такое изображение являет нам не только исторический факт крестной казни Спасителя, но и духовную реальность. Католики изображают Господа Иисуса страдающим, изнемогающим под тяжестью мук. Такая натуралистичность излишне будоражит чувства, но не несет в себе богословской глубины, так как показывает Христа только как человека, а не как Бога. Стоит отметить, что разница в традиции создания нательных крестов у православных и католиков запечатлела гораздо более глубокое различие: в аскетике, в пути развития души, который эти вероисповедания предлагают своим последователям.
Почему в нижней части креста иногда помещают перевернутый полумесяц? Это что, полемика с последователями ислама?
Обязательно ли освящать крестик в храме?
— Изначально ни кресты, ни иконы не освящали – считалось, что они святы по самой своей сути. Традиция освящать кресты и образа появилась в Русской Православной Церкви в средние века в связи с тем, что стали распространяться неканоничные живописные иконы, которые Церковь не могла признать своими. Обряд освящения занял место некой экспертизы: соответствует данный образ или крест православной традиции или нет. Но поскольку традиция эта в Церкви укоренилась, не стоит ее нарушать, ведь в православном богослужении нет ничего случайного. При освящении креста священник читается молитву, призывающую Божественную благодать и защиту на того, кто будет этот крест носить – зачем же от этого отказываться?
Можно ли носить крест поверх одежды?
— По традиции нательный крест носят, как и следует из его названия, на теле – то есть под одеждой. В то же время, нельзя согласиться с категоричными утверждениями людей, считающих, что показать окружающим свой нательный крест – уже грех (обвинения воздвигаются различные, вплоть до самосвятства – де, крест поверх одежды носят только священники). Известно, что в разные эпохи христиане по-разному относились к тому, как именно следует носить нательный крест. К тому же, стоит вспомнить, что, кроме нательных крестов существуют другие виды крестиков, носимых православными – в годы гонений на веру о них забыли, сегодня же эта традиция возрождается. Правил, запрещающих надевать всевозможные энколпионы, ладанки и т.п. на одежде, не существует, а история свидетельствует, что зачастую именно так их и носили. Главное, какой мотив движет человеком. Если вера и любовь к Богу – полагаем, никто его не осудит.
Можно ли носить два нательных креста или иметь несколько крестиков и надевать то один, то другой?
Хорошо ли благословлять ребенка крестом и можно ли передавать крест по наследству, дарить родственникам?
— Благословить дитя крестом – специально для него приобретенным или родовым, передающимся из поколения в поколение, – это прекрасно. Подрастая, малыш будет знать, что крест – это святыня, связывающая его с Богом – и с его семьей, предками. Крест несет с собой только Божественную благодать, только добро – поэтому его можно дарить и детям, и взрослым.
Можно ли носить крест на одной цепочке с образком? А со знаком зодиака?
— Носить крест вместе с образком, ладанкой и прочими православными святыньками можно. А вот к знакам зодиака не следует прибегать в принципе – потому что это чуждый Православной вере амулет. К тому же, всевозможные гороскопы – часть языческой системы верований. Звезды – творение Божие, их можно изучать, любоваться ими, благодарить Создателя за их красоту – но никак не приписывать им влияние на судьбы людей и не оправдывать ими недостатки своего характера.
Правда ли, что не во всех православных странах носят нательные кресты?
— Правда. В этом проявляется разница исторического пути народов и возникших на протяжении этого пути традиций. Но, что интересно: при различии в форме – содержание остается общим. Например, у православных греков принято носить на руке четки – знак не только веры во Христа, но и непрестанной молитвы к Нему (к этому идеалу: всегда быть обращенными к Богу – призваны стремиться все мы). А египетские христиане – копты – соблюдают такую традицию: они делают на руке татуировку с изображением креста или особо почитаемого ими святого – великомученика Георгия Победоносца. В русской православной культуре татуировки считаются противными благочестию – и правильно: не стоит искажать образ, данный человеку Богом. А копты правы по-своему: столетиями живя в мусульманском окружении, которое зачастую было агрессивным, где крест могли отобрать, осквернить – они запечатлевают знак своей веры так, чтобы с ним уже ничего нельзя было сделать. Как видите, стремление постоянно иметь при себе зримое свидетельство своей веры существует в разных православных культурах.
Надевать ли крестик на младенца? А вдруг он задушит себя гайтаном?
Можно ли снимать крест, когда моешься? А если идешь в сауну или на рентген?
— Снимать нательный крест можно, но нежелательно. В сауну или на медицинские процедуры, не позволяющие ношения на теле металла, можно надеть особый деревянный крестик. Впрочем, если у вас его не оказалось, и пришлось все же побыть некоторое время без креста – ничего страшного или греховного в этом нет. При мытье или купании качественно выполненный тельник не должен пострадать. Не стоит приобретать крест, сделанный из ненадежных материалов, которые могут полинять, заржаветь или сломаться под воздействием воды: ведь, носимый постоянно, соприкасаясь с телом, он все равно быстро придет в негодность, даже если вы будете снимать его при мытье. Наконец, если вы занимаетесь какими-то видами спорта, при которых на шее не должно быть цепочки или гайтана – может быть, вам будет удобно приколоть крест к одежде булавкой или пришить его к майке?
На чем носить крест: на цепочке, гайтане или ленте?
— На ваше усмотрение. Никаких правил тут не существует. Можно лишь посоветовать: если будете носить крест на цепочке – выбирайте достаточно прочную, чтобы она не порвалась под тяжестью креста, и с мягким плетением, чтобы цепь не переломилась.
Какого размера должен быть нательный крест?
Зачем делают красивые кресты из драгоценных металлов?
— Красота – одно из свойств Бога. Господь создал этот мир прекрасным. Любви свойственно украшать свой предмет. Поэтому естественно, что христиане благоукрашают все, что связано с их верой: создают великолепные храмы, делают драгоценные оклады для икон. Соответственно, красивым стараются сделать и нательный крест.
Как выбрать нательный крест для ребенка?
Чем руководствоваться, подбирая крест для взрослого человека?