московская кадриль история танца

Библиотека

print

Московская Кадриль

(неофициальное название, это просто популярная «народная» схема)

Источник: привезено из Москвы Р. Кондратенко
Датировка: неизвестно.
Музыкальный размер: 2/4, в одном такте 2 счета, на каждый счет приходится один шаг (pas marche)
Исходная позиция: все пары стоят в одну линию по кругу, лицом в центр.

Три шага в центр и разворот лицом друг к другу в позицию, обратную исходной. Пара держится правыми руками до момента разворота.

Три шага из центра и разворот строго лицом друг к другу. Пара держится левыми руками до момента разворота.

Обход друг друга по часовой стрелке, не разворачиваясь (корпус все время в одном положении). Иными словами оба, смотря только вперед, сначала по дуге обходят друг друга. В противофазе рекомендуется оглянуться и стрельнуть глазками. Затем спиной по дуге, завершающей круг, возвращаются на свои места.

«Круазе» (на два счета кавалер и дама делают небольшой подшаг друг к другу, их левые руки соединяются и изящно поднимаются вверх, так, чтобы партнеры смотрели друг на друга под аркой из соединенных рук; еще на два счета кавалер и дама возвращаются назад).

Кавалер и дама обходят друг друга по часовой стрелке, однако на половине круга встречают партнеров из соседних пар и образуют новые пары (партнер с дамой из пары справа, дама с партнером из пары слева). Новые пары становятся в исходную позицию.

Источник

Энциклопедия танца: Кадриль

5894605e17a8f3c61846c5ee13279d18

Кадриль – парный танец, некогда салонный, со временем распространившийся в народе, видоизмененный в движениях и манере исполнения, но сохранивший композиционные особенности исторического танца

В качестве народного танца кадриль имеет много разновидностей: русская и украинская, белорусская и литовская, и даже американская (square dance, что значит, «квадратный танец»). Каждый из вариантов отличается самобытностью и разнообразием.

История возникновения

Пары танцующих располагались по четырехугольнику напротив друг друга и поочередно исполняли свои партии. Кадриль состояла из пяти фигур, каждая из которых завершалась общим движением, объединяющим всех танцоров.

Вначале фигуры были достаточно сложные и назывались Le Pantallon (Штаны – по названию известной песни), L’été (Лето), La Poule (Курица – тоже в связи с песней), La Pastourelle (Пастораль) и Finale (Финал) с включением в него танцмейстером Треницем фигуры, названной его именем La Trénis. Несмотря на трудность освоения фигур, движения должны были быть идеально отработаны и доведены до совершенства салонными танцорами. Со временем кадриль сильно изменилась, названия фигур были заменены на цифры, одни движения исчезли, другие были упрощены.

Покорив посетителей салонов и танцевальных залов, кадриль стала распространяться в народе. Особенно характерен этот процесс был для России – кадриль танцевали даже на ассамблеях Петра I в начале XVIII века. Постепенно она ушла в народную среду, где сильно видоизменилась, приобрела национальный характер и стала одной из любимых народных плясок. Перерабатывались прежние фигуры, сочинялись новые, которые учитывали особенности и танцевальную манеру в каждой отдельной местности. Эти изменения, внесенные в народный танец, и обеспечили кадрили долгую жизнь.

kad2Что такое кадриль?

Музыкальный размер кадрили – 2/4, иногда 6/8. Исполняется четным количеством пар. В кадрили может быть от 5 до 12 фигур и характерная композиция. Однако, описывая данный танец, следует четко понимать, о каком именно виде кадрили идет речь.

Виды кадрили и их особенности

Видов кадрили как народного танца существует много: русская, белорусская, украинская, литовская, эстонская, латышская, и т.д. Внутри вида может существовать еще множество местных вариантов, так, например, русская кадриль может называться московской, волжской, уральской или, как в северных областях России, четверой, шестерой, восьмерой.

Русская кадриль имеет многообразные формы и принципы построения, а также достаточно сложные по композиции и технике исполнения фигуры.

По форме построения можно выделить три группы кадрилей:

1. Квадратные или угловые, где пары стоят по сторонам квадрата (их обычно четыре) и движение осуществляется крест-накрест или по диагонали.

2. Линейные или двухрядные, в которых может участвовать до 16 пар и даже больше. Для композиции линейной кадрили характерно движение двух линий танцоров навстречу друг другу.

3. Круговые – в них танцуют 4, 6 или 8 пар. Движение осуществляется по кругу, иногда к центру круга и назад в большой круг.

Фигуры в русской кадрили могут иметь названия, связанные с характером исполняемого движения или рисунком танца: проходочка, знакомство, крутея, звездочка, воротца и др. Между фигурами существуют паузы. Фигуры объявляются ведущим или дается знак для их исполнения – платком или притопом.

Украинская кадриль складывается из множества фигур, доходящих до двенадцати, отличается в большей степени музыкальными композициями, под которые исполняется. Чаще всего это песенные мелодии («Баламуте», «Ой, не ходи, Грицу» и др.).

Для белорусской кадрили характерна простота движений и разнообразие построений, фигур может быть от 4 до 12. В отличие от других видов белорусская кадриль может включать солирование танцоров раздельно или попарно. Существуют кадрили, построенные на слиянии национальных танцев с формой кадрили: «Бычок», «Чижик», «Врубель» и др.

Источник

Русский народный танец кадриль: виды и особенности

Русский народный танец кадриль — это парный танец, являвшийся в далекие времена салонным, который очень быстро стал распространенным в народе. Правда, со временем он претерпел некоторые изменения в манере и в движениях, однако характерные для него композиционные особенности остались.

kadril

Русская кадриль — танец нашего народа, являющийся очень разнообразным и по истине красивым. Хотя имеется много разновидностей самого танца – белорусская, литовская, украинская… что и говорить, даже американская кадриль существует. Каждый вариант по-своему особенный, самобытный и разнообразный.

История возникновения и развития

Вообще само название “кадриль” схоже с французским словом “quadrille”, испанским “cuadrilla” и латинском “quadrum”. Из-за этого у многих возникают сомнения касательно того, где же, всё-таки, зародился этот танец. Но если верить историческим источникам, то кадриль появилась во Франции, причем в качестве бального танца, которая образовался от контрданса (родиной которого является Англия). Пары девушек и парней располагались по четырехугольной схеме, и каждая пара по очереди исполняла сольную партию. Танец состоял из пяти фигур и все они заканчивались одним общим движением, которое и объединяло танцоров.

Сначала фигуры являлись довольно сложными в исполнении и носили название Le Pantallon, L’ete, La Poule, La Pastourelle и, конечно же, Finale. Практически все перечисленные названия связаны с названием песен. В финал всегда включался танцмейстер. И не смотря на то, что фигуры были достаточно трудными в плане освоения, абсолютно каждое движение должно было быть отработанным до идеального, совершенного состояния. Потом танец претерпел некоторые изменения, и фигуры заменились на цифры. Новые движения сменили старые, некоторые стали проще.

7e9c1afcf318faa369546dd40a8c1714

Кадриль быстро покорила любителей танцев, посетителей танцевальных залов и салонов и, в конце концов, стала одним из самых популярных танцев. В особенности в России – его танцевали практически везде. Потом кадриль стала распространенной в народной среде и вот там она сильно изменилась. Теперь это был национальный танец с ярко выраженным русским колоритом. Любимая народна пляска. Прежние фигуры переработались, народ сочинил новые. Танец даже стал различаться по регионам и отдельной местности. Собственно говоря, если бы не эти изменения, то кадриль бы не прожила так долго.

Профессиональная специфика

Итак, говоря про русский народный танец кадриль, следует отметить его характерные особенности:

Но если описывать кадриль, то следует учитывать, о каком именно танце идёт речь. Существует масса видов кадрили, как уже говорилось в начале. И даже если это белорусская кадриль, то внутри неё может быть ещё несколько вариантов. Если брать во внимание русский танец, то существует московская, уральская, волжская кадриль.

Особенности русской кадрили и её специфика

Об этом танце можно говорить долго и много. Вообще, искусство танца постичь полностью невозможно – настолько широкими возможностями обладает человеческое тело, настолько шикарным и разнообразным может быть тот или иной танец. Однако о главном следует сказать. Русская кадриль отличается разнообразными формами и принципами построения, то же самое касается сложности композиции и непосредственно техники исполнения танца.

Если говорить про форму построения, то выделяют три группы – квадратная, линейная (двухрядная) и круговая. Итак, к первой из перечисленных относится композиция, в которой пары стоят в углах квадрата и движения они осуществляют либо по диагонали, либо крест-накрест. В данном виде исполнения обычно принимает участие четыре пары (исходя из формы схемы).

В линейной композиции участвует до 16-ти пар, а в редких случаях даже больше. Для этого исполнения характерно движение двух линий друг другу навстречу. Ну а в круговой принимает участие четное количество пар – четыре, шесть или восемь. Соответственно, исходя из названия, можно понять, что движение происходит по кругу, зачастую к центру круга, или же обратно.

Белорусская кадриль

Её просто нельзя не отметить вниманием. Это действительно очень интересный вид танца. Для неё характерны разнообразные построения, а фигур может быть любое количество – от 4 до 12. Кстати, чем отличается белорусская кадриль – так это тем, что в ней могут солировать отдельные танцоры, чего нет в других. И белорусские танцы ещё интересны тем, что некоторые кадрили основаны на слиянии характерных особенностей этого танца с такими, как, к примеру, “Врубель”, “Чижик” или “Бычок”.

Источник

Танец «кадриль» — история развития.

russian 1822582 1280

Название «кадриль» уходит истоками ко французскому двору, где этот танец (quadrille) танцевали придворные дамы и кавалеры. Исторические документы утверждают, что еще раньше, в 17 веке, похожий танец был популярен в Англии и назывался контрданс.

Его исполняли крестьяне, и лишь потом, в восемнадцатом веке его приняли и полюбили в аристократических дворцах Европы. У россиян кадриль впервые была представлена на ассамблеях Петра Первого в том же восемнадцатом веке. Широкую популярность танец приобрел в России в девятнадцатом веке, где он претерпел различные изменения в движении, манере исполнения и ушел «в народ». При этом композиционные особенности были сохранены.

Классический французский бальный танец

Первоначально кадриль выполнялась следующим образом: пары вставали в танце по квадратной схеме, располагались друг против друга и танцевали по очереди свои партии. Всего было 5 фигур, завершающихся всеобщим движением. Это объединяло юношей и девушек.

Фигуры были очень непросты в исполнении, отрабатывались тщательно и с усердием. К финалу присоединялся танцмейстер.

Русская задорная кадриль

С течением времени танец значительно изменился. В России он был популярен среди народа и стал поистине русской пляской с ярко выраженным национальным колоритом. Народ узнавал о кадрили из уст приезжих людей. Они уже при рассказе меняли фигуры танца на свое усмотрение или вкус.

В разной местности танец мог иметь свои особенности: местные танцоры переконструировали общепринятые фигуры танца и сочиняли новые, учитывая особенности местного фольклора, неповторимость песенных мелодий и индивидуальную манеру исполнения. Танец стал различаться даже по регионам. Например, у россиян появились разновидности: московская, уральская, волжская кадриль и так далее.

Специфические особенности танца

Много построений и рисунков было заимствовано из русских хороводов и плясок. Любая новая фигура оттенялась от предыдущей музыкальной паузой или поклоном. Танцующие пары должны были соблюдать четные пропорции, количество фигур могло быть от пяти до двенадцати.

Несмотря на все многообразие русских, белорусских, украинских кадрилей, остались некоторые общие черты танца. Размер в музыке остался неизменным: две четверти (реже шесть восьмых). Кадриль была и осталась парным танцем.

Несколько изменились построения: вместе с квадратными появились линейные и круговые формы. В линейных два ряда танцоров двигались навстречу друг другу, в танце участвовало до 16 пар. В круговых пары двигались по кругу.

Фигуры в танце имели свои названия, уместны стали хлопки, притопы, иногда поцелуи. Во время исполнения кадрили стало популярным исполнять еще и частушки. Это придавало особую веселость и задорность танцу.

Кадриль до сих пор популярна и любима как исполнителями, так и зрителями.

Источник

Кадриль моя сердечная (с)

А вот уже из салонов кадриль «идет в народ», видоизменяясь в движениях и манере исполнения, но сохраняя композиционные особенности исторического танца.
Пары танцующих располагались по четырехугольнику напротив друг друга и поочередно исполняли свои партии. Кадриль состояла из пяти фигур, каждая из которых завершалась общим движением, объединяющим всех танцоров.
Вначале фигуры кадрили были достаточно сложными, даже несколько вычурными и назывались Le Pantallon (Штаны – по названию известной песни), L’été (Лето), La Poule (Курица – тоже в связи с песней), La Pastourelle (Пастораль) и Finale (Финал) с включением в него танцмейстером Треницем фигуры, названной его именем La Trénis. Несмотря на трудность освоения фигур, движения должны были быть идеально отработаны и доведены до совершенства салонными танцорами. Со временем кадриль сильно изменилась, названия фигур были заменены на цифры, одни движения исчезли, другие были упрощены.

Но танец продолжал жить, и вот уже появляется огромное количество разновидностей кадрили, постепенно она становится народным танцем: русская, белорусская, украинская, литовская, эстонская, латышская. Внутри каждого вида кадрили может существовать еще множество местных вариантов, так, например, русская кадриль может называться московской, волжской, уральской или, как в северных областях России, четверой, шестерой, восьмерой.

Словом, танец удивительный!
Но вот на этом, пожалуй, об истории кадрили я больше ничего не расскажу, а кто заинтересуется продолжением, добро пожаловать, например, в Википедию 🙂

У меня же готова небольшая подборка разных вариаций этого танца. Надеюсь, она доставит несколько радостных минут всем, кто решится на просмотр 🙂

А вот так кадриль танцевали наши бабушки и дедушки в 1941 году:

А это уже 1976 год, какой-то, скорее всего, городской ДК, кадриль Льва Барашкова:

Московская кадриль, исполненная на фестивале народных танцев в Лиепае (Латвия):

Кадриль в одном из любимейших фильмов:

Ну а теперь, скажем так, вариации на тему :-).
Совершенно безумная, зажигательная, яркая кадриль от Band ODESSA:

И, в заключении, вариации на тему от Фолк-группы «Отава Ё» 🙂

Источник

Читайте также:  моя березовая русь есенин
Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector
Такты Описание
1 – 2