методы формирования двигательных навыков

Методы развития физических качеств и формирования двигательных навыков

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

В процессе развития физических качеств (физическая тренировка) и при обучении физическим упражнениям используются различные методы и методические приемы.

Метод обучения – способ, благодаря которому преподаватель формирует у занимающихся двигательные способности, развивает физические и психические качества. Под методическими приемами обычно понимают детали метода, его часть. В практике физической подготовки используются общепедагогические методы: словесный, наглядный и практический.

Словесный метод – объяснение, рассказ, распоряжение, команды и замечания. С их помощью занимающимся сообщаются новые знания о технике выполняемого упражнения или приема, его структуре, о характере воздействия на организм; разъясняется последовательность действий на местах проведения занятий, количество повторений; отдаются команды и вносятся коррективы в работу.

Практический метод используется для закрепления приемов и действий, совершенствования техники их выполнения, а также для развития физических качеств путем многократного, активного и сознательного их повторения. При повторении упражнений очень важно учитывать уровень физической подготовленности занимающихся и доступность для них упражнений. Целеустремленное повторение упражнений приводит к их прочному усвоению и образованию двигательных навыков.

В процессе обучения отдельному упражнению, приему или действию можно выделить ряд завершенных этапов:

· ознакомление с упражнением (приемом, действием);

· тренировка в выполнении упражнения (совершенствование).

Ознакомление с упражнением (приемом, действием) производится с целью создать у обучаемых правильное представление о разучивае­мом упражнении (приеме, действии).

Для ознакомления с упражнением необходимо:

· образцово показать упражнение в целом;

· объяснить технику выполнения;

· разъяснить влияние данного упражнения на организм и указать, когда оно применяется;

· показать, если необходимо, упражнение еще раз по частям или по разделениям с попутным объяснением техники его выполнения.

Объяснение техники выполнения разучиваемых элементов произ­водится лаконично, без излишних подробностей. Затем внимание обучаемых задерживается на наиболее существенных деталях техники, от которых во многом зависит качество выполнения элемента.

Разучивание упражнения осуществляется с целью овладения обучающимися техникой выполнения упражнения и формирования у них новых двигательных навыков. В зависимости от подготовленности занимаю­щихся и сложности упражнения применяются следующие способы разу­чивания: в целом, по частям или по разделениям, с помощью подго­товительных упражнений.

Разучивание в целом. При этом способе упражнение разучивает­ся в том случае, если оно несложное, доступное для выполнения его полностью, или если нельзя выполнить прием по элементам, либо не имеет смысла. Например, прыжок с приземлением на одну ногу разу­чивается в целом, так как его невозможно разделить на элементы.

640 1

Разучивание с помощью. Разучива­ние этим способом осуществляется в том случае, если упражнение или прием выполнить в целом нельзя из-за трудности, а расчленение его на части невозможно. Помощь может быть в виде: подготовительных упражнений; непосредственной помощи преподавателя или товарища; использования различных технических устройств и приспособлений.

Тренировка (совершенствование) заключается в систематичес­ком многократном повторении разученного упражнения с постепенным усложнением условий его выполнения и повышением физической наг­рузки. Тренировкой обеспечивается совершенствование двигательных навыков, физических и специальных качеств. Тренировка проводится в такой последовательности:

· выполнение упражнения после действий, дающих значительную физическую нагрузку в том числе нервно-психическую и вестибулярную;

· выполнение упражнения в комплексе с другими действиями как на специально подготовленных местах, так и на различной по харак­теру местности;

· выполнение некоторых упражнений в средствах индивидуальной защиты специального снаряжения, в условиях ограниченной видимости, загазованности, повышенной температуры и т.п.

Источник

Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками

Методы, направленные на приобретение знаний

Первую группу методов, направленных на приобретение знаний, составляют методы, предусматривающие устную передачу и усвоение информации. Устное изложение осуществляется в виде рассказа, беседы, объяснения, описания и других форм речевого воздействия.

Применяются и наглядные методы обучения: натуральный показ упражнения педагогом или одним из учеников; демонстрация рисунков, схем, фотографий, кино- и видиомагнитафонных записей, предметных и символических символов (мячей, флажков, мишеней, щитов, разметки и т.д.)., звуковая и световая демонстрация.

Также применяются методы направленного «прочувствования» движения, содействующие созданию эндогенной «картины движения».

В зависимости от способа освоения структуры двигательного действия в процессе разучивания методы подразделяются на:

— методы расчлененного упражнения;

— методы целостного упражнения.

В их основе лежит определенный порядок сочетания и регулирования нагрузки в процессе воспроизведения упражнения или тот или иной способ упорядочивания действий занимающихся и условий их выполнения.

Сущность того или иного метода совершенствования двигательных навыков и направленного развития физических способностей в значительной степени зависит от избираемого способа регулирования и дозирования каждого из параметров нагрузки: интенсивности, длительности, количества повторений упражнений, интервалов и характера отдыха. Остановимся на характеристике отдельных методов.

Равномерный методхарактеризуется тем, что при его применении занимающиеся выполняют физическое упражнение непрерывно с относительно постоянной интенсивностью, стремясь, к примеру, сохранить неизменную скорость передвижения, темп работы, величину и амплитуду движений. В.В. Михайлов (1971г.) отметил, что если при прохождении дистанции в беге колебания скорости не превышают 3% от средней скорости, то такой бег можно считать равномерным.

Этот метод используется в основном в циклических упражнениях (бег, гребля, плавание, езда на велосипеде), хотя не исключена возможность его применения и в упражнениях ациклического характера (гимнастика, бокс).

Читайте также:  ирма грезе фото и биография

С помощью этого метода решаются следующие задачи: развитие общей и специальной выносливости, повышение экономичности движений, воспитание волевых качеств.

Переменный методхарактеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного выполнения упражнения, путем направленного изменения скорости передвижения, темпа, длительности ритма, амплитуды движений, величины усилий, смены техники движений и т.д. Примером может служить изменение скорости бега на протяжении дистанции, темпа игры и технических приемов в течении каждого периода.

Задачи, решаемые с помощью переменного методы, весьма разнообразны: развитие скоростных возможностей и выносливости (общей и специальной), координационных способностей; расширение диапазона двигательных навыков; приобретение определенных тактических умений; воспитание волевых качеств.

Переменный метод применяется в циклических и ациклических упражнениях. В циклических упражнениях нагрузки главным образом регулируются за счет варьирования скорости передвижения. Она может изменяться от умеренной до соревновательной. В ациклических упражнениях переменный метод реализуется путем выполнения упражнений, непрерывно изменяющихся как по интенсивности, так и по форме движений.

Повторный методхарактеризуется многократным выполнением упражнения через интервалы отдыха, в течении которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности. При применении этого метода тренирующее воздействие на организм обеспечивается не только в период выполнения упражнения, но и благодаря суммации утомления организма от каждого повторения задания.

Задачи, решаемые повторным методом: развитие силы, скоростных и скоростно-силовых возможностей, скоростной выносливости, выработка необходимого темпа и ритма; стабилизация техники движений на высокой скорости, психическая устойчивость.

640 1

Данный метод используется как в циклических, так и в ациклических упражнениях. Интенсивность нагрузки может быть: 75-95% от максимальной в данном упражнении, либо околопредельной и предельной – 95-100%. Длительность упражнений разнообразна. Упражнения выполняются сериями. Интервалы отдыха зависят от длительности и интенсивности нагрузки.

Интервальный методвнешне походит на повторный. Но если при повторном методе характер воздействия нагрузки на организм определяется исключительно самим упражнением (длительностью и интенсивность), то при интервальном методе большим тренировочным воздействием обладают также интервалы отдыха.

Сущность этого метода заключается в том, что во время многократного выполнения интенсивность однократной нагрузки должна быть такой, чтобы частота сердечных сокращений к концу работы была 160-180 уд/мин. Паузы отдыха устанавливаются с таким расчетом, чтобы перед началом очередного повторения упражнения пульс был в пределах 120-140 уд/мин, т.е. каждая новая нагрузка дается в стадии неполного восстановления.

Игровой метод.Основу этого метода составляет определенным образом упорядоченная игровая двигательная деятельность в соответствии образным или условным сюжетом (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели многими дозволенными способами. Он является методом комплексного совершенствования физических и психических способностей человека. С его помощью решаются самые различные задачи: развитие координационных способностей, быстроты, силы, выносливости, воспитание смелости, решительности, находчивости, инициативности, самостоятельности, тактического мышления, закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков.

Соревновательный метод– это один из вариантов стимулирования интереса и активизации деятельности занимающихся с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо физическом упражнении при соблюдении правил соревнований.

Соревновательный метод применяется для развития физических, волевых и нравственных качеств, совершенствования технико-тактических умений и навыков, а также способностей рационально использовать их в усложненных действиях.

Он используется либо в элементарных формах (например, проведение испытаний в процессе занятий: кто больше забросит в кольцо баскетбольных мячей, кто устойчивее приземлится, кто правильнее выполнит низкий старт. Либо в виде полуофициальных и официальных соревнований.

Круговой метод (круговая тренировка) – это организационно-методическая форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений для развития и совершенствования силы, быстроты, выносливости и в особенности их комплексных форм – силовой выносливости, скоростной выносливости и скоростной силы. Занимающиеся переходят от выполнения одного упражнения к другому, от снаряда к снаряду, от одного места выполнения к другому, передвигаясь как бы по кругу. Закончив выполнение последнего упражнения в данной серии, они вновь возвращаются к первому, таким образом, замыкая круг. Название такой тренировки – «Круговая».

Обычно в практике отдается предпочтение одному из описанных методов или их различным сочетаниям. Они чередуются в определенной последовательности на протяжении одного или нескольких занятий.

Источник

Методы направленные на формирования двигательных навыков

Просмотр содержимого документа
«Методы направленные на формирования двигательных навыков»

Методы, направленные на формирование двигательных навыков и развитие двигательных способностей

Метод — это система приёмов, направленная на оптимизацию процесса обучения в зависимости от содержания, конкретных дидактических задач, средств и условий. Основу методов физического воспитания составляет регулирование нагрузок и их гармоничное, продуманное сочетание с отдыхом [64].

В системе физического воспитания используются общедидактические методы: наглядный, вербальный (словесный), практический.

Наглядные методы формируют представления о движении, яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, развивают сенсорные способности. Вербальные (словесные) методы активизируют сознание ребенка, способствуют осмыслению поставленных задач, их содержания, структуры, осознанному выполнению физических упражнений, самостоятельному и творческому применению их в различных ситуациях. Практические методы обеспечивают проверку двигательных действий ребенка, правильность их восприятия, моторные ощущения. Практические методы жестко регламентированы. Выбор методов зависит от стоящих перед воспитателем задач, содержания воспитательно-образовательной работы, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.

Все методы обучения движениям взаимосвязаны. Каждый включает в себя систему приёмов, которые объединяются для решения обучающих задач.

Методический приём — составная часть, детально дополняющая и конкретизирующая метод. При обучении используются разнообразные приёмы. Они направлены на оптимизацию усвоения движений, осознание двигательной задачи, индивидуальное развитие ребёнка. Методические приёмы выбираются в соответствии с программным содержанием двигательного материала, возрастными и типологическими особенностями, степенью владения движениями, общим развитием ребёнка. Целесообразный подбор приёмов позволяет воздействовать на все анализаторные системы ребёнка, активизировать его сознание, самостоятельность и творчество при выполнении двигательных заданий. В теории и методике физическою воспитания используются общедидактическис приёмы.

Читайте также:  история закрытия дивидендного гэпа сургутнефтегаз префы

Приёмы наглядного метода следующие:

— имитация (подражание), которая широко используется при проведении и освоении общеразвивающих упражнений и таких движений, как ходьба, бег и другие, — так ребёнок начинает представлять то или иное животное, предмет;

— демонстрация и показ способов выполнения физических упражнений, к которому следует привлекать самих воспитанников. Это связано с тем, что, когда движение выполняется их сверстниками, дети могут лучше рассмотреть положение отдельных частей тела; кроме того, у них возникает интерес к разучиваемому движению, появляется уверенность, желание самим выполнить упражнение как можно лучше. Дошкольников привлекают к показу физических упражнений также из-за несоответствия размеров пособий росту педагога (упражнения на гимнастической стенке, скамейке, подлезание под дуги, пролезание в туннеле и др.);

использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, презентации, видеофильмы и др.). Данное использование побуждает детей к деятельности, помогает им уточнить представления о разучиваемом движении, овладеть наиболее трудными элементами техники, а также способствует более эффективному развитию воссоздающего воображения;

— использование зрительных ориентиров, звуковых сигналов, помощи. Применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений, а также как сигнал для начала и окончания действия, играют важную роль для развития слухового восприятия, чувства ритма и музыкальных способностей.

К словесным приёмам относятся называние педагогом упражнений, описание, объяснения, комментирование хода их выполнения, указания, распоряжения, вопросы к детям, команды, беседы, рассказы, выразительное чтение стихотворений и др. При этом воспитатель использует планирующую, сопровождающую, комментирующую, обобщающую и регулирующую функции речи, используя принцип фасцинации (от англ, fascination — очарование) — специально организованного вербального (словесного) воздействия, которое предназначается для создания положительного эмоционального фона процесса проведения физкультурного занятия за счёт сюжетно-образного изложения. Для этого воспитатель должен чётко представлять тему занятий и уметь формулировать её образно. Например, традиционная тема «Обучение прыжкам через короткую скакалку» может звучать нетрадиционно — «Путешествие весёлой верёвочки». По ходу занятия верёвочка превращается в скакалку, змейку, упряжку для лошадки, удочку. Это обеспечивает действие фасцинации — эмоционального «завораживания» процессом наблюдения за осуществлением движений, сопровождаемых комментированной речью педагога, его интонацией и тембром, расстановкой пауз во время произнесения инструкций. Благодаря этому оказывается возможным уменьшение потерь семантически значимой информации при восприятии детьми словесных инструкций, повышение эффективности во всех сферах реализации программы: оздоровительной, воспитательной, образовательной.

Приёмы, относящиеся к практическому методу, направлены на формирование практических двигательных навыков; на самостоятельное применение их ребёнком в игровой и жизненной ситуации, а также на обогащение его знаниями, позволяющими осознанно осуществлять это применение.

Практические приёмы побуждают ребенка к воспроизведению упражнений, их вариативному использованию, выполнению игровых ролей, участию в соревнованиях, выполнению ролей судей при проведении соревновательных игр, повышают интерес к самосовершенствованию, побуждают к целенаправленным, заинтересованным занятиям в круговой тренировке.

К практическим приёмам можно отнести выполнение движений (совместно-распределенное, совместно-последовательное выполнение движений вместе с педагогом и самостоятельное выполнение), повторение упражнений с изменениями и без, а также их проведение в игровой форме (в виде подвижных игр и игровых упражнений) и в соревновательной форме.

Применение соревнования в работе с детьми в целях их всестороннего развития возможно, по мнению Л.М. Коровиной, лишь при соблюдении ряда условий:

— при достаточном овладении детьми движениями;

— при строгом соблюдении принципа постепенности;

— при учёте уровня развития движений, физиологической, психологической и эмоциональной характеристики формирующегося навыка;

при воспитании чувства ответственности перед своими товарищами, дружбы и взаимовыручки, уважения к достижениям команды «соперника».

Через введение соревновательных ситуаций дети учатся оценивать действия сверстников, переживать за них, сравнивать их действия со своими и обнаруживать причины ошибочных действий.

На основе эмоционального предвосхищения результатов эстафеты могут заранее корректировать собственные ошибки. Кроме того, результаты использования игровых и соревновательных ситуаций на занятиях по физической культуре свидетельствуют о формировании у детей дошкольного возраста внутреннего плана действий и умений контролировать свои эмоции, регулировать их интенсивность в проблемных ситуациях.

Решение ребёнком посильных проблем в подвижных играх и упражнениях: рождает у него веру в свои силы; даёт переживание радости самостоятельных маленьких «открытий»; делает обучение более интересным и увлекательным; создаёт предпосылки для творчества; предполагает не только индивидуальные, но и коллективные действия. Всё это позволяет повысить двигательную активность детей на физкультурных занятиях.

Реализации творческих замыслов способствует метод творческих заданий, основой которого является двигательное воображение. Двигательное воображение обеспечивает воодушевление (и одухотворение) детских движений, что делает их по-настоящему управляемыми (В.Т. Кудрявцев). Согласно теории А.В. Запорожца, движение, прежде чем превратиться в управляемое, должно стать ощущаемым.

С этой целью В.Т. Кудрявцев и Б.Б. Егоров предлагают специальные игровые задания:

— на преодоление стереотипа действия (движения) с предметом;

В работах А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаевой, Т.И. Осокиной, Э.Я. Степаненковой и других отмечается, что все методы и приёмы обучения играют важнейшую роль в формировании двигательных навыков и должны применяться в комплексе.

Читайте также:  как в симс 3 влюбить в себя персонажа код

В теории физического воспитания используются также специфические методы: метод строго регламентированного упражнения; метод нестрого (частично) регламентированного упражнения; игровой; соревновательный; круговой тренировки.

Метод строго регламентированного упражнения реализуется с возможно полной регламентацией, которая предполагает соблюдение следующих условий:

— наличие твёрдо предписанной программы движений (техники движений, порядка их повторения, изменения и связи друг с другом);

— точное нормирование нагрузки по ходу выполнения упражнения, а также нормирование интервалов отдыха и чередование его с нагрузками;

— создание внешних условий, облегчающих управление действиями ребёнка (распределение групп на местах занятий, использование пособий, снарядов, тренажёров, способствующих выполнению учебных заданий, дозирование нагрузки, контроль за её воздействием и т. д.). Метод регламентации направлен на обеспечение оптимальных условий для освоения двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств.

Метод круговой тренировки заключается в том, что ребёнок передвигается по заданному кругу, выполняя определённые упражнения или задания, позволяющие разносторонне воздействовать на мышцы, различные органы и системы организма. Цель метода — достижение оздоровительного эффекта от упражнений, повышение работоспособности организма. Упражнения выполняются одно за другим, отдых предусматривается по окончании всего круга. При использовании метода круговой тренировки рекомендуется:

— начинать с нагрузки не более 50 % от максимально возможной для каждого ребенка (повышение нагрузки осуществляется путем увеличения количества упражнений, времени их выполнения, скорости, а также укорочения отдыха между кругами);

— оптимальное количество упражнений 6-8 (они выполняются в быстром темпе и подбираются в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, их содержание может оставаться постоянным);

— постепенно повышать скорость преодоления кругов.

Выделяются три способа упражнений с интервалами в круговой тренировке:

воздействие на разные группы мышц или системы жизнедеятельности организма и выполнение этих упражнений па каждом из снарядов, расположенных в определенной последовательности;

— подбор упражнений в соответствии с целями и задачами физической подготовки;

— использование упражнений с различными предметами, в том числе с мячами Используя интервальный метод круговой тренировки, необходимо учитывать следующие факторы:

1. Тренировочную нагрузку целесообразно повышать постепенно в ходе занятий — от 50-60 % до максимальной на каждой «станции».

2. Повышать нагрузку можно за счет увеличения количества упражнений па каждой «станции» или интенсивности их выполнения. Оптимальное количество «станций» от 6 до 8-10.

3. Необходимо постепенно повышать темп выполнения упражнений с учетом индивидуальных способностей ребенка до максимального.

4. После выполнения упражнений перед переходом на очередную «станцию» необходимо отдыхать примерно в течение одной минуты.

Игровой метод отражает методические особенности игры и игровых упражнений, которые широко используются в физическом воспитании. Он близок к ведущей деятельности ребёнка, даёт возможность совершенствования двигательных навыков. В работе с детьми широко используются сюжетные и несюжетные, а также спортивные игры. Игровой метод даёт возможность совершенствования двигательных навыков, самостоятельных действий, проявления самостоятельности и творчества. Игровые действия развивают познавательные способности, морально-волевые качества, формируют поведение ребенка. Наиболее активно этот метод используется в младших группах, но им широко пользуются в работе также и со старшими дошкольниками. Соревновательный метод в относительно элементарных формах широко применяется в работе с детьми дошкольного возраста. Он эффективно способствует практическому освоению действий физических упражнений и используется во всех возрастных группах. Перед малышами ставится задача: кто быстрей принесёт флажок, кто дальше бросит мяч. В старших группах этот метод позволяет совершенствовать движения, эффективно развивать творчество.

Согласно другой классификации, к методам физического воспитания относятся:

— методы диагностики уровня двигательной активности и физического развития детей;

методы стимулирования и мотивации двигательной деятельности;

методы организации двигательной деятельности детей;

методы регулирования и контроля двигательной деятельности.

При этом для воспитания нужных двигательных качеств используются комплексы разнообразных методов и приёмов, в которые входят как вышеперечисленные, так испециальные методы:

методы развития сипы: метод повторных усилий, метод развития динамической силы и метод изометрических усилий (он ха- ракгеризуется максимальным напряжением мышц в статическом режиме, когда при выполнении упражнений сила прикладывается к неподвижному предмету и длина мышц не изменяется) и др.;

методы развития быстроты движений: игровой метод, метод облегчённых внешних усилий (уменьшение дистанции, высоты и т. д.), метод многократного повторения скоростных упражнений с предельной интенсивностью, соревновательный метод и др.;

методы развития выносливости: интервальный метод (разновидность повторного метода) — дозированное повторное выполнение упражнений относительно небольшой интенсивности и продолжительности со строго определённым временем отдыха, где интервалом отдыха обычно служит ходьба либо медленный бег; метод игры скоростей (заключается в непрерывном движении, но с изменением скорости на отдельных участках движения) и др.;

методы развития ловкости: повторный и игровой методы, соревновательный метод и др.;

методы развития гибкости: метод многократного растягивания, игровой метод, музыкально-ритмические упражнения и др.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста (3-5 лет) преобладают приёмы опосредованного обучения (игра), объяснение, сопровождающееся показом, выполнение детьми упражнений совместно с воспитателем и др. В старшей и подготовительной к школе группах ведущими являются методы и приёмы прямого обучения, а также методы и приёмы, направленные на формирование двигательных качеств (строго дозированные упражнения, их повторение через определённые интервалы времени, увеличение интенсивности движений и др.).

Все методы находятся в тесной взаимосвязи и обеспечивают полноценный процесс физического воспитания детей.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector