материализм и идеализм в истории философии основные исторические формы идеализма

Основные направления в философии. Исторические формы материализма и идеализма.

Материализм – это философское направление, постулирующее первичность и единственность материального начала в мире и рассматривающее идеальное лишь как свойство материального. Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворённость мира, бесконечность его во времени и пространстве. Мышление неотделимо от материи, которая мыслит, а единство мира состоит в его материальности. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира. Слово «материализм» начали употреблять в 17 веке главным образом в смысле физических представлений о материи (Р. Бойль), а позднее в более общем, философском смысле (Г.В. Лейбниц) для противопоставления материализма идеализму. Точное определение материализма впервые дали Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Основными формами материализма в историческом развитии философской мысли являются: античный материализм,исторический материализм, метафизический материализм Нового времени и диалектический материализм. идеализм Идеализм – это философское направление, приписывающее активную, творческую роль в мире исключительно идеальному началу и ставящее материальное в зависимость от идеального. Идеализм возник более двух с половиной тысячелетий тому назад. Термин «идеализм» появился лишь в начале 18 века. В 1702 году немецкий идеалист Лейбниц писал о гипотезах Эпикура и Платона, как самого крупного материалиста и самого крупного идеалиста. А в 1749 французский материалист Дидро назвал идеализм «. самой абсурдной из всех систем». Историческими истоками идеализма являются присущие мышлению первобытного человека анимизм и антропоморфизм, одушевление всего окружающего мира и рассмотрение его движущих сил по образу и подобию человеческих поступков как обусловленных сознанием и волей. В дальнейшем гносеологическим истоком идеализма становится сама способность абстрактного мышления. Возможность идеализму дана уже в первой элементарной абстракции.

В противоположность буржуазным философам, насчитывающим множество самостоятельных форм идеализма, марксизм-ленинизм все разновидности его подразделяет на две группы: объективный идеализм, принимающий за основу действительности личностный или безличный всеобщий дух, некое сверхиндивидуальное сознание, и субъективный идеализм, сводящий знания о мире к содержанию индивидуального сознания. Однако различие между субъективным и объективным идеализмом не абсолютно.

Различия между материализмом и идеализмом

1) мир материален, существует объективно вне и независимо от сознания;

3) предметом познания является познаваемая объективная реальность.

Исторические формы материализма 1. Античный материализм Античный материализм – это наивный (или стихийный) материализм древних греков и римлян, сочетавшийся у них с наивной диалектикой. Античная наука не расчленена на отдельные отрасли; она носит единый философский характер: все отрасли знания находятся под эгидой философии.

2. Метафизический материализм Нового времени

Метафизический (или механический) материализм – это материализм: 1) противоположный диалектическому материализму; 2) отрицающий качественное саморазвитие через противоречия; 3) сводящий разнообразие форм движения к механическому движению.

3 Диалектический материализм

Диалектический материализм («диамат»)- учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления, соединяющее в себе материалистическое понимание действительности с диалектикой. Для него характерны внутреннее единство, нераздельная слитность диалектики и материалистической теории познания. В диалектическом материализме материализм и диалектика органически воссоединяются, так, что устанавливается полное единство диалектики (учения о развитии), логики (учения о мышлении) и теории познания.

Источник

Основной вопрос философии и две его стороны. Исторические формы материализма и идеализма

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Центральная мировоззренческая проблема – об отношении человека к миру – конкретизируется в философии как вопрос об отношении мышления к бытию, об отношении идеального и материального. Этот вопрос является основным вопросом философии, т.к. через отношение человека, его сознания к окружающему миру осознается место человека в мире, его предназначение, смысл существования. Любое философское учение основывается на его решении, опирается на него как на исходный принцип.

Смысл ОВФ заключается в признании двух основных типов реальности: материальной и духовной, одна из которых предшествует другой и порождает ее.

ОВФ имеет две взаимообусловленные стороны: онтологическую и гносеологическую (онтология – учение о бытии; гносеология – теория познания)

Вопрос о том, что является первичным – материальное или идеальное – представляет собой онтологическую сторону ОВФ. В зависимости от решения этого вопроса выделяется несколько основных философских направлений.

1)материализм – его представители признают первичным материю, существующую вне и независимо от сознания, а сознание считают вторичным, производным от материи. Философский материализм в своем развитии прошел несколько этапов. Его основными историческими формами являются:

а)стихийный материализм, сложившийся в античной натурфилософии; его представители отождествляли субстанцию бытия с различными природными стихиями (вода, огонь, воздух и др.);

б)атомистический материализм – одна из ранних исторических форм материализма, признающая первоосновой мира атом как мельчайшую неделимую частицу вещества. Наиболее ярким представителем был античный философ Демокрит;

г)вульгарный материализм, сложившийся в философии Нового времени в связи с развитием естественных наук. Представители этого направления отрицали социальную природу человеческого сознания, трактовали его только как физиологическое свойство мозга;

д)антропологический материализм, подчеркивающий тесное единство человека и окружающей его природной среды, рассматривающий человека как вершину эволюции природы, как ее разумную часть. Эта форма материализма получила наиболее яркое выражение в трудах представителя немецкой классической философии Л.Фейербаха;

Читайте также:  рост персонажей волейбол 170

е)диалектический материализм – одна из основных исторических форм материализма, возникшая во второй половине ХIХ в. на основе достижений естествознания и общественных наук и получившая свое обоснование в марксизме. Это философское направление, изучающее наиболее общие закономерности развития природы, общества и человеческого сознания исходя из положения о материальном единстве и непрерывном развитии мира.

2)Идеализм – его представители считают, что духовное предшествует материальному и творит его. Различают две разновидности идеализма:

640 1

а)объективный, сторонники которого исходят из признания основой всего существующего объективного, т.е. независимого от человека духовного начала (Мировой Дух или Разум, Абсолютная Идея, идея Бога и т.д.). Объективный идеализм близок к религии, но не тождествен ей: религия опирается на веру, а идеалистическая философия, в том числе ее религиозные направления, обосновывает свои положения рациональными, логическими средствами;

б)субъективный, представители которого считают первичным сознание человека (субъекта), которое признается единственной реальностью, а действительность рассматривается как результат духовного творчества субъекта.

3)Дуализм (лат duo – два) – его представители признают материальное и духовное двумя равноправными, независимыми началами.

Гносеологическая сторона ОВФ решает проблему познаваемости мира (Познаваем ли мир? Может ли человеческое мышление составлять истинное, соответствующее действительности знание и мире?) В зависимости от решения этого вопроса выделяются следующие направления:

1)гносеологический оптимизм, представители которого не сомневаются в познавательных возможностях человеческого разума, утверждают, что человек способен раскрыть сущность вещей, познать законы природы и общества, составить истинную картину мира;

2)скептицизм, представители которого выражают сомнение в возможности получения полного, истинного знания о мире;

Источник

Материализм и идеализм в философии

materializm i idealizm v filosofii

Есть не так много вопросов в философии, которые столь же фундаментальны и извечны, как вопрос о том, что первично – материя или сознание. Этот вопрос является одним из основных во всей философской науке, и он в значительной мере повлиял на ее развитие и углубление. Мыслители давно пытаются выяснить, что же произошло в самом начале и породило все многообразие жизни и мира. Другими словами, бытие ли определяет сознание или же наоборот? Последователей первой точки зрения называют материалистами, а тех, кто придерживается противоположных воззрений, – идеалистами.

Если суть этих двух философских направлений понять не так уж сложно, то разобраться во всех их нюансах, деталях и подтипах гораздо сложнее. Ориентироваться в теории как идеализма, так и материализма – дело не из легких, и обилие имен представителей обеих позиций, равно как и разнообразие терминов, может сбить с толку. В этой статье мы предлагаем вам вместе с нами попробовать разобраться в главных направлениях философской науки.

Давайте разберем суть обоих подходов к вопросу первичности сущего, их положения и предпосылки, а также познакомимся с их разновидностями и основными представителями. Начнем, пожалуй, с определений и прояснения сути отношения материи к сознанию.

В чем суть материализма и идеализма

Как было указано выше, материализм в корне отличается от идеализма в вопросе о том, что первично: бытие или сознание, материя или мышление. Поясним.

Материалисты убеждены, что материальное первично и объективно, в то время как сознание, мышление, духовное – суть производное этой формы бытия.Сознание зависит от материального и подчинено ему.

В противовес этому, идеалистическая направленность признает первичность мышления, сознания, идеи. Все материальное, все существующее явилось порождением, продуктом сознания, и, таким образом, внешний мир – суть отражение внутреннего. Единственно верным и существующим является то, что мы ощущаем, чувствуем, осознаем, а внешний мир и предметы – это проекция наших внутренних процессов, комбинации наших сенсорных ощущений. В обоих направлениях вопрос отношения мышления к бытию отличается в ряде моментов, и о них стоит поговорить отдельно.

Поскольку к данной теме неприменим строго научный принцип опровергаемости (фальсифицируемости), т.е. невозможно однозначно доказать или подтвердить одну из теорий и опровергнуть противоположную, сам вопрос тоже остается открытым. Споры о том, что было раньше, курица или яйцо, продолжаются по сей день и двигают познание вперед.

Теперь давайте познакомимся с основными представителями идеализма и его формами.

Идеализм

Внутри идеализма выделяют объективный и субъективный идеализм.Различаются эти две точки зрения своим взглядом на существующую материю. Объективный идеализм признает реальный, существующий мир, а наряду с ним и мир идей,некое мировое сознание. Последнее и является формирующим и определяющим все сущее. Те же, кто придерживается субъективного идеализма, считают, что реальность представляет собой лишь наши ощущения и восприятие, и все, что действительно есть, – это наш чувственный опыт, мысли и сознание. Таким образом, внешний мир существует лишь как отражение наших субъективных сенсорных восприятий и переживаний.

Идеализм уходит своими началами вглубь веков, в античную философию. Одним из первых апологетов такого подхода можно назвать Платона (V-IV вв. до н.э.), а среди философов Нового Времени — Лейбница (1646–1716) и Гегеля (1770–1831). Они представляли направление объективного идеализма и признавали наличие некоей души, которая все породила и господствует над всем материальным. Именно благодаря этому идеальному (= нематериалистическому), бестелесному, психическому началу человек способен понимать абстрактные и нематериальные явления, руководствоваться этикой и моралью, испытывать высокие чувства и переживать духовный опыт.

Читайте также:  полная история привет сосед

Те философы, которые стояли на позициях субъективного идеализма, настаивали на том, что окружающие нас предметы и мир являются не более чем производными от наших ощущений. К этим философам относились Джордж Беркли (1685–1753), Дэвид Юм (1711–1786), Иммануил Кант (1724–1804) и другие.

Многое в теории идеализма роднит его с религией, и за это он часто подвергался критике. Религиозные и схоластические авторы Средневековья много писали о божественном происхождении всего сущего как творении мышления Бога. Так, идеалистические выкладки в очень большой степени использовались средневековыми схоластами и философами для подтверждения существования бога и религиозных догматов.

Кроме того, другим поводом для критики идеализма становился тот факт, что в нем можно найти продолжение примитивных воззрений мифологического общества. Так, тяготение к анимизму и антропоцентризму высмеивалось противниками идеализма как пережиток первобытного сознания. Напомним, что анимизмом называют представление о том, что все предметы и явления обладают душой, в то время как антропоцентризм – это мировоззренческая позиция о том, что человек является центром мироздания, и мир рассматривается как существующий, в первую очередь, для человеческого блага.

На диаметрально противоположном конце спектра «бытие – сознание» находится материализм. Давайте разберем этот философский принцип освоения реальности.

Материализм

Как ясно из названия, материализм стоит на позиции, что материя являет собой единственное существующее, первичное начало. Мир материален, вещественен – все сущее существует объективно, вне зависимости от сознания. Идеальное, психическое – вторично, и определяется материальной природой мира. Само сознание возникло и развивалось в процессе осознания и восприятия объективно существующей действительности, и является не более чем ее отражением. Таким образом, бытие определяет сознание, и никак иначе.

Подобно идеализму, материализм имеет долгую историю и был присущ ряду античных философов. Демокрит Абдерский (V-IV вв. до н.э.), один из ученых и умнейших мужей Древней Греции, был основоположником атомического материализма. Согласно ему, все состоит из атомов – неделимых частиц вещества, обладающих бытием. Движение этих самых частиц в пустоте и определяет многообразие форм существующих предметов и явлений. Как мы видим, Демокрит во многом предвосхитил современное научное понимание о природе вещей.

Среди других античных материалистов стоит упомянуть грека Эпикура (IV-III вв. до н.э.) и римлянина Лукреция Кара (I в. до н.э.). Помимо теорий этих философов, материалистические представления обнаруживаются и в других учениях, трактующих природу психического. Примером может служить дошедшая до нас идея о том, что темперамент человека определяется характером и соотношением материальных компонентов, таких как стихии или гуморальные жидкости.

Этот подтип материализма получил название стихийного. На следующем витке развития уже философы Нового Времени разрабатывали учение о материалистической природе всего сущего с другой позиции – механистического материализма. Ему не свойственна диалектика, а, наоборот, на первый план выступают такие характеристики материи как устойчивость, постоянство, неизменчивость. Материя – это вещь в себе, спорили материалисты, а сознание – ее атрибут. Таким образом, мир непознаваем.

Представители механистического материализма, также называемого метафизическим, – это Фрэнсис Бэкон (1561–1626), Томас Гоббс (1588–1679), Джон Локк (1632–1704), Жюльен Ламетри (1709–1751), Клод Адриан Гельвеций (1715–1771), Поль Анри Гольбах (1723–1789). Они жили и творили в эпоху больших научных и индустриальных открытий и прогресса, и стремление познать мир с точки зрения точных наук и механики находит отражение в их философских концепциях.

Следующим важным этапом развития материализма явилось создание его диалектической разновидности. Это учение, созданное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом и впоследствии развитое Владимиром Лениным, легло в основу советской научной методологии. Оно соединяет в себе диалектику – учение о развитии через внутренние противоречия, и материализм – признание объективно существующей реальности, независимой от сознания или мышления. Те, кто придерживается этого направления философской мысли, стоят на том, что реальное, бытие принципиально познаваемо.

Сильными сторонами диалектического материализма являются всестороннее рассмотрение предмета, объективность и многосторонность, гибкость и научность подхода, признание внутренних противоречий и конфликтующих начал, а через них и постоянное развитие существующих явлений и вещей и переход на новые витки эволюции.

Таковы три основных варианта материализма. С развитием материалистического подхода к жизни казалось, что он способен объяснить устройство мира, но даже самый объективный и всеобъемлющий материализм не может дать ответы на многие вопросы, затрагивающие идеальное и неосязаемое. То, как охватить оба конца спектра жизни, не давало покоя думающим, размышляющим людям всех веков, и создавались новые концепции, призванные снять противоречие между ними. О некоторых из подобных воззрений в философской теории стоит поговорить отдельно.

Как совместить материализм и идеализм?

В стремлении примирить две противоречащие друг другу точки зрения на материю и сознание философская мысль рождала новые установки и направления познания. К примеру, такое философское учение как пантеизм объединяет все сущее с Богом. Таким образом, материя неотделима от сознания, и противоречие снимается.

Далее стоит упомянуть гилозоизм, согласно которому вся материя тем или иным образом одушевлена. Все тела в мире, природа и космос представляют собой живые организмы, в которых проявляется Мировая душа.

Однако же наибольшей степени гармоничности идея совмещения материализма и идеализма достигла в учении о дуализме. Суть его заключается в том, что оба начала – материальное и идеальное, бытие и сознание – признаются как равноправные и независимые друг от друга. К дуалистам относились такие мыслители как Рене Декарт (1596–1650), Вольтер (1694–1778), Исаак Ньютон (1642–1727) и другие.

Читайте также:  подлинная история революции 1917

Таким образом, философская мысль с древних времен стремилась найти точки соприкосновения идеализма и материализма и даже совместить их. В то же самое время однозначного ответа на основной вопрос философии о соотношении духа к материи, мышления к бытию по сей день нет. Философы продолжают искать ответы и на другую сторону вопроса: а познаваем ли мир вообще? Но это отдельная дискуссия, о которой мы, вполне возможно, поговорим в будущем.

А сейчас предлагаем проверить, насколько вам удалось разобраться в материале статьи, с помощью небольшого теста.

Теперь подведем итоги всему вышесказанному.

Резюме

Итак, главный вопрос, на который философия пытается ответить уже много веков, – это вопрос о том, что первично: материя или дух, бытие или сознание. Здесь существует две диаметрально противоположные точки зрения – материализм и идеализм.

Первый утверждает, что материальное начало первично и доминантно по отношению к идеальному, духовному, психическому. Сознание порождено бытием, которое отражает и стремится осмыслить. Три основные разновидности материализма включают:

Идеализм же в свою очередь признает первенство за сознанием. Первичны и реальны именно наши субъективные ощущения и мышление, с помощью которых мы осваиваем мир, а предметы и прочее – лишь проявления этих ощущений, утверждают идеалисты. Это направление философии подразделяется на объективный и субъективный идеализм.

Оба мировоззрения резко противопоставлены друг другу и несовместимы. Тем не менее дуализм стремился примирить обе эти точки зрения, признавая равнозначность и равноправность обоих начал. Одно остается неизменным – тема, которой сотни лет, и поныне остается актуальной. Таков один из главных вопросов философского знания, который в своей диалектике способствовал развитию и углублению этой дисциплины.

Насколько вам легко ориентироваться в философских учениях и идеях? Возможно, было бы нелишним лучше разобраться в том, что такое научное мышление, а еще лучше развить свое собственное. Обращаем ваше внимание на нашу онлайн-программу «Когнитивистика», призванную обучить эффективным техникам мышления, которые позволяют успешнее рассуждать, принимать решения и находить нестандартные выходы из ситуаций.

Главное, продолжайте задаваться вопросами и искать на них ответы, углубляя свое понимание.

Источник

Основной вопрос философии. Материализм и идеализм, их исторические формы.

«Великий основной вопрос всей, особенно новейшей, философии есть вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе» (Ф.Энгельс).

Вопрос этот имеет две стороны (аспекта) своей постановки и решения: онтологическую, в которой указанное отношение определяется в плане уяснения сущности мира (его духовности или материальности) и гносеологическую, в которой это отношение рассматривается в плане установления принципиальной возможности соответствия между содержанием сознания человека и окружающей его действительностью, т.е. достижения объективности знания.

img 9v0eeD

Гносеологич. сторона О. В. Ф.

Познаваем ли мир: возможно ли объективное знание о нем?

img Jdy5Ns

img 4uVHkaimg

img QoG9Na

Объективное знание достижимо: в мире всегда есть непознанное, но нет ничего принципиально непознаваемого.

Объективное знание невозможно:

в наших знаниях неистребимо присутствует субъективность (явление вещи и ее сущность не совпадают).

Античная философия, этапы развития, школы, мыслители.

Общественное разделение труда и классовое расслоение общества (рабовладение);

Особенности уклада жизни в греческих полисах и широкое распространение в них политических режимов с выборной властью (рабовладельческая демократия, аристократия и др.)

Географическое положение, предопределившее посредническую роль греков между Азией, южной Европой и северной Африкой (торговля, путешествие, обмен знаниями и культурой);

Уменьшение роли традиций в укладе общественной жизни.

Появление философских традиций (школ);

Еще остающееся, хотя и снижающееся влияние мифологии;

Основные средства философского познания – острая наблюдательность, обобщение и строгие логические размышления;

Выработка основных философских понятий (категорий):

Зарождение традиций материализма («линия Демокрита») и идеализма («линия Платона»)

img E1iPjR img l5h5uu

Зарождение основных философских направлений:

img KoVbQI img

Зародышевые формы. Учения о вещественных первоначалах (первостихиях) мира: Фалес – вода; Анаксимандр – апейрон: Анаксимен – воздух; Гераклит – огонь; Ксенофан – земля; и др.

Относительно зрелые формы. Учение Демокрита: бытие это атомы, различающиеся по конфигурациям и размерам; они движутся в пустоте (небытии), соединение атомов – рождение вещей, разъединение – их гибель; отсюда – дискретность мира, множественность бытия, изменчивость и преходящий характер вещей при неделимости и вечности мира. Душа относится к материальному миру и потому не обладает бессмертием; знания в ней – результат отпечатков (слепков) от атомных оболочек вещей. Все происходит по необходимости; случайность – лишь непознанная необходимость. Учение Эпикура: случайность существует, связана с самоотклонением атомов и является предпосылкой свободы.

Зародышевые формы. Учения Пифагора о числах как первопричинах и основах бытия мира, Парменида о равенстве подлинного бытия мысли и неподлинности вещного (материального) бытия, Сократа об идеальной сущности бытия мира и человека.

Относительно зрелые формы. Учение Платона о вечности мира идей (сущностей) и порождении ими (вторичности) вещей; о вечности человеческих душ и их временности пребывания в теле; о познании как припоминании душой своей подлинной жизни в мире идей; об идеальной сути государства.

Учение Аристотеля об активной и определяющей роли «формы» по отношению к материи и формальных причинах бытия вещей и «форме всех форм» как нематериальном демиурге (творце) вещного мира.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector