Кофейный домик в Летнем саду
Кофейный домик в Летнем саду
«Кофейный домик», расположенный в глубине Летнего сада, на берегу Фонтанки, — ценный памятник русской садово-парковой архитектуры первой четверти XIX века. Этот небольшой павильон возник в результате перестройки в 1826 году петровского грота, находившегося на его месте.
Грот был наиболее эффектным из сооружений Летнего сада. Проект грота, по-видимому, разработал архитектор и скульптор А. Шлютер.
Грот состоял из трех залов, стены которых были отделаны раковинами и туфом. Его фасады украшали рустованные колонны и многочисленные статуи. В центральном зале грота высился фонтан с позолоченной свинцовой фигурой Нептуна. В другом помещении находился орган, приводившийся в действие напором воды. Ураганный ветер и вызванное им сильное наводнение в 1777 году почти полностью разрушили фонтанную систему, огибные дороги, беседки и павильоны. Тогда же очень пострадал и петровский грот. К. И. Росси сохранил стены грота, его простой прямоугольный план, но уничтожил купол над средним залом и пышную обработку фасадов в формах барокко.
В оформлении фасадов «Кофейного домика», простых и строгих, большую роль играет декоративная скульптура, оживляющая гладь стен. Скульптурные маски на пилонах, гирлянды и венки на аттике и богатый лепной фриз были исполнены скульптором В. И. Демут-Малиновским.
Стены зала завершены фризом, декорированным растительным орнаментом и гладким карнизом без лепки. Перекрытие зала плоское, на падугах.
В 1925 году при производстве ремонтных работ под «Кофейным домиком» были обнаружены подземные тоннели, назначение которых остается невыясненным.
Чьи же печи в Кофейном домике?
Метаморфозы петровского Грота в Летнем саду
Исследователи архитектурных памятников постоянно сталкиваются с ситуаций, когда то, что с первого взгляда кажется подлинным, на поверку оказывается хорошо сделанным позднейшим дополнением или результатом реставрации. Первоначального, подлинного, увы, в наших памятниках сейчас немного и, чем дальше, тем становится меньше. Последние удары по прошлому наносит XXI век, когда со стен зданий-памятников сбивается без разбора весь штукатурный слой, и бодрые рабочие наводят евролоск на фасадах, которые уже никогда не будут старинными.
Яркая иллюстрация – изящный павильон «Кофейный домик» на берегу реки Фонтанки. Построен он был еще в петровское время, назывался тогда «Гротом» и имел совершенно иной облик снаружи и внутри, нежели теперь.
К концу XVIII столетия старый Грот сильно обветшал и требовал починки. Но император Павел I распорядился иначе. Он намеревался на фундаментах старой постройки возвести новый павильон по проекту архитектора Ф. Демерцова. С поспешностью была начата разборка Грота, но тут случился дворцовый переворот, и Павла не стало.
Пришедший к власти император Александр распорядился прекратить ломать Грот и вернуть постройке прежний вид. Однако восстановить разрушенное было уже нелегко, работы отложили, а потом на время и вовсе забыли о старинном павильоне. Он не украшал сад, но у Гоф-интендантского ведомства были основания закрывать на это глаза, поскольку помещения Грота сдавались в аренду для содержания кофейни, что приносило казне доход. Именно в ту пору появилось название «Кофейный дом», или домик, закрепившееся за павильоном.
В 1819 году архитектор П. Писцов составил проект перестройки Грота, но Александр I повторил свое прежнее повеление сохранить павильон «в приличном виде в числе других достопамятностей царствования великого государя». Судьбу все более ветшавшего сооружения решило катастрофическое наводнение 1824 года. После него новый император Николай I решительно взялся за приведение Летнего сада в порядок. Грот было велено перестроить, проект составил архитектор Л. И. Шарлемань-второй.
Однако в последнее мгновение император решил поручить работу К. Росси. В 1826 году за один сезон Грот был превращен в изящный павильон модной ампирной архитектуры. При этом были максимально использованы стены старинной постройки, то есть от петровского Грота в Кофейном домике остались фундаменты и кирпичная кладка стен.
Сегодня внешне здание сохраняет вид, соответствующий проекту Росси. Если заглянуть внутрь, можно подумать, что и отделка во многом сохранилась со времен Росси. Конечно, кафельный пол здесь поздний, да и лепной декор фриза вызывает ассоциации с образцами конца XIX века, но уж печи-то точно вне всяких подозрений! Две майоликовые круглые печи, за свою форму получившие название «ротонды», действительно соответствуют образцам начала XIX столетия и всегда считались ровесницами перестройки Росси.
Увы, обращение к историческим документам вынуждает расстаться с этой версией. Отчеты о строительстве, которые Росси по распоряжению императора подавал еженедельно, свидетельствуют о том, что в зале первоначально были две угловые голландские кафельные печи. Они прослужили недолго, и уже в документах 1860-х годов указано, что в зале четыре так называемые унтермарковские печи, окрашенные бронзовой краской.
Некоторое время отопительные приборы этой конструкции имели широкое распространение. Круглые печи с железным кожухом хорошо нагревали помещение, но впоследствии от них повсеместно отказались, так как они сильно сушили воздух, и на их раскаленных поверхностях пригорала пыль.
К 1880-м годам павильон Росси имел непрезентабельный вид и вновь нуждался в ремонте. Император Александр III, инспектировавший Летний сад, особенно был возмущен тем, что содержатели Кофейного дома облепили здание уродливыми деревянными навесами и пристройками – совсем как нынешние наши рестораторы, распространяющие свои заведения на тротуары улиц и аллеи садов.
В документах о ремонте, которым руководил архитектор Н. А. Горностаев, фигурируют две круглые майоликовые печи, изготовленные и поставленные фабрикантом М. В. Харламовым. Они стоили по 400 рублей каждая. Если учесть, что серийно выпускавшаяся дорогая майоликовая печь стоила около 200 рублей, можно понять, что речь идет о нерядовых предметах, изготовленных по индивидуальному проекту.
Из документов следует, что эти две печи могли быть поставлены только в центральном зале павильона. Очевидно, это те самые печи-ротонды, которые поныне украшают Кофейный домик. Они не имеют никакого отношения к Росси. Горностаев создал качественную стилизацию в ампирном духе, удачно попав в стиль, так что спустя столетие музейные искусствоведы не догадывались об истинном времени создания печей.
Фабрикант Харламов известен знатокам русской керамики как производитель высокохудожественных печей. Владелец и заведующий заводом, находившимся в Александро-Невской части, он был выпускником Императорской академии художеств, классным художником 1-й степени.
Остается добавить, что гипсовые вазы наверху печей – позднейшие дополнения. Они появились при реставрации 1960-х годов. Судя по старым фотографиям, раньше на печах стояли небольшие керамические вазоны иной формы.
Андрей Ухналев
Печь завода Харламова в Кофейном домике, стилизованная под начало XIX века. Фото 1960-х гг. Из коллекции автора
Летний сад кофейный домик история
САДЫ РУССКОГО МУЗЕЯ запись закреплена
На территории Летнего сада, на месте нынешнего Кофейного домика находился павильон «Грот», построенный в 1714—1725 годы и ныне утраченный памятник Петровской эпохи. Кто был его архитектором неизвестно; однако предполагают, что это был кто-то из четырёх знаменитых зодчих того времени: А. Шлютер, Г. И. Маттарнови, Н. Микетти, М. Г. Земцов.
В 1801 году Грот был частично разобран по приказу Павла I. После его убийства наследник престола Александр I приказал восстановить сооружение, однако чертежей и планов для этого не хватало. 9 апреля 1826 года было окончательно решено перестроить полуразрушенный Грот. Первоначальный проект Л. И. Шарлеманя не был утвержден и заказ перешел к К. И. Росси, который создал Кофейный домик, используя фундамент и стены прежнего сооружения.
В 1999 году у стен Кофейного домика проводили земляные работы по восстановлению дренажной системы. При этом были найдены многочисленные фрагменты Грота: кирпичи, из которых были сложены стены, кирпичи в форме лепестков — детали угловых колонн, фрагменты орнамента и раковины.
Кофейный домик (Павильон Росси)
С первой четверти XVIII в. на месте Павильон Росси находился Грот.
Грот был наиболее эффектным сооружением Летнего сада, его называли диковинкой Петербурга.
Строительство Грота началось в 1714 г. Арх.-скульпт. Андреас Шлютер разработал проект с подробным описанием интерьеров. Местом строительства Шлютер выбрал берег Фонтанки налеко от Красного (2-го) сада. Начал строительство арх. Ж.- Б. Леблон, продолжали работы Г.-И. Матарнови и Н. Микетти, а с 1723 г. достраивал и декорировал интерьеры М. Г. Земцов. К 1725 г. все работы были завершены. Наводнение 1777 г. почти полностью уничтожило грот. В 1801 г. император Павел I распорядился ее разобрать. Вместо старого здания Павел I собирался возвести садовый павильон, отвечающий вкусам времени; проект нового сооружения составил Демерцов. Работы были начаты, но гибель императора помешала их закончить.
Четверть века спустя при строительстве павильона «Кофейный домик», возведенного на месте грота, Карл Росси использовал стены старой шлютеровской постройки.
(А. Ухналев, Кофейный. грот, СПб Ведомости, N42, 12.03.2010, добавил Mary )
Павильон Росси (кофейный домик)
с рис. неизв. худ. 2-я четв. XIХ в. [200]
(добавил Mary)
Летний сад. Кофейня. литогр. К.Шульца
с ориг. М.Мейера. 1840- гг. [1]
(добавил Mary)
Открытка 1985 г.
(добавил Mary)
К. И. Росси сохранил стены Грота, пострадавшего во время наводнения 1777 г., но уничтожил купол над средней частью и пышный барочный декор фасадов.
Скульптурные маски на пилонах, гирлянды и венки на аттике, лепной фриз выполнены скульптором В. И. Демут-Малиновским.
Стены зала завершены фризом с растительным орнаментом и гладким карнизом.
В Кофейном домике итальянец Пияцци открыл кондитерскую, которая просуществовала 30 лет.
В 1925 г. во время ремонтных работ под Кофейным домиком были обнаружены подземные тоннели.
(по материалам [ 93 ], добавил Mary )
Кофейный домик
Кофейный домик (Павильон Росси)
Автор(ы): архитектор К. И. Росси
Архитектурный стиль: классицизм
Это небольшой и изящный павильон Летнего сада на берегу Фонтанки построил в 1826 году знаменитый архитектор Карл Иванович Росси, ранее в этом месте находился грот. Грот был наиболее эффектным сооружением Летнего сада, его называли диковинкой Петербурга, но он был разрушен наводнением 1777 года. В павильоне «Кофейный домик» итальянцем Пьяцца была открыта первая в России кофейня европейского типа.
Находившийся на месте павильона грот был выстроен по проекту архитектора Андреаса Шлютера в первой четверти 18 века. Его стены украшали морские раковины и колонны, а посередине располагался фонтан со статуей Нептуна. Как свидетельствуют современники, в одном из залов грота находился орган, приводимый в действие потоками воды.
Грот был разрушен наводнением 1777 года, в то наводнение полностью разрушилась и система фонтанов Летнего сада.
В 1801 году император Павел I распорядился разобрать остатки грота, а вместо него собирался возвести садовый павильон, отвечающий вкусам времени. Проект нового сооружения составил Демерцов. Работы были начаты, но гибель императора помешала их закончить.
Четверть века спустя, в 1826 году, при строительстве павильона «Кофейный домик», возведенного на месте грота, архитектор Карл Росси сохранил фундамент и части его стен, создав павильон в стиле классической русской садово-парковой архитектуры. Стены павильона украшены декоративными элементами: масками, гирляндами и венками, всё это придаёт строению парадный вид. Автором декоративных элементов считается В. И. Демут-Малиновский.
Внутреннее убранство домика скромное: два небольших светлых зала, окна одного из которых выходят на Фонтанку, растительный орнамент по стенам и гладкие карнизы.