кунгурский завод художественных изделий история

Кунгурский завод художественных изделий история

Еще одна статья Натальи ТОКАРЕВОЙ.

ГИПСОЛИТЕЙНЫЙ ПРОМЫСЕЛ В КУНГУРЕ

347794 300347933 300

348220 600

Мало кто знает, что артель одно время даже выпустила скульптуру Христа и Иоанна Крестителя! Но …шла она под названием «Еврейские мальчики», что не вызывало подозрения у цензуры. Причем, у некоторых жителей эта скульптурка еще сохранилась.

348492 900
Тайная вечеря. Неизвестное панно. Найдено в церкви Кунгурского района.

В 1950- гг. у артели появляются огромные накомодные скульптуры из гипса. Это было вызвано тем, чем больше фигура-тем больше оплата. В поисках путей решения разных проблем художники осознавая отсутствие традиции в кунгурском гипсолитейном искусстве, обращались к произведениям русских промыслов-фарфору, фаянсу. Заимствования из фарфорово-фаянсовой пластики ощутимы во многих изделиях, выпускаемых в 1950-60 гг.

348713 600349143 600

На 1950-гг пришелся пик выпуска фигур литературных сюжетов и сказочных героев. «Конек-Горбунок», «Кот в сапогах», «Садко», «Василий Теркин», «Аленушка», «Красная шапочка»…

349677 300349743 300
Садко «Красная шапочка»

В гипсовом облике и величавой скульптуре Хозяйки медной горы, многие угадывали схожесть с артисткой Т.Ф. Макаровой, сыгравшей роль Хозяйки в известном фильме-сказке. Сказы П.П. Бажова нашли отражение во многих кунгурских скульптурах. Они пользовались очень большой популярностью.

350887 300351196 300351236 300

Артель много выпускает фигурок детей, молодежи. «Школьница», «Девочка с мячом», «Мечтательница», «Фигуристка»….

351498 300352226 300351813 300

В 1950-60 годах одной из тем советского искусства была борьба за мир. Часто художники и мастера обращаются к теме Великой Отечественной войны. Художник-фронтовик Е.П. Шатиров обращается к образу Василия Теркина. Защитник Отечества изображен в скульптуре «Пограничник».

Источник

Завод художественных изделий (г. Кунгур Пермской обл.) 1926-2000 гг.

Крайние даты документов: 1930 — 1999 гг.

Описи фонда

Заголовок Даты документов
1 Дела постоянного срока хранения 1930 — 1930
2 Дела по личному составу 1936 — 1936
3 Фотодокументы 1989 — 1989

Фонд содержит: документальные материалы постоянного срока хранения (постановления, протоколы, приказы, переписку, планы, отчеты и др.) за различные годы, а так же документы по личному составу (распоряжения по личному составу, лицевые счета, ведомости по начислению заработной платы) за различные годы.

Историческая справка

До начала 1930 годов организованных кустарей-камнерезов в Кунгуре не было. Кунгурская камнерезная артель организована в январе 1932 года на базе камнерезного цеха артели «Портных». Бывший председатель артели «Портных» Потапов И.С. стал первым руководителем новой камнерезной артели (ф.68,оп.1,д.213,л.10об.).

В первое время артель объединяло до 40 человек. К 1936-1938 годам в Кунгуре вырастает самая мощная в городе артель в 390 человек её членов, из которых на производстве работало 280 человек. Изменений в наименовании артели с момента её организации не было. Артель имела 3 основных цеха: распиловочный, резной и шлефовальный. До 1941 года артель занимала помещение по ул. Свердлова, 82. В 1938-39 годах артель давала валовой продукции ежегодно более двух миллионов рублей. Артель использовала местное сырье: белый и серый ангидрит, селенит, кальцит, который возили из Ординского района. Серый гипсовый камень привозили из Кыласовского месторождения первоначально, но он был слабым и некачественным, последний позднее добывали в карьере на горе Басно, а в послевоенные годы артель работала на гипсовом камне из карьера Алебастрового завода на окраине города Кунгура. Артель выпускала свою продукцию в разнообразном ассортименте. Из камня создавались собственные художественные образы: чернильные приборы смедведем, которого сменил конь, орел, тигр, лев, слон. Из настольных укра шений производили: яйца из селенита, кролики, прыгуны, собачки, кошки, совы, драконы, вазы для цветов, пудреницы с зеркалом, рамки для фото, шкатулки разных размеров, брошки, мундштуки-из черного гагата (завозился из Черемхова, Восточная Сибирь) (ф.30,оп.1,д.52,л.139). В 1936 году по заказу из Москвы, артель изготовляла для метро несколько миллионов облицовочной плитки, которой облицовали одну из первых стан- ций метро (станция Сокольники) (ф.30,оп.1,д.52,л.140).

До войны изделия артели шли не только внутри страны, но и за границу. Со своими экспонатами Кунгурская артель учавствовала на Парижской выставке в 1937 году, на Нью-Йоркской выставке в 1939 году, на Всесоюзной сельхоз выставке в Москве в 1940 году (ф.30,оп.1,д.52,л.140).

В июне 1941 года, в связи с нападением Германии на нашу страну, артель была законсервирована. Здание было занято под фабрику легкой обуви, эвакуированную из г. Киева (ф.30,оп.1,д.52,л.142).

25 марта 1942 года Совнарком Союза СССР постановляет восстановить распущенную Кунгурскую камнерезную артель. 19 июня 1942 года выносит решение о восстановлении Молотовский облисполком, а 3 июля 1942 года оргбюро областного Разнопромсоюза постановляет возобновить деятельность Кунгурской камнерезной артели (ф.30,оп.1,д.52,л.143).

До 1945 года артель работала на частных квартирах, коллектив её был до 20 человек. В 1945 году артель перешла в ведение Кунгурского городского промыслового Союза и получила здание бывшей прачечной по ул. Детская 33 г, где работала до 1949 года. В 1949 году артели дали помещение по ул. Ленина, 53 (ф.30,оп.1,д.52,л.144-146). В феврале 1955 года в Кунгурскую камнерезную артель вливается Дейковская камнерезная артель.

На основании приказа управления местной промышленности № 272 от 22.11.1960 года Кунгурская камнерезная артель переименована в Кунгурский завод Художественных изделий.

В декабре 1929 года в г. Кунгуре была создана артель им.18-й партконференции по выпуску гипсовых изделий и была расположена по ул. Октябрьская, 28 (ф.35,оп.1,д.135,л.119об) (ф.14,оп.1,д.193,л.58).

От маленькой кустарной мастерской артель выросла до большого предприятия по выпуску изделий из гипса и камня, имелся сапожный цех, который в 1948 г. был передан артели «Уральский партизан» (ф.30,оп.1,д.116,л.16об.).

К началу 1950 года артель им. 18-й партконференции являлась одним из крупных предприятий среди артелей промысловой кооперации города и кооперации инвалидов.

На основании приказа управления местной промышленности № 312 от 06.10.1960 г. Кунгурская артель им. 18-й партконференции, которую возглавлял Ременников Ф.В. была переименована в завод гипсолитных изделий на базе цехов артели и личного состава рабочих артели. Завод гипсолитных изделий выпускал из гипса различные статуэтки и школьный мел. В 1965 году завод гипсолитных изделий вошел в комбинат «Керамик» в качестве цеха. Передачу дел проводил директор завода гипсолитных изделий тов. Грехов В.М. (ф.14,оп.1,д.198,л.14).

26 июля 1932 года в Кунгуре была образована полуфаянсовая артель облразнопромсоюза, которая была расположена по ул. Труда, 43-51. Вырабатывала артель гончарную, полуфаянсовую посуду и облицовочную плитку (ф.68,оп.1,д.213,л.4об.).

На основании решения Пермского облисполкома № 286 от 26.06.1956 г. артель была передана в ведение облместпрома и на основании приказа № 170 от 06.07.1956 г. Молотовского областного управления местной промышленности была реорганизована в завод керамических изделий. Передачу дел проводил председатель артели тов. Васенин М.И. (ф.14,оп.1,д.150,л.2).

На основании приказа управления местной промышленности № 236 Завод керамических изделий был переименован в комбинат «Керамик» в 1965 г. (ф.14,оп.1,д.202,л.54).

На основании приказа местной промышленности № 11 от 20.01.1970 г.комбинат «Керамик» стал именоваться заводом Художественных изделий (ф.14,оп.1,д.227,л.5-8).

Завод гипсолитных изделий в 1965 г. влился в комбинат «Керамик», в 1970 г. Завод художественных изделий стал цехом комбината «Керамик», и сам комбинат в этом же году был переименован в Завод Художественных изделий.

На основании постановления главы города Кунгура от 23.12.1992 г. № 694 Завод художественных изделий переименован в ТОО «Кунгурский завод художественных изделий» (ф.14,д.15,л.143).

На основании постановления главы города Кунгура от 04.10.1995 г. № 711 ТОО «Кунгурский завод художественных изделий» переименован в ЗАО «Кунгурский завод художественных изделий».

На основании определения арбитражного суда Пермской области от 17.04.2000 г. на ЗАО «Кунгурский завод художественных изделий» было ликвидировано.

Источник

Кунгурский завод художественных изделий история

В городе Кунгур Пермской области в 1929 году создаётся производственная артель инвалидов «Объединение», занимающаяся в числе прочих ремёсел изготовлением гипсовых изделий.В 1941 году она переименовывается в «Кунгурскую артель инвалидов имени ХVIII партконференции». По мере развития производства в 1960г. предприятие получает название «Завод гипсолитных изделий».

В 1932г. открывается полуфаянсовая артель,с 1956 г.–»Завод керамических изделий», а с 1964г.- комбинат «Керамик».

В 1932 г. организована и камнерезная артель, на базе которой в 1960 г. возник «Завод художественных изделий».

В итоге произошло объединение этих трех заводов в «Кунгурский завод художественных изделий», продукция которого (керамические изделия, сувениры из камня и оргстекла, резьба по камню) экспортировалась во Францию, Бельгию, Голландию, Кипр, ФРГ, Испанию, США, Канаду и др. страны.

В 90-е годы из завода выделилось самостоятельное малое предприятие ТОО (ныне ООО)«Кунгурский камень», которое наряду с «Кунгурским заводом художественных изделий» и группой предприятий ЗАО«Кунгурские народные промыслы», продолжает традиции края.

В разные годы на предприятии работали авторы И.С.Ушатов, Л.Нелюбин, А.В. Шихвинцев,
В.П. Шихвинцев, Л.М.Гайдышева, М.Татаринова, Е.А.Ширинкин, Р.И.Орлова, М.Г.Лисунов, З.П.Позднякова,
Е.П. Шатиров, З.Р.Басыров, В.Я.Первушин, В.Н.Некрасов
Овчинников Анатолий Васильевич,скульптор-анималист,также выходец с
этого завода. Для создания большинства скульптур он использует мягкий гипсовый камень (ангидрит, алебастр, селенит, талькохлорит)

Источник

Кунгурская артель. Немного истории

b9b1e50836e2d2c99962a11f7f2793754a78m7

В Кунгуре вырабатывали изделия из гипса более века назад. Простота добычи и дешевизна гипса привели к тому, что в начале ХХ века в городе и его окрестностях открылись небольшие кустарные мастерские, занимающиеся производством гипсовых изделий. Кустари работали со своими семьями в маленьких каморках при свете керосиновой коптилки. Сырьем служил местный камень, который мастера заготавливали и приносили в мешках, затем обжигали дома в русских печах. Продукт обжига мололи дедовским способом с помощью двухпудовой гири и железной плиты.4 При создании гипсовых статуэток, мастера, независимо от места их проживания, ориентировались на потребности городского обывателя. Большая часть изделий скупалась купцами и увозилась в Сибирь.

После Октябрьской революции 1917 года и гражданской войны кустари организовываются в небольшие артели. Началась новая страница в истории. Страна постепенно поднималась из руин. Налаживалась и мирная жизнь в Кунгуре, испытавшем все ужасы войны. Как вспоминает Н.М. Давыдов: «Правительство разрешило иметь подсобные мастерские, и мы со своей семьей из четырех человек организовали цех по производству гипсовых изделий. Вырабатывали бюсты вождей и писателей, барельеф «Крепи оборону СССР» и другие изделия, которые пользовались большим спросом. Через год мастерская объединяла уже 20 человек.5

22 июля 1929 года в городе было организовано крупное предприятие, получившее название «Производственная и заготовительная артель инвалидов «Объединение». Артель состояла из нескольких производств – столярного, мебельного, сапожного, швейного, шапочного, чемоданного, бондарного, кондитерского. Выпуском изделий из гипса занимался научно-художественный цех, насчитывающий около 30 рабочих.

Новый советский быт диктовал новые темы. И вот наряду с затейливо-вычурными гипсовыми изделиями (вазами, домиками, кукольными головками), появляются лаконично-прямолинейные статуэтки, изображающие красноармейцев в длинных шинелях и буденовках, целеустремленно глядящие в даль. Не забывали мастера-литейщики и анималистический жанр с уже ставшими привычными фигурками зайцев с морковками, собачек, кошечек, всевозможных домашних птиц. Эти непритязательные вещи охотно раскупались городскими и сельскими жителями, стремящимися украсить свой быт.

В 1930-е годы по-прежнему пользовались популярностью у покупателей миловидные черноглазые девочки с кукольными лицами, которые то стояли в манерной позе, наклонив голову и прижав к сердцу руку, то ласково обнимали белоснежных кошечек. Некоторый налет сентиментальности был свойственен и изделиям, создаваемым по моделям профессиональных скульпторов. Так «Детская головка» А.Е. Попова, одновременно работающего и в Кунгурской камнерезной артели, навевает воспоминания о рождественских открытках начала ХХ века с ангелами, томно поднимающих к небу глаза. Мечтательное состояние героини подчеркивалось и пастельными цветами раскраски. Корме статуэток из гипса отливали и пепельницы, украшенные полуфигурами былинных богатырей, красноармейцев и сидящими гномами. Не забывали мастера и о потребностях детей. Для кукол изготавливали гипсовые головки со специальными отверстиями, к которым должно было крепиться туловище, сшитое из ткани.6

15-20 февраля 1941 году производственная артель «Объединение» была переименована в Кунгурскую артель инвалидов имени ХVIII партконференции. Для размещения артели были выделены здания по улице Октябрьской 28 (сейчас лицей № 1), до революции принадлежавшие крестьянину П.П. Гашеву.

Во время Великой Отечественной войны мастера по-прежнему продолжали выпускать гипсовые сувениры, вырабатывая порой более 300 000 изделий в год. В основном ассортимент состоял из небольших анималистических фигурок – кошечек, собачек, барашков, уточек, петушков, как ласково именовали свои изделия в артели.7 Но уже в 1941 году появляются новые образы – «Пограничник», «Черкес», «Колхозница»., Особенно трудным выдался 1944 год, когда из-за аварии была затоплена обжиговая печь для гипса, поэтому было прекращено изготовление изделий из собственного камня, а пользовались привозным.8

С 1943 года мастерами в артели осваивается выпуск бюстов и барельефов, изображающих партийных и советских деятелей, известных отечественных писателей и поэтов. Одними из первых стали бюсты И. В. Сталина и К.Е. Ворошилова. Как правило, поверхность таких скульптур имеет монохромную раскраску в пределах серо-коричневой гаммы. В коллекции нашего музея это направление представлено бюстами И.В. Сталина, С.М. Кирова, А.С. Пушкина, Н.А. Островского. Кроме них выпускали бюст А.В. Суворова и барельефы В.И. Ленина, И.В. Сталина.

С конца 1940-х годов художественную продукцию артели стали продавать в специализированном киоске, расположенном на перроне железнодорожной станции «Кунгур». Тогда проходящие поезда дальнего следования останавливались на станции на 20-30 минут, поэтому пассажиры и гости города могли приобрести гипсовый сувенир. Заказы на крупные партии поступали из Свердловска, Нижнего Тагила, Челябинска. Кунгурские сувениры с их непосредственностью и жизнерадостностью мироощущения стали популярным атрибутом городского быта советской страны.

В начале 1950-х годов перед мастерами встают вопросы, связанные с обновлением ассортимента гипсовых изделий. Ведь по-прежнему, как и десятилетия назад, в фигурах людей присутствует примитивная раскраска: «розовое лицо, раскрашенное шаблонно с кукольно-мертвым выражением глаз, черные волосы, синяя, красная и желтая одежда (в зависимости от наличия краски)».9 Другая проблема была связана с отсутствием обоснованных расценок на приобретение новых скульптур. При оплате моделей ее стоимость вплотную зависела от размеров: «чем больше величина, тем выше оплата». Отсюда и гигантские размеры «накомодных» скульптур того времени, когда «выпускаются изображения собак и волков чуть ли не в натуральную величину».10 Гигантомания была свойственна и работам, обращающимся к фольклорно-сказочной тематике («Красная шапочка», «Дед Мороз», «Гном», «Мальчик с корзинами»)

В поисках путей решения проблем художники, осознавая отсутствие традиций в кунгурском гипсолитном искусстве, пытались обратиться к произведениям русских художественных промыслов – фарфору и фаянсу, хохломской росписи по дереву. Перед администрацией была поставлена задача – познакомить мастеров с коллекцией советского фарфора в Молотовской художественной галерее.11 Заимствования из фарфорово-фаянсовой пластики ощутимы во многих изделиях, выпускаемых в 1950-60 годы. Это и усложненный силуэт («Балерина» В.П. Щихвинцева, «Туристка» Е.П. Шатировв), и попытка передачи движения («Плясун», «Уральская пляска» Е.П. Шатирова), любовь к мелким деталям («Богатырь» Е.П. Шатирова). Значительная часть таких работ имела однотонную, светлую поверхность, напоминающую фаянс. Некоторые мастера ориентировались на традиции каслинского литья (М.С. Бузин «Ермак»).12

В послевоенные годы в артели формируется круг мастеров и художников, по моделям которых будут выпускаться изделия в 1960-1970-е годы. Это М.Г. Лисунов, З.П. Позднякова, выпускники Московского художественно-промышленного училища им. М.И. Калинина, Е.П. Шатиров, З.Р. Басыров, В.П. Шихвинцев, В.Я. Первушин, В.Н. Некрасов. Многие из них сотрудничали с камнерезной и полуфаянсовыми артелями.

На втором месте стоят скульптуры, посвященные жизни советского народа. Популярные первоначально образы пионерок и колхозниц («Колхозница с урожаем», «Ванька с Танькой», «Пионерка», 1941-1945 гг.) и героев войны («Пограничник», «Гармонист», 1941-1945 гг.) дополняются новыми персонажами. Появляются представители многонациональной страны – «Черкес» (1941 г.), «Абиссинец» (1949 г.), «Украинец» (1950 г.), «Узбечка» (1951 г.). Скульптором Ю.А. Нелюбиным в 1960-е годы созданы образы «Строительница», «Доярка», «За водой», «У колонки», «Купальщица»

Много работ с изображением детей и активной молодежи – «Девочка с мальчиком», «Девочка с мячом» (1948 г.), «Мальчик с козленком», «Мальчик на санках» (1951 г.), «Девочка с грибами», «Мальчик со щенком» (1952 г.), «Девочка с книгой», «Школьница» (1953 г.), «Юный охотник» (1956 г.), «Подружки» (1960 г.), «Мечтательница» (1961 г.), «Юный моделист» (1963 г.).

Тема спорта раскрывается в работах В.Н. Некрасова («Футболист»), В.А. Шихвинцева («Фигуристка», «Баскетболистка»), Е.П. Шатирова («Художественная гимнастика»).

Встречаются изображения людей творческих профессий – «Матрос» (1951 г.), «Альпинист» (1952 г.), «Баянист», «Балерина» (1954 г.)», «Фигуристка», «Скрипачка» (1955 г.), «Туристка» (1956 г.), «Космонавт» (1970 г.).

Большой популярностью покупателей пользовались литые изделия, изображающие героев сказов П.П. Бажова. В 1946 году на советский экран вышел фильм «Каменный цветок», который неоднократно демонстрировался в Кунгуре в конце 1940-х – начале 1960-х годов. В то время З.П. Поздняковой была создана скульптура «Хозяйка Медной горы», величавая фигура которой напоминает Т.Ф. Макарову, воплотившую на экране образ легендарной владычицы подземных богатств Урала. Эта работа тиражировалась вплоть до начала 1980-х годов, правда ее размеры были несколько уменьшены. Вслед за З.П. Поздняковой к горнозаводским сказам обратились З.Р. Басыров («Катя», 1958 г.), Е.П. Шатиров («Малахитовая шкатулка» 1960 г.), В.А. Шихвинцев («Данила-мастер», 1960 г.).15

В 1950-60-е годы одной из главных тем советского искусства была борьба за мир, поэтому часто художники обращаются к событиям Великой Отечественной войны. Это было характерно и для кунгурских мастеров. Художник-фронтовик Е.П. Шатиров, любивший говорить начинающим мастерам: «Все время работай карандашом и рисуй с натуры все, что видишь», обращается к образу Василия Теркина, героя одноименной поэмы А.Т. Твардовского. Защитники отечества изображены в скульптурах «Пограничник» В.А. Шихвинцева, «Матрос с гармошкой» М.Г. Лисунова.

Особняком среди гипсолитных изделий стоит композиция Труфанова «Лиса и бобер», отличаясь тонкой иронией и критичным отношением к персонажам. Это своеобразная сатира на важного чиновника и его модно одетую жену, выраженная через антропоморфные образы, может быть актуальна и сейчас.

На основании приказа управления местной промышленности № 312 от 06.10.1960 года Кунгурская артель им. XVIII партконференции, которую возглавлял Р.В. Ременников, была переименована в Завод гипсолитных изделий на базе цехов и личного состава рабочих артели.

Источник

Махотка, луковик и 18 метров огня. Удивительные факты о «Кунгурской керамике»

7880170a resizedScaled 1020to573

Редкий, и от этого приятный, факт — это не магазинчик с сувенирами из Китая, почти весь товар здесь производства местной фабрики со 170-летней историей «Кунгурские народные промыслы».

На втором этаже гончарной лавки небольшой выставочный зал. Почти двухметровый самовар и такой же воздушный шар, невероятной красоты и оригинальности предметы быта — все это сделано здесь, все это награждено и отмечено на профильных выставках по всей России. А первый этаж — есть где разгуляться покупателям. Для кухни, для дома, для сада, для интерьера и декора — женщины могут бродить здесь часами. Что там: даже мужчины нет-нет, да и начнут искать взглядом подарок для любимой бабушки.

«Эко посуда» — гласит табличка на большой витрине, заполненной рустикальными посудинами, порой даже не ясного назначения. Здесь представлена линейка старинных предметов быта, получивших второе рождение. Банки под овощи и крупы, емкости — солило, луковик, махотка, баклага, кубышка — для каждого предмета указано аутентичное название. «Наши предки знали, как лучше. Вот из таких кружек и молоко, и морс, и пиво — в разы вкуснее», — рассказывает о коллекции «Из глубины веков» сам владелец «Кунгурских народных промыслов» Александр Кобелев.

Гончарный промысел зародился в Кунгуре еще в 17 веке. Первую фабрику по производству глиняной посуды открыл купец Иван Аксёнов в 1847 году, а после появились и завод глиняной посуды, и фаянсовая фабрика. В 1932 году в Кунгуре была образована полуфаянсовая артель облразнопромсоюза, в 1956 годуполуфаянсовая артель была реорганизована в завод керамических изделий. Завод проработал до 1998 года. Тогда, двадцать лет назад, он был объявлен банкротом и мог пропасть навсегда. Предприятие спас Александр Кобелев, открыв цех ЗАО «Кунгурские Народные Промыслы» на арендованной у завода площади. Отсюда и началась новая страница в жизни предприятия. Сейчас «Кунгурская керамика», входящая в «Кунгурские народные промыслы», является одним из четырех предприятий, производящих керамику в России. Предметы быта и искусства из Кунгура занимают пятую часть всего российского рынка.

Среди поводов для гордости у Александра Кобелева включение в список «100 лучших товаров России». Награду ему вручал Юрий Трутнев. «Он тогда сказал, что люди по глине ходят, а мы из нее произведения искусства делаем и деньги», — вспоминает владелец производства. И рассказывает о втором поводе для гордости — уникальности производства.

Предприятие само добывает сырье (красную глину), у них есть карьер, лицензия на добычу, платит за разработку карьера. Само подготавливает сырье к использованию на производстве (превращают обычную глину в гончарную), само делает продукцию, разрабатывая эскизы, коллекции, само продает. Есть гончарное производство (20–30%), есть литье, формовка. Оборудование импортное (итальянское, в основном), так как в России не делают хорошего оборудования. Гончарные круги самодельные, потому что те, которые продаются, не подходят.

«На производство организуем ежедневные экскурсии, есть просто экскурсии, есть с мастер-классом, можно посидеть за гончарным кругом и даже что-то сделать самому. Надо видеть восторг людей, когда из куска глины получается чудо! » — рассказывает Александр Кобелев по дороге в цеха. За ним отправляемся на небольшую экскурсию, знакомиться с производством.

В глинозаготовительном цехе из карьера глина поступает в мельницы, там перемалывается, обезвоживается, процеживается. Для разных линий производства — глина разной плотности, на формовочный станок одна, для гончарного круга другая.

В гончарном цеху на круге делаются крынки, горшки для цветов и другие предметы. На гипсовом донышке гончарного мастер распределяет глиняный калачик, вертится гончарный круг — за минуту вырастает горшок, всегда до определенной высоты. А потом ему нужно придать форму по определенным стандартам и полностью разгладить поверхность — еще пара минут. Потом на готовый предмет может быть нанесен рельефный узор, множество их разработаны художниками предприятия. За одну смену мастер может сделать до 100 горшков, но, конечно, не сидит на одном ассортименте целый день. Что именно будет делать гончар, зависит от заказов на предприятии. «Заказов у нас много, а мастеров мало», — говорят на производстве.

ce6754fd resizedScaled 800to533

Огромный ассортимент изделий (горшки, блюда, жаровни и многое другое.) делаются в формовочном цехе, станков здесь десятки. Глина формуется в гипсовых формах, достать готовое изделие можно лишь через 24 часа после высыхания. Далее происходит оправление изделия: затираются все швы, поверхность разглаживается.

Цех литья — в нем делают и большие формы (скульптуры, фигуры, ландшафтный декор) и миниатюрные тонкостенные изделия (наборы для специй, аромалампы, подсвечники, чайные домики, оросители и другое). Здесь жидкую глину заливают в формы-шликер, получая фигуры нужных обтекаемых изгибов. Есть фигуры литые полностью, а есть и составные.

Готовые изделия до обжига проходят через роспись. Ангоб — это белая глина с добавлением красителей. Оттенки получаются естественными, приятными глазу. Роспись ведется «грушами» и кистями. После росписи изделие отправляется на первый обжиг, потом покрывается глазурью и отправляется на второй обжиг, после которого рисунок проявляется во всей красе. Для напыления используется стенд с краскопультом, где краски все те же ангобы. Есть и подглазурная роспись, которая производится между обжигами, а исключительно декоративные изделия расписываются акриловыми красками.

c2353bb5 resizedScaled 800to533

А еще есть процесс молочения — такая посуда пользуется сейчас большой популярностью. После двух обжигов предмет окунают в молоко и вновь отправляют в муфельную печь на 300 градусов. Такие предметы после обжига действительно пахнут молоком, а вид имеют словно «под дерево». Чем выше жирность молока, тем более темный оттенок можно получить (а аромат изделия при этом будет очень аппетитный, слегка «подкопченый»).

Вся продукция проходит два обжига. Первый — утильный, при температуре 900 градусов. Второй — политой, на 1020 градусах, для запекания глазурей. Печь, через которую проходит вся продукция, — 18 метров огня, две линии. Люльки с изделиями заезжают в печь медленно, и выезжают также, чтобы глина нагревалась и остывала постепенно. Уже остывающие изделия медленно движутся по конвейерной ленте на склад. Удовольствие от прикосновения к остывающей керамике огромное.

«Земля, вода, огонь — все от природы, натуральное, вот и весь секрет, почему керамика сейчас снова становится востребованной и популярной, — объясняет возникшие эмоции завпроизводством. — Люди тянутся к корням, вспоминают секреты предков по хозяйству, уходят от бездушных пластиков обратно к натуральным материалам. Вот та коллекция «Из глубины веков» сейчас очень востребована, это показатель».

Возвращаемся в гончарную лавку. Узнаем узоры, увиденные на производстве. Узнаем предметы, увиденные на просушке и в печах. Вспоминаем про «земля, вода, огонь — вот и весь секрет». Изучаем витрины и ценники (сильно радуемся!), и сам по себе составляется wish-list.

«Нам блинницу, вот те подсвечники, банку для лука и тарелочки», — гулять так гулять, а кошелек легчает меньше, чем на тысячу рублей. Блинница подарена бабушке, подсвечники стильно вписались в спальню, лук не портится в новой глиняной банке, а завтрак из новых тарелок, хранящих тепло печи, заряжает на весь день. И стали очень нужны молоченые махотка с кисельницей — есть повод вернуться в Кунгур.

Источник

Читайте также:  карос супер навыки канонира
Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector