Джеймс Дин: стремительная гонка жизни
Яркая, но короткая жизнь актера Джеймса Дина принесла ему награду «Золотой глобус» и номинацию на Оскар. К сожалению, все это случилось уже после его смерти. Молодой харизматичный американец, влюбленный в автомобильные гонки и спортивные машины, погиб в аварии в 1955 году. Именно в этот год вышли три его знаковых фильма.
Содержание
Актерский талант
Джеймс Дин (James Byron Dean) родился 8 февраля 1931 года в Марионе, штат Индиана. Его семья переехала в Калифорнию в 1935 году, но после смерти матери мальчика отправили обратно в Индиану, чтобы жить с родственниками. Будучи звездным спортсменом в старшей школе, он также преуспел в театральном кружке. После окончания университета Дин первый раз отметился на телевидении. В 1950 году он появился в рекламном ролике для Pepsi Cola, а затем отправился на Запад, чтобы поступить в колледж. Однако учеба вскоре ушла на задний план, и Джеймс погрузился в актерскую карьеру.
После дебюта на шоу по случаю пасхи под названием «Hill Number One», он получил несколько небольших ролей. Желание продвигаться к вершине продолжилось в Нью-Йорке, где Джеймс участвовал в различных телешоу. Именно тогда его пригласили в Актерскую студию, где работали Марлон Брандо, Джули Харрис, Артур Кеннеди.
Фильмы Джеймса Дина
С Джеймсом работал знаменитый учитель Ли Страсберг. Благодаря ему актер получил роли в постановках «See the Jaguar», «The Immoralist» и во многих телевизионных драмах того времени. К 1954 году Дин заключил контракт с Warner Bros., чтобы сыграть главную роль в фильме Элиа Казана «К востоку от рая». Его герой – неспокойный сын богатого бизнесмена, идеально подходил по типажу эмоциональному и нервному Джеймсу. Именно это амплуа преследовало актера и в драме «Бунтарь без причины».
Джеймс Дин снова сыграл максималиста и подростка с бурей эмоций внутри. Фильм стал довольно популярен, как и стиль персонажа. Его герой Джим Старк был одет в красную куртку харрингтон, белую футболку и джинсы. Этот стиль «James Dean» переняли подростки по всей Америке. А современные актеры черпают в фильме вдохновение, чтобы показать мятежный характер подростка. Помимо харрингтона Джеймс ввел в моду белую футболку, которую до этого носили только в качестве нижнего белья.
Следующий фильм «Гигант» стал последним в карьере и жизни актера. Второстепенная роль пожилого бизнесмена принесла ему номинацию на Оскар. Сама картина получила 10 номинаций и была признана одним из величайших фильмов в истории.
Другие фильмы:
Автомобили Джеймса Дина
Страсть к автомобилям у Джеймса была с самого детства. Его первой машиной стала MG TD красного цвета, купленная после гонорара за ленту «К востоку от рая». В 1954 году Дин заинтересовался развитием автогонок. Он покупал различные транспортные средства, в том числе мотоцикл Triumph Tiger T110 и автомобиль Porsche 356. Незадолго до начала съемок «Бунтаря без причины» Джеймс участвовал в своей первой профессиональной гонке в Палм-Спрингс. Дин занял первое место в классе новичков, и второе место на главном мероприятии. Он продолжил соревноваться и надеялся конкурировать на «500 миль Индианаполиса», но из-за напряженного графика съемок ему пришлось отказаться от этой затеи.
Последняя гонка Дина состоялась в Санта-Барбаре 30 мая 1955 года. После чего Warner Brothers запретили ему участвовать во всех подобных мероприятиях во время съемок «Гиганта». Однако сразу после того, как фильм отправился в пост-продакшн, он решил снова отправиться на гонки. Последней машиной актера стал серебристый Porsche 550 Spyder по прозвищу «Little Bastard».
Смерть Джеймса Дина
Стремясь вернуться к «освобождающим перспективам» автогонок, Дин должен был участвовать в мероприятии в Салинасе, штат Калифорния 30 сентября 1955 года. Вместе с ним туда отправился координатор трюков Билл Хикман, фотограф Коллье Санфорд Рот и Рольф Вютерих, немецкий механик с завода Porsche, который смотрел за автомобилем Дина – Porsche 550 Spyder. Именно он ехал вместе с ним в тот день.
Выехав на трассу U.S. Route 466 (State Route 46), машина Дина двигалась предположительно со скоростью 55 миль/час (88 км/ч). Но на перекрестке поворачивал Ford Tudor, за рулем которого сидел Дональд Торнпсид. Дин, не успев остановиться вовремя, врезался практически лоб в лоб в Форд, и его машина подпрыгнула через тротуар на обочину. Пассажир Дина, Вютерих вылетел из автомобиля, в то время как сам актер оказался в ловушке, получив при этом многочисленные смертельные травмы, включая сломанную шею. Другой водитель Дональд отделался несколькими переломами. К сожалению, шансов у Джеймса уже не было. Актер скончался по дороге в больницу.
Подробности смерти Дина быстро распространялись по радио и телевидению. Ко 2 октября происшествие уже вовсю освещалось в СМИ. Похороны Джеймса состоялись 8 октября 1955 года, гроб оставался закрытым. По приблизительным оценкам, присутствовали около 600 скорбящих, а 2400 поклонником собрались за пределами здания во время шествия.
Джеймс Дин
Биография
Детство и юность
Родился будущий актер в номере отеля в городке Мэрион американского штата Индиана. В родословной Джеймса Байрона Дина есть шотландцы, немцы, ирландцы и валлийцы. Отец звезды – Уинтон Дин – зарабатывал на жизнь фермерством. Когда сыну исполнилось 6 лет, глава семьи оставил работу на земле и стал зубным врачом в калифорнийской Санта-Монике.
Актер Джеймс Дин
Наиболее теплые и доверительные отношения у мальчика были с мамой, но Милдред умерла от онкологии, когда сыну исполнилось 9 лет. Отец отдал Джеймса на воспитание родственникам-фермерам, обитавшим в Фэйрмаунте. Там парень приобщился к протестантской вере и квакерам.
Наибольшее влияние на подростка имел священник Джеймс Ди Уирд. Позже биографы выдвинули версию, что теплые отношения Дина и Ди Уирда носили интимный характер. Благодаря священнику подросток узнал о гонках, актерстве и корриде, в скором будущем напрямую повлиявшими на биографию Джеймса.
Джеймс Дин в детстве
В школе парень мало отличался от ровесников: играл в бейсбол и баскетбол. В спорте Джеймс Дин добился немалых успехов, а вот в школьном драмкружке поначалу не поражал искусной игрой. Но актерское искусство манило Джеймса, и он продолжал изучать теорию, выходить на подмостки школьного театра и шлифовать мастерство.
Окончив школу в 1949 году, сын вернулся к отцу в Калифорнию. На тот момент у Дина-старшего появилась новая семья. По настоянию родителя юноша поступил в юридический колледж, где взялся штудировать право. Но изучение законов вызывало у Джеймса зевоту, а лицедейство звало и манило.
Джеймс Дин
Джеймс Дин оставил колледж и отправился в Калифорнию. В университете юноша продолжил изучать актерское ремесло, чем навлек на себя гнев родителя.
В университете начинающий артист вышел на подмостки и был замечен Джеймсом Уитмором, театральным режиссером и актером. Дина приняли в труппу и доверили играть заметную роль в спектакле «Макбет». Молодому актеру удалось обойти три сотни конкурентов, чтобы заполучить роль Малькольма.
Работа на сцене так увлекла юношу, что он оставил университет и в 1951 году начал строить карьеру.
Фильмы
Впервые Джеймс Дин появился на телеэкранах в рекламном ролике «Пепси Колы». Его заметили и доверили небольшую роль в пасхальном шоу. С 1951 по 1953 годы актера задействовали в крошечных ролях и эпизодах четырех фильмов, где он сыграл секунданта, солдата-новобранца и футбольного фаната. В титрах картин Джеймс Дин не нашел свое имя.
Джеймс Дин в фильме «Берегись, моряк!»
В ленте киностудии «Парамаунт», вышедшей в 1952 году под названием «Берегись, моряк!», наконец-то Дину досталась роль со словами. В фильме блистал дуэт джазового певца и артиста Дина Мартина и комика Джерри Льюиса. Джеймсу Дину доверили сыграть тренера по боксу в одном эпизоде.
В ожидании ролей Дин трудился, где мог. Работая парковщиком в медиахолдинге «Си-Би-Эс корпорейшн», он встретил влиятельного продюсера. Знакомство с Роджерсом Брекеттом, который возглавлял радио-редакцию в агентстве рекламы, сыграло в карьере актера решающую роль. Брекетт помог с жильем и дал Джеймсу дельные советы, как сократить расстояние к успеху.
Джеймс Дин
Джеймс Дин перебрался в Нью-Йорк, где ему предложили поработать в игровых телешоу. Вскоре Дин стал учащимся студии актерского мастерства, которую возглавлял легендарный мэтр и наставник Ли Страсберг. Переполненный гордостью актер поделился радостью с родными, написав в письме, что счастлив учиться в мастерской, где работают идолы киноиндустрии Марлон Брандо и Артур Кеннеди.
Учеба у Страсберга открыла Джеймсу Дину двери в рейтинговые телешоу. Появился артист и на театральных подмостках, сыграв Багира в постановке «Имморалист». Работа в шоу и театре проложила актеру дорогу на «фабрику грез». В Голливуде Дин успел сыграть главных персонажей в трех картинах, превративших молодого артиста в культовую фигуру американских тинейджеров.
Джеймс Дин в фильме «К востоку от рая»
В середине 1950-х американский кинорежиссер Элиа Казан взялся за экранизацию романа Джона Стейнбека. На главную роль одноименной киносаги «К востоку от рая» Казан наметил пригласить голливудскую звезду Марлона Брандо.
Планы пришлось изменить из-за вмешательства автора саги: сценарист Пол Озборн познакомил Стейнбека с малоизвестным молодым актером, который произвел на писателя неизгладимое впечатление. Казан вынужденно согласился, хотя не считал кандидатуру Джеймса Дина подходящей.
Джеймс Дин в фильме «Бунтарь без причины»
В том же году Джеймс Дин воплотил образ второго звездного киноперсонажа Джимми Старка в драме известного голливудского мэтра Николаса Рэя «Бунтарь без причины». Лента о подростковом протесте оказалась в мейнстриме: после выхода фильма фигура Старка стала культовой для юных американцев. На экране Джеймс Дин появился в звездной компании с Натали Вуд и Сэлом Минео.
Джеймс Дин в фильме «Гигант»
Третья, последняя, роль досталась артисту в эпической драме Джорджа Стивенса «Гигант», где главных героев сыграло звездное трио: умудренные опытом Элизабет Тейлор, Рок Хадсон и молодое дарование Джеймс Дин. Его персонаж отличался от предыдущих: Джетт Ринк – нефтяной воротила из Техаса. Для роли магната Дин «состарил» внешность, изменив цвет волос и стрижку.
Премьера «Гиганта» состоялась после смерти Джеймса Дина. За работу в картине имя звезды во второй раз внесли в списки номинантов на вожделенную фигурку.
Личная жизнь
Внезапный уход Джеймса Дина породил всплеск интереса к его персоне и море слухов о личной жизни звезды. Дину приписывали скоротечные романы с молодыми голливудскими актрисами «Уорнер Бразерс». Но подтверждена связь лишь с одной красавицей – итальянкой Пьер Анджели.
Джеймс Дин и Пьер Анджели
Они встретились, когда Пьер снималась в голливудской мелодраме «Серебряная». Поговаривают, пара обменялась в знак верности драгоценностями. Браку Джеймса и Пьер воспрепятствовала мать девушки, настаивавшая на выборе мужа-католика. Вскоре Анджели вышла замуж за соотечественника – певца Вика Дамона.
Биограф звезды Уильям Баст уверяет, что интрижка звезды с итальянской красавицей была рекламным ходом «Уорнер Бразерс».
Джеймс Дин и Роджерс Брекетт
Слухи, что Джеймс Дин – гей, появились после того, как американец избежал армейской службы, сославшись на нетрадиционную ориентацию: на призывном пункте он заявил о гомосексуализме, что в то время в США считалось психическим отклонением.
Биографы и журналисты приписывают Дину связь с покровителем и продюсером Роджерсом Брекеттом, биографом и другом Уильямом Бастом, сценаристом Полом Озборном, выбившим роль для Джеймса у Стейнбека. Но достаточно и противников версии, называющих нетрадиционную ориентацию звезды пиар-ходом киностудии.
Смерть
Начав прилично зарабатывать, актер приобрел спортивный автомобиль. Осенью 1955 года голливудская звезда в компании механика Рольфа Вютериха отправился на гоночном «Порше 550» на гонки в Салинас.
Роковое столкновение с черно-белым «Фордом», за рулем которого находился студент политехнического вуза, случилось на развилке неподалеку от калифорнийского городка Чоламе.
Место гибели Джеймса Дина
Водитель «Форда» получил незначительные травмы, Вютериха доставили в госпиталь с увечьями средней тяжести. А вот травмы Джеймса Дина оказались несовместимыми с жизнью.
Актер скончался по дороге в больницу. Похоронили Дина на кладбище «Парк» в Фэйрмаунте.
Джеймс Дин
фотографии >>
биография
Джеймс Дин
Американский актёр театра и кино, идол молодёжной субкультуры 50-60-х годов ХХ века.
Джеймс Дин родился 8 февраля 1931 года в Мэрионе, штат Индиана, США.
Ученик студии Ли Страсберга.
Актёр полноценно сыграл всего в трёх фильмах, ставших культовой классикой сразу после выхода: «Бунтовщик без причин» Николаса Рея, «К востоку от рая» Элиа Казана, «Гигант» Джорджа Стивенса. Он даже не успел побывать на премьере последнего, так как Рок давно висел над его головой.
30 сентября 1955 года Джеймс Дин вместе с механиком Вейтерихом выехал на спортивном Porsche 550 Spyder в Салинас. По дороге их остановил полицейский, посоветовавший сбавить скорость. Однако Джимми не последовал его совету. Через несколько километров в его «порше» врезался чёрный «плимут». Вейтерих получил тяжёлые ранения. Джеймс Дин умер по дороге в больницу города Чоламе (Калифорния), не приходя в сознание. Ему было всего 24 года.
Номинация на «Оскар» (1956):
Лучший актер («Гигант»)
Жизнь после смерти: Как Джеймс Дин стал символом раз и навсегда.
«Blue jeans, white shirt It was like, James Dean, for sure»
Номинально его образ родился в пятидесятых вместе с карьерой кинозвездой по имени Джеймс Дин и почти сразу зажил своей жизнью. Имя Дина стало фактически нарицательным (сейчас бы это назвали хештегом), обозначая собирательный образ юного прекрасного бунтаря, которое знает и стар и млад, но о котором не известно ничего наверняка.
Сегодня Дина за его белую футболку, синие «ливайсы» и бомбер провозгласили бы королём нормкора. В послевоенных 50-х же это был жест освобождения совсем другого рода: не от власти корпораций и переизбытка информации, а от старых норм приличия, которые мир продолжал сбрасывать с себя после войны, как старую кожу. В пятидесятых мужская белая футболка перестала быть нижним бельём, превратившись в самостоятельный предмет одежды. Сначала её вывел в люди молодой Марлон Брандо в «Трамвае Желание», и уже вслед за ним эстафету принял Дин. После «Бунтаря без причины» уже никто не стеснялся носить когда-то «нижнюю» вещь просто так — продажи футболок взлетели: каждый хотел быть «не таким, как все» и горько плюнуть на правило, что детей (пусть и выросших) «должно быть видно, но не слышно». Простую белую футболку, в которой снимался Дин, продали несколько лет назад на аукционе за шесть тысяч долларов.
Удачный кастинг и мощные роли с ходу сделали Джеймса Дина символом свободы, образцом для подражания подрастающих беби-бумеров, лицом будущего подросткового раскрепощения и веры в бесконечное светлое будущее. Со сцены возмутительно эротично двигал бёдрами Элвис, Мэрилин соблазнительно пела про бриллианты, а битники колесили по Америке. Экономический подъём делал своё дело: всё больше людей могли позволить себе автомобили, а мобильность, которую дарили машины, ассоциировалась с внутренней свободой. У Дина всё это было: обтягивающая футболка, быстрая машина, сигарета во рту, пренебрежение религией в консервативной Америке — и даже больше. Актёр нашел новую глубину в своей профессии, изменившую не только кино, но и тех, кто его смотрел.
Вместе с Брандо, Стивом Маккуином и Полом Ньюманом он стал частью нового поколения актёров, которые сделали серьёзный шаг в сторону от того, как было принято играть в Голливуде. Это было самое начало того, что в американской традиции называется «method acting», водоразделом прошедшим между театральной традицией и кино нового поколения. На контрасте с классической театральной декламацией Кларка Гейбла полусонная манера Дина и то, как он вживался в образ, были революционны для тех лет — а ведь до «Нового Голливуда» было ещё лет пятнадцать. Ветераны кино негодовали — зрители были в восторге.
Вживание в роль предполагало поиск вдохновения в личных переживаниях и боли, а их у Дина было предостаточно: он вырос без матери, умершей молодой, а отец предпочёл отдать его на воспитание своей сестре. Биографы Дина рассказывают о его несдержанном характере и до сих пор пытаются раскопать детские травмы. Чувственность и неординарность актёра, что во внешности, что в поведении, были одинаково понятны и привлекательны для всех — неудивительно, что этот «успешный аутсайдер» стал иконой гей-сообщества (даже если оставить за скобками непрекращающиеся спекуляции на тему его возможной бисексуальности).
Карьера Дина была скоропостижной: при его жизни успел выйти лишь один его фильм. За культовую экранизацию Стейнбека «К востоку от рая» он получил пропуск к отличной карьере, которым не успел воспользоваться, — Дин стал первым актёром, номинированным на «Оскар» посмертно. При этом с самого начала индустрия пыталась слепить из него кого-то на свой вкус. Режиссёр его кинодебюта, голливудский мастодонт Элиа Казан, искал себе «нового Брандо»; журналист из Life Деннис Сток, магнумовский фотограф, пытался поймать восходящую звезду в самом начале пути. В конце концов фанаты «Бунтаря» хотели запомнить его именно таким — страдающим и немного потерянным.
Вообще, рассказ о Дине принято начинать с конца. 30 сентября 1955-го, двадцатичетырёхлетний Джеймс Дин разбился в своём порше и умер практически мгновенно. По грустной иронии в интервью незадолго до смерти он призывал молодёжь не гонять по шоссе. Новость моментально разлетелась по телевидению и радио, а на похороны пришло три тысячи человек, которые не могли поверить в произошедшее. Молодой актёр умер, но легенда продолжала жить. Образ Дина законсервировался в себе — отчасти сыграла свою роль и нездоровая фетишизация смерти молодых и талантливых, свойственная жадной поп-культуре.
Именно в пятидесятых популярная культура окончательно избавилась от обузы лишних букв, превратившись в «поп-кульутру», легитимизировав свою доступность, броскость и понятность. Дин был одним из её пионеров, чей образ идеально вписывался в язык этого нарратива и, возможно, обманчиво слишком легко раскладывался на составляющие. Неудивительно, что в романтичном байопике 2001 года его играл именно Джеймс Франко, такой же человек-мем, только образца XXI века — если приглядеться, то между этими двумя куда больше идейного, нежели внешнего сходства.
Джеймс Франко в образе Дина.
«Джеймс Дин» стало культурным кодом свободы, искренности и нон-конформизма, потому что однажды оно принадлежало не культурному полю, а человеку и хорошему актёру, который просто не успел вложить в него ещё какие-то смыслы.
ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЖЕЙМСА ДИНА:
Понять смысл жизни – обязанность актера; интерпретировать – его проблема; а выразить – его предназначение. Быть актером – дело одинокое. Ты один на один со своей концентрацией и воображением, и это все, что у тебя есть. Быть хорошим актером – непросто. Но быть человеком – намного сложнее. Я хочу стать и тем и другим, пока не умер.
Даже если я доживу до ста лет, я не успею сделать все, что задумал.
Актерство для меня — самый логичный способ сделать так, чтобы все мои неврозы вышли наружу: нам всем нужно выражать себя.
Мне кажется, смысл жизни в познании.
Только добрые люди сильны по-настоящему.
Лишь нежность бывает по-настоящему сильной.
Я не собираюсь идти по жизни, с одной рукой завязанной позади.
Я думаю, у всех нас есть великая потребность отпускать. Актерство — это мой способ отпускать.
Я многому научился у зверей. В том числе никого не освистывать.