«Использование метода «кроссенс» на уроках истории и обществознания»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Использование метода «кроссенс» на уроках
истории и обществознания»
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Несколько лет назад я определила для себя, что изучение истории средствами художественного творчества достаточно эффективно для детей среднего школьного возраста. Работа с рисунками, иллюстрациями развивает ассоциативное мышление, что в свою очередь способствует развитию памяти и внимания, а также позволяет понять новую информацию на основе уже имеющейся.
ФГОС направлен на формирование у обучающихся нестандартного мышления, способностей действовать активно и творчески. Я предлагаю вашему вниманию прием, основанный на методе «кроссенс» с использованием рисунков и иллюстраций.
Задача учащихся– объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом, получается цепочка завернутая «улиткой». Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5.
Кроссенс позволяет «оживить» историю образами – портретами исторических деятелей, произведениями искусства, изображениями предметов материальной культуры, сюжетными картинами современников.
Пример исторического кроссенса по теме «Дворцовые перевороты» для учащихся 10 класса предложила учитель истории и обществознания М.В.Вагу. Ученикам даётся задание определить тему кроссенса и найти связи между соседними картинками.
При создании кроссенса следует придерживаться следующей последовательности действий:
1. определить тематику, общую идею;
2. выделить 9 элементов, имеющих отношение к эпохе, идее, теме;
3. найти связь между элементами, определить последовательность;
4. выделить элементы, имеющие 3 и более связей (крест, основа);
5. сконцентрировать смысл в одном элементе (5-й квадрат);
6. выделить отличительные черты, особенности каждого элемента;
7. поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
8. заменить прямые образы и ассоциаций косвенными, символическими;
9. выход на новый уровень (переход к более сложным заданиям).
Для облегчения процесса создания кроссенса имеет смысл сначала заполнить словами каждый квадрат, а потом заменить их образами.
Поскольку в этом задании велика роль субъективного восприятия образов и изображений, то возможны свои варианты связей, при условии, что ученик обоснует свою версию.
Мною изучен опыт педагогов по данной теме: учителей истории О.С.Недельской, М.В. Никоарэ, Л.Е.Кирпач, а также учителя биологии А.Н.Головенькиной.
На основе методических рекомендаций и образцов кроссенсов этих педагогов, мною были составлены кроссенсы по истории России.
Кроссенс по теме «Внешняя политика Ивана Грозного»
Кроссенс по теме «Смутное время»
Затем я стала придумывать свои кроссенсы по различной тематике. Например, к уроку обществознания «Государственное устройство России». Эта тема нередко вызывает затруднение у шестиклассников, а работа с кроссенсом, дает представление о разделении властей, О Конституции РФ и Президенте РФ
Вот такой рассказ по Конституции можно составить по кроссенсу для урока обществознания в 6 классе.
И, наконец, ребята стали активно составлять свои шедевры.
Применение кроссенса в курсах истории имеет множество вариантов. Кроссенс можно использовать для проверки пройденного (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока); для формулировки темы и цели урока (найдите связь между изображениями на доске и догадайтесь, чем мы будем заниматься); для обобщения и закрепления материала (учитель предлагает кроссенс, состоящий из картинок, которые появлялись в ходе урока); для организации групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп). Также можно составлять кроссенсы, посвященные праздничным и юбилейным датам.
В последние годы в задания ЕГЭ, а также в олимпиадные задания включают вопросы с иллюстрациями, где нужно определить портреты исторических деятелей. Часто такие задания вызывают затруднения у ребят, так как учебники не всегда достаточно снабжены иллюстративным материалом, а даже если они и есть, то не всегда ученики обращают на них внимание. В КИМ ЕГЭ акцентируется внимание на заданиях, направленных на проверку умений: систематизировать исторические факты; устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи; использовать источники информации разных типов (в том числе историческая карта, иллюстрация) для решения познавательных задач. Формированию вышеперечисленных умений способствует работа с кроссенсами.
Кроссенс, созданный учеником, отражает глубину понимания учеником заданной темы, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию и развивает творческие способности.
Организация групповой или парной работы с кроссенсами одноклассников поможет ребятам увидеть тему или проблему с другой стороны, с другой позиции. Стремясь отразить своё видение, ученики ищут интересный дополнительный материал, проявляют нестандартное мышление и повышают уровень собственной эрудиции. Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность и развивают воображение.
Возможно, применять и метапредметные кроссенсы. Можно дать один и тот же кроссенс, чтобы ребята объяснили его с точки зрения истории, обществознания, права и экономики (я использую именно на этих предметах, так как преподаю эти предметы). Но на самом деле какой простор для творчества учителей! Ведь много образов в истории перекликается и с физикой, биологией, МХК и даже с иностранными языками! Созданные однажды, такие кроссенсы могут быть применимы не раз с различными целями. И создавать их одно удовольствие, ведь любое метапредметное понятие приводит в самые неожиданные места и раскрывает новые грани понимания привычных вещей.
Таким образом, практика показывает, что воплощение идей сотрудничества и сотворчества учителя и учащихся, самообразования и самоконтроля пробуждает познавательную активность ребят, ведет к результативному обучению.
В заключение отмечу, что составленные учениками кроссенсы должны «работать» (их можно предлагать одноклассникам или ученикам параллельного класса, а также в зависимости от содержания и числа слов младшим школьникам или старшим для повторения, включать в программу олимпиад и т.п.), а их авторов надо извещать об общественной пользе их труда (это приносит им удовлетворение и служит дополнительным моральным стимулом); кроме того, учитывая сложность работы, следует высоко оценивать успехи ребят и обязательно поощрять.
Таким образом, можно сделать вывод, что система современного образования ведёт к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Кроссенс как современное средство обучения на уроках истории и обществознания Дурникова Е.В. учитель истории и обществознания, МБОУ «В(С)ОШ №1» г. Пскова
Что такое кроссенс? Кроссенс – ассоциативная головоломка нового поколения. Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского языка означает «пересечение слов». Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле как для игры в «Крестики-нолики».
Из истории… Идея головоломки кроссенс принадлежит нашим соотечественникам: писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору педагогических наук, философу и художнику Владимиру Бусленко. Головоломка впервые была опубликована в 2002 году в журнале «Наука и жизнь».
Как решать кроссенс? Вариант №1 Вариант №2
Варианты готовых кроссенсов по истории из других источников «Бунташный век» «Дворцовые перевороты» «Дворцовые перевороты» «Смутное время» «Первые князья Древнерусского государства»
Апробированные авторские кроссенсы
Как работать с кроссенсом? Проверка домашнего задания Этап мотивации Изучение нового материала Этап закрепления Рефлексия Домашнее задание Беседа с учителем Самостоятельное составление Самостоятельная работа с готовым кроссенсом
Самостоятельная работа: У вас есть конверты с готовым кроссенсом, но разрезанным на части. Ваша задача сложить их по порядку и придумать слово, которое надо вписать в центр.
Памятка по работе с кроссенсом
Как создать кроссенс? Определить тематику (общую идею). Выбрать 9 элементов (образов), имеющих отношение к теме. Найти связи между элементами. Определить последовательность элементов по типу связи. Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр – 9-й или 5-й квадрат). Подобрать картинки, иллюстрирующие выбранные элементы (образы). Заменить выбранные элементы (образы) картинками. Для облегчения создания кроссенса удобно сначала каждый квадрат заполнить словом (словосочетанием) по выбранной теме, а затем заменить его ассоциативной картинкой.
Плюсы и минусы методики «+» Быстрое и образное рассмотрение больших мо объему тем; Развитие метапредметных компетенций; Соответствие ФГОСам последнего поколения; Интерес учащихся. «-» Долгая и объемная предварительная подготовка; Подразумевает хорошее владение материалом учащихся; Может занять гораздо больше времени, чем запланировано.
Источники: http://www.myshared.ru/slide/765510 Статья «Кроссенс как средство развития логического и творческого мышления обучающихся» Гаврилова Т.Б. Статья «Использование метода «кроссенс» на уроках истории» Сайт учителя истории Вагу М.В.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: ДБ-206603
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разработало проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве
Время чтения: 1 минута
Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Применение метода «кроссенс» на уроках истории
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Одним из ключевых заданий ГОС является формирование личности, способной видеть цель, способной к сотрудничеству, способной быть коммуникабельной, креативной, компетентной. Поэтому выбором моего мастер-класса стала тема «Использование методического приема
« кроссенс» в контексте реализации новых ГОС на уроках истории.
Вспомните кубик Рубика. Когда мы впервые взяли его в руки, не знали, что с ним делать и движения наши были хаотичны и даже была зависть к тем, кто его составляет. Некоторые даже не пытались его составить, некоторые останавливались на полпути, но были и те, кто достигал неимоверных результатов. Кстати, сегодня-это еще достаточно актуальная забава.
Мы маленькими часто сталкивались с такими проблемами как борьба за место в коллективе, борьба с собой, со своими детскими комплексами, отстаивании своей точки зрения. Вспомните хорошие добрые фильмы об Алисе из будущего, Электронике. Но это были мы, дети выпуска СССР.
В таком мире, когда все приобретает какой-то уродливый вид, нужно беречь детей от чужих мыслей и взглядов и учить их строить свои рассуждения, логически мыслить, анализировать.
В своей работе часто использую метод проектов. Основные принципы работы над проектом опираются на активную, познавательную, поисковую деятельность. Примером творческого проекта служат кроссенсы.
Скажите, знаком ли кто-то из Вас с этим приемом? Может быть, используете его в своей практике? (Ответы).
Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка завернутая «улиткой». Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5 и 4-5.
Тема моего Мастер – класса «Использование метода кроссенс в контексте реализации новых ГОС при изучении истории».
Цель: Продемонстрировать использование метода кроссенс на уроках истории как средство логического и творческого мышления учащихся.
Я предлагаю разгадать первый кроссенс. Ваша задача – объяснить кроссенс: определить, о чем идет речь, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. На выполнение предлагаю 2-3 минутки.
Данный кроссенс я использую при изучении на уроках истории Отечества в 9 классе.
Тема данного кроссенса « дать название ».
2.Александр Первый Благословенный.
4.Картина «Совет в Филях».
5.Армия оставляет Москву.
6.Памятник Минину и Пожарскому.
7.Отступление французов из России.
9.Триумфальная арка в Москве.
Вы поняли, о чем идет речь? Что мы можем рассказать об Отечественной войне 1812 года, используя этот кроссенс.
Перед вами ещё один кроссенс на тему «Отечественная война 1812 года», который составили дети. Изображения государственных деятелей, событий войны заменили те или иные символы, олицетворяющие их или черты их правления. Прежний кроссенс не исчез, он ушёл на нижний план, являясь примером первого уровня понимания – буквального восприятия изображения. Данный кроссенс требует второго уровня – символической трактовки. Итак, снова начинаем с верхнего левого угла: Крепость Бастилия (связана с революцией во Франции 1789 года, которая изменила стиль жизни во Франции); символ флага и герба Ордена Мальтийского (Александр Первый был протектором Мальтийского Ордена)); кошка (Наполеон был бесстрашным воином, но панически боялся кошек), копия картины Сурикова «Переход Суворова через Альпы» – (Кутузов принимал вместе с Суворовым участие в войнах), фото российской армии (русская армия была спасена Кутузовым и она являлась освободителем в войне); накануне битвы с поляками весь народ русский поднялся на борьбу, (запись в ополчение), Л.Н.Толстой (написал произведение «Война и мир»), плакат войны 1941-1945 гг. (война Отечественная).
Такой кроссенс ещё полезней, чем созданный учителем. В первую очередь он отражает глубину понимания учеником заданной темы, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию и развивает способность самовыражения. Если не пожалеть на это времени, то организация групповой или парной работы с кроссенсами одноклассников поможет ребятам увидеть тему или проблему с другой стороны, с другой позиции. Стремясь отразить своё видение, ученики ищут интересный дополнительный материал, проявляют нестандартное мышление и повышают уровень собственной эрудиции. Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность и развивают воображение
В любом выбранном варианте действует один и тот же алгоритм создания кроссенса:
Существует довольно простой и понятный алгоритм составления кроссенса.
Алгоритм составления кроссенса:
1) определить тематику, общую идею
2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
4) найти связь между элементами, определить последовательность;
6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.
Я предлагаю вам сейчас попробовать составить кроссенс и дать ему название. Перед вами изображения, которыми вы можете воспользоваться для создания кроссенса. Время ограничено. Прошу приступать.
Образец составленного кроссенса по истории Отечества 11 класс
Тематический модуль 7. На пути к возрождению(1991-2014 гг).
Тема «Донбасс в украинских революциях»
На каком этапе урока я применяю кроссенс? Отвечу
Я применяю кроссенс:
при изучении нового материала: определение темы урока; постановка проблемной ситуации;
при закреплении и обобщении изученного материала;
творческое домашнее задание.
Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. Нельзя отрицать, что наряду с логическим мышлением, развивается зрительная память и связная речь.
В Древней Японии был такой ритуал: когда корабль отправлялся в плавание, путешественников и экипаж провожали все родственники. От провожающих до самого корабля тянулись ленты. Корабль отчаливал от берега, ленты разрывались. Одна часть ленты оставалась на корабле, другая – в руках у провожающих. Кусочки ленты хранились до возвращения корабля на родину. Мне бы хотелось узнать ваше мнение о применении приема «Кроссенс»
— Те, которые считают, что этот прием неэффективен и не имеет результативности, возьмите зеленую карточку.
Статья «Метод кроссенса на уроках истории»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Использование метода «кроссенс» на уроках истории
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Несколько лет назад я определила для себя, что изучение истории средствами художественного творчества достаточно эффективно для детей среднего школьного возраста. Работа с рисунками, иллюстрациями развивает ассоциативное мышление, что в свою очередь способствует развитию памяти и внимания, а также позволяет понять новую информацию на основе уже имеющейся.
ФГОС направлен на формирование у обучающихся нестандартного мышления, способностей действовать активно и творчески. Я предлагаю вашему вниманию прием, основанный на методе «кроссенс» с использованием рисунков и иллюстраций.
Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными.
Работа с настоящим кроссенсом может быть очень непростой, так как интерпретация смыслов изображения может быт разнообразной. Например:
Я применяю «облегченный» вариант кроссенса, основанный на объединенных по смыслу 9 изображениях, по которым можно составить логический рассказ о каком-либо историческом персонаже, событии и эпохе.
Пример исторического кроссенса по теме «Дворцовые перевороты» для учащихся 10 класса предложила учитель истории и обществознания М.В.Вагу. [1] Ученикам даётся задание определить тему кроссенса и найти связи между соседними картинками.
При создании кроссенса следует придерживаться следующей последовательности действий:
1. определить тематику, общую идею;
2. выделить 9 элементов, имеющих отношение к эпохе, идее, теме;
3. найти связь между элементами, определить последовательность;
4. выделить элементы, имеющие 3 и более связей (крест, основа);
5. сконцентрировать смысл в одном элементе (5-й квадрат);
6. выделить отличительные черты, особенности каждого элемента;
7. поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
8. заменить прямые образы и ассоциаций косвенными, символическими;
9. выход на новый уровень (переход к более сложным заданиям). [2]
Для облегчения процесса создания кроссенса имеет смысл сначала заполнить словами каждый квадрат, а потом заменить их образами.
Данный метод можно использовать:
— для прoверки прoйденного (с пoмощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока);
— для формулировки темы и цели урока (найдите связь между
изображениями на доске и догадайтесь, чем мы будем заниматься);
— для обобщения и закрепления материала (учитель предлагает кроссенс,состоящий из картинок, которые появлялись в ходе урока);
— для организации групповой работы (составление кроссенса на заданнуютему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп).
Задание 1. Предлагаю вам простой комплект иллюстраций, которые необходимо озаглавить и составить план ответа по теме:
Данный «кроссенс» был составлен для повторения по теме «Великие реформы Александра II». Краткое содержание следует читать следующим образом:
Александр II вошел в историю как реформатор. За годы его правления были проведены следующие реформы:
— отмена крепостного права (крестьянская реформа);
— создание земств – органов местного самоуправления (земская реформа);
— предоставление автономий высшим учебным заведениям и развитиесистемы образования;
— отмена многих цензурных ограничений;
— создание органов самоуправления в городах (городская реформа);- военная реформа.
Все эти преобразования способствовали в целом модернизации страны.
Задание 2. Предлагается комплект иллюстраций, с которыми команды составляют собственный «кроссенс».
Вывод: Данный прием позволяет изучать особенности исторических личностей, внутренней и внешней политики государств, сущность отдельных исторических событий на основе ассоциативного мышления. Применение кроссенса поможет ребятам при подготовке к ЕГЭ и олимпиадам, задания которых включают вопросы с иллюстрациями, картами, схемами. Также данный метод направлен на проверку умений: систематизировать исторические факты; устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи; использовать источники информации разных типов (в том числе историческая карта, иллюстрация) для решения познавательных задач.
[2] Курсивом выделены пункты, которые применяются при создании «полноценной» головоломки.