конструктивизм это в истории

Содержание

Конструктивизм: родом из СССР. Архитектура

21

Несмотря на то что нашу страну нельзя назвать законодателем и основателем архитектурных направлений, есть один ярко выраженный стиль, наиболее широко проявивший себя в советское время. Конечно же, речь пойдет о конструктивизме.

Конструктивизм — новое направление в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, зародившееся в начале 1930-х годов в СССР. Это течение является одним из направлений нового авангардного пролетарского искусства. Подтверждение нашей прямой причастности к формированию данного направления мы можем найти в цитате русского поэта В.В. Маяковского:
«Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства – конструктивизм».

Что же такое Конструктивизм, и какие цели были у его последователи?

Главной отличительной чертой конструктивизма от остальных течений в архитектуре и искусстве является тот факт, что в основе художественного образа лежит конструкция и функциональное назначение. Большинство последователей конструктивизма настаивали на отказе от излишеств. Такова идеология утилитаризма (от лат. utilitas — польза, выгода), согласно которой любой поступок определяется полезностью, в нашем случае архитектура приобрела образ «производственного искусства».

0 17b04f b1802994 XL
Александр Родченко. Конструктивизм в советском плакате. Фото с сайта: https://rampages.us
0 17b050 9eb49b91 XL
Александр Родченко. Конструктивизм в советском плакате. Реклама 1923 года. Фото с сайта: 04 http://www.anywatch.ru

Родоначальники конструктивизма

Советские художники и архитекторы использовали термин «конструктивизм» ещё в 1920 году. Одними из родоначальников конструктивизма были Александр Родченко (советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино) и Владимир Татлин (советский живописец, график, дизайнер и художник театра) – автор знаменитой башни Татлина (проект Башни III Интернационала). Официально термин «конструктивизм» смогли наблюдать в книге советского художника и теоретика искусства Алексея Михайловича Гана, которая носила одноименное название — «Конструктивизм».

Конечно, как и любое возникающее течение в искусстве, конструктивизм проявился и в других странах. Ярким примером и предвестником зарождения нового направления в архитектуре явилась Эйфелева башня, построенная в 1889 году для Всемирной выставки в Париже. В ней сочетаются элементы модерна и оголенного конструктивизма.

0 17b04d 5a2deafb XL
Проект Башни III Интернационала архитектора В. Татлина. Фото с сайта: http://www.architime.ru
0 17b04e 1a32b7af XL
Проект Башни III Интернационала архитектора В. Татлина. Строительство башни-монумента планировалось осуществить в Петрограде-Ленинграде после победы Октябрьской революции 1917 года. Фото с сайта: http://muvtor.btk.ppke.hu
0 17b051 30ebeefd XL
«Летатлин» — безмоторный индивидуальный летательный аппарат, орнитоптер. Концептуальное произведение искусства Владимира Татлина, осуществлённое им с бригадой помощников в 1929—1932 годах. Центральный музей Военно-воздушных сил Российской Федерации, Монино. Фото с сайта: http://poznamka.ru

Конкурсы и идеи творческих объединений

Когда Москва начала восстанавливаться после Гражданской войны, в 1922– 1923-х начали проводиться первые архитектурные конкурсы, в которых принимали участие такие архитекторы, как Моисей Гинзбург, братья Веснины, Константин Мельников, Илья Голосов и другие. Все они начали свой путь до революции. Конкурсы велись на проекты Дворца труда в Москве, здания московского филиала газеты «Ленинградская правда», здания акционерного общество «Аркос».

0 17b052 fb791dfd XL
Братья Веснины. Конкурсный проект Дворца труда в Москве. Фото с сайта: http://img-fotki.yandex.ru
0 17b053 982e0508 XL
Братья Веснины. Конкурсный проект здания московского филиала газеты «Ленинградская правда». Фото с сайта: http://old.togdazine.ru
0 17b05c 4eed52a9 XL
Выставочный павильон СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств 1925 года в Париже. Архитектор Констнтин Мельнтков. Фото с сайта: http://www.architime.ru

Некоторые проекты сочетали в себе идеи, которые впоследствии легли в основу новых творческих объединений. Среди специалистов произошло разделение на конструктивистов и рационалистов. Ключевым отличием одного течения от другого стало восприятие строений человеком: конструктивисты уделяли большое внимание функции будущего здания, в то время как рационалисты считали функцию второстепенной и стремились определить и учесть психологические особенности восприятия. Конструктивисты стремились увеличить роль архитектуры в жизни человека, отказывались от классических декоративных элементов. Характерные особенности конструктивизма – строгость, лаконичность форм, отлично читающаяся геометрия во внешнем облике здания. Будущие строения подвергались тщательному анализу, который выявлял особенности предстоящей эксплуатации зданий. Функциональную схему сооружения использовали в качестве основы композиции. Смотря на постройки конструктивизма, мы можем наблюдать чистые линии, динамику простых конструкций, сочетания вертикалей и горизонталей строения.

Расцвет конструктивизма и его последователи

Конструктивизм принёс нашей стране огромное количество талантливейших архитекторов и художников. Большое влияние на проектирование общественных зданий оказали братья – архитекторы Леонид, Виктор и Александр Веснины, впервые заявившие о себе на конкурсе проектов здания Дворца труда в Москве. Проект Весниных объединял в себе рациональное решение плана, соответствие внешнего облика тенденциям современности, а также предполагал использование новейших строительных материалов и конструкций. Проект завоевал третью премию.
Братья Веснины совместно с их ближайшим соратником Моисеем Гинсбургом организовали Объединение современных архитекторов (ОСА), в состав которого вошли ведущие конструктивисты.

В расцвет конструктивизма архитекторы используют функциональный метод, когда форма здания полноценно соответствует функции. Здесь происходит борьба конструктивистов против стилизации: ОСА борются против “превращения конструктивизма из метода в стиль, во внешнее подражательство без постижения сущности”.

0 17b05d 5903d9bd XL
Дом Культуры ЗИЛ. Архитекторы братья Веснины. Фото с сайта: http://files.vm.ru
0 17b054 7d92b013 XL
Дом Культуры ЗИЛ. Архитекторы братья Веснины. Фото с сайта: http://c.izvestiacontent.ru

Все перспективные архитекторы того времени находились в рядах ОСА: братья Голосовы, Иван Леонидов (талант Леонидова признавал Ле Корбюзье, но, к сожалению, его проекты так и не увидели жизни), Михаил Барщ, Владимир Владимиров. Конструктивизм применяется в проектировании промышленных зданий, фабрик-кухонь, домов культуры, клубов, жилых домов.

Читайте также:  как посмотреть кто смотрел мою историю в инстаграм

Функциональный метод воплотился в домах-коммунах, которые строились по принципу Ле Корбюзье: «дом — машина для жилья».

0 17b088 eca9d2ff XL
Дом культуры имени С. М. Зуева архитектора Ильи Голосова. Фото с сайта: https://pastvu.com
0 17b05e c9ca3804 XL
Дипломный проект Института библиотековедения им. Ленина в Москве на Ленинских горах. Архитектор Иван Леонидов. Фото с сайта: http://tehne.com
0 17b05f 1dcaf7c4 XL
Конкурсный проект Дома Наркомтяжпрома в Москве на Красной площади. Архитектор Иван Леонидов. Фото с сайта: http://s13.stc.all.kpcdn.net

Интересно заметить, что крупнейшим центром конструктивистской застройки в Советском Союзе стал Харьков, который был столицей Украины в 1919 – 1934-х годах. Конструктивизм воплотился в ансамбле харьковской площади Свободы со зданием Госпрома, являющимся доминантой всей композиции.

0 17b059 9b33dd28 XL
Харьковский Госпром. Архитекторы С. Серафимов, С. Кравец, С. Фельгер 1928 год. Фото с сайта: http://stroyobzor.ua

Противники нового течения

Конечно же, далеко не всем было по нраву подобное течение в архитектуре и искусстве. Даже в то время как конструктивизм и новаторские течения господствовали, им противостояли «консерваторы», которые пытались вернуть себе право использовать в проектировании классические традиционные формы, продиктованные великолепными постройками античной Греции и Рима. Стойкими поборниками функционального метода были ленинградский архитектор и историк архитектуры Иван Фомин и ярый поклонник эпохи Ренессанса – московский архитектор Иван Жолтовский.

0 17b05a ae9863ed XL
Дом правительства в Минске. Архитектор Иосиф Григорьевич Лангбард 1930—1934 гг. Фото с сайта: http://poznamka.ru
0 17b058 396dce46 XL
Дом культуры им. И. В. Русакова. Архитектор Константин Мельников. Фото с сайта: http://www.makarovalv.ru

Смена приоритетов

С изменением ситуации в стране меняются и взгляды на искусство. После того как новаторские и авангардные течения подверглись критике, в конце концов они пали жертвами противостояния и оказались под запретом, как буржуазные. Конструктивизм сменили пышные формы тотального барокко и надменный сталинский неоклассицизм. Теперь в СССР боролись с «прямыми углами», с «буржуазным формализмом», со всем, что до этого так восхвалялось конструктивистами. Дворцы же и избыточность в стиле Людовика XIV стали отвечать требованиям и желаниям пролетариата.

Многие конструктивисты, не желающие отказываться от своих суждений, оказались в немилости, до конца дней влачили жалкое существование. А некоторые, такие как Илья Голосов, сумели найти себя и в новой структуре, создали и воплотили в жизнь интересный проекты. Веснины тоже принимали участие в развитии творческой жизни СССР, но сила былого авторитета была утрачена.

Переход от конструктивизма к сталинскому ампиру называют постконструктивизмом. Период этого течения ограничивается политикой руководства и охватывает примерно 1932 – 1941-е года. Большое количество знаковых сооружений, построенных в стилистике конструктивизма, были перепроектированы и дополнены декоративными элементами.

Думаю, что мы ещё не раз будем возвращаться к теме конструктивизма, рассказывая об известных архитекторах, внёсших огромный вклад в развитие внешнего облика нашей страны.

Источник

Конструктивизм это в истории

Идеи, которые выражали архитекторы-конструктивисты просты: обобществление быта всех жильцов, отделение личного пространства от хозяйственных нужд. Дома-коммуны просуществовали недолго. Жители страны Советов не были готовы принять условия нового быта. К тому же, социалистический быт не удавалось организовать на должном уровне по экономическим и практическим причинам.

2afaac68e9b34374ba5f938aa1d226ffjpg

С 1917 по 1922 год Веснина почти не было в архитектуре. Он помогал своим братьям, которые преподавал в МИГИ, МВТУ и ВХУТЕМАСе, в ряде совместных проектов, но активно в творческой и общественной жизни в архитектуре он не участвовал. Тогда он преподавал в МИГИ и ВХУТЕМАСе живопись и рисунок и создавал театральные декорации. Например, в Малом театре А. Веснин создает оформление для четырех спектаклей, три из которых были реализованы на сцене: «Ревизор» Н. Гоголя, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше, «Пути к славе» Е. Скриба.
Когда в конце 1922 г. А. Веснин возвращается к активному творчеству в архитектуре, он переходит от неоклассики к конструктивизму. Он становится кумиром архитектурной молодежи, возглавляет Объединение современных архитекторов, журнал «Современная архитектура», архитектурную мастерскую во ВХУТЕМАСе.

1. Я считаю, что художник должен делать новые вещи. Безразлично, будет ли данная вещь целесообразна и утилитарна, она должна войти в жизнь как активная сила, организующая сознание человека, действующая психофизиологически.

34020d9ed12c4d8c86dfb6771871951cjpg

Мельников всегда дистанцировался от группы конструктивистов А.Веснина и М.Гинзбурга и не был упомянут ни разу на страницах «СА». Но его постройки также важны и значимы для этого архитектурного направления. Мельников начал с постройки деревянного павильона «Махорка» на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 года в Москве. Это принесло ему успех, и он перешёл к проектированию более сложных построек: ДК химиков завода «Каучук», ДК им. И. В. Русакова, клуб обувной фабрики «Буревестник», клуб Дорхимзавода им. М. В. Фрунзе и др.

b46c12ad757146ecb4328e8f6ebbd4a0jpg

В первой половине 30-х годов Мельников создал несколько градостроительных и объемных проектов: экспериментальный городок отдыха «Зеленый город», планировки Арбатской площади, района Лужников, Центрального парка культуры и отдыха им. Горького, набережных, а также павильона СССР для Международной выставки в Париже 1937 г.

image050

И. Голосов искренне увлекается разработанными к середине 20-х годов конструктивистами, и чётко выявленный каркас и обильное остекление, начиная с 1925 года, становятся характерными для проектов Голосова.
После присуждения голосовскому проекту первой премии на конкурсе Дома текстилей в Москве в 1925 г, начинается его конструктивистский взлёт: он участвует затем чуть ли не во всех многочисленных конкурсах, добиваясь рекордного количества премий.

41be3ad93b5f4e1785aa7e8d5f9ac974jpg

192610141

portrel big

Источник

Что такое конструктивизм

Пять принципов конструктивизма — на примере пяти зданий: завода, клуба, жилого дома, и театра

Архитектура авангарда на много десятилетий опередила свое время. В России осознание ценности этого наследия не пришло и через 80 лет. Конструктивизм приходится защищать от варварских реконструкций и сносов, в то время как во всем мире он давно признан важнейшим вкладом в мировую культуру ХХ века. Звезды мировой архитектуры: Заха Хадид, Рем Колхас, Питер Айзен­ман — с 1970–80-х годов говорили о безусловном влиянии советского аван­гарда на их творчество. Сменилось по крайней мере три поколения архитек­торов, для которых конструктивизм — азбука современной архитектуры, а проекты Леонидова, Гинзбурга, Мельникова, братьев Весниных, Чернихова — интернациональное наследие, вдохновля­ющее по сей день своей свободой и бесстрашием.

Читайте также:  рабочая программа по истории 9 класс андреев федоров фгос

Для рассказа об основных принципах советской архитектуры 1920-х — начала 1930-х годов мы выбрали по одному зданию из разных городов страны: помимо желания уйти от хорошо известных и многократно описанных столичных образцов, хотелось показать масштабы движения в архитектуре, охватившего одну шестую часть света.

1. Здание-машина: Кушелевский хлебозавод

gallery picture 7b531d9e 9188 4c54 9706 28f338a2d6f8

gallery picture 74e7d0ad a920 4c9b bc56 8ba91c427958

Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 11
Георгий Марсаков, 1932 год

На рубеже 1920–30-х инженер Георгий Марсаков изобрел жесткий кольцевой конвейер, благодаря которому появился совершенно новый тип механизи­ро­ванного хлебопекарного завода. Мука с четвертого этажа, спускаясь по кольце­вой конвейерной цепочке, замешивалась в тесто, которое бродило, разделы­валось и запекалось в кольцевых же печах, а готовый хлеб по наклонным спускам сгружался в хлебохранилище — все без использования ручного труда. По запатентованной схеме были построены семь хлебозаводов в Москве и Ленинграде. Гибрид вертикального (транспортер для подъема муки) и кольцевого конвейеров не имел аналогов в мире и за несколько лет полностью решил проблему поставок хлеба в Москве и Ленинграде.

Этот проект выражает главную идею конструктивизма о полном слиянии формы и функции. Здание завода — машина в прямом смысле слова, а инженерная красота производственной схемы отражается в выразительных цилиндрических объемах фасада. Несмотря на общую запатентованную систему, здания немного отличались, поэтому «футляры» у всех хлебозаводов разные. Кушелевский завод — один из самых вырази­тельных: котельная, склад, административные помещения размещены в поднимающихся уступами полуциркульных и цилиндрических объемах, сгруппированных вокруг основного массива. Мощные вертикали лестничной клетки и трубы оттеняют это вращение, а сам хлебозавод выглядит как монументальная скульптура.

2. Композиционная свобода: клуб имени Русакова

gallery picture d7d9dec0 d06f 433d a950 a35b23a01e25

gallery picture c5a9dedf 479e 44df ab89 c66c046fa0ee

gallery picture 01b5a3b7 e8c4 442b a823 f4db2c5fbefe

Москва, ул. Стромынка, 6
Константин Мельников, 1929 год

Внутреннее устройство клуба профсоюза коммунальщиков (работников нахо-дивше­гося неподалеку трамвайного парка) напоминает рупор, где в его узкой части — сцена, в средней — партер, а широкая разделяется на три амфитеатра, нависающих консолями над главным фасадом. С помощью опускающихся стен эти висящие объемы могли отсе­каться внутри для автономной работы кружков и собраний. К сожалению, придуманная Мельниковым для каждого из клубов машинерия так и не была воплощена: его технические требования опережали время, и зда­ния-трансформеры работали лишь вполсилы. Несмотря на это, клуб Русакова, шокировавший современников своими небывалыми формами, продолжает поражать абсолютной композиционной свободой и новаторством и сейчас.

3. Экономия: жилой дом Уралоблсовнархоза

gallery picture eb3ed864 7aa7 44e9 9e04 903f42cb110c

gallery picture 27d07538 0d06 43b4 8c9f 1fab828a3e60

gallery picture ed03465a 9eb9 42d6 8847 0e713a6fd374

Ячейка типа F. Разработка секции типизации Стройкома РСФСР. 1928 год

Иллюстрация из журнала «Современная архитектура», № 1, 1929

Екатеринбург, ул. Малышева, 21/1
Моисей Гинзбург, Александр Пастернак, Сергей Прохоров; 1933 год

«Бытие определяет сознание» — именно поэтому с начала 1920-х годов в СССР и власть, и архитекторы уделяли особое внимание проектированию нового типа жилья. Образ дома, организованного по принципу универсального механизма, где быт максимально обобществлен и упрощен, конечно же, вдохновлялся идеями Ле Корбюзье. Но если последнему удалось масштабно реализовать свои концепции только в послевоенные годы, его последователи в СССР парадоксальным образом смогли сделать это намного раньше. Экспери­ментальные дома-коммуны и дома переходного типа, строившиеся на рубеже 1920–30-х годов, включали в себя, помимо жилых помещений, всю инфра­структуру: прачечные, ясли и детсады, столовые. Это должно было избавить женщину от домашней работы. Кроме того, впервые в таких масштабах ставился вопрос о стандартизации, эргономике и экономии — материалов, пространств, энергии.

Источник

КОНСТРУКТИВИЗМ

Конструктивизм опи­рал­ся на идеа­ли­зи­ро­ван­ные пред­став­ле­ния об ин­же­нер­ной и кон­ст­рук­тор­ской це­ле­со­об­раз­но­сти, о ра­цио­наль­но­сти нау­ки и тех­ни­ки, ко­то­рая про­ти­во­пос­тав­ля­лась кон­ст­рук­ти­ви­ста­ми эс­те­тич. «пред­рас­суд­кам». Стре­мясь ввес­ти в сфе­ру ху­дожественного твор­че­ст­ва на­учно-тех­нические дос­ти­же­ния ру­бе­жа XIX-XX веков (фун­даментальные ис­сле­до­ва­ния строе­ния ма­те­рии, раз­ви­тие ин­же­не­рии и мас­со­во­го про­из-ва), конструктивизм трак­то­вал ху­дожественную дея­тель­ность как фор­му на­учно-тех­нического твор­че­ст­ва, на­прав­лен­но­го на про­ек­ти­ро­ва­ние и кон­ст­руи­ро­ва­ние пред­мет­но-про­стран­ст­вен­ной сре­ды. Как ме­тод про­ект­ной дея­тель­но­сти, как сис­те­ма взгля­дов на искусство, тех­ни­ку и об­ще­ст­во конструктивизма смы­кал­ся с про­из­вод­ст­вен­ным ис­кус­ст­вом, где ре­аль­ная вещь про­воз­гла­ша­лась це­лью вся­ко­го ху­дожественного твор­че­ст­ва (О.М. Бри­к и др.). Конструктивизм ох­ва­ты­вал все сфе­ры про­ект­но-ху­дожественого твор­че­ст­ва: ар­хи­тек­ту­ру, изо­бра­зи­тель­ное и де­ко­ра­тив­но-при­клад­ное искусство, литературу, по­ли­гра­фическое искусство, фо­то­гра­фию; тен­ден­ции конструктивизма про­яви­лись и в те­ат­ре, ки­но­ис­кус­ст­ве, му­зы­ке.

Фор­маль­но-ком­по­зиционный язык конструктивизма сло­жил­ся в хо­де аб­ст­ракт­но-гео­мет­рических экс­пе­ри­мен­тов в жи­во­пи­си, гра­фи­ке или объ­ём­ных ком­по­зи­ци­ях и был позд­нее пе­ре­не­сён его твор­ца­ми в сфе­ру ди­зай­на, где об­раз ве­щи ото­бра­жал гра­фи­че­скую или объ­ём­ную кон­ст­рук­цию. Сти­ле­вые за­ко­но­мер­но­сти конструктивизма оп­ре­де­ля­лись кон­крет­ным ма­те­риа­лом той или иной об­лас­ти твор­че­ст­ва. В ди­зай­не и ар­хи­тек­ту­ре под­чёр­ки­ва­лись пря­мо­уголь­ный кар­кас и вы­чле­не­ние объ­ё­мов, свя­зан­ных с различными функ­ция­ми, так­же все­воз­мож­ные тех­нич. де­та­ли.

За­ро­ж­де­ние ху­дожественного язы­ка и творческих кон­цеп­ции конструктивизма в изо­бра­зи­тель­ном ис­кус­ст­ве про­ис­хо­ди­ло в 1914-1922 годы в хо­де эво­лю­ции русского аван­гар­да от ку­биз­ма и фу­ту­риз­ма к аб­ст­рак­цио­низ­му. Вме­сто тра­диционных тех­ник жи­во­пи­си и скульп­ту­ры В.Е. Тат­лин вво­дит в «контр­рель­е­фах» (1914-1915 годы) прин­цип «ма­те­ри­аль­но­го под­бо­ра», сбор­ку ком­по­зи­ций из раз­но­род­ных эле­мен­тов и ма­те­риа­лов (про­во­ло­ка, стек­ло, жесть, де­ре­во, обои), под­чёр­ки­вая фак­тур­ные и про­стран­ст­вен­ные ха­рак­те­ри­сти­ки. Мо­дель Тат­ли­на «Па­мят­ник III Ин­тер­на­цио­на­лу» (1919-1920 годы) ста­ла сим­во­лом конструктивизма бла­го­да­ря под­роб­ной функ­цио­наль­ной про­ра­бот­ке (рас­чле­не­ние об­ществ. зда­ния на отдельные объ­ё­мы, обыг­ры­ва­ние эле­мен­тов ди­на­ми­ки и ин­фор­ма­ции) и от­кры­той кар­кас­ной ос­но­ве (по ти­пу инжинерно-тех­нических кон­ст­рук­ций). В 1919-1920 годы А.А. Вес­нин (см. Веснины), Л.С. По­по­ва, А.М. Род­чен­ко соз­да­ва­ли аб­ст­ракт­ные жи­во­пис­ные и гра­фические про­из­ве­де­ния, на­зы­вая их «кон­ст­рук­ция­ми» (Род­чен­ко), «жи­во­пис­ной ар­хи­тек­то­ни­кой» (По­по­ва); од­на­ко ре­шаю­щим бы­ло по­яв­ле­ние про­стран­ст­вен­ных кон­ст­рук­ций. В жи­во­пи­си изо­бра­же­ния пред­ме­тов аб­ст­ра­ги­ро­ва­лись, за­ме­ня­лись ком­би­на­ция­ми гео­мет­рич. форм, плос­ко­стей, ли­ний, то­чек, цве­та и фак­ту­ры.

Ран­ний констрктивизм от­ли­чал­ся аги­та­ци­он­но-офор­ми­тель­ской на­прав­лен­но­стью: се­рия про­ек­тов «Ра­дио­ора­то­ров» Г.Г. Клу­ци­са (1922 год), ос­но­ван­ных на сбор­но-раз­бор­ных ван­то­во-стерж­не­вых кон­ст­рук­ци­ях, при­ме­не­ние мон­та­жа для ак­ти­ви­за­ции вос­при­ятия в до­ку­мен­таль­ном и иг­ро­вом ки­не­ма­то­гра­фе (Д. Вер­тов, Э.И. Шуб, Л.В. Ку­ле­шов). Бла­го­да­ря из­да­нию в Бер­ли­не в 1922 году но­ва­тор­ско­го по кон­ст­рук­ции и ти­по­гра­фи­ке журнал «Вещь» Л.М. Ли­сиц­ким и И.Г. Эрен­бур­гом тер­мин «конструктивизм», а так­же ха­рак­тер­ные про­из­ве­де­ния и име­на ху­дож­ни­ков ста­но­вят­ся из­вест­ны­ми и на За­па­де.

Но­ва­тор­ские про­из­ве­де­ния конструктивизма в по­ли­гра­фии бы­ли соз­да­ны А.М. Род­чен­ко, Г.Г. Клу­ци­сом, Л.С. По­по­вой, В.Ф. Сте­па­но­вой, А.М. Ла­вин­ским, М.З. Ле­ви­ным и др. Об­лож­ки из­да­ний от­ли­ча­ли пла­кат­ность, максимальное за­пол­не­ние фор­ма­та шриф­том и ак­ци­ден­ци­ей, вы­чер­чен­ный вруч­ную бру­ско­вый шрифт, вве­де­ние фо­то­мон­та­жа и фо­то­гра­фии вме­сто ри­со­ван­ной гра­фи­ки, час­тое при­ме­не­ние эле­мен­тов, ак­цен­ти­ро­вав­ших вни­ма­ние (стрел­ки, вос­кли­ца­тель­ные зна­ки, пря­мо­уголь­ные плаш­ки и т. п.). Книж­ные ки­ос­ки про­ек­ти­ро­ва­лись как мно­го­функ­цио­наль­ные, час­то склад­ные со­ору­же­ния (Род­чен­ко, Ла­вин­ский, А.М. Ган). Груп­па ху­дож­ни­ков-кон­ст­рук­ти­ви­стов ра­бо­та­ла над рек­ла­мой Мос­сельп­ро­ма, ГУМа, Ре­зи­нот­ре­ста, Мос­по­ли­гра­фа и других государственных фирм, тек­сты к ко­то­рой пи­сал В.В. Ма­я­ков­ский. Об­лик Мо­ск­вы из­ме­нил­ся бла­го­да­ря яр­кой рек­ла­ме то­ва­ров, за­по­ми­наю­щим­ся ки­но­пла­ка­там братья В.А. и Г.А. Стен­бер­гов, Н.П. Пру­са­ко­ва, С.В. Се­мё­но­ва.

Читайте также:  ооо русь газ инн 7839079950

Рус­ский конструктивизм как на­прав­ле­ние в ар­хи­тек­ту­ре, ди­зай­не ме­бе­ли и ин­терь­е­ра, так­же тек­сти­ля и оде­ж­ды был пред­став­лен на Ме­ж­ду­нар. вы­став­ке де­ко­ра­тив­ных ис­кусств и ху­дожественной промышленности 1925 года в Па­ри­же (по про­ек­ту К.С. Мель­ни­кова воз­ве­дён вы­ста­воч­ный па­виль­он). Про­ект «Ра­бо­че­го клу­ба» А.М. Род­чен­ко (мно­го­функ­цио­наль­ное про­стран­ст­во с транс­фор­ми­рую­щим­ся обо­ру­до­ва­ни­ем) стал, воз­мож­но, наи­бо­лее пол­ным вы­ра­же­ни­ем кон­ст­рук­ти­ви­ст­ской ме­то­до­ло­гии. Вы­пу­щен­ный на 1-й сит­це­на­бив­ной фабрике в Мо­ск­ве тек­стиль по гео­мет­ри­зованным ри­сун­кам Л.С. По­по­вой и В.Ф. Сте­пано­вой и их же мо­де­ли оде­ж­ды оп­ре­де­ли­ли пер­вую советскую мо­ду, ос­но­ван­ную на прин­ци­пах гра­фического ми­ни­ма­лиз­ма. Конструктивизм дик­то­вал уп­ро­щён­ность форм, кон­траст цве­то­вых и фак­тур­ных со­че­та­ний в спор­тив­ной оде­ж­де, об­на­же­ние кон­ст­рук­ции кроя, под­чёр­ки­ва­ние функ­цио­наль­ных и тех­нических де­та­лей (кар­ма­нов, рем­ней, за­стё­жек) в про­зо­де­ж­де (А.А. Экстер и др.). Про­ек­ты мо­дель­еров опи­ра­лись на фор­маль­но-гео­мет­рические струк­тур­ные по­строе­ния; Н.П. Ла­ма­но­ва раз­ра­бо­та­ла сис­те­му по­строе­ния кос­тю­ма по плос­ко­стям и рас­кроя по пря­мо­уголь­ной схе­ме.

Конструктивизм мож­но счи­тать ран­ней русской вер­си­ей функ­цио­на­лиз­ма с той лишь раз­ни­цей, что в нём бо­лее ве­со­ма и по­сто­ян­на чис­то эс­те­тическая со­став­ляю­щая. Как ху­дожественная идея конструктивизм воз­ро­дил­ся в Рос­сии в 1960-е годы не толь­ко в ли­шён­ном ук­ра­ше­ний ди­зайн-сти­ле и тер­ми­не «ху­дож­ник-кон­струк­тор» (ди­зай­нер), но и в ки­не­ти­ческом ис­кус­ст­ве. Кон­ст­рук­ти­ви­ст­ская идея струк­тур­но-гео­мет­рич. пре­об­ра­зо­ва­ний со­хра­ни­лась в опы­тах ху­дож­ни­ков, стро­ив­ших свои ком­по­зи­ции на ос­но­ве транс­фор­ма­ций плос­ко­го лис­та. За­ло­жен­ные конструктивизмом прин­ци­пы ува­жи­тель­но­го от­но­ше­ния ху­дож­ни­ка к вы­ра­зи­тель­но­сти ма­те­риа­ла, яс­но­сти струк­ту­ры ве­щи, её де­мо­кра­тич­но­сти по­ны­не со­хра­ня­ют зна­че­ние в мо­де, гра­фическом ди­зай­не, про­ек­ти­ро­ва­нии сре­ды.

Конструктивизм как ме­ж­ду­на­род­ное яв­ле­ние сфор­ми­ро­вал­ся к 1922 году под влия­ни­ем творческих экс­пе­ри­мен­тов русского аван­гар­да. Раз­ви­вал­ся пре­имущественно в Гер­ма­нии (М. Бур­хартс, Л. Мо­хой-Надь, Г. Рих­тер, Я. Чи­хольд и др.) при уча­стии член ни­дерландской груп­пы «Де Стейл» Т. ван Дус­бур­га, ока­зал зна­чит. влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние эс­те­ти­ки Бау­хау­за; так­же в Че­хо­сло­ва­кии, Поль­ше, Венг­рии. Им­пуль­сом к воз­ник­но­ве­нию это­го яв­ле­ния стал Ме­ж­ду­народный кон­гресс про­грес­сив­ных ху­дож­ни­ков в Дюс­сель­дор­фе в 1922 году и его кон­ст­рукти­ви­ст­ская сек­ция, ор­га­ни­зо­ван­ная ван Дус­бур­гом (пред­став­ляв­шим журнал «Де Стейл»), Г. Рих­те­ром (за­яв­ля­лось, что он вы­сту­па­ет от кон­ст­рук­ти­ви­ст­ских групп Ру­мы­нии, Скан­ди­на­вии, Гер­ма­нии) и Л.М. Ли­сиц­ким (от журнала «Вещь», вы­хо­див­ше­го на трёх язы­ках). По­сле пуб­ли­ка­ции дек­ла­ра­ции в журнал «Де Стейл» груп­па из­да­ла «Ма­ни­фест ме­ж­ду­народного кон­ст­рук­ти­виз­ма», ко­то­рый так­же под­пи­са­ли К. Ма­ес от Бель­гии, ху­дож­ник и фо­то­граф М. Бур­хартс от Гер­ма­нии, став­шей в 1920-е годы цен­тром меж­ду­народного конструктивизма. Имен­но здесь эс­те­ти­ку «чис­тых форм» про­па­ган­ди­ро­ва­ли Т. ван Дус­бург и дея­те­ли Бау­хау­за, а в 1921-1925 годы жил и ра­бо­тал Ли­сиц­кий, зна­ко­мив­ший ев­ропейскую пуб­ли­ку с русским аван­гар­диз­мом, в т. ч. и в хо­де 1-й русской ху­дожественной вы­став­ки в Бер­ли­не (1922 год).

По­сле 1920-х годов конструктивизм труд­но вы­де­лить сре­ди об­ще­го те­че­ния аб­ст­ракт­но­го искусства. В Па­ри­же ра­бо­та­ли Н. Га­бо и ни­дерл. мас­тер С. До­ме­ла; здесь в 1930 году Т. ван Дус­бург соз­дал объ­е­ди­не­ние «Кон­крет­ное ис­кус­ст­во», по­ни­мая под ним не­фи­гу­ра­тив­ное твор­че­ст­во, ос­но­ван­ное на воз­дей­ст­вии эле­мен­тар­ных ми­ни­ма­ли­ст­ских ком­по­зи­ций. В 1930-1940-е годы цен­тром ев­ропейского конструктивизма ста­ла Швей­ца­рия. Ещё в конце 1920-х годов несколько швейцарских ху­дож­ни­ков-гра­фи­ков (в т. ч. М. Билль и Т. Баль­мер) учи­лись в Бау­хау­зе у П. Клее и В. В. Кан­дин­ско­го. Билль, про­дол­жая кон­цеп­цию «кон­крет­но­го ис­кус­ст­ва» и за­ни­ма­ясь аб­ст­ракт­ны­ми скульп­ту­ра­ми, про­ек­ти­ро­вал ме­бель на ме­тал­лическом кар­ка­се и рек­ла­му для фир­мы «Wohnbe­darf». Там же за­ро­ж­дал­ся «швей­цар­ский стиль» в гра­фич. ди­зай­не, впо­след­ст­вии став­ший ос­но­вой для фор­ми­ро­ва­ния «ме­ж­ду­на­род­но­го сти­ля». Идеи конструктивизма в сфе­ре ар­хи­тек­ту­ры по­влия­ли на многие те­че­ния по­след­ней тре­ти XX века, в т. ч. на хай-тек и в осо­бен­но­сти на де­кон­ст­рук­ти­визм.

Дополнительная литература:

Ни­ко­нов Вл. Ста­тьи о кон­ст­рук­ти­ви­стах. Уль­я­новск, 1928;

Зе­лин­ский К. По­эзия как смысл. Кни­га о кон­ст­рук­ти­виз­ме. М., 1929;

Rickey G. Constructivism: origins and evolution. N. Y., 1967;

Štraus T. Kassak: ein ungarischer Beitrag zum Konstruktivismus. Köln, 1975;

Rotzler W. Konstruktive Kon­zepte: eine Geschichte der konstruktiven Kunst vom Ku­bismus bis heute. Z., 1977;

Мо­ск­ва – Па­риж. 1900–1930. (Кат. вы­став­ки). М., 1981. Т. 1–2;

Lodder Ch. Russian constructivism. New Ha­ven, 1983;

Constructivism in Poland, 1923 to 1936. (Cat.). Camb., 1984;

Wechsel Wir­kun­gen: Ungarische Avantgarde in der Wei­ma­rer Re­pub­lik. Marburg, 1986;

Švácha R. Sovĕtský kon­struktivismus a česká architektura // Uměni. 1988. № 1;

Art into life. Russian con­struc­ti­vism, 1914–1932. (Cat.). Seattle; N. Y., 1990;

Kon­struk­tivistische Interna­tionale sch ̈opfe­ris­che Arbeitsgemeinschaft, 1922–1927: Utopien für eine europäische Kultur. (Kat.). Stuttg., 1992;

Си­до­ри­на Е.В. Рус­ский кон­ст­рук­ти­визм: ис­то­ки, идеи, прак­ти­ка. М., 1995;

Cooke C. Rus­sian avantgarde: theories of art, architec­ture and the city. L., 1995.

Иллюстрации:

В.Е. Тат­лин. «Си­ний контр­рель­еф». Ок. 1914. Ча­ст­ное со­бра­ние. Архив БРЭ;

Л.М. Ли­сиц­кий. «Ле­нин­ская три­бу­на» (пе­ре­ра­бот­ка про­ек­та три­бу­ны для пло­ща­ди, 1920). 1924. Треть­яков­ская га­ле­рея (Мо­ск­ва). Архив БРЭ;

В.А. и Г.А. Стен­бер­ги. Афи­ша филь­ма «Че­ло­век с ки­но­ап­па­ра­том» Д. Вер­то­ва. 1929. Архив БРЭ;

Л.С. По­по­ва. Проект сце­ни­че­ской кон­ст­рук­циидля спек­так­ля «Ве­ли­ко­душ­ный ро­го­но­сец» по пье­се Ф. Кром­ме­лин­ка (по­ста­нов­ка театра В. Э. Мей­ер­холь­да). 1922. Треть­яков­ская га­ле­рея (Мо­ск­ва). Архив БРЭ;

А.М. Род­чен­ко, В.В. Мая­ков­ский. Рек­лам­ный пла­кат для Рез­ино­тре­ста. 1923. Архив БРЭ;

Зда­ние Гос­тор­га в Мо­ск­ве. 1927. Ар­хи­тек­то­ры М.О. Барщ, Б.М. Ве­ли­ков­ский и др. Фото А. И. Нагаева;

Ин­терь­ер ма­шин­но­го за­ла Днеп­ро­гэ­са. 1927–32. Ар­хи­тек­то­ры В.А. Вес­нин,Н.Я. Кол­ли и др. Архив БРЭ;

А.А. Эк­стер. Про­ек­ты мас­со­во­го ко­стю­ма и проз­одеж­ды. Ок. 1923. Архив БРЭ;

В.Ф. Сте­па­но­ва. Проект ри­сун­ка для тка­ни. 1924–25. Архив БРЭ.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector