кон тики реальная история

Кон-Тики — история отважного исследователя

kon tiki

%D0%91%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D1%80 %D0%B4%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%B2%D1%8C %D1%81%D0%B2%D0%BE%D1%8E %D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8E

Кон-Тики – это плот, на котором ученый Тур Хейердал с командой из 5 человек проплыл из Перу в Полинезию. 101-дневное путешествие состоялось в далеком 1947 году. Но до сих пор экспедиция считается необыкновенной и обрастает легендами.

Как возникла идея экспедиции?

Целью путешествия на «Кон-Тики» было доказать, что индейцы Южной Америки могли пересечь Тихий океан и заселить полинезийские острова. Тур Хейердал считал, что инки совершали длительные заплывы на плотах из дерева. По примерному «маршруту миграции» индейцев и поплыл «Кон-Тики».

tur hejerdal

Однако сама теория зародилась гораздо раньше. Тур Хейердал –норвежский археолог и этнограф, проводивший массу исследований по всему миру. Так, за 10 лет до экспедиции ученый вместе с женой оказался на Маркизском архипелаге.

Один из старцев поведал семье о Кон-Тики – боге местных племен. В истории говорилось, что божество помогло предкам полинезийцев покинуть большую страну, преодолеть океан и заселить здешние острова.

bog kon tiki

Легенда поразила Тура Хейердала. Ученый продолжил исследование и нашел подтверждение мифа. В джунглях Полинезии этнограф обнаружил гигантские статуи Кон-Тики. Изваяния были идентичны памятникам инков в Южной Америке.

Идея путешествия по стопам бога Кон-Тики зародилась в 1946, за год до отплытия. Хейердал начал изучать старинные манускрипты, рисунки и архивы. Работа увенчалась успехом: исследователь обнаружил подробное изображение плотов южноамериканских индейцев.

Поиск единомышленников

Тур Хейердал беседовал с сотней ученых, путешественников и моряков. Однако большинство из них считало идею о заплыве на плоту сумасшедшей. Исследователь не терял надежды, и вскоре у него появились единомышленники. Новые знакомые начали активно искать спонсоров проекта. В итоге о норвежском ученом и его плане написали газеты.

Тур Хейердал проводил одни переговоры за другими. В число спонсоров проекта вошло и военное министерство США. Чиновники обеспечили экспедицию сухими пайками и необходимым снаряжением: спальными мешками, спецобувью и др. Позже Тур Хейердал встретился с президентом Перу и получил разрешение на строительство в местном порту.

Строительство и конструкция плота

Власти Перу выделили Хейердалу и его команде портовый док и несколько рабочих. При строительстве плота были использованы задокументированные технологии инков:

plot kon tiki

plot kon tiki

Завершив строительство, команда увидела точную копию древних южноамериканских плотов. Судну решили дать имя бога полинезийцев и инков, вдохновившего Тура Хейердала на плавание. В связи с этим на парус нанесли изображение бога Кон-Тики.

Оценка плота критиками

Посмотреть на готовый плот прибывала делегация за делегацией. Критики в один голос заявляли, что «Кон-Тики» не достигнет цели и развалится от первой же крупной волны. Зеваки даже заключали пари, как скоро плот пойдет ко дну. Экспедицию называли «авантюрой» и «массовым самоубийством». Но Тур Хейердал не отменил плавание.

Экипаж «Кон-Тики»

Руководителем экспедиции стал сам Тур Хейердал. В его команду вошло еще 5 человек:

ehkipazh kon tiki

Тур Хейердал сознательно не брал в команду профессиональных моряков. Ученый не хотел, чтобы успех экспедиции объяснили опытностью экипажа. Это дало бы повод усомниться в способности перуанских индейцев повторить подобное плавание.

Седьмым неофициальным членом команды и одновременно ее талисманом стал южноафриканский зеленый попугай Лолита. Пернатый товарищ не переставая болтал по-испански. К несчастью, на пол пути птицу смыло за борт во время шторма.

Как проходила экспедиция?

«Кон-Тики» отплыл 28 апреля 1947 года из порта Кальяо в Перу. Катер «Гуардиан Рио» отбуксировал плот на 50 миль, прямо до течения Гумбольдта. Далее команда взяла управление в свои руки. Каждый день «Кон-Тики» преодолевал путь в 80 км. В один из погожих дней плот прошел рекордное расстояние в 130 км.

Kon Tiki 10

Для экспедиции было выбрано наиболее благоприятное время года с Южным экваториальным течением и пассатами. Поэтому за время путешествия «Кон-Тики» пережил лишь 2 шторма, один из которых длился 5 дней. В итоге на полпути разошлись бревна, потерялось кормовое весло, а парус и палуба получили сильные повреждения. Когда буря закончилась, экипаж сумел устранить поломки.

31 июля, на 93-й день путешествия, команда заметила остров Пука-Пука. Однако пристать к нему не удалось, поскольку плот моментально унесло течением. На 97-й день плавания «Кон-Тики» подошел к острову Ангатау.

Весь день экипаж искал проход в опасных рифах. К вечеру с другой стороны острова показалась деревня. Однако даже с помощью местных островитян команда не смогла направить «Кон-Тики» против ветра в безопасный проход.

На 100-й день плавания плот подошел к атоллу Рароиа в Полинезии. Однако территория также была полностью окружена рифами. Экипаж решил пробиться на сушу во время прилива. Несколько часов плот било мощнейшими волнами. После этого наступил прилив: «Кон-Тики» смог попасть на берег и команда высадилась.

7 августа 1947 года, на 101-й день плавания, экспедиция на «Кон-Тики» была завершена. Экипаж перетащил все необходимые вещи на остров и провел там неделю, пока к ним не приплыли местные островитяне. А еще некоторое время спустя команду забрал норвежский корабль, отправленный властями для спасения экспедиции.

Встречи с акулами

Единственная сложность во время заплыва состояла в регулярной проверке узлов. Для этого членам экипажа приходилось спускаться под воду, где проплывали стаи акул. Хищники окружали «Кон-Тики» из-за запаха крови от пойманной для пропитания рыбы.

s akuloj

Чтобы спуск под воду был менее опасным, команда соорудила специальную корзину. Заметив акулу, проверяющий прятался в конструкцию и подавал знак, чтобы его вытащили на поверхность.

Однажды плот начала преследовать гигантская китовая акула. В итоге один из участников экспедиции не выдержал и воткнул в нее копье, заставив скрыться. Акулы нередко окружали «Кон-Тики» и даже пытались укусить ученых. К счастью, все обошлось.

Особенной стала встреча с акулой-другом. Животное пристало к плоту почти на неделю. Тур Хейердал лично прикармливал хищника, бросая пищу прямо в пасть. Однако один из членов команды попытался поймать акулу за хвост, и «приятельница» уплыла.

Провизия и питьевая вода

Индейцы в пути обходились сушеным бататом и вяленым мясом. Но Хейердал решил не рисковать. На плот был взят 3-месячный запас еды и питья: армейские сухие пайки, фрукты и 1100 литров воды в небольших бидонах.

plot kon tiki 1

Для защиты от морской воды провизия хранилась в картонных коробках, покрытых асфальтом (битумом). Тару размещали на основных бревнах под палубой: дерево блокировало доступ солнечных лучей и обеспечивало прохладу.

Продукты готовили на примусе, который хранился в ящике из мангрового дерева. Однажды прибор стал причиной пожара на борту. Однако экипаж во время среагировал: беды удалось избежать.

Большая часть экипажа питалась морепродуктами. На борт нередко попадала летучая рыба, а в специальной сетке скапливался планктон. Кроме того, рыбная ловля позволяла за 20 минут поймать целый обед. Чаще всего на удочку попадалась рыба-дельфин, бонито, тунец и скумбрия. Чуть позже исследователи научились хватать за хвост и затаскивать на плот небольших акул.

В качестве эксперимента, двое членов команды питались исключительно армейскими пайками. На тот момент такой рацион считался инновацией и не был опробован. Консервами питался и остальной экипаж, особенно во время шторма, когда рыбалка была мало возможна.

ehkipazh v hizhine

На «Кон-Тики» было достаточно питьевой воды. Но уже через несколько недель пути она стала неприятной на вкус. Поэтому участники экспедиции регулярно пополняли запасы, собирая дождевую воду. Также была предпринята попытка, подобно индейцам, пить лимфатическую жидкость из гланд рыб. Кроме того, команда выяснила, что зерна овса устраняют неприятный привкус морской воды и делают ее пригодной для питья.

Читайте также:  как хорошо продумать персонажа

prigotovlenie edy

Для нормализации водно-солевого обмена в организме экипаж периодически добавлял морскую воду в питьевую. Так, удавалось восполнить недостаток соли, потерянной с потом.

В первый же день команда распределила обязанности и расписала вахты. Важные вопросы участники экспедиции решали на собраниях. Подход обеспечил дружественную атмосферу в коллективе малознакомых людей. Кроме того, к плоту привязали резиновую лодку.

В ней можно было побыть, если хотелось уединения. С лодки также вели видеосъемку плота для будущего документального фильма.

Тур Хейердал ежедневно записывал в дневник свои наблюдения, брал пробы рыб и планктона, снимал фильм. Радисты следили за сохранностью портативной и стационарной радиостанции в условиях сырости, отправляли в эфир рапорты и метеосведения. Кок готовил и читал: в каюте хранилась его личная библиотека. Техник устранял поломки, занимался метео- и гидроизмерениями.

Художник латал парус, а также делал смешные зарисовки товарищей или морских обитателей.

Научные достижения: что доказал Тур Хейердал?

Благодаря путешествию на «Кон-Тики» Тур Хейердал смог:

Фильм и книга

Тур Хейердал написал книгу «Путешествие на “Кон-Тики”». Произведение стало бестселлером и было переведено на 67 языков. Всего издали 50 млн экземпляров.

Прямо во время плавания Тур Хейердал снял документальный фильм о заплыве на «Кон-Тики». Творение ученого было награждено премией «Оскар». А в 2012 году в Норвегии сняли полнометражный исторический фильм о событиях 1947 года.

Послесловие

Путешествие на «Кон-Тики» стало мировой сенсацией. Команда из 6 человек преодолела 6980 км на плоте из дерева, доказав, что человеку подвластна стихия. Сам же «Кон-Тики» хранится в одном из музеев Осло – на родине Тура Хейердала. Ученые утверждают, что плот по-прежнему способен выдержать длительный заплыв.

Дорогие Друзья, делитесь этой историей с друзьями в социальных сетях — кнопки ниже. Мы уверены, что многие о ней не знают, но узнав, будут удивлены таким событием в истории, которое вызывает восхищение.

Подписывайтесь на обновление сайта. Впереди вас ждет еще много интересного smile

Источник

«Кон-Тики»: невероятная история Тура Хейердала

57fa312008acf505117015 1000

В конце апреля 1947 года жители Перу наблюдали удивительную картину: шестеро отважных путешественников во главе с Туром Хейердалом готовились пересечь Тихий океан на бальсовом плоту. «Кон-Тики» был завален мешками с провизией и инвентарем, корзинами и связками бананов.

В тот день у причала собрались корреспонденты местных газет, представители власти и обычные зеваки. Экспедицию окрестили «авантюрой» и «самым экстравагантным способом массового самоубийства». Когда плот оказался в 50 милях от берега в открытом океане, буксировавший его военный катер отчалил обратно, а путешественники отправились в неизведанное — к берегам Полинезии, навстречу опасным океанским течениям и штормовым ветрам.

Почти за семь десятилетий экспедиция обросла массой легенд и новых подробностей. Но настоящая история знаменитого путешествия, которое многих вдохновило на смелые поступки, все же сохранилась.

Как все начиналось

За 10 лет до начала всемирно известной экспедиции Тур Хейердал вместе с супругой посетили Маркизский архипелаг, где проводили очередное исследование. В Полинезии норвежский археолог впервые услышал о Тики — боге и вожде здешних племен.

Местный старец поведал историю божества, которое привело его предков на острова из большой страны, помогло пересечь океан и обосноваться на новой родине. Захватывающий рассказ, больше похожий на миф или легенду, поразил путешественника.

К своему удивлению, совсем скоро он нашел доказательства правоты рассказчика — гигантские изваяния Тики, напоминающие огромные статуи в Южной Америке. Во время изучения старинных архивов, музейных экспонатов и манускриптов Хейердал увидел рисунок плотов древних индейцев Южной Америки, который и стал началом великой авантюры.

Окончательная идея экспедиции была оформлена лишь в 1946 году. Археолог твердо решил доказать теорию заселения островных архипелагов по пути от латиноамериканского побережья к Полинезии. До великого открытия считалось, что кокосы, произрастающие на островном архипелаге, занесены из Южной Америки морской водой. Но у Хейердала была своя теория.

В Нью-Йорке он попытался заинтересовать идеей одного из ученых, но столкнулся с категоричным возражением. Научным сотрудникам теория показалась возмутительной и вызвала шквал негодования.

Когда путешественник попробовал объясниться, один из ученых с улыбкой ответил: «Ну что ж, попробуйте пройти из Перу до тихоокеанских островов на бальсовом плоту».

Отважная команда и строительство плота

Седьмым участником плавания и его талисманом стал южноафриканский попугай Лолита.

Изначально команда планировала построить плот из бальсовых деревьев, растущих на берегу Эквадора, как это делали древние инки. Но путешественники смогли найти подходящий материал лишь в глуби континента. Для строительства потребовалось 9 стволов огромных деревьев, с которых пришлось снять кору и сплавить до Лимы, столицы Перу.

Представители местной власти до конца не верили в успех экспедиции, однако успели заключить между собой пари, взяли автографы у экипажа и выделили портовый док и рабочих, которые активно участвовали в строительстве. Из больших стволов они выпилили бревна, ставшие основой плота. Поверх основания закрепили еще один слой древесины, но уже меньшего размера. Палубу застелили бамбуковыми циновками, а посредине соорудили хижину из банановых листьев.

Удивительно, но судно удалось построить без единого гвоздя, согласно традициям индейских племен. Руль и мачту выполнили из мангрового дерева, все составные части прочно скрепили веревками, а художник и участник экспедиции Эрик Хессельберг нарисовал на парусе изображение Кон-Тики — бога солнца, почитаемого древними инками.

Среди океанских просторов

С первых дней плавания «Кон-Тики» послушно двигался по океанскому течению. Благодаря прочности и отличному рулевому механизму проблем с управлением не возникало, а продуманное расписание вахт и распределение обязанностей обеспечили безопасность и благоприятную дружескую атмосферу.

В экспедиции Тур Хейердал начал снимать документальный фильм. Если кому-то из экипажа хотелось уединения, он мог на время пересесть в резиновую лодку, которую прочно прикрепили к плоту.

Все вопросы путешественники решали собственными силами или на общих собраниях. Хотя маршрут экспедиции проходил вдали от морских путей, а погода то и дело приносила штормовые ветра, плавание обошлось без серьезных происшествий. В пути команда потеряла лишь попугая, который упорхнул во время бури.

Участники экипажа готовили еду на примусе. Чтобы защитить прибор от повреждений, его хранили в деревянном ящике и убирали в хижину. Однажды на палубе случился пожар, но слаженная работа помогла вовремя справиться с огнем.

Часть команды питалась морепродуктами. Во время плавания на борт часто попадала летучая рыба и другие обитатели океана, а для приготовления полноценного обеда достаточно было на 20 минут закинуть удочку в открытое море.

Двое членов экипажа приняли участие в интересном эксперименте. Они отказались от свежей рыбы и питались сухими пайками, которые были разработаны для американских военных, но еще не опробованы. Для поддержания солевого баланса в организме участники экспедиции смешивали питьевую воду с морской, а запасы пресной воды пополняли во время тропических дождей.

Путешествие не обошлось без встречи с опасными жителями океанских глубин. Однажды китовая акула подплыла к судну настолько близко, что одному из членов экипажа пришлось использовать копье, чтобы спасти команду. Бывали случаи, когда плот окружали целые стаи кровожадных акул, но все обошлось.

Первая серьезная опасность подстерегла команду на половине пути. Плот пережил сразу две больших бури, одна из которых не прекращалась в течение пяти дней. Во время шторма экипаж потерял рулевое весло, а парус и палуба получили серьезные повреждения. Когда ветер утих, команде удалось восстановить поломку, покрепче связать бревна, которые сильно разошлись, и благополучно продолжить путь.

Читайте также:  жизнь викрамы или 32 истории царского трона

Заветная цель совсем близко

Основная сложность состояла в постоянной проверке узлов. Члены команды без труда ныряли под воду, но каждое погружение могло оказаться фатальным. Стаи акул, которые приплывали на запах крови пойманной и разделанной рыбы, часто окружали плот и не позволяли вовремя проверить механизм. Чтобы избежать опасной встречи, команда смастерила специальную корзину для ныряльщика. Как только акула появлялась в поле зрения, проверяющий мог спрятаться и подать знак экипажу, чтобы его вытянули на борт.

Шел 93-й день плавания, когда команда впервые увидела островки земли с кокосовыми зарослями, но вместе с хорошей новостью пришли неприятности. Вблизи архипелага Туамоту существовала вероятность наткнуться на опасные рифы, которые были практически не видны из-за небольшого размера. Во время прибоя члены экипажа старались как можно лучше разглядеть дно и островки кораллов.

На 97-й день команда встретила лодку местных жителей, которые помогли экипажу грести, а на 101-й день — в третий раз увидела землю. Выбиваясь из сил, мореплаватели причалили к коралловому атоллу Рароиа. К счастью, плот успешно выдержал встречу с рифами.

Так 7 августа 1947 года команда оказалась на уединенном острове архипелага Полинезия, преодолев путь в 6980 км. Неделю экипаж наслаждался роскошными кокосовыми пальмами и прозрачным океаном, пока на горизонте снова не показалась лодка местных жителей.

Путешествие длиной в 101 день закончилось. Каждый день отважные мореплаватели боролись со стихией, совершали невероятные открытия и встречались с опасными жителями океана.

Команда во главе с Туром Хейердалом доказала, что в мире нет ничего невозможного. Вопреки всему, экипаж отчаянных романтиков, смельчаков и первооткрывателей пересек Тихий океан на простом плоту, став настоящей сенсацией.

Триумфальное возвращение и мировая слава

После возвращения домой Тур Хейердал написал книгу «Путешествие на “Кон-Тики”», ставшую мировым бестселлером и переведенную на 70 языков. Документальный фильм «Кон-Тики», снятый Хейердалом во время путешествия, был удостоен премии «Оскар» в 1952 году. Позже, в 2012 году, на экран вышел художественный фильм «Кон-Тики», который был номинирован на премии «Золотой глобус» и «Оскар».

Легендарный «Кон-Тики» по сей день хранится в одноименном музее в Осло. Удивительно, но плот прекрасно сохранился и даже выдержал длительную транспортировку на норвежском судне. Ученые уверены, что бальсовые бревна до сих пор могут держаться на воде и противостоять стихии.

Источник

Плавание на «Кон-Тики». Продолжение истории

28 апреля 1947 г. «Кон-Тики» покинул порт Кальяо. Команду необычного судна составляли пять норвежцев, один швед и говорящий по-испански зелёный попугай, в последний момент подаренный путешественникам кем-то из провожающих. Из гавани плот вывели на буксире, оттащили до границы зоны каботажного судоходства и там оставили на волю волн и ветра.

Путь через океан

Как и рассчитывал Хейердал, «Кон-Тики» оказался во власти течения Гумбольдта, которое несёт холодную воду из антарктических областей на север вдоль побережья Перу, после чего, немного не доходя экватора, сворачивает на запад в океан. А вскоре поначалу неторопливый плот подхватил пассат и быстро погнал вперёд. Средняя скорость во время этого перехода составляла 50 — 60 миль в сутки, рекорд составлял 71 милю (около 130 км).

kon tiki 2 7

Первые несколько суток плавания были особенно трудными, так как у команды не было навыков хождения на таком необычном судне. Старинные летописи сохранили описания и рисунки бальсовых плотов, но там ничего не говорилось о том, как индейцы ими управляли. Поначалу путешественники делали много лишней работы, но затем они освоились на «Кон-Тики» и нашли правильный рабочий ритм.

kon tiki 2 10

Мрачные прогнозы относительно прочности «Кон-Тики» не оправдались, хотя какое-то время они заставили экипаж плота понервничать.

Но снасти были в порядке. От силы две недели, говорили моряки, и все наши канаты перетрёт. А мы, несмотря на жуткий концерт, не видели никаких повреждений. Потом-то мы поняли в чём дело: канаты мало-помалу стирали мягкую бальсовую древесину, вот и вышло, что не брёвна истёрли их, а они ушли в дерево».

kon tiki 2 9

kon tiki 2 5

Что касается пресной воды, то Хейердал подсчитал, что если, как предполагают, индейцы заполняли водой полые бамбуковые стволы и размещали их под палубой и привязывали к брёвнам под корпусом, где они не занимали места и не прибавляли веса, в путешествие можно было взять запас, в несколько раз превышающий тот, который везли с собой пассажиры «Кон-Тики». При этом месяца через полтора плот попал в полосу сильных ливней и запас пресной воды можно было регулярно пополнять.

kon tiki 2 1

Путешествие на плоту в тысячах километров от берега давало уникальные возможности для изучения океана как среды обитания множества живых существ. Хейердал писал :

«Много неожиданностей готовит океан тому, кто выкладывает себе пол прямо на его поверхности и двигается не спеша, бесшумно. Один охотник с шумом ломится сквозь лес, возвращается и заявляет, что там пусто, ни одной зверюшки нет. Другой тихо сядет на пенёк и ждёт — и вот уже со всех сторон доносятся шорохи, отовсюду выглядывают любопытные глаза. Вот и на море так. Мы бороздим волны под гул моторов и стук поршней, только брызги летят. А вернувшись, говорим, что в океане не на что посмотреть.Не было дня, чтобы нас не навестили любопытные гости. Они сновали и кружились возле плота, а некоторые, скажем, корифены и лоцманы, до того с нами свыклись, что шли следом не покидая нас ни днём ни ночью».

Как-то раз ночью пассажиров «Кон-Тики» посетила глубоководная рыба до сих пор известная биологам лишь по скелетам, которые несколько раз выбрасывало на берега тихоокеанских островов. А однажды плот попал в огромный косяк дельфинов. Всюду, насколько хватало глаз, из воды виднелись чёрные спины. Иногда по ночам, рядом с плотом всплывали крупные кальмары. Они спокойно лежали на воде и таращились на «Кон-Тики» и его команду огромными светящимися глазами. Акулы и киты также не обошли путешественников своим вниманием. Встречи с последними произвели особенно сильное впечатление:

kon tiki 2 2

Во время плавания удалось выяснить некоторые секреты управления плотом, которые не были известны путешественникам в момент отплытия. Хейердал рассказывает:

«Первые испанские путешественники сообщали, что индейцы, выйдя в море, «управляли» плотом «с помощью досок, которые они просовывали в щели между брёвнами». Это казалось непостижимым всем, кто занимался загадкой швертов, в том числе и нам. Ведь доска плотно зажата в щели, её нельзя повернуть, какой же это руль.

Вот как раскрылся секрет.

kon tiki 2 4

Больше чем два месяца океан вёл себя мирно, но 2 июля ветер усилился, стало ясно, что надвигается шторм. Путешественники ожидали непогоды с понятным беспокойством, но «Кон-Тики» их не подвёл. Он легко взлетал на самый гребень волны, не получая серьёзных повреждений. Если же вал обрушивался на корму, вода уходила вниз, как сквозь сито, не причиняя вреда. В результате первого шторма пострадал лишь бамбуковый палубный настил, который легко смогли заменить новым. На плоту имелись запасы бамбука и банановых листьев для текущего ремонта. Второй шторм, налетевший вскоре после первого, оставил более существенные повреждения: поломанное весло, лопнувший парус, порванные снасти. Но всё это также подлежало починке. Хуже было то, что перенеся два шторма, плот изрядно расшатался. Под большой нагрузкой канаты сильно растянулись и слишком глубоко врезались в древесину. Хейердал и его спутники подумывали о том, чтобы провести профилактический ремонт, но это оказалось не так-то просто. За месяцы плавания подводная часть плота покрылась толстым слоем различных морских организмов, и канаты намертво приросли к брёвнам. В конце концов решили, что сравнительно небольшой оставшийся до цели отрезок пути «Кон-Тики» должен выдержать.

Читайте также:  какие вопросы можно написать в истории в вк мнение

Встреча с Полинезией

3 июля путешественники увидели первые признаки того, что где-то впереди имеется суша. В небе, до сих пор оживлённом лишь стаями летучих рыб, появились морские птицы — фрегаты. Это означало, что до ближайших островов оставалось не более 1000 миль, дальше в море фрегаты не залетают. Правда, на этом последнем участке пути движение значительно замедлилось. В мире течений начался хаос, они то появлялись, то исчезали, то меняли направление. Бывший верным помощником на протяжении всего пути пассат тоже начал капризничать. Но всё же «Кон-Тики» пробирался вперёд, и во второй половине июля путешественники увидели несомненные признаки того, что земля совсем близко:

«С каждым днём росло количество морских птиц, бесцельно кружившихся над нашим плотом. Однажды вечером, когда солнце готовилось нырнуть в море, мы заметили, что птицы вокруг сильно прибавили ходу. Они спешили на запад, не замечая ни нас, ни летучих рыб. С верхушки мачты мы убедились, что пройдя над нами, птицы дальше летят одним курсом. То ли им сверху было видно что-то, чего мы не могли разглядеть, то ли они просто следовали инстинкту. Во всяком случае, они целеустремлённо летели к ближайшему острову, к своим гнёздам.

Мы повернули кормовое весло, чтобы плот шёл туда же, куда исчезали птицы. И после того, как стемнело, мы слышали крики отставших, которые шли под звёздным небом тем же курсом, что и плот. На следующий день в воздухе над нами стало ещё больше птиц, но на этот раз нам не надо было дожидаться вечера, чтобы они указали путь, это сделало за них появившееся над горизонтом неподвижно стоящее облако. Остальные облака лёгкими хлопьями возникали в небе на востоке, увлекаемые пассатом, пересекали небосвод и исчезали за краем моря на западе. А одинокое облако над горизонтом на юго-западе не трогалось с места, торчало будто столб пара, пропуская мимо пассатные. По-латыни такие неподвижные облака называют кумулюнимбус. Полинезийцы этого не знали, зато они знали, что под такими облаками находится суша. Тропическое солнце раскаляет песок. Получается восходящий поток горячего влажного воздуха, который, достигнув более холодных слоёв атмосферы, конденсируется».

Утром 30 июля путешественники увидели землю: низкий песчаный берег и цепочку деревьев. Это был остров Пука-Пука, самый восточный в архипелаги Туамоту. К сожалению, высадится на него не удалось. За ночь течение отнесло плот к северу, и он прошёл мимо острова. Повернуть обратно «Кон-Тики» не мог. Впрочем, когда испанцы и португальцы на своих каравеллах начали покорение Мирового океана, они тоже могли пристать не ко всем островам, мимо которых проходили. Главное, путешественники достигли Полинезии — зоны Тихого океана, богатой островами, и не сомневались, что вскоре им удастся успешно завершить своё предприятие.

На следующий день на горизонте появилось сразу два облачка — острова Фангахина и Ангатау. Путешественники взяли курс на Ангатау и спустя три дня увидели сушу прямо по курсу. Но их ожидала ещё одна трудность. Берега тихоокеанских островов часто защищены барьерными рифами. По выражению Хейердала «риф подставлял ножку катящим с востока могучим валам, они поднимались на дыбы, теряли равновесие и, рокоча, обрушивались на острые зубцы». Барьерный риф защищает низкий песчаный берег аттола от разрушительного действия океанского прибоя, но он же создаёт препятствия судам, желающим причалить к острову. Отыскать проход между коварных подводных скал нелегко. Множество кораблей нашли свою гибель на прибрежных рифах.

kon tiki 2 6

Путешественники пытались обойти барьерный риф, чтобы пристать к крайнему острову, но вскоре стало ясно, что предстоит аварийная высадка — судно несло прямо на буруны, и команда подготовилась к серьёзному испытанию: «Все ценные для нас предметы внесли в хижину и прочно привязали. Документы и записи уложили в непромокаемые мешочки вместе с фотоплёнкой и другими вещами, боящимися воды. Хижину накрыли парусиной, которую укрепили прочными растяжками». Что касается вещей, которые могли понадобиться в первую очередь, то их ещё раньше уложили в небольшую резиновую лодку. Затем радист экспедиции связался с большой землёй и сообщил, что «Кон-Тики» собирается штурмовать риф. На всякий случай он попросил своего корреспондента выходить на связь каждый час, и если они не отзовутся через 36 часов, сообщить об этом норвежскому правительству. Затем рацию отключили, и плот стал игрушкой прибоя.

Следующие минуты показались пассажирам «Кон-Тики» часами. Главное было держаться и не позволить волнам смыть себя с плота. На миг Хейердалу показалось, что его спутникам это не удалось:

«Грохочущий вал прокатился дальше, ушёл, и нам открылось страшное зрелище. «Кон-Тики» преобразился, как по волшебству. Судна, с которым мы свыклись за много недель плавания в океане, не было больше, наш уютный мирок в два счёта превратился в развалину.

Я видел на борту лишь одного человека. Он лежал ничком поперёк крыши, раскинув руки в стороны, а хижина сложилась, будто карточный домик в сторону заднего правого угла. В безжизненной фигуре я узнал Германа. Больше никого. Твёрдая, как железо, мачта с правого борта переломилась будто спичка. При падении верхняя часть её врезалась в крышу хижины, и теперь всё мачтовое устройство завалилось направо. На корме развернуло колоду с уключиной, поперечина треснула, весло разлетелось вдребезги. Толстенные сосновые доски носового бортика волна сокрушила, будто фанеру, палуба была сорвана и вместе с ящиками, канистрами, брезентом и другим грузом прилипла, словно мокрая бумага, к передней стене хижины. Всюду торчали обломки бамбука, концы рваных канатов — словом, полный хаос.

Ещё несколько ударов волн, и «Кон-Тики» прочно засел на мелководье, откуда команде не составило труда вброд добраться до небольшого поросшего пальмами островка с великолепными песчаными пляжами. Великий океанский переход завершился. Впрочем, ближайшие часы путешественникам было не до празднования победы. Они усиленно пытались высушить рацию, чтобы передать известие об окончании путешествия. Назначенные 36 часов истекали, и сообщение удалось отправить лишь в самую последнюю минуту.

kon tiki 2 13

Несколько дней были посвящены отдыху на райском островке. Затем путешественников посетили туземцы, обитатели соседних более крупных островов. Они помогли снять с мели «Кон-Тики» и отбуксировать его к берегу, а так же сообщили, что их острова раз в год посещает французская шхуна. Но когда Хейердал связался по радио с большим миром, за членами экспедиции выслали специальный правительственный корабль, который доставил их домой вместе с бальсовым плотом. Прибыв в Осло, «Кон-Тики» вскоре занял почётное место в музее своего имени.

kon tiki 2 11

Таким образом, пройдя за 101 день 8 тысяч километров на судне, построенном по образцу старинных индейских плотов, Хейердал наглядно продемонстрировал, что заселение Полинезии из Нового Света было принципиально возможным. Это, однако, не означает, что он однозначно доказал сам факт такого заселения. Вопрос о происхождении полинезийцев и после плавания на «Кон-Тики» оставался дискуссионным. Но из фантастического предположения теория Хейердала теперь превратилась в полноправную научную гипотезу.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector