когда в россии состоялись первые в ее истории всеобщие и равные выборы какой орган избирался

когда в Российской Империи состоялись первый Выборы?

За голоса избирателей боролись многие партии. Активность избирателей была очень высока: в Москве и Петербурге к урнам пришли до 80 процентов от числа имеющих право голоса. В селах и деревнях многие избиратели, чтобы исполнить свой гражданский долг, шли за десятки верст. По партийному составу первая Дума была левоцентристской, либеральной и оппозиционной по отношению к самодержавию. Она начала свою работу 27 апреля, и с первых же дней между ней и царским правительством обнаружились резкие противоречия. Манифестом от 9 июля Николай II распустил Думу, предварительно обвинив ее в «разжигании смуты». http://www.mk.by/archiv/25.03.2006/rub6.php

Первые демократические выборы в России состоялись ровно 390 лет назад. Было все: и черный пиар, и «политтехнологи». Принято считать, что выборы первого лица государства со всеми атрибутами шумной и затратной избирательной кампании — дело для России новое, в чем-то даже необычное.

Между тем был в русской истории такой период, когда одному поколению наших соотечественников довелось трижды избирать главу государства. Бытовал даже термин: «период избирательной монархии». Хронологически его определяли рамками от 1598 года, когда после смерти последнего Рюриковича, бездетного сына Ивана Грозного Федора Иоанновича, народ «упросил» на царство Бориса Годунова, и до 1613-го, когда выборщики «от всей земли» избрали на царство первого Романова — Михаила Федоровича. Между этими датами был еще 1606 год, когда из толпы собравшихся на Красной площади «выкликнули» на царство князя Василия Шуйского.

Источник

Публикации

Сто лет назад в России состоялся масштабный эксперимент проведения первых демократических выборов в органы местного самоуправления. Для этого было изменено избирательное законодательство: право голосовать получили почти все граждане старше 20 лет, а избираться могли даже иногородние. Об особенностях прогрессивного опыта, который позволил российской правовой системе стать ориентиром для Запада, но не получил развития в своей стране, рассказывает кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.

В 1917 году в ходе Февральской революции власть на местах взяли вначале различные демократические общественные организации, объединившиеся в так называемые Комитеты общественной безопасности (КОБ). Были аналогичные комитеты и под другими названиями. В связи с тем, что события развивались стремительно, из-за острой нехватки времени для проведения нормальной работы по созданию таких КОБов это происходило оперативно, явочным порядком, то есть без проведения выборов.

Обычно инициаторы-учредители довольно спонтанно собирались вместе и договаривались о формировании КОБа из представителей различных общественных организаций. Квоты при этом распределялись «на глазок», в зависимости от авторитета, веса, массовости и известности той или иной организации. Очень часто центром кристаллизации общественных сил, поддержавших революцию, выступали земские учреждения и городские думы.

После создания КОБа из первых попавшихся активистов и общественных деятелей затем обычно шло пополнение комитета за счет представителей других общественных организаций, в том числе и тех, которые массово создавались уже в дни революции. Такое расширение численного состава КОБов происходило методом кооптации, то есть сами члены комитета решали: кого и сколько включить в список КОБа.

Cтрого говоря, нормальных выборов в новые органы власти не происходило, но тем не менее их называли «демократическими», то есть представляющими народ, в отличие от прежних учреждений, в которых заседали царские чиновники-назначенцы. Недостатком такого пути формирования новых структур власти на местах являлось то, что туда в большом числе попадали и представители свежеиспеченных карликовых организаций, не представляющих сколь-нибудь значимые слои населения.

Несколько более демократично происходило формирование параллельных органов власти — Советов рабочих и солдатских депутатов. В этом случае мы видим все же акты прямых выборов рабочими и солдатами своих представителей в Советы. Правда, их механизм был далек от классических представлений о всеобщих, равных, прямых выборах при тайном голосовании. Обычно это происходило на собраниях, которые при большом числе участников превращались в митинги.

В первые дни революции выдвижение и избрание представителей в Советы протекало неорганизованно и стихийно. В дальнейшем с появлением и укреплением местных партийных организаций их лидеры стали брать на себя проведение выборных мероприятий.

Степень организованности и осмысленности подобных митингов заметно возросла. Если раньше рабочие и солдаты выдвигали из своей среды просто наиболее уважаемых ими людей, то позднее у рабочих и солдат, благодаря усилиям местных политиков, появилась альтернатива. Теперь действительно имелся выбор между представителями различных партий. Соответственно и дискуссии сместились в сторону обсуждения партийных программ, а не только личностных качеств кандидата.

О какой-либо избирательной «системе» в масштабе всей страны говорить в это время не приходится. В разных местах разные политические и общественные силы создавали свои правила проведения выборов.

Типичными были несколько признаков. Так, практически все выборы в Советы и другие организации проходили путем открытого голосования. В то время считалось, что в обстановке широкой демократии и отсутствия всякого насилия над народом со стороны власти необходимость в тайном голосовании отпадает. Никто никого не боялся, и потому предложения о проведении тайного голосования обычно с гневом отвергались массами.

Другим общим признаком выборов того времени было отсутствие определенного срока пребывания депутатов в качестве представителя пославших его в Совет рабочих или солдат. В любое время такого представителя могли заменить другим человеком. Поводом для переизбрания могло стать что угодно: и политическая позиция человека, и его моральный облик, и отдельные поступки или высказывания.

С усилением политического аспекта при проведении выборов рабочие и солдаты стали выбирать уже по политическим признакам и отзывать тех, со взглядами которых они уже не были согласны. Так, самым распространенным явлением лета и осени 1917 года стала так называемая «большевизация» Советов.

Именно большевики в наибольшей степени и с пользой для себя воспользовались этим отсутствием «срочности» и правом отзыва своего депутата в любое время. Предлагая более притягательные для рабочих и солдат политические лозунги, ленинцы добивались изменения составов Советов в сторону увеличения в его составе удельного веса своих однопартийцев.

Читайте также:  пробить историю авто по гос номеру бесплатно

Намного более упорядочено протекали выборы в органы городского и земского самоуправления. По крайней мере это происходило на законной основе, если, конечно, приравнивать постановления Временного правительства к законам. 15 апреля 1917 года министром-председателем князем Львовым было подписано постановление «О производстве выборов гласных городских дум и об участковых городских управлениях». В этом документе всем думам предписывалось, не дожидаясь завершения срока их полномочий, приступить к подготовке новых городских выборов.

По этому закону избирательные права получали все жители в возрасте от 20 лет без различия пола и национальности, независимо от имущественного положения и времени пребывания в городе, включая и лиц, состоявших на военной службе.

Избирательного права были лишены лишь сумасшедшие, глухонемые, лица монашествующие и содержатели домов терпимости. Временно лишались избирательных прав осужденные, отбывшие срок наказания (на 1-3 года в зависимости от тяжести преступления).

В гласные могли избираться как жители города, так и лица, не связанные с ним. В результате такой демократизации избирательного законодательства в Петрограде, например, число избирателей увеличилось в 115 раз, в Москве — в 130 раз и составило около 1,4 и 1,2 миллиона человек.

Вводился и новый порядок подготовки и проведения выборов. Выдвигать кандидатов в гласные могли уже не отдельные избиратели, а только группы, насчитываюшие не менее половины от числа избираемых гласных, при этом число кандидатов в каждом списке не должно было превышать числа гласных.

В Москве точкой отсчета стало число 200: именно столько гласных следовало избрать в новую Думу. Каждый избиратель имел на выборах только один голос, который он мог отдать за какой-либо один список кандидатов, указав его номер в своей избирательной записке (бюллетене).

Таким образом, новая избирательная система имела кардинальные отличия от ранее существовавшей. Вместо многочисленных цензов (имущественного, возрастного, оседлости и др.) вводилось всеобщее избирательное право с очень низким по тем временам возрастным ограничением. Упразднялась система получения второго голоса по доверенности, и вводился принцип: один избиратель — один голос. Избирались не конкретные кандидаты в гласные, а списки кандидатов, составленные по партийному принципу, то есть решающим фактором были уже не личные качества, а партийная принадлежность. Баллотировка шарами заменялась подачей избирательных записок.

В итоге Россия совершила резкий скачок и опередила многие развитые страны Западной Европы. К тому времени всеобщее избирательное право было введено в Англии, Франции, Швейцарии, Бельгии, Норвегии, Испании, Португалии, Болгарии, США и Австрии. Однако далеко не во всех этих странах женщины имели право непосредственного участия в выборах. Возрастной ценз для европейского избирателя колебался от 20 (в Швейцарии) до 30 лет (в Дании); в большинстве стран избирателями становились в возрасте 23-25 лет.

В июне 1917 года в московских городских выборах, проходивших по семи партийным спискам, участвовало 646,6 тысячи человек или 60% из 1200 тысяч избирателей. Наибольшее число голосов получила партия социалистов-революционеров (около 58%).

Новая Дума состояла из 200 гласных, в том числе: 117 эсеров, 33 кадета, 24 меньшевика, 23 большевика и 3 гласных из Народно-социалистической партии. В Думе были широко представлены инородческие группы населения и впервые избраны 12 женщин (И.Ф. Арманд, Е.П. Пешкова, первая жена М. Горького, и др.).

В дальнейшем, однако, опыт проведения первых демократических выборов в органы местного самоуправления больше не применялся, не получив своего развития. Процессы демократизации общества и избирательного права были прерваны октябрьским государственным переворотом. К власти пришли политические силы, которые делали ставку не на демократию, не на формирование выборной власти большинства, а на диктатуру меньшинства, на диктатуру пролетариата.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 27 июля

Источник

История выборов России

На соборных совещаниях 1645 и 1682 гг. выборы царей сменились процедурой утверждения законного наследника на престоле, что означало перерастание сословно-представительной монархии в абсолютистскую.

Во второй половине XIX в. вслед за крестьянской, земской, городской, судебной и другими реформами начинается формирование системы избирательного права в России и наделение избирательными правами широких слоев населения. Земская реформа 1864 г. и городская 1870 г. повлекли за собой значительные изменения в Российском избирательном праве. Земства, как органы местного самоуправления, формировались при участии всех сословий тогдашнего российского общества. В основу избирательной системы был положен принцип выборов по сословиям. Избиратели делились на три курии: местные землевладельцы, крестьянские общества и горожане-владельцы недвижимости. Выборы были косвенными. Съезды представителей каждой из курий избирали установленное количество гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земского собрания. К участию в выборахдопускались лица, достигшие 25 лет. Не могли участвовать в выборах иностранцы и лица, осужденные по приговору суда, находящиеся под следствием или судом.

Вслед за Манифестом были изданы новые законодательные акты, составившие правовую базу деятельности государственной Думы: Указ «Об изменении положения о выборах в Государственную думу» (11 октября 1905 г.), Манифест «Об изменении Учреждения Государственного Совета» и пересмотре «Учреждения Государственного Совета» и пересмотре «Учреждения Государственной Думы» (20 февраля 1906 г.), а также новое «Учреждение Государственной Думы» (Указ от 20 февраля 1906 г.).

«Положение о выборах в Государственную Думу» от 3 июля 1907 г. изменило избирательное законодательство. Оно лишало избирательных прав жителей окраин страны, сокращалось представительство от городов. Существенно сужался электорат низших сословий. Так в крестьянской курии один выборщик избирался теперь от 60 тысяч, в рабочей от 125 тысяч (ранее от 90 тысяч). В результате процент избирателей снизился с 25 до 15 %.

Февральская революция 1917 г. положила начало новому этапу в истории российского избирательного права и, хотя они действовали недолго, были для России масштабным явлением. На основе принятых правовых актов, регулировавших избирательную практику, были демократическим путем избраны органы земского и городского самоуправления и проведены выборы во Всероссийское Учредительное Собрание.

Читайте также:  куваков санал дорджинович биография

27 мая 1917 г. были изданы «Временные правила о производстве выборов губернских и уездных земских гласных», постановление «О волостном земском управлении». Сословные и имущественные ограничения, отменялись. Выборы стали всеобщими, равными и прямыми с тайным голосованием. Активным избирательным правом наделялись российские граждане «обоего пола всех национальностей и вероисповеданий», достигшие 20 лет.

Для проведения выборов Россия делилась на территориальные округа, создавались избирательные участки. «Положение» определяло компетенцию и порядок работы избирательных комиссий всех уровней. Устанавливалась единая форма избирательного бюллетеня, каждому избирателю выдавалось именное удостоверение, по предъявлению которого он допускался к голосованию.

Таким образом, избирательное законодательство периода демократической республики в России представляло собой самый современный по тем временам государственно-правовой документ. На его основе 12 ноября 1917 г. было избрано Учредительное Собрание, просуществовавшее, правда, недолгое время.

С утверждением у власти большевиков и роспуском Учредительного Собрания перспектива демократического развития России была утрачена. Установившаяся в стране жесткая однопартийная политическая система не допускала проведения свободных выборов. И хотя избирательное законодательство советской России включало демократические принципы проведения выборов, фактически выборы находились под жестким контролем властей и только в постсоветский период избирательное законодательство стало развиваться на демократических принципах.

Воробьев Н.И., Никулин В.В.
Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации:
Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та,2005. 104 с., 2005

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Источник

userinfo v8ed_glezin

ed_glezin

100 лет назад завершились выборы во Всероссийское Учредительное собрание. Голосование проходило три дня: с 25 по 27 ноября 1917 года (по новому стилю).
Это были первые в российской истории свободные выборы. Всеобщие, равные, прямые и при тайном голосовании.

Наших дедов мечта невозможная,
Наших героев жертва острожная,
Наша молитва устами несмелыми,
Наша надежда и воздыхание, —
Учредительное Собрание.

Принятый в августе 1917 года избирательный закон значительно опережал социальное развитие выборного законодательства в других странах и был революционен для России:

•Избирательные права были предоставлены женщинам.

•Был установлен низкий для того времени возрастной ценз в 20 лет (в Великобритании, Италии, США, Франции возрастной ценз составлял 21 год, в Бельгии, Германии, Нидерландах, Испании — 25 лет).

•Россия стала единственной страной в мире, предоставившей избирательные права военнослужащим, но только если они достигли 18 лет.

•Положение о выборах в Учредительное собрание не признавало имущественного ценза, ценза оседлости и грамотности, ограничений по вероисповедному или национальному признакам.

Порядок выборов в Учредительное собрание не предусматривал барьера для прохождения партий. Группа избирателей всего в 100 человек могла выдвинуть свой список. Поэтому в Учредительное собрание баллотировались 13 общероссийских, 31 национальная и местная партии.

Выборы проходили по пропорциональной системе партийных списков, но не по единому общенациональном округу, как сейчас, а по множеству многомандатных округов. Такого понятия как избирательный бюллетень не было. Придя на избирательный участок, избиратель должен был только один из этих списков – тот, за который он голосует, – вложить в конверт, заклеить его и передать этот конверт председателю избирательной комиссии, который опускал его в ящик. Это называлось избирательной запиской.

На выборах в Учредительное собрание надлежало избрать 850 членов (в т.ч. 30 мандатов было зарезервировано для жителей пяти оккупированных немцами губерний).

Был образован 81 избирательный округ: 72 гражданских округа на территории России, один округ для российских граждан на Китайско-Восточной железной дороге и 8 воинских округов (5 фронтов, 2 флота и экспедиционные войска за границей).

Выборы во Всероссийское Учредительное собрание начались 12 (25) ноября 1917 г. и проводились 3 дня — 12 (25), 13 (26), 14 (27) ноября.

По итогам выборов убедительную победу одержали левые партии. В целом за них проголосовало более 80% избирателей:

39,5% получили эсеры;
22,4% – большевики;
4,5% – кадеты;
3,2% – меньшевики;
0,9% – энесы;
14,5% – национальные социалистические партии и группы;
9,6% – национальные несоциалистические партии и группы;
1,4% – правые партии и группы;
3,9% – прочие.

Интервью: Вспоминая будущее. Среда Льва Гольдштейна: Русские революции 1917 – спустя 100 лет (Выборы в Учредительное собрание в ноябре 1917).

Сводная таблица по округам и партийным спискам:

Источник

Новости

В 1917 году требования выборности органов власти и проведение избирательной кампании по всем передовым демократическим принципам стали главной темой в широких кругах общества. Интерес к ней был настолько высок, что недостаток политической культуры и опыта у граждан привел к злоупотреблениям демократическими институтами. О ходе массового «эксперимента» по определению границ применения принципов выборности руководителей рассказывает кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.

27 февраля 1917 года царское правительство подало в отставку. Петроград и страна на какое-то время оказались в положении безвластия. И тут на политическую арену выступила выборная власть – Государственная Дума.

Указом царя она была только что временно распущена и не имела права проводить официальные заседания. Однако депутаты, констатировав отсутствие правительства и острую необходимость заполнения этого вакуума власти из-за опасности наступления всеобщего хаоса, собрались на «частное совещание». Ими и был избран Временный комитет Государственной Думы, который «вынужденно» обозначил себя правительством.

Разумеется, это было незаконно – при существующей еще монархической власти. Потому, опасаясь ответственности за содеянное (ведь еще далеко не ясно было, чем дело закончится), депутаты придумали длинное витиеватое название «Комитет членов Государственной Думы для водворения порядка в столице и для сношения с лицами и учреждениями». Скромно и без больших претензий (в случае чего).

Но когда революция шагнула дальше – этим Комитетом 2 марта был создан орган, который уже смело назвал себя Временным правительством. Таким образом, согласно законам Российской империи, Дума как высший законодательный орган не имела права формировать и утверждать правительство, но у нее все же был хоть какой-то мандат от народа – она ведь была избрана населением.

Читайте также:  страшные истории бульварные ужасы

Однако полностью взять власть в свои руки у Временного правительства не получилось. И дело не в том, что старые царские учреждения препятствовали установлению новой власти. Нет, они сразу стали послушно исполнять все решения Временного правительства и его комиссаров. Двоевластие сложилось по другой причине.

Параллельно с созданием правительства появляется другой орган власти, который изначально опирается на выборные начала и подчеркивает свой демократизм. Это – Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

Но провести всеобщие выборы по всем требованиям законности и широты представительства невозможно было в считанные дни и даже часы, имевшиеся в наличии новой власти. Поэтому с выборностью этого органа было не все так просто и даже весьма сомнительно.

Ядро Совета было создано откровенно явочным порядком. Туда вошли может быть и не случайные люди, но их никто не избирал. Они самозвано объявили себя Временным исполнительным комитетом Совета рабочих депутатов. В его состав вошли К. А. Гвоздев, Б. О. Богданов (меньшевики, лидеры рабочей группы Центрального Военно-промышленного комитета), Н.С. Чхеидзе, М.И. Скобелев (депутаты Государственной думы от меньшевиков) и другие социал-демократы, кроме большевиков.

И затем были объявлены выборы представителей рабочих и солдат в этот Совет. Временный исполком призвал рабочих избирать депутатов в Петроградский совет (по одному депутату на тысячу рабочих, но не менее одного депутата на каждый завод), а восставших солдат — избирать по одному своему представителю на каждую роту.

Ясно, что в течение нескольких часов провести полноценные выборы оказалось невозможно. Тем не менее первое (учредительное) заседание Петросовета открылось в Таврическом дворце в этот же день — 27 февраля в 9 часов вечера и закончилось в ночь на 28 февраля. На нём был избран первоначальный состав постоянного Исполнительного комитета.

Эти спешные выборы Исполкома, когда на первое заседание явилось ничтожное число представителей предприятий и частей, говорит о том, что в революционном угаре лидеры Совета сами пренебрегали очень важными формальностями выборного начала и не очень скрупулезно соблюдали принципы демократии.

На этом первом заседании Петросовета было принято воззвание «К населению Петрограда и России», в котором говорилось:

«Совет рабочих депутатов, заседающий в Государственной думе, ставит своей основной задачей организацию народных сил и борьбу за окончательное упрочение политической свободы и народного правления в России…

Приглашаем все население столицы немедленно сплотиться вокруг Совета, образовать местные комитеты в районах и взять в свои руки управление всеми местными делами. Все вместе, общими силами будем бороться за полное устранение старого правительства и созыв Учредительного собрания, избранного на основе всеобщего равного, прямого и тайного избирательного права».

Получается, уже в первом документе Совета на первый план были выдвинуты требования выборности органов власти и проведение избирательной кампании согласно самым демократическим принципам.

Временное правительство также однозначно высказалось по поводу выборности властей. Оно объявило о предстоящих выборах в Учредительное собрание на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы были назначены на 17 сентября. Позднее срок был перенесен на 12 ноября.

Время весны-лета 1917 года в России справедливо называют периодом господства «митинговой демократии». Всё или почти всё решалось на общих собраниях и митингах представителей всех слоев населения. Практически все «назначенцы» в различных структурах и учреждениях были сменены выборными руководителями. Даже если у руля предприятия или организации оставался прежний управленец – он обязательно проходил через горнило выборов.

Разумеется, от такого увлечения выборным началом пострадали некоторые производства и учреждения. Ведь на выборных митингах часто отвергали хороших, технически грамотных специалистов за их требовательность к подчиненным и отдавали предпочтение популистам.

Особенно большой урон безбрежным применением принципов выборности был нанесен армии. Одним из самых первых решений Петросовета стал знаменитый Приказ №1, согласно которому власть в армии переходила из рук командования в руки выборных солдатских комитетов.

«1) Во всех ротах, батальонах, полках, парках, батареях, эскадронах и отдельных службах разного рода военных управлений и на судах военного флота немедленно выбрать комитеты из выборных представителей от нижних чинов вышеуказанных воинских частей. (…)

3) Во всех своих политических выступлениях воинская часть подчиняется Совету рабочих и солдатских депутатов и своим комитетам. (…)

Распространение на армию, тем более воюющую на фронте, принципа выборности безусловно было порочным и повлекло за собой тяжелые трагические последствия. Сам лозунг «демократизации армии» был противоестественным. Ведь основной принцип функционирования армии – принцип единоначалия. Армия строится на базе строгой иерархии командования и исключает обсуждение приказов нижестоящими военнослужащими.

К лету 1917 года на фронте было создано около 50 тыс. солдатских комитетов, в деятельность которых было вовлечено 300 тысяч солдат. Выборность и демократизация армии явились синонимами термина «разложение армии». Дело доходило до того, что целые части и соединения отказывались идти в наступления по решению своих выборных комитетов.

К осени 1917 года армия во многих случаях вышла из подчинения командованию, утратила боеспособность и перестала исполнять функции обороны государства.

Таким образом, в 1917 году принцип выборности в России повсеместно возобладал и даже с перебором. Выборная кампания длилась беспрерывно. Видимо, для населения с не очень высокой политической культурой и не богатым политическим опытом нужно было пройти эту школу. Поэтому опыт выборов 1917 года представляет собой большой интерес для исследователей. В ходе этого массового «эксперимента» определялись границы применения принципов выборности руководителей и органов власти.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 20 июля

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector