кобальтовое стекло ссср история

«Зеленая смерть»: как радиация убивает нас дома

Радиоактивная Богемия

Антиквары по всему миру гоняются за раритетными бокалами и салатницами, за которые платят десятки тысяч рублей. Разумеется, как посуду они это уже продавать не будут. Подобный трофей станет экземпляром коллекции поклонника давно ушедшей эпохи, когда все боялись ядерных кнопок, но при этом ели из атомных тарелок.

Урановое стекло было настолько популярным, что его вручали даже августейшим персонам. Например, королеве Виктории преподнесли два урановых подсвечника. Однако не все зеленое стекло урановое. Опасную посуду легко можно узнать по специальному дозиметру. Но можно обойтись и без него.

«Определить это можно, подсвечивая стекло ультрафиолетом. Оно сразу начинает светиться», —поделился с передачей «НашПотребНадзор» вице-президент союза коллекционеров России Валерий Архипов.

В средневековой Европе было два крупных стекольных концерна: Венецианский и Чешский. Техники итальянских стеклодувов впервые были зарегистрированы на острове Мурано, поэтому все изделия называют муранским стеклом. А большая часть современной Чехии называлась Богемией. Отсюда и всем известное название «богемское стекло». Идеальное тело: как менялись взгляды на женскую фигуру

Секреты Византийского стекла стеклодувы выдали только в XIII веке после захвата их государства. Византийское стекло поэты и философы приравнивали к золоту за его тонкость и изящество. Однако чехов хрупкость материала не устроила. Они решили создать стекло, прочное, как алмаз и поменяли рецептуру.

Именно в Богемской области, на серебряных рудниках Габсбургов, было обнаружено крупнейшее в области месторождение зеленого минерала, который местные стекольщики тут же стали использовать в качестве натурального красителя при производстве посуды. Это была урановая руда. Только спустя 200 лет был выяснен вред подобной посуды.

Делали урановую посуду и в СССР на знаменитом Гусевском хрустальном заводе, причем задолго до образования СССР, а точнее — с 1830 года. Остановили конвейеры только в 50-х годах ХХ века, но к тому времени стекольные комбинаты выпустили тысячи тонн урановой посуды, которая или используется до сих пор или стоит на полках в качестве украшения интерьера.

«При использовании такой посуды, особенно при нагреве может произойти выщелачивание урана и вместе с едой это может попасть в организм», — рассказал руководитель отдела независимой экологической экспертизы Сергей Сысоев. Но делали из урана не только посуду, но и пуговицы для одежды.

«При попадании в ультрафиолетовый свет пуговицы становились зеленоватыми, что тоже являлось декоративным эффектом», — рассказала доцент РГУ имени Косыгина Алла Курденкова. Подобные пуговицы в Советском Союзе были дефицитом и ценились едва ли не как броши.

Бомба с часовым механизмом

С годами облучение не только не рассеивается, а только набирает силу. Сначала излучение идет от самого урана, а затем — от продукта его распада. Но радиоактивными в квартирах советских граждан были не только фужеры и графины, но и часы.

В часах фонит радий. Им покрывали циферблат часов, создавая эффект подсветки. Для солдат, летчиков и подводников это было необходимостью для того, чтобы видеть в темноте. О том, насколько это опасно стало известно, когда девушки, которые разрисовывали циферблаты стали одна за другой умирать. Выяснилось, что только после 50-го летального исхода проблемой всерьез заинтересовались. Дозы радиации: где облучается городской житель

Оказалось, что для раскраски стрелок и циферблатов смешивались вода, клей и радиевый порошок, а затем, с помощью кисточки вручную наносили полученную светящуюся краску на детали часов. Но после того, как кисточка растрепывалась после пары мазков, работницы облизывали ее, как было велено по заводской инструкции. В результате работницы умирали от рака гортани и рака желудка, поскольку за 10-часовой рабочий день они должны были расписать 250 циферблатов.

Читайте также:  мультфильм про царя давида

Кроме часов радиацию использовали и в ювелирном производстве, например, при обработке топазов. Многие камни обработаны промышленным способом при помощи мощнейшей радиации от реактора. После такой огранки радиация выветривается не один год, но некоторые ювелирные салоны сразу пускают камни в оборот.

Для чего это делается? Дело в том, что природные камни часто имеют дефекты. После радиоактивной обработки (иррадиации), драгоценные камни приобретают совершенно другой вид, и даже цвет. Тот же топаз из невнятно-серого станет ярко-голубым, а алмаз может обрести пронзительно-желтый цвет.

Чтобы обезопасить себя при покупке драгоценности следует руководствоваться простыми правилами. Запомните, что неестественно яркий цвет камня, скорее всего, говорит о том, что минерал прошел через иррадиацию. К тому же природный розовый бриллиант стоит сотни тысяч долларов за карат, а облученный камень стоит гораздо дешевле. Требуйте радиационной экспертизы, поскольку подобную информацию от клиента чаще всего утаивают.

Источник

Товарные знаки и клейма стекольных заводов РСФСР

Появление товарной маркировки как знака, указывающего на производителя, в основном связано с периодом становления товарно-денежные отношений. Что касается стекла, то здесь временные рамки сдвигаются к моменту внедрения механизированных процессов производства.

Реальное появление заводского клейма на предмете связывается с изобретением в 1898 году в США бутылочного автомата и дальнейшим развитием массового изготовления прессованного стекла.

В советском стекле о появлении полноценного заводского знака можно говорить только начиная с периода так называемой оттепели, когда усилилось информационное влияние Запада. В это время СССР ратифицировал две международные конвенции о товарных марках: Парижскую 1783 года — об охране промышленной собственности и Мадридскую 1891 года — о международной регистрации товарных знаков. В 1962 году вышло Постановление Совета Министров СССР «О товарных знаках», которое позднее, в 1974 году, было дополнено специальным положением Госкомитета Совета Министров СССР.

С 1963 года, выполняя международные соглашения, СССР в лице Центрального научно-исследовательского института патентной информации и технико-экономических исследований начинает публиковать регистрируемые клейма и марки в «Бюллетене изобретений и товарных знаков». С целью введения в научный оборот мы публикуем обзорную таблицу, в которой приводятся товарные марки заводов РСФСР, заявивших выпуск художественного стекла, прессованной сортовой посуды и стеклотары, зарегистрированные в 1961—1993 годах.

Форма существования приведенных марок — в виде бумажной наклейки или клейма в стекольной массе — зависит, как правило, от класса предмета. Однако высококлассные поточные изделия из хрусталя редко поступают в музейную коллекцию, не утратив наклеенную марку, отчего становятся анонимно-немыми почти навсегда.

В исследовательском плане более информативным становится именно массовое прессованное стекло, существующее в виде тех же самых обыденных граненых стаканов и разнообразных бутылок, так как чаще обладает весьма ценным элементом — рельефным клеймом, матрица которого была заложена в форму.

И тем не менее даже сегодня изделие из стекла с клеймом — большая удача для исследователя.

Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 65 (март 2009), стр.84

Источник

Всех цветов радуги: цветное стекло Императорского стеклянного завода

Будущий Императорский стеклянный завод появился в Петербурге на реке Фонтанке в 1735 году, и до 1792 года — момента, когда предприятие окончательно перешло в казну и получило название Императорский стеклянный завод, не раз меняло имя, местонахождение и владельцев.

На протяжении двух веков Императорский завод был настоящим «законодателем мод» русского стеклоделия, объединившим мастеров, художников и технологов высочайшего класса. Начав с производства предметов из бесцветного стекла, ко второй половине XVIII века завод стал выпускать столовую и декоративную посуду из «цветной материи». Особая заслуга в освоении цветного стеклоделия принадлежит М. В. Ломоносову. Именно его ученики продолжили выпуск изделий из цветного стекла на Императорском стеклянном заводе.

«Золотым рубином» называют стекло, окрашенное наночастицами золота. Такие изделия приобретают различные оттенки розового, малинового, красного и пурпурного. Технология изготовления была известна еще с античных времен. Обычно для получения такого стекла используют золотохлористоводородную кислоту, полученную растворением золотой фольги в царской водке, или кассиев пурпур — коллоидное золото, находящееся на поверхности микрочастиц диоксида олова. Свойственную ему яркую окраску он приобретает при вторичной термообработке. Этот процесс технологи называют наведением окраски или «наводкой».

Читайте также:  родители певицы валерии биография

В России производство золотого рубина впервые организовал М. В. Ломоносов. Известно, что уже в 1751 году он умел изготавливать цветные стекла. Ломоносов замечает влияние отжига на цвет и прозрачность будущего стекла. В начале 1757 года он подает «Ведомость о состоянии Усть-Рудицкой фабрики», в которой упоминает под номером 9 стекло, окрашенное золотом. Хотя в описи, составленной после смерти Ломоносова, нет упоминания о золотом рубине, в конце XVIII века рубиновые стекла производили на Императорском стеклянном заводе и некоторых частных предприятиях. Получение золотого рубинового стекла — одна из самых трудных задач, решенных Ломоносовым в области стеклоделия.

Форма этого бокала — одна из самых характерных для рубежа XVIII-XIX столетий. Цвет стеклянной массы радостный, густой, словно светящийся изнутри теплым алым светом, также типичен для той эпохи, а вот «золотой рубин» последующих лет имеет ярко выраженный холодный розовый оттенок. Тонкая, детально проработанная золотая роспись, построенная на сочетании арабесковых орнаментальных узоров с вензелем, — традиционный вид декора для цветного стекла русского классицизма.

vejkerpzn3cБокал с крышкой. Императорский стеклянный завод. 1800-е гг.

Малиновый кубок, декорированный полосой мелкой ромбической грани в верхней части («strawberry diamond»), выполнен в стиле модных во второй четверти XIX века готических реминисценций. Об этом свидетельствует его форма, напоминающая средневековые кубки «с кровлями», четкое и ритмичное зональное разграничение элементов виртуозной декоративной грани, яркий колористический контраст чистейшего алого и бесцветного стекла. Подобные кубки носили, чаще всего, подарочный, репрезентативный характер и относились к ассортименту дорогих изделий ИСЗ.

97ezywpgylgКубок с крышкой. Императорский стеклянный завод. Вторая четверть XIX в. imgonline com ua compressedПредметы из парадного сервиза великой княжны Ольги Николаевны. Императорский стеклянный завод. 1840-е гг.
Бесцветный хрусталь, хрусталь «золотой рубин», гранение 132 scaledВаза. Императорский стеклянный завод. 1870-е гг.
Опаловое стекло с надцветом «золотого рубина», выдувание, роспись силикатными красками

5euzugbhizanywb7jtkq hntkqmtzyb y22q bk4o2bswostg5q6nhzzcangg2tТарелка «Сражение при Бриене 1814». Губе И.Ф. Императорский стеклянный завод, конец 1830-х гг.
Бесцветное стекло, выдувание, гранение, серебряная протрава, гравировка mxcdtfct7ld6zrhqnzoivf5h 3yirhebkxr 9vy7mby7oin dgoqeqgqfvumdbjtГрафин с пробкой. Императорский стеклянный завод. Вторая четверть XIX в.
Бесцветное стекло, гранение, «лазурь», серебряная протрава, лак, гравировка, золочение

Алебастровое стекло — полупрозрачное стекло, получившее своё название от сходства с алебастром. Такое стекло получают путем сплавления при невысокой температуре смеси стеклянной массы с кремнезёмом. Изготовлением подобных предметов в основном занимаются силезские, баварские и богемские стеклянные заводы. Алебастровое стекло также может носить бирюзовый оттенок.

mxcdtfct7ld6zrhqnzoivz83qwq4ed3f1clnvyq8vhd jovvygmjqfnyshan7o yСахарница с крышкой. Императорский стеклянный завод. 1860-е гг. Алабастровое стекло, гранение, роспись, золочение

Вазочка из топазового стекла относится к чрезвычайно редко встречающимся образцам изделий ИСЗ, декорированных в технике золочения по трафарету (что свидетельствует о развитии на заводе в 1910-х гг. новых технологий механического декора). Марка матовым золотом, штамп: вензель Николая II («Н II» под короной) и дата «1914».

Вазочка. Императорский Фарфоровый и Стеклянный заводы. 1914 г. Топазовое стекло, выдувание в форму, золочение по трафарету Стакан. Императорский стекляный завод (?). 1830-е гг.
Урановое желтое стекло, гранение, гравировка

История массового производства уранового стекла начинается с 1830-х годов, когда в Англии и Франции начали делать так называемое «канареечное» стекло красивого желтого оттенка. Скоро подобное стекло начали производить и в России на Императорском стеклянном и на Гусевском заводах. Благодаря добавлению в стеклянную массу соединений урана стекло имеет особые преломляющие свойства и красиво блестит, а также часто флуоресцирует зелёным светом под действием ультрафиолетового излучения. Оттенки уранового стекла варьируются от канареечно-желтого до почти изумрудного и даже коричнево-оранжевого.

d9 yqwqubuwИкорница (масленка?). Императорский стеклянный завод. Санкт-Петербург, 1840-е гг. (1847 г.)

Вазочка опалово-зеленого цвета с редким бирюзовым оттенком декорирована золотом и светло-салатовой, желтой и серебряной красками. На тулове помещены стилизованные растительные узоры в античном стиле. Примечательно тонкое колористическое решение предмета, построенное на взаимодействии зелено-бирюзового стекла, эмалевых красок теплых желто-зеленых тонов и контрастных добавок серебра и золота. Учитывая необычный опалесцирующий цвет и высокое качество стеклянной массы, можно с уверенностью предположить авторство мастеров Императорского стеклянного завода.

Читайте также:  сколько лет персонажам сказочный патруль

5nfqfqiqgjgВазочка. Императорский стеклянный завод. Вторая четверть XIX в. Опалово-бирюзовое стекло, роспись эмалями, золочение, серебрение

Бокалы зеленого стекла различных оттенков традиционно носили название «ремеров» (или «ремров») и предназначались для рейнских белых вин, не имевших собственного активного цвета. Предметы сервиза Константиновского дворца изготавливались на Императорском стеклянном заводе на протяжении 1850-1880-х гг.

9ij8fwbghdyРюмка сервизная с вензелем Великого князя Константина Николаевича. Императорский стеклянный завод. 1848 г. Зеленое стекло (оттенок «морской волны»), гранение, шлифовка, гравировка

Форма предмета восходит к ближневосточным образцам стеклянных изделий, в особенности, сирийским XII-XV вв. В декоре использован характерный прием сочетания золота с бусинами прозрачной эмали, инспирированный, по-видимому, византийскими рукописными орнаментами. К этому художественному приему, дающему яркий декоративный эффект, часто обращался один из основоположников «византийского» направления «русского стиля» И. А. Монигетти (1819-1878), знаменитый архитектор, известный и как автор проектов изделий Императорских фарфорового и стеклянного заводов.

mxcdtfct7ld6zrhqnzoivvitwlbpoerfdkjsyzyfqcvnrlqgioaumws8vvgq 0vaВаза. Императорский стеклянный завод. 1860-е — 1870-е гг.
Зеленое стекло, выдувание, роспись белой эмалью, роспись прозрачной «высокой» эмалью, роспись силикатной краской, роспись золотом

Технология изготовления «глушеных», т. е. матовых непрозрачных или полупрозрачных стекол, получаемых путем введения в шихту костяной муки, гипса, поваренной соли и других добавок, в России была освоена уже к концу XVIII века. В 1820-1830-х гг. предметы из такой стеклянной массы, особенно в окрашенном варианте, вновь обрели популярность. Самыми любимыми цветами в это время были молочный, опаловый и голубой с опалово-молочным оттенком. Традиционно изделия украшались росписью золотом и серебром.

vk9zekvbknkВазочка на ножке. Императорский стеклянный завод. 1820-е — 1830-е гг. Голубое глушеное стекло, роспись золотом и серебром, цировка 143Стопка. Императорский стеклянный завод. 1880-е гг. Голубое стекло, роспись эмалями, золочение Вазочка. Императорский стеклянный завод. 1830-е — 1840-е гг.
Голубое глушеное стекло, роспись золотом, цировка mxcdtfct7ld6zrhqnzoivcnuftsjauh4s4 icmvcdem1jfggiab24x9ksfswv npВазочка. Императорский стекляный завод (?). 1830-е — 1840-е гг.
Опалиновое стекло, гранение, роспись эмалями, золочение, цировка

Синее, или кобальтовое стекло, также известное как «смальта», получается путем включения в расплаве стекла соединения кобальта (оксида кобальта или карбонат кобальта). Кобальт — очень интенсивный окрашивающий агент, и для получения заметного цвета требуется совсем немного.

1zj0gwffwb0Ваза. Императорский стеклянный завод. 1880-е гг.
Сине-голубое прозрачное стекло, выдувание в форму, роспись эмалями, золочение Графин с пробкой. Императорский стеклянный завод, конец XVIII в.
Синее стекло, выдувание, гранение, роспись золотом, цировка 083 084 1 scaledТарелки. Императорский стеклянный завод, середина XIX в.
Синее (кобальтовое) стекло, выдувание, роспись золотом, цировка kh6hd5p16gf2fl9osbgav ddjeiyuc kdfgrbgkwjy pВаза. Императорский стеклянный завод. 1880-е гг.
Молочное стекло, синее (кобальтовое) стекло, бесцветное стекло, наклад (трёхслойное стекло), роспись золотом двух оттенков, цировка

Аметистовое стекло известно давно и главным химическим элементом при его производстве является марганец, который можно добавлять в небольших количествах, придавая необходимую интенсивность – в малой концентрации марганец стабилизирует цвет, делая стекло чисто прозрачным и нейтрализуя зеленоватый оттенок натурального цвета. Диоксид марганца придает более насыщенный, почти черный цвет, но это очень медленный процесс, так как должно произойти превращение его в натрий перманганата-темно-фиолетового соединения.

oxrrxh lu e7jzwczznutbqew7l 7rur3ot68ky3d00saj7oy1ohbe5dafit9t6lБанка. Императорский стеклянный завод, конец XVIII в.
Стекло фиолетовое (марганцевое), выдувание, роспись золотом и серебром Ваза. Красновский П.И., Орловский Л.В. Императорский Фарфоровый и Стеклянный заводы. 1916 г.
Темно-фиолетовый хрусталь, выдувание, гранение, гравировка Вазочка. Императорский Фарфоровый и Стеклянный заводы. 1915 г.
Стекло двухслойное (золотисто-желтое и фиолетовое (марганцевое), гранение, шлифовка img 0001 6Ваза. Российская империя, Санкт-Петербург. 1830-е гг. Императорский стеклянный завод. Фиолетовое (марганцевое) стекло, бронза, выдувание, гранение, шлифовка, литье, чеканка, золочение

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector