какими навыками и умениями должен обладать оратор

Вопрос 19. Риторическое искусство. Навыки и умения оратора

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Выражение «ораторское искусство»имеет несколько значений. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым убеждающим словом. Это искусство построения, а также публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности, овладеть которым должен каждый, кто профессионально связан с устным словом.

Термин «ораторское искусство» имеет латинские корни. Его синонимами являются греческие слова: риторика, красноречие. На протяжении многовековой истории ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества. Наиболее широкое применение оно всегда находило в юриспруденции, в политической деятельности. Многие юристы и политики были известными ораторами.

Необходимо иметь в виду, что в ораторском искусстве очень важна нравственность оратора, его моральная ответственность за содержание речи.

История свидетельствует, что важным условием появления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам являются демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны. Отсюда название ораторского искусства как «духовного детища демократии». Неудивительно, что сегодня в связи с демократическими процессами, происходящими в стране, наблюдается новый всплеск интереса к риторике.

Чтобы выступать публично, оратор должен обладать рядом специальных навыков и умений. По определению психологов, навык — это способность осуществлять ту или иную операцию наилучшим образом. К основным навыкам оратора относятся следующие:

• навык отбора литературы;

• навык изучения отобранной литературы;

• навык составления плана;

• навык написания текста речи;

• навык самообладания перед аудиторией;

• навык ориентации во времени.

Из приобретенных навыков складываются умения оратора. Он должен уметь:

• самостоятельно подготовить выступление;

• доходчиво и убедительно излагать материал;

• отвечать на вопросы слушателей;

• устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией;

• применять технические средства, наглядные пособия и т. д.

Если какие-либо навыки и умения будут отсутствовать у выступающего, то его общение со слушателями может оказаться неэффективным.

Кроме того, оратор должен быть эрудированным, т. е. начитанным, осведомленным в области науки и техники, литературы и искусства, разбираться в политике и экономике, уметь анализировать события, происходящие в стране и за рубежом. Он должен хорошо знать предмет своей речи. Только если оратор хорошо разбирается в теме выступления, умеет рассказать много интересного и привести новые, неизвестные аудитории факты, ему удастся ответить на важные вопросы слушателей. Таким образом, ритор достигнет внимания и уважения к себе.

Источник

Какие навыки необходимы хорошему оратору?

С вами духовный психолог Фатеева Елена. Каждый человек может быть при желании достаточно активным оратором, но не эффективным при этом в достижении своих целей. Какие же навыки необходимы хорошему оратору, чтобы быть не просто активным, но еще и результативным?

Ведь речь может быть достаточно эмоциональной, но не выстроенной по цели, по смыслу, не вести к определенным выводам и конкретным предложениям. Тогда люди запомнят впечатление от речи, но не будут замотивированы на изменение своих действий после нее.

В этой статье я хочу перечислить основные, самые необходимые навыки для любого оратора, который хочет быть и интересным и эффективным в своих выступлениях.

Как влияет ораторское мастерство на вашу карьеру и бизнес читайте здесь.

Итак, список необходимых ораторских навыков для эффективного выступления:

1. Умение выбрать интересную тему и мотивирующий заголовок к ней для конкретной аудитории слушателей.

2. Умение ставить цели выступления и четко идти к ним.

3. Умение составить по алгоритму и произнести короткую или длинную речь.

4. Умение пользоваться планом-конспектом во время выступления.

5. Умение справиться с волнением и вести себя уверенно во время выступления.

6. Умение пересказывать подготовленную речь.

7. Умение располагать к себе аудиторию и удерживать ее внимание.

8. Умение читать аудиторию по невербальным сигналам.

9. Умение применять паузы во время речи для усиления акцентов.

10. Умение иллюстрировать свою речь жестами и движениями.

yourspeechru 104l

11. Умение управлять своими эмоциями.

12. Умение задавать вопросы аудитории и отвечать на вопросы слушателей.

13. Умение говорить экспромтом.

14. Умение анализировать свои и чужие выступления для повышения профессионализма.

Как привлечь и удержать внимание аудитории читайте здесь.

Итак, мы рассмотрели какие навыки необходимы хорошему оратору. Не пугайтесь, что их кажется много. Дорогу осилит идущий.

Большая часть этих навыков должна быть доведена до уровня автоматизма, то есть работать в вас уже неосознанно. Так, как вы берете ложку или ходите. Но для этого понадобится тренировка и тренировка…

И если добавлять в свой арсенал навыков понемногу, по 1-2 в месяц, то постепенно Вы станете замечательным, уверенным и профессиональным оратором. Чего я Вам и желаю.

ornament serdcze

Хотите раз и навсегда избавиться от страха публичных выступлений на глубинном уровне путем системного подхода, простыми методами без воды и заморочек? Тогда

strelka blik belaya krasnaya

antistrah

Если Вам понравилась и была полезна эта статья, то оставьте, пожалуйста, под ней свой комментарий и поделитесь с друзьями. Ваше мнение важно автору сайта.
Заранее благодарна, Елена Фатеева.

Источник

Ораторское искусство: уроки риторики

oraУмение выступать публично являлось полезным навыком во все времена. Люди, отлично владеющие ораторским мастерством, всегда будут востребованы обществом и смогут найти себе работу. Это не секрет, что таких людей немного, они всегда выделяются среди окружающих.

Они оказываются успешными руководителями, политиками, бизнесменами, журналистами, писателями, преподавателями, так как во многих профессиях знание риторики играет важнейшую роль. Цель данного курса ораторского искусства – предоставить возможность каждому бесплатно освоить онлайн материалы, уроки, упражнения, приемы и правила для овладения основами риторики.

Содержание:

А если вы хотите разобраться в теме максимально подробно, записывайтесь на нашу программу «Современная риторика».

Что такое риторика?

Риторика – это слово, которое имеет древнегреческое происхождение (греч. rhetorike), и означает дословно «ораторское искусство». Что же такое «ораторское искусство»? И как развить свои способности к нему?

Каждому из нас хотя бы несколько раз в жизни доводилось выступать на публике. И, наверняка, никто не сомневается в том, что чтобы отлично владеть ораторским искусством, нужно знать и уметь многое. Можно сказать, что способность выступать публично отражает наше интеллектуальное развитие и наши социальные навыки.

ritorikaЗнаменитое выступление Мартина Лютера Кинга

Большинству из описанных навыков, которые в совокупности и формируют ораторское искусство, можно научиться. Для этого важно работать над собой, осознавать, анализировать и исправлять неудачные моменты своих и чужих публичных выступлений, и главное, тренировать свои умения на практике. Наш тренинг поможет вам в работе над всеми этими сложными шагами на пути к воспитанию отличных ораторских навыков.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Онлайн-уроки риторики

Тренинг по ораторскому искусству, размещенный на данном сайте, является интеграцией многих методик, описанных специалистами выступлений на публике. Каждый из уроков предполагает развитие определенного навыка, способствующего становлению ваших ораторских способностей. Естественно, что каждый человек может по-разному владеть этими навыками, поэтому старайтесь обращать внимание на те уроки, которые кажутся именно вам самим наиболее полезными.

Урок 1. Подготовка речи

В этом уроке предложены общие рекомендации для подготовки публичного выступления. Подготовка речи является важнейшим секретом ораторского искусства. Многие специалисты риторики называют подготовку главным правилом успешного выступления. Дейл Карнеги писал, что хорошо подготовленная речь – это на девять десятых произнесенная речь. Однако процесс подготовки речи – это не только хороший содержательный материал, но и набор определенных этапов его оформления, структурирования, подачи, позволяющий избежать стандартных ошибок начинающего оратора.

Урок 2. План выступления

Как вы поняли из предыдущего урока, чтобы приготовить хорошее выступление, важно знать, о чем говорить и как правильно донести свои мысли до аудитории. Для этого необходимо составить план своего выступления, ориентируясь на который, вы сможете произнести великолепную ораторскую речь. Естественно, структура каждого публичного выступления индивидуальна и зависит от многих вещей, к которым относятся: количество и особенности слушателей, их заинтересованность, время выступления и многое другое. В данном уроке показаны основные правила составления плана публичной речи, которые вы сможете применить при любых обстоятельствах.

Читайте также:  личник это в древней руси

Урок 3. Ораторские приемы

Собрав необходимый материал и поняв, о чем вы хотите говорить в публичном выступлении, а также составив план, можно переходить к содержательному оформлению речи. Для этого полезно использовать специальные ораторские приемы, которые направлены на улучшение восприятия информации слушателями. Приемов ораторской речи существует очень много. В данном уроке описаны основные и наиболее популярные из них. Кроме того, здесь вы найдете примеры и рекомендации к применению этих приемов для развития вашего ораторского мастерства.

Урок 4. Техника произнесения речи

В прошлом уроке вы познакомились с приемами риторики, которые помогают лучше раскрыть содержание вашего выступления. Для того чтобы произнести речь перед аудиторией, важно использовать методы подачи материала, из которых создается техника речи: интонацию, дикцию, артикуляцию, темп, жестикуляцию и т.д. В этом уроке разобраны ораторские приемы, которые помогут вам во время произнесения текста выступления.

Урок 5. Запоминание текста

В процессе подготовки к выступлению часто приходится запоминать важные части вашей речи, структуру выступления, различные факты и цитаты. Иногда запоминать нужно очень многое, и это может вызвать определенные трудности. Кроме того, во время выступления из-за волнения важные вещи могут просто вылететь из головы. Умение держать в памяти и внимании ключевые детали выступления является очень полезным навыком для любого оратора. В данном уроке приведены важные техники и программы запоминания текста публичной речи, а также предложены некоторые полезные методики для развития памяти.

Урок 6. Работа с аудиторией

Каждый случай, когда вы произносите речь, уникальный. Если это рабочий отчёт на совещании, вас будут слушать по умолчанию. Но бывает и такое, когда за внимание аудитории нужно бороться, стараться донести до неё свои взгляды, получить поддержку. От этого может зависеть успех не только конкретного выступления, но и реализация вашей глобальной цели. Помните, как в фильме «Уолл-стрит» молодой брокер, которого играл Ч. Шин, получил всего 5 минут, чтобы убедить «акулу» биржевого рынка (М. Дугласа) взять его в свою команду? И на самом деле, как бы грамотно не была составлена речь, какие бы художественные средства и приёмы не использовались, какой бы ни была подготовка – конечный успех зависит во многом от того, насколько вы сможете заинтересовать аудиторию воспринимать сказанное. Несомненно, выступление должно быть уместным, но бывают случаи, когда апатию, а то и неблагосклонность, нужно преодолевать не только актуальностью или красивыми словами. Нужна стратегия работы с аудиторией, которая позволит повысить значимость речи, донести её идею и превратить слушателя в последователя ваших взглядов. О некоторых механизмах и хитростях взаимодействия с аудиторией мы и хотим поговорить в этом уроке.

Книги и учебники

На этой странице вы сможете найти полезные книги и учебники по ораторскому искусству и риторике, в том числе и аудиокниги в формате mp3. Многие материалы можно скачать абсолютно бесплатно.

karnegi kak vystupat publichno lemmerman

Видео

В данном разделе тренинга по мастерству публичной речи вы сможете посмотреть видео известных выступлений выдающихся ораторов: Мартина Лютера Кинга, Стива Джобса, Владимира Ленина и других. Также здесь вы сможете найти видеозаписи с различных конкурсов, презентаций и выступлений людей перед инвесторами. Кроме того, в разделе присутствуют видеоуроки ведущих специалистов в области ораторского мастерства.

king i have a dream primer elevator pitch elevator angry b

4 правила риторики

Перед началом обучения советуем обратить внимание на четыре ключевых правила риторики, о которых в начале XX века говорил один из знаменитых специалистов по ораторскому мастерству Дейл Карнеги:

Эти четыре правила ораторского мастерства, по сути, являются основой любого хорошего выступления. Если вы не ставите себе цели достичь больших успехов в риторике, а только стараетесь подготовиться к конкретному выступлению, то они могут вам пригодиться.

Если же вы планируете более детально подойти к изучению искусства ораторской речи, то будем рады предоставить вам полезную и интересную информацию в уроках на нашем сайте.

Цитаты известных людей об ораторском искусстве

В заключение вводного урока предлагаем прочитать несколько вдохновляющих цитат известных людей об ораторском искусстве:

Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, разве разум оратора не должен постичь истину того, о чем он собирается говорить?

1
Платон

Краткость – лучшая рекомендация как для речи сенатора, так и оратора.

2
Цицерон

Много говорить и много сказать – не одно и то же.

3
Софокл

Главное в искусстве оратора состоит в том, чтобы не дать приметить искусства.

4
Квинтилиан

Если нельзя не говорить о том, что раньше сказали другие, то следует попытаться сказать это лучше них.

5
Исократ

Не повышайте голоса, рассказ ведя, Неторопливо Строгого спокойствия Пусть будут ваши лица и глаза полны.

6
Эсхил

Ораторское искусство, тренинг, нужен не для того чтобы не тряслись колени, волнение – это хорошо, а для того чтобы научиться выступать, когда трясутся колени, когда ты переживаешь.

7
Дейл Карнеги

Финал – это последняя возможность для оратора произвести впечатление на аудиторию.

8
Джеймс Хьюмс

В ораторском искусстве величайшее мастерство – скрыть мастерство.

9
Джонатан Свифт

Самая важная вещь при публичном выступлении – это человек.

10
Генри Уорд Бичер

А теперь предлагаем приступить к занятиям.

Желаем вам успехов в овладении ораторским искусством!

Источник

Риторические навыки и умения.

Лекционное занятие 4 (2 часа).

1. Понятие об ораторе.

Человек, произносящий речь, приковывает внимание окружающих. Высказывая то или иное суждение, оратор воздействует на слушателей, оказывает влияние на их дальнейшие дела и поступки. Выступая, он отстаивает свою точку зрения, доказывает правильность выдвинутых положений.

Кого же называют оратором? Обычно при обсуждении этого вопроса мнения расходятся: одни считают оратором человека, произносящего речь перед слушателями, независимо от того, как он ее произносит; другие утверждают, что оратор — это лишь тот, кто умеет хорошо говорить.

Слово оратор появилось в русском языке в начале XVIII столетия, а более широкое распространение получило в первой трети XIX века. Оно происходит от латинского слова огаге, что в переводе означает «говорить».

Владимир Иванович Даль, объясняя слово оратор в «Толковом словаре живого великорусского языка», подбирает к нему близкие по значению слова и словосочетания: вития; краснослов, речистый человек, мастер говорить. Обратите внимание, что все эти слова подчеркивают: оратор — это человек, умеющий говорить красно, т. е. красиво, образно, выразительно.

17- томный академический «Словарь современного русского литературного языка» дает такое толкование:

Оратор, а, м, 1. Лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия (у античных народов). 2. Лицо, произносящее речь; лицо, выступающее, говорящее в собрании. Тот, кто публично провозглашает какие-либо мысли, идеи; глашатай чего-либо. 3. Человек красноречивый, обладающий даром произносить речи.

Как видите, в современном русском литературном языке слово оратор многозначно. Поэтому неудивительно, что в художественной литературе, в периодической печати, в обиходной речи встречается употребление этого слова в разных значениях. Отсюда и появились различные толкования данного слова. Мы будем употреблять слово оратор как термин теории ораторского искусства. В этом случае оно имеет только одно значение — оратором называется любой человек, произносящий публичную речь. Термин оратор не имеет качественной характеристики и нуждается в дополнительных определениях: хороший оратор, плохой оратор, выдающийся оратор, пламенный оратор, блестящий оратор и др. И конечно, люди, выступающие публично, должны стремиться к тому, чтобы быть хорошими ораторами, умело воздействовать на своих слушателей силой слова.

Риторические навыки и умения.

Чтобы выступать публично, оратор должен обладать рядом специальных навыков и умений. По определению психологов, навык — это способность осуществлять ту или иную операцию наилучшим образом. К основным кавыкам оратора относятся следующие:

· навык отбора литературы,

· навык изучения отобранной литературы,

· навык составления плана,

· навык написания текста речи,

· навык самообладания перед аудиторией,

· навык ориентации во времени.

Из приобретенных навыков складываются умения оратора. Он должен уметь:

· самостоятельно готовить выступление,

· доходчиво и убедительно излагать материал,

· отвечать на вопросы слушателей,

· устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией,

· применять технические средства, наглядные пособия и т. д.

Если какие-либо навыки или умения будут отсутствовать у выступающего, то его общение со слушателями может оказаться неэффективным. Предположим, вы хорошо пишете текст речи, но не умеете просто и ясно излагать его в аудитории. Вам удается заинтересовать своим выступлением аудиторию, но вы не научились укладываться в отведенное для выступления время и не успеваете высказать основные положения речи, вы теряетесь, отвечая на вопросы слушателей. Бесспорно, это снижает качество ораторской речи.

Успех публичного выступления во многом зависит от того, как выступающий знает предмет речи. Только в том случае, если оратор хорошо разбирается в теме своего выступления, если он сумеет рассказать слушателям много интересного и привести новые неизвестные аудитории факты, если ему удастся ответить на возникшие вопросы, он может рассчитывать на внимание слушателей.

Оратор должен быть человеком эрудированным, т. е. начитанным, осведомленным в области литературы и искусства, науки и техники.

Нельзя забывать, что оратор не только создатель, но и исполнитель речи. Поэтому недостаточно подготовить интересное по содержанию выступление, нужно научиться выступать с речью, т. е. овладеть методикой ораторского искусства. И здесь все важно: громкость голоса, интонация, темп и ритм речи, паузы, жесты и мимика, манера держаться, поведение на трибуне. Даже если один и тот же оратор произносит две речи, одинаковые по содержанию, но отличающиеся по манере исполнения, то оценка слушателями как личности оратора, так и его речи будет разной. Оратор, которому удается расположить аудиторию доверительным к ней обращением, уважительным отношением, приятным голосом, приветливой улыбкой и другими средствами, несомненно, добьется успеха у слушателей, и, наоборот, пренебрежение к аудитории, неуверенность в поведении выступающего, невыразительный, бесстрастный голос вызовут отрицательное отношение к оратору и его речи со стороны аудитории.

Читайте также:  наруто персонажи для срисовки итачи

3. Индивидуальные особенности оратора. Типы ораторов.

Следует также учитывать, что каждый выступающий имеет свои индивидуальные особенности, которые влияют на стиль речи, проявляются в манере выступления. Поэтому теоретики ораторского искусства издавна выделяли разные типы ораторов. Так, Цицерон в труде «Об ораторе» называл три типа. К первому он относил ораторов «велеречивых, с возвышенной силой мысли и торжественностью выражений». По его словам, это ораторы «решительные, разнообразные, неистощимые, могучие, во всеоружии готовые трогать и обращать сердца». Ко второму типу, по классификации римского теоретика, принадлежат ораторы «сдержанные и проницательные, всему поучающие, все разъясняющие, а не возвеличивающие, отточенные в своей прозрачной, так сказать, и сжатой речи». Третий тип ораторов Цицерон характеризовал так: «. средний и как бы умеренный род, не применяющий ни тонкой предусмотрительности последних, ни бурного натиска первых: он соприкасается с обоими, но не выдается ни в ту, ни в другую сторону, близок им обоим, или, вернее говоря, скорее не причастен ни тому, ни другому».

Характеристика индивидуальных речевых типов, предложенных С. Ф. Ивановой в книге «Специфика публичной речи»:

1. Рационально-логический тип. К этой группе относятся люди, эмоциональная сфера которых часто остается скрытой от постороннего взгляда, хотя их сдержанность вовсе не означает отсутствия эмоциональности. Они больше склонны к анализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих поступков. Их подготовка к любому высказыванию отличается последовательным отбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот выношенный план как бы «сидит у них внутри», и, как правило, ораторы такого типа во время выступления не пользуются им. Их часто заботит другое: как бы свою речь сделать более яркой, эмоциональной и какие подобрать примеры, иллюстрирующие и аргументирующие основную мысль, чтобы заинтересовать аудиторию. Наблюдения показывают, что чаще всего «логиками» бывают люди сангвинического темперамента (сангвиник — человек с заметной психической активностью, быстро отзывающийся на окружающие события, стремящийся к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности, живой, подвижный, с выразительной мимикой и движениями).

2. Эмоционально-интуитивный тип. Люди этого типа говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами и каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи и «свести концы с концами». Ораторы этого типа, если не запасутся строгим планом, учитывающим жесткие временные рамки, могут «занестись», потерять мысль и в результате свести на нет эффект своей блистательной речи — остается впечатление эмоциональной болтовни. План своих выступлений пишут не всегда, считая, что он их сковывает. Наблюдается совпадение эмоционального типа оратора с холерическим темпераментом (холерик — человек, очень энергичный, способный отдаваться делу с особой страстностью, быстрый и норовистый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, со стремительными движениями).

4. Лирический, или художественно-образный тип. Натуры художественные мыслят более образами, чем логическими категориями, хотя это вовсе не означает, что логика в их рассуждениях отсутствует. Глубокая эмоциональность, своеобразный лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность— вот черты, характерные для людей этого типа, хотя в частных проявлениях ораторы этого рода могут довольно сильно отличаться друг от друга. Чаще всего этот тип имеет в своей основе характер меланхолический, утонченный (меланхолик — человек впечатлительный, с глубокими переживаниями, легко ранимый, но внешне слабо реагирующий на окружающее, со сдержанными движениями и приглушенностью речи).

Да, воздействовать на слушателей можно разными путями. Одни ораторы овладевают вниманием слушателей силой, ясностью, глубиной мысли, умением доказывать, рассуждать. Они воздействуют на аудиторию логикой рассуждений. Выступления других ораторов отличаются необыкновенной эмоциональностью, экспрессией, их речь образна, выразительна.

В современной литературе по ораторскому искусству также выделяются разные типы ораторов: ораторы, для которых основное средство ораторского искусства — логика рассуждений, и ораторы, воздействующие на слушателей своей эмоциональностью.

Конечно, деление ораторов на типы в определенной мере условно, но имеет под собой научную основу. Академик И. П. Павлов в своих трудах обосновал наличие у человека двух крайних типов высшей нервной деятельности — художественного и мыслительного.

В зависимости от того, к какому типу высшей нервной деятельности принадлежит человек, он по-разному произносит речь. Отсюда и разные типы ораторов. Кроме того, когда говорится о разных типах ораторов, то учитывается, какая сторона речи преобладает — эмоциональная или логическая.

Однако каждая речь должна быть и логичной, и эмоциональной. Поэтому нельзя быть только эмоциональным оратором и не заботиться о логике рассуждения. Если оратор говорит воодушевленно, с большим пафосом, но речь его бессодержательна, то такой оратор раздражает слушателей, вызывает протест и порицание. Вначале он может произвести сильное впечатление, увлечь своей эмоциональностью, но затем у слушателей наступает разочарование, так как они убеждаются, что в выступлении, кроме громких фраз и пафоса, ничего нет.

Проигрывают и те, кто говорит бесстрастно, неэмоционально. Если оратор не использует богатые возможности интонации, не разнообразит темп речи, не продумывает заранее, где сделать паузы, то его выступление звучит монотонно, однообразно, требует от аудитории большого напряжения и самодисциплины.

Нередко возникает спор: каждый ли человек может стать хорошим оратором. Мнения обычно расходятся — одни считают, что только природные данные могут сделать человека оратором, другие утверждают, что качества хорошего оратора приобретаются, развиваются, воспитываются.

Спор этот не новый. Он ведется на протяжении всей истории ораторского искусства. Еще много тысячелетий тому назад знаменитый оратор Древнего Рима, выдающийся теоретик ораторского искусства Марк Туллий Цицерон произнес фразу, которая стала крылатой и дошла до наших дней: «Поэтами рождаются, ораторами делаются». Великий римлянин был уверен, что с поэтическим талантом человек рождается, а оратором можно стать, если приложить для этого определенные усилия.

Интересно и высказывание А. Ф. Кони: «. если под красноречием разуметь дар слова, волнующий и увлекающий слушателя красотою формы, яркостью образов и силою метких выражений, то для этого нужно иметь особую способность, частью прирожденную, частью же являющуюся результатом воспитательных влияний среды, примеров, чтения и собственных переживаний. Поэтому невозможно преподать никаких советов, исполнение которых может сделать человека красноречивым. Иное дело уметь говорить публично, то есть быть оратором. Это уменье достигается выполнением ряда требований, лишь при наличности которых можно его достигнуть».

По мнению А. Ф. Кони, следует различать красноречие и умение говорить публично. Если красноречие — это дар, данный человеку от природы, то умение выступать приобретается в результате повседневной практики, систематических тренировок и упражнений.

Действительно, хорошим оратором может сделаться только тот, кто хочет им стать, кто стремится к этому, кто много работает над собой. Конечно, природные данные помогают человеку добиться лучших результатов, но сами по себе они не являются залогом успеха.

Например, выступления Демосфена вначале не имели успеха. Когда Демосфен произносил первую речь, то народ смеялся над ним и, выражая свое недовольство, так кричал, что оратор не мог довести речь до конца. Только ценой огромных усилий, постоянного и упорного труда Демосфен добился признания современников.

Древнегреческий историк Плутарх в книге «Сравнительные жизнеописания» рассказывает о том, как Демосфен поборол свои слабости, освободился от недостатков, мешающих оратору. Чтобы укрепить свой слабый голос, научиться жестикулировать, позировать перед слушателями, владеть мимикой, он устроил себе в подземелье комнату для занятий и работал в ней каждый день. Нередко он уединялся на два-три месяца подряд, выбрив себе половину головы. Ведь в таком виде стыдно было появиться перед людьми, даже если очень захочется.

У Демосфена был неясный, шепелявый выговор. Чтобы сделать дикцию четкой, а голос сильным и крепким, он брал в рот камешки и, не выбрасывая их, читал на память отрывки, из произведений поэтов. Упражнялся он в произнесении слов, фраз даже во время бега или подъема на крутую гору. Старался научиться говорить несколько стихов подряд или какую-нибудь длинную фразу, не переводя дыхания. По словам Плутарха, любую встречу, беседу, деловой разговор Демосфен рассматривал как тренировку, упражнение в красноречии. Оставшись один, он поскорее спускался к себе в подземелье и повторяя весь разговор, старался придать изложению стройность, привести убедительный доводы, доказательства. Демосфен учился ораторскому искусству у других прославленных ораторов, его современников. Он внимательно слушая их выступления, следил за ходом рассуждения, отмечал для себя достоинства и недостатки. Он запоминал удачные слова и выражения, сказанные другими или им самим, а затем использовал их в своих выступлениях, придумывал всевозможные варианты выражения одной и той же мысли, вносил в них поправки, шлифовал, оттачивал, выбирал из них лучший и наиболее точный вариант.

Читайте также:  20 сентября день адыгов история

Все мастерство Демосфена-оратора, вся его сила были добыты постоянным, упорным, целеустремленным трудом.

Необыкновенно образованным, разносторонним и неутомимо совершенствовавшимся оратором, по словам Плутарха, был Цицерон. Будучи подростком, он со страстью впитывал всякую науку, не пренебрегал никаким видом знания. Благодаря трудолюбию и природным, способностям, Цицерон приобрел известность среди своих сверстников, на улице они уступали ему самое почетное место, а их отцы даже приходили на занятия, чтобы собственными глазами увидеть Цицерона и убедиться в его блестящих успехах.

Плутарх рассказывает, что однажды афинский оратор Аполлоний, не знавший языка римлян, попросил Цицерона произнести речь по-гречески. Тот охотно согласился, считая, что так Аполлоний сможет лучше помочь ему, укажет на недостатки его выступления. Когда Цицерон умолк, все присутствующие были поражены и наперебой восхваляли оратора. Только Аполлоний, слушая, ничем не выразил удовольствия, а после окончания речи долго сидел, погруженный в какие-то тревожные думы. Наконец, заметив, что Цицерон опечален, он промолвил: «Тебя, Цицерон, я хвалю и твоим искусством восхищаюсь, но мне больно за Грецию, когда я вижу, как единственные наши преимущества и последняя гордость — образованность и красноречие — по твоей вине тоже уходят к римлянам».

Непросто стать хорошим оратором. Мастерство выступающего зависит от его индивидуальных особенностей, складывается из многих знаний, навыков, умений. Чтобы, приобрести их, нужно много работать над собой, изучать опыт известных ораторов, учиться на лучших образцах ораторского искусства и стараться как можно чаще выступать.

4. Чувство неуверенности и страха перед выступлением. Аудиторный шок (сценический страх).

Совсем иначе обстоит дело, если вы предстаете перед аудиторией независимо от ее размеров и степени дружелюбности в отношении к вам. Стоя перед слушателями, оратор знает, что ему предстоит до конца произнести свою речь. Он сознает, что на него одного (и только на него) целиком возложена ответственность за встречу.

Наконец, следует учесть и такое обстоятельство. В разговоре все принимают участие на равных. Никто не берет на себя главенствующую роль. Но вот вы стоите, например, перед своим трудовым коллективом и вам предстоит излагать свои мысли. Говорить будете только вы. Только на вас теперь лежит ответственность за успех, за настроение коллектива. От понимания этого факта вас невольно охватывает страх.

Чувство неуверенности сказывается и на физическом состоянии: одних охватывает нервная дрожь, другие краснеют или бледнеют, у третьих начинает дрожать голос и т. п.

Известный русский издатель И. Д. Сытин, к примеру, стеснялся даже самой маленькой аудитории. Как рассказывают современники, выступая с ответным словом на своем юбилее, он от волнения говорил сбивчиво и непоследовательно. А ведь он был образованнейшим человеком своего времени, гордостью русской культуры, прекрасным знатоком русского языка.

Не случайно появилось даже такое понятие, как «ораторская лихорадка».

По сравнению с речью в обычных условиях

2) происходит снижение словарного разнообразия; словарь беден: говорящий употребляет главным образом те слова, которые наиболее характерны для его повседневной лексики;

3) напряженная речь характеризуется грамматической незавершенностью: “Так о чем эта инструкция? Ну, в общем… охрана труда. Как вы знаете, проблема не из последних”;

4) дрожат руки и ноги, появляется желание ухватиться за что-л.;

5) из-за сокращения (а иногда даже спазма) челюстной и шейно-плечевой мускулатуры затрудняется речь: артикуляция (дикция) становится неотчетливой, а голос звучит непривычно высоко, пронзительно;

6) во рту пересыхает (нарушается нормальное слюновыделение), приходится все время “глотать”, что тоже не способствует говорению, на лбу выступает пот;

7) возникают непроизвольные бессознательные движения (так наз. “манеризмы”, у каждого свои: кто покачивается с носков на пятки, кто предпочитает сунуть руку в карман и звенеть мелочью, кто поправляет волосы или почесывается).

Единых рецептов избавления от аудиторного шока не существует, хотя в методической литературе можно найти немало интересных советов и рекомендаций.

Одним словом, оратору нужна хорошая психологическая подготовка. Он должен уметь определенным образом настроить себя перед выступлением, научиться управлять своими чувствами и настроением.

Подготовка к выступлению — очень важное и ответственное дело в деятельности оратора. И прав Д. Карнеги, утверждавший, что «многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь».

Как же преодолеть страх? Существует только один способ: постоянно тренироваться, тренироваться, тренироваться. Всем известно: для того, чтобы научиться плавать, надо войти в воду, а не стоять на берегу. Известный судебный деятель XIX века А. Ф. Кони писал по этому поводу: «Чтобы меньше волноваться перед выступлениями, надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке к лекции. Чем лучше владеешь предметом, тем меньше волнуешься. Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду или, вернее, результату подготовки. Не видимый ни для кого предварительный труд — основа уверенности лектора. Эта уверенность тотчас же повысится во время самой речи, как только лектор почувствует (а почувствует он непременно и вскоре же), что говорит свободно, толково, производит впечатление и знает все, что осталось сказать».

Если вы боитесь говорить перед коллективом из-за того, чтобы вас не критиковали, то запомните: вас будут критиковать еще больше, если вы постоянно молчите. Отбросьте ошибочное мнение о том; что слушатели враждебно настроены к вам, что взгляды, направленные на вас, несут в себе жажду вашего провала. Это совсем не так.

Нам надо научиться понимать своих слушателей, научиться владеть собой. Это один из важнейших шагов на пути к искусству делового общения.

Немецкий исследователь Отто Эрнст в книге «Слово предоставлено вам» называет причины возникновения скованности и страха перед публичным выступлением и предлагает пути их преодоления.

Рассмотрим несколько причин, вызывающих у некоторых ораторов нерешительность, скованность, страх перед аудиторией:

2- недооценка собственных возможностей (ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ: заставьте убедить себя в том, что вы хорошо подготовились к выступлению и можете сообщить членам своего коллектива нечто новое и важное);

ПОМНИТЕ: преодоление последствий таких неудач является составной частью процесса становления оратора. Проанализируйте свое выступление, способ изложения и аргументацию, выявите причины неудачи и на основании такого самоанализа сделайте соответствующие выводы.

КАК РАЗВИТЬ УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ (советы Поля Сопера).

Выступая перед аудиторией, «не бойтесь ничего, кроме самого страха». Застенчивость — довольно обычное явление у начинающих ораторов. Только немногие студенты действительно испытывают страх перед публичным выступлением. В общем они в меньшей степени, чем пожилые люди, боятся аудитории. Вероятно, только один студент из тысячи не в состоянии преодолеть страх.

Ораторы, как спортсмены и скаковые лошади, нуждаются в собранности перед выступлением. Многие знаменитые ораторы и актеры признаются, что они всегда нервничают или испытывают страх перед тем, как «выйти на линию огня». По всей видимости, этот страх им не вредит. Как только волнение, охватившее вас, пройдет, вы будете испытывать физический и моральный подъем, и выполните задачу лучше, чем если бы вначале совсем не волновались. Непрерывная практика публичных выступлений — наилучшее средство против смущения и страха. Помочь могут и следующие советы.

1. ОТДАЙТЕ СЕБЕ ОТЧЕТ В ПРИЧИНЕ СТРАХА

Никто вас не обидит. Ваши слушатели дружески настроены и желают вам только успеха. Они понимают стоящие перед вами трудности, особенно в речи перед классом, где все вы «из одной команды».

2. ВЫСТУПАЙТЕ В ПОЛНОЙ ГОТОВНОСТИ

У вас будут основания испытывать беспокойство, если вы наспех, перед самым выступлением, просмотрите свои заметки или внезапно «блеснет идея», в связи с которой вы нацарапаете несколько случайных замечаний на клочке бумаги. Быть готовым — значит освоить тему настолько хорошо путем подготовки и устной проработки, что, находясь перед аудиторией, вы уже не беспокоитесь ни за мысли, ни за слова.

3. СОХРАНЯЙТЕ УВЕРЕННЫЙ ВИД

Уверенный вид действует на слушателя. Если вы внушите ему веру в ваши возможности, у вас самих возникнет чувство уверенности в себе. При необходимости сделайте несколько ослабляющих напряжение вдохов перед началом речи. Будьте особенно осмотрительны во вступительных замечаниях. Если вы поддадитесь первому побуждению — спешить, ваша нервозность только возрастет. Делайте паузы так часто, как находите нужным. Не стесняйтесь, когда случайно оговоритесь. Слушатели не придадут этому никакого значения, если вы сами не смутитесь.

4. ПРЕОДОЛЕВАЙТЕ СТРАХ ДЕЙСТВИЕМ

Футболист борется с нервным возбуждением перед началом игры энергичной разминкой. Действуйте подобным же образом: не бойтесь приступить сразу к делу.

Вы только увеличите напряжение, если не разрядите его. Имейте в виду, вам предстоит учиться на опыте и на ошибках. Может быть, вы не будете чувствовать уверенности, однако энергично произнесите фразы, заготовленные в интимной обстановке вашей комнаты. Они произведут впечатление на слушателей. Каждый, кто овладел искусством речи или добился квалификации в другой области, имел волю к дерзанию, к упорному дерзанию. Вы никогда не устраните препятствия на вашем пути к мощному слову и делу без мужественного упражнения воли.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector