как учить историю чтобы запомнить

Как быстро выучить историю? Как запомнить события, даты и героев?

История входит в список предметов, обязательных для изучения в школе. С ее помощью можно без машины времени переместиться в любую эпоху, «понаблюдать» за ее главными действующими лицами. Информации по этому предмету очень много, систематизировать и запомнить ее сложно. Как быстро выучить историю? Как запомнить даты, события и героев? Советы, приведенные ниже, помогут в этом.

Как быстро выучить историю: простые рекомендации

Кому-то этот предмет дается легко, кто-то же сталкивается с определенными трудностями в процессе его изучения. Что нужно знать для того, чтобы облегчить себе задачу?

8a8d4300a06808dd97108925310f6039 Вам будет интересно: Как выучить географию легко и быстро? Какие секреты существуют

Таблицы и карты

Как быстро выучить историю той или иной страны? Бесценным помощником в этом деле станет таблица дат, где они распределены в хронологическом порядке. К такой таблице стоит обращаться при изучении каждой темы. Чем чаще ею пользоваться, тем прочнее даты закрепятся в памяти.

eb7c05dfce4272ed92f75370535da146

Также историю нелегко выучить без исторических карт, на которых изображены движения в военном процессе. Помимо этого, они помогут понять разделение земли в разные периоды.

Исторические заметки

Как можно быстро выучить историю? Для запоминания большого объема информации полезно завести специальную тетрадь. Она предназначена для краткого конспектирования изученного материала. В тетради можно рисовать рукописные схемы, которые позволяют наглядно представить себе связи между событиями. Графические заметки помогают сократить крупные тексты, способствуют запоминанию. Также можно сделать рисунок, посвященный тому или иному событию.

ed0fe42399c03502f1d1202a2fcfca9e

Исторические заметки желательно делать по каждой отдельной эпохе. Какому-то событию можно уделять больше внимания, какому-то посвящать меньше времени.

Игры разума

«Игры разума» — методика, которая хорошо зарекомендовала себя при изучении гуманитарных предметов. Суть ее – создание устойчивых образов и картин в своей голове, посвященных изучаемому материалу. Иначе говоря, методика предлагает человеку пофантазировать на заданную тему.

0565a264874cadd7d5d453d6c3ff9c21

Как выучить историю России быстро? К примеру, человек пытается запомнить ключевые моменты в блокаде Ленинграда. В своем воображении он может занять место рядового воина, которого окружают враги. Ему стоит попытаться пережить эмоции, которые может испытывать солдат в этот ужасный момент. Также можно представить себе распоряжения, которые дает герою командование, его возможные подвиги. Методика позволяет привязать собственные ложные воспоминания к реальным числам и датам.

Визуализация

К сожалению, воображение в достаточной степени развито не у всех людей. Как быстро выучить историю Украины? К примеру, человек изучает правление княгини Ольги, ставшей первой правительницей, которая приняла христианство византийского обряда. Ему необходимо найти документальные фильмы и рисунки, посвященные этой теме.

Фантазии, которые уже существуют в реальном мире, помогут людям, у которых не развито воображение. Практически по любой теме сейчас можно найти документальные картины, рисунки, архивные фото и прочее.

Помимо этого

История – предмет сложный. Успешность ее изучения во многом зависит от того, регулярно ли занимается ученик. Нужно взять за правило обращаться к учебнику ежедневно, изучать новый материал не менее 30 минут в день. Однако не стоит заниматься по несколько часов, так как у мозга просто не останется возможности для полноценной обработки информации.

Как заставить себя учить историю, если совсем нет желания этого делать? Вовсе не обязательно начинать с древнейших времен. Можно выбрать для себя наиболее интересный исторический отрезок и приступить к его изучению. Обязательно возникнет желание узнать больше о событиях, которые имеют к нему прямое или косвенное отношение.

Источник

11 хитростей, которые помогут школьникам лучше понимать и учить историю

590

Лето не вечно, и скоро снова начнётся учёба и экзамены. Редактор центра историко-обществоведческих дисциплин издательства «Русское слово» Илья Иванов подготовил несколько советов, как школьникам быстро понять и запомнить основные исторические события.

1. Разделяйте материал на блоки. Большой объём сразу запомнить сложно, а по частям легко выучить всё что угодно. В учебнике есть параграфы, абзацы, блоки, а в атласе тематически связанные развороты, отталкивайтесь от них.

2. Сделайте карточки с 10—15 датами и связанными с ними событиями. Прочитайте, отложите на пять минут. Потом повторите. Делайте новые карточки, как только запомните предыдущие. Со временем наберётся стопка, и перед контрольной или экзаменом будет легко повторить всё заново.

3. Выписывайте краткое содержание после изучения каждого раздела. Обращайте внимание на новые события и особенности, которые появились в этой эпохе.

4. Делайте цветовые акценты в тексте. Выделяйте маркером или карандашом в своих записях даты, имена и основные события — будет легче ориентироваться.

5. Создайте образы по теме прочитанной главы или раздела. Посмотрите кино об этой эпохе, полистайте биографии основных деятелей или их воспоминания. Иногда краткая строка в мемуарах лучше характеризует исторический период, чем огромный текст на 10 страниц. Взгляните на карты — там есть всё, что вы прочитали, только в сжатом виде.

6. Учитесь выделять главное. Всё хорошо в меру. Даты и имена можно заучить, но без понимания смысла они будут пустым звуком. А вот понимание процесса или явления без дат и имён основных участников покажется слишком общим.

7. Не зубрите. Старайтесь понять смысл и пересказать своими словами. Почувствуйте себя знаменитым профессором на лекции в аудитории.

Читайте также:  история любви американская повесть xx века

8. Сравнивайте, что происходило в одно и то же время внутри нашей страны и за её пределами. Учитесь видеть взаимосвязь событий. Составьте таблицу из четырёх колонок: дата, что произошло внутри страны, внешняя политика России и мировые события. Сравнивайте и запоминайте вместе.

9. Пользуйтесь разными источниками: учебником, атласом, энциклопедией, контурными картами. Что-то проще запомнить, прочитав текст, а что-то нужно наглядно увидеть на карте. Например, сколько угодно можно читать о том, как в XVIII веке открывались новые заводы на Урале, но стоит сравнить один раз по картам количество заводов, отображающих историю России в начале конце XVIII века, и всё станет ясно.

10. Не торопитесь, но и не откладывайте. Распределите время: равномерно разделите материал на части и учите. Оставьте время на повторение и запасной день — вдруг часть материала потребует больше времени или будет слишком сложной.

11. Сохраняйте материалы, атласы и контурные карты. При подготовке к ЕГЭ или олимпиаде будет легче вспомнить пройденный материал. Используйте чистые карты для повторения и контроля знаний.

Помните: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» (Михаил Ломоносов).

Источник

Как я выучил историю, не уча её

Я люблю историю. В 5 классе я был настолько уверен в своих знаниях, что решил поспорить с учительницей. Мне показалось, что она была не совсем права в вопросе, касавшемся Александра Македонского. За все школьные годы я получил лишь одну четвёрку по истории за домашнее задание (до сих пор помню, что проблемной темой стали этруски), в итоге поступил в вуз по исторической олимпиаде. Но сколько я себя помню, я не занимался зубрёжкой, не учил параграфы и не понимал, почему все остальные считали историю непонятной и запутанной.

Если вы живёте в какой-либо среде, то очень быстро осваиваетесь в ней и принимаете всё совершенно естественно. Вы можете сейчас мало знать о том, как работает, например, образовательная система Австралии, но пожив там даже полгода и пообщавшись с учениками и студентами, вы будете знать о ней всё достаточно подробно и точно. Конечно, вы могли бы просто взять учебник или статью и выучить, что в Австралии есть такие-то ступени образования, есть такие-то экзамены и такие-то степени. Но эти знания были бы совершенно оторваны от вашей настоящей среды и потребностей, а значит, они бы быстро забылись. У вас нет никакой эмоциональной связи с этими знаниями, вы не можете вспомнить ни одной ситуации, которая была бы связана с ними. И поэтому ваш мозг считает эту информацию бесполезной, ведь она не подтверждена практикой.

Представлять что-то дедуктивно (от общего к частному) сложнее, чем представлять что-то индуктивно (от частного к общему)

Рассказ о том, как какой-то конкретный Джон Смит сдавал свои экзамены и поступал в университет, отложится у вас в голове очень ярко, и вы с лёгкостью обобщите его до масштаба всей страны — так возникнет понимание. Конечно, такая информация будет страдать точностью. Не факт, что опыт Джона Смита действительно говорит о реальном положении дел в сфере образования Австралии, но, отталкиваясь от этого факта, вам будет гораздо легче усвоить теоретическую информацию. Вы будете уверенно стоять ногами на почве примера Джона Смита и сравнивать его со статистическими данными.

При чём тут история

Я никогда по-настоящему не учил историю, потому что жил в среде истории. Меня окружала история. На полках стояли исторические книги, в компьютере были исторические игры (привет, Цивилизейшн), по телевизору — историческое кино. Из-за этого я не воспринимал историю как «древнюю и непонятную науку». Совсем наоборот.

Для меня царь Леонид и Пётр I были такими же живыми и реальными, как и мои одноклассники

Да, в моём сознании было много мифов и легенд, я не понимал, в чём была особенность глобальных процессов типа Французской революции, но я принимал всех людей всех эпох как равных. Они все сталкивались с похожими проблемами, решали похожие вопросы и проходили через те же трудности. Я читал, смотрел, слушал, воспринимал историю с точки зрения отдельных личностей, таких же людей, как и я. Поэтому мне было любопытно. Мне было интересно узнавать, как они прожили свои жизни.

590

Как изучают историю в школе

В школе историю проходят совсем поверхностно. Есть такой царь, он сделал то-то в таком-то году, а был другой царь, он провёл такие-то реформы, а потом его убили в таком-то году. У ученика возникает резонный вопрос: «Кто все эти люди?». Да, детям хочется знать подробности — кто этот человек был, о чём мечтал, что хотел от жизни, какие поступки совершал, в чём ошибался и так далее. Человеку хочется узнавать о другом человеке не с перспективы официальных понятий — «провёл реформы», «укрепил армию», «проводил внешнюю политику», — а с точки зрения его личных проблем. Поэтому, например, в голову так западает история князя Игоря и княгини Ольги или образ Александра Македонского, потому что они были яркими личностями с индивидуальными особенностями, слабостями и ошибками.

590

История — это и есть рассказать историю

Любая книжка для сценаристов начинается с того, что самое важное — это рассказать историю. В любой истории есть свои герои и злодеи, трудности, которые герои преодолевают, конфликты между ними и их решение. Реальность намного сложнее и многостороннее сценария, но людям всегда было легче воспринимать именно истории. Когда ваши родители рассказывали вам о том, что не надо ходить одному в тёмном лесу, они объясняли это через историю. Они же не говорили: «Понимаешь, сынок, есть определённая статистика убийств и она высока именно в отдалённых лесных массивах, потому что маньякам там удобно прятать тела своих жертв». Скорее, это была история про какого-то маленького мальчика, который не слушался маму с папой, зашёл глубоко в лес, а там его ждал серый волк.

Читайте также:  история и генеалогия кунгура

Подход понимания реальности со стороны историй самый действенный уже на протяжении многих веков

И учитель на уроке — рассказчик историй. Когда же вместо увлекательных рассказов он занимается просто перечислением фактов и событий, то это напрочь убивает всякий интерес.

Что делать, чтобы понять и полюбить историю

Окружите себя историями: читайте хорошие исторические художественные романы, смотрите историческое кино, спектакли, играйте в игры, слушайте талантливых рассказчиков. Мы знаем историю по рассказам других людей, так зачем узнавать об этом через пресный и скучный учебник? Представьте, что вместо просмотра интересного фильма вам просто выдают выжимку основных событий. Скорее всего, вы просто скажете: «Ну ок», — и не испытаете никаких эмоций. Только хорошо рассказанная история может дать настоящие эмоции — а значит, зародить интерес.

Три хороших рассказчика историй про историю России:

Источник

Как запоминать даты и работать с картами

Рассказываем, как эффективно удерживать в памяти факты.

%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%8B%D0%B4%D0%B0%D1%82%D1%8B

%D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D0%B4%D0%BB%D1%8F %D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B9 %D0%BD%D0%B0 %D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0

Умение быстро запоминать даты и распознавать на карте исторические события и объекты понадобится в обучении и на экзаменах. Чтобы освоить такой объём информации, необходимы системный подход, специальные методики и постоянные тренировки.

Как учить исторические даты

Есть множество способов и приёмов быстрого заучивания дат, которые можно использовать как вместе, так и по отдельности.

Систематизация

Главная сложность в запоминании исторических дат — неизбежно возникающая путаница: большое количество цифр перемешивается в голове и плохо соотносится с конкретными событиями. Чтобы избежать этой путаницы, записывайте и заучивайте даты группами — по историческим периодам, по историческим событиям, по правителям. Например, в отдельную группу можно выделить основные даты Великой Отечественной войны, главные вехи правления Александра II, хронологию событий Смутного времени. Заучивание дат группами помогает разложить их по полочкам и соотнести с историческими фактами.

Второй способ систематизировать запоминание дат — отслеживать связи между историческими событиями и составлять цепочки взаимосвязанных дат. В единую цепочку, например, можно связать даты, относящиеся к периоду татаро-монгольского ига:

1223 год — битва на реке Калке,

1237 год — нашествие Батыя,

1240 год — падение Киева и установление ига,

1380 — Куликовская битва,

1480 — Стояние на Угре.

Такие же цепочки легко составляются для эпохи Смутного времени, наполеоновских войн, Великих Реформ середины XIX века, индустриализации СССР. Очень полезно при составлении цепочек обращать внимание, сколько времени прошло от одного до другого события: 5, 10, 20, 100 лет, более 100. Это тоже помогает избегать путаницы.

Третий вариант систематизации при запоминании дат — проведение параллелей между историческими событиями в разных странах или в разные исторические периоды. Например, в 1861 году в России отменили крепостное право, а в США началась Гражданская война. Параллельно можно запоминать даты событий, произошедших в один и тот же день или месяц, но в разные годы.

Визуализация

Один из самых эффективных методов быстрого запоминания — визуализация материала. Для запоминания исторических дат подойдут:

Эмоции

Информация, окрашенная эмоционально или затрагивающая наши чувства, запоминается гораздо лучше, чем сухие бесстрастные факты. То же самое относится и к историческим датам: чем больше эмоций вызывает событие, чем больше образов возникает в голове при его упоминании, тем быстрее и прочнее вы запомните его дату. Для создания эмоционального резонанса с историческими событиями лучше всего подходит знакомство с произведениями искусства самых разных жанров: книгами, фильмами, спектаклями, картинами известных художников. Составьте список исторических произведений, относящихся к тому или иному событию, и знакомьтесь с ними, при этом держа под рукой таблицу с основными датами.

Мнемотехники

Для запоминания исторических дат лучше всего подходят метод интервального повторения и метод ассоциаций.

При запоминании с помощью интервального повторения вы экспериментальным путём подбираете индивидуальное время, через которое нужно повторять информацию, чтобы она лучше запомнилась. В интернете есть специальные сайты, на которых можно создать набор карточек для интервального повторения с историческими датами и подобрать подходящий интервал их показа. Программа показывает карточки через определённые интервалы времени, а пользователь вспоминает ответ и сообщает программе, насколько быстро ему это удалось.

Ассоциативный метод используется как для связи даты с событием, так и для механического запоминания цифр. Например, можно написать дату и постараться придумать свою ассоциацию к каждой паре цифр, или вспомнить какое-то событие из собственной жизни, с которым совпадает дата. Ещё один вариант — записать дату, событие и связать их с каким-нибудь предметом или явлением. Например, годы Второй мировой войны — с пожаром, дату Ледового побоища — с катком и так далее.

Как работать с исторической картой

Учитесь читать карту. Нет смысла специально запоминать карты отдельных исторических событий — это очень сложно и вряд ли пригодится вам на экзамене. Гораздо эффективнее научиться читать любую карту.

Изучите информацию об условных обозначениях и рассмотрите условные знаки. Это поможет определить примерное содержание той информации, которая заключена в карте. Условные обозначения на картах относятся к определённым группам:

Изучив условные обозначения на конкретной карте, вы получите начальное представление о событии или периоде, которое она отражает.

Сопоставьте изображённые на карте объекты с событием или эпохой. Вспомните и запишите всё, что вы помните о происходящем в это время в этой местности, после чего сравните свой конспект с информацией из учебника и заполните обнаруженные пробелы. Свяжите изображение на контурной карте с яркими впечатлениями о событии. Здесь, как и в случае с историческими датами, помогут произведения искусства и литературы, насыщенные образами и эмоциями.

Рисуйте исторические карты самостоятельно. Изучая то или иное событие или период, визуализируйте его, используя принятые на исторических картах условные обозначения. Рисовать карту можно самостоятельно, а можно использовать для тренировки атлас контурных карт по истории или распечатку контурных карт из интернета.

Читайте также:  как поместить персонажа в чайник геншин

Разбирайте задания ЕГЭ на чтение исторической карты. Для начала изучите условные обозначения и определите ключевые факты, которые там упоминаются. Например, если среди условных обозначений даны направления движения войск, значит, речь идёт о каком-то сражении или нашествии, если указаны границы княжеств — это период феодальной раздробленности, если определённые города — что-то важное происходило именно в них. Посмотрите, указаны ли на карте какие-либо даты; если да, это облегчает задачу, ориентируясь на даты, можно вспомнить, какие важные события происходили в это время и где, после чего сопоставить этот список с картой.

Используйте приложения и интернет-ресурсы. Бесплатное приложение «Атлас+» содержит интерактивные задания на работу с историческими и географическими картами, с его помощью можно потренироваться расставлять названия, даты, значки на контурных картах, определять объекты на картах, сопоставлять их и находить соответствия. Есть сайты, где можно сопоставить исторические события с местами и временем, а также сайты с подборками карт.

Если уделять запоминанию дат и работе с картами достаточно времени, постоянно тренироваться, использовать разные приёмы и алгоритмы, можно за короткие сроки усвоить большое количество информации и научиться правильно решать учебные тесты и экзаменационные задания.

Что нужно запомнить

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

Источник

istoriya shkolnikov bystro

Особенности человеческой памяти

Прежде чем приступать к поставленной задаче, необходимо хотя бы поверхностно изучить основные свойства памяти, ведь это поможет избежать совершения самых распространенных ошибок, из-за которых, собственно, абсолютное большинство людей и не хочет учить теорию. Существует три основных вида памяти:

osobennosti chelovecheskoy

dolgovremennaya pamyat

Кроме того, стоит посвятить несколько слов такому часто применяющемуся методу изучения исторических тем, как зубрежка. Механическая вычитка и заучивание текста на память, действительно, помогают выучить большой параграф по истории, но дается это непросто, так как, чтобы не сбиться, ученики стараются запомнить текст чуть ли не дословно, при этом теряя, а иногда даже не понимая его смысл.

В итоге стоит забыть одно предложение или начало нового абзаца, как моментально происходит сбой, ребенок теряется и не может вспомнить последующую за этим часть текста, что не самым лучшим образом сказывается не только на его ораторских способностях и эмоциональном состоянии, но и на оценивании знаний. На этом недостатки зубрежки отнюдь не заканчиваются, ведь выученный таким образом материал в лучшем случае задерживается в промежуточной памяти, напрочь выветриваясь из головы уже через несколько недель.

Такая особенность делает методику неприемлемой в случае, если необходимо закрепить знания на более долгосрочный период.

Это вовсе не означает, что от нее можно полностью отказаться, другое дело, что вызубренная информация обязательно должна подвергаться неоднократному повторению, представленному в нескольких вариантах (устный пересказ, написание на листке бумаги, ответы на главные вопросы и прочее).

Самые эффективные способы запоминания

Раздумывая над тем, как качественно и быстро выучить параграф по истории, чтобы запомнить его на долгие годы, а в идеале на всю жизнь, лучше сразу же отказаться от зубрежки, выбрав более легкие и надежные варианты, которые уж точно не подведут, проявившись в забывчивости в самый неподходящий момент. Так, специалисты выделяют как минимум один универсальный алгоритм, который поможет хорошо справиться с поставленной задачей.

Стандартные приемы

Самый простой метод запоминания текстов различной направленности и степени сложности состоит всего лишь из нескольких шагов, притом что такой алгоритм подойдет для учащихся любого класса и даже взрослых. Кроме того, он считается одним из самых быстрых, предлагая максимально оперативное усвоение и закрепление материала. Фактически речь идет о своеобразном плане изучения теоретического материала, предлагающего следующую очередность действий:

uchebniki istorii

standartnye priemy zapominaniya

Всего на такой вариант запоминания уйдет около 30−40 минут, и изначально может показаться, что это слишком много, однако зубрежка требует большего количества времени. Кроме того, в этом случае удастся зафиксировать информацию на более продолжительный период, что особенно актуально в тех случаях, когда история понадобится для поступления в ВУЗ.

Оригинальные методики

Если приведенные варианты кажутся скучными или в силу каких-то обстоятельств они не дают желаемого результата, что особенно часто можно наблюдать у натур неусидчивых и творческих, то есть смысл приготовить более креативный подход к учебному процессу. Нет никаких идей? Не беда, ведь можно взять на вооружение один из следующих вариантов или даже сразу несколько из них, помня о том, что комплексный подход только способствует усвоению:

son

utro

tablica

uroke

Если учеба выпала на вечернее и уж тем более ночное время суток, и способность к запоминанию начинает давать сбой, то стоит несколько раз прочитать текст и лечь спать.

В этом случае в силу вступят чудесные особенности человеческого мозга, который способен запоминать новую информацию даже во сне.

Чудеса визуализации

vizualizaciya

Существует еще несколько методов усвоения тяжелых исторических тем, притом что все они сводятся к визуализации. В качестве примера можно привести использование карты мира, которая может быть представлена в разных видах: начиная с настенного плаката и глобуса и заканчивая росписью на стене или деревянным светильником, оформленным в соответствующем форм-факторе.

Так, достаточно просто повернуть к себе нужный участок (актуально для глобуса), на котором развивались соответствующие исторические события, и рассматривать его, повторяя каждый пункт и находя нужные города, пустыни, моря, океаны и прочую местность.

Как показывает практика, еще более эффективный метод изучения исторических событий заключается в просмотре их художественных и документальных экранизаций. К примеру, ту же троянскую войну будет гораздо легче описать после нашумевшей картины «Троя». В кино можно найти и многие другие важные события, которые действительно выпали на судьбу человечества.

Отличным подспорьем для качественного усвоения материала могут стать и произведения великих художников, неоднократно отображающие самые громкие события разных эпох, а также художественная литература.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector