история москвы история митино

История района Митино

26.03.2015 15:55 Просмотров: 2420 Печать | E-mail

Позже местность под названием «Митино, Микитино тож» называют в документах «пустошью». Деревня была разрушена в Смутное время, где, к тому же, свирепствовало «моровое поветрие», то есть чума. Возродилось поселение лишь в XVIII столетии, о чём свидетельствуют «ревизские сказки» за 1816 год. Тогда на этом месте находилось 38 крестьянских дворов, в которых проживало 277 крестьян.

Как и в предыдущие века, поселение не находилось на одном и том же месте, а смещалось, если смотреть на карту. После войны Митино выросло на Пятницкой дороге, хотя до этого раскинулось в Каменном овраге. Поселение начало быстро шириться на новом месте, и это было похоже на чудо. Столько веков подряд небольшая деревня выживала вопреки всем бедам! К 1854 году здесь стояли уже 54 двора. Занимались кто чем: богатые семьи отрывали лавки и трактиры, ведь через деревню постоянно шли обозы; крестьяне со средним достатком выживали благодаря ремеслам; остальные люди, еле-еле сводившие концы с концами, подавались на заработки в Москву.

Знала история Митино и хорошие времена. Так, в 1879 г. здесь наконец-то появилась первая школа, ведь до этого дети ходили в соседнее село. В церковнославянской школе имелось около сотни книг, преподавалось рисование и пение.

В 1883 году в Митино случилась довольно комическая история. Крестьяне берегли Великую Могилу, как самое главное сокровище: ходили легенды, что в курганах могли быть спрятаны несметные богатства. Каких трудов стоило археологу А.И. Кельсиеву уговорить прижимистых и недоверчивых простых людей осуществить раскопки, хотя на руках у специалиста было официальное разрешение! Мужики согласились, взяв обещание поделить клад, если он окажется именно в этом кургане. Как же, должно быть, вытянулись лица крестьян, когда археолог нашел лишь однорукий скелет воина, да пару глиняных горшков!

История Митино: от маленькой деревни до элитного района Москвы

К концу XIX века жизнь в Митино наладилась, всё больше семей жили в достатке, хотя многие по-прежнему искали заработок на стороне. Мужчины шли на ткацкие фабрики, в красильные мастерские. В 40-х гг. XX столетия был основан митинский колхоз, однако местные жители не имели опыта. Дело, как говорится, не заладилось. Пришлось даже менять руководство.

Позже в Митино появилось сыроваренное производство, питомник декоративных насаждений, мастерские по ремонту машин. В деревню стекается всё больше работяг, она обрастает новыми домами.

Во время Второй мировой войны, когда шла жесточайшая борьба за Москву, а линия фронта проходила в 15 км от Митино, люди помогали фронту, как могли. В деревне появилось 5 медсанбатов: сюда постоянно привозили раненных. Более пяти сотен человек, которых не удалось спасти, в 1952 году захоронили в общей могиле. Затем, до 1945 г. в Митино находился военный штаб.

В 1984 г. Митино вошло в состав Москвы. К сожалению, все дома снесли, нагромоздив на их месте новостройки. Не пощадили и Пятницкое шоссе, которое изрядно исковеркали. К счастью, история района Митино сложилась так, что сегодня он считается одним из лучших в столице. Те, кто здесь живут, могут по праву гордиться этой древней землей!

Источник

Moscow.org городской портал Москвы

Название района произошло от старинной деревни Митино, история которой дошла до нас весьма отрывочно. Скорее всего, именно Митино упоминается в завещании Дмитрия Донского от 1389 года как «Митин починок». Еще раньше на месте Митина существовало Спас-Тушинское городище, четыре раннеславянских и одно древнерусское селище, а также курганная группа с крупнейшим в Подмосковье курганом высотой более семи метров, известным как «Великая Могила». В 1417 году название Митина встречается в завещании Василия I в числе владений, наследуемых великой княгиней Софьей Витовтовной. Затем почти двести лет не имеется никаких точных сведений о Митине.

В 15 веке эта местность находилась в числе владений Троице-Сергиевского монастыря, а в начале 16 века она перешла к Чудову монастырю, располагавшемуся на территории Кремля. Затем, в 1623 году Митино упоминается как пустошь, входящая в состав вотчины села Уварова, также принадлежавшего Чудову монастырю. Видимо, как и многие другие подмосковные села, Митино было разорено в период Смутного времени, и возродилось вновь только к середине 17 века. В описании вотчин Чудова монастыря от 1646 года упоминается деревня Митино, Микитино тож, располагавшаяся на Куровом кургане.

В 1654 году в Москве и ее окрестностях разразилась эпидемия чумы, которая не прекращалась целых два года. В результате деревня Митино и соседнее сельцо Уварово целиком вымерли, и последующие 150 лет Митино вновь были пустошью. Например, «Экономические примечания» в период с 1760 по 1800 годы не знают такой деревни. Вновь Митино можно встретить в ревизских сказках 1816 года, к тому времени это уже было большое село с 38 дворами и 277 жителями. По воспоминаниям старожилов, которые дошли до нашего времени, деревня возродилась после Отечественной войны 1812 года, когда в эту местность переселили крестьян из подмосковной Рузы для восстановления сожженной Москвы. Но, скорее всего, это произошло несколько раньше, в 1800-1811 годах, так как в ревизии за 1811 год упоминаются митинские жители, а также имеются сведения о том, что суровой зимой 1812-1813 годов в Митино умерло 18 человек.

В начале 19 века Митино перенесли ближе к Пятницкому шоссе, близость к крупной торговой дороге привела к тому, что село начало быстро разрастаться. Согласно документам, в 1852 году в Митино было 54 двора, а к началу 1860-х годов – 78 дворов.

После проведения крестьянской реформы местные крестьяне на протяжении длительного времени платили выкупные платежи по 25 рублей в год с одного двора. В 1899 году в Митине проживало более 500 человек, большая часть которых зарабатывала на жизнь различными промыслами. Практически все женщины вязали для продажи чулки и перчатки. В Митине начали изготавливать мебель, также жители уходили на заработки и занимались ломовым извозом, нанимались на красильные и ткацкие фабрики. Доход приносил и дачный промысел, так на 102 деревенские избы приходилось 177 построек, предназначенных для дачников.

В 1879 году в селе открылась земская четырехклассная школа. В которой обучались местные дети и дети из ближайших деревень. В 1879 году в ней числилось 102 ученика. После Октябрьской революции в селе начала работу столярная артель. Многие мужчины работали на московских и братцевских фабриках.

В 1926 году 12 дворов вместе с руководителем вывшего председателя комитета бедноты Ивана Алексеевича Иванова организовали товарищество по совместной обработке земли. На его основе позднее возник колхоз, в котором в 1932 году в него входило 127 хозяйств. Также в Митине появилось сельское потребительское общество, которое организовало небольшое сыроваренное производство.

В 1930-е годы неподалеку от села возник рабочий поселок. В 1934 году здесь появились машиноремонтные мастерские, а через год рядом с ними начало работать гончарное производство. В 1938 году в рамках формирования системы противовоздушной обороны Москвы на юге Митина расположился штаб 251 зенитного полка, а также медсанчасть, артиллерийские и автотракторные мастерские. Рядом находился и штаб 7-го прожекторного полка. В 1941 году эти, и соседние подразделения защищали небо над Москвой. По окончании Великой Отечественной войны части ПВО расформировали, а несколько лет спустя на их месте расположилась часть противоракетной обороны, которая существовала до начала 1990-х годов.

После войны митинский колхоз объединили с соседними хозяйствами, в селе была организована полеводческая бригада колхоза «Заветы Ильича». На базе существовавших в селе мастерских в 1954 году начал работать опытно-экспериментальный завод Министерства автомобильного транспорта. Восстановили и гончарное производство, которое перешло на выпуск цветочных горшков. Рабочий поселок Митино и деревня Митино развивались неравномерно. Число жителей поселка росло, и в деревне их становилось все меньше.

В 1984 году Митино перешло в подчинение Моссовета, а в 1985 году официально было включено в состав Москвы. После чего здесь началось массовое жилое строительство. В 1990-е годы Митино продолжали застраивать, и скоро оно превратилось в благоустроенный район с хорошей экологической обстановкой и развитой социальной и транспортной инфраструктурой.

До 1991 года Митино входило в состав Тушинского района Москвы, в 1991 ему присвоили статус временного административного округа, а в 1995 году стало самостоятельным районом Москвы.

Источник

История Митино

Деревня Митино занимала крайнее западное положение на территории современного Северо-Западного округа. Первые поселения возникли в Митино около четырех тысяч лет назад, о чем свидетельствуют исследованные археологами на речке Барышихе второе Спас-Тушинское городище, четыре раннеславянских и одно древнерусское селище, а также известная курганная группа с крупнейшим в Подмосковье курганом высотой более семи метров, который был отмечен как Великая Могила в писцовой книге в 1627 году.

Расположение деревни Митино на Волоцкой дороге и в относительной близости к селу Аристово, возможно говорит том, что она получила свое название от Митина починка, который отмечался в 1389 году в завещании князя Дмитрия Донского, затем в 1417 был пожалован князем Василием Дмитриевичем его княгине Софье Витовтовне и больше не упоминался ни в одном из следующих документов.

Читайте также:  можно ли посмотреть в зуме историю конференции

Село Уварово исчезло навсегда. Однако память о нем осталась в народе: верховые речки Барышихи жители Пенягино до сих пор называют Уваровским оврагом. Лет двадцать пять назад на этом овраге около проселочной дорожки из Пенягино в Митино еще были заметны следы плотины, некогда перекрывавшей его русло. А Митино сто пятьдесят лет было пустошью и вновь заселилось только в начале позапрошлого века. К тому времени бывшие монастырские земли перешли к Государственной коллегии экономии. Материалы Генерального межевания 1760-х гг. и 1800 г., подробные в описании каждого населенного пункта, не содержат никаких сведений о Митино. Только в ревизских сказках 1816 г. она упоминается вновь и представляет собой крупное селение с 38 крестьянскими дворами, 131 душой мужского и 146 душами женского пола. В 1879 году в Митино открывается земская школа. В 1899 году население деревни составило 510 человек.

В 1938 году, когда стала формироваться система противовоздушной обороны Москвы, на южной окраине Митино расположился штаб 251-го зенитно-артиллерийского полка, входившего в 1-ю бригаду ПВО Москвы. Подразделения полка находились на Ильинском, Волоколамском и Пятницком шоссе в 5 военных городках, а около деревни Митино разместились в бараках штаб полка, полковая школа, медсанчасть, артиллерийские и автотракторные мастерские. Здесь же разместился и штаб 7-го прожекторного полка.

После войны дивизия была расформирована. Однако, несколько десятилетий спустя, в Митино расположилась часть противоракетной обороны, находившаяся здесь до начала 90-х годов.

Наибольший рост деревни Митино приходится на начало 1960-х годов, когда в ней числилось 920 жителей. К этому времени на базе мастерских в 1954 году был организован опытно-экспериментальный завод Министерства автомобильного транспорта РСФСР. Были реконструированы и гончарные мастерские, производившие цветочные горшки. Однако в уже 70-е годы молодежь из деревни Митино начинает переселяться в фабричные поселки близлежащих заводов.

Близость Митино к Москве, наличие свободных земель и большого лесного массива послужили основой для передачи его территории в состав Москвы с целью создания здесь нового микрорайона, население которого должно было составить 120 тысяч человек. Решение о передаче Митино Москве было принято в 1984 г.

Источник

Ранняя история Митино

Ранняя история Митино

MitinoRivers

Долины малых рек, омывающих район Митино и примыкающие к нему территории, — Сходни, Барышихи, Баньки, Журавки/Муравки (по которой названы Муравские улицы), Синички (см. карту), — люди начали обживать очень давно. Именно в этом микрорегионе была сделана единственная находка человеческих останков эпохи палеолита в пределах всей (!) современной Москвы: при прокладке Сходненского канала, соединяющего реку Сходню (примерно на полтора км выше ее устья) и канал им. Москвы, строители обнаружили верхнюю часть черепа человека времен ледникового периода, находившуюся в одном слое с костями доисторических животных: мамонта и овцебыка. На схеме расположения памятников археологии СЗАО г. Москвы, составленной Е. Н. Мучальским и М. Н. Арсеевой, предположительное место этой находки указано под номером 1.

middle drevnost28

Еще в конце XIX века в районе села Спас (или Спас-Тушино) на левом берегу реки Москвы, а также на противоположном берегу — в районе деревни Мякинино — были обнаружены предметы, относящиеся к так называемой фатьяновской культуре, датируемой II тысячелетием до Рождества Христова (см. номера 4–5 на той же схеме). Целый ряд находок в районе того же Спас-Тушино, а также немного северо-западнее — у речки Барышихи и в районе деревни Пенягино — относится к так называемой дьяковской культуре эпохи раннего железного века, между VII веком до Р. Х. и V веком по Р. Х. (см. номера 6–15 на той же схеме).

Впрочем, древние поселения фатьяновцев (этнически, вероятно, относившихся к славяно-балто-германской общности) и дьяковцев (судя по всему, финно-угров) опустели еще в дописьменную эпоху, и только спустя долгое время территория современной Москвы была вновь заселена людьми — на этот раз, славянами. Первые славянские поселения на территории Московского региона датируются IX–X веками, но основную роль в заселении сыграли древнерусские племена вятичей, пришедшие сюда в ходе двух волн переселений: первая имела место во 2-й половине XI века по Р. Х., а вторая заняла весь XII век и продолжалась до середины XIII века.

Основными центрами расселения славян были: район будущего Звенигорода, долины рек Истра и Пахра в их нижнем течении, долина реки Пехорки, а также район будущих Спас-Тушино и Мякинино (см.: Кренке Н. А. Древности бассейна Москвы-реки от неолита до Средневековья. М.; Смоленск, 2019. С. 95–99), то есть ближайшие окрестности Митино. В 1147 году (согласно тверскому летописанию, в 1156 году) в том месте, где сейчас находится московский Кремль, Юрием Долгоруким — великим князем Ростово-Суздальским и затем Киевским — была устроена первая крепость, обозначившая княжеское присутствие среди уже заселенных крестьянами земель. Таким образом, княжеская Москва — младше окрестных крестьянских поселений, которые со временем войдут в состав той же Москвы и в число которых входили и селища вокруг будущего Митино.

В Спас-Тушино, вдоль речки Барышихи и в районе деревень Пенягино и Мякинино обнаружено множество следов вятичских поселений и погребений (см. номера 17–35 на схеме выше; часть из этих вятичских курганов в настоящее время находится на территории Ландшафтного парка Митино). На схеме «Зон охраны памятников археологии в южной части Митино», составленной С. З. Черновым и утвержденной постановлением Правительства Москвы № 223 от 22.03.1994 (фото иллюминированной схемы см. ниже), можно увидеть, насколько район Митино и его окрестности насыщены памятниками археологии — охранные зоны памятников занимают в этом районе значительные площади (в настоящее время площадь охранных зон сокращена; часть объектов в ходе строительства Митино и «Крокус-сити» была уничтожена).

archeozones

Славяне, переселявшиеся в Москву в XII веке, уже исповедовали Православие. Наиболее интересный церковный памятник всего района — монастырь Спаса-на-Всходне, ныне не существующий. Монастырь был устроен не позднее конца XIV века, о чем свидетельствует запись в Рогожском летописце XV века, летописи тверской традиции (рукопись РГБ. ф. 247 (Рогож.), № 253, сер. XV в.). Под 1390 годом здесь сказано:

Тое же весны въ великое говѣнiе преставися рабъ Божiи Иванъ Родивоновичь, нареченыи въ мнишьскомъ чину Игнатiи, и положенъ бысть у святаго Спаса въ монастыри, иже на Восходнѣ
(ПСРЛ. Т. 15 (изд. 2-е), вып. 1. Пг., 1922. Стб. 158).

Речь идет о боярине Иване Родионовиче Квашне — герое Куликовской битвы, соратнике святого благоверного великого князя Димитрия Донского. Отец Квашни, Родион Нестерович, происходил из знатного галицкого или киевского рода, но поступил на служение к Московскому и Владимирскому великому князю Ивану Калите (по другим сведениям, на службу ко святому благоверному великому князю Даниилу Московскому, отцу Ивана Калиты, поступил уже отец Родиона, Нестор Рябец), за что получил от великого московского князя «пол Волока Ламского». Вторая половина Волоколамска в ту эпоху принадлежала Новгороду (об особенностях принадлежности Волока Ламского см.: Чернов С. З. Новгородская и великокняжеская «половины» Волока Ламского в XIII–XV вв. // Новгородский исторический сборник. 7 (17). Спб: Дмитрий Буланин, 1999. С. 75–99), но Родион якобы сумел подчинить Москве весь город, за что, согласно Четвертой Новгородской летописи,

князь великии дасть ему село во область, кругъ реки Восходни на пятинадцати верстахъ
(ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 2. Л., 1925. С. 478).

Две процитированные летописные записи являются древнейшими письменными упоминаниями о территориях, непосредственно прилегающих к будущему Митино.

Во многих публикациях с самим Митино отождествляется топоним «Митин Починок» из духовных грамот Димитрия Донского и Василия Ι Дмитриевича, о чем мы уже писали. Если это отождествление верно, данный топоним можно считать следующим по времени упоминанием указанных территорий в исторических документах. Однако уверенным в этом отождествлении быть все-таки нельзя. Зато бесспорным является существование в округе Воиницкого мыта — таможни, в 1470-е годы принадлежавшей Борису Васильевичу Волоцкому, внуку Василия I (ДДГ. 226–230. № 69; С. 250. № 71; С. 269. № 73), а затем его сыну Феодору (ДДГ. С. 408. № 98). Принадлежность этого мыта волоцким князьям прямо указывает на его связь с Волоколамском (ср. также ДДГ. С. 37 № 13), поэтому можно предположить, что он располагался на старой волоколамской дороге (ныне Пятницкое ш. в районе Митино) и представлял собой экстерриториальную часть волоколамской администрации (Чернов. Цит. соч. С. 81–82). Экстерриториальный механизм сбора торговых податей Волока Ламского мог возникнуть еще в домонгольские времена и восходить к попыткам новгородцев установить контроль над древним путем из Ростова Великого в Киев (см.: он же. Сфрагистический комплекс из Могутова и его значения для изучения предыстории Московской земли в первой половине XII века: первые опыты интерпретации // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2003. № 2 (12). С. 5–21). Впрочем, на основе археологических данных недавно был предложен и иной вариант локализации мыта — не на левом, а на правом берегу Москва-реки, напротив монастыря Спаса-на-Всходне (Коваль В. Ю. О местоположении Войницкого мыта // Археология Подмосковья: Материалы научного семинара. М., 2014. Вып. 10. С. 111–128). В любом случае, к монастырю и непосредственно прилегавшей к нему территории мыт отношения иметь не мог, поскольку являлся княжеским владением (не он ли и был тем самым «Митиным починком»?), тогда как монастырь принадлежал боярам Квашниным/Тушиным.

Читайте также:  история обременений объекта недвижимости

panorama

Монастырь Спаса-на-Всходне полтора или два столетия оставался родовым имением этих бояр. Создан он был либо родоначальником династии, Родионом Несторовичем, либо Иваном Родионовичем — тем самым боярином по прозвищу Квашня, в летописной записи о погребении которого монастырь впервые и упоминается (см. выше). Монастырь располагался на высоком левом берегу реки Москвы, на остром мысу между рекой и оврагом. Это место можно заметить из вагона метро, идущего по метромосту в Митино (см. фото). После смерти Ивана Родионовича монастырь перешел во владения его младшего сына Василия, прозванного Тушей, — родоначальника фамилии Тушиных.

В XVI веке монастырь процветал, на что указывает наличие в нем даже не одной, а двух каменных церквей — собора Преображения Господня, построенного в 1-й половине XVI века, и церкви святого мученика Андрея Стратилата, построенной во 2-й половине того же столетия. Такое посвящение церкви не было случайным: в 1542 году праправнук Василия Туши по имени Андакан, в крещении Андрей, сосредоточил в своих руках значительную часть имений предков, включая монастырь и прилегавшее к нему село Тушино, и позаботился о строительстве церкви в честь своего святогоErgot.

После смерти Андакана монастырь достался Стефаниде, в иночестве Софии — младшей дочери Андакана. Та, будучи монахиней — и, следовательно, не имея наследников, — в 1570 году передала его Троице-Сергиевой лавре; так монастырь из родового имения Квашниных/Тушиных сделался лаврским подворьем. В 1608–1609 году монастырь подвергся разорению, поскольку в непосредственной близости с ним располагался лагерь Лжедмитрия ΙΙ — «Тушинского вора». В частности, Преображенский собор был разрушен, а имущество — разграблено. От этого потрясения монастырь уже не отошел; после Смутного времени иноческая жизнь на этом месте так и не возродилась, а сохранившаяся Андреевская церковь сделалась приходской, причем в конце XVII века она была переосвящена и стала называться Преображенской, по имени разрушенного собора.

Церковь просуществовала до 1890 года, когда ее пришлось разобрать, поскольку она опасно сползала в реку (возможно, на разрушение церкви повлиял рост числа жителей в селах Спас и Митино: для строительства домов крестьяне добывали бутовый камень в овраге у подножия церкви, что могло привести к движению грунтов). Существовали планы укрепления берега ради сохранения церкви, но они не смогли осуществиться. Тем не менее, перед разборкой церковь была тщательно описана (см.: Преображенская церковь в селе Спасском-Тушине Московского уезда // Древности. Труды комиссии по сохранению древних памятников имп. Московскаго археологического общества. М., 1908. Т. 2. С. 139–141) и несколько раз зарисована. В частности, ее изображение было опубликовано в книге Г. Есипова «Тушинский вор» (Русские достопамятности. М., 1877. Т. 1: литография авторства К. Эргота, фото прилагается). Еще ранее, в 1860-е годы, церковь оказалась запечатлена на картине Ивана Ивановича Шишкина «Полдень. В окрестностях Москвы» (в частности, на картине еще видна колокольня, разобранная в 1875 году), которая легла в основу шишкинской коллекции Государственной Третьяковской галереи (см. фото ниже; копию картины в более высоком разрешении можно скачать здесь).

200px Shishkin Polden Okrestnosti Moskvy

Полдень. Окрестности Москвы

Церковь Преображения / Андрея Стратилата представляла собой выдающийся образец русской шатровой архитектуры XVI века (Раппопорт П. А. Русское шатровое зодчество конца ХVI в // Материалы и исследования по археологии СССР. М.; Л., 1949. №. 12. С. 238–301), и остается лишь сожалеть, что она не дошла до наших дней (см. о ней: Баталов А. Л. К истории Спас-Тушинского монастыря на реке Сходне. Церковь Андрея Стратилата конца XVI в. // Реставрация и архитектурная археология. Новые материалы и исследования. М., 1995. Вып. 2. С. 141–145).

Новая церковь в честь Преображения Господня была построена в Тушино в удалении от берега реки, где стоит и сейчас, при этом кирпич от старой церкви Преображения / Андрея Стратилата нашел себе применение в другом месте: «В 1890 г. эта церковь была разобрана и перенесена в с. Рождествено» (Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969. С. 280).

Таким образом, храм Рождества Христова в Митино является наследником древнего монастыря Спаса-на-Всходне и прямо причастен к истории как этого монастыря, так и Троице-Сергиевой лавры, которой монастырь когда-то принадлежал. Он построен в том числе из кирпичей той самой церкви монастыря Спаса-на-Всходне. Однако самую главную роль в истории и храма Рождества Христово в Митино, и самой деревни Митино все-таки сыграла еще одна, также крайне важная для истории Руси и Русской Церкви, обитель — кремлевский Чудов монастырь, о чем речь пойдет в следующих заметках.

Источник

История Митино

Mitino

Г ербовая эмблема нашего района, история которого насчитывает более четырех тысяч лет, отражает исторические и природные особенности местности. Эмблема состоит из двух частей: верхней и нижней.

В верхней части красного цвета расположено изображение старинной золотой ладьи под парусом на колесах. Речки, протекавшие по территории нынешнего района Митино, были надежными путями для торговых караванов. Через эти земли шел путь с Запада на Восток. Торговый люд селился на этих возвышенностях с древности, задолго до того, как появилась Москва. В устье Барышихи торговые караваны совершали восхождение в долину Клязьмы. Известно, что русские торговцы ставили «ладьи под парусом» на колеса и «волокли» их по водоразделу от одной реки до другой. Таким образом, в XIII-XIV веках здесь проходил сухопутный путь-волок между рекой Клязьмой и Москвой-рекой. Также историческим источником для изображения ладьи на гербе служит летописный рассказ о походе князя Олега на Константинополь, в котором говорится, что византийцы были поражены видом кораблей русичей, поставленных на колеса и с раскрытыми парусами двигавшихся по суше к стенам города.

В нижней же части на зеленом фоне расположено изображение дубового листа, имеющего золотой цвет, что отражает наличие старинной природной дубравы, располагавшейся у речки Барышихи, и соответствует топонимическим особенностям района: Дубравная улица, речка и улица Барышиха.

Любимые места Митинцев:

Каштаны на Митинской: между торговым центром «Ковчег» и поликлиникой.

Новая плотина в Красногорском лесопарке: «Летом там хорошо, можно на лодке поплавать, да и просто искупаться».

Храм святых равноапостольных Константина и Елены.

Сквер перед Храмом Всемилостивого Спаса.

Ландшафтный парк — первое, что отвечают митинцы на просьбу назвать самое живописное на их взгляд место района.

Гимн района Митино:

Митино-град

Б лизость Митино к Москве, наличие свободных земель и большого лесного массива послужили основой для передачи его территории в состав Москвы с целью создания здесь нового микрорайона. Решение о передаче Митино Москве было принято в 1984 году. В его состав входят 12 микрорайонов, деревня Пенягино, поселки Дачное, Новобратцево и село Рождественно.

С егодня Митино из молодого строящегося района превратился в современный благоустроенный экологически чистый зеленый островок на Северо-Западе Москвы, со своей древней истории. Два старинных лесных массива: вдоль Пятницкого шоссе и улицы Барышиха, а также молодой Ландшафтный Парк окружают красивый жилой комплекс. Развитая инфраструктура: в каждом микрорайоне школы и детские сады, как специализированные, так и обычные, несколько физкультурно-оздоровительных центров, 2 бассейна, большой выбор торгово-развлекательных центов.

Митино с древних времен.

Территория современного района Митина, прозывавшаяся в старину Всходней, неразрывно связана с историей княжества Московского. Всходня начиналась с устья речки Барышихи при её впадении в Москву-реку. Она состояла из обширного заливного луга по левому берегу Москвы-реки с отлогим, постепенно возвышающимся берегом, который под деревней Пенягино разделен долом и, чуть дальше, прорезан глубоким оврагом и речкой Барышихой. По этому долу торговые караваны восходили к руслу реки Всходни (ныне речка Сходня), минуя её петляющее в нижнем течении русло. Мимо высокого плато, где ныне раскинулись многоэтажные корпуса Митина, корабли по глубоким оврагам проходили к реке Всходне. Таким образом, в те времена река Всходня служила торговым путём между Москвой-рекой и Клязьмой. Некогда через Всходню пролегала и древняя Волоцкая дорога, что вела из Москвы в Волок Ламский (ныне Волоколамск).

Т олько во второй половине XVII в., главный поток грузов переместился на бывшую Звенигородскую дорогу, которая стала именоваться Большой Воскресенской, а затем Волоколамской дорогой. А старый путь, потеряв прежнее значение, стал местной Пятницкой дорогой, названной по селу Пятница-Берендеево на Истре.

Р асположение деревни Митино известно с 1330 года, как пожалование князя Ивана Калиты его жене, что позволяет соотнести её с «Митиным починком», который отмечался в 1389 году в завещании князя Дмитрия Донского, а затем в 1417 году был пожалован Василием Дмитриевичем своей жене, княгине Софье Витовтовне. Здесь же от византийской царевны Софьи Палеолог, ставшей в 1471 году второй женой великого князя Ивана III, получил надел прибывший в её свите византиец Микула Ангелов, имя которого увековечилось в названии основанной им деревни Ангелово.

Читайте также:  история возникновения имени человека

Н а крутом берегу в трёх километрах выше устья Всходни, издревле известном под названием Старая гора, находился монастырь Спаса на Всходне, который был в XI V веке возведён на месте древнего городища. От этого монастыря пошло село Спасское на Всходне. На протяжении трёх веков территория Всходни принадлежала московскому Чудову монастырю. С начала X V I столетия этот монастырь приобретал вотчины в Горетовом стане, в число которых входило вместе с принадлежавшими ему деревнями и пустошами село Уваровское, бывшее родовое поместье рода Уваровых, основателем которого был выходец из Орды, поступивший на службу к Дмитрию Донскому. Уваровская вотчина, в свою очередь, состояла в Банском стане (село Банское на реке Бане). Монастырю принадлежала и Драчёвская пустошь на Всходне, где после разорения села Уваровское польско-литовскими интервентами размещался центр Чудовской вотчины и был возведён деревянный храм во имя Рождества Христова. После постройки храма новое село стало называться Рождествено, Драчёво тож на реке Всходне.

В отчина Чудова монастыря, находившаяся на двух дорогах – Волоколамской и Звенигородской – была разорена в Смутное время. В 1623 году в ней числятся только село Уварово с монастырским двором, двумя крестьянскими и двумя бобыльскими дворами да 16 пустошей. Причем деревня Минино-Микитино разделилась на две части – пустошь Микитина на Куровом овраге и пустошь Минина на суходоле. Только к 1646 году возродилась деревня на Куровом овраге, теперь уже под двойным названием «Митино, Микитино тож». Расширилось и Уварово, но стало оно числиться деревней, так как центр вотчины переместился во вновь образованное село Рождествено-Драчёво на реке Всходне. Таким образом, в состав Рождественского прихода входили деревни Уварово, Митино, починок Русинов, а с 1652 года и деревня Путилково на Всходне.

В 1654 году на Уварово и Митино обрушилась эпидемия. Деревни Митино и Уварово полностью вымерли, запустели с морового поветрия. Сельцо Уварово исчезло навсегда, однако память о нем осталась в народе: верховье речки Барышихи жители Пенягина до сих пор называют Уваровым оврагом.

В процессе секуляризации церковных и монастырских земель в 1762 году село Рождествено на Всходне с деревней Путилковой перешли из Чудова монастыря в Коллегию экономии. При этом деревне Путилковой принадлежали пустоши Федотово, Приездово, Липняк, Торлаково на речке Бане, Микитино, Лайково, Степанково, Митинино тож, Берняково на речке Бане, Минино, Козаково тож на Куровом овраге, а также пустошь, что было сельцо Уварово на речке Барышихе.

Д еревня Митина сто пятьдесят лет была пустошью и вновь заселилась только в начале XIX века. Митинские старожилы передавали рассказы отцов, что их предки после Отечественной войны 1812 года были вывезены из Рузы для строительных работ по восстановлению Москвы. Реально же деревня была заселена несколько раньше, между 1800 и 1811 годами, но легенда об участии в восстановлении Москвы и развернувшемся в 1820-х годах строительстве новых дорожных трактов, в том числе и Пятницкой дороги, не беспочвенна. В Куровом овраге ещё недавно были заметны ямы, в которых прежде добывали камень, и сам он получил у местных жителей название Каменного оврага. К этому времени наиболее крупными поселениями Рождественского прихода были деревня Митина, где числилось 34 двора, и деревня Путилково с 30 дворами. На приходе в 1847 году числилось 110 дворов с населением 860 человек, большинство из которых были крестьяне деревень Митиной и Путилковой Московской палаты государственных имуществ, а также сельца Гаврилкова, которым владел помещик штабс-капитан Г.С. Тихменев.

Б урные революционные события 1917-1918 годов обошли Митино стороной.

У же в предвоенные годы рядом с деревней Митино начинает складываться рабочий поселок. В 1934 г. на окраине деревни возникли машиноремонтные мастерские, в 1935 г. поблизости устроил гончарные мастерские питомник декоративных насаждений, основав небольшой поселок Гончарка.

Митино во время Великой Отечественной войны

Н аиболее значимым для её последующего развития стал 1938 год, когда в результате формирования системы противовоздушной обороны Москвы на южной окраине Митино расположился штаб 251-го зенитно-артиллерийского полка, входившего в 1-ю бригаду ПВО Москвы. Подразделения полка находились на Ильинском, Волоколамском и Пятницком шоссе в 5 военных городках, а около деревни Митино разместились в бараках штаб полка, полковая школа, медсанчасть, артиллерийские и автотракторные мастерские. Здесь же разместился и штаб 7-го прожекторного полка.

В тяжелые дни обороны Москвы в Митине и его окрестностях были развернуты 5 медсанбатов. Не всем раненым удалось сохранить жизнь. Умерших от ран хоронили рядом с медсанбатами.

В 1952 г. было проведено их перезахоронение: в одну братскую могилу были собраны останки 536 воинов. Два десятилетия спустя комсомольцами московского монтажного управления №5 был установлен памятный знак из 4 сходящихся к центру плит, символизирующих склоненные знамена.

В 1972 году на братской могиле, где похоронены останки 536 воинов, был установлен памятный монумент из бетона. В 1942 году полк был переформирован в дивизию. Большую часть нового пополнения составляли девушки.

П осле войны дивизия была расформирована. Однако, несколько десятилетий спустя, в Митино расположилась часть противоракетной обороны, находившаяся здесь до начала 90-х годов.

Первобытные стоянки в районе Митино и близлежащих территориях

П одмосковная земля изобилует древними памятниками различных эпох. Но особенно многочисленными в Подмосковье были могильники и курганы, свидетельствующие о находившихся поблизости древних славянских поселениях. К ним относятся курганные группы около села Спас, Тушина, деревень Алешкино, Мякинино, Митино, Пенягино, в ряде мест на речке Баньке и Барышихе, курганы на пустоши «Городище», показанные на чертеже К.Ф.Калайдовича в 1828 г. (всего выявлено около 30 памятников).

До сих пор Подмосковные курганы привлекают внимание кладоискателей. Какие сокровища сокрыты в курганах Подмосковья? Первым попытался ответить на этот вопрос сотрудник Археологического общества А.И.Кельсиев. Им в 1883 г. проведены одни из первых в Подмосковье раскопок курганов около деревни Митино возле Пятницкой дороги (XIV- XX вв., до XVII в. Большая Волоцкая дорога).

История этой местности представляет значительный археологический интерес. О ее древнем заселении свидетельствуют обнаруженное археологами на речке Барышихе Спас-Тушинское-2 селище (XII-XVI вв.), курганные могильники Спас-Тушино-3 и Спас-Тушино-4 (XII-XIII вв.). Четыре раннеславянских селища вблизи Митина (XII-XVI вв.) и одно древнерусское поселение, а также курганная группа из шести курганов XII- XIII вв. с крупнейшим в Подмосковье курганом отмеченны в писцовой книге 1627 г. как «Великая Могила», поражавшая своими размерами. Ее насыпь имела высоту более 7 м. и диаметр около 20 м.

Здесь, ближе к Павшину, на склоне холма еще в прошлом веке отмечались славянские курганы XII-XIII вв. (один из них, поврежденный кладоискателями сохранился до настоящего времени). На месте городища была найдена и «сетчатая» и «гладкостенная» глиняная керамика, характерная для начала и середины I тысячелетия до н. э. Однако культурный слой оказался очень беден. Вероятно, городище было населенным непродолжительное время. На городище прослеживались земляные валы и рвы как с напольной стороны, так и в нижней части. Проложенная археологами траншея рассекла валы и площадку городища на две части, но после включения территории в состав Москвы площадку и склоны городища заняли частные огороды, исказившие его внешний облик.

Выше по течению речки Барышихи в том месте, где ее сейчас перегородила плотина с новой грунтовой дорогой, краеведом Е.Н.Мачульским в 1967 г. были обнаружены следы раннеславянского поселения, существовавшего, по-видимому еще до монголо-татарского нашествия. Этим временем датируются и курганные могильники XI-XIII вв. над долиной речки Барышихи, а по документам XVI в. на этом месте располагалось сельцо Борисково, от которого произошло в дальнейшем и название пустоши. Еще до строительства плотины в береговом обрыве просматривались культурный слой и характерная черная осыпь, в которой были собраны образцы древней керамики.

Площадка Пенягинского городища, расположенная на высоком мысу, имела форму, близкую к прямоугольной и продолжалась двумя террасами с едва сохранившимися следами некогда существовавших земляных холмов. В отличие от других городищ, оно имело оборонительные валы на склоне западной стороны, в результате чего образовались две искусственно созданные террасы, сохранившиеся до настоящего времени.

В сего на территории Северо-Западного района г. Москвы, примыкающему к Строгино, Митино и Красногорску существовало более 50 древнейших памятников истории, древнекаменного, каменного и последующих веков вплоть до раннеславянских поселений вятичей.

В марте 1994 года правительство Москвы приняло постановление «Об утверждении зон охраны памятников археологии в районе Митино». Этим решением утверждены зоны охраны, зоны регулированной застройки и зоны охраняемого ландшафта. Охраняемая зона «Всходня», названная известным в истории старинным именем этой реки, была объединена в природный и историко-культурный заказник «Верхняя Москва-река». Были приняты на государственную охрану 32 известных памятника археологии на территории между Волоколамским шоссе, Московской кольцевой автодорогой, речкой Банькой, деревней Пенягино и по обе стороны Москвы-реки до деревни Мякинино.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector