история крепости бадабер в афганистане

Как КГБ отомстил за гибель советских пленных в «душманской» тюрьме Бадабер

jpg

Укреплённый район Бадабера был построен американцами в начале холодной войны в качестве Пешеварского филиала пакистанской резидентуры ЦРУ.

Во время афганской войны в селении Бадабер располагался центр гуманитарной помощи, который якобы должен был предотвратить голодные смерти среди беженцев. Но на деле он служил прикрытием для школы боевиков контрреволюционной афганской партии Исламского Общества Афганистана, где тайно содержались советские военнопленные, считавшихся на Родине без вести пропавшими.

Побег

30 лет назад, 26 апреля 1985 года, когда весь Советский Союз готовился к наступавшему 40-летнему юбилею Дня Победы, примерно в 18:00 в крепости Бадабера послышались выстрелы. Воспользовавшись тем, что почти вся охрана лагеря отправилась совершать вечерний намаз, группа советских военнопленных, устранив двух часовых у артиллерийских складов, вооружилась, освободила пленных и попыталась скрыться.

Как вспоминал впоследствии лидер ИОА, экс-президент Афганистана Бурхануддин Раббани, сигналом к восстанию послужили действия одного из советских солдат. Парень смог разоружить охранника, принёсшего похлёбку.

Штурм тюрьмы

Так или иначе, восставшим удалось захватить арсенал и занять выгодные для уничтожения подразделений охраны, позиции.

На вооружении советских солдат находились крупнокалиберные пулеметы, миномёты «М-62», ручные противотанковые гранатомёты.

Роковой залп

Вот как потом описывал это один из узников Бадабера, Рустамов Носиржон Умматкулович:

Выживших не осталось. Тех, кто не погиб во время взрыва, добили наступавшие. Правда, если верить перехваченному сообщению американского консульства в Пешаваре Госдепартаменту США: «Троим советским солдатам удалось выжить после того, как восстание было подавлено».

Потери моджахедов составили 100 моджахедов, 90 пакистанских солдат, в том числе 28 офицеров, 13 членов пакистанских властей и 6 американских инструкторов. Взрывом также был уничтожен тюремный архив, где хранились сведения о пленниках.

Чтобы исключить повторения инцидента, через несколько дней после восстания последовал приказ лидера Исламской партии Афганистана Гульбеддина Хекматияра: «русских в плен не брать».

Реакция

Но факт восстания подтвердил представитель Международного Красного Креста Дэвид Деланранц, посетивший 9 мая 1985 года советское посольство в Исламбаде. Однако СССР ограничилось нотой протеста внешнеполитического ведомства, которая возлагала полную ответственность за произошедшее на правительство Пакистана и призывало сделать выводы о том, к чему может привести участие государства в агрессии против ДРА и СССР. Дальше этого заявления дело не пошло. В конце концов, советские военнопленным «не могли быть» на территории Афганистана.

Месть КГБ

Но была и неофициальная реакция СССР. По данным журналистов Карлана (Kaplan) и Бурки (Burki S), советские спецслужбы провели ряд операций возмездия. О том, что СССР не оставит это дело без ответа, 11 мая 1985 года заявил посол Советского Союза в Пакистане Виталий Смирнов.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Афганский Собибор: история восстания в лагере Бадабер

UXjzcFcvY6OT9IsY6snjPSWlH3twwpZXM2J8dMXE

26 апреля 1985 года афганские моджахеды и пакистанские военные узнали, что такое настоящее мужество советских воинов

В нашей стране операцию по оказанию вооруженной поддержки правительству Афганистана называют Афганской войной, хотя официально она никогда такого названия не имела. Ограниченный контингент советских войск в Афганистане — ОКСВА — провел в этой стране почти десять лет: с декабря 1979-го по февраль 1989 года. За это время из числа советских военнослужащих и вольнонаемных работников без вести пропали 287 человек. Судьба многих из них неизвестна до сих пор, вероятнее всего, большинство из них попали в плен к моджахедам, где и погибли.

Воронка вместо памятника

История этого восстания до сих пор неизвестна целиком, и вряд ли когда-нибудь все существующие пробелы будут восполнены. Из участников восстания в живых остались только двое, которые уже рассказали все, что помнили. Те, кто противостоял советским и афганским солдатам и офицерам — афганские моджахеды и пакистанские военные — вдаваться в детали не собирались тогда и не хотят поныне. Восстание в лагере Бадабер едва не стало международным скандалом, а для душманов и пакистанской армии оказалось настоящей пощечиной, след от которой сохранился и поныне. Причем вполне материальный. На месте, где когда-то стоял лагерь подготовки боевиков Бадабер, до сих пор видна колоссальная воронка. Это все, что осталось от склада вооружений, на котором забаррикадировались восставшие и откуда их так и не смогли выбить.

48e6b1bb94a9b061d8948b4eda5c8b74011e382f
Моджахеды наблюдают за горной дорогой, начало 1980-х.
Источник: https://livejournal.com

Уничтожение склада боеприпасов стало последней точкой в истории восстания в Бадабере, которую поставили в 8 часов утра 27 апреля. А началось восстание за полсуток до этого — в девять часов вечера 26 апреля, когда советским военнопленным удалось снять часовых и вырваться на свободу.

Концлагерь на дюжину человек

074b76119c25ce817cada9813781f9e8cb504b9d
Обязательная для мусульман молитва стала идеальным временем для начала восстания в Бадабере.
Источник: https://livejournal.com

Первые советские пленные появились в Бадабере, судя по всему, не раньше 1982 года. Во всяком случае, среди тех, кто поднял восстание в апреле 1985-го, были несколько человек, которые провели в здешних зинданах (подземная тюрьма – прим. ред.) почти три года. Время от времени в лагерь доставляли новых пленников, захваченных во время нападения на советские караваны или в боевых столкновениях, но их никогда не было много. В среднем в Бадабере содержалось 10-15 советских военнослужащих и примерно вдвое больше афганских — их, служивших в самых глухих местах или приезжавших на побывку домой, захватывали чаще.

Матч-рекогносцировка

Как позднее вспоминали уцелевшие военнопленные из Бадабера, все изменилось, когда в лагерь доставили очередного пленника, которого называли Абдурахмон. Такой была практика содержания пленных: им всем присваивали мусульманские имена, рассчитывая тем самым оторвать от корней и подтолкнуть к изучению Корана и принятию ислама. А чтобы процесс шел быстрее, начальник лагеря, тоже носивший имя Абдурахмон, пускал в ход плетку со свинцовым наконечником.

a4d9fe8e1257971c80d7b6534f8d167850db340a
Оружие, уничтоженное в бадаберском арсенале, должно было отправиться в Афганистан,
где за такими оружейными караванами охотился советский спецназ. Источник: http://www.aif.ru

Но познание чужой веры и до того шло ни шатко ни валко, а с появлением «Абдурахмона» и вовсе застопорилось. Этот человек называл себя вольнонаемным водителем, которого взяли в плен в 1982 году и увезли в Иран, где заставили выучить фарси. Однако большинство пленных сразу признали в нем командира, имеющего право принимать решения и отдавать приказы. Как рассказывал через двадцать лет после восстания чудом уцелевший военнопленный Носиржон Рустамов, «новичок знал и умел все, что должен знать и уметь командир». Кроме того, «Абдурахмон» демонстрировал не только удивительную физическую подготовку, почему-то не пострадавшую за три года в плену, но и невероятную силу духа. Именно он добился от своего тезки, чтобы тот вышел с ним на поединок, ставкой в котором были футбольный матч с афганцами, если победит пленник, и кандалы для него, если проиграет. «Абдурахмон» в течение нескольких минут взял верх над соперником, а потом истощенные пленные сумели обыграть афганцев со счетом 7:2.

И хотя матч запомнился Носиржону прежде всего совершенно неспортивным поведением афганцев, которые не стеснялись со всей силы лупить по ногам советских военнопленных, главной цели они добились. Ведь матч был прежде всего рекогносцировкой: далеко не все пленники хорошо представляли себе расположение строений в Бадабере, даже те, кого водили на разгрузку в оружейный склад. До матча никому из них просто не приходило в голову запоминать, что где находится, пока не появился человек, который сказал, зачем это нужно.

Безнадежная победа

272f8c8b69f62932b2344b7280105bd1ec100794
Советские автомобильные конвои на афганских дорогах были излюбленной целью душманов.
Источник: https://livejournal.com

Выбор на пятницу пал не случайно: именно в этот день все обитатели лагеря, за исключением часовых и отдыхавших в отдельном здании инструкторов, выстраивались на плацу и отправлялись в мечеть на пятничную молитву. Лучшей возможности для нападения не было, и как только курсанты под руководством инструкторов-мусульман отправились молиться, пленники взяли в руки заточенные металлические прутья и пошли в атаку.

С этого момента у восставших был только один путь: держать оборону на крыше и внутри арсенала, требуя встречи с представителями дипломатических миссий СССР и Афганистана в Пакистане, а также с представителями Красного Креста. Но именно на это и не могли согласиться ни моджахеды во главе с лидером «Исламского общества Афганистана» Бурхануддином Раббани, ни тем более представители Пакистана. Информация о том, что в этой стране, которая де-юре держала нейтралитет в афганском конфликте, а де-факто активно помогала душманам, есть лагеря советских военнопленных, привела бы к катастрофическому скандалу, на который не мог пойти ни Исламабад, ни его американские кураторы.

786bcc414a8e1a6f006059fa36f451b452bdad38
Архивный снимок: душманы конвоируют советских военнопленных на афгано-пакистанской границе.
Источник: https://medium.com

«Не осталось порой имен…»

Несмотря на то, что советская военная разведка довольно скоро получила сообщение о восстании военнопленных в Бадабере и даже узнала точное число восставших и количество врагов, которых они уничтожили, пакистанская сторона категорически отрицала даже сам факт боя в «лагере беженцев». Изымались тиражи пакистанских изданий, рискнувших сообщить о событиях под Пешаваром, сам лагерь, и без того пострадавший, был срочным порядком стерт с лица земли.

Только в декабре 1991 года, уже после того, как историю с восстанием предал гласности сам Бурхануддин Раббани, ее признали и в Исламабаде. Вскоре стали известны первые шесть имен участников восстания, и постепенно удалось установить еще шестнадцать. Хотя утверждать, что именно эти военнопленные участвовали в том сражении, а не просто содержались в лагере, почти невозможно.

5a9713e95c8b1eff02f4d853e517615ba308220d
Афганские моджахеды настолько остро нуждались в оружии, что готовы были пользоваться даже давно устаревшими
пулеметами наряду с современными автоматами. Источник: https://artmuza.spb.ru

Даже то, что журналистам удалось найти уцелевшего Носиржона Рустамова, не слишком помогло пролить свет на события апреля 1985 года. Ведь бывший узник знал только исламские имена своих товарищей по плену и никак не мог подтвердить или опровергнуть участие того или иного советского бойца в восстании. Не всегда могли помочь даже фотографии: плен сильно меняет людей… Однозначно удалось установить только личность «Абдурахмона»: им оказался вольнонаемный водитель 5-й гвардейской мотострелковой дивизии Николай Шевченко. Но без ответа остался вопрос, откуда у обычного шофера такая подготовка, которая позволила ему организовать и возглавить восстание…

Читайте также:  костромское высшее военное командное училище химической защиты история

Источник

КТО ОН, ВОЖАК ВОССТАНИЯ?

Вечером 26 апреля 1985 года, когда почти все моджахеды, находившиеся в лагере «Святого Халеда ибн Валида» в местечке Зангали (Бадабер) собрались на плацу для совершения намаза, советские военнопленные пошли в свой последний бой.

.%20%D8%E5%E2%F7%E5%ED%EA%EE10

Как вспоминал позднее бывший лидер Исламского общества Афганистана (ИОА) Раббани, восстание начал высокий парень, сумевший обезоружить охранника, принесшего вечернюю похлебку. Он открыл камеры и выпустил на свободу других пленных.

Раббани также жаловался, что история с восставшими русскими испортила его отношения с пакистанцами.

Предполагается, что одним из организаторов восстания был уроженец Запорожья Виктор Васильевич Духовченко, работавший дизелистом в Баграмской КЭЧ.

Вот что говорил на камеру тот же Раббани: «Да, были пленные из разных провинций Афганистана — из Хоста, из северных провинций, из Кабула. Особенно себя проявил украинец, который был лидером среди остальных пленников. Если у них возникали вопросы, то он обращался к нам и решал их…

Другие не создавали никаких проблем. И только молодой украинский парень, охранники мне говорили, иногда ведет себя подозрительно. Так оно и вышло, в конце концов. Он и создал нам проблемы».

Кто же этот незаурядный человек, лидер?

Из документов МГБ Афганистана: «По данным агентуры, в подземной тюрьме лагеря Бадабера в Пакистане тайно находятся 12 советских и 40 афганских военнопленных, захваченных в ходе боевых действий в Панджшере и Карабаге в 1982-1984 гг. Содержание военнопленных тщательно скрывается от пакистанских властей. Советские военнопленные имеют такие мусульманские имена-клички: Абдул Рахман, Рахимхуда, Ибрагим, Фазлихуда, Касым, Мухаммад Азиз-старший, Мухаммад Азиз-младший, Кананд, Рустам, Мухаммад Ислам, Исламеддин, Юнус, он же Виктор.

Пленный по имени Кананд, узбек по национальности, не выдержав побоев в феврале с. г. сошел с ума. Все указанные лица содержатся в подземных камерах, общение между ними категорически запрещено. За малейшее нарушение режима комендант тюрьмы Абдурахман жестоко избивает плетью. Февраль 1985 г.»

Первоначально считалось, что вождем восстания был Духовченко Виктор Васильевич («Юнус»). Родился 21 марта 1954 года в городе Запорожье. Окончил восемь классов средней школы города Запорожье и профессионально-техническое училище №14 города Запорожье.

EK 8315%281%29

Проходил срочную службу в Вооруженных Силах СССР. По окончании службы работал на Запорожском электровозоремонтном заводе, водителем в детской больнице № 3 города Запорожье, водолазом на станции службы спасения на Днепре.

15 августа 1984 года Духовченко в добровольном порядке через Запорожский областной военный комиссариат был направлен для работы по найму в советские войска, находившиеся в Республике Афганистан.

Виктор работал машинистом котельной на 573-м складе материально-технического снабжения 249-й квартирно-эксплуатационной части. Был захвачен в плен в новогоднюю ночь 1985 года группой Мослави Садаши в районе города Седукан, провинция Парван.

Военкор «Красной звезды» Александр Олийник: «Отзывы его друга и земляка, прапорщика Сергея Чепурнова, рассказы матери Духовченко — Веры Павловны, с которой я встречался, позволяют мне сказать, что Виктор — человек непреклонного характера, смелый, физически выносливый. Именно Виктор, скорее всего, мог стать одним из активных участников восстания, считает подполковник Е. Веселов, который долгое время занимался освобождением наших пленных из душманских застенков».

Однако в Бадабере Виктор провел несколько месяцев, а потому не мог успеть освоить язык (даже если стал это делать с момента своего приезда в Афганистан в конце лета 1984 года) и завоевать авторитет в глазах администрации лагеря.

Позднее руководителем восстания стали называть Николая Ивановича Шевченко, 1956 года рождения, из Сумской области. По свидетельским показаниям и донесениям афганской агентуры — «Абдул Рахман», «Абдурахмон».

Николай Шевченко окончил восемь классов средней школы в селе Братеница Великописаревского района, профессионально-техническое училище №35 в поселке Хотень Сумского района Сумской области по специальности «тракторист-машинист» и курсы водителей при ДОСААФ в поселке городского типа Великая Писаревка. Работал трактористом в колхозе имени Ленина в родном селе Дмитровка.

С ноября 1974-го по ноябрь 1976 года проходил срочную службу: водитель в 283-м Гвардейском артиллерийском полку 35-й мотострелковой дивизии (город Олимпишесдорф, Группа советских войск в ГДР), воинское звание «ефрейтор».

С 1977 года Шевченко работал водителем участка ремонта и строительства жилищ в городе Грайворон Белгородской области, прессовщиком филиала Харьковского релейного завода, водителем стройуправления №30 треста «Киевгорстрой-1» в Киеве.

В добровольном порядке через Киевский городской военкомат в январе 1981 года был направлен по найму в ДРА. Работал водителем и продавцом автолавки военторга 5-й Гвардейской мотострелковой дивизии (город Шинданд, провинция Герат). Неоднократно совершал на автомобиле рейсы, доставляя промышленные и продовольственные товары в воинские части и военные городки по всему Афганистану (Кандагар, Шинданд, Герат и другие).

Шевченко был захвачен в плен 10 сентября 1982 года в районе города Герат. Среди узников Бадабера он был не только самым взрослым, но и выделялся рассудительностью, жизненным опытом, какой-то особой взрослостью. Отличало его и обостренное чувство собственного достоинства. Даже охранники старались вести себя с ним без грубости.

939483%281%29

«Среди двадцатилетних мальчишек он, тридцатилетний, казался почти стариком, — написал о нем Сергей Герман в книге «Однажды в Бадабере». — Был он высок ростом, широк в кости. Серые глаза недоверчиво и зверовато смотрели из-под бровей.

Широкие скулы, густая борода делали его вид еще более угрюмым. Он производил впечатление человека сурового и жестокого.

Его повадки напоминали поведение человека тертого, битого и опасного. Так ведут себя старые, опытные арестанты, таежники-охотники или хорошо подготовленные диверсанты».

Но ведь Раббани говорил о «молодом парне».

Однако и Духовченко, и Шевченко было за тридцать. К тому же, плен — особенно такой! — сильно старит… Однако надо учитывать психологический фактор: на момент интервью Раббани был уже стариком, потому события в Бадабере он воспринимал через призму прожитых лет. Так что руководитель восстания был для него «молодым парнем».

Что касается того, кто был руководителем восстания, то таковых вполне могло быть и двое — что, кстати, будет видно из дальнейшего рассказа. Оба с Украины. Раббани врезалось в память имя одного из них — Виктор. Хотя говорить он мог вполне о Николае, видя его перед глазами.

«ВОТ КОГДА ОН ПРИШЁЛ, ТОГДА И НАЧАЛОСЬ!»

Единственное, по сути, свидетельство с нашей стороны принадлежит узбеку Носиржону Рустамову. Он служил в Афганистане, попал в плен к моджахедам и оказался в Бадабере. В восстании не участвовал. Его освободили и передали узбекским властям из Пакистана только в 1992 году.

Рассматривая фото, показанное ему режиссером Радиком Кудояровым, Рустамов уверено опознал в «Абдурахмоне» Николая Шевченко: «Вот когда он пришел, тогда и началось! Из Ирана пришел (попал в плен на границе с Ираном — Ред.). Камазист. Шофер. Челюсти широкие. Точно! И глаза такие… страшные глаза».

О том, как развивались события 26 апреля, есть две версии. Вот что Рустамов рассказал в 2006 году бывшему сотруднику КГБ Таджикской ССР полковнику Муззафару Худоярову.

По роду службы того переводили в Душанбе, потом в узбекский город Навои, потом в Фергану. Туда в мае 2006 года Худоярову позвонил из Москвы начальник международного отдела Комитета по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств СНГ Рашид Каримов. Он рассказал, что где-то в Узбекистане проживает Рустамов Носиржон Умматкулович — можно ли его разыскать.

Активисты Ферганского совета ветеранов спецслужб выяснили точное место рождения Рустамова. Как оказалось, после возвращения из плена он работал, завел семью. Пользовался уважением у местного духовенства за фундаментальные знания основ религии. Одно время даже сам был священнослужителем. Но потом жизнь разладилась. Развелся с женой, лишился дома, скитается по съемным квартирам, перебивается случайными заработками. О том, что пережил в плену, предпочитает не распространяться.

Полковник Худояров опасался, что Рустамов не пойдет на откровенный разговор. Однако Носиржон оказался добродушным, улыбчивым человеком. Тем не менее, беседа с ним могла окончиться, так и не начавшись. Потому что на вопрос, был ли он в лагере Бадабер, Рустамов ответил отрицательно.

%D0%91.%20%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%B82

Как выяснилось, он бывал в лагерях в Зангали, в Пешаваре и под Джалалабадом. А название «Бадабер» ему ни о чем не говорило. Худояров все-таки спросил, известно ли ему что-нибудь о восстании советских пленных в Пакистане? И тогда Рустамов неожиданно стал рассказывать о восстании в Зангали в 1985 году.

Позднее выяснилось, что Зангали (или Джангали) — это название местности, где и находился лагерь Бадабер. Но местные жители почему-то чаще именуют это место именно Зангали.

Лидером среди этих 11 пленных был украинец с исламским именем «Абдурахмон». Крепкого телосложения и высокого роста. Возможно — десантник или спецназовец, потому что отлично владел приемами рукопашного боя. Иногда афганцы устраивали соревнования по борьбе. «Абдурахмон» всегда выходил в них победителем.

Поводом для восстания послужило надругательство, совершенное двумя моджахедами над советским солдатом по имени «Абдулло». Думаю, что «Абдулло» был татарином.

Воспользовавшись пятничной молитвой, когда почти все моджахеды были в мечети, «Абдурахмон» обезоружил охранника склада боеприпасов. Он и его товарищи быстро вытащили на крышу здания пулеметы, автоматы и боеприпасы.

В тот момент я и закованные пленные еще находились в подвале. Моджахеды спешно вывезли нас подальше от арсенала. Повалили в окоп, приставили к голове каждого по автомату. Держали так, пока все не кончилось», — вспоминает Рустамов.

Однако в фильме Радика Кудоярова «Тайна лагеря Бадабер. Афганский капкан» (снимался в 2006-2008 гг.) Рустамов называет другое число пленников — четырнадцать советских и трое афганских.

Там же он под другим углом рассказывает о событии, которое предшествовало восстанию — надругательством над монтером «Абдулло», который, будучи хорошим специалистом, использовался только по профилю своей деятельности и имел большую свободу передвижения.

Оказывается, в один из дней «Абдулло» незаметно ускользнул из лагеря и направился в советское посольство в Пакистане. Он был практически у цели, когда в Исламабаде его остановила полиция и повезла назад.

Читайте также:  музей горгиппия анапа история

«Нас перепрятали в другое место, — говорит Рустамов на камеру. — Приехала пакистанская полиция, все проверила, но пленных не нашла. Они спросили: «Ну, где эти пленные, о которых ты говорил? Никого ведь нет». И тут моджахеды им говорят: «Да это не русский, это человек Бабрака Кармаля. Он просто хотел от нас сбежать. Вот, возьмите за ваши хлопоты…» Таким образом пакистанцы фактически продали «Абдулло» моджахедам, забрали деньги и уехали.

Как только пакистанцы уехали, нас вернули обратно. И нам сказали: «Вот смотрите, если кто-то из вас еще что-нибудь подобное надумает сделать, наказание будет таким…» И «Абдулло» изнасиловали. После этого он к нам вернулся, сидел и плакал возле нас.

Среди нас был «Абдурахмон» — рослый, здоровый парень. Он сказал: «Давайте поднимем восстание! Так дальше дело не пойдет. Завтра с любым из нас так могут поступить. Веры этим никакой нет».

%D0%91.%20%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2.%202006

«Абдурахмон» и еще один русский сказали, что у одного болит живот, у другого — нога, и играть они не будут. Они остались, а другие пошли играть. Во время футбольного матча мы сидели в подвале, нас было шесть человек: «Исломудин», я и еще один наш пленный — казах. В плену его звали «Кенет» (или узбек, он же «Кананд», «Канат» — Ред.). У него с головой было плохо. Он был сумасшедший — все время сидел на одном месте. С нами еще были три пленника — афганцы из армии Бабрака Кармаля.

В окошко мы отлично видели стадион. Наши ребята выигрывали 3:0. Моджахедов это сильно раздражало. И они стали кричать: «Шурави — вы ишаки!» Завязалась потасовка.

ВТОРАЯ ВЕРСИЯ ВОССТАНИЯ

Теперь вторая версия от того же Рустамова. Ее приводит в своих публикациях Евгений Кириченко (газеты «Труд», «Совершенно секретно»).

Охранник спустился с крыши. Подошел к генератору, и был тут же оглушен «Абдурахмоном», который завладел его автоматом. Потом он запустил генератор и дал ток в мечеть, чтобы «духи» не догадались, что происходит в лагере.

Среди восставших не было только «Абдулло». С утра его вызвали к начальнику лагеря. «Исломудин», помогавший таскать ящики с патронами на крышу, выбрал удобный момент и улизнул к моджахедам: «Русские восстали!»

— Тра-та-та, «Абдулло»! — воспроизводит очереди пулемета и крики Носиржон Рустамов. — Тра-та-та, «Абдулло»!

«Абурахмон» долго так кричал, и «Абдулло» отпустили. Вернувшись к своим, он сел на крыше набивать патронами магазин.

Тем временем пробравшись с тыльной стороны в крепость, «духи» вытащили Рустамова и еще двух афганцев, находившихся в подвале, и погнали в поле, где была приготовлена глубокая яма. Там же оказался и предатель «Исломудин». Потерявший рассудок казах «Канат» остался в подвале, где его придавило обрушившейся балкой.

%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB%D1%83%D0%BA1(1)

— Мы сидели в яме и слушали звуки выстрелов, — говорит Рустамов. — Я сидел молча, а «Исломудин» ныл, что его расстреляют.

Получается, что Рустамов озвучил две версии начала восстания: одна связывает выступление со вторым футбольным матчем между пленными и моджахедами, другая — с пятничной молитвой.

Когда же Носиржон говорит правду.

ПОДВОДНЫЕ КАМНИ

Вероятно, никакие «духи» Рустамова не «выкрадывали». Неточности, разночтения в его показаниях объясняются, как представляется, стремлением Носиржона оправдать, закамуфлировать факт его неучастия в восстании.

В словесных портретах наших пленных в Бадабере, составленных по воспоминаниям афганцев Мохаммад Шаха, Голь Мохаммада и других, о нем сказано так: «Рустам — родом из Узбекистана. Волосы черные, глаза темно-карие. Речь быстрая. На руке татуировка. Есть мать, отец, брат, сестра, невеста. Возраст 19 лет. До призыва в армию учащийся. По его словам, сдался в плен мятежникам добровольно, о чем после сожалел. В лагерь прибыл в 1984 году».

Приходится учитывать и то, что рассказ Рустамова — это все-таки «взгляд из подвала». Очевидно, Носиржон не мог видеть ход боя, поскольку укрывался от пуль и осколков. Что-то он потом слышал из обрывочных разговоров моджахедов. И то недолго, поскольку из разрушенного лагеря его и Варваряна быстро убрали, переместив в другое место.

Существует, быть может, и еще одна причина — о ней тот же Рустамов эмоционально рассказал Радику Кудоярову. Этот фрагмент не вошел в фильм «Тайна лагеря Бадабер»…

«И тогда уж я вам все хочу рассказать! Когда Женя с людьми приехал, это было в гостинице в Фергане — это когда я отказался говорить на камеру. Но ведь я сам знаю, что со мной происходило в течение восьми лет, что именно я видел своими глазами и слышал. А он меня спрашивал о вещах, которые я не видел и не знаю. И я Жене сказал: «Женя, больше я вам интервью не даю». И ушел из гостиницы.

Два милиционера пришли с Муззафар-ака (очевидно, это полковник Худояров — Ред.) и вернули меня обратно, посадили. Я нервничаю. И Муззафар-ака сказал Жене: «Извините, имейте терпение, но пусть он говорит только о том, что видел сам, не смешивайте то, что он видел и то, что вы ему говорите. Он же не может говорить о том, чего он не видел». Именно поэтому я много чего Жене не рассказал».

%D0%91.%20%D0%A7%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%B8

Тут может быть только два толкования: или журналист Евгений Кириченко хотел услышать дополнительно нечто еще, привнесенное им, или некоторые его вопросы вывели Рустамова из себя, растревожили и вызвали столь бурную реакцию.

Однако и это, читатели, не все!

Оказывается, у Рустамова есть претензии не только к Кириченко, но и к Кудоярову. В марте 2015 года Виктор Боголюбов выехал в Фергану, где встретился с Носиржоном.

«Вместе с ним просматриваем фильм «Тайна лагеря Бадабер». Рустамов во время просмотра буквально содрогнулся: «Как?! Ведь мне он не говорил, что снимает для фильма! Летом 2009 года ко мне домой в Ферганскую область приехал человек из Андижана по имени Козим и попросил, чтобы я поехал в Андижан, где меня ждут гости из России, которые хотят расспросить об одном из бывших пленных, которого я, возможно, знаю. Я приехал в указанный адрес, где находился этот Радик. Он сказал, что приехал по просьбе матери пропавшего без вести солдата, чтобы показать мне фото и узнать, не видел ли я его в плену. Я не опознал эту фотографию.

Потом Радик попросил, чтобы я рассказал перед камерой все, что говорил раньше Худоярову Музаффару и Евгению Кириченко о Бадабере. Я рассказал о восстании. Радик показывал мне те же фотографии «Абдурахмона» и «Исломуддина» с европейской журналисткой, которые за 2-3 года до него показывали мне Худояров и Кириченко, я повторил все, о чем говорил раньше. Радик знал все это, в том числе и об «Ахмаде», которого не было в Бадабере. Я не понимаю, почему Радик перевернул мои слова и показал в фильме, что «Ахмад» (пленный Николай Саминь — Ред.) погиб.

Радик настойчиво просил меня вспомнить то, чего я не рассказывал раньше, но ничего нового я сказать не мог. Никаких открытий во время беседы со мной Радик не сделал, все было известно до него, теперь я понимаю, что он просто решил снять сенсационное кино и заработать денег. Я очень сожалею, что согласился на съемки, меня просто обманули. Я подтвержу эти свои слова на любом уровне и на любом расследовании» (военно-патриотическое издание «Аргументы времени» от 3 июня 2015 года)

Мы специально позволили себе это отступление, чтобы читателям было понятно, насколько сложна эта тема и как тщательно нужно «фильтровать» источники.

ПЕРЕГОВОРЫ С ВОССТАВШИМИ

Отмотаем «ленту» назад. Узнав о происходящем, дежурный по учебному центру Хаист Голь поднял тревогу и принял все возможные меры по недопущению побега военнопленных. По приказу Раббани лагерь плотным кольцом окружили отряды моджахедов. В стороне за происходящим наблюдали пакистанские военные.

Гулям Расул Карлук, в 1985 году — командир учебной роты в лагере Бадабера: «Поскольку у меня с ними были хорошие, дружеские отношения (ха! — Ред.), я хотел решить проблему путем мирного диалога. Мы уговаривали их сдаться, и я спросил: «Зачем они это сделали?» Они ответили, что «на 99 % готовы к смерти и на 1 % к жизни». «И здесь мы находимся в плену, жизнь для нас очень тяжелая. И мы либо умрем, либо освободимся».

По словам Карлука, восставшие потребовали приезда «инженера Аюба», крупного функционера «Исламского общества Афганистан», или самого главу ИОА Раббани.

%D0%91%D0%A8%D0%B5%D0%B2%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE

Раббани один, вопреки предостережениям телохранителей, подошел вплотную к восставшим. Он спросил: «Ну, что случилось?» На крыше появился «Абдулло». Он спросил: «Почему твои командиры не наказали меня камчой и не застрелили меня, если я так сильно провинился, — почему они со мной так поступили?» Раббани спросил его: «Кто из командиров сделал это? Имя знаешь? Узнаешь его?» — «Узнаю», — ответил «Абдулло».

ВЗРЫВ БАДАБЕРСКОГО АРСЕНАЛА

Бой сменялся переговорами, но восставшие стояли на своем: они требовали прибытия советских дипломатов, представителей пакистанских властей и международных общественных организаций.

Во время штурма Раббани, по его словам, чуть было не погиб от разрыва мины или выстрела гранатомета, при этом серьезные осколочные ранения получил его телохранитель. По некоторым данным, он скончался.

Имеются различные версии о причинах этого взрыва. Согласно одним источникам, это произошло из-за удара артиллерии. Последовавшая затем серия взрывов уничтожила лагерь Бадабера. По другим источникам, восставшие сами взорвали склад, когда исход боя стал уже ясен.

По версии Раббани склад взорвался из-за попадания выстрела РПГ. Вот его слова: «Один из моджахедов без команды, вероятно случайно, выстрелил и попал в арсенал. Люди находились на крыше, а он попал в нижнюю часть здания. Там все взорвалось, от дома ничего не осталось. Погибли и те люди, которых русские захватили, и многие из тех, кто был в оцеплении… Около двадцати человек погибло с нашей стороны в итоге».

%D0%91

Очевидно, бывший президент Афганистана выгораживал себя — что, впрочем, понятно!

Читайте также:  персонажи которые хилят геншин импакт

Иная версия у Гуляма Расула Карлука. Он считает, что восставшие, понимая безвыходность положения, сами подорвали арсенал.

Из показаний «Зомира»: «Душманы подтянули несколько реактивных установок БМ-13, и во время боя одна ракета попала в склад с боеприпасами, произошел мощный взрыв» (источник документально не подтвержден).

ДОКУМЕНТ (СЕКРЕТНО)

О восстании советских и афганских военнопленных в Пакистане 26 апреля 1985 года

Переговоры с Б. Раббани велись с использованием средств громкоговорящей связи и по телефону. Место происшествия было блокировано отрядами афганских мятежников и пакистанских малишей, а также пехотными, танковыми и артиллерийскими подразделениями 11 армейского корпуса Пакистана. После непродолжительных переговоров с восставшими лидер ИОА Б. Раббани, по согласованию с пакистанскими войсками, отдал приказ о штурме тюрьмы, в котором наряду с отрядами афганских контрреволюционеров приняли участие и пакистанские подразделения. Против обороняющихся были применены артиллерия, танки и боевые вертолеты. Сопротивление восставших прекратилось к исходу 27 апреля в результате взрыва боеприпасов, находившихся на складе.

Все принявшие участие в вооруженном выступлении советские и афганские военнопленные погибли. В результате взрыва и возникшего пожара был уничтожен ряд объектов, в том числе и канцелярия тюрьмы, в которой, по имеющимся данным, хранились документы со списками узников. В ходе операции по захвату тюрьмы погибло до 100 афганских мятежников. Имелись потери и среди пакистанцев […]

К сожалению, выяснить точные фамилии участников вооруженного выступления не представилось возможным, ввиду уничтожения списков пленных во время взрыва склада с боеприпасами и пожара, а также принятых пакистанскими властями и руководством афганской контрреволюцией мер по изоляции свидетелей событий в Бадабере…

Источники информации: штаб 40-й армии, посольство СССР в Пакистане, ГРУ ГШ ВС СССР, май 1985 г.

Мы специально процитировали сводный документ, а не имеющее хождение донесение полковника Ю. Тарасова главному военному советнику в Афганистане генералу армии Г. И. Саламанову от 25 мая 1985 года. В нем содержатся приукрашенные, местами фантастические сведения. Так, к примеру, утверждалось, что восставшие сняли шесть часовых, погибли шесть иностранных советников, тринадцать представителей пакистанских властей и двадцать восемь офицеров ВС Пакистана. Что были уничтожены три РСЗО «Град», примерно два миллиона (!) ракет и снарядов различного типа, около сорока артиллерийских орудий, минометов и пулеметов.

Все эти явно нереальные пассажи в итоговом сообщении в Москву были убраны, равно как и то, что «из числа советских военнослужащих один по кличке Мухаммад Ислам в момент восстания перебежал к мятежникам».

Впервые этот документ был опубликован в 1995 году в фундаментальной книге «Пламя Афгана» генерал-майора Александра Ляховского. Ее автор служил в Генштабе ВС СССР и являлся ближайшим помощником руководителя Оперативной группы МО СССР в ДРА генерала армии В. И. Варенникова. Также он неоднократно, начиная с конца 1990-х, публиковался в газете «Спецназ России».

EK 7951%281%29

Огромную силу взрыва подтверждают свидетельские показания. Кефаятолла, бывший инструктор радиодела в лагере подготовки моджахедов в Бадабере: «Разрушения были очень сильные, в арсенале взорвались ракеты. Они начали сами взлетать, а потом взрываться. Почти весь кишлак Бадабера был уничтожен. Я сам чудом спасся, спрятался с другими под мостом».

Раббани приказал, чтобы пленные собрали останки погибших. «Кенет» был к тому времени мертв, стало быть, в живых остались Рустамов и Варварян. Плюс пленные афганцы.

«Раббани сказал, выгоните всех из подвала, пусть они сюда подойдут, — вспоминает Рустамов. — И он нам сказал: «Давайте, соберите всех. То, что осталось от ваших земляков». А останки здорово разбросало. Мы их приносили по кускам и складывали в яму. Нам сказали, что скоро сюда прибудут пакистанцы с проверкой. Моджахеды с автоматами стоят: «Давай-давай, быстрее-быстрее!» Мы ходим, собираем, плачем».

На схеме показано место, где были зарыты останки погибших. Однако найти их, скорее всего, не представляется возможным — ребят похоронили за лагерем, где была свалка пищевых отходов. «Если, к примеру, там закапывали труп лошади или ишака, — поясняет Рустамов, — то на следующий день от него ничего не оставалось. Приходили шакалы, все раскапывали и съедали».

ВТОРОЙ СВИДЕТЕЛЬ ВОССТАНИЯ

Бывший офицер армии ДРА Голь Мохаммад (или Мохаммед) провел в тюрьме Бадабера одиннадцать месяцев. Именно он находился в камере вместе с Рустамовым и опознал того на фотографии, которую журналист Евгений Кириченко привез ему в Кабул. Рустамов, в свою очередь, опознал в Голь Мохаммаде офицера-«бабраковца», сидевшего с ним в одной камере.

Бывший офицер армии ДРА считает, что если бы не подвиг пленных «шурави», его бы бросили на съедение собакам. Афганцев, воевавших на стороне правительственных войск, моджахеды убивали со звериной жестокостью.

«Русских было 11 человек. Двое — самые молодые — были заключены в одной камере с афганцами, а остальные девять находились в соседней. Им всем дали мусульманские имена. Но я могу утверждать, что одного из них звали Виктор, он был с Украины, второго — Рустам из Узбекистана, третий был казахом по имени Канат, а четвертого из России звали Александром. Пятый пленный носил афганское имя Исломуддин.

Советских и афганских военнопленных держали в разных комнатах, а самое большое помещение тюрьмы было отведено под склад боеприпасов.

Когда началось восстание, мы находились снаружи тюрьмы. И видели, как русские, обезоружив охранника, стали выносить на крышу ящики с боеприпасами и занимать круговую оборону. В это время один из них сбежал к моджахедам. Те заблокировали выход из крепости, и начался бой, продолжавшийся до утра. Восставшим предлагали сдаться, но они подорвали себя вместе с арсеналом, когда стало ясно, что сопротивляться дальше бессмысленно.

Двое из советских пленных — Рустам и Виктор — остались в живых, потому что в момент восстания находились в другой камере, и моджахеды их вывели из крепости, чтобы они не присоединились к восставшим».

Голь Мохаммад утверждает, что этих двоих вместе с пленными афганцами все-таки потом расстреляли за крепостной стеной, а перебежавшему к моджахедам сохранили жизнь.

Тут явно что-то не сходится. И узбек «Рустам» (т. е. Рустамов) остался в живых, и восставшие освободили всех своих товарищей. Не участвовали в восстании трое — Рустамов и Варварян, а также помутившийся в рассудке «Кенет».

По словам Голь Мохаммада, руководителем восстания был «Файзулло». В фотоальбоме, который привез Евгений Кириченко, он указал на фото сержанта Сергея Боканова, пропавшего в провинции Парван в апреле 1981 года. Однако его не было в списке, переданном российскому МИДу пакистанской стороной в 1992 году.

В решающий момент «Файзулло» подозвал к себе афганцев и объявил им, что те могут уходить. Он дал несколько минут, чтобы они успели отойти на безопасное расстояние…

Первым из советских журналистов о Голь Мохаммаде написал на страницах «Красной звезды» подполковник Александр Олийник. Несмотря на все усилия, найти бывшего пленника в Кабуле автору так и не удалось. Зато в МГБ Афганистана сохранился подробный рассказ Голь Мохаммада о восстании в лагере Бадабер.

По данным Олийника, афганский офицер пробыл в Бадабере три с половиной года. Вот некоторые выдержки из зафиксированных показаний очевидца.

%D0%A2%D0%BE%D1%80%D0%BD1(1)

«В начале марта 1985 года советские пленные на тайном собрании решили организовать массовый побег из тюрьмы крепости, — свидетельствует Голь Мохаммад. — Сначала нас, пленных афганцев, не посвятили в эту тайну. Впервые об этом я узнал от Виктора, моего друга, который в короткие моменты встреч обучал русскому языку. За честность, доброту его любили все пленные афганцы. По словам Виктора, в обсуждении плана побега принимали участие советские солдаты во главе с Абдул Рахманом.

Виктор передал Абдул Рахману разговор со мной, сказал, что я готов принять участие в побеге и на машине могу показать дорогу, довести всех до афганской границы. Вскоре я встретился с Абдул Рахманом и подтвердил свое согласие, назвал имена тех афганцев, на которых можно было положиться. Офицер предупредил, что побег должен состояться в конце апреля.

Мне чудом удалось спастись в суматохе после взрыва складов боеприпасов, где погибли и русские братья. Думаю, что по фотографиям смогу опознать погибших советских друзей… 16 октября 1985 года».

Не вызывает сомнений, что вожак восстания «Абдурахмон» (по Рустамову) и «Абдул Рахман» (по афганским агентурным данным) — это одно и тоже лицо.

Военкор «Красной звезды» уточняет, что по рассказам сотрудников МГБ Афганистана, Голь Мохаммаду были предоставлены фотоснимки около двадцати военнослужащих ОКСВ из числа пропавших без вести в тех районах Афганистана, которые контролировались мятежниками ИОА. Он опознал по фотоснимкам лишь двоих узников Бадабера — «среди них нет того нашего офицера, кого мы знаем под кличкой Абдул Рахман».

О Николае Шевченко тогда еще не было сведений в контексте восстания в Бадабере. Да и сам Олийник уточняет, что Голь Мохаммаду показывали фотографии наших военных, пропавших в районах, контролируемых Исламским обществом Афганистана. Между тем, провинция Герат, где был взят в плен Шевченко, была зоной влияния полевого командира Исмаил-хана, более известного как Туран Исмаил («Капитан Исмаил»).

С Раббани у этого полевого командира были нормальные отношения, он состоял в Исламском обществе Афганистана — так что вполне мог передать ему захваченного в плен Николая Шевченко.

Далее Олийник сообщает очень важную вещь: «Другим среди тех, кого опознал по фотографиям Голь Мохаммад, был Мухаммад Ислам. Тот самый пленный, который в разгар восстания струсил, ценой предательства решил спасти свою шкуру. Не знаю всех подробностей, не хочу быть ему судьей. Пока нет документальных и абсолютно точных подтверждений этого предательства, не могу назвать его настоящую фамилию».

Кто этот человек? Вопрос до сих пор открытый…

Впрочем, предатель мог бы не участвовать в восстании с самого начала, и если бы заранее предупредил моджахедов, то восстание не началось бы вовсе. Однако «Мухаммад Ислам» перебежал, когда все восставшие были на своих позициях на крыше арсенала, поэтому на ход восстания его бегство не оказало уже никакого влияния.

И еще. В приведенном отрывке из публикации в «Красной звезде» ничего не сообщается о руководителе восстания «Файзулло» (о чем афганец Голь Мохаммад сообщает в публикациях Евгения Кириченко).

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector