история иудаизма в произведениях искусства

Изобразительное искусство и еврейский мир

Великие произведения искусства на протяжении всей человеческой истории неразрывно связаны с религией.

Взаимоотношения иудаизма с изобразительным искусством складывались под влиянием Второй заповеди Торы: «Не делай себе никакого изображения, ни того, что на небе вверху, ни того, что на земле внизу, ни того, что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им. » (Исход, 20:4-5).

Иудаизм запрещает создание образов, предназначенных для поклонения, отделяя их от изображений, созданных для декоративного украшения ритуальных предметов и интерьеров синагог.

jpg

«Мозаика синагоги в Бейт-Шиане». 6 век.

jpg

jpg

«Жертвоприношение Исаака».Фрагмент напольной мозаики синагоги в Бейт-Алефе.6 век.

Эта свобода еврейского религиозного по сути искусства исчезает в 5-6 веках, когда христианство начинает пользоваться художественными средствами для распространения своих представлений и верований

Иудаизм, стремясь отмежеваться от христианских обычаев, вновь налагает запреты на изображения. В средневековых синагогах фигуративные изображения встречаются редко, их заменили схематичные изображения Иерусалима, Храма, скрижалей завета и декоративные орнаменты.

jpg

росписи синагоги в Могилеве.

Зато в иллюминированных рукописях наблюдается удивительное разнообразие способов иллюстрирования священных текстов.

jpgиллюстрация к Барселонсой Агаде.16 век.

Помимо диковинных зверей и птиц появляются и своеобразные изображения людей. Изображаются человеческие фигуры с птичьими или звериными головами. Так, в Птичьей агаде 1300 года из Музея Израиля каждый персонаж представляет собой диковинный гибрид человека и птицы, причем птичья голова неизменно увенчана островерхой шапкой, которую в то время вынуждены были носить в качестве отличительного знака евреи Германии.

jpg

Тех, кто когда-либо бывал на старых еврейских кладбищах Восточной и Центральной Европы, всегда поражала изысканная и гармоничная резьба на каменных надгробиях (мацевот). Причудливые изображения зверей и птиц, растений и цветов завораживают сочетанием декоративности и выразительной образности.

jpg

«Стела Арье-Лейба, сына Шолома», первая половина 19 века.Яблонов.

jpg

jpg

Один из фрагментов росписи Могилевской синагоги.

Древо Познания с гнездом,к которому летит аист, несущий змею. Около Древа – архитектурная конструкция в виде башни на колесах: изображение библейского ковчега Завета на пути в Иерусалим.Аисты на Древе Познания символизируют подлинных праведников, которые способны победить змей, то есть сатанинские силы. Символ основан на созвучии слов «хасид» («праведник») и «хасида» («аист») на языке иврит

jpg

«Роспись Ходоровской синагоги». 16 век.

jpg

Шагал писал о своих прямых родственных связях с художником, расписавшем синагогу в Могилеве.

Шагал, Лисицкий, Чайков,Альтман отождествляли себя с еврейскими ремесленниками, искусство которых открылось им в материалах экспедиции С. Ан-ского, в начале 20 века описавшего и исследовавшего множество синагог и еврейских кладбищ.Народный примитив становится основой авангардного творчества еврейских художников Восточной Европы, служит почвой для поиска стиля, новых изобразительных средств.

jpg

М.Шагал «Авраам и три ангела».

В этой статье мы не приводили ѓалахических постановлений, связанных с разрешенными и запрещенными изображениями. Их было чрезвычайно много, и они менялись от эпохи к эпохе в зависимости от опасностей, грозивших иудаизму от искусства, ангажированного верованиями и религиозными культами окружающих народов.

Иудаизм не возложил на изобразительное искусство никакой миссии, к нему не предъявляется никаких дидактических или пропагандистских требований. Это не значит, что иудаизм относится к изобразительному искусству пренебрежительно или равнодушно. Скорее обратное: иудаизм слишком хорошо осведомлен о силе художника, о его воздействии на зрителя, а также о невозможности влиять на творчество художника, который пишет, как дышит и способен донести до нас такие глубины своей души, о которых и сам не подозревает. Самый факт многовекового существования еврейского пластического искусства доказывает поощрительное отношение иудаизма к художественному творчеству

М. Левинов, М. Яхилевич

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

История иудаизма в произведениях искусства

ИУДЕЙСКОЕ ИСКУССТВО – художественное творчество, сформировавшееся в рамках религиозной традиции иудаизма. Традиционно считается, что поскольку вторая заповедь, данная Моисею на горе Синай, запрещает делать изображения для поклонения, развитие искусства в рамках этой религиозной традиции невозможно или затруднено. Действительно, пока Израиль был окружен языческим миром со свойственным ему почитанием изображений антропоморфных (человекоподобных) божеств, евреи воздерживались от занятия пластическими искусствами, особенно – от изображения человека. Тем не менее, главные святыни иудаизма – Скиния, Ковчег Завета, священная утварь и даже одежда первосвященника были украшены резьбой по дереву, шитьем, металлическими украшениями и драгоценными камнями. И это было сделано в соответствии с прямым божественным повелением, записанным в книге Исход, которое тем самым давало высшую санкцию на использование художественного творчества в сакральных целях. На смену Скинии пришел Иерусалимский храм, построенный царем Соломоном, который использовал в ходе строительства весь художественный опыт окружающих Израиль народов. Храм был украшен декоративной резьбой и, согласно некоторым источникам, вышитым изображением знаков зодиака на храмовой завесе. Так искусство сопровождало евреев в основополагающие для их священной истории моменты – во времена Синайского завета и строительства Храма, и в силу этого оно было укоренено в иудейской традиции. Однако этим искусство не ограничивалось. Ситуация стала меняться с разрушением Храма в 70 г. н.э., когда центр религиозной жизни иудаизма перемещается в синагогу. Она существовала и раньше, параллельно с Храмом и была местом общественного собрания, где изучалось Священное Писание. В I–VII вв. н.э. складывается новое понимание синагоги: ее пространство наполняется символическим смыслом, призванным постоянно напоминать молящимся о потерянном Иерусалимском храме. Архитектура и изобразительное искусство становятся главными средствами символизации пространства в синагоге, помимо богослужения. Архитектурное развитие синагоги было обусловлено все большей сакрализацией свитка Торы. В Храме Бог принимал жертвы за еврейский народ – теперь жертвоприношение восполняется молитвой и чтением Торы. В Храме хранился Ковчег Завета – в синагоге главной святыней оказывается свиток Торы, который уподобляется Ковчегу Завета и первосвященнику Иерусалимского храма. Раньше Священное Писание приносили в синагогу во время богослужения – теперь оно хранится здесь и постепенно становится центром богослужения. Тора хранится в Арон кодеше – футляре (иногда – в форме ларца, иногда – в форме шкафа), символически указывающем на Ковчег Завета, находившийся в Храме. Для чтения Торы в синагоге устроено возвышение – бима. Арон кодеш и бима соответствуют двум пространственным доминантам – молитве и изучению Священного Писания. Различные варианты их соположения определяют типы архитектуры синагоги. Еще более емким символическим смыслом наполняется интерьер, в котором, начиная с III в., появляются фрески и напольные мозаики. В рамках изобразительного искусства этого периода складывается трехчастная иконографическая схема, непременными элементами которой становятся изображения Арон кодеша и храмовых ритуальных предметов, зодиакального круга и библейские сцены (как правило, жертвоприношение Авраама). Первое изображение ставит Арон кодеш в контекст предметов, использовавшихся при богослужении в Храме, и, следовательно, Тору – в контекст храмового богослужения. Изображение зодиакального круга – это символическое указание на цикл годовых праздников, совершавшихся в Храме и совершаемых в синагоге.

Читайте также:  биография юлии ахмедовой личная жизнь

Источник

communityhistory_of_art

История искусств

Живопись, графика, скульптура, архитектура от древности до ХХ века

«Во мне слились – перемешались
пророки, веры и скрижали,
тысячелетия в пути.
Исходы, бегства, караваны,
местечки, города и страны –
нигде покоя не найти. »
М.Этельзон, «Еврей»

Как-то попалась мне на глаза репродукция картины современного украинского художника Александра Шабанова «Ищу человека», с таким пронзительным, мягким и философским изображением задумчивого, недоумевающего и грустного еврея, что мне захотелось познакомиться с творчеством этого художника поближе.

297432 original

297619 original

Художники даже не знали о таком важном для еврея обряде, как обрезание крайней плоти, что мы видим на многих картинах, например, на этой кисти Караваджо, где изображен младенец Христос.

297853 original

Пожалуй, первые характерные еврейские лица появляются на полотнах Эль Греко, у которого была возможность видеть в Толедо единичных евреев, оставшихся от большой и процветавшей общины после жестоких лет инквизиции.

297985 original

Говорят (это только слухи), что его возлюбленная, донья Иеронима, была скрытой иудейкой, и ее черты можно узнать почти во всех женских образах на полотнах Эль Греко.

298345 original

Самое большое количество работ, посвященных еврейству, жизни еврейской общины Амстердама можно найти в творчестве Рембрандта. Кроме того он использовал живые модели и для написания картин на библейские темы, так как не только хорошо относился к евреям, но и жил с 1631 гола в Амстердаме в соседнем с еврейским квартале, почти рядом с синагогой. Ко времени его переезда из Лейдена в Амстердам там жило уже около 400 еврейских семей, выходцев из Испании и Португалии.

298496 original

298911 original

Особенно близкие дружеские отношения были у него с главой еврейской общины Менаше

299020 original

и Эфраимом Буэно, известным ученым и врачом, из разъехавшейся по все Европе уважаемой семьи Буэно, выходцев из Испании.

299463 original

После смерти Саскии, а потом и второй жены, и любимого сына Титуса, после потери материального достатка и наступления одинокой старости, лишенный заказов, Рембрандт еще больше сближается с евреями, тянется к ним, создает 15 портретов пожилых евреев, в которых сумел выразить свое тогдашнее настроение и тоску, свое чувство униженности и отверженности, которое так роднит его с евреями.

299655 original

Портреты старых евреев принадлежат к лучшим образцам портретного искусства, художник вложил в них свои привязанность и сочувствие к этому народу, уважение и любовь к нему.

Еще один голландский художник, Якоб ван Рейсдаль, прекрасный пейзажист, отличавшийся глубокой философичностью своих пейзажей, положил в основу своей картины «Еврейское кладбище» реально существовавшее на окраине Амстердама кладбище выходцев из Португалии с полуразрушенной молнией синагогой. Характерно, что при жизни художника эта картина называлась «Аллегория жизни человеческой».

300019 original

Возможно, философское содержание картины навеяно Экклезиастом: «Как умирает тот, так умирает этот, и одно дыхание у всех. Все идет в место одно. и возвратится прах в землю, чем он был, а дух возвратится к Богу, который и дал его…»

Сильное влияние голландцев, особенно Рембрандта, проявилось в творчестве румынского художника Н.Григореску не только в манере, но и в портретах

300134 original

и сюжетах, посвященных евреям и жизни еврейских местечек.

300423 original

Самая большая еврейская община жила в Польше, но жизнь евреев и еврейских местечек не интересовала польских художников, только у трех из них эта тема нашла некоторое отражение в творчестве у братьев Gierymski

300873 original

и Петра Михаловского, по картинам которого можно составить представление о том, как выглядели польские евреи в начале 19 века.

301158 original

Есть одна картина у Пабло Пикассо, написанная в «голубой» период и отражающая не только его собственное подавленное настроение и душевный кризис, переживаемый им тогда, но и сочувствие к еврейскому народу.

301464 original

301779 original

Первым русским художником, стремившимся приблизиться к реальной исторической обстановке и отобразить истинный облик народа, носителя библейских мифов, был А.Иванов. Для этого он изучал и рисовал людей в еврейском квартале Рима, делая огромное количество эскизов для своей знаменитой картины «Явление Христа народу».

301839 original

Это же можно сказать и о В.Поленове, который не только черпал вдохновение для библейских сюжетов в римском гетто, но и совершил путешествие по святым местам, делая множество эскизов и натурных работ.

302125 original

Наталья Гончарова, потомок жены А.С.Пушкина, художница-авангардистка, тоже не обошла стороной еврейскую тему.

302576 original

В описанных выше произведениях и в тех, что вошли в видеоклип, можно увидеть, что многих выдающихся художников-неевреев интересовали не только библейские сюжеты, не только их исторически и этнографически верное отображение, но и сами еврейские образы, особенности еврейских характеров и жизни еврейских гетто и местечек. И все же все эти художники, многие из которых были выдающимися, видели «еврейский мир» со стороны, его внешние приметы, их привлекала его непохожесть, загадочность, самобытность, но им трудно, почти невозможно проникнуть в его суть, до конца понять его особенности, осмыслить тот путь становления нации и ее расцвета, унижения, уничтожения и возрождения, те тысячелетия, которые пройдены и пережиты еврейским народом. Конечно, я упоминала только тех художников, которые изображали евреев и их жизнь реалистично, не предвзято, доброжелательно, без малейшего намека на антисемитизм. Карикатурные и, тем более, юдофобские произведения не являются предметом моего интереса.

А закончить я хочу тем, с чего начала, некоторыми образцами творчества интересного современного украинского художника-постмодерниста Александра Шабанова

302670 original

302952 original

Картины художника оригинальны и уникальны, пишутся маслом в направлении постмодерн, его работы уже давно занимают почётное место в коллекциях Украины, России, Польши, Англии, США, Канады, Австралии, Японии.

303117 original

Посмотрите, в этих лицах философская мудрость, вселенская грусть, детская радость, неизбывная печаль, самоирония и вековая тоска, смех сквозь слезы и надежда.

Как всегда, предлагаю вашему вниманию видеоклип, в котором вы можете увидеть около 65 картин в сопровождении клезмерской музыки.

Источник

Искусство. Взгляд Торы

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Искусством называют творческое воспроизведение действительности в художественных образах. Истинное искусство меняет мир к лучшему, позволяет постичь внутреннюю суть вещей, показывает красоту сотворенного Вс-вышним мира и вдохновляет человека на лучшее служение Б-гу.

Оглавление

Искусство и еврейский народ [↑]

Основные виды искусства — это архитектура, изобразительное искусство, скульптура, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, хореография, театр, фото и кино. О многих из них есть отдельные тематические статьи на нашем сайте. Здесь мы посмотрим на искусство в целом и сосредоточимся на изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.

У еврейского народа в этом мире особая цель — служить Б-гу, исполняя заповеди Торы, и этим воздействовать на мир и нести свет святости другим народам. Все подчиняется этой цели и все, что Творец создал, может быть для этой цели использовано, в том числе — красота, гармония, творчество, звук, ритм, свет, движение, письменное и устное слово, эмоции, переживания, различные материалы и многое другое, что составляет основу искусства.

Читайте также:  kyle thomas тик ток биография на русском

Евреям искусство не чуждо: они поют на субботних и праздничных трапезах и при молитве, танцуют на свадьбах, сочиняют стихотворные произведения, строят красивые синагоги, а также стараются украсить заповеди, которые выполняют.

Написано в книге Шмот (15:2): «Это мой Б-г, и прославлю Его». Слово «прославлю» может также иметь значение «украшу». Мудрецы толкуют так (Шабат 133 б): «Красиво исполняй Его заповеди: построй красивую сукку, возьми красивый лулав, труби в красивый шофар, прикрепи к одежде красивые кисти цицит. Возьми красивый пергамент и напиши на нем Тору красивым шрифтом, оберни в изысканный шелк». Эта красота демонстрирует желание человека идеально исполнить заповеди, а также вдохновляет при самом исполнении.

Наше требование к искусству состоит в том, чтобы оно не противоречило служению Б-гу и ценностям, которые Он установил, а, напротив, способствовало этому, и люди искусства должны именно так осознавать свою роль: заниматься творчеством, но не считать себя творцами, а понимать, что они — лишь проводники того, что дает им Истинный Творец. Иудаизм не приемлет понятия «служители искусства», и каждый художник (в широком смысле этого слова) — служитель Вс-вышнего, который обязан принимать установленные Им принципы и ценности как обязательные для себя.

Если эти условия соблюдены, то искусство и красота приветствуются как важный инструмент в служении Б-гу, вдохновляющий человека в святом деле.

Поэтому Тора гласит (Берешит 9:27): «Даст Б-г простор Йефету, и да обитает он в шатрах Шема». Шем был предком служителей Б-га, пребывающих в «шатрах» — храмах, а Йефет (от слова йофи — «красота») — предок эстетов, создателей произведений искусства, в частности, греков. Вс-вышний даст простор для творчества Йефета, но при этом оно должно быть направлено на украшение храмов Шема. Иначе, если оно станет самоцелью или начнет противоречить служению Б-гу в шатрах Шема, как случилось с эллинистической культурой во времена Антиоха Эпифана, оно уже не будет угодно Б-гу.

Искусство и красота [↑]

Еврейский народ, потомки Шема, провозглашают миру, что ум человека не в состоянии ни постичь, ни ограничить Вс-вышнего. Творец не сидит в человеческом шатре. С еврейской точки зрения, красота определяет сущность. Она указывает на реальность за пределами человеческого сознания. Слово «уродливый», на иврите — ахур, имеет и другое значение — «светонепроницаемый», «темный». Все, что скрывает внутреннюю сущность, — безобразно, каким бы красивым они ни казалось. Ничто не может быть по-настоящему красиво, если не выражает сущность.

Истина с большой буквы — вне сознания человека. Когда мы замечаем, как красив этот мир, что-то подсказывает нам, что есть трансцендентное существование — абсолютная Истина. Истинный художник испытывает трепетный восторг перед этим существованием и превращает его в ноты, картины, литературные метафоры.

Рамбам указывает, что мир был сотворен Вс-вышним таким образом, чтобы человеку приоткрывались цели и желания Творца, чтобы на определенном уровне ему был понятен смысл мироздания и чтобы ему было доступно постижение как внешних форм, так и глубинной сущности каждой вещи. Те, кто, не понимая этого, останавливается на стадии внешних форм, как будто занимается идолопоклонством.

Изобразительное искусство [↑]

Еврейский художник ощущает мир сотворенным, созданным Творцом. Это явно противоречит тому, что мы видим на холстах современных художников, где представлена субъективная реальность, в которой доминирует собственное «Я» художника. И эту реальность и сам художник, и — вслед за ним — зритель воспринимает как полноценную реальность. Безусловно, такой художник в меру своего таланта дарит зрителю свою эмоциональную энергию, свое понимание красоты, свое осмысление жизни. Но тот факт, что себя он творением не ощущает, делает это осмысление ограниченным, скованным рамками материального мира.

Художнику, который верит в Единого Б-га и понимает, что он сам — творение, что видимое им — лишь малая часть реальности, и в голову не придет мысль, что это и есть вся реальность. В его произведениях, помимо создателя картины, всегда — так или иначе — присутствует Создатель мира. В работах еврейских художников есть различные подходы к решению этих задач, но в целом для всех них характерно стремление выявить духовную основу нашего материального мира и единство всего сотворенного.

Еврейские художники XX века — например, такие как Марк Шагал, Хаим Сутин — в большинстве своем, выходцы из местечек Восточной Европы. Они не только впитали это мировоззрение непосредственно, из воздуха, которым дышали в детстве и отрочестве, не только из уклада и обычаев еврейского местечка, но, как и полагается, изучали Тору в традиционной системе еврейского образования. Это заметит даже тот, кто окинет их картины беглым взглядом, — а тем более, тот, кто проведет их художественный анализ.

Запрещенные изображения [↑]

Третья из десяти заповедей (Книга «Шмот» 20:4) гласит: «Не делай себе образ и любое изображение того, что на небе вверху и земле внизу, и что в воде под землей; не кланяйся им и не служи им, ведь Я — Г-сподь Б-г твой, Б-г — ревнитель».

В книге «Дварим» (4-16) суть этой заповеди раскрывается более подробно: «Не нарушай запрет, делая себе форму подобия любого образа: изображение мужчины или женщины, изображение всякого животного, которое на земле; изображение всякой птицы крылатой, летящей по небу; изображение всякой твари, ползающей на земле; изображение всякой рыбы, которая в водах, что ниже земли. И не возноси глаза свои к небу, чтобы не увидел ты солнце, и луну, и звезды — все небесное воинство; и не впал в заблуждение, и не поклонился им, и не стал служить им».

Вопрос о том, что разрешено рисовать художнику, а что запрещено, очень подробно обсуждается и в Талмуде, и среди более поздних законоучителей. Выводы этих обсуждений, которые были приняты в качестве алахи, таковы. Еврейский закон разрешает еврею создавать пейзажи и натюрморты, рисовать и лепить образы представителей животного мира. Что же касается изображения человека, то здесь надо провести следующие разграничения.

1. Изображение выпуклое и цельное, например, статуя или барельеф в анфас в полный рост — запрещено по всем мнениям.

2. Изображение выпуклое и частичное, например, бюст или барельеф в полный рост в профиль — разрешено «Шулхан Арухом». Таз запрещает его, а Шах считает, что желательно устрожить.

3. Изображение в полный рост плоскостное и цельное разрешено «Шулхан Арухом». Таз и Виленский Гаон запрещают его.

4. Изображение плоскостное и частичное, например, лицо или профиль в полный рост разрешено «Шулхан Арухом». Таз запрещает его.

В связи с тем, что изображение людей художником-евреем является предметом острой дискуссии великих и авторитетных ученых Торы, многие мудрецы прошлых поколений всячески противились запечатлению их облика.

Все вышесказанное должно относиться не только к живописи, но и к фотографии и видеосъемке. На самом деле, как показывает реальность, даже самые пунктуальные в вопросах алахи евреи никоим образом не ограничивают фото — и видеосъемку людей. Все религиозные газеты полны подобными изображениями.

Читайте также:  американская история ужасов 10 сезон где посмотреть

Что касается небесных светил, то в их отношении сама буква закона по «Шулхан Аруху» запрещает даже плоскостное изображение. Поэтому живописцам и фотографам следует воздержаться от изображения полного солнечного диска, лунного серпа, звезд и планет. Можно изображать их, если они видоизменены или не в полном виде, например, когда они частично видны за горизонтом или частично скрыты облаками. Звезды разрешено изображать в виде дисков без лучей.

В книгах и пособиях по астрономии, в которых подобные изображения приводятся для облегчения понимания принципов науки, изображать небесные светила разрешается. На них распространяется разрешение Талмуда создавать изображения с целью углубленного понимания предмета изучения с тем, чтобы иметь возможность принимать алахические решения.

Само собой разумеется, что запрещены любые нескромные изображения.

В любом случае, каждому художнику следует проконсультироваться с раввином относительно разрешенных и запрещенных изображений.

Декоративно-прикладное искусство [↑]

Всё то, что в классификации называется декоративно-прикладным искусством, то есть создание предметов, имеющих не только художественную, но и утилитарную ценность, — очень соответствует духу иудаизма, ведь именно благодаря этому искусству дом становится тем местом, куда хочется приходить.

Со вкусом подобранная мебель, терпеливо вышитые наволочки, разрисованные чашки, связанные крючком салфетки — выражают не только уникальное и бесценное «я» хозяйки, но и являются материализацией любви, передают тепло и заботу.

И муж, дарящий жене произведения такого искусства в форме украшений и нарядов, тоже дарит не просто предмет — а любовь. В этой взаимной любви они строят свой малый Храм — семью, в которой растут счастливые дети.

Родители, наслаждающиеся вместе с детьми совместным творчеством, не только создадут произведения искусства — путем лепки, рисования или вырезания по дереву, но и заложат основу своих отношений с детьми, научат их терпению, умению видеть и создавать красоту, работать вместе — и, по большому счету — улучшать мир.

Что касается алахических ограничений, то не возникает никаких проблем с такими изображениями людей и небесных светил, которые просуществуют лишь ограниченное время. Поэтому можно лепить с детьми фигурки из пластилина, «скульптуры» из мокрого песка, делать снеговиков, печь торты и печенья с различными изображениями.

Искусство и служение [↑]

В книге Мелахим 1 (6:29-35) есть подробное описание того, как украсил царь Шломо построенный им Храм. Мы видим, что украшения эти состояли не только из резных пальм и цветов. Там были и скульптурные изображения крувим, львов и быков.

Изучая книгу Шмот (26:31), мы можем убедиться, что и в Мишкане — переносном Храме, построенном в пустыне, — были использованы изображения животных. Здесь Тора сама делает исключения из установленных ею же правил, и эти исключения тоже суть правила. Хотя Тора не позволяет делать статуи, в Мишкане она предписала поставить два керува с лицами детей.

Сейчас, когда Храма нет, искусство и служение продолжают быть связанными, и это отражается в украшении тех предметов, которые так или иначе связаны с религиозными обрядами: начиная с внутреннего убранства синагог и заканчивая мешочками для талитов.

Но надо понимать, что то, что в музеях называют декоративно-прикладным еврейским искусством, таковым вовсе не является!

Возьмем для примера ханукальный светильник, который призван напоминать нам о чуде с Храмовой менорой и маслом. Менора воплощает в себе еврейское представление о пространстве и времени. В еврейском представлении весь мир произошел из одной точки и распространился по шести направлениям (вверх-вниз-вправо-влево-вперед-назад). Поместив их в одну плоскость, мы получим менору: шесть ветвей, отходящих от центрального ствола. С другой стороны, в меноре заложена также идея времени: она символически изображает шесть дней недели, черпающие свои силы от субботы.

Поэтому в декоративном оформлении ханукальных светильников мы встречаем символические изображения меноры, Скрижалей Завета, корзины с плодами, приносимыми в Храм, головного убора первосвященника, львов (символ Иерусалима) или оленей (символ Земли Израиля), а также другие символы, связанные с Храмом. И это не просто украшения, а цепь осмысленных символов.

Примером еврейского народного искусства в повседневной, будничной жизни могут служить такие произведения, как мизрахи («мизрах» буквально — «восток» на иврите, а также — аббревиатура фразы «Мицад Зе Руах Хаим», что значит — «с этой стороны — Дух Жизни»).

Мизрахи в свое время украшали многие еврейские дома в Восточной и Северной Европе. Но они не были простым украшением еврейского дома, их содержание намного глубже. Речь идет о вырезках из бумаги, которые помещали на стене комнаты, обращенной в сторону Святой Земли и Иерусалима. В «узорах» мизраха в символической форме закодирована память о Святой Земле Израиля и о Иерусалиме, показана неразрывная связь с Творцом, упование на Его помощь в возвращении на Родину. Смысл, который вложен в название мизраха («с этой стороны — дух жизни»), подчеркивает, что все свои жизненные силы еврейский народ получает от Вс-вышнего.

В композициях мизраха нередко также присутствуют изображения оленей, львов, птиц и рыб. Голубка и рыбы — это символы еврейского народа. Дети Йосефа — Эфраим и Менаше — получили благословение от Яакова: «И размножатся, как рыбы». Талмуд объясняет, что злой глаз, не имеющий власти над рыбами, скрытыми в пучинах вод, не имеет власти и над потомками Йосефа. Народ Израиля нередко называют «остатком Йосефа», имея в виду, что именно этим благословением евреи были спасены от злого глаза Амана.

Произведение еврейского искусства хочет вести серьезный разговор со зрителем. Закодированное в нем «послание» требует глубокого осмысления и достаточной подготовки, а еврейский художник сознательно осуществляет задачу служить Вс-вышнему своим искусством. Несмотря на некоторую похожесть внешних форм, эта задача в корне отличает еврейское искусство от мирового декоративно-прикладного.

При этом существуют некоторые запреты, касающиеся этих видов искусства. Нельзя чеканить и отливать из металла семисвечник в форме храмовой меноры (но можно изготовить светильник с шестью или восемью свечами).

Запрещено строить жилое или общественное здание с пропорциями и внешним видом Храма.

Что касается внутреннего убранства, то, например, росписи в синагогах разрешены на потолке и на стенах выше человеческого роста, в противном случае изображения отвлекают человека от молитвы.

По поводу парохет — занавеса на Ковчеге Завета в синагоге, где хранятся свитки Торы, — мнения расходятся. Многие авторитеты запрещают расшивать парохет. Но обычай оказался очень стойким, и сегодня во многих синагогах можно видеть расшитый парохет с изображениями львов, корон, пальм, с символами двенадцати колен Израиля и видами Иерусалима.

То искусство, что способствует лучшему служению Творцу — не только допустимо, с точки зрения иудаизма, но и обязательно должно присутствовать в нашей жизни. Мир без красоты — сер и уныл, а нам заповедано служить Вс-вышнему в радости.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
KINOBAZA24.RU - информационный портал об известных людях
Adblock
detector