история ересей в христианстве

25. Ереси и расколы

При самом начале Церкви стали появляться в ней разного рода лжеучения. Истинно верующие (православные) старались принимать и усвоять Откровение Божие во всей его чистоте, как оно передано в своих источниках – в Священном Писании и Священном Предании, а лжеучители искажали учение Откровения примесью сторонних учений. Первоначально эти отступления от истины касались всего строя христианского учения, которое искажалось примесью воззрений либо иудейских, либо языческих; а потом разного рода ереси начали развиваться на собственно христианской почве.

Лжеучители, искажавшие христианское учение привнесением в него иудейских воззрений, назывались иудействующими и евионитами (с еврейского – бедные или по средствам к жизни, или по умственному развитию). Называясь христианами, они отрицали божество Иисуса Христа, признавая Его только великим пророком, и почитали необходимым для спасения соблюдение закона Моисеева во всей его полноте.

Лжеучители, которые примешивали к христианству языческие понятия, назывались язычествующими, или гностиками. Они держались языческих заблуждений в учении о двух началах – Боге и материи, о вечной борьбе между ними, о господствующих между небом и миром низших божествах – эонах, о слепой судьбе, властвующей в делах человеческих. Искупление они полагали в освобождении душ человеческих от уз материи; по их лжеучению, для совершения этого дела, после безуспешных попыток со стороны низших эонов, был послан от Бога самый высший эон – Христос, который явился в призрачном теле (докетизм) или, по мнению других, соединился с святым человеком Иисусом при крещении.

Во втором веке почти одновременно явились заблуждения монтанистов и патрипассиан.

Некто Монтан, применив к себе пророчество Спасителя о ниспослании Утешителя ( Ин. 15, 26; 16, 12–13 ), объявил, что он именно и послан Богом для обновления Церкви. Отличительными чертами секты монтанистов были чрезмерная возбужденость чувства и самопревозношение, стремление якобы восстановить в Церкви дисциплину и жизнь первых христиан, наклонность к ложным вдохновениям и крайнему изуверству в умерщвлении плоти. Зараженные гордынею, они только себя считали духовными христианами, всех же остальных называли людьми душевными и плотскими.

Патрипассиане признавали только единого Бога, Который именуется Отцом, а Второе и Третье Лица Пресвятой Троицы почитали или божественными силами (динамисты), или только формами откровения единого божества (медалисты). По лжеучению их, сей единый Бог во Христе стал человеком, был распят, страдал и умер; отсюда и произошло их название – патрипассиане.

В третьем веке возникли ереси Павла, бывшего епископом в Антиохии, по месту родины (г. Самосаты) называемого Самосатским, и Савеллия, пресвитера из города Птолемаиды. Первый отвергал учение о божестве Господа нашего Иисуса Христа, признавая Его только человеком, исполненным особенной божественной мудрости; второй, придерживаясь заблуждений патрипассиан, сливал Лица Пресвятой Троицы, уча, что единый Бог являлся в мире то как Отец (давал законы евреям), то как Сын (просветил мир Евангелием), то как Святой Дух (действует в сердцах верующих).

Во всех указанных заблуждениях II и III веков более или менее видны следы гностических ересей; но в III веке явилась секта, которая имела притязание восстановить древнюю языческую религию, именно Зороастрову, и не только исказить христианство, но и совершенно заменить его. Основателем этой секты был некто Манес. По происхождению вавилонянин, он был крещен в христианской вере и даже возведен в степень пресвитера, но вскоре был извержен из нее за приверженность к язычеству. После сего он много путешествовал, и в Туркестане, заключившись в одной пещере, обдумал систему своего лжеучения. Основные черты манихейства следующие: 1) Самостоятельно существуют два царства: света и тьмы. 2) С некоторого времени они находятся в борьбе между собою. 3) Во время этой борьбы отдельные частицы света остались во тьме, и из этого смешения света и тьмы произошел наш мир. 4) Световые частицы, заключенные в мире материи, постоянно жаждут своего освобождения. 5) Освобождению их и вообще мировой души из уз материи помогают Христос и Святой Дух; первый живет в солнце и луне, второй – в эфире, окружающем землю и другие мировые тела. 6) В человеке две души – добрая и злая, которые между собою постоянно воюют. 7) Порок и разного рода злодейства поэтому вовсе не преступление, а только несчастие.

Вместе с ересями появились в Церкви расколы. Так называются отпадения от единства церковного из-за разномыслия не по вопросам вероучения (каковы ереси), а по вопросам, касающимся обрядов, богослужения и управления церковного. Из расколов Древней Церкви в особенности известны расколы новациан и донатистов.

Раскол новациан вышел из враждебных отношений пресвитеров (Новата в Карфагене и Новация в Риме) к власти их епископов (Киприана и Корнилия) и сосредоточился на вопросе о падших, т. е. изменивших вере во время гонения Декиева. Вопреки постоянной практике Церкви и постановлению поместных соборов, новациане требовали, чтобы падшие во время гонения и вообще подвергавшиеся смертным грехам были принимаемы в Церковь не иначе, как чрез повторение крещения.

Раскол донатистов возник в Африке по поводу постановления Карфагенского епископа Цецилия. К избранию его не были приглашены епископы из Нумидии, которые и объявили это избрание недействительным и, под влиянием одной богатой женщины – Лукиллы, избрали в Карфаген другого епископа, по имени Маиорин. По смерти Маиорина тою же партиею был избран Донат, который был главным виновником всей этой смуты и дал свое имя возникшей из нее раскольнической секте. Донатисты поносили Церковь, якобы заразившуюся ересями, и себе одним присвояли право называться истинною Церковью Христовою. Насильственно отнимая у православных храмы, они тщательно вымывали их, многое соскабливали и сожигали, как бы какую нечистоту.

В особенности еретики стали волновать Церковь в то время, когда прекратились внешние гонения на нее и христианская вера была объявлена господствующею в Римской империи. Люди, обладавшие иногда довольно значительной ученостью, фарисейски набожные, но непреклонной духовной гордости, вследствие каких-либо обманутых надежд и оскорбленного самолюбия распространяли между верующими свои лжеучения, находили себе покровителей и приверженцев в сильных мира и иногда на долгое время возмущали мир Церкви. Но, по устроению Промысла Божия, то зло, которое нанесли Церкви еретики, обратилось к благу ее. По поводу этих лжеучений были созваны Вселенские соборы, на которых было выяснено и определено, насколько это было возможно, учение об основных истинах (догматах) веры; с другой стороны, в борьбе с еретиками возвысились и прославились великие святители и учители, которые в своих творениях раскрыли истину Православия и служат украшением и славою Церкви.

Источник

Ереси

Содер­жа­ние Наибо­лее извест­ные про­тив­ни­ки, оппо­нен­ты, раз­об­ла­чи­те­ли ереси Наза­реи (не путать с назорейством)

Сек­та состо­я­ла из иуде­ев, при­няв­ших хри­сти­ан­ство, при­знав­ших Хри­ста Месси­ей и Богом, допус­кав­ших Его сверхъ­есте­ствен­ное рож­де­ние, рас­пя­тие, вос­кре­се­ние и воз­не­се­ние, но счи­тав­ших необ­хо­ди­мым соблю­де­ние Моисе­е­ва зако­на для хри­сти­ан из иуде­ев, не навя­зы­вая соблю­де­ние его хри­сти­а­нам из язычников. Епифа­ний Кипр­ский, Авгу­стин Блаженный,
Иоанн Дамаскин

Читайте также:  аварский каганат история кратко
Евионит­ство

Пусты­ня око­ло Мертво­го Моря, Сирия, Пер­сия и дру­гие стра­ны Ближне­го Востока

Евиони­ты почи­та­ли Хри­ста за вели­ко­го про­ро­ка, сына Марии и Иоси­фа, полу­чив­ше­го бла­го­дать при Креще­нии; пола­га­ли, что с Прише­стви­ем Хри­ста иудей­ская вера сохра­ни­ла своё пер­во­на­чаль­ное зна­че­ние. Эвиони­ты рас­счи­ты­ва­ли, что со Вто­рым Прише­стви­ем Спаси­те­ля откро­ет­ся зем­ное Цар­ство сла­вы, вре­мя суще­ство­ва­ния кото­ро­го соста­вит 1000 лет. Ири­ней Лион­ский, Иустин Фило­соф, Евсе­вий Кесарийский Гности­цизм

I в. – по насто­я­щее время

Симон Волхв (пер­вый извест­ный гностик)

Гности­цизм как осо­бая фор­ма рели­ги­оз­но­го само­вы­ра­же­ния появил­ся в ран­ние вре­ме­на суще­ство­ва­ния Церк­ви. Каж­дая гно­сти­че­ская сек­та испо­ве­до­ва­ла своё веро­уче­ние. Как пра­ви­ло в осно­ве гно­сти­че­ских куль­тов лежа­ли: гре­че­ская фило­со­фия, иудей­ское бого­сло­вие, восточ­ные веро­ва­ния. Существен­ной части гно­сти­че­ских сект было свой­ствен­но испо­ве­да­ние дуализма. Епифа­ний Кипр­ский, Ири­ней Лион­ский и др. Манихей­ство

Ма­ни­хей­ская ересь пред­став­ля­ла со­бой смесь эле­мен­тов хри­сти­ан­ства с на­ча­ла­ми ре­ли­гии Зо­ро­аст­ра. В ос­но­ве ма­ни­хей­ско­го уче­ния ле­жа­ло пред­став­ле­ние о борь­бе двух на­чал: доб­ро­го (свет­ло­го) и зло­го (тём­но­го). Ма­ни­хеи по­чи­та­ли све­ти­ла: солн­це, лу­ну и звёз­ды; мо­ли­лись де­мо­нам; утвер­жда­ли, что Хри­стос при­зрач­но во­пло­тил­ся и при­зрач­но страдал. Архе­лай Кархарский Антит­ри­ни­та­ризм (монар­хи­ан­ство)

Пред­ста­ви­те­ли ан­тит­ри­ни­та­риз­ма ве­ри­ли в су­ще­ство­ва­ние Еди­но­го Бо­га, од­на­ко от­ри­ца­ли уче­ние Церк­ви о Тро­ич­но­сти Бо­га по Ли­цам. По боль­шо­му счё­ту в ан­ти­ри­ни­та­риз­ме мож­но вы­де­лить два на­прав­ле­ния: ди­на­ми­стов и мо­да­ли­стов. Ди­на­ми­сты учи­ли, что Сын и Свя­той Дух не име­ют лич­но­го бы­тия, но суть си­лы Еди­нич­но­го Бо­га. Пер­вая си­ла участ­во­ва­ла в тво­ре­нии ми­ра; она иг­ра­ет по­сред­ству­ю­щую роль меж­ду Бо­гом и ми­ром; и имен­но она яви­лась в Ли­це Иису­са Хри­ста. Свя­той Дух — Бо­же­ствен­ная си­ла, ко­то­рой свой­ствен­но со­вер­шать дей­ствия освя­ща­ю­ще­го, бла­го­дат­но­го ха­рак­те­ра. Мо­да­ли­сты учи­ли, что Бог еди­ни­чен, од­на­ко в раз­ное вре­мя яв­лял Се­бя в раз­ных Ли­цах (мо­ду­сах, об­ра­зах, ли­чи­нах). Во вре­ме­на Вет­хо­го За­ве­та Он от­кры­вал­ся как Отец, во вре­ме­на Хри­ста явил­ся ми­ру как Сын. В освя­ще­нии лю­дей Бог об­на­ру­жи­ва­ет­ся как Свя­той Дух. Иппо­лит Римский Монта­низм (ката­фри­гий­ская ересь)

Смысл мон­та­низ­ма таков: откро­ве­ние про­дол­жа­ет­ся, Вто­рой Завет с Сыном еще не пол­ный и не окон­ча­тель­ный, лишь в послед­нем Богоот­кро­ве­нии – в при­ше­ствии Свято­го Духа – завер­ша­ет­ся спа­се­ние. Новое откро­ве­ние, Тре­тий Завет посла­ны Богом через Монта­на и двух про­ро­чиц. Мон­тан объ­явил себя вопло­ще­ни­ем Параклита. Аполло­ний Эфес­ский, отцы I Вселен­ско­го собора Ариан­ство

Восточ­ные про­вин­ции Рим­ской империи

IV-VI вв., но в той или иной сте­пе­ни встре­ча­ет­ся и доныне

Непри­я­тие основ­но­го дог­ма­та церк­ви о еди­но­су­щии Бога-Сына Богу-Отцу. По уче­нию Ария, Сын Божий Логос (Хри­стос) – тво­ре­ние Бога, сле­до­ва­тель­но, не еди­но­су­щен ему, т.е. в срав­не­нии с Богом-Отцом явля­ет­ся суще­ством низ­ше­го порядка. Афана­сий Алексан­дрий­ский, Алек­сандр Алексан­дрий­ский и др. отцы I Вселен­ско­го собора Македо­ни­ан­ство (Духобор­че­ство)

Предста­ви­те­ли этой ере­си отри­ца­ли Лич­ное Божествен­ное досто­ин­ство Свято­го Духа, при­зна­вая Его лишь как освя­ща­ю­щую силу. отцы II Вселен­ско­го собо­ра, Феодо­сий Великий Несто­ри­ан­ство

IV в., но в той или иной сте­пе­ни встре­ча­ет­ся и доныне

Несто­ри­ане отри­ца­ли под­лин­ное вопло­ще­ние Сына Божье­го. Хри­ста они счи­та­ли Челове­ком, соеди­нен­ным с Сыном Божьим духо­в­­но-нрав­ствен­­ной, бла­го­дат­ной свя­зью. В свя­зи с этим они отри­ца­ли Богома­те­рин­ское досто­ин­ство Девы Марии, назы­вая Её Христо­ро­ди­цей, Человекородицей. отцы III Вселен­ско­го собора Монофи­зит­ство (Евтихи­ан­ство)

IV в., но в той или иной сте­пе­ни встре­ча­ет­ся и доныне

Монофи­зи­ты при­зна­ва­ли, что Хри­стос и Сын Божий — Еди­ной Лицо. Одна­ко учи­ли, что в Нём заклю­че­но не два есте­ства — Божествен­ное и чело­ве­че­ское, — а одно, обра­зо­вав­ше­е­ся из двух. Некото­рые из них утвер­жда­ли, что огра­ни­чен­ное чело­ве­че­ское есте­ство погло­ще­но во Хри­сте бес­ко­неч­ной Божествен­ной сущ­но­стью, как кап­ля уксу­са погло­ща­ет­ся морем. отцы IV Вселен­ско­го собора Монофе­лит­ство

Монофе­ли­ты при­зна­ва­ли, что во Хри­сте, как в Еди­ном Лице, заклю­че­но два есте­ства: Боже­ское и чело­ве­че­ское. Одна­ко при этом они отри­ца­ли нали­чие у Хри­ста двух воль, Божествен­ной и чело­ве­че­ской, пола­гая, что чело­ве­че­ская воля погло­ще­на Божественной. отцы VI Вселен­ско­го собо­ра, Мак­сим Исповед­ник, Мар­тин Исповедник Иконо­бор­че­ство

Иконо­бор­цы, осно­вы­ва­ясь на запо­ве­ди о несо­тво­ре­нии куми­ра, отри­ца­ли умест­ность почи­та­ния свя­тых икон. Ико­ны они при­рав­ни­ва­ли к идо­лам, а их почи­та­те­лей — к идолопоклонникам. Иоанн Дамас­кин, Гер­ман Констан­ти­но­поль­ский, отцы VII Вселен­ско­го собо­ра, Ирина Богомиль­ство

Бого­милы учи­ли, что во вре­ме­на Ветхо­го Заве­та людь­ми управ­ля­ли силы стар­ше­го сына Отца Небес­но­го Сатанаи­ла, и посы­ла­ли на них Всемир­ный потоп, Вавилон­ское стол­по­тво­ре­ние и т. д. Иисус Хри­стос, погиб­нув на кре­сте как смерт­ный чело­век, бла­го­да­ря Сво­ей Божествен­ной сущ­но­сти, сумел «раз­бо­же­ствить» Сатанаи­ла, кото­рый ока­зал­ся низ­верг­нут в ад. Cчита­ли, что люди могут вой­ти в Цар­ствие Небес­ное толь­ко при усло­вии край­не­го аскетизма. Козь­ма Пресви­тер, Евфи­мий Зигабен Жидов­ству­ю­щие

Жидов­ству­ю­щие ере­ти­ки отри­ца­ли Троич­ность Бога по Лицам; назы­ва­ли Хри­ста про­стым чело­ве­ком, утвер­жда­ли, что насто­я­щий Мес­сия ещё не при­шёл; воз­ра­жа­ли про­тив почи­та­ния свя­тых икон; попи­ра­ли сочи­не­ния отцов Церк­ви; соблаз­ня­ли народ, убеж­дая его в необ­хо­ди­мо­сти при­дер­жи­вать­ся зако­на Моисея. Иосиф Волоц­кий Кальви­низм

XVI в. – по насто­я­щее время

Кальви­ни­сты учат о без­услов­ном Божествен­ном пред­опре­де­ле­нии чело­ве­ка. В соот­вет­ствии с этим уче­ни­ем, Бог от веч­но­сти избрал одних людей к оправ­да­нию и спа­се­нию, а дру­гих — к веч­ной поги­бе­ли. Роль само­го чело­ве­ка и роль его лич­ной сво­бо­ды в деле дости­же­ния спа­се­ния при­ни­жа­ют­ся каль­ви­ни­ста­ми вплоть до пол­но­го их отри­ца­ния. Относи­тель­но Таин­ства Тела и Кро­ви Христо­вых каль­ви­ни­сты учат, что Хри­стос при­сут­ству­ет в Евхари­стии дина­ми­че­ски, толь­ко силой и действием. Мигель Сер­вет (кото­рый сам, одна­ко, явля­ет­ся еретиком) Анабап­тизм

XVI в. – по насто­я­щее время

Глав­ной осо­бен­но­стью ана­бап­тиз­ма явля­ет­ся уче­ние о необ­хо­ди­мо­сти повтор­но­го кре­ще­ния в созна­тель­ном возрасте Жан Каль­вин, Уль­рих Цвингли (кото­рые сами, одна­ко, явля­ют­ся еретиками) Униат­ство

XVI в. – по насто­я­щее время

Сли­я­ние испо­ве­да­ний пра­во­слав­но­го и като­ли­че­ско­го, при­чем, с одной сто­ро­ны, при­зна­ет­ся гла­вен­ство папы, чисти­ли­ще, исхож­де­ние Св. Духа и от Сына (филио­кве), с дру­гой допус­ка­ет­ся брак бело­го духо­вен­ства и бого­слу­же­ние на род­ном язы­ке, с сохра­не­ни­ем восточ­ных обрядов. Петр Моги­ла Бап­тизм

XVII в. – по насто­я­щее время

Глав­ной осо­бен­но­стью баптиз­ма явля­ет­ся прин­цип доб­ро­воль­но­го и созна­тель­но­го кре­ще­ния по вере взрос­лых людей при нали­чии твёр­дых хри­сти­ан­ских убеж­де­ний и отка­за от гре­хов­но­го обра­за жизни. Вадим Акен­тьев Беспо­повство

XVII в. – по насто­я­щее время

XVIII в. – по насто­я­щее время

Отрица­ние пер­во­род­но­го гре­ха, вера в пере­рож­де­ние души, вос­кре­ше­ние Хри­ста пони­ма­ют в духов­ном смыс­ле («Хри­стос дол­жен в нас зачать­ся и родить­ся, воз­рас­тать и учить­ся, стра­дать и уме­реть, и вос­крес­нуть, и воз­не­сти­ся»), испо­ве­ду­ют­ся толь­ко Богу, бого­слу­же­ние совер­ша­ют в ком­на­те, брак не почи­та­ют таин­ством, не при­зна­ют внеш­них отли­чий меж­ду людь­ми, отка­зы­ва­ют­ся от воен­ной служ­бы и при­ся­ги вооб­ще, отри­ца­ют вся­кую обрядовость. Амвро­сий Серебренников Масон­ство

XVIII в. – по насто­я­щее время

Масо­ны стре­ми­лись создать тай­ную все­мир­ную орга­ни­за­цию с уто­пи­че­ской целью мир­но­го объ­еди­не­ния чело­ве­че­ства в рели­ги­оз­ном брат­ском сою­зе. Почи­тая Бога как вели­ко­го архи­тек­то­ра Вселен­ной, масон­ство допус­ка­ет испо­ве­да­ние любой религии. Анто­ний Храповицкий Мето­дизм

XVIII в. – по насто­я­щее время

Джон Уэс­ли, Джордж Уайтфилд

Образ Божий в чело­ве­ке чрез гре­хо­па­де­ние не утра­тил­ся, а отда­лил­ся от пер­во­на­чаль­но­го совер­шен­ства. Возрож­ден­ный может достиг­нуть совер­шен­но­го освя­ще­ния, так что может совер­шен­но очи­стить­ся от гре­ха. Чело­век в неве­рии может про­ти­вить­ся бла­го­да­ти, может утра­тить ее, и посе­му воз­мож­но мно­го­крат­ное повто­ре­ние «воз­рож­де­ния».
Таин­ства есть толь­ко види­мые зна­ки внут­рен­ней благодати. Митро­фан Зноско-Боро­в­ский и ряд дру­гих совре­мен­ных сектоведов

Читайте также:  зачем сдавать историю на полицейского
Молокан­ство

XVIII в. – по насто­я­щее время

Моло­кане отли­ча­ют­ся сим­во­ли­че­ским и алле­го­ри­че­ским тол­ко­ва­ни­ем тек­стов Биб­лии. Соглас­но их уче­нию они при­зна­ют покло­не­ние Богу толь­ко «в духе и истине», не при­зна­ют види­мых икон и кре­ста, не при­зна­ют почи­та­ние свя­тых, отри­ца­ют необ­хо­ди­мость свя­щен­ни­че­ской иерар­хии и кли­ра, не совер­ша­ют крест­но­го зна­ме­ния, счи­та­ют гре­хов­ным упо­треб­ле­ние в пищу сви­ни­ны и спирт­но­го, таба­ко­ку­ре­ние и упо­треб­ле­ние наркотиков. Симе­он Привалов Свиде­те­ли Иеговы

XIX в. – по насто­я­щее время

Чарльз Тейз Рассел

Отрица­ние уче­ния о Тро­и­це. Полага­ют, что Иисус Хри­стос не явля­ет­ся Богом, не все­мо­гущ и не равен Богу-Отцу (Иего­ве). Свя­той Дух в их пред­став­ле­нии — это дей­ству­ю­щая сила Иего­вы, а не одно из трех Лиц Тро­и­цы. Отрица­ют уче­ние о бес­смер­тии души. Отрица­ют Крест. Рей­монд Вик­тор Френц Теософ­ское общество

XIX в. – по насто­я­щее время

Еле­на Блават­ская, Уильям Кван Джадж, Ген­ри Стил Олкотт

Источник

Ересь

Е́ресь (от греч. αἵρεσις — направ­ле­ние, выбор) — 1) утвер­жде­ние, кон­цеп­ция или учение, про­ти­во­ре­ча­щее веро­уче­нию Церкви; 2) заблуж­де­ние отно­си­тельно Пра­во­слав­ных дог­ма­тов, под­дер­жи­ва­е­мое созна­тель­ным, упор­ным про­тив­ле­нием Истине.
Про­стран­ный хри­сти­ан­ский кате­хи­зис так опре­де­ляет поня­тие ересь: «Ересь, когда люди к учению веры при­ме­ши­вают мнения, про­тив­ные Боже­ствен­ной истине».

Почему регу­лярно нару­ша­ю­щий нрав­ствен­ные нормы не под­ле­жит непре­мен­ной ана­феме, а упор­ству­ю­щий в нару­ше­нии дог­ма­тов ана­фе­мат­ству­ется?

Нару­ше­ние запо­ве­дей Хри­сто­вых бывает свя­зано как с про­из­воль­ным жела­нием чело­века, так и с его зара­жен­но­стью сквер­ной греха.

Цер­ковь Божия для того и создана на земле, чтобы при­вле­кать в неё греш­ни­ков с тем, чтобы они, при содей­ствии бла­го­дати, осво­бож­да­лись от греха и воз­рас­тая воз­рас­том духов­ным, упо­доб­ля­лись Созда­телю ( Мк.2:17 ).

Стало быть, при­сут­ствие нару­ши­те­лей запо­ве­дей в земной Церкви — не исклю­че­ние, а бого­уста­нов­лен­ная норма. Если бы гре­хов­ность, как тако­вая, слу­жила осно­ва­нием немед­лен­ного отлу­че­ния чело­века от Церкви, земная Цер­ковь тут же опу­стела бы ( 1Ин.1:8 ), а на земле при­умно­жи­лось бы зло. Это было бы угодно не Богу, но диа­волу.

Несмотря на то, что земная Цер­ковь создана для греш­ни­ков ( Мк.2:17 ), это не значит, что греш­ник и вовсе не может быть отлу­чен от цер­ков­ного обще­ния. В зави­си­мо­сти от тяже­сти совер­шен­ных им пре­ступ­ле­ний он может быть отлу­чен от пол­но­прав­ного обще­ния с бра­ти­ями и сест­рами во Христе в той или иной мере (напри­мер, он может под­пасть под запрет на уча­стие в Таин­стве Евха­ри­стии сроком на несколько дней или недель).

Подоб­ные меры не отде­ляют греш­ника от Все­лен­ской Церкви, но напро­тив, бывают направ­лены на его исправ­ле­ние и даль­ней­шее еди­не­ние с Цер­ко­вью и её Главой, Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом.

Другое дело, если речь идёт не просто о нару­ши­те­лях нрав­ствен­ных запо­ве­дей, а о ере­ти­ках. Конечно, как и всякий грех вообще, грех укло­не­ния в ересь омы­ва­ется пока­я­нием. В этом отно­ше­нии он не сильно отли­ча­ется от прочих грехов. Зато в другом отно­ше­нии он имеет прин­ци­пи­аль­ное отли­чие.

Тот, кто впал в ересь, не желает при­слу­шаться к голосу Церкви и отка­заться от заблуж­де­ния, выра­жает тем самым, что испо­ве­дует какую-то особую веру, отлич­ную от той веры, какую должны испо­ве­до­вать члены Все­лен­ской Церкви и како­вая служит зало­гом их духов­ного един­ства.

Полу­ча­ется, что ана­фе­мат­ствуя такого пре­ступ­ника, Цер­ковь, по сути, всего лишь кон­ста­ти­рует, что своим неже­ла­нием испо­ве­до­вать общую всем пра­во­слав­ным веру, он сам себя отлу­чает (отлу­чил).

Можно ска­зать, что ере­тики явля­ются своего рода идо­ло­по­клон­ни­ками, ведь они верят в какого-то осо­бого, создан­ного в их созна­нии Бога, или в какую-то особую, создан­ную в их вооб­ра­же­нии истину, но не в Того Бога (не в Ту Истину), в Кото­рого верит Все­лен­ская Цер­ковь.

Зна­че­ние тер­мина

Ересь — наме­рен­ное иска­же­ние пра­во­слав­ной дог­ма­тики.

В древ­не­гре­че­ском языке слово ересь (др.-греч. αἵρεσις) озна­чало «выбор», «тече­ние» или «направ­ле­ние». Поня­тием «ересь» в иудео-элли­ни­сти­че­ской куль­туре обо­зна­ча­лись рели­ги­оз­ные или фило­соф­ские направ­ле­ния, тече­ния и школы. Так, напри­мер, рели­ги­озно-поли­ти­че­ские партии фари­сеев и сад­ду­кеев названы в Дея­ниях ере­сями ( Деян.5:17, 15:5, 26:5 ).

В Ново­за­вет­ных апо­столь­ских посла­ниях поня­тие «ересь» при­об­ре­тает иной смыс­ло­вой отте­нок. Оно начи­нает про­ти­во­по­став­ляться пра­виль­ному веро­уче­нию, пре­вра­ща­ется в отри­ца­ние истины Боже­ствен­ного Откро­ве­ния. Это уже не просто направ­ле­ние или тече­ние мысли, но осо­знан­ное стрем­ле­ние иска­зить основы хри­сти­ан­ского веро­уче­ния, а, значит, и лишить чело­века воз­мож­но­сти спа­се­ния в веч­но­сти.

Суть ере­ти­че­ских учений пре­красно выра­зил св. Васи­лий Вели­кий. Вслед за всеми свя­тыми отцами, он пола­гал, что к ере­ти­кам должны быть отне­сены отчуж­ден­ные от Пра­во­сла­вия в самой вере, иска­жа­ю­щие один или несколько дог­ма­тов, изло­жен­ных в Сим­воле Веры или любое освя­щен­ное изна­чаль­ным и дол­го­вре­мен­ным упо­треб­ле­нием в Церкви свя­щен­ное пре­да­ние и уста­нов­ле­ние. «Ере­ти­ками назвали они совер­шенно отторг­шихся, и в самой вере отчуждив­шихся, – гово­рит св. Васи­лий о мнении свв. Отцов. – Ибо здесь есть явная раз­ность в самой вере в Бога».

Следуя тол­ко­ва­нию пози­ции св. Васи­лия Вели­кого, дан­ному выда­ю­щимся пра­во­слав­ным ком­мен­та­то­ром кано­ни­че­ского права Иоан­ном Зонара, «ере­тики суть все, мыс­ля­щие несо­гласно с пра­во­слав­ною верою, хотя бы давно, хотя бы недавно они были отлу­чены от Церкви, хотя бы древ­них, хотя бы новых ересей они дер­жа­лись».

Знаток цер­ков­ного права епи­скоп Дал­ма­тин­ско-Ист­рин­скому Нико­дим (Милаш) писал, что, ересь как «учение, про­тив­ное пра­во­слав­ной вере, не должно, впро­чем, касаться непре­менно осно­ва­ний пра­во­слав­ного веро­уче­ния, чтобы данное лице счи­тать ере­ти­ком, – доста­точно, чтобы оно погре­шало хотя бы и в одном дог­мате, и в силу этого оно уже еретик».

Сущ­ность ереси глу­боко рас­крыта св. Игна­тием Брян­ча­ни­но­вым: «Ересь есть при­кро­вен­ное отвер­же­ние хри­сти­ан­ства. Когда люди начали остав­лять идо­ло­по­клон­ство, по его оче­вид­ной неле­по­сти, и при­хо­дить к позна­нию и испо­ве­да­нию Иску­пи­теля; когда все усилия диа­вола под­дер­жать между чело­ве­ками идо­ло­по­клон­ство оста­лись тщет­ными; тогда он изоб­рел ереси, и посред­ством ереси, сохра­няя для дер­жа­щихся ее чело­ве­ков имя и неко­то­рую наруж­ность хри­стиан, не только отнял у них хри­сти­ан­ство, но и заме­нил его бого­хуль­ством».

Как спра­вед­ливо отме­чает сек­то­вед А. Л. Двор­кин, «слово еретик… озна­чает чело­века, дела­ю­щего про­из­воль­ный выбор под руко­вод­ством соб­ствен­ных идей и жела­ний. Термин этот по про­ис­хож­де­нию хри­сти­ан­ский, и, сле­до­ва­тельно, для того чтобы стать ере­ти­ком в свя­то­оте­че­ском смысле этого слова, чело­век изна­чально должен был пре­бы­вать в истине».

В аске­ти­че­ском плане ересь явля­ется край­ней сте­пе­нью пре­лест­ного мнения, кото­рая может пери­о­ди­че­ски воз­об­нов­ляться как типо­ло­ги­че­ски устой­чи­вое пле­не­ние ума. В ереси соеди­ня­ются воедино многие страст­ные состо­я­ния: мнение, само­обо­льще­ние, гор­дыня, свое­во­лие и т. д.

Глав­ная опас­ность ереси

Гово­рили об авве Ага­фоне:
«Пришли к нему некие, услы­шав, что он имеет вели­кую рас­су­ди­тель­ность. Желая испы­тать его, не рас­сер­дится ли он, спра­ши­вают его:
«Ты — Агафон? Мы слы­шали о тебе, что ты блуд­ник и гордец». «Да, это правда», — отве­чал он.
Они опять спра­ши­вают его: «Ты, Агафон, кле­вет­ник и пустослов?»«Я», — отве­чал он.
И еще гово­рят ему:«Ты, Агафон, еретик?» «Нет, я не еретик», — отве­чал он.
Затем спро­сили его: «Скажи нам, почему ты на все, что ни гово­рили тебе, согла­шался, а послед­него слова не пере­нес?»
Он отве­чал им:«Первые пороки я при­знаю за собой, ибо это при­зна­ние полезно моей душе, а при­зна­ние себя ере­ти­ком значит отлу­че­ние от Бога, а я не хочу быть отлу­чен­ным от моего Бога».
Выслу­шав это, они поди­ви­лись его рас­су­ди­тель­но­сти и отошли, полу­чив нази­да­ние».

Читайте также:  русский царь взявший азов

(Древ­ний пате­рик. 1914. С. 27. № 4.)

Ереси в исто­рии

Воз­ник­но­ве­ние ересей пред­ска­зы­вал апо­стол Петр: «Были и лже­про­роки в народе, как и у вас будут лже­учи­тели, кото­рые введут пагуб­ные ереси и, отвер­га­ясь иску­пив­шего их Гос­пода, навле­кут сами на себя скорую поги­бель» ( 2Пет.2:1 ). Апо­стол Павел поме­щает ересь в один разряд с грехом вол­шеб­ства и идо­ло­слу­же­ния ( Гал.5:20 ).

Ран­не­хри­сти­ан­ская Цер­ковь строго сле­дила за чисто­той своего веро­уче­ния, реши­тельно про­ти­во­по­став­ляя себя всем иска­же­ниям хри­сти­ан­ства. Именно поэтому за ней закре­пился термин Пра­во­сла­вие (греч. Όρθοδοξία – пра­во­сла­вие, пра­во­ве­рие, пра­виль­ное знание, суж­де­ние).

Рас­про­стра­ня­ю­щийся со II века термин Пра­во­сла­вие озна­чает веру всей Церкви в отли­чие от разных учений ере­ти­че­ских сооб­ществ, для обо­зна­че­ния кото­рых исполь­зо­ва­лось слово гете­ро­док­сия (έτεροδοξία – другое, отлич­ное от пра­виль­ного учение, знание).

Пер­во­на­чально ере­ти­ками назы­вали гно­сти­ков, хотя счи­тать гно­сти­цизм хри­сти­ан­ским уче­нием вряд ли пра­во­мерно. Родо­на­чаль­ни­ком ересей счи­та­ется Симон Волхв ( Деян.8:9 ). К пер­вому пери­оду отно­сятся такие ереси, как еви­о­нит­ство, керин­фи­ан­ство, елке­за­ит­ство, доке­тизм, мани­хей­ство, мон­та­низм, хили­азм.

Три­а­до­ло­ги­че­ские ереси: монар­хи­ан­ство и ари­ан­ство, осуж­ден­ные на I и II Все­лен­ском собо­рах. В списке ересей, осуж­ден­ных на II Все­лен­ском Соборе, зна­чатся также: евно­ми­ане, аномеи, евдок­си­ане, полу­а­ри­ане, или духо­борцы (маке­до­ни­ане), савел­ли­ане, фоти­ни­ане, апо­ли­на­ри­ане.

Хри­сто­ло­ги­че­ские ереси: несто­ри­ан­ство (евти­хи­ан­ство), моно­фи­зит­ство, моно­фе­лит­ство, осуж­ден­ные на после­ду­ю­щих собо­рах, а также ико­но­бор­че­ство, осуж­ден­ное на VII Вс. Соборе, прак­ти­че­ски были повто­ре­нием и раз­ви­тием древ­них. В период Рефор­ма­ции воз­рож­да­ется раци­о­на­лизм антит­ри­ни­та­риев (Сервет, соци­ни­ане и др., в России – Фео­до­сий Косой). Адопци­ане были моди­фи­ка­цией несто­риан, а пав­ли­ки­ане и бого­милы – вари­а­цией мани­хей­ства. В сред­ние века на Западе как отго­лоски мани­хей­ства появи­лись аль­би­гойцы, катары, пата­рены. В XII в. воз­никли валь­денсы – смесь пие­тизма и раци­о­на­лизма.

После­до­ва­тель­ность воз­ник­но­ве­ния ересей

«В появ­ле­нии ере­ти­ков, иска­жав­ших боже­ствен­ное неиз­ме­ня­е­мое учение Хри­сти­ан­ской Церкви», – пишет Е. Смир­нов, – «есть неко­то­рая после­до­ва­тель­ность и система, именно – пере­ход от общего к част­ному. Сле­до­вало ожи­дать, что на первых порах, вслед­ствие вступ­ле­ния в Цер­ковь иудеев и языч­ни­ков, не хотев­ших вполне отка­заться от иудей­ства и язы­че­ства и потому сме­ши­вав­ших хри­сти­ан­ское учение с воз­зре­ни­ями иудей­скими, появятся ере­ти­че­ские заблуж­де­ния отно­си­тельно всей системы хри­сти­ан­ского веро­уче­ния, а не отдель­ного какого-либо пункта.

Так дей­стви­тельно и было: с одной сто­роны яви­лись ере­тики иудей­ству­ю­щие, назы­ва­е­мые также еви­о­ни­тами, кото­рые стре­ми­лись слить хри­сти­ан­ство с иудей­ством, даже с под­чи­не­нием пер­вого послед­нему, а с другой – язы­че­ству­ю­щие, или, как они назы­ва­лись во 2 веке, гно­стики, а потом мани­хеи, стре­мив­ши­еся из хри­сти­ан­ского веро­уче­ния в соеди­не­нии его с восточ­ным рели­ги­оз­ным миро­со­зер­ца­нием или гре­че­ской фило­со­фией обра­зо­вать сме­шан­ную рели­ги­оз­ную систему.

Когда лже­уче­ния этих ере­ти­ков были отверг­нуты Цер­ко­вью и уже стали отжи­вать, на смену им появи­лись дру­гого рода ереси, воз­рос­шие уже на хри­сти­ан­ской почве. Пред­ме­том их служит глав­ный догмат хри­сти­ан­ства о тро­ич­но­сти Лиц в Боже­стве. Это – ереси антит­ри­ни­та­риев.

В после­ду­ю­щее за тем время раз­ви­ва­ется ересь по вопросу еще более част­ному: о Боже­ствен­но­сти Вто­рого Лица Святой Троицы. Эта ересь, извест­ная под именем ари­ан­ства, открыто появи­лась уже в начале 4 века.

В век апо­столь­ский мы видим ере­ти­ков иудей­ству­ю­щих и язы­че­ству­ю­щих. Послед­ние поло­жили начало тому гно­сти­цизму, кото­рый раз­вился осо­бенно сильно во 2 в. после времен апо­столь­ских».

Обли­чи­тели ересей

Иные кате­го­рии отступ­ни­че­ства

Помимо ереси, Цер­ко­вью выде­лены и иные кате­го­рии отступ­ни­че­ства: раскол и само­чин­ное сбо­рище (пара­си­на­гога).

Об отли­чии ошибки от ереси ^

свя­щен­ник Михаил Легеев:

По сте­пени ясно­сти и точ­но­сти осмыс­ле­ния чело­ве­ком учения Церкви можно выде­лить пять стадий. Первая — дог­маты, заклю­чен­ные в слова. Здесь все кри­стально чисто, лишнее отсе­чено, все нужное ска­зано.

Вторая — акцент. Акцент выде­ляет лишь какую-то грань пол­ноты кар­тины. Святой Афа­на­сий Вели­кий за «еди­но­су­щие» всю жизнь поло­жил. Но «еди­но­су­щие» — это еще не пол­нота дог­мата. Бого­сло­вие святых отцов по боль­шей части — бого­сло­вие акцен­тов. Один мог выде­лять один акцент, а другой — другой.

Третья стадия — неточ­ность. Неточ­ность свя­зана с неко­то­рым недо­по­ни­ма­нием. Напри­мер, свя­ти­тель Кирилл Алек­сан­дрий­ский слово «ипо­стась» упо­треб­лял в зна­че­нии «сущ­ность». Он не имел в виду тот смысл, кото­рый потом вкла­ды­вали в его слова моно­фи­зиты, но не мог еще свою мысль облечь в пра­виль­ные слова. Поэтому для нас это неточ­ность.

Чет­вер­тая стадия — ошибка. Ошибка есть ошибка. Свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский (бого­слов IV в. — Прим. ред.) испо­ве­до­вал апо­ка­та­с­та­сис, то есть учение о все­об­щем избав­ле­нии от веч­ного посмерт­ного воз­да­я­ния. Но если бы Цер­ковь ука­зала ему на ошибку, он бы не стал упор­ство­вать.

Пятая стадия — ересь. Святые отцы могли оши­баться, а вот упор­ство­вать в этом — нет. Святой Викен­тий Лерин­ский (галль­ский бого­слов V в.) пишет: «Винов­ники того мнения при­зна­ются пра­во­слав­ными, а после­до­ва­тели — ере­ти­ками, учи­теля раз­ре­ша­ются, а уче­ники осуж­да­ются, писа­тели сочи­не­ний будут сынами цар­ствия, а защит­ники оных под­верг­нутся геенне». Где-то между чет­вер­той и пятой ста­ди­ями, между ошиб­кой и ересью, и про­ле­гает гра­ница, отде­ля­ю­щая еще цер­ков­ное бытие от уже вне­цер­ков­ного. Опять же, важен сам вектор дви­же­ния. Если он направ­лен к Церкви и Богу — это путь к истине, если в обрат­ную сто­рону — к ереси. Ере­ти­ком не ста­но­вятся в одно­ча­сье, это резуль­тат дли­тель­ного про­цесса, того самого непра­виль­ного дви­же­ния.

Из интер­вью в жур­нале «Вода Живая» №10 2015

Гово­рить о некоем «абсо­лютно чистом Пра­во­сла­вии» в опре­де­лен­ном отно­ше­нии некор­ректно. Но хотя в при­роде и не суще­ствует дистил­ли­ро­ван­ной воды, но тем не менее вода из чистого источ­ника суще­ствен­ным обра­зом отли­ча­ется от воды из помой­ной лужи. Цер­ковь есть Тело Хри­стово, а потому и вообще Пра­во­сла­вие, и в част­но­сти пра­во­слав­ное бого­сло­вие явля­ется живым орга­низ­мом. Бывает, что живой орга­низм болеет и погло­щает в себя чуже­род­ные эле­менты, но он должен либо пере­ра­бо­тать их, либо отторг­нуть, ибо иначе погиб­нет. А поскольку Цер­ковь пре­бу­дет вечно и врата адовы не одо­леют ее ( Мф. 16, 18 ), то пра­во­слав­ное миро­со­зер­ца­ние или пере­ра­ба­ты­вает отдель­ные чуждые ему эле­менты (но только до опре­де­лен­ной сте­пени, как было, напри­мер, с неко­то­рыми частями антич­ного миро­воз­зре­ния, усво­ен­ными хри­сти­ан­ской куль­ту­рой), или отвер­гает и их?, как пагуб­ные для его духов­ного здо­ро­вья, – это и слу­ча­ется обычно с ере­сями. Так как бого­сло­вие живое, то Пра­во­сла­вие непре­станно пере­ли­ва­ется мно­же­ством радост­ных красок и оттен­ков, вос­хи­щая своей новиз­ной. Свет имеет извест­ный цве­то­вой спектр, но тьма им не обла­дает (ср. Ин. 1, 5 ). И хотя порой кажется, что свет и тьма иногда сме­ши­ва­ются, как, напри­мер, при вечер­них сумер­ках, но это лишь иллю­зия, поскольку они лишь сопо­ла­га­ются. Ибо что общего у света с тьмою? Какое согла­сие между Хри­стом и Вели­а­ром? ( 2Кор. 6, 14–15 ). Пра­во­сла­вие, при всем бога­том раз­но­об­ра­зии цве­то­вых оттен­ков, есть и всегда оста­нется Пра­во­сла­вием, а ересь – ересью.
Про­фес­сор А.И. Сидо­ров (Свя­то­оте­че­ское насле­дие и цер­ков­ные древ­но­сти).

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector