история дошкольной педагогики кратко

История дошкольной педагогики

Вы будете перенаправлены на Автор24

Философские основы воспитания

Программы воспитания начали формироваться еще в античные времена. В то время появились школы Древнего Рима, Древней Греции, Спарты, которые отличались друг от друга как содержанием, так и методами воспитания. Например, Аристотель считал, что человеку необходимо физическое, личностное и общественное воспитание. По мнению Демокрита процесс обучения и воспитания оказывает влияние на сущность человека, старается подвигнуть его на осознание того, что ему неизвестно. Для Плутарха главным воспитательным элементом являлась семья. Сенека говорил, что основная роль воспитания заключается в формировании личностной самодостаточности. Все античные философы считали, что основная задача воспитания заключается в развитии положительных черт характера, уважения к закону, старшему поколению. Эти принципы воспитания актуальны и сейчас.

Возникновение и развитие дошкольного образования в России

Во времена Киевской Руси дети в основном получали образование в семье. Воспитание в этом случае преследовало цель привить детям трудолюбие, обучить навыкам разных аидов трудовой деятельности, а также обучить выполнению своих общественных ролей. Средствами воспитания выступали: потешки, скороговорки, загадки, сказки, народные игры и т. д. Помимо того, немалое влияние на воспитание в то время оказывала религия.

После того как в 988 году произошло крещение Руси большую роль в воспитании стала играть церковь, например, детей побуждали заучивать молитвы. В XII веке появилось «Поучение Владимира Мономаха своим детям». Эти наставления носили общепедагогический характер.

В то время особым уважением пользовались люди, обученные грамоте, именно они обучали детей высоких сословий. Основными «учебниками» того времени были церковные книги, первая «Азбука», выпушенная в 1572 году, а также книга «Домострой», в которой содержались основы семейного воспитания и поведения в быту.

Готовые работы на аналогичную тему

Во второй половине XVII века появилась книга Епифания Славницкого «Гражданство обычаев детства». Она содержала правила поведения, которые должны были соблюдать дети, находясь в общественных местах. Часть книги отведена играм, есть отдельный раздел, посвященный играм для детей дошкольного возраста.

Образование в России в XVII веке

В XVIII веке Петра I проводит в России ряд важных кардинальных реформ. Не обошла эта коренная ломка прежних общественных устоев и образования: в стране открывается много учебных заведений, издается много учебной литературы. Дошкольное воспитание в те времена не рассматривалось как отдельная отрасль педагогики, а было ее неотделимой частью. Видными представителями педагогической науки того времени были М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, Н.И. Новиков.

В 1763 году в нашей стране появился первый воспитательный дом. В этом заведении содержались дети от 2 до 14 лет, они делились на возрастные группы:

До 2 лет дети находились у кормилиц. Количество подобны домов было довольно большим, так как было много сирот, однако государство скудно спонсировало содержание подобных заведений поэтому многие их питомцы умирали от недоедания и болезней.

Первая система образования в России

1802 год стал переломным в истории образования в России, именно в этом году было создано министерство народного просвещения. Появилась так же и система образовательных учреждений:

В этот период большое значение в развитие педагогики внес В.Ф. Одоевский. Одоевский был организатором и руководителем первых приютов для детей из бедных семей, имеющих родителей. Одоевский выявлял следующие основные задачи приюта:

Дошкольное образование в России с 1860 по 1917 год

В 1860-е годы в России стали появляться первые детские сады. В основном они работали по системе Ф. Фребеля. Однако долго эти сады не просуществовали. Практика дошкольного образования в России развивалась медленно, в отличии от теории и методики. На тот момент считалось, что цель детских садов – физическое, умственное, нравственное воспитание дошкольников, их подготовка к школе.

В 1871 г. русская детская писательница и педагог Е. Н. Водовозова опубликовала книгу «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста». Эта работа была предназначена для воспитателей детских дошкольных учреждений и матерей.

В конце XIX—начале XX вв. стало увеличиваться количество фабричных яслей, народных детских садов. Зарождались они в основном в городах с развитой промышленностью, где родители были заняты работой. В народных детсадах группы состояли примерно из 50 детей, причем группы были разновозрастные, дети находились в садиках от 6 до 8 ч., работала с ними одна воспитательница, финансирование таких садов было слабым. Помим них были и платные детские сады для богатых родителей.

Дошкольное образование в России с 1917 по 1990 год

В 1918 г. при Наркомпросе был создан специальный дошкольный отдел, так же начинают подготавливать профессиональных педагогов детских садов. В это время большой вклад в развитие дошкольной педагогики внесли К. И. Корнилов, Е.А. Аркин, Е.А. Флерина. Большинство детских садов стали ведомственными. Они формировались вместе с крупными предприятиями. Слабым местом в деятельности детских дошкольных учреждений оставалось определение содержания образования дошкольников. ВОВ временно прервала деятельность по развитию дошкольной педагогики. В послевоенные годы наблюдается значительное увеличение ДУ. В 1963–1964 гг. была разработана первая комплексная программа «Воспитание в ДС». Затем программа была отредактирована и была создана программа «Воспитание и обучение в ДС».

Зарубежное дошкольное образование

Сегодня система дошкольного образования существует практически в каждой стране. Дошкольное образование формировалось медленнее чем образование вообще. Следует так же отметить, что в разных странах уровень дошкольного образования не идентичен. Происходит это по ряду причин:

Источник

История становления дошкольной педагогики как науки

Педагогика как самостоятельная отрасль оформилась в XVII веке. Это было обусловлено рядом причин, прежде всего, социально-экономическими: бурное развитие городов, зарождение промышленности, великие географические открытия, смены средневековых устоев жизни, рассвет культуры, науки. Образование стало приобретать особую значимость в общественном развитии государства и жизни конкретного человека.

Читайте также:  навыки вождения автомобиля для начинающих автомат

Становление педагогической науки связано с именем чешского педагога Я.А.Коменского (1592-1670), автора многочисленных педагогических работ, которые имели мировое признание. Я.А.Коменский был одним из первых педагогов, разработавший вопросы дошкольного воспитания. Материнскую школу он понимал как своеобразную форму семейного воспитания, где закладываются основы физического, нравственного и умственного развития ребенка. В своей главной книге «Великая дидактика» (1654) Я.А.Коменский изложил теоретические основы учебного процесса, по образу которого строится обучение в современных учебных заведениях, в том числе и дошкольном учреждении.

Бурный период развития педагогической науки обоснован разработкой теоретических проблем воспитания и обучения Дж.Локком, Ж.Ж.Руссо (1712-1778), И.Г.Песталоцци (1746-1827) и др.

История становления дошкольных учреждений связана с именем немецкого педагога Ф. Фребеля (1782 – 1852), который в 1837 году в г. Бланкенбурге открыв заведение для дошкольников, назвал его «Детским садом»,а воспитательниц – садовницами.Для пропаганды своих педагогических находок Ф.Фребель в 1838-1840 году издавал газету «Воскресный листок» под девизом «Будем жить для наших детей». Кроме этого он выпустил ряд практических руководств для матерей («Материнские и ласкательные песни», «Сто песен к играм в мяч, практиковавшимися в детском саду в Бланкенбурге»), которые были призваны обучить их приемам правильного воспитания детей. Идеи Ф. Фребеля получили широкое распространение в дошкольных учреждениях многих странах, в том числе и России.

В России первые дошкольные учреждения появились в воспитательных домах и домах призрения бедных детей. Е.Гугель и П.Гурьев на свои средства учредили экспериментальную школу для малолетних детей, которые занимались и играли на свежем воздухе, старшие дети обучались грамоте. Значительное место отводилось беседам и рассказыванию. В 1837 году был издан «Проект об учреждении при Гатчинском воспитательном доме пансионов для содержания малолетних питомцев и школы для первоначального обучения детей».

Создание детских приютов в России связано и с именем В.Ф.Одоевского, который разработал «Положение о детских приютах» и «Наказ лицам, непосредственно заведывающим детскими приютами» (1839). Согласно данным актам детские приюты должны были: 1) доставлять убежище бедным детям, остающимися без надзора во время дневных работ их родителей, убежище, которое до некоторой степени заменило бы им семью; 2) внушать «чувство доброй нравственности» и к этой цели направлять детские занятия и игры; 3) приучать детей к порядку и опрятности, развивать их умственные способности путем наглядного изучения простых предметов, их окружающих; 4) дать детям элементарные

Являясь основоположником русской педагогики, К.Д.Ушинский (1824-1870) обосновал идею народности воспитания, создал теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными. В своем произведении «Человек как предмет воспитания» изложил психологические основы дидактики. Выдвинутые им идеи послужили основой теории дошкольного образования.

Оформлению дошкольной педагогики в самостоятельную педагогическую науку способствовали основополагающие идеи дошкольного воспитания, сформулированные А.С.Симонович (1840-1933), Е.Н.Водовозовой (1844-1923), Е.И.Конради (1838-1898). Е.И.Тихеева (1866- 1944) обосновала положения, касающиеся вопросов организации детского сада и постановки воспитательно-образовательной работы в нем.

Евгения Александровна Флёрина (1889-1952) – выдающийся теоретик и педагог – положила начало нескольким направлениям исследований в области дошкольного детства, среди которых центральное место занимают проблемы эстетического воспитания детей средствами искусства, изобразительной деятельности, художественного слова, игры и игрушки. Заслуга Е.А. Флёриной – сумела разработать общие основы эстетического воспитания детей. Эстетическое воспитание детей рассматривали как формирование у детей способности воспринимать, чувствовать прекрасное в жизни и искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в создании прекрасного; как приобщение к художественной деятельности и развитие художественных способностей. Разработанная ею оригинальная система эстетического воспитания дошкольников послужила основной теорией эстетического воспитания отечественной дошкольной педагогики.

ХХ столетие с его бурными социально-политическими потрясениями и изменениями обозначил проблему воспитания человека в новом обществе. Ее исследовали С.Т. Шацкий, П.П. Блонский. Ряд работ Н.К. Крупской (1869-1939) были посвящены вопросам организации дошкольного образования. Вопросы семейного воспитания отражены в произведениях А.С. Макаренко (1888-1939). Гуманистический характер воспитания, бережное отношение к ребенку – таковы педагогические приоритеты В.А. Сухомлинского (1918-1970).

Возникновение и развитие педагогической науки связано с потребностью общества в изучении и обобщении опыта подготовки новых поколений к участию в производстве материальных и духовных ценностей.

Дата добавления: 2015-04-07 ; просмотров: 5408 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Дошкольная педагогика опи­ра­ет­ся на ме­то­до­ло­гию и ка­те­го­ри­аль­ный ап­па­рат об­щей пе­да­го­ги­ки. Ис­сле­до­ва­ния в дошкольной педагогике но­сят меж­дис­ци­п­ли­нар­ный ха­рак­тер и за­ни­ма­ют по­гра­нич­ное по­ло­же­ние на пе­ре­се­че­нии сфер об­щей пе­да­го­ги­ки, дет­ской пси­хо­ло­гии и воз­рас­тной фи­зио­ло­гии.

В ис­то­рии пе­да­го­гич. мыс­ли дошкольная педагогика дол­гое вре­мя не вы­де­ля­лась как са­мо­сто­ятельная от­расль. Рас­су­ж­де­ния боль­шин­ст­ва мыс­ли­те­лей древ­но­сти о вос­пи­та­нии но­си­ли пре­имущественно об­щий ха­рак­тер, их за­ме­ча­ния о ран­них эта­пах воз­рас­тно­го раз­ви­тия пред­став­ле­ны лишь отдельными кос­вен­ны­ми вы­ска­зы­ва­ния­ми. Это бы­ло свя­за­но с пре­об­ла­дав­шей в об­щественном соз­на­нии кон­цеп­ци­ей дет­ст­ва, ко­то­рое во­об­ще не вы­де­ля­лось в ка­че­ст­ве от­дель­но­го эта­па раз­ви­тия че­ло­ве­ка. Рас­смот­ре­ние ре­бён­ка с точ­ки зре­ния его не­со­вер­шен­ст­ва, от­ста­ва­ния от взрос­ло­го по всем фи­зическим и пси­хо­ло­гическим па­ра­мет­рам по­ро­ж­да­ло об­щую на­прав­лен­ность пе­да­го­гической мыс­ли на пре­одо­ле­ние это­го от­ста­ва­ния. Це­лью вос­пи­та­ния и обу­че­ния ста­ви­лось дос­ти­же­ние «не­со­вер­шен­ным взрос­лым», ка­ко­вым счи­тал­ся ре­бё­нок, уров­ня нор­маль­но­го раз­ви­тия взрос­ло­го. Осо­бен­но­сти воз­рас­тно­го пси­хо­фи­зического раз­ви­тия рас­це­ни­ва­лись главным образом как по­ме­хи на пу­ти к дос­ти­же­нию этой це­ли. Основные прин­ци­пы обу­че­ния и вос­пи­та­ния че­ло­ве­ка от ро­ж­де­ния до юно­сти, вклю­чая пе­ри­од до­шко­ль­но­го дет­ст­ва, сфор­му­ли­ро­вал Я. А. Ко­мен­ский («Ма­те­рин­ская шко­ла», 1632 год; «Ве­ли­кая ди­дак­ти­ка», 1657 год; «Мир чув­ст­вен­ных ве­щей в кар­тин­ках», 1658 год).

В эпо­ху Про­све­ще­ния ​гу­ма­ни­стические тен­ден­ции раз­ви­вал Дж. Локк, вы­дви­нув­ший важ­ные пси­хо­ло­го-пе­да­го­гические по­ло­же­ния об учё­те воз­рас­тных осо­бен­но­стей, ме­ха­низ­ме при­выч­ки и её ро­ли в фор­ми­ро­ва­нии ха­рак­те­ра, раз­ви­тии лю­бо­зна­тель­но­сти де­тей и по­ка­зав­ший пу­ти фор­ми­ро­ва­ния нрав­ст­вен­но­сти. Для дошкольной педагогики важ­ное зна­че­ние име­ли идеи Ж. Ж. Рус­со, ко­то­рый ут­вер­ждал, что дет­ст­во долж­но рас­смат­ри­вать­ся как не­что са­мо­стоя­тель­ное в об­щем про­цес­се ста­нов­ле­ния лич­но­сти, имею­щее свои за­ко­ны раз­ви­тия.

Читайте также:  боярыня салтыкова душегубка краткая биография

Во второй половине XVIII века про­бле­мы вос­пи­та­ния де­тей до­шко­ль­но­го воз­рас­та ста­ви­лись в тру­дах И. Б. Ба­зе­до­ва, И. Пес­та­лоц­ци и других.

В XIX веке ста­нов­ле­нию дошкольной педагогики как са­мо­сто­ятельной от­рас­ли зна­ния спо­соб­ст­во­ва­ла дея­тель­ность Ф. Фре­бе­ля. В ос­но­ве его сис­те­мы до­шко­ль­но­го вос­пи­та­ния ле­жа­ли про­грес­сив­ные идеи: пред­став­ле­ние о ре­бён­ке как о раз­ви­ваю­щей­ся лич­но­сти, по­ни­ма­ние раз­ви­тия лич­но­сти как дея­тель­но­ст­но­го вхо­ж­де­ния ре­бён­ка в мир при­род­ных и со­ци­аль­ных яв­ле­ний, ор­га­ни­за­ция специальных до­шко­ль­ных уч­ре­ж­де­ний и прочее. Ори­ги­наль­ные кон­цеп­ции дошкольной педагогики со­з­да­ли П. Кер­го­мар, Ж. О. Дек­ро­ли, М. Мон­тес­со­ри.

Во второй половине XX века за­ру­беж­ная дошкольная педагогика опи­ра­лась на различные те­че­ния в пси­хо­ло­гии (ког­ни­тив­ное, би­хе­вио­ри­ст­ское, пси­хо­ана­ли­ти­че­ское, гу­ма­ни­сти­че­ское и другие). Прак­ти­че­ски все спе­циа­ли­сты при­зна­ют зна­че­ние опы­та ран­не­го дет­ст­ва как ре­шаю­ще­го фак­то­ра, оп­ре­де­ляю­ще­го даль­ней­шее раз­ви­тие ре­бён­ка. Основные рас­хо­ж­де­ния во взгля­дах на дошкольную педагогику ка­са­ют­ся ис­поль­зо­ва­ния форм обу­че­ния до­шко­ль­ни­ков, со­от­но­ше­ния «ака­де­ми­че­ских» (ког­ни­тив­ных), эмо­цио­наль­ных и со­ци­аль­ных фак­то­ров в фор­ми­ро­ва­нии са­мо­соз­на­ния де­тей. Ус­лов­но вы­де­ля­ют­ся различные мо­де­ли до­шко­ль­но­го вос­пи­та­ния: «ака­де­ми­че­ская» (фор­ми­ро­ва­ние уме­ний и на­вы­ков), ин­тел­лек­ту­аль­ная (сво­бод­ная по­ис­ко­вая дея­тель­ность в «обо­га­щён­ной сре­де», вер­баль­ное взаи­мо­дей­ст­вие со взрос­лы­ми и свер­ст­ни­ка­ми), «тра­ди­ци­он­ная» (са­мая рас­про­стра­нён­ная мо­дель, ос­но­ван­ная на со­че­та­нии ум­ст­вен­но­го, эмо­цио­наль­но­го, фи­зического и творческого раз­ви­тия).

В Рос­сии дли­тель­ное вре­мя про­бле­мы дошкольной педагогики от­но­си­лись пре­имущественно к се­мей­но­му вос­пи­та­нию. Об­щественное вос­пи­та­ние де­тей вос­при­ни­ма­лось не­га­тив­но, до­шко­ль­ные уч­ре­ж­де­ния не но­си­ли мас­со­во­го ха­рак­те­ра. В XVIII веке И. И. Бец­кой раз­ра­бо­тал сис­те­му вос­пи­та­ния де­тей, в том числе до­шко­ль­ни­ков, в за­кры­тых об­ра­зо­вательных уч­ре­ж­де­ни­ях. В XIX веке Е. О. Гу­гель соз­дал шко­лу для де­тей 4–6 лет и раз­ра­бо­тал ди­дак­тические ос­но­вы вос­пи­та­тель­но-­об­ра­зо­вательных ра­бо­ты со стар­ши­ми до­шко­ль­ни­ка­ми. Не­об­хо­ди­мость раз­ви­тия дошкольной педагогики («нау­ки до нау­ки») при­зна­вал В. Ф. Одо­ев­ский. В соз­да­нии отечественной кон­цеп­ции дошкольной педагогики важ­ную роль сыг­ра­ли К. Д. Ушин­ский, Е. Н. Во­до­во­зо­ва, А. С. Си­мо­но­вич, Е. И. Кон­ра­ди. На ру­бе­же XIX-XX веков по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние Фре­бе­лев­ские об­ще­ст­ва и кур­сы, ко­то­рые раз­ра­ба­ты­ва­ли тео­рию дошкольной педагогики, го­то­ви­ли вос­пи­та­те­лей до­шко­ль­ных уч­ре­ж­де­ний. Идеи об­щественного вос­пи­та­ния де­тей под­дер­жи­вал П. Ф. Кап­те­рев. Сис­те­му фи­зического раз­ви­тия до­шко­ль­ни­ков пред­ло­жил П. Ф. Лес­гафт. Идеи сво­бод­но­го вос­пи­та­ния до­шко­ль­ни­ков пре­тво­ря­ли в жизнь К. Н. Вент­цель, Л. К. Шле­гер, М. Х. Свен­тиц­кая. Ори­ги­наль­ную сис­те­му до­шко­ль­но­го вос­пи­та­ния раз­ра­бо­та­ла Е. И. Ти­хее­ва (ме­то­ди­ка раз­ви­тия ре­чи де­тей, про­бле­мы сен­сор­но­го вос­пи­та­ния и другие).

По­сле 1917 года го­су­дар­ст­во ста­ло уде­лять дошкольной педагогики боль­шое вни­ма­ние. В 1920-е годы ещё про­дол­жа­ли дей­ст­во­вать Фре­бе­лев­ские уч­ре­ж­де­ния. На съез­дах по до­шко­ль­но­му вос­пи­та­нию (1919, 1921, 1924, 1928 годов) вы­ра­ба­ты­ва­лась но­вая кон­цеп­ция дошкольной педагогики. На­чи­ная со 2-го съез­да в дошкольной педагогики ста­ли пре­об­ла­дать идеи мар­кси­ст­ской пе­да­го­ги­ки. Идео­ло­ги­за­ции и по­ли­ти­за­ции до­шко­ль­но­го вос­пи­та­ния в зна­чительной сте­пе­ни спо­соб­ст­во­ва­ла Н. К. Круп­ская. Ве­ду­щи­ми прин­ци­па­ми дошкольной педагогики (прак­ти­че­ски до середины 1980-х годов) бы­ли раз­ви­тие кол­лек­ти­виз­ма и ма­те­риа­листические ми­ро­воз­зре­ния, пре­об­ла­да­ние тру­до­во­го на­ча­ла в вос­пи­та­нии, ан­ти­ре­ли­ги­оз­ная про­па­ган­да, кри­тическое от­но­ше­ние к не­идео­ло­гическим иг­рам, пра­з­д­ни­кам, дет­ским кни­гам и прочее. К концу 1920-х годов дет­ские уч­ре­ж­де­ния, ис­поль­зо­вав­шие сис­те­мы вос­пи­та­ния, не одоб­рен­ные Нар­ком­про­сом, бы­ли за­кры­ты. Зна­чительный урон раз­ви­тию дошкольной педагогики на­нес­ло по­ста­нов­ле­ние ЦК ВКП(б) «О пе­до­ло­ги­че­ских из­вра­ще­ни­ях в сис­те­ме нар­ком­про­сов» (1936 год).

В 1943 году при Академии педагогических наук РСФСР был соз­дан сек­тор про­блем до­шко­ль­но­го вос­пи­та­ния. В 1944-1953 годах А. П. Усо­вой совместно с со­труд­ни­ка­ми раз­ра­бо­та­на сис­те­ма ди­дак­ти­ки дет­ско­го са­да: соз­да­на про­грам­ма и ме­то­ди­ка обу­че­ния до­шко­ль­ни­ков. В 1960 году соз­дан Научно-исследовательский институт до­шко­ль­но­го вос­пи­та­ния Академии педагогических наук. Его со­труд­ни­ки совместно с АМН СССР соз­да­ли еди­ную про­грам­му вос­пи­та­ния в до­шко­ль­ных уч­ре­ж­де­ни­ях, на­прав­лен­ную на ли­к­ви­да­цию ра­зоб­щён­но­сти в вос­пи­тательной ра­бо­те с деть­ми ран­не­го и до­шко­ль­но­го воз­рас­та. Боль­шое влия­ние на дошкольную педагогику ока­за­ли ра­бо­ты в сфе­ре пси­хо­ло­гии до­шко­ль­но­го воз­рас­та А. В. За­по­рож­ца, Д. Б. Эль­ко­ни­на, Л. А. Вен­ге­ра, Н. Н. Под­дъя­ко­ва.

С середины 1980-х годов соз­да­ют­ся но­вые кон­цеп­ции дошкольной педагогики, ос­но­ван­ные на прин­ци­пах гу­ма­низ­ма и де­мо­кра­ти­за­ции и ори­ен­ти­ро­ван­ные на са­мо­цен­ность до­шко­ль­но­го дет­ст­ва. Государственные и ча­ст­ные до­шко­ль­ные уч­ре­ж­де­ния ра­бо­та­ют по ва­риа­тив­ным (в том числе ав­тор­ским) про­грам­мам. У ро­ди­те­лей поя­ви­лась воз­мож­ность вы­бо­ра до­шко­ль­но­го уч­ре­ж­де­ния в за­ви­си­мо­сти от сво­их об­ра­зо­вательных пред­поч­те­ний и фи­нан­со­вых воз­мож­но­стей.

Источник

История развития дошкольного образования

89ca3041cf96f13e30156ac45db210ea Светлана Русакова
История развития дошкольного образования

Психическое развитие ребёнка протекает по образцу, существующему в обществе, определяясь той формой деятельности, которая характерна для данного уровня развития социума. Формы и уровни психического развития человека заданы не биологически, а социально. Биологический фактор влияет на процесс развития опосредованно, преломляясь через особенности социальных условий жизни. Поэтому потенциал способностей детей в разные времена развивался по-разному.

При первобытнообщинном строе всех детей воспитывали одинаково, рано вовлекая их в доступную для них деятельность. Дети являлись непременными участниками общинных праздников. Ведущую роль в воспитании нравов и поведения детей занимало устное народное творчество.

В Афинах и Спарте возникли две своеобразные системы воспитания, обусловленные закономерностями рабовладельческого строя и особенностями этих государств. В Спарте вплоть до десяти лет воспитанием ребенка занимались женщины. Детей не пеленали, закаляли, приучали легко переносить голод, жажду, неудобства и трудности. Общая направленность афинской воспитательной системы – призрение к физическому труду.

Аристотель впервые ввёл возрастную периодизацию времени воспитания. Он разделил,его на три периода: от рождения до 7 лет, с 7 до 14 и с 14 до 21 года, указал на особенности, каждого возраста, определил цели, содержание и методы воспитания в каждый период. Он считал, дети до 5 лет должны заниматься подходящими их возрасту играми, им полезно слушать рассказы и сказки (непременно одобренные властями, детей следует обучать речи. С 5 лет их надо готовить к школе. Как представитель афинской системы образования Аристотель считал необходимым сводить к минимуму общение матерей с сыновьями.

Римское образование стремилось совместить афинскую и спартанскую систему образования. При жёсткости школьного образования, где повсеместно использовались физические наказания, детей до семи лет физически наказывать было нельзя. Марк Фабий Квинтилиан требовал от родителей, особенно от матерей и нянь, чтобы они помнили, что ребёнок очень восприимчив ко всему и хорошему и дурному. С 5 лет малышей начинали обучать греческому языку. К семи годам римские дети должны были одинаково владеть латинским (родным) и греческим языком. Квинтилиан советовал проводить систематические занятия с детьми до семи лет в форме соревнований со сверстниками.

Читайте также:  как выложить историю с компа в инсту

Проблема эффективного раскрытия и развития способностей детей стала центральной в педагогической науке. Ян Амос Коменский в фундаментальном труде по дошкольному воспитанию «Материнская школа» рекомендовал начинать обучение как можно раньше не со словесного объяснения о вещах, а с реального наблюдения за ними. При этом он резко отрицательно относился к физическим наказаниям. [См. Коменский Я. А.1982 : 181].

Песталоцци Г. для максимального развития задатков ребёнка разработал теорию элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с простых элементов, постепенно переходя к более сложным. Его теория получила практическое развитие в системе Мантесори М., в ней ключевую роль играет наглядный и сенсорный метод, для развития мелкой моторики. [См. Гончаров Н. К.2003: 170-198].

Российская педагогическая наука в воспитании дошкольников изначально находилась в авангарде мировой. Ещё в первых дошкольных учреждениях использовался дифференцированный подход обучения детей, учитывающий их творческие способности. Ещё 1763 году был открыт воспитательный дом, под попечительством Бецкого И. И.Воспитанники делились по возрастам: от 2 до 7 лет, от 7 до 11 лет, от 11 до 14 лет. Внутри каждой возрастной группы дети делись на три подгруппы.

В середине девятнадцатого века в России появились первые массовые дошкольные учреждения. Их основателей вдохновляла идея создания человека нового типа на основе передовых педагогических идей. Это способствовало формированию методики выявления и развития творческих способностей дошколят. В своих работах Ушинский К. Д. обосновал важнейшее положение о необходимости обязательного учёта возрастных и психологических особенностей каждого ребёнка и ценность игры как главный метод обучения и воспитания дошкольников. [См. Ушинский К. Д.2004: 165-198].

Дальнейшее развитие дошкольного образования происходило в рамках советской системы образования. В этот период на основе наследия дореволюционных педагогов удалось создать систему государственного дошкольного образования. Развитие дошкольного образования в этот период происходило в рамках развития общей системы образования, где подготовка к школе и формирование социально нравственных качеств советского гражданина выходили на первый план.

В середине двадцатого века особенно остро встал вопрос о поиске людей, способных к научному и техническому творчеству. Это послужило толчком к появлению специального направления в психологии. Это привело к тому, что изменения в системе российского образования, привели к изменениям и в системе дошкольного образования.

Выявлением и развитием творческих способностей личности занимается педагогическая психология. С началом текущего столетия стали активно применяться технологии проектной деятельности в воспитании и обучение детей дошкольного возраста. Для достижения новых целей и задач были приняты Федеральные государственные требования дошкольного образования (ФГТ).

Но время потребовало принятия более последовательного нормативно правового документа, Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС). Он провозглашает идею деятельного и интегрированного подхода к формированию личности ребёнка. При этом нужно учитывать психологические особенности дошкольника, особенности развития внимания, памяти и мышления.

Федеральный закон № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вступил в силу 1 сентября 2013 года. Этот закон называют законом новых возможностей. Дошкольное образование стало полноценным уровнем общего образования. Все участники образовательных отношений могут принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность. В обучение теперь учитываться индивидуальные потребности обучающихся лиц. Появилась возможность получения знаний с применением дистанционных технологий, электронного обучения, сетевого взаимодействия.

Список использованной литературы:

1. Гончаров Н. К. Историко-педагогические очерки. М., 2003

2. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. М. 1982

3. Пряников В. Т. Рыбкин З. И. История образования и педагогической мысли. М., 2005

4. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Т. 1. М. 2004

5. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) от 17.10.2013 г.

6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. – 2012. – 31 дек. – № 303.

detsad 64139 1509123766ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Цели и задачи АОП дошкольного образования ДОО компенсирующего вида Адаптированная образовательная программа дошкольного образования в условиях ДОУ компенсирующего вида направлена на реализацию следующих.

Деловая игра «Знатоки ФГОС дошкольного образования» Для начала – легкая разминка! 1. Что означает аббревиатура ФГОС ДО? Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.

detsad 266382 1538927776День работника дошкольного образования В последние дни сентября отмечается профессиональный праздник всех работников дошкольного образования – День дошкольного работника. Этот.

Исследовательский проект «История образования Детской школы искусств» Аннотация проекта В основу работы над данным проектом было положено определение Детская школа искусств помнит много событий, много поколений.

detsad 6714 1512138299Лэпбук «История развития спорта» Лепбук «История развития спорта» Автор – Дворянцева Елена Александровна, воспитатель по физической культуре МБДОУ г. Кургана «Центр развития.

Основное назначение дошкольного образования Обучение детей предшкольного возраста должно строиться не в жесткой предметной логике, не по урочной школьной системе, а проходить в режиме.

detsad 1 1537995294С Днём работника дошкольного образования! Ежегодно в самую красивую и романтичную пору года отмечается День работника дошкольного образования России. Сама природа дарит всем тем,.

Тест «ФГОС дошкольного образования» Уважаемые коллеги предлагаю вам тест «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация и планирование.

detsad 215451 1506622903Выставка осенних поделок ко Дню дошкольного образования Вот вроде недавно началась осень. Но уже на пороге середина осени. Дошколятам очень нравится это время года: желтеют листья на деревьях,.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector