История дошкольной педагогики
Вы будете перенаправлены на Автор24
Философские основы воспитания
Программы воспитания начали формироваться еще в античные времена. В то время появились школы Древнего Рима, Древней Греции, Спарты, которые отличались друг от друга как содержанием, так и методами воспитания. Например, Аристотель считал, что человеку необходимо физическое, личностное и общественное воспитание. По мнению Демокрита процесс обучения и воспитания оказывает влияние на сущность человека, старается подвигнуть его на осознание того, что ему неизвестно. Для Плутарха главным воспитательным элементом являлась семья. Сенека говорил, что основная роль воспитания заключается в формировании личностной самодостаточности. Все античные философы считали, что основная задача воспитания заключается в развитии положительных черт характера, уважения к закону, старшему поколению. Эти принципы воспитания актуальны и сейчас.
Возникновение и развитие дошкольного образования в России
Во времена Киевской Руси дети в основном получали образование в семье. Воспитание в этом случае преследовало цель привить детям трудолюбие, обучить навыкам разных аидов трудовой деятельности, а также обучить выполнению своих общественных ролей. Средствами воспитания выступали: потешки, скороговорки, загадки, сказки, народные игры и т. д. Помимо того, немалое влияние на воспитание в то время оказывала религия.
После того как в 988 году произошло крещение Руси большую роль в воспитании стала играть церковь, например, детей побуждали заучивать молитвы. В XII веке появилось «Поучение Владимира Мономаха своим детям». Эти наставления носили общепедагогический характер.
В то время особым уважением пользовались люди, обученные грамоте, именно они обучали детей высоких сословий. Основными «учебниками» того времени были церковные книги, первая «Азбука», выпушенная в 1572 году, а также книга «Домострой», в которой содержались основы семейного воспитания и поведения в быту.
Готовые работы на аналогичную тему
Во второй половине XVII века появилась книга Епифания Славницкого «Гражданство обычаев детства». Она содержала правила поведения, которые должны были соблюдать дети, находясь в общественных местах. Часть книги отведена играм, есть отдельный раздел, посвященный играм для детей дошкольного возраста.
Образование в России в XVII веке
В XVIII веке Петра I проводит в России ряд важных кардинальных реформ. Не обошла эта коренная ломка прежних общественных устоев и образования: в стране открывается много учебных заведений, издается много учебной литературы. Дошкольное воспитание в те времена не рассматривалось как отдельная отрасль педагогики, а было ее неотделимой частью. Видными представителями педагогической науки того времени были М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, Н.И. Новиков.
В 1763 году в нашей стране появился первый воспитательный дом. В этом заведении содержались дети от 2 до 14 лет, они делились на возрастные группы:
До 2 лет дети находились у кормилиц. Количество подобны домов было довольно большим, так как было много сирот, однако государство скудно спонсировало содержание подобных заведений поэтому многие их питомцы умирали от недоедания и болезней.
Первая система образования в России
1802 год стал переломным в истории образования в России, именно в этом году было создано министерство народного просвещения. Появилась так же и система образовательных учреждений:
В этот период большое значение в развитие педагогики внес В.Ф. Одоевский. Одоевский был организатором и руководителем первых приютов для детей из бедных семей, имеющих родителей. Одоевский выявлял следующие основные задачи приюта:
Дошкольное образование в России с 1860 по 1917 год
В 1860-е годы в России стали появляться первые детские сады. В основном они работали по системе Ф. Фребеля. Однако долго эти сады не просуществовали. Практика дошкольного образования в России развивалась медленно, в отличии от теории и методики. На тот момент считалось, что цель детских садов – физическое, умственное, нравственное воспитание дошкольников, их подготовка к школе.
В 1871 г. русская детская писательница и педагог Е. Н. Водовозова опубликовала книгу «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста». Эта работа была предназначена для воспитателей детских дошкольных учреждений и матерей.
В конце XIX—начале XX вв. стало увеличиваться количество фабричных яслей, народных детских садов. Зарождались они в основном в городах с развитой промышленностью, где родители были заняты работой. В народных детсадах группы состояли примерно из 50 детей, причем группы были разновозрастные, дети находились в садиках от 6 до 8 ч., работала с ними одна воспитательница, финансирование таких садов было слабым. Помим них были и платные детские сады для богатых родителей.
Дошкольное образование в России с 1917 по 1990 год
В 1918 г. при Наркомпросе был создан специальный дошкольный отдел, так же начинают подготавливать профессиональных педагогов детских садов. В это время большой вклад в развитие дошкольной педагогики внесли К. И. Корнилов, Е.А. Аркин, Е.А. Флерина. Большинство детских садов стали ведомственными. Они формировались вместе с крупными предприятиями. Слабым местом в деятельности детских дошкольных учреждений оставалось определение содержания образования дошкольников. ВОВ временно прервала деятельность по развитию дошкольной педагогики. В послевоенные годы наблюдается значительное увеличение ДУ. В 1963–1964 гг. была разработана первая комплексная программа «Воспитание в ДС». Затем программа была отредактирована и была создана программа «Воспитание и обучение в ДС».
Зарубежное дошкольное образование
Сегодня система дошкольного образования существует практически в каждой стране. Дошкольное образование формировалось медленнее чем образование вообще. Следует так же отметить, что в разных странах уровень дошкольного образования не идентичен. Происходит это по ряду причин:
История становления дошкольной педагогики как науки
Педагогика как самостоятельная отрасль оформилась в XVII веке. Это было обусловлено рядом причин, прежде всего, социально-экономическими: бурное развитие городов, зарождение промышленности, великие географические открытия, смены средневековых устоев жизни, рассвет культуры, науки. Образование стало приобретать особую значимость в общественном развитии государства и жизни конкретного человека.
Становление педагогической науки связано с именем чешского педагога Я.А.Коменского (1592-1670), автора многочисленных педагогических работ, которые имели мировое признание. Я.А.Коменский был одним из первых педагогов, разработавший вопросы дошкольного воспитания. Материнскую школу он понимал как своеобразную форму семейного воспитания, где закладываются основы физического, нравственного и умственного развития ребенка. В своей главной книге «Великая дидактика» (1654) Я.А.Коменский изложил теоретические основы учебного процесса, по образу которого строится обучение в современных учебных заведениях, в том числе и дошкольном учреждении.
Бурный период развития педагогической науки обоснован разработкой теоретических проблем воспитания и обучения Дж.Локком, Ж.Ж.Руссо (1712-1778), И.Г.Песталоцци (1746-1827) и др.
История становления дошкольных учреждений связана с именем немецкого педагога Ф. Фребеля (1782 – 1852), который в 1837 году в г. Бланкенбурге открыв заведение для дошкольников, назвал его «Детским садом»,а воспитательниц – садовницами.Для пропаганды своих педагогических находок Ф.Фребель в 1838-1840 году издавал газету «Воскресный листок» под девизом «Будем жить для наших детей». Кроме этого он выпустил ряд практических руководств для матерей («Материнские и ласкательные песни», «Сто песен к играм в мяч, практиковавшимися в детском саду в Бланкенбурге»), которые были призваны обучить их приемам правильного воспитания детей. Идеи Ф. Фребеля получили широкое распространение в дошкольных учреждениях многих странах, в том числе и России.
В России первые дошкольные учреждения появились в воспитательных домах и домах призрения бедных детей. Е.Гугель и П.Гурьев на свои средства учредили экспериментальную школу для малолетних детей, которые занимались и играли на свежем воздухе, старшие дети обучались грамоте. Значительное место отводилось беседам и рассказыванию. В 1837 году был издан «Проект об учреждении при Гатчинском воспитательном доме пансионов для содержания малолетних питомцев и школы для первоначального обучения детей».
Создание детских приютов в России связано и с именем В.Ф.Одоевского, который разработал «Положение о детских приютах» и «Наказ лицам, непосредственно заведывающим детскими приютами» (1839). Согласно данным актам детские приюты должны были: 1) доставлять убежище бедным детям, остающимися без надзора во время дневных работ их родителей, убежище, которое до некоторой степени заменило бы им семью; 2) внушать «чувство доброй нравственности» и к этой цели направлять детские занятия и игры; 3) приучать детей к порядку и опрятности, развивать их умственные способности путем наглядного изучения простых предметов, их окружающих; 4) дать детям элементарные
Являясь основоположником русской педагогики, К.Д.Ушинский (1824-1870) обосновал идею народности воспитания, создал теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными. В своем произведении «Человек как предмет воспитания» изложил психологические основы дидактики. Выдвинутые им идеи послужили основой теории дошкольного образования.
Оформлению дошкольной педагогики в самостоятельную педагогическую науку способствовали основополагающие идеи дошкольного воспитания, сформулированные А.С.Симонович (1840-1933), Е.Н.Водовозовой (1844-1923), Е.И.Конради (1838-1898). Е.И.Тихеева (1866- 1944) обосновала положения, касающиеся вопросов организации детского сада и постановки воспитательно-образовательной работы в нем.
Евгения Александровна Флёрина (1889-1952) – выдающийся теоретик и педагог – положила начало нескольким направлениям исследований в области дошкольного детства, среди которых центральное место занимают проблемы эстетического воспитания детей средствами искусства, изобразительной деятельности, художественного слова, игры и игрушки. Заслуга Е.А. Флёриной – сумела разработать общие основы эстетического воспитания детей. Эстетическое воспитание детей рассматривали как формирование у детей способности воспринимать, чувствовать прекрасное в жизни и искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в создании прекрасного; как приобщение к художественной деятельности и развитие художественных способностей. Разработанная ею оригинальная система эстетического воспитания дошкольников послужила основной теорией эстетического воспитания отечественной дошкольной педагогики.
ХХ столетие с его бурными социально-политическими потрясениями и изменениями обозначил проблему воспитания человека в новом обществе. Ее исследовали С.Т. Шацкий, П.П. Блонский. Ряд работ Н.К. Крупской (1869-1939) были посвящены вопросам организации дошкольного образования. Вопросы семейного воспитания отражены в произведениях А.С. Макаренко (1888-1939). Гуманистический характер воспитания, бережное отношение к ребенку – таковы педагогические приоритеты В.А. Сухомлинского (1918-1970).
Возникновение и развитие педагогической науки связано с потребностью общества в изучении и обобщении опыта подготовки новых поколений к участию в производстве материальных и духовных ценностей.
Дата добавления: 2015-04-07 ; просмотров: 5408 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Дошкольная педагогика опирается на методологию и категориальный аппарат общей педагогики. Исследования в дошкольной педагогике носят междисциплинарный характер и занимают пограничное положение на пересечении сфер общей педагогики, детской психологии и возрастной физиологии.
В истории педагогич. мысли дошкольная педагогика долгое время не выделялась как самостоятельная отрасль. Рассуждения большинства мыслителей древности о воспитании носили преимущественно общий характер, их замечания о ранних этапах возрастного развития представлены лишь отдельными косвенными высказываниями. Это было связано с преобладавшей в общественном сознании концепцией детства, которое вообще не выделялось в качестве отдельного этапа развития человека. Рассмотрение ребёнка с точки зрения его несовершенства, отставания от взрослого по всем физическим и психологическим параметрам порождало общую направленность педагогической мысли на преодоление этого отставания. Целью воспитания и обучения ставилось достижение «несовершенным взрослым», каковым считался ребёнок, уровня нормального развития взрослого. Особенности возрастного психофизического развития расценивались главным образом как помехи на пути к достижению этой цели. Основные принципы обучения и воспитания человека от рождения до юности, включая период дошкольного детства, сформулировал Я. А. Коменский («Материнская школа», 1632 год; «Великая дидактика», 1657 год; «Мир чувственных вещей в картинках», 1658 год).
В эпоху Просвещения гуманистические тенденции развивал Дж. Локк, выдвинувший важные психолого-педагогические положения об учёте возрастных особенностей, механизме привычки и её роли в формировании характера, развитии любознательности детей и показавший пути формирования нравственности. Для дошкольной педагогики важное значение имели идеи Ж. Ж. Руссо, который утверждал, что детство должно рассматриваться как нечто самостоятельное в общем процессе становления личности, имеющее свои законы развития.
Во второй половине XVIII века проблемы воспитания детей дошкольного возраста ставились в трудах И. Б. Базедова, И. Песталоцци и других.
В XIX веке становлению дошкольной педагогики как самостоятельной отрасли знания способствовала деятельность Ф. Фребеля. В основе его системы дошкольного воспитания лежали прогрессивные идеи: представление о ребёнке как о развивающейся личности, понимание развития личности как деятельностного вхождения ребёнка в мир природных и социальных явлений, организация специальных дошкольных учреждений и прочее. Оригинальные концепции дошкольной педагогики создали П. Кергомар, Ж. О. Декроли, М. Монтессори.
Во второй половине XX века зарубежная дошкольная педагогика опиралась на различные течения в психологии (когнитивное, бихевиористское, психоаналитическое, гуманистическое и другие). Практически все специалисты признают значение опыта раннего детства как решающего фактора, определяющего дальнейшее развитие ребёнка. Основные расхождения во взглядах на дошкольную педагогику касаются использования форм обучения дошкольников, соотношения «академических» (когнитивных), эмоциональных и социальных факторов в формировании самосознания детей. Условно выделяются различные модели дошкольного воспитания: «академическая» (формирование умений и навыков), интеллектуальная (свободная поисковая деятельность в «обогащённой среде», вербальное взаимодействие со взрослыми и сверстниками), «традиционная» (самая распространённая модель, основанная на сочетании умственного, эмоционального, физического и творческого развития).
В России длительное время проблемы дошкольной педагогики относились преимущественно к семейному воспитанию. Общественное воспитание детей воспринималось негативно, дошкольные учреждения не носили массового характера. В XVIII веке И. И. Бецкой разработал систему воспитания детей, в том числе дошкольников, в закрытых образовательных учреждениях. В XIX веке Е. О. Гугель создал школу для детей 4–6 лет и разработал дидактические основы воспитательно-образовательных работы со старшими дошкольниками. Необходимость развития дошкольной педагогики («науки до науки») признавал В. Ф. Одоевский. В создании отечественной концепции дошкольной педагогики важную роль сыграли К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, А. С. Симонович, Е. И. Конради. На рубеже XIX-XX веков получили распространение Фребелевские общества и курсы, которые разрабатывали теорию дошкольной педагогики, готовили воспитателей дошкольных учреждений. Идеи общественного воспитания детей поддерживал П. Ф. Каптерев. Систему физического развития дошкольников предложил П. Ф. Лесгафт. Идеи свободного воспитания дошкольников претворяли в жизнь К. Н. Вентцель, Л. К. Шлегер, М. Х. Свентицкая. Оригинальную систему дошкольного воспитания разработала Е. И. Тихеева (методика развития речи детей, проблемы сенсорного воспитания и другие).
После 1917 года государство стало уделять дошкольной педагогики большое внимание. В 1920-е годы ещё продолжали действовать Фребелевские учреждения. На съездах по дошкольному воспитанию (1919, 1921, 1924, 1928 годов) вырабатывалась новая концепция дошкольной педагогики. Начиная со 2-го съезда в дошкольной педагогики стали преобладать идеи марксистской педагогики. Идеологизации и политизации дошкольного воспитания в значительной степени способствовала Н. К. Крупская. Ведущими принципами дошкольной педагогики (практически до середины 1980-х годов) были развитие коллективизма и материалистические мировоззрения, преобладание трудового начала в воспитании, антирелигиозная пропаганда, критическое отношение к неидеологическим играм, праздникам, детским книгам и прочее. К концу 1920-х годов детские учреждения, использовавшие системы воспитания, не одобренные Наркомпросом, были закрыты. Значительный урон развитию дошкольной педагогики нанесло постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (1936 год).
В 1943 году при Академии педагогических наук РСФСР был создан сектор проблем дошкольного воспитания. В 1944-1953 годах А. П. Усовой совместно с сотрудниками разработана система дидактики детского сада: создана программа и методика обучения дошкольников. В 1960 году создан Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания Академии педагогических наук. Его сотрудники совместно с АМН СССР создали единую программу воспитания в дошкольных учреждениях, направленную на ликвидацию разобщённости в воспитательной работе с детьми раннего и дошкольного возраста. Большое влияние на дошкольную педагогику оказали работы в сфере психологии дошкольного возраста А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера, Н. Н. Поддъякова.
С середины 1980-х годов создаются новые концепции дошкольной педагогики, основанные на принципах гуманизма и демократизации и ориентированные на самоценность дошкольного детства. Государственные и частные дошкольные учреждения работают по вариативным (в том числе авторским) программам. У родителей появилась возможность выбора дошкольного учреждения в зависимости от своих образовательных предпочтений и финансовых возможностей.
История развития дошкольного образования
Светлана Русакова
История развития дошкольного образования
Психическое развитие ребёнка протекает по образцу, существующему в обществе, определяясь той формой деятельности, которая характерна для данного уровня развития социума. Формы и уровни психического развития человека заданы не биологически, а социально. Биологический фактор влияет на процесс развития опосредованно, преломляясь через особенности социальных условий жизни. Поэтому потенциал способностей детей в разные времена развивался по-разному.
При первобытнообщинном строе всех детей воспитывали одинаково, рано вовлекая их в доступную для них деятельность. Дети являлись непременными участниками общинных праздников. Ведущую роль в воспитании нравов и поведения детей занимало устное народное творчество.
В Афинах и Спарте возникли две своеобразные системы воспитания, обусловленные закономерностями рабовладельческого строя и особенностями этих государств. В Спарте вплоть до десяти лет воспитанием ребенка занимались женщины. Детей не пеленали, закаляли, приучали легко переносить голод, жажду, неудобства и трудности. Общая направленность афинской воспитательной системы – призрение к физическому труду.
Аристотель впервые ввёл возрастную периодизацию времени воспитания. Он разделил,его на три периода: от рождения до 7 лет, с 7 до 14 и с 14 до 21 года, указал на особенности, каждого возраста, определил цели, содержание и методы воспитания в каждый период. Он считал, дети до 5 лет должны заниматься подходящими их возрасту играми, им полезно слушать рассказы и сказки (непременно одобренные властями, детей следует обучать речи. С 5 лет их надо готовить к школе. Как представитель афинской системы образования Аристотель считал необходимым сводить к минимуму общение матерей с сыновьями.
Римское образование стремилось совместить афинскую и спартанскую систему образования. При жёсткости школьного образования, где повсеместно использовались физические наказания, детей до семи лет физически наказывать было нельзя. Марк Фабий Квинтилиан требовал от родителей, особенно от матерей и нянь, чтобы они помнили, что ребёнок очень восприимчив ко всему и хорошему и дурному. С 5 лет малышей начинали обучать греческому языку. К семи годам римские дети должны были одинаково владеть латинским (родным) и греческим языком. Квинтилиан советовал проводить систематические занятия с детьми до семи лет в форме соревнований со сверстниками.
Проблема эффективного раскрытия и развития способностей детей стала центральной в педагогической науке. Ян Амос Коменский в фундаментальном труде по дошкольному воспитанию «Материнская школа» рекомендовал начинать обучение как можно раньше не со словесного объяснения о вещах, а с реального наблюдения за ними. При этом он резко отрицательно относился к физическим наказаниям. [См. Коменский Я. А.1982 : 181].
Песталоцци Г. для максимального развития задатков ребёнка разработал теорию элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с простых элементов, постепенно переходя к более сложным. Его теория получила практическое развитие в системе Мантесори М., в ней ключевую роль играет наглядный и сенсорный метод, для развития мелкой моторики. [См. Гончаров Н. К.2003: 170-198].
Российская педагогическая наука в воспитании дошкольников изначально находилась в авангарде мировой. Ещё в первых дошкольных учреждениях использовался дифференцированный подход обучения детей, учитывающий их творческие способности. Ещё 1763 году был открыт воспитательный дом, под попечительством Бецкого И. И.Воспитанники делились по возрастам: от 2 до 7 лет, от 7 до 11 лет, от 11 до 14 лет. Внутри каждой возрастной группы дети делись на три подгруппы.
В середине девятнадцатого века в России появились первые массовые дошкольные учреждения. Их основателей вдохновляла идея создания человека нового типа на основе передовых педагогических идей. Это способствовало формированию методики выявления и развития творческих способностей дошколят. В своих работах Ушинский К. Д. обосновал важнейшее положение о необходимости обязательного учёта возрастных и психологических особенностей каждого ребёнка и ценность игры как главный метод обучения и воспитания дошкольников. [См. Ушинский К. Д.2004: 165-198].
Дальнейшее развитие дошкольного образования происходило в рамках советской системы образования. В этот период на основе наследия дореволюционных педагогов удалось создать систему государственного дошкольного образования. Развитие дошкольного образования в этот период происходило в рамках развития общей системы образования, где подготовка к школе и формирование социально нравственных качеств советского гражданина выходили на первый план.
В середине двадцатого века особенно остро встал вопрос о поиске людей, способных к научному и техническому творчеству. Это послужило толчком к появлению специального направления в психологии. Это привело к тому, что изменения в системе российского образования, привели к изменениям и в системе дошкольного образования.
Выявлением и развитием творческих способностей личности занимается педагогическая психология. С началом текущего столетия стали активно применяться технологии проектной деятельности в воспитании и обучение детей дошкольного возраста. Для достижения новых целей и задач были приняты Федеральные государственные требования дошкольного образования (ФГТ).
Но время потребовало принятия более последовательного нормативно правового документа, Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС). Он провозглашает идею деятельного и интегрированного подхода к формированию личности ребёнка. При этом нужно учитывать психологические особенности дошкольника, особенности развития внимания, памяти и мышления.
Федеральный закон № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вступил в силу 1 сентября 2013 года. Этот закон называют законом новых возможностей. Дошкольное образование стало полноценным уровнем общего образования. Все участники образовательных отношений могут принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность. В обучение теперь учитываться индивидуальные потребности обучающихся лиц. Появилась возможность получения знаний с применением дистанционных технологий, электронного обучения, сетевого взаимодействия.
Список использованной литературы:
1. Гончаров Н. К. Историко-педагогические очерки. М., 2003
2. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. М. 1982
3. Пряников В. Т. Рыбкин З. И. История образования и педагогической мысли. М., 2005
4. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Т. 1. М. 2004
5. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) от 17.10.2013 г.
6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. – 2012. – 31 дек. – № 303.
ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.
Цели и задачи АОП дошкольного образования ДОО компенсирующего вида Адаптированная образовательная программа дошкольного образования в условиях ДОУ компенсирующего вида направлена на реализацию следующих.
Деловая игра «Знатоки ФГОС дошкольного образования» Для начала – легкая разминка! 1. Что означает аббревиатура ФГОС ДО? Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.
День работника дошкольного образования В последние дни сентября отмечается профессиональный праздник всех работников дошкольного образования – День дошкольного работника. Этот.
Исследовательский проект «История образования Детской школы искусств» Аннотация проекта В основу работы над данным проектом было положено определение Детская школа искусств помнит много событий, много поколений.
Лэпбук «История развития спорта» Лепбук «История развития спорта» Автор – Дворянцева Елена Александровна, воспитатель по физической культуре МБДОУ г. Кургана «Центр развития.
Основное назначение дошкольного образования Обучение детей предшкольного возраста должно строиться не в жесткой предметной логике, не по урочной школьной системе, а проходить в режиме.
С Днём работника дошкольного образования! Ежегодно в самую красивую и романтичную пору года отмечается День работника дошкольного образования России. Сама природа дарит всем тем,.
Тест «ФГОС дошкольного образования» Уважаемые коллеги предлагаю вам тест «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация и планирование.
Выставка осенних поделок ко Дню дошкольного образования Вот вроде недавно началась осень. Но уже на пороге середина осени. Дошколятам очень нравится это время года: желтеют листья на деревьях,.