История возникновения и развития дистанционного обучения
Важнейшим условием для процветающего общества является развитие. Не обошло стороной это и сферу образования. В результате последней тенденцией стало дистанционное обучение (ДО).
О новшествах и «плюшках» образования многое можете узнать из нашего телеграм-канала. А в группе почерпнете полезные акции и скидки.
Сейчас давайте посмотрим на историю появления и развития дистанционного образования в мире и в России и на то, как оно менялось с ходом времени.
История дистанционного образования в мире
Тенденция к дистанционному обучению появилась в Европе к середине 19 века. Эпицентром стал Лондонский университет, возникший в 1836 году. В то время в университет Объединенного Королевства можно было поступать и сдавать экзамены только тем местным и иногородним студентам, которые уже учились в аккредитованных вузах. То есть Лондонский университет разрешал таким образом учиться удаленно или дистанционно, получая образование на расстоянии.
Исаак Питман, учитель стенографии, приступил к своей деятельности в 1840 году. Вскоре он понял, что его сфера деятельности позволяет обучать студентов по почте – с помощью отправки писем. Тогда он и решил преподавать свой курс дистанционно.
В 1850 году немец Густав Лангеншайд опубликовал «обучающие письма», с помощью которых все желающие могли изучать язык.
Совсем скоро стало понятно, насколько привлекателен такой способ обучения. В 1858 году возможность сдавать экзамены удаленно предоставили еще и иностранным студентам, неважно из каких они были учебных заведений.
Постепенно этот опыт перенимали и другие учреждения – многочисленные университеты и колледжи, которые готовы были обучать по почте.
В 1873 году американка Анна Элиот Тикнор приступила к работе над обучающей системой для женщин. Общение и обмен информацией осуществлялся по почте. Программа основывалась на материалах «Общества поддержки домашнего обучения». Постепенно программу обучения по почте переняли университеты других штатов.
Газетные публикации для рабочих с техникой безопасности, правилами выполнения разных действий и т.д. стали настолько популярны, что в 1891 году был создан специальный курс, который стал прототипом модели обучения по почте по разным дисциплинам.
В 1892 году Университет Чикаго объявил о первом зарегистрированном отделении дистанционного обучения. В ближайшие годы такое же отделение стало появляться в нескольких других университетах штата.
В 1914 году появилось дистанционное обучение в Новой Зеландии и Канаде. В 1922 году дистанционные курсы обучения стали появляться в Австралии. И уровень их был достоин Квинслендского университета. Здесь же разработали программу дистанционного обучения для детей, которые проживают далеко от школы.
В 1939 году новшество дошло и до Франции – здесь был создан центр детского образования. А к 60-м гг. в СССР появилось 11 дистанционных университетов.
Не обошла стороной система дистанционного обучения школы и спецучилища. Программу писали в бумажном варианте. Учебники по почте доставляли адресатам, которые так же высылали обратно выполненные контрольные и другие типы работ.
Со временем и по мере развития системы ДО печатные материалы стали дополнять аудио- и видеозаписями.
В 1969 году в Англии появился Открытый университет, где все желающие учатся в удобное время в удобном месте
В 1979 году в Китае запустили теле- и радиопрограмму обучения.
Со временем активно развивались информационные технологии. Интернет и появление электронной почты совершили настоящую революцию в системе дистанционного обучения. С тех пор ДО развивается огромными рывками, чему свидетельствуют телеконференции, усовершенствованная графика, мультимедиа.
Что собой представляло дистанционное обучение 20 века
Когда мы говорим о домашнем обучении, стоит упомянуть о его отличительных чертах и особенностях. Так, ДО обязательно имело следующие особенности:
Основная форма ДО – заочная. Раньше она предусматривала регулярные поездки в учреждение образования для сдачи установочной сессии, во время которой студентам давали основные рекомендации по удаленной учебе. И дважды в год необходимо было личное присутствие для сдачи итоговых зачетов и экзаменов.
История отечественного дистанционного образования
У нас говорить о ДО стали в 1917 году сразу после революции.
Союз стал развивать систему обучения в виде консультаций. Речь шла о заочном обучении и курсах по разным направлениям.
К концу 60-х гг. было создано 11 открытых университетов. Схема ДО была проста: студенты в обязательном порядке приезжали на установочную сессию, где им выдавали материалы для самостоятельного обучения. По сути, это была стандартная заочная форма. При этом учащиеся могли поддерживать связь с преподавателем – по почте или телефону. Контроль усвоенного проводился дважды в год – опять же с обязательным присутствием.
Однако система была не слишком популярной. А кризис в политике и экономике привели к еще большему спаду популярности.
Но в 1993 году в России открыли ЕШКО – филиал дистанционного обучения английскому языку. В основе курса была прослушка аудиокассет в зависимости от выбранного уровня.
Новый этап в развитии – подписание меморандума с ЮНЕСКО, которое и дало старт развитию полноценного дистанционного обучения. В результате появился МТИ ВТУ с разными программами ДО. Правда, аккредитацию вуз получил только в 2000 году.
В 2004 году многие дистанционные проекты показали свою результативность и динамику. Поэтому дистанционная учеба стала развиваться не только в образовательных проектах, но и на производстве: многие компании стали обучать таким образом свой персонал. По этому пути пошли такие «гиганты» как «РЖД», «СеверСталь», «Норильский Никель» и пр.
В 2005 году международная ассоциация AdvancedDistributedLearning заявила, что российские дистанционные системы обучения успешно прошли проверку, что позволило выйти на качественно новый уровень образования. И отечественная система Redclass признана полностью соответствующей общепризнанному стандарту SCROM 1.2.
Сегодня система образования активно соревнуется с зарубежными, поэтому и дистанционное обучение шагает в ногу со временем, постоянно развиваясь. И сегодня уже около 40% всех университетов страны готовы предложить абитуриентам возможность дистанционного обучения.
Сложности в развитии ДО в России
Самой большой проблемой отечественного дистанционного обучения является отсутствие качественного электронного контента.
Чтобы развивать эту сферу, нужно все время работать над новыми возможностями и привлекать специалистов. А на это уходит слишком много времени и средств. Как вариант – адаптация иностранных материалов под наши условия. Но на это тоже не хватает специалистов.
Нельзя забывать и о проблеме регионов, где не только большой культурный барьер, но и плохо развитая инфраструктура. А когда у людей проблемы с интернетом, это создает проблемы при ДО.
При ДО нужно не только учиться, но и учиться новым методикам обучения
Но вместе с большими проблемами регионов именно они будут самым перспективным сектором, так как люди из удаленных уголков страны часто не могут себе позволить учебу и проживание в крупных городах. А ДО позволяет получить образование по доступной цене, не покидая места проживания.
Трудности, конечно, будут. Но где их не бывает? А чтобы справляться с ними еще более эффективно, предлагаем воспользоваться сервисом студенческой помощи.
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
История развития дистанционного образования. положительные и отрицательные стороны (6 фото)
В современном глобальном информационном мире наблюдается тенденция к исчезновению грани между традиционным образованием и дистанционным, т.к большинство людей в процессе обучения прибегает к Интернету. В настоящее время в Интернете можно найти абсолютно любую интересующую тему, такое явление облегчает поиск информации и сокращает время.
Современные студенты являются информационным поколением, т.е. наличие электронных образовательных программ, учебников, заданий не выходит за рамки привычной жизни. Информационное обеспечение в ряде случаев помогает учащимся получать знания, умения, а также продвигаться по карьерной лестнице. В связи с быстрым, стремительным развитием технологий в таких же темпах должны развиваться и информационные образовательные технологии, в частности, дистанционное или онлайн-образование. Дистанционное образование является альтернативой, позволяющей решить проблемы современности – быстрое информационное развитие.
Онлайн-образование и дистанционное образование считается проявлением процесса виртуализации общества. Статья затрагивает положительные и отрицательные моменты от введения дистанционного электронного образования, в частности, от онлайн-курсов, которые так прорекламированы в нынешней системе образовательных учреждений.
История появления дистанционного образования
В 1728 году Калеб Филипс подал в бостонскую газету объявление о наборе студентов для изучения стенографии в любой точке страны путем обмена писем. Это послужило началом образования на расстоянии.
Огромный вклад внес в развитие дистанционного образования Исаак Питман. В 1840 году он рассылал по почте всем желающим письма со своими уроками. Следующими были Ч. Тусен и Г. Ланченштейдт, которые в 1856 году основали институт заочной формы образования в Берлине. Обучение проводилось все также рассылкой писем с учебным материалом, контрольных работ и т.д.
В 1873 году были созданы первые заочные школы в США. Полагают что, Анна Элиот Тикнор впервые обосновала общество Тикнор для женщин, студенты обучались на расстоянии при помощи почтовых пересылок. Годом позже, в 1874 Айзек Питман, предложил создать свою программу обучения посредством почты.
На протяжении первой половины ХХ столетия с появлением новых технологий ускорялся процесс развития дистанционного образования, оно было предложено в различных форматах и для широкого круга обучающихся. Итак, с изобретением радио процесс разработки обучения на расстоянии ускорился, стали доступны новые формы работы с учащимися. Считается, что первый университет, который внедрил радио в обучение, был Государственный Университет Пенсильвании, в 1922. Вскоре после этого, в 1925 году, государственный университет Айовы начал предлагать кредиты для обучения в течение пяти курсов радиовещания. А в 1934 году этот же университет запустил первый в мире образовательный канал, который работает и по сей день.
С появлением телевидения в 1950-х годах развились телевизионные курсы. Итак, к 1953 году телевизионное вещание курсов стало весьма распространено среди университетов США и Европы.
Университет Висконсиса в 1965 году внедрил масштабную образовательную программу для врачей, используя при этом формат телефонного преподавания. В 1968 году можно было получить аккредитованный диплом на базе дистанционного образования в университете Линкольна, Небраски.
На протяжении 80-х годов технологии обучения в режиме реального времени совершенствовались, завоевывали популярность у компаний и образовательных учреждений. В 1981 году институт стратегии и управления в США начал разрабатывать программу онлайн-курсов. В 1985 году юго-восточный университет предложил аккредитованные дипломы, получаемые через систему онлайн-курсов. В 1989 году был запущен университет Феникса, обучение проводилось в режиме реального времени.
На протяжении 1990-х годов образовательные учреждения использовали различные технологии дистанционного образования как в режиме синхронного, так и асинхронного обучения.
В 1992 году университет штата Мичиган разработал с помощью компьютера индивидуальный подход к онлайн-обучению. В 1994 году университет предложил виртуальную школу обучения (VSS) некоторым своим студентам-психологам. Кроме этого, в 1994 году компания в Нью-Гемпшире, занимающаяся дистанционным образованием, разработала программу CALCampus, предоставляющую возможность обучения, администрирования и пересылки материалов исключительно через интернет.
В 1997 году компания Blackboard разработала стандартную платформу для управления и предоставления курсов. В настоящее время компания является мировым лидером в сфере дистанционных технологий, продукты которой используют более 10000 организаций по всему миру.
В РФ дистанционное образование возникло 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, который позволял проводить эксперименты в сфере онлайн образования.
В настоящее время дистанционное обучение набирает все большую популярность, так как наблюдается увеличение количества людей, которые желают получить образование, но не имеют возможности это сделать в форме дневного обучения.
История дистанционного образования
Первые шаги в развитии дистанционного обучения
История учебы на расстоянии начинается с конца XVIII века. Именно в этот период в европейских странах возник новый термин – «корреспондентское обучение», который ввел Исаак Питман, учивший студентов стенографии в Великобритании. Слушатели получали учебный материал, общались с педагогами и сдавали экзамены посредством почтовой связи.
Будучи человеком демократичных взглядов, И. Питман считал, что возможность получить высшее образование должны иметь все желающие, независимо от национальности, религиозных предпочтений и финансового благополучия. Его идеи подхватила американская писательница Анна Тикнор, организовавшая в 70-е годы XIX столетия удаленную систему обучения женщин по почте. Не менее популярной стала и авторская программа корреспондентской учебы Вильяма Рейни Харпера из штата Иллинойс, США (1874).
Вскоре методом образования на расстоянии заинтересовались учебные заведения, и уже в 1892 году Чикагский университет пригласил слушателей на первый факультет дистанционного обучения.
Становление удаленного образования в XX веке
До начала XX столетия технологии не были развиты настолько, чтобы сделать возможным использование в дистанционном обучении каких-то других средств связи, кроме почты. Но прогресс вскоре принес человечеству радио, телеграф и телефон, а затем и телевидение, и уже в 50-х годах появились первые учебные передачи, которые пока еще не подразумевали обратной связи с учеником.
Большой прорыв в сфере дистанционного образования произошел благодаря громкому событию 1969 года, когда в Великобритании был учрежден первый в мире открытый университет (англ. Open University). В его названии отражена идея создателей прогрессивного для того времени учебного заведения сделать образование доступным для всех и каждого – как по стоимости, так и за счет отсутствия необходимости в регулярном посещении занятий.
Конец 1980-х годов ознаменовался началом эры персональных компьютеров – и их незамедлительно внедрили в систему учебы на расстоянии. Так был сделан первый серьезный шаг к автоматизации образования: для изучения тех или иных предметов стали разрабатываться программы-игры. Следующим этапом были совместные проекты между странами, к примеру, в 1988 г. появилась «Школьная электронная почта» (СССР – США).
История СДО в цифрах и фактах
Основными вехами в развитии удаленного образования стали:
Домашнее обучение середины ХХ века обладало рядом отличительных характеристик, среди которых отдельного внимания заслуживают:
Концепции первых учебных учреждений в системе дистанционного образования предполагали:
Основной формой дистанционного обучения была заочная, при которой предусматривались поездки на установочную сессию. В течение одной-двух недель студентам излагались основы и краткое содержание образовательных программ и выдавались материалы для самостоятельного изучения. Два раза в год слушатели приезжали в учебное заведение для сдачи экзаменов и зачетов.
Новая эпоха учебы на расстоянии
В XXI веке начался следующий этап развития дистанционного обучения. Интернет-технологии привнесли новые возможности, сделавшие учебный процесс более понятным и доступным. Стандартную базу удаленного образования, состоявшую из печатных пособий, а затем и радио- и телекурсов, дополнил мощный функционал ИКТ, который обеспечил комплексный подход к обучению и взаимодействие преподавателей и студентов в режиме реального времени.
Но жизнь не стоит на месте, и вполне возможно, вскоре наступит новый этап в истории дистанционного обучения, основанный на использовании искусственного интеллекта, что сделает потенциал удаленного образования безграничным.
Старое новое: почти 300 лет истории дистанта
Формат дистанционного обучения кажется относительно новым, но он старше, чем кажется. Разбираемся, когда на самом деле появился так надоевший в 2020 дистант и какую страну можно считать его родиной
Словосочетание «дистанционное образование», наверное, сегодня вызывает содрогание у студентов, школьников и преподавателей по всему миру. Но дистант появился гораздо раньше: в 2028 году этому формату исполнится 300 лет, а полноценное онлайн-обучение впервые появилось в 80-х годах XX века.
Чему учили на дистанционке в XVIII веке
Дистанционный формат появился в XVIII веке. Правда, тогда это и выглядело, и называлось по-другому. Назывался прапрадед дистанта корреспондентским обучением и осуществлялся посредством почты: студентам присылали учебные материалы и задания, а затем они отправляли их профессору на проверку.
Первое упоминание корреспондентского обучения относится к 1728 году: американский профессор Калеб Филипс организовал дистанционные курсы стенографического письма. Знаем мы о них благодаря его объявлению в Boston Gazette: «Все желающие научиться стенографии из провинции могут подписаться на еженедельную рассылку учебных материалов». Результат обучения был гарантирован такой же, как если бы студенты жили в Бостоне и посещали очные занятия. Однако такой курс не предусматривал обратной связи и проверки преподавателем студенческих работ.
SkyEng по почте в XIX веке
По-настоящему похожими на дистанционные уроки в современном понимании можно считать курсы британского ученого-стенографа Айзека Питмана: в них предусматривалась проверка и корректура выполненных студентами работ, а не только рассылка учебных материалов. Первый такой курс появился в 1840 году, а затем по тому же принципу в 1856 были организованы первые языковые школы в Германии.
Основатели первых дистанционных школ — француз Шарль Туссан и немец Густав Лангеншайдт — подчеркивали в своих брошюрах, что обратная связь хоть и предусмотрена, но вряд ли будет необходимой, поскольку все тонкости предмета подробно изложены в учебных материалах. Их методика (впоследствии ее так и назовут: «методика Туссена-Лангеншайдта» или «MeTouLa») была основана в большей степени на обучении студентов разговорному иностранному языку, а не правильной грамматике. Несмотря на то, что у студента не было примера правильного произношения на иностранном (например, общения с преподавателем), в учебных материалах был дословный подстрочный перевод и простая фонетическая транскрипция.
Прабабушка курсеры
Не просто дистанционные курсы, а настоящая заочная школа была впервые открыта в Соединенных Штатах в 1873 году. Называлась она «Общество поощрения обучения на дому» и была рассчитана на студенток. Она была одной из первых попыток дать женщинам по всей стране (вне зависимости от цвета кожи) полноценное высшее образование.
Основано Общество было дочерью профессора Гарвардского университета, писательницей Анной Эллиот Тикнор. Обучение шло по шести направлениям: Искусство, История, Английский, Немецкий, Французский и Естественные науки. Вся программа осваивалась студентками по принципу корреспондентского обучения, а экзамены организовывались на дому по типу take-home exam, где вместо привычных ответов на вопросы от студентов требовалось эссе на определенную тему курса. Такой экзамен писали не установленные три часа, а несколько дней или даже неделю.
Формат обучения, предложенный Анной Тикнор, ломал не только географические барьеры, но и сословные рамки. Если существовавшие в то время женские колледжи в Нью-Йорке были доступны в основном обеспеченным слоям населения, то в школе Тикнор могли учиться и состоятельные дамы в возрасте, и представители рабочего класса. Цена была вполне доступной: 2$ в год в 1873-1882 годах или 3$ в год в 1883-1897 годах. По сравнению с этим очное обучение, например, в Вассарском женском колледже в Нью-Йорке стоило около 300-400$ в год.
Заочное образование университетах
Традиционные университеты тоже довольно давно занялись удаленными форматами образования. Формат заочного обучения в современном значении зародился еще в 1858 в Лондонском университете. Студенты на его базе могли получать не просто дополнительные знания (как это было в случае с корреспондентским обучением стенографическому письму), но и диплом о высшем образовании и ученую степень.
В 20-х годах ХХ столетия обретает популярность идея использования новых технологий в образовании, однако реализовать ее удастся лишь спустя время.
Экстремально децентрализован, но не побежден
В 1969 году в Лондоне появился Открытый университет. Изначально он базировался в Александровском дворце на севере города в бывших студиях телеканала BBC. Там записывались лекции с профессорами, которые можно было смотреть в прямом эфире. Однако такой формой преподавания Открытый университет не ограничивался: предполагалась коммуникация преподавателя со студентами посредством корреспондентского обучения, организовывались летние очные школы. Эти опции были доступны только студентам, а послушать лекции по радио или посмотреть по телевизору мог каждый желающий. Лекции длились 30 минут и повторялись дважды в неделю: один раз в будние дни и один раз на выходных (обычно в воскресенье утром), чтобы у каждого студента была возможность посвятить час просмотру/прослушиванию лекции и несколько часов самостоятельному освоению материала.
Такой формат преподавания оказался популярным: в первый год работы Открытого университета им заинтересовались 129 тысяч студентов. Из них, правда, подали документы всего 42 тысячи, а были приняты 25 тысяч. Студенты оплачивали вступительные взносы, отдельно оплачивались летние школы. У отличников была возможность получить гранты от местных органов системы образования, а учеба в Открытом университете поощрялась работодателями. Сегодня Открытый университет уже обзавелся собственным кампусом и стал крупнейшим университетом Соединенного Королевства.
Появляются телевизионные университеты и в других странах: Национальный Университет Дистанционного Образования в Испании (1972), Корейский Национальный Открытый Университет (1972), Национальный Открытый Университет имени Индиры Ганди (1985).
В Китае в конце 70-х сформировалась целая «экстремально децентрализованная» система: во главе был Центральный Радио- и Телевизионный Университет, 28 подчиненных ему районных дистанционных университетов и порядка 300 дистанционных школ. В Радио- и Телевизионном Университете в Китае, более известном на родине как dianda (сокращение от guangbo dianshi daxue), процесс обучения основан на теле- или радио лекциях с сопутствующими учебниками. С самого своего основания он, как и Открытый Университет в Великобритании, практикует принцип open broadcasting: лекции доступны всем желающим, но вот зачесть их в стенах местного отделения Университета могут только поступившие студенты. На второй год после открытия в нем насчитывалось около 500 тысяч учащихся, а на сегодняшний день — уже более 2,5 миллионов. И если в первые несколько лет работы Университет предлагал в основном курсы по точным наукам (математика и физика) или инженерным специальностям, то сегодня в его программе есть уже и иностранные языки, и история искусств.
Цифровой дистант в 1980-е
С появлением компьютеров дистанционное образование становится более мобильным. Первые ПК от компании IBM появляются в 1981 году, а уже спустя 8 лет — в 1989 — в Аризоне коммерческий Университет Феникса запускает первые онлайн-программы как для студентов бакалавриата, так и для магистрантов. В 2005 году из 280 тысяч студентов Университета Феникса почти половина занималась онлайн, а сегодня большинство программ бакалавриата от администрирования уголовного правосудия до менеджмента подразумевают смешанный формат обучения. При этом магистерские и докторские программы в большей степени рассчитаны на онлайн-формат.
Университет Феникса вызывал бурные дискуссии в преподавательской среде, но своей основной ценностью он считал баланс между учебой и работой для студентов, которым это необходимо. Такими студентами чаще всего были взрослые люди: их целью было получить второе высшее или пройти курсы повышения квалификации, которые также предлагает Университет Феникса. Именно про них президент педагогического колледжа (Колумбийский Университет) говорил: «Для многих высшее образование не является приоритетным: есть еще работа и учеба. Таким студентам и нужен доступный формат обучения с гибким расписанием».
В штате Колорадо позднее появился полностью дистанционный Международный Университет Джонса. Он «вырос» из телевизионного университета Mind Extension University (1987) и был первым в истории аккредитованным онлайн-университетом.
Никогда такого не было, и вот опять
Почему же многие хотят оставить дистант в 2020 году? Такой форме образования уже около 300 лет: как показывает история, она совсем не нова. Можно было бы и приспособиться за столь продолжительный срок, учитывая опыт прошлых поколений.
Но вот только тогда у студентов был выбор между дистанционным форматом и очным, и сам дистант был добровольным.