использование переноса двигательных навыков в спортивно технической подготовке спортсмена

Содержание

Презентация по физической культуре «Перенос навыков в физической культуре»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

1.5. Лекция «сохранение, перенос, сочетание навыков»

Описание слайда:

План лекции:
Сохранение двигательных навыков
Перенос двигательных навыков
Сочетание двигательных навыков

Описание слайда:

Сохранение двигательных навыков

Описание слайда:

Автоматизированность двигательного навыка
Автоматизированность характеризуется возможностью выполнять движения не фиксируя специально внимания на процессе выполнения. О степени автоматизированности движений судят с помощью так называемого метода дополнительных заданий, который позволяет установить, насколько внимание спортсмена концентрируется на выполнении движения. Для этого определяют способность человека к переработке информации в спокойных условиях (например, наговаривают ему с магнитофона трехзначные числа, а он должен быстро решить, делится ли очередное число на три; подсчитывается общее число ошибок), а затем то же задание предлагают ему во время выполнения какого-либо движения. При этом подсчитывают, насколько увеличивается число ошибок, а затем определяют степень автоматизированности движения.
Некоторые движения, например ходьба, могут быть настолько хорошо освоены, что умственная работа во время их выполнения становится даже эффективнее, чем в покое.

Описание слайда:

Первый тип переноса навыка
когда процесс обучения навыку облегчает обучение тому же самому навыку, но выполняемому другой частью тела.
Пример если двигательный навык (скажем, ведение мяча) усвоен одной ру­кой, то другая рука тоже овладеет этим навы­ком без упражнения.

Описание слайда:

Второй тип переноса навыков – когда обучение одному навыку влияет на обучение дру­гому навыку. Такое влияние может быть поло­жительным, отрицательным и нейтральным.
Например, навыки метания кам­ней, снежков, малого мяча помогают освоить метание спортивных снарядов (копья, гранаты).

Описание слайда:

Перенос двигательных умений и навыков

Описание слайда:

Типы переноса навыка
Односторонний перенос навыков проявляется в тех случаях, когда формирование одного навыка содействует становлению другого, а обратного влияния не обнаружива­ется.
Взаимный перенос навыков приводит к ускоренному освоению двигательных навы­ков в условиях взаимного двустороннего влияния, когда наблюдаются обоюдное совер­шенствование координационных и двигательных структур.
Прямой перенос навыка характеризуется тем, что формирование одного навыка оказывает непосредственное влияние на становление другого в движениях со сходной ко­ординационной и двигательной структурой.
Косвенный (опосредованный) перенос навыков –результат формирования навыка вначале не обнару­живается, а затем, спустя некоторое время, эффект проявляется через промежуточные связи — например, использование средств ОФП в целях увеличения базы неспецифических двигательных умений и навыков в избранном виде спорта на этапе начальной подготовки.

Описание слайда:

Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать:

при разработки программ обучения и тренировки в этапном и годичном циклах подготовки;
при планировании учебного и тренировочного процессов в структуре одного или серии занятий;
при подборе систем подводящих упражнений и комплексировании средств подготовки.

Описание слайда:

По мере формирования и упрочения двигательного навыка возрастающую роль в его положительных или отрицательных взаимодействиях с другими навыками играет степень совпадения или различий двигательных автоматизмов, входящих в их состав.
В зависимости от стадии формирования двигательных действий может меняться характер переноса умений и навыков.
К примеру, проявлявшийся вначале отрицательный перенос навыка может быть, по мере его упрочения, исключен и в дальнейшем превращен в положительный фактор. Так, при одновременном формировании навыков в таких легкоатлетических упражнениях, как прыжок в высоту перешагиванием и барьерный бег, в начальном периоде обычно наблюдаются отрицательные взаимовлияния, однако затем сформированные навыки дифференцируются и не вступают в отрицательные взаимодействия.

Описание слайда:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса

cover

В монографии, автором которой является олимпийский чемпион, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР, доктор педагогических наук, изложен теоретический и экспериментальный материал, касающийся проблемы переноса тренированности в легкоатлетическом спорте. В основу работы положены результаты собственных исследований, а также исследований отечественных и зарубежных специалистов в области теории и методики физического воспитания и некоторых смежных областях научного познания. Для научных работников, тренеров, спортсменов.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Краткий исторический экскурс в процесс изучения проблемы переноса тренированности

Перенос тренированности является одной из центральных проблем в теории и практике физического воспитания, потому что всегда там, где происходит процесс обучения и совершенствования техники, а так же развития тех или других физических способностей (качеств) мы сталкиваемся с взаимодействием используемых средств тренировки. Оно имеет место даже в тех случая, когда на протяжении ординарных тренировочных занятий применяется только одно упражнение. Здесь следовые явления, оставшиеся, например, после выполнения первой части тренировочного занятия определенным образом влияют на выполнение последующей. Имеется в виду динамика изменений, происходящих во всех системах организма и обеспечивающих конкретную спортивную деятельность. Прежде всего это сказывается на функционировании центральной нервной и сердечно-сосудистой систем.

Уже в первые десятилетия ХХ столетия специалисты во многих областях научного познания (классическая и спортивная физиология, классическая и спортивная психология, нейрофизиология, биомеханика, теории и методика физического воспитания и др.) начали вести наблюдение и изучать случаи, когда приобретенные ранее навыки в одном упражнении в дальнейшем положительно влияли на процесс обучения в другом. Или же повышение уровня спортивных результатов, например, в упражнении А способствовало их улучшению в упражнении Б.

В процессе дальнейших исследований было замечено, что перенос тренированности может быть не только положительным, но и отрицательным. Во многих случаях повышение, например, силовых способностей в упражнении А не оказывало ни положительного, ни отрицательного воздействия на упражнение Б.

В теории и методике физического воспитания процесс переноса тренированности разделяют на перенос навыков и перенос физических способностей. Каждый из этих вопросов будет рассмотрен отдельно далее. В данной главе изложим суть трех основных теорий переноса. Сторонников первой из них мы условно назвали «специфистами», второй — «офепистами» и третьей — «целостниками».

Взгляды «специфистов» на теорию переноса тренированности

Одним из основоположников был Э.Л. Торндайк [223]. Называлась она теорией тождественных элементов. Согласно ей, перенос тренированности наблюдается тогда, когда в двух видах деятельности имеются какие-либо совпадающие (тождественные) элементы. Их отсутствие не способствует переносу. Данное явление весьма специфично по своей сути.

Перенос тренированности происходит за счет использования ранее приобретенных ассоциативных связей [284, 287, 288, 294, 304]. Между ними в обязательном порядке должны быть тождественные элементы. Приверженцы теории тождественных элементов критиковались многими отечественными специалистами в области классической и спортивной физиологии и психологии. Они, ссылаясь на учение И.П. Павлова, считают, что в основе деятельности центральной нервной системы лежат закономерности образования условных рефлексов. Вместе с тем, они не отрицают значение старых ассоциаций в процессе системной деятельности высших отделов коры головного мозга.

Влияние «рабочих» совпадающих элементов на процесс образования функциональных систем отмечал П.К. Анохин [7]. По его мнению, функциональных систем столько, сколько существует упражнений. В выполнении большинства из них участвуют схожие мышечные группы. Кроме этого, любая деятельность обеспечивается функционированием одних и тех же систем организма в процессе адаптации в ответ на внешнее или внутреннее воздействие.

Схожие мышечные группы вовлекаются в работу и при образовании как простых, так и сложных по координационной структуре физических упражнений [25, 26, 79]. Это позволило некоторым авторам говорить о полиструктурности физических упражнений [50, 128,143].

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Источник

Техническая подготовка спортсмена.

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Под технической подготовленностью спортсмена имеют ввидуобучение его основам техники действий, выполняемых в соревнованиях или служащих средствами тренировки, и совершенствованием избранных форм спортивной тренировки. Как и всякое целесообразное обучение, техническая подготовка спортсмена представляет собой процесс управления формированием знаний, умений и навыков. На нее распространяются общие принципы дидактики и дидактические положения методики физического воспитания. Особенности спортивно-технической подготовки определяются тем, что она строится по закономерностям достижения мастерства в избранном виде спорта.

Говоря о спортивной технике, надо различать два значения этого термина. Во-первых, идеальная «модель» соревновательного действия, выработанная на основе практического опыта или теоретически. Во-вторых, реально формирующийся у спортсмена способ выполнения соревновательного действия, который характеризуется той или иной степенью эффективного использования спортсменов своих возможностей для достижения спортивного результата.

Задачи технической подготовки спортсмена.

Центральная задача в спортивно-технической подготовке – сформировать такие навыки выполнения соревновательных действий, которые позволили бы спортсмену с наибольшей эффективностью использовать его возможности в состояниях и обеспечить неуклонное совершенствование технического мастерства в процессе многолетнихзанятий спортом.

Различают специальную спортивно-техническую подготовку – это познание теоретических основ спортивной техники; моделирование индивидуальных форм техники и движений, соответствующих возможностям спортсмена; формирование умений и навыков, необходимых для успешного участия в текущих состязаниях; последующие преобразования и обновление форм техники.

Общая техническая подготовка – это прежде всего пополнение фонда умений и навыков, являющихся предпосылкой формирования технических навыков в избранном виде спорта. В ней широко используется эффект положительного переноса навыков: навыки, формируемые в процессе общей подготовки, входят обычно в преобразованном виде в состав возникающих на их основе специфических навыков и содействует их совершенствованию. Общая техническая подготовка спортсмена включает также обучение технике упражнений, избираемых в качестве дополнительных средств физической подготовки.

Читайте также:  акутагава рюноскэ разбор персонажа

Средства и методы технической подготовки.

Комплекс средств и методов, используемых для реализации задач технической подготовки в процессе спортивной тренировки, в общих чертах рассмотрен в разделах «средства спортивной тренировки» и «методы спортивной тренировки». Основными практическими средствами технической подготовки спортсмена служат подготовительные, имеющие существенную структурную общность с соревнованиями, тренировочные формы соревновательных упражнений и сами соревновательные упражнения со всеми присущими им особенностями, и дополнительные – общеподготовительные упражнения. В ходе разучивания техники соревновательных действий, закрепления и совершенствования сформированных навыков находят применение многие разновидности методов упражнения (методы расчлененно-конструктиного и целостного упражнения с избирательным вычленением деталей стандартно-повторного и вариативного упражнения и т.п.), которые сочетаются в определенном порядке, зависящем от особенностей техники избранного вида спорта и этапов технической подготовки. Традиционные средства и методы словесного и наглядного обучения в соревновательной методике технической подготовки спортсмена с каждым годом дополняются новыми. В большинстве случаев они связаны с использованием специализированных аппаратурных устройств для формирования наглядных представлений, программирования параметров движений, срочной объективной информации по ходу выполнения и коррекции ошибок или физического облегчения правильного выполнения действий.

Особенности формирования спортивно-технических навыков и умений.

Задача технической подготовки сводится к становлению умений и навыков, обеспечивающих эффективное использование функционального потенциала спортсмена для достижения наивысших результатов в процессе выполнения соревновательных действий, а также планомерное техническое совершенствование их различных этапов подготовки.

640 1

Процесс становления и совершенствования технического мастерства подразделяются на следующие этапы (Г. Штарк, 1971):

1. Стадия создания первого представления о двигательном действии и формирования установки на обучение ему. Возникающие при этом психомоторные реакции и направленности воли на выполнение действия создают соответствующую функциональную и психическую настройку. Достигается это применением словесных и наглядных методов, использование которых обеспечивает формирование установок и основных путей освоения техники.

Источник

Перенос тренированности

Содержание

Перенос тренированности [ править | править код ]

Переносу тренированности как научной и практически важной задаче посвящено большое количество давших результаты исследований; а множество практических примеров породило бесчисленное количество россказней, приносящих и вдохновение, и разочарование. В двух словах переносом тренированности можно назвать процесс, при котором повышение производительности при выполнении определённых упражнений/заданий влияет на результат в других упражнениях или двигательных заданиях. Конечно, эта проблема является чрезвычайно важной как для теории тренировки, так и для практики применения переноса при обучении двигательным навыкам и развитии физических качеств.

Действительно, перенос тренированности определяет, насколько полезными или бесполезными являются некоторые упражнения или двигательные задания для требуемого повышения уровня спортивной подготовленности. Научные основы переноса тренированности включают в себя ряд основных концепций, связанных с различными аспектами направленности переноса (он может быть положительным, нейтральным и отрицательным); постоянством и генерализацией реакции на тренировочную нагрузку; индивидуальными, мотивационными и социальными факторами, влияющими на перенос тренированности, и т.д.

В настоящее время, когда перенос тренированности стал неотъемлемой частью современной теории спортивной тренировки, многие исследователи рассматривают его в тесной связи с существенными вопросами физиологии упражнений, психологии, биомеханики и теории обучения. Более того, он признаётся в качестве методологической основы при внедрении передовых технологий спортивной тренировки, тренерских концепций и ноу-хау. Действительно, любая система тренировки в любом виде спорта предполагает выполнение специфических по виду спорта упражнений, а также вспомогательных, направленных на физическую подготовку и/или совершенствование технических навыков в определённом виде спорта.

В соответствии с общим апробированным подходом программа тренировки должна включать в себя упражнения и двигательные задачи, которые биомеханически и по координационной структуре отличаются от структуры выполнения соревновательного упражнения. Такая практика основывается на предположении, что подобным образом модифицированные упражнения будут положительно влиять на выполнение соревновательного упражнения, а их отличия не будут иметь негативных последствий. Эти интуитивно поддерживаемые предположения и ожидания положительного переноса тренированности не всегда оправданы.

Перенос тренированности первоначально исследовался в сфере профессионального образования. В физическом воспитании и спорте он имеет очевидные отличия как при совершенствовании двигательных навыков, так и при развитии физических качеств.

Поэтому в связи со спортивной тренировкой особый интерес представляют следующие важные типы переноса тренированности:

Учитывая изложенное выше, эти два варианта переноса тренированности обсуждались по отдельности.

Предпосылки и базовая концепция переноса тренированности [ править | править код ]

Перенос тренированности как междисциплинарная научная проблема имеет более чем 100-летнюю историю. Thorndike и Woodworth, авторы первой публикации на эту тему (1901), изложили первый осмысленный подход к этому вопросу, сосредоточив внимание, в основном, на нуждах производственного обучения и менеджмента. Авторы наметили адекватный подход к исследованиям этой проблемы и предсказали их основные направления в дальнейшем. Первоначальное определение, данное Adams (1987), звучит так: «перенос характеризуется тем, в какой степени реакция на выполнение одного задания или на поведение в одной знакомой ситуации влияет на реакцию при выполнении другого задания или поведение в незнакомой ситуации». Подобная постановка вопроса была в значительной степени связана с желанием снизить финансовые вложения в профессиональную подготовку сотрудников (по данным Американской ассоциации по развитию талантов, цит. по Paradise, 2007, годовой расход американских организаций на эти цели в 2003-2005 гг. приблизился к 125 млрд долларов).

Такая обобщённая трактовка вопроса постулирует различия между положительным, отрицательным и нулевым переносом. В своих классических публикациях Thorndike и Woodworth (1901) предположили и подчеркнули роль генерализации реакций на тренировочное воздействие. В соответствии с этой концепцией процесс тренинга должен использовать сходство подходов к обучению и стимулов к решению целевой задачи. Они также предложили концепцию дифференциации, которая определяла особенности ближайших и отдалённых задач переноса. В первом случае степень сходства между упражнением и целевым заданием высокая; во втором случае сходство меньше. Была также предложена концепция постоянства, в соответствии с которой результаты обучения сохраняются в течение долгого времени (Barnet SM, Ceci, 2002). Кроме того, было предложено дополнительно различать латеральный и вертикальный перенос (Gagne, 1965). Латеральный перенос позволяет использовать результаты учебного процесса для решения широкого спектра задач и освоения ситуаций подобной сложности и трудности (в соответствии с предыдущими установками). Вертикальный перенос характеризуется повышенной сложностью приобретённых навыков и умений; в результате слушатели курса могут достичь более высокого уровня компетентности (Barnet SM, Ceci, 2002).

Мотивационные факторы в целом относятся к готовности личности освоить и сохранить результаты обучения, принять его цели, к желанию участвовать в принятии решений, а также к когнитивному статусу обучаемого. Они также определяются карьерными и рабочими отношениями, преданностью организации и личной инициативой.

Третья категория касается факторов окружающей среды, которые имеют сильное влияние на результаты обучения и перенос его результатов. Они включают в себя общие обстоятельства переноса, способность к постоянному самообразованию, социальную поддержку и культурный фон. Успех обучения, поведение после тренинга и дальнейшие инициативы сильно зависят от факторов окружающей среды.

Можно заключить, что не все подходы к переносу результатов тренинга, предложенные в теории управления и производственного обучения, могут быть применены для практических нужд спортивной подготовки. Некоторые из них, такие как латеральный и вертикальный перенос, могут повысить интерес исследователей, стремящихся найти перспективные темы для новых исследований. Тем не менее, творческая адаптация факторов, влияющих на процесс обучения, может сделать его и процесс совершенствования навыка более рациональным и эффективным.

Теория и практика переноса тренированности [ править | править код ]

Вообще говоря, перенос тренированности как явление и методологическая концепция занимает особое место в теории спортивной тренировки. В то же время ситуация с переносом тренированности выглядит довольно противоречивой: с одной стороны, перенос тренированности активно используется на практике и вносит значительный вклад в планирование; с другой стороны, как предмет исследования перенос тренированности не слишком популярен среди научных сотрудников, так что в мировой научной литературе по спорту можно найти относительно небольшое количество работ на эту тему (см. обзор Issurin, 2013). В любом случае и научный, и практический аспекты этого явления имеют большое значение и заслуживают особого внимания и глубокого анализа.

Перенос тренированности как фактор, определяющий подготовку спортсменов [ править | править код ]

По Зациорскому (Zatsiorsky, 1995) величина нагрузки должным образом определяется тремя основными компонентами: объёмом тренировочной нагрузки, её интенсивностью и новизной упражнений. Последний компонент жёстко ограничен теми особенностями переноса тренированности, которые определяют степень полезности каждого нового упражнения. Творческие тренеры используют большое количество технических средств тренировки, направленных на развитие физических качеств (силы, выносливости и т.д.) и/или для совершенствования технических навыков. В обоих случаях полезность упражнения зависит от его воздействия на соревновательный результат. Подводя итоги сказанного выше, необходимо должным образом рассмотреть две важные особенности переноса тренированности:

Судя по всему, проблема, связанная с переносом тренированности, является обычной в практике применения большого количества разнообразных упражнений. Представьте себе ситуацию, когда используются только соревновательные упражнения, а нагрузка регулируется путём варьирования их объёма и интенсивности. В этом случае проблема переноса тренированности будет заменена проблемой перетренированности, так как спортсмены быстро подойдут к верхней границе своих биологических возможностей и их физиологические резервы будут исчерпаны. Очевидно, что насыщение тренировочного процесса разнообразными упражнениями, перестройка их содержания, в том числе включение в программу новых, оригинальных упражнений весьма желательно для увеличения тренировочного воздействия без увеличения объёма и интенсивности.

Примеры реализации переноса тренированности в практике [ править | править код ]

Как уже было сказано, варьирование тренировочным объёмом и интенсивностью является наиболее применимым способом регулирования тренировочной нагрузки. Однако поиск новых и оригинальных специфических по виду спорта упражнений, которые могут дать более выраженную реакцию на нагрузку, всегда был частью сосредоточенного внимания выдающихся тренеров. Действительно, степень новизны упражнений строго ограничена условиями переноса тренированности. Очевидно, что каждый тренер может найти упражнения, с которыми его спортсмены незнакомы. Задача состоит в том, чтобы придумать такое новое упражнение, которое будет отвечать требованиям специфики соревновательного действия. Таким образом, новые упражнения могут быть более эффективными, чем прежние, если они соответствуют критериям специфичности и схожести с соревновательным.

Несмотря на то что проблема переноса тренированности одинаково важна как для индивидуальных, так и для командных видов спорта, ситуация в игровых видах резко обостряется такими факторами, как длительный соревновательный сезон и снижение уровня двигательной подготовленности в течение сезона из-за недостаточности тренировочного воздействия (Schneider et al., 1998; Astorino et al., 2004). Возможность компенсировать недостатки складывающейся ситуации включением дополнительных нагрузок осложняется высокой частотой участия в матчах и приоритетом командных действий. Тем не менее, изменения программы тренировки футболистов высшей квалификации, включавшие высокоинтенсивные аэробные упражнения в соответствующем мезоцикле, а также забеги с высокой скоростью в анаэробном режиме в другом мезоцикле, вызвали значительное увеличение специфических по виду спорта показателей физической подготовленности (Mallo, 2012). Такой повышенный уровень фитнеса выразился в более эффективных действиях во время матчей, и, следовательно, положительный перенос тренированности был достигнут.

Читайте также:  мужчина царь каблук его корона

Суммируя вышесказанное, можно утверждать, что несмотря на то что наши знания о механизмах переноса тренированности всё ещё далеки от совершенства, творческое применение доступной информации и ноу-хау на практике обещают много преимуществ, когда реальный эффект от выполнения каждого задания и упражнения может стать более предсказуемым и детерминированным.

Перенос тренированности при освоении и совершенствовании двигательных навыков [ править | править код ]

Как упоминалось ранее, перенос технических навыков сильно ограничен их нервно-мышечной специфичностью. Здесь очевидно, что положительный перенос технических навыков может быть получен только в случаях высокого координационного сходства вспомогательных и целевого упражнений. Конечно, арсенал таких упражнений весьма ограничен, и составление каждого нового эффективного упражнения очень желательно. Именно поэтому творчески настроенные тренеры и исследователи не оставляют поиски таких упражнений. Информация, приведённая в этом разделе, может помочь им в этом.

Перенос навыка при тренировке одной руки или ноги на нетренированную конечность [ править | править код ]

Зависимость билатерального переноса от возраста испытуемых была хорошо изучена. Byrd с соавторами (1986) изучали билатеральный перенос на группе 96 девочек в возрасте от 7 до 17 лет, выполнявших тест на сохранение контакта указки (которую держали в руке) и специального пятна на вращающемся с разной скоростью диске, и выявили значительно более высокий эффект такой нагрузки у более старших девочек по сравнению с младшими.

Аналогичное исследование было проведено на группе взрослых мужчин и женщин с применением того же теста с контролем движения через отражение в зеркале (Conroy, 2001). Протокол исследования включал проведение предварительного тестирования недоминирующей рукой, а дальнейшая работа осуществлялась доминирующей. В группе взрослых среднего возраста (40-65 лет) был отмечен более низкий начальный уровень точности по сравнению с более молодыми (19-39 лет). Соответственно, более старшие по возрасту достигли большего прироста в развитии точности, чем их младшие коллеги. Тем не менее, обе возрастные группы показали одинаковый билатеральный перенос тренированности, оценённый по времени выполнения упражнения.

Ряд исследований был проведён в связи с потенциальным гендерным эффектом. O’Boyle and Hoff (1987) использовали зеркально отражённые задания и действительно обнаружили превосходство взрослых испытуемых женского пола в точности и времени выполнения упражнения. Эти выводы не были подтверждены в более позднем исследовании, в котором мужчины выполнили задание с меньшей точностью, но быстрее, чем женщины (Conroy, 2001). Противоположный гендерный эффект был получен в исследованиях на группе молодых испытуемых. 160 мальчиков и девочек в возрасте 6-12 лет участвовали в программе по изучению билатерального переноса точности бросков мяча, где мальчики смогли добиться гораздо лучших результатов (Liu and Wrisberg, 2005). Такое превосходство детей мужского пола может быть связано с их большим двигательным опытом; результаты исследований на группе взрослых показали противоположную тенденцию, однако схема использованного в исследовании движения была им менее привычна, чем броски мяча детям.

Можно предположить, что эффект обучения зависит от направления билатерального переноса (от предпочитаемой стороны тела к другой и наоборот). Результаты исследования Kumar и Mandal (2005) показали, что перенос с доминирующей стороны на другую значительнее, чем в противоположном направлении. Эти данные, однако, не согласуются с более ранними, которые продемонстрировали превосходный билатеральный перенос от недоминирующей руки к доминирующей (Marx, 1996; Thut et al., 1997). Этот эффект был подтверждён выводами и других исследователей, которые отмечали его появление как у леворуких, так и у праворуких испытуемых (Brown et al, 1994).

Нервные механизмы, лежащие в основе билатерального переноса двигательного навыка, остаются в стадии обсуждения. С обобщённой точки зрения это можно объяснить тем, что афферентный сигнал, полученный при выполнении произвольного двигательного задания, вызывает перекрёстный эффект на корковых, подкорковых, проприоцептивных и сегментных уровнях (Kristeva et al., 1991; Hortobagyi et al., 2003). Предполагалось, что выполнение двигательного задания конечностью с одной стороны туловища вызывает изменения в тех областях коры мозга, которые связаны с командной импульсацией и активацией контралатерального импульса задействованной конечности полушария. Более того, активированные контралатеральные двигательные центры вызывают изменения на уровне двигательных нейронов на нетренированной стороне (Cramer et al, 1999; Schultze et al., 2002).

Практика современного спорта даёт много примеров асимметричной структуры движения, свойственной различным техническим навыкам, таким как дриблинг, броски в играх с мячом, метания и прыжки. Результаты углублённых исследований и знания о билатеральном переносе навыков могут помочь в творческом процессе составления, подбора и разработки оригинальных упражнений, которые способны обогатить традиционную тренировочную программу и в значительной степени способствовать повышению технического мастерства спортсменов.

Эффект упражнений, отличающихся по координационной структуре от соревновательного навыка [ править | править код ]

Таблица 1. Некоторые типы переноса навыков в зависимости от выполненных упражнений

Тип переноса технических навыков

Типичные подходы и/или упражнения

Пример из практики спорта

Высокий положительный перенос

Акцентирование определённого технического элемента или детали в общей схеме движения

Облегчение достижения максимальной частоты шагов при беге на спуске. Акцентирование положения руки с высоко поднятым локтем при плавании

Низкий или средний положительный перенос

Имитация специфических по виду спорта движений и технических элементов на специально разработанных тренажёрах и/или устройствах

Имитация броска копья в закрытом помещении на инерционном тренажёре. Имитация прыжков в фигурном катании в спортзале с дополнительной поддержкой и помощью

Любые упражнения, не похожие на соревновательное по нервно-мышечной координации

Жим лёжа и тяга лёжа, выполняемые бегунами, гребцами, пловцами и т.д.

Упражнения, сходные с соревновательным по некоторым кинематическим характеристикам, но сильно отличающиеся по нервно-мышечной координации

Броски утяжелённого копья или диска. Гребля в каноэ с чрезмерным дополнительным сопротивлением движению лодки

Например, утяжеление копья позволяет спортсменам увеличить силу, но может исказить технику движения, если вес копья является чрезмерным. С другой стороны, положительный перенос навыка достигается выполнением любого облегчённого движения, искусственно упрощающего, но не искажающего технику. Гребной тренажер «Концепт», например, позволяет спортсменам развивать специфическую по виду спорта мышечную выносливость при существенно упрощённой двигательной задаче (нет взаимодействия с водой, обычных условий работы), однако гребля на этом тренажёре имеет координационную структуру, сходную с греблей на воде.

Подготовка спортсменов включает широкий спектр упражнений, которые улучшают работоспособность мышц и не влияют на техническое мастерство. Это относится ко всем фитнес-упражнениям, выполняемым на неспецифических по виду спорта тренажёрах. Так как они не имеют сходства с главным соревновательным упражнением по нервно-мышечной координации, эти упражнения не дают переноса навыка и, следовательно, являются нейтральными с точки зрения техники движения. Другой тип упражнений может быть сходен с соревновательным, но может иметь серьёзные расхождения в координационной схеме движения. Отрицательный перенос является очень вероятным результатом таких упражнений. Например, экстенсивная гребля в каноэ или байдарке с большим дополнительным сопротивлением движению лодки может стимулировать рост специальной силовой выносливости, но при этом резко ломается техника движения.

Завершая этот раздел, стоит отметить, что в течение последних десятилетий были успешно реализованы некоторые инновационные технологии для более эффективного повышения технического мастерства спортсменов. Такие психофизиологические технологии, как использование биологической обратной связи, создание двигательных образов и искусственных окружающих сред, увеличивают возможности совершенствования движений за счёт использования положительного переноса навыков.

Перенос тренированности при совершенствовании двигательных качеств [ править | править код ]

Кондиционная тренировка включает различные фитнес-программы, направленные на повышения уровня силы, выносливости, скорости и т.д., т.е. физических качеств. Как ранее уже было сказано, перенос тренированности с усовершенствованной двигательной способности должен позитивно влиять на целевой спортивный результат. Таким образом, такой тип переноса формирует основу для использования общих и специфических упражнений общей физической подготовки в любом виде спорта. Действительно, планирование программ тренировки в определённом виде спорта требует выбора таких упражнений, которые повлияют на целевой спортивный результат. В этом случае тренер принимает решение, базируясь, как правило, на личном опыте и здравом смысле, а также на доступных ему знаниях о переносе тренированности, которые далеки от полноты.

Общие предпосылки переноса двигательных качеств [ править | править код ]

Перенос тренированности может быть оценён путем сравнения результатов, достигнутых в основном и вспомогательных упражнениях. Точный количественный метод такого сравнения описан Зациорским (Zatsiorsky, 1995). Таблица 2 представляет качественный подход к определению различных типов переноса тренированности, основанный на взаимосвязи между основным и вспомогательными упражнениями.

Таблица 2. Некоторые типы переноса тренированности при развитии двигательных способностей

Тип переноса тренированности

Взаимосвязь между главным и вспомогательными упражнениями

Примеры из спортивной практики

Высокий положительный перенос

Улучшение при выполнении вспомогательного упражнения вызывает пропорциональный (или близкий к пропорциональному) прирост в главном упражнении

Рост результата в прыжке двумя ногами с места вызывает пропорциональное увеличение силы отталкивания в момент стартового прыжка в плавании

Положительный перенос (от низкого до среднего)

Прирост результата во вспомогательном упражнении вызывает относительно небольшой или средний рост результата в основном упражнении

Прирост максимальной силы в жиме лёжа имеет заметное влияние на результаты в метании диска

Прирост результата во вспомогательном упражнении не влияет на результат при выполнении основного упражнения

Рост максимальной силы в жиме лёжа не влияет на силовую выносливость мышц туловища

Улучшение при выполнении вспомогательного упражнения вызывает ухудшение результата в основном упражнении

Прирост максимальной силы в жиме лёжа вызывает снижение максимальной скорости в плавании

Стоит отметить, что набор упражнений для спортсменов высокой квалификации содержит упражнения не только с положительным переносом тренировочных эффектов, но также упражнения, не имеющие непосредственного влияния на спортивный результат. Различные упражнения, выполняемые в начале тренировки для разогрева, в конце её для приведения всех систем организма в норму и для активного восстановления, образуют необходимые и полезные части программы тренировки, несмотря на отсутствие непосредственного положительного переноса. Некоторые упражнения с отрицательным переносом тренированности также могут быть использованы, если приняты специальные меры предосторожности для предотвращения их вредного воздействия.

Читайте также:  история жизни семьи лыковых

Например, упражнения на развитие максимальной силы негативно влияют на гибкость соответствующих суставов, в результате чего диапазон движений и вся схема движения может быть нарушена. Этот побочный эффект максимальных силовых упражнений следует учитывать при разработке программы подготовки. В неё должны быть включены соответствующие растяжки и упражнения на развитие гибкости, чтобы противостоять негативным эффектам. Примером положительного переноса физического качества могут служить результаты тренировочного процесса датских футболистов высокой квалификации.

250px 21vek25

Кроме того, стоит отметить, что перенос тренированности при развитии двигательных способностей может зависеть от взаимодействия острых эффектов, производимых упражнениями различной направленности. Например, выполнение упражнений для развития аэробных и анаэробных гликолитических возможностей в одной тренировке или даже в течение двух дней подряд вызывает противоречивые физиологические реакции. В этом случае очень интенсивные гликолитические нагрузки ухудшат и снизят уровень аэробного метаболизма, и перенос тренированности в этих аэробных упражнениях на спортивную подготовленность будет незначительным. Аналогичную ситуацию следует ожидать, когда требующие энергозатрат аэробные и/или анаэробные гликолитические упражнения выполняются после работы, направленной на развитие максимальной силы или гипертрофию мышц. Переноса тренированности от силовых упражнений не будет вследствие недостатка энергии для синтеза мышечного белка.

Перенос тренированности при тренировке одной руки или ноги на нетренированную конечность: контралатеральный эффект [ править | править код ]

Силовая тренировка одной конечности влияет на нетренированную, и это явление называется контралатеральным переносом тренированности, широко изученным многими исследователями. Значительная часть этих исследований связана с потребностями реабилитируемых пациентов, у которых были ограничения при движении одной конечности. На самом деле практика спорта имеет много примеров асимметричных движений, где требования к гармоничности физического развития и укреплению здоровья спортсменов диктуют внесение соответствующих модификаций в программы тренировки. Поэтому современные знания об этом явлении и его особенностях необходимы тренерам и заинтересованным спортсменам.

Таблица 3 суммирует данные ряда исследований, где оценивался контралатеральный перенос после силовой тренировки одной руки или одной ноги. Для этой таблицы были выбраны результаты исследований, значимые для спортивной подготовки, т.е. те, которые касались относительно молодых взрослых спортсменов (1); их экспериментальный тренировочный процесс длился четыре недели или дольше (2); интенсивность упражнений, выполненных участниками исследований, была, как правило, близка к максимуму (3); схема исследования предполагала участие и экспериментальной, и контрольной групп (4); приоритет был отдан недавним публикациям (5).

Таблица 3. Влияние силовой тренировки конечности с одной стороны тела на уровень максимальной силы контралатеральной конечности (по Issurin, 2013)

Программа экспериментальной тренировки

Изменение уровня силы, %

Изометрическое МПС; разгибание колена; Э и К группы; 3 дня в неделю; 8 недель

в возрасте 21,9+2,7 лет

Garfinkel, Cafarelli, 1992

Изокинетическое МПС; разгибание колена; Э и К группы; 4 дня в неделю; 12 недель

в возрасте 21,3±1,9 лет

Hortobagyi et al.,1997

Изокинетическое МПС; разгибание колена; 3-6 серий по 6-8 повторений; Э и К группы; 3 дня в неделю; 12 недель

в возрасте 22,2±2,8 лет

Evetovich et а. 2001

Подъём голени и подошвенное сгибание относительно подножки, нагрузка 70-75% от максимума; 4 дня в неделю; 6 недель

в возрасте 26,2+4,6 лет

Разгибание колена: 1) произвольное сокращение; 2) ЭМС; 65% от МПС;

3 дня в неделю; 4 недели; две Э и К группы

в возрасте 22,6±3 лет

Сгибание локтя; 1) эксцентрическое; 2) концентрическое; максимальное усилие; 3 дня в неделю; 8 недель

Эксцентрическое МПС +22,8; концентрическое МПС +23,5

36 М и Ж в возрасте 21,2±1,8 лет

Сгибание и разгибание локтя с весом 6-12МП; 12 недель; две Э и К группы

Изометрическое МПС +5,3± 0.7;

1 МП динамическое +10,6+0,8

585 М и Ж в возрасте 24,3±0,2 лет

1) серии с высокой скоростью;

2) серии с невысокой скоростью;

7 недель; две Э и К группы

1МП: +7% после медленных серий

115 М и Ж в возрасте 20,6±6,1 лет

Динамическое разгибание колена и жим ногой с весом от 80-90% до МПС; 3 тренировки в неделю; 8 недель

Динамическое МПС +15,3±3

в возрасте 21,8±0,4 лет

Wilkinson et al., 2006

Динамическое подошвенное сгибание МПС; 6 серий по 6 повторений; 4 дня в неделю; 4 недели; Э и К группы

Динамическое МПС +32+30% (Р Перенос тренированности при тренировке рук на упражнения для ног и наоборот [ править | править код ]

250px 21vek26

Традиционная схема исследования для оценки перекрёстного переноса руки-ноги включает различные упражнения для рук, типа педалирования руками, перемещения инвалидной коляски и работы на специальном гребном эргометре, или упражнения для ног, такие как езда на велосипеде и бег на беговой дорожке. Продолжительность тренировочного воздействия варьировала от 5 до 12 недель, и при использовании теста со ступенчато возрастающей нагрузкой до отказа (для определения максимального потребления кислорода и пиковой мощности) прирост результата был отмечен как для рук, так и для ног. Результаты различных исследований нанесены на график и показывают ряд выявленных особенностей, связанных с различными факторами и условиями, влияющими на перенос тренированности (рис. 2):

Принято считать, что центральные механизмы адаптации к тренировочному воздействию и, особенно, увеличение возможностей кардиореспираторной системы являются основными факторами переноса выносливости с рук на ноги (Tordi et al., 2001; Pogliaghi et al., 2006). Известно, что специфический тренировочный эффект во многом определяется местной адаптацией тренированных мышц, однако эти преимущества не передаются нетренированным конечностям.

Отчёт об исследовании. Группа добровольцев выполняла велосипедные тренировки на выносливость в течение восьми недель, в результате которых значительно увеличилась объёмная плотность митохондрий и капилляризация мышц ног. В то же время количество капилляров в мышечном волокне мышц рук не изменилось, а объёмная плотность митохондрий в мышцах рук заметно снизилась. Тем не менее, испытуемые добились значительного прироста максимального потребления кислорода (на 9%) при тестировании рук (Roesler et al., 1985). Судя по всему, этот прирост следует отнести исключительно на счёт адаптации центрального механизма кардиореспираторной системы.

Из большого количества исследований на тему возможности тренировочного переноса рука-нога только редкие работы были выполнены на группах тренированных спортсменов. Их данные свидетельствуют, что специфика тренировочного эффекта у спортсменов намного выше по сравнению с неспортивными волонтёрами. Соответственно, эффект переноса у подготовленных лиц ниже, чем у нетренированных субъектов. Magel с соавторами (1978) предлагали 10-недельную программу для развития выносливости мышц рук молодым спортсменам и получили значительное увеличение максимального потребления кислорода (на ручном велоэргометре), в то время как изменения в тестировании мышц ног (на беговой дорожке) были незначительны. Похожие результаты были получены Ridge с соавторами (1976) после четырёх недель высокоинтенсивной велосипедной нагрузки у молодых добровольцев. Эта программа вызвала увеличение работоспособности при тестировании мышц ног, но не дала никакого прироста в мощности и метаболических переменных при тестировании на гребном эргометре.

Заключение [ править | править код ]

Завершая этот раздел, следует подчеркнуть, что перенос тренированности влияет или определяет почти все эффекты, создаваемые систематическими тренировками в рекреационном, любительском и профессиональном спорте. Особенности билатерального переноса важны для совершенствования навыков в видах спорта с асимметричной структурой движения, таких как теннис, командные виды, единоборства, прыжки, метания и т.д. Результаты исследования контралатерального переноса подготовленности позволяют рационализировать тренировочные программы для травмированных спортсменов и обогатить набор упражнений для спортсменов низкого, среднего и высокого уровня. Конечно, прирост силы нетренированных конечностей после контралатеральной тренировки значительно ниже, чем у тренированных конечностей (на уровне 50-60%). Тем не менее, такие тренировочные эффекты не являются пренебрежимо малыми, и могут быть использованы в соответствующих ситуациях. Физиологические факторы, такие как нервно-мышечные, морфологические и гормональные, а также приспособительная реакция системы кровообращения совместно ответственны за эффекты переноса после тренировки контралатеральных конечностей. Эти факторы также влияют на перенос тренированности, связанный с перекрёстными эффектами рука-нога, которые остаются важными и в процессе реабилитации, и в спортивной практике.

Особый интерес представляют такие ситуации в спортивной подготовке, когда спортсмены, тренирующиеся на выносливость, применяют нагрузки на развитие скоростной силы и наоборот. В большом количестве публикаций сообщалось о существовании положительного переноса результатов различных форм силовой тренировки на спортивные выступления в дисциплинах на выносливость. Однако другая группа исследователей, изучавших в основном тренировочный процесс представителей водных видов спорта, представила доказательства отсутствия такого положительного воздействия. Такие физиологические факторы, как гипертрофия мышечных волокон, увеличение экономичности работы, усиление периферического кровообращения и общий объём тренировочных нагрузок рассматриваются как предположительные механизмы, лежащие в основе этого позитивного переноса. Тем не менее, такие факторы, как остаточное утомление, недостаточность энергетических ресурсов, неблагоприятные условия для развития мышечной гипертрофии и хроническая переоценка своих сил могут ухудшать и даже устранять положительный перенос результатов силовых упражнений. Эти негативные последствия несовместимых методов тренировки относятся к широко известному негативному воздействию значительных объёмов тренировки, направленной на развитие выносливости, на проявление скоростно-силовых способностей. Результаты ряда хорошо организованных исследований показали взаимосвязь нагрузок на выносливость с ухудшением нервно-мышечных, гормональных и морфологических реакций. Эти антагонистические взаимоотношения должны быть приняты во внимание в большой группе спортивных дисциплин, таких как единоборства, командные и парные виды спорта, где выполнение соревновательного упражнения требует проявления как взрывных способностей, так и высокого уровня сопротивления утомлению.

Рассмотрение кросс-тренинга, сопряжённого с видами деятельности из различных спортивных дисциплин и тренировочных форм, подчёркивает как достоинства, так и недостатки подобных комбинаций в зависимости от общей цели спортивной подготовки. Разнообразные тренировочные программы, которые включают различные упражнения, могут дать ряд преимуществ физкультурникам, в то время как спортсмены высокой квалификации извлекают пользу, в основном, из тщательно отобранных специфических по виду спорта упражнений. Неспецифические, диверсифицированные формы тренировки могут быть использованы в тренировочных программах элитных спортсменов для активного восстановления, развлечения и реабилитации. Другая ситуация возникает в мульти-дисциплинарных видах, где профиль соревновательной деятельности требует подготовки и достижения результата в нескольких видах спорта, таких как плавание, велогонка и бег в триатлоне. В этих видах спорта соотношение между различной спортивной активностью соответствующим образом определяет содержание и особенности программ тренировки.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector