Стихотворение и анализ «Мелколесье, степь и дали…»
Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
По которой ездил много
Всякий русский человек.
Эх вы, сани! Что за сани!
Звоны мерзлые осин.
У меня отец — крестьянин,
Ну, а я — крестьянский сын.
Наплевать мне на известность
И на то, что я поэт.
Эту чахленькую местность
Не видал я много лет.
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.
Как же мне не прослезиться,
Если с венкой в стынь и звень
Будет рядом веселиться
Юность русских деревень.
Знать, с того под этот вой
Не одна лихая слава
Краткое содержание
Т. Быкова. Дорога домой. 2012
Поэт рассказывает о том, что над мелколесьем светит луна. Он едет в санях по зимней дороге, которая им очень любима, но неприглядна. Автор слышит, как «рыдают» бубенцы. Сани пролетают мимо «мёрзлых» осин. Наблюдая за пейзажем, открывающимся ему, поэт замечает, что он «крестьянский сын». Много лет назад автор покинул родные места, уехал в город, чтобы обрести известность. Но, невзирая на унылые картины родной местности, он готов целовать каждую берёзу на пути следования домой. Глаза поэта застилают слёзы: он осознаёт, что рядом будет веселиться юность деревенская. Автор делает вывод, что под «вой» гармошки пропала не одна молодость.
История создания
Поэт в ранней юности решил уехать из отчего дома. Есенину удалось быстро завоевать творческое признание в литературных кругах, но город не смог затмить его крестьянскую душу. В 1925 г. автор отправился на свою малую родину, в село Константиново. Данное стихотворение Есенин написал по воспоминаниям об этой поездке. Увиденные во время путешествия картины окружающего мира пробудили в памяти поэта детские и юношеские воспоминания. Он был сильно разочарован увиденными переменами но, невзирая на это, продолжал любить родное село.
Жанр, направление, размер
По жанровой принадлежности это пейзажная лирика. В произведении присутствуют явные признаки реализма, имажинизма и романтизма. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Рифмовка перекрёстная.
Композиция
Композиция произведения простая, линейная. Поэт создал стихотворный монолог, повествующий о глубокой любви к малой родине. Выделяются несколько семантических частей:
Образы и символы
В произведении представлено немало образов, способствующих раскрытию основной темы стихотворения:
Темы и настроение
Автор раскрывает тему искренней любви человека к его малой родине, отчему дому. Тема раскрывается путём монолога лирического героя: поэтическое «Я» здесь полностью автобиографично. Монолог позволяет раскрыть тему любви поэта к родному селу и подводит его к выводу, что известность – это ничто, в сравнении с любовью к «чахленькой местности».
Основная идея
Есенин написал эти проникновенные строки для того, чтобы донести для нас идею, что каждому человеку дорог родной край, где он появился на свет и вырос. Произведение учит любить родину, ценить простую красоту родного края, не забывать свои корни. Также автор доносит идею о том, что не следует тратить жизнь на гонку за эфемерной славой.
Средства выразительности
Есенин использует широкую палитру выразительных средств:
«Мелколесье, степь и дали» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – тема, эпитеты, жанр
Стихотворение «Мелколесье. Степи и дали» – трогательное признание С. Есенина в любви к малой Родине. Изучают его в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Мелколесье. Степи и дали» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Мелколесье. Степь и дали.
История создания – произведение было написано в 1925 г., когда поэт посетил родное село Константиново после долгой разлуки.
Тема стихотворения – любовь к Родине и природе отчего края.
Композиция – Стихотворение создано в форме монолога-признания лирического героя. Условно его можно разделить на несколько частей: пейзажная зарисовка, рассказ лирического героя о себе, признание в любви к отчему краю. Формально произведение состоит из семи катренов.
Жанр – пейзажная лирика.
Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «зарыдали разливные бубенцы», «Что за сани! Звоны мерзлые осин», «тот почти березке каждой ножку рад поцеловать», «не одна лихая слава пропадала трынь-травой».
Эпитеты – «разливные бубенцы», «неприглядная дорога, да любимая», «крестьянский сын», «чахленькая местность».
История создания
С. Есенин рано покинул порог отчего дома. Он быстро получил признание в литературных кругах, но поэтическая карьера не смогла затмить крестьянскую душу Сергея Александровича. В 1925 поэт отправился в родное село Константиново. Первые впечатления от встречи с родными местами пробудили в душе поэта воспоминания о детстве и юности. Они и вдохновили Есенина на создания стихотворения «Мелколесье. Степи и дали». Позже поэт был разочарован увиденными переменами, но вопреки этому Константиново осталось дорогим сердцу уголком. Таким село предстает в анализируемом произведении.
В стихотворении С. Есенин раскрывает традиционный для литературы мотив любви к родному краю. Он реализуется в монологе лирического героя. Лирическое «Я» автобиографично. Такой прием позволяет автору максимально приблизиться к читателю.
Тема раскрывается в несколько этапов. Сначала поэт описывает дорогие сердцу просторы. Лирический герой, видимо, добрался в деревню ночью, так как наблюдает за светом луны, разлившимся «во все концы».
Вдруг его внимание привлекает звон бубенцов, похоже, этот звук запечатлелся в памяти мужчины еще в детстве.
В центре ночного пейзажа дорога. Странник сразу говорит, что она «неприглядная». Тем не менее, он очень любит эту дорогу, ведь по ней «ездил всякий русский человек». А это значит, что путь протоптали ноги его предков. Любимая дорога вызывает в сердце мужчины бурю эмоций, наружу они выплескиваются гордой фразой: «У меня отец – крестьянин, ну, а я – крестьянский сын».
Мужчина осознает, что известность – ничто по сравнению с любовью к «чахленькой местности». Здесь он забывает о том, что является поэтом. Далее он описывает трепетные чувства, которые возникают при виде родной деревни. Заканчивается трогательный монолог обращением к гармошке, символизирующей душу русского народа.
Композиция
Анализируемое стихотворение – монолог-признание лирического героя. Условно оно делится на несколько смысловых частей: пейзажная зарисовка, рассказ лирического героя о своем происхождении, признание в любви к отчему краю. Формально произведение состоит из семи катренов.
Жанр стихотворения – это пейзажная лирика. Написаны стихи – четырехстопным ямбом. Автор использовал перекрестную рифмовку АВАВ.
Средства выразительности
Для раскрытия темы, воспроизведения эмоций лирического героя, его воспоминаний используются языковые средства. В строки автор вплел метафоры – «зарыдали разливные бубенцы», «Что за сани!
Звоны мерзлые осин», «тот почти березке каждой ножку рад поцеловать», «не одна лихая слава пропадала трынь-травой» и эпитеты – «разливные бубенцы», «неприглядная дорога, да любимая», «крестьянский сын», «чахленькая местность».
Анализ стихотворения «Мелколесье, степь и дали» Есенина
Всего получено оценок: 60.
Всего получено оценок: 60.
Стихотворение «Мелколесье. Степь и дали» – трогательное признание С. Есенина в любви к малой Родине, в котором передана тоска поэта по малой родине. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Мелколесье. Степь и дали» по плану, который поможет подготовиться к уроку литературы в 9 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Мелколесье. Степь и дали.
История создания – произведение было написано в 1925 г., когда поэт посетил родное село Константиново после долгой разлуки.
Тема стихотворения – любовь к Родине и природе отчего края.
Композиция – Стихотворение создано в форме монолога-признания лирического героя. Условно его можно разделить на несколько частей: пейзажная зарисовка, рассказ лирического героя о себе, признание в любви к отчему краю. Формально произведение состоит из семи катренов.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – четырёхстопный хорей, рифмовка перекрёстная АВАВ.
Метафоры – «зарыдали разливные бубенцы», «Что за сани! Звоны мёрзлые осин», «тот почти берёзке каждой ножку рад поцеловать», «не одна лихая слава пропадала трын-травой».
Эпитеты – «разливные бубенцы», «неприглядная дорога, да любимая», «крестьянский сын», «чахленькая местность».
История создания
С. Есенин рано покинул порог отчего дома. Он быстро получил признание в литературных кругах, но поэтическая карьера не смогла затмить крестьянскую душу Сергея Александровича. В 1925 поэт отправился в родное село Константиново. Первые впечатления от встречи с родными местами пробудили в душе поэта воспоминания о детстве и юности. Они и вдохновили Есенина на создание стихотворения «Мелколесье. Степь и дали». Позже поэт был разочарован увиденными переменами, но вопреки этому Константиново осталось дорогим сердцу уголком. Таким село предстает в анализируемом произведении.
В стихотворении С. Есенин раскрывает традиционный для литературы мотив любви к родному краю. Он реализуется в монологе лирического героя. Лирическое «Я» автобиографично. Такой прием позволяет автору максимально приблизиться к читателю.
Тема раскрывается в несколько этапов. Сначала поэт описывает дорогие сердцу просторы. Лирический герой, видимо, добрался в деревню ночью, так как наблюдает за светом луны, разлившимся «во все концы».
Композиция
Анализируемое стихотворение – монолог-признание лирического героя. Условно оно делится на несколько смысловых частей: пейзажная зарисовка, рассказ лирического героя о своём происхождении, признание в любви к отчему краю. Формально произведение состоит из семи катренов.
Жанр стихотворения – лирическое стихотворение. Написаны стихи – четырёхстопным ямбом. Автор использовал перекрёстную рифмовку АВАВ.
Средства выразительности
Для раскрытия темы, воспроизведения эмоций лирического героя, его воспоминаний используются языковые средства. В строки автор вплёл метафоры – «зарыдали разливные бубенцы», «Что за сани!
Краткий анализ стихотворения Есенина «Мелколесье. Степь и дали…» по плану
1. История создания
Так сложилась судьба, что Есенину пришлось еще совсем юношей покинуть родные деревенские просторы. Он переехал жить в Москву, а потом в Петербург, где снискал славу и получил известность.
Но, несмотря на все это, Сергея Александровича всегда тянуло обратно, на рязанскую родину. И вот, незадолго до собственной трагической гибели, поэт в очередной раз посетил родное село Константиново.
Все впечатления от этой встречи с родиной он изложил в коротком, но таком душевном стихотворении 1925 года «Мелколесье. Степь и дали…».
К сожалению, произошедшие в родных местах изменения сильно расстроили Есенина, но радость от встречи сохранилась в этих прекрасных строках.
2. Литературное направление
Для позднего Есенина характерно слияние литературных направлений. В этом стихотворении мы видим признаки имажинизма, романтизма и реализма.
3. Род
Данное произведение относится к лирике.
4. Жанр
По жанру – лирическое стихотворение о природе, родине, или пейзажная лирика.
5. Проблематика
Поэт описывает свои чувства после долгожданной встречи с родными просторами, не затрагивая никаких проблем.
6. Тематика
Основная тема – любовь к родине, к просторам, где родился и вырос, к родным, знакомым с детства, пейзажам.
7. Идея
Автор написал это стихотворение для того, чтобы поделиться с читателем своими чувствами, рассказать о том, что волнует его именно в момент встречи с родными просторами.
Он описывает, насколько прекрасны и дороги сердцу деревенские пейзажи.
8. Пафос
Стихотворение наполнено противоречивыми эмоциями. С одной стороны, это радость от долгожданной встречи, восхищение простыми картинами русской природы, разворачивающимися перед глазами путника.
С другой, чувствуется легкая грусть, даже тоска. Есенину пришлось надолго покинуть малую родину.
9. Система образов
Как во многих есенинских произведениях, тут блестяще изображены образы русской природы.
Автор использует излюбленный прием – олицетворение, делая картины максимально живыми, сказочными. Описывая предстающие перед ним пейзажи, он тем самым передает свое внутреннее состояние, обозначает переживания, которые испытывает в момент встречи с родиной.
10. Центральные персонажи
Все стихотворение – описание родных мест и впечатлений, чувств, вызванных встречей с ними. Как таковых, тут нет действующих персонажей, однако природа изображена настолько образно и ярко, что буквально оживает на глазах восхищенного читателя.
Именно через предстающие картины, написанные с такой искренней любовью и восхищением, мы понимаем, насколько автор соскучился по своей малой родине и как рад ее видеть снова.
11. Лирический герой
Стихотворение автобиографично: поэт описывает собственное состояние при въезде в село.
Можно смело говорить, что лирический герой тут – художественная проекция самого Есенина в текст произведения. Это поэт едет, наблюдает и рассказывает обо всем том, что он видит и чувствует.
12. Сюжет
Как такового сюжета нет, перед нами – прекрасный образ волшебной пейзажной лирики. Можно отметить лишь некоторые, особенно значимые моменты.
Прежде всего, лирический герой приезжает в родное село либо поздним вечером, либо уже ночью, иначе бы он не видел «свет луны во все концы».
Наконец-то он видит ту самую «неприглядную дорогу», такую любимую и знакомую с детства. Встреча с родиной будит в поэте невероятную бурю чувств, его захлестывает от любви и восхищения.
Он вспоминает о своем крестьянском происхождении и годится им. Ему плевать на славу, ведь нет ничего сильнее любви к родным краям.
13. Композиция
Композиция простая, линейная.
Перед нами стихотворный монолог, в котором поэт рассказывает о своей искренней любви к родине.
Можно выделить несколько смысловых частей. Сначала идет пейзажная зарисовка, в которой автор восхищается открывшейся ему картиной, знакомой еще с детства. Затем он, окрыленный радостью, рассуждает о своем крестьянском происхождении, которым очень гордится. И, наконец, признает, что даже слава не так важна, как встреча с родными краями.
14. Художественное своеобразие произведения
Стихотворение написано очень ярким, живым языком. Автор рисует поистине волшебные картины окружающей его природы, при этом, не используя никакой высокой лексики. Его язык максимально прост и понятен любому человеку.
15. Размер, рифма, строфика
Рассматриваемое стихотворение написано четырехстопным ямбом. Ямб отличается напевностью, мелодичностью, в нем можно передать все чувства лирического героя.
Рифмовка перекрестная (АБАБ), причем иногда встречаются неточные рифмы (осин – сын, сани – крестьянин).
Стихотворение состоит из семи четверостиший.
16. Средства художественной выразительности
В рассматриваемом произведении тоже много:
17. Значение произведения
Стихотворение очень важно для всего творчества Есенина, ведь оно описывает ту гамму чувств, которую испытал поэт, впервые за много лет приехавший на родину. Мы понимаем, как сильно автор любил ее и тосковал по ней.
18. Актуальность
Каждый человек любит малую родину и радуется долгожданной встрече с ней. Вот почему это стихотворение никогда не потеряет своей актуальности.
19. Моё отношение
Мне очень нравится произведение. Оно написано красивым языком и вызывает ответные чувства и эмоции.
20. Чему учит
Стихотворение учит любить те края, где родился, и искренне наслаждаться их неповторимой красотой.
Анализ стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…» (С. А. Есенин)
В последние годы своей жизни Есенин был достаточно измотанным, «усталым», но именно в данный период из-под его руки вышло много произведений. Сергей Александрович чувствовал, что времени осталось немного… Спешил…Многомудрый Литрекон проанализировал одно из последних стихотворений Сергея Есенина, стихотворение «Мелколесье. Степь и дали…», и предлагает ознакомиться с его разбором ниже.
История создания
Стихотворение «Мелколесье. Степь и дали…» было написано в октябре 1925 года. 20-е годы в творчестве Сергея Есенина считаются очень плодотворными. В этот период созданы такие произведения, как «Анна Снегина», «Шаганэ, ты моя Шаганэ…», «Отговорила роща золотая…», «Пускай ты выпита другим…» и другие. В это время в произведениях появляются «надрывистые» ноты, ноты отчаяния и прощания.
1924 и 1925 годы у Сергея Есенина прошли в разъездах. Он несколько раз посетил Кавказ, достаточно часто ездил на свою малую родину – село Константиново. Тема Родины проходит красной нитью через всё творчество поэта, именно поэтому он так часто посещал место, где родился, вырос. Это источник его вдохновения. Есенин – поэт с крестьянской душой!
Говорят, что последняя поездка Сергея Александровича Есенина не удовлетворила его. Но по стихотворным строкам можно сделать другой вывод, что поэт испытал глубокую радость, покой и благоговение, посетив Константиново. Его одолела гордость, что он здесь родился, вырос.
Жанр, направление, размер
Жанровая принадлежность произведения «Мелколесье. Степь и дали…» — лирическое стихотворение. Произведения данного жанра являются отражением эмоционального состояния поэта в определенный период. Возможны некие погружения в глубины сознания, рассуждения, но не настолько глубокие, как в стихотворениях философской направленности. Здесь, скорее всего, ключевым моментом является отражение чувств, возникших внезапно, как реакция на что-то «обыкновенное», но очень значимое для автора.
Творчество Сергея Есенина — это что-то бесконечно искреннее, сердечное. Его произведения порождают, зажигают чувство патриотизма, любви к своей Родине, что особенно важно в нынешнее время.
На момент написания данного стихотворения Есенин уже давно не является имажинистом. Но некоторые черты все же объединяли его с ними – это образность и свобода, приобретшие у Есенина более «наполненную», осмысленную сущность.
Размер стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…» – четырехстопный хорей. Рифмовка перекрестная с чередующимися женской и мужской рифмой.
Композиция
Стихотворение «Мелколесье. Степь и дали…» состоит из 7 строф. Смысловых частей также 7, они соответствуют строфам.
Образы и символы
Лирический герой стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…» — сам поэт. Он едет по знакомой местности, по родной дороге, ведущей к дому. Лирический герой находится в движении, он путник – эта особенность характерна для лирического героя всех произведений поэта. Он может путешествовать по местности, а может путешествовать в памяти, в мыслях. В данном случае поэт едет домой, периодически ныряя в воспоминания, путешествуя по миру чувств и эмоций.
Основной темой есенинского творчества можно считать тему Родины. Все образы связанны также с ней.
«Моя поэзия богата одной любовью — любовью к Родине. Это — ведущая ее тема, которая питает все мое творчество» (С. А. Есенин)
Основным образом разбираемого стихотворения является малая Родина. Есенин описывает «мелкие», но значимые детали, звуки, дополняющие основной образ.
Во всех произведениях Сергея Александровича прослеживается ряд определенных символов. В стихотворении «Мелколесье. Степь и дали…» встречаются некоторые из них.
«Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.»
Луна – один из часто встречающихся образов. Символизирует она изменение, преобразование, также является символом постоянного возвращения, повторяющихся процессов, а также символом материнства. Все эти объяснения сопоставимы с произведением Есенина.
Лирический герой едет домой, к родному, к родным, к истокам, видит что-то очень знакомое, но уже изменившееся. Луна проникает всюду, то есть лирический герой чувствует что-то наподобие ностальгии от всего увиденного, услышанного.
Стоит отметить, что степь – это тоже достаточно распространенный есенинский образ. Степь для поэта – это символ Родины, символ нерушимого.
Дорога является распространенным образом у поэтов. Лирический герой Есенина – путник, значит, следует обратить особое внимание на характеристику дороги.
Что это значит? Дорога – символ жизненного пути, судьбы. В произведении к ней употреблен эпитет «неприглядная», то есть непривлекательная, также поэт сразу признается в бесконечной любви к ней, то есть путь сложный, но изменить автор его бы не хотел.
Особое отношение у поэта к деревьям. В данном произведении встречаются образ осины и образ березы. Осина в фольклоре является символом горя, а береза – символ девичьей чистоты и красоты.
У Есенина слышны «звоны мерзлые осин», то есть можно предположить, что вспоминаются некие горестные моменты, но очень отдаленно, они «мерзлые».
Про березы автор пишет следующее:
«Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.»
Береза для Сергея Есенина является символом любви к Родине, то есть поэт настолько любит, настолько восхищается просторами родной страны, родного края, что готов расцеловать «ножки березы».
Обратимся еще к одному образу – образу гармони. Гармонь сама по себе является частью русского деревенского быта. Более того она – любимый инструмент Сергея Есенина. В юности поэт даже хотел издать книгу под названием «Гармоника».
Все произведения поэта очень музыкальны, многие из них переложены на музыку, в стихотворениях часто встречаются упоминания, уточнения о звуках. Все это говорит о любви поэта к музыке. И не удивительно, ведь в его семье все пели, а дедушка и мама играли на гармони. Гармонь является символом России, символом провинций.
Данные строки не очень лестно отзываются о гармони с одной стороны, но с другой – гармонь здесь выступает одной из причин, которые удерживают молодое поколение в малых селеньях, то есть автор практически «признается ей в любви», благодаря за вдохновение и силу действия на душу человека.
Темы, проблемы, настроение
Тема произведения «Мелколесье. Степь и дали…» – любовь к Родине. Данная тема является главной в творчестве поэта. Даже в любовной лирике присутствует образ родных пейзажей, дух родного края.
В ранний период творчества Сергея Есенина Родина – это село Константиново, где поэт родился, вырос, позднее Родина «расширила свои границы», поэт стал «гражданином всего мира».
Проблематикой произведения «Мелколесье. Степь и дали…» можно считать незримую, но такую ясную и вечную связь со своей малой Родиной, которую поэт ощущал, которую ощущает каждый из нас. Для поэта родное село – это источник жизни, источник вдохновения.
Настроение стихотворения достаточно спутанное. Оно наполнено радостными чувствами, нежностью и трепетом, но последняя строфа добавляет в общую палитру цвета сожаления.
Основная идея
Главная мысль стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…», ответ на проблематику произведения — это последняя строфа.
В данном четверостишии выражены и любовь к родному краю, и благодарность, и сожаление, и смирение. Многие люди настолько любят этот край, что не едут покорять столицу, и ни о чем не жалеют. Однако эту любовь, выраженную в звуках гармошки, автор сравнивает с отравой. Жители этих мест больны парадоксальным чувством к родному краю, которое не отпускает их в путь. И дорога-то неприглядна, и места эти бесприютны, но люди любят именно это место, предпочитают его большим возможностям и перспективам. Двойственность образа гармошки и мелколесья — это и есть смысл стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…». Автор показывает обе стороны медали, не отдавая ни одной предпочтения. С одной стороны, люди любят свою малую Родину, и она придает им силы. С другой, она же и ограничивает их в поисках себя. Есенин выбрал дорогу за пределами родного села, он реализовал свой потенциал, но стал ли он от этого счастливее? Вот вопрос, который мучал автора до конца его дней.
Средства выразительности
Тропы в стихотворении «Мелколесье. Степь и дали…» дополнят анализ по плану:
«У меня отец — крестьянин,
Ну, а я — крестьянский сын.»