его избрали на царство потому что он доводился племянником последнему царю старой династии федору

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Курс русской истории

НАСТРОЙКИ.

sel back

sel font

font decrease

font increase

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

2

Курс русской истории

Сегодня трудно представить изучение университетского курса ‘Отечественной истории’ без работ В.О. Ключевского. За Василием Осиповичем Ключевским современники закрепили репутацию глубокого исследователя, блестящего лектора, неподражаемого мастера художественного слова.

Безусловно, успехи В.О. Ключевского в науке и лекторском мастерстве во многом определялись напряженной, строго расписанной ежедневной работой. Колоссальная работоспособность была присуща ему в течение всей его жизни.

Важно и другое. Все предшествующие исследователи, включая С.М. Соловьёва, придерживались проблемно-фактографического изложения российской истории. Василий Осипович Ключевский порвал с этой традицией. Он уделил первостепенное внимание не истории государства, а истории народа. Его читатели и слушатели находили не систематическое изложение событий, а раскрытие основных, с точки зрения автора, теоретических обощений, характеризующих исторический процесс. Такой методический приём побуждал слушателей к самостоятельному мышлению.

И ещё. В основе высокой творческой продуктивности В.О. Ключевского лежала неординарная для простого смертного память, хранившая множество деталей и мелочей, удержать которые человек с обычной головой не в состоянии.

В 1872г. он приступил к подготовке докторской диссертации по теме ‘Боярская дума Древней Руси’, которая заняла у него 10 лет. Это был капитальный исследовательский труд, блестяще защищённый в 1882г. в Московском университете.

Через несколько лет, в 1899г. В.О. Ключевский опубликовал ‘Краткое пособие по русской истории’, которое стало фактическим учебником для гимназий; выпустил третье издание ‘Боярской думы’ (1902). Ключевский широко известен лекционным ‘Курсом русской истории’, впервые увидевшим свет в 1902г. (впоследствии неоднократно переиздававшимся на многих европейских языках). Им были прочитаны и изданы спецкурсы: ‘Методология русской истории’, ‘Терминология русской истории’, ‘История сословий в России’, ‘Источники русской истории’, цикл лекций по русской историографии и т.д.

Под наблюдением В.О. Ключевского шесть его учеников издали свои монографии и защитили магистрические диссертации.

Доктор исторических наук, Профессор О.П.Еланцева

Источник

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема:День народного единства

Внеклассное мероприятие «Историческая викторина для учащихся 8-11 класса по теме «День народного единства. Смутное время в России».

Формат игры «Что? Где? Когда?»

Подготовила и провела: Пальцева Светлана Владимировна

Учитель истории и обществознания ГБОУ СО «СОШ п.Алексеевка Хвалынского района имени В.М.Пашина»

Формы организации деятельности детей: викторина, брейн-ринг.

Цель: создание условий для формирования положительного отношения к истории Отечества, актуализация исторических знаний, формирование положительной мотивации к изучению гуманитарных предметов.

закрепить, систематизировать знания учащихся об истории Смутного времени;

развивать умение работать в команде, навыки аргументированного суждения;

воспитывать чувство уважения к истории нашей, сопричастности к истории своей страны;

активизировать познавательный интерес к истории Отечества;

способствовать формированию навыков широкой интеллектуальной деятельности.

Подготовительный этап : до мероприятия происходит формирование команд учащихся классов, состав команды не более 6-8 человек. Команды начинают самостоятельную тематическую подготовку.

Оборудование : компьютер, проектор, колонки, подготовленные карточки для написания ответа, черный ящик, хронометр, таблица результатов (может быть использована доска), где фиксируются правильные ответы команд.

Условия проведения викторины : команды отвечают на вопросы ведущего на заранее подготовленных карточках. На первом этапе игры предлагается 10 вопросов (формат исторической викторины знаниевый), время ответа команд – 30 секунд, во втором туре – 10 вопросов повышенной сложности, время ответа команд – 1 минута. После истечения обозначенного времени, помощник ведущего собирает карточки с ответами. Зачитывается правильный ответ.За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Три команды, набравшие большее количество баллов, проходят в финал (брейн-ринг). В финале игры очки команд обнуляются, в брейн-ринге после вопроса ведущего право ответа получает команда, первая поднявшая руку. Полноту и правильность ответа оценивает жюри. Финальная игра состоит из 10 вопросов. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

В качестве членов жюри могут быть приглашены учителя-предметники и классные руководители классов.

Игра рассчитана на 60 минут.

Ведущий: День народного единства отмечается в нашей стране ежегодно 4 ноября, начиная с 2005 года. Этот праздник установлен в честь важного события в истории России — освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году, и приурочен к Дню Казанской иконы Божией Матери.

Сегодня мы с вами совершим небольшое историческое путешествие в историю Смутного времени. Попрошу поприветствовать команды! (идет представление команд).

Ведущий напоминает регламент игры и представляет помощников и членов жюри.

Вопрос 1. Назовите год, который принято считать окончанием Смутного времени. 1613.

Вопрос 3. Какой общественной организации принадлежит инициатива сделать 4 ноября праздником – Днем народного единства? Межрелигиозный совет России.

Вопрос 4. Какое имя принял в монашестве Фёдор Никитич Романов – отец основателя царской династии? Филарет.

Вопрос 5. Как по имени-отчеству величали дворянского сына Отрепьева? Юрий Богданович Отрепьев – в миру.

Вопрос 7. «Его избрали на царство, потому что он доводился племянником последнему царю старой династии Фёдору… Собор присягал не только избранному им царю, но и его будущей царице и их будущим детям, видя в своем избраннике если не наследственного, то потомственного государя… Служилые люди обет давали быть без прекословия во всяких государевых делах». О ком идет речь? Михаил Романов.

Вопрос 10. Назовите один из крупнейших центров русской духовной жизни, который в годы Смуты выдержал почти шестнадцатимесячную польскую осаду . Троице-Сергиева лавра.

Вопрос 1. Опера о судьбе одного из героев Смутного времени, написанная М.В. Глинкой, поменяла свое «идеологически неправильное» название в советское время. Укажите первоначальное название произведения. «Жизнь за царя».

Вопрос 3. 21 февраля 1598 года, когда очередная манифестация прибыла к Годунову уговаривать его на престол, он, выйдя на паперть, обернул шею тканым платком. Что означал этот жест? Скорее удушится, чем примет корону.

Вопрос 5. В истории России их было три. Последнего первой звали Фёдор, последнего второй – Фёдор, последнего третьей – Николай. А как звали первого третьей? Михаил, речь о правящих династиях: Рюриковичи, Годуновы, Романовы.

Читайте также:  лаушкин генерал майор биография

Вопрос 7. Веселуха, Орел, Зимбулка, Бублейка, Донец… Что объединяет эти странные названия . Башни смоленского кремля.

Вопрос 8. 2 октября 1612 года ополчение К.М. Минина и Д.М. Пожарского наголову разбило войско польского полководца Я. Струся. В каком крылатом народном выражении из двух слов закрепилось торжество этой победы? В выражении: «Праздновать труса».

Вопрос 9. Еремей Па́рнов пишет, что 25 августа, когда ОН родился, над столицей якобы звучали раскаты грома. В одном из своих писем ОН сравнивает себя с Кро́носом. Назовите ЕГО. Иван Грозный, зачет Иван 4.

Подводятся итоги 1-2 туров, 3 команды из четырёх по результатам приглашаются в финал (ОЧНО)

Вопрос 1. Точное происхождение названия ЭТОГО РАЙОНА до сих пор неясно. Некоторые полагают, что оно произошло от итальянского cittadelle, т. к. строительством занимался итальянец. Взятие этого района вторым ополчением привело к капитуляции польско-литовских интервентов. Назовите ЕГО. Китай – город.

Вопрос 3: Когда Иова избрали первым патриархом всея Руси, он въехал в Кремль верхом на осле, которого вел под уздцы Годунов. Почему на осле? На осле въехал в Иерусалим Христос.

Вопрос 6: Марина о Марине:

«Дмитрий!Марина! В мире

Согласнее нету ваших

Единой волной вскинутых

Единой волной смытых

Во славу твою грешу

Царским грехом гордыни.

Назовите фамилии тезок-Марин. Мнишек и Цветаева.

Вопрос 7: Лжедмитрий 1: Шуйский = Николай 1:Достоевский. Решите историческое уравнение . Лжедмитрий 1 приговорил к смертной казни Шуйского, а затем смягчил наказание, аналогично Николай 1 и Достоевский.

Вопрос 8. Известно, что русские цари шагу не могли ступить без бояр, которые повсюду их сопровождали, поддерживали под руки. Лжедмитрию I кое-что удалось отменить. Например, было два места в городе, куда он заходил без слуг и телохранителей. Назовите эти два места. Ювелирные лавки и аптеки.

Вопрос 10. Племянник Царя Василия Шуйского, несмотря на свою молодость, обладал «многолетним разумом» и душевным благородством. Царь Василий Шуйский и вся столица с величайшим торжеством встречали 12 марта 1610 г. своего молодого освободителя; «народ падал перед ним ниц и называл его отцом Отечества». Имя князя Скопина было у всех на устах; он был тем героем, которому предстояло окончательно очистить Московское государство от поляков и воров. После его гибели россияне еще раз отметили его заслуги, выбрав место захоронения. Какое? Архангельский собор московского Кремля – усыпальница русских царей .

Подведение итогов, награждение команд.

Источник

Сценарий праздника ко Дню народного единства на тему: «Историческая викторина»

Формат игры: «Что? Где? Когда?»

Формы организации деятельности детей: викторина, брейн-ринг.

Цель: создание условий для формирования положительного отношения к истории Отечества, актуализация исторических знаний, формирование положительной мотивации к изучению гуманитарных предметов.

Задачи:

Подготовительный этап: за две недели до мероприятия происходит формирование команд учащихся 9-х классов; выбор названия и эмблемы каждой командой, состав команды не более 6 человек. Команды начинают самостоятельную тематическую подготовку.

Оборудование: компьютер, проектор, колонки, подготовленные карточки для написания ответа, черный ящик, хронометр, таблица результатов (может быть использована доска), где фиксируются правильные ответы команд.

Условия проведения викторины: команды отвечают на вопросы ведущего на заранее подготовленных карточках. На первом этапе игры предлагается 10 вопросов (формат исторической викторины знаниевый), время ответа команд – 30 секунд, во втором туре – 10 вопросов повышенной сложности, время ответа команд – 1 минута. После истечения обозначенного времени, помощник ведущего собирает карточки с ответами. Зачитывается правильный ответ. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Три команды, набравшие большее количество баллов, проходят в финал (брейн-ринг). В финале игры очки команд обнуляются, в брейн-ринге после вопроса ведущего право ответа получает команда, первая поднявшая руку. Полноту и правильность ответа оценивает жюри. Финальная игра состоит из 10 вопросов. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

В качестве членов жюри могут быть приглашены учителя-предметники и классные руководители параллели 9-х классов.

Игра рассчитана на 60 минут.

Ход мероприятия

Ведущий: День народного единства отмечается в нашей стране ежегодно 4 ноября, начиная с 2005 года. Этот праздник установлен в честь важного события в истории России — освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году, и приурочен к Дню Казанской иконы Божией Матери.

Сегодня мы с вами совершим небольшое историческое путешествие в историю Смутного времени. Попрошу поприветствовать команды! (идет представление команд).

Ведущий напоминает регламент игры и представляет помощников и членов жюри.

1 тур

Вопрос 1

Назовите год, который принято считать окончанием Смутного времени. 1613.

Вопрос 2

«Это трагическая фигура на русском престоле. Правитель, стремившийся оказать реальную помощь народу, укрепить военную мощь страны и внешнеполитическое положение, считался виновником всех несчастий, обрушившихся на страну, и был ненавидим народом». О ком идет речь? Борис Годунов.

Вопрос 3

Какой общественной организации принадлежит инициатива сделать 4 ноября праздником – Днем народного единства? Межрелигиозный совет России.

Вопрос 4

Какое имя принял в монашестве Фёдор Никитич Романов – отец основателя царской династии? Филарет.

Вопрос 5

Как по имени-отчеству величали дворянского сына Отрепьева? Юрий Богданович Отрепьев – в миру.

Вопрос 6

Назовите фамилию польского монарха, активно вмешивавшегося в дела России в период Смутного времени. Ваза.

Вопрос 7

«Его избрали на царство, потому что он доводился племянником последнему царю старой династии Фёдору… Собор присягал не только избранному им царю, но и его будущей царице и их будущим детям, видя в своем избраннике если не наследственного, то потомственного государя… Служилые люди обет давали быть без прекословия во всяких государевых делах». О ком идет речь? Михаил Романов.

Вопрос 8

В 1600 году в Перу произошло извержение вулкана Уайнапутина, которое стало крупнейшим за всю историю южноамериканского континента и привело к глобальным последствиям во всем мире. Назовите природно-социальное явление Смутного времени, спровоцированное эти извержением. Голод.

Вопрос 9

Видео-вопрос. Учащимся демонстрируется фотография памятника Минину и Пожарскому на Красной площади. Восстановите известную всем надпись на известном вам памятнике. Гражданину Минину и князю Пожарскому.

Читайте также:  мужья прокловой елены фото и биография

Вопрос 10

Назовите один из крупнейших центров русской духовной жизни, который в годы Смуты выдержал почти шестнадцатимесячную польскую осаду. Троице-Сергиева лавра.

2 тур

Вопрос 1

Опера о судьбе одного из героев Смутного времени, написанная М.В. Глинкой, поменяла свое «идеологически неправильное» название в советское время. Укажите первоначальное название произведения. «Жизнь за царя».

Вопрос 2

В 1591 году царевич Дмитрий был убит в Угличе. В городе произошли беспорядки, многие были сурово наказаны. Кому отрезали язык (по другой версии ухо) и сослали в Сибирь, где еще 200 лет демонстрировали как самого известного сибирского преступника? Угличский колокол, сообщивший горожанам о гибели царевича

Вопрос 3

21 февраля 1598 года, когда очередная манифестация прибыла к Годунову уговаривать его на престол, он, выйдя на паперть, обернул шею тканым платком. Что означал этот жест? Скорее удушится, чем примет корону.

Вопрос 4

По легенде, узнав о смерти сына, ОНА прокляла новую династию в России – проклятие это коснулось последнего императора и его детей, погибших летом 1918 года. А кто ОНА? Марина Мнишек, её сын, 4-хлетний «Ворёнок» был повешен по приказу Романовых.

Вопрос 5

В истории России их было три. Последнего первой звали Фёдор, последнего второй – Фёдор, последнего третьей – Николай. А как звали первого третьей? Михаил, речь о правящих династиях: Рюриковичи, Годуновы, Романовы.

Вопрос 6

Вопрос 7

Веселуха, Орел, Зимбулка, Бублейка, Донец… Что объединяет эти странные названия. Башни смоленского кремля.

Вопрос 8

2 октября 1612 года ополчение К.М. Минина и Д.М. Пожарского наголову разбило войско польского полководца Я. Струся. В каком крылатом народном выражении из двух слов закрепилось торжество этой победы? В выражении: «Праздновать труса».

Вопрос 9

Еремей Па́рнов пишет, что 25 августа, когда ОН родился, над столицей якобы звучали раскаты грома. В одном из своих писем ОН сравнивает себя с Кро́носом. Назовите ЕГО. Иван Грозный, зачет Иван 4.

Вопрос 10

Подводятся итоги 1-2 туров, 3 команды по результатам приглашаются в финал.

Финал

Вопрос 1

Точное происхождение названия ЭТОГО РАЙОНА до сих пор неясно. Некоторые полагают, что оно произошло от итальянского cittadelle, т. к. строительством занимался итальянец. Взятие этого района вторым ополчением привело к капитуляции польско-литовских интервентов. Назовите ЕГО. Китай – город.

Вопрос 2

Вопрос 3

Когда Иова избрали первым патриархом всея Руси, он въехал в Кремль верхом на осле, которого вел под уздцы Годунов. Почему на осле? На осле въехал в Иерусалим Христос.

Вопрос 4

Вопрос 5

Борис Годунов: «Красотой неизглаголенной, подобно которой нет во всей поднебесной, ибо как на важной боярине красовито лежит многоценное ожерелье, прибавляя ей красоты и горделивости, так ОНА станет теперь ожерельем всея Руси Православной на зависть врагам и на гордость Московского государства». Назовите ЕЁ двумя словами начинающимися на одну букву. Смоленская стена.

Вопрос 6

«Дмитрий! Марина! В мире
Согласнее нету ваших
Единой волной вскинутых
Единой волной смытых
Судеб! Имен!
…Марина.
Тебя пою
Злую красу твою
Лик без румянца
Во славу твою грешу
Царским грехом гордыни.
Славное твое имя
Славно ношу».

Назовите фамилии тезок-Марин. Мнишек и Цветаева.

Вопрос 7

Лжедмитрий 1: Шуйский = Николай 1:Достоевский. Решите историческое уравнение. Лжедмитрий 1 приговорил к смертной казни Шуйского, а затем смягчил наказание, аналогично Николай 1 и Достоевский.

Вопрос 8

Известно, что русские цари шагу не могли ступить без бояр, которые повсюду их сопровождали, поддерживали под руки. Лжедмитрию I кое-что удалось отменить. Например, было два места в городе, куда он заходил без слуг и телохранителей. Назовите эти два места. Ювелирные лавки и аптеки.

Вопрос 9

Черный ящик. На коронации Михаила Романова его дядя Иван Романов держал перед ним шапку Мономаха. Трубецкой нес скипетр. Князь Мстиславский как самый знатный из бояр осыпал молодого царя золотыми монетами. Князю Дмитрию Пожарскому в этой церемонии также была отведена роль: Он нес золотое яблоко. В черном ящике находится изображение этого “золотого яблока”. Что называлось “золотым яблоком” в церемонии? Держава.

Вопрос 10

Племянник Царя Василия Шуйского, несмотря на свою молодость, обладал «многолетним разумом» и душевным благородством. Царь Василий Шуйский и вся столица с величайшим торжеством встречали 12 марта 1610 г. своего молодого освободителя; «народ падал перед ним ниц и называл его отцом Отечества». Имя князя Скопина было у всех на устах; он был тем героем, которому предстояло окончательно очистить Московское государство от поляков и воров. После его гибели россияне еще раз отметили его заслуги, выбрав место захоронения. Какое? Архангельский собор московского Кремля – усыпальница русских царей.

Подведение итогов, награждение команд.

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Русская история. Полный курс лекций

НАСТРОЙКИ.

sel back

sel font

font decrease

font increase

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

2

Василий Осипович Ключевский

Русская история. Полный курс лекций

НАУЧНАЯ ЗАДАЧА ИЗУЧЕНИЯ МЕСТНОЙ ИСТОРИИ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ ИЛИ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ. ДВЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ ИЗУЧЕНИИ – КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ И СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ УДОБСТВО И ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ВТОРОЙ ИЗ НИХ В ИЗУЧЕНИИ МЕСТНОЙ ИСТОРИИ. СХЕМА СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. ЗНАЧЕНИЕ МЕСТНЫХ И ВРЕМЕННЫХ СОЧЕТАНИЙ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В ИСТОРИЧЕСКОМ ИЗУЧЕНИИ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ УДОБСТВА ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ ИСТОРИИ С ЭТОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ.

Вы прослушали уже несколько курсов по всеобщей истории, познакомились с задачами и приёмами университетского изучения этой науки. Начиная курс русской истории, я предпошлю ему несколько самых общих элементарных соображений, цель которых – связать сделанные вами наблюдения и вынесенные впечатления по всеобщей истории с задачей и приёмами отдельного изучения истории России.

НАУЧНАЯ ЗАДАЧА ИЗУЧЕНИЯ МЕСТНОЙ ИСТОРИИ. Понятен практический интерес, побуждающий нас изучать историю России особо, выделяя её из состава всеобщей истории: ведь это история нашего отечества. Но этот воспитательный, т. е. практический, интерес не исключает научного, напротив, должен только придавать ему более дидактической силы. Итак, начиная особый курс русской истории, можно поставить такой общий вопрос: какую научную цель может иметь специальное изучение истории одной какой-либо страны, какого-либо отдельного народа? Эта цель должна быть выведена из общих задач исторического изучения, т. е. из задач изучения общей истории человечества.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. На научном языке слово история употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс, и 2) как познание процесса. Поэтому всё, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории как отдельной науки, специальной отрасли научного знания служит исторический процесс, т. е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в её развитии и результатах. Человеческое общежитие – такой же факт мирового бытия, как и жизнь окружающей нас природы, и научное познание этого факта – такая же неустранимая потребность человеческого ума, как и изучение жизни этой природы. Человеческое общежитие выражается в разнообразных людских союзах, которые могут быть названы историческими телами и которые возникают, растут и размножаются, переходят один в другой и, наконец, разрушаются, – словом, рождаются, живут и умирают подобно органическим телам природы. Возникновение, рост и смена этих союзов со всеми условиями и последствиями их жизни и есть то, что мы называем историческим процессом.

Читайте также:  меня женили без меня история

ДВА ПРЕДМЕТА ИСТОРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ. Исторический процесс вскрывается в явлениях человеческой жизни, известия о которых сохранились в исторических памятниках или источниках. Явления эти необозримо разнообразны, касаются международных отношений, внешней и внутренней жизни отдельных народов, деятельности отдельных лиц среди того или другого народа. Все эти явления складываются в великую жизненную борьбу, которую вело и ведёт человечество, стремясь к целям, им себе поставленным. От этой борьбы, постоянно меняющей свои приёмы и характер, однако, отлагается нечто более твердое и устойчивое: это – известный житейский порядок, строй людских отношений, интересов, понятий, чувств, нравов. Сложившегося порядка люди держатся, пока непрерывное движение исторической драмы не заменит его другим. Во всех этих изменениях историка занимают два основных предмета, которые он старается разглядеть в волнистом потоке исторической жизни, как она отражается в источниках. Накопление опытов, знаний, потребностей, привычек, житейских удобств, улучшающих, с одной стороны, частную личную жизнь отдельного человека, а с другой – устанавливающих и совершенствующих общественные отношения между людьми, – словом, выработка человека и человеческого общежития – таков один предмет исторического изучения. Степень этой выработки, достигнутую тем или другим народом, обыкновенно называют его культурой, или цивилизацией; признаки, по которым историческое изучение определяет эту степень, составляют содержание особой отрасли исторического ведения, истории культуры, или цивилизации. Другой предмет исторического наблюдения – это природа и действие исторических сил, строящих человеческие общества, свойства тех многообразных нитей, материальных и духовных, помощью которых случайные и разнохарактерные людские единицы с мимолётным существованием складываются в стройные и плотные общества, живущие целые века. Историческое изучение строения общества, организации людских союзов, развития и отправлений их отдельных органов – словом, изучение свойств и действия сил, созидающих и направляющих людское общежитие, составляет задачу особой отрасли исторического знания, науки об обществе, которую также можно выделить из общего исторического изучения под названием исторической социологии. Существенное отличие её от истории цивилизации в том, что содержание последней составляют результаты исторического процесса, а в первой наблюдению подлежат силы и средства его достижения, так сказать, его кинетика. По различию предметов неодинаковы и приёмы изучения.

ОТНОШЕНИЕ К НИМ ИСТОРИИ ОБЩЕЙ И МЕСТНОЙ. Какое же отношение истории общей и местной к этим предметам познания? Оба указанных предмета исторического изучения легче различаются в отвлечённой классификации знаний, чем в самом процессе изучения. На самом деле, как в общей, так и в местной истории одновременно наблюдают и успехи общежития и строение общества, притом так, что по самым успехам общежития изучают природу и действие строящих его сил, и, наоборот, данным строем общества измеряют успехи общежития. Однако можно заметить, что в истории общей и в истории местной оба предмета не находятся в равновесии, и в одном изучении преобладает один предмет, в другом – другой. Сравним, какую степень простора и какой материал находит для своих исследований историк культуры в пределах истории всеобщей и в пределах истории местной, и затем дадим себе такой же отчёт по отношению к историку, поставившему перед собой вопросы социологического характера. Успехи людского общежития, приобретения культуры или цивилизации, которыми пользуются в большей или меньшей степени отдельные народы, не суть плоды только их деятельности, а созданы совместными или преемственными усилиями всех культурных народов, и ход их накопления не может быть изображен в тесных рамках какой-либо местной истории, которая может только указать связь местной цивилизации с общечеловеческой, участие отдельного народа в общей культурной работе человечества или, по крайней мере, в плодах этой работы. Вы уже знакомы с ходом этой работы, с общей картиной успехов человеческого общежития: сменялись народы и поколения, перемещались сцены исторической жизни, изменялись порядки общежития, но нить исторического развития не прерывалась, народы и поколения звеньями смыкались в непрерывную цепь, цивилизации чередовались последовательно, как народы и поколения, рождаясь одна из другой и порождая третью, постепенно накоплялся известный культурный запас, и то, что отложилось и уцелело от этого многовекового запаса, – это дошло до нас и вошло в состав нашего существования, а через нас перейдет к тем, кто придёт нам на смену. Этот сложный процесс становится главным предметом изучения во всеобщей истории: прагматически, в хронологическом порядке и последовательной связи причин и следствий, изображает она жизнь народов, совместными или преемственными усилиями достигавших каких-либо успехов в развитии общежития. Рассматривая явления в очень большом масштабе, всеобщая история сосредоточивается главным образом на культурных завоеваниях, которых удалось достигнуть тому или другому народу. Наоборот, когда особо изучается история отдельного народа, кругозор изучающего стесняется самым предметом изучения. Здесь наблюдению не подлежит ни взаимодействие народов, ни их сравнительное культурное значение, ни их историческое преемство: преемственно сменявшиеся народы здесь рассматриваются не как последовательные моменты цивилизации, не как фазы человеческого развития, а рассматриваются сами в себе, как отдельные этнографические особи, в которых, повторяясь, видоизменялись известные процессы общежития, те или другие сочетания условий человеческой жизни. Постепенные успехи общежития в связи причин и следствий наблюдаются на

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector