боккерини менуэт история создания

Боккерини менуэт история создания

Луиджи Боккерини «Менуэт» из квинтета E-dur (ор. 11 № 5)

405Луиджи Боккерини – имя этого талантливого итальянского композитора, яркого представителя эпохи венского классицизма и рококо широко известно всем любителям классической музыки. Выдающийся маэстро, является автором большого количества прекрасных творений, которые в нынешнее время, покоряя слушателей, очень часто звучат со сцен концертных залов. Однако у Боккерини есть одно сочинение, ставшее настолько популярным, что к его названию можно смело прибавить эпитет «вечный». Это знаменитый менуэт, изначально являвшийся частью струнного квинтета E-dur, сегодня существует как самостоятельная пьеса, музыку которой в различных переложениях и исполнительских редакциях можно услышать в звучании всевозможных музыкальных инструментов, а также всякого рода ансамблей.

Историю создания «Менуэта» Боккерини, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

Несмотря на то, что знаменитое произведение появилось в Испании в 1771 году, его предыстория несомненно началась в Италии 19 февраля 1743 года, где в старинном тосканском городе Лукка в семье музыканта, игравшего на контрабасе в городском оркестре, Леопольда Боккерини родился мальчик, которому дали имя Луиджи. Проявившееся рано неординарное дарование малыша способствовало его успешному музыкальному образованию. Он прекрасно пел и как отец очень хотел освоить контрабас , но из-за большого размера этого инструмента стал с усердием заниматься на виолончели .

399

Когда Луиджи исполнилось двенадцать лет, он начал выступать на публике, и городские любители музыки сразу по достоинству оценили талант маленького музыканта. Вскоре четырнадцатилетний Боккерини для совершенствования своего исполнительского мастерства отправляется в Рим. Вернувшись через четыре года в родной город, Луиджи начал активно заниматься композиторской деятельностью, а помимо того объединившись с талантливыми музыкантами, он организовал струнный квартет. Этот вид музицирования в то время только начинал развиваться.

В 1767 году, после смерти любимого отца, Луиджи покидает Лукку и вместе со своим близким другом Филиппе Манфреди отправляется в Париж. Однако, несмотря на то, что во французской столице Боккерини уже был известен как талантливый композитор, там его встретили неприветливо и уже через год Луиджи пришлось переехать в Испанию. Впрочем, Мадрид тоже не оказал музыканту достойного приёма и только при дружеской поддержке Манфреди он получил место в капелле дона Луи – брата испанского короля Карла III. Находясь под покровительством у инфанта, который увлекался камерной музыкой и сам неплохо играл на виолончели, Боккерини много сочинял. Вот тогда-то, в 1771 году в числе большого количества различных произведений из-под его пера выходит струнный квинтет E-dur, одной из частей которого является знаменитый «Менуэт».

401 402

403 404

Интересные факты

Содержание «Менуэта» Боккерини

Как было сказано выше, одно из самых известных произведений Луиджи Боккерини «Менуэт» не является самостоятельным произведением. Он представлен композитором как третья часть его Ми мажорного скрипичного квинтета. Поскольку этот, имеющий французское происхождение, трёхдольный танец подразумевает грациозные движения, то соответственно музыка композиции Боккерини лёгка и изящна.

Первая часть произведения, состоящая из двух репризно повторяющихся разделов, начинается с затакта. Её музыка с изящным мелодическим рисунком с «завитушками», состоящая из коротких мотивов, украшенных тонкими орнаментами, отражает характерные для менуэта поклоны и плавные приседания. Исполнение основной темы композитор поручил первой скрипке . Остальные инструменты выполняют роль аккомпанемента. Вторая скрипка поддерживают мелодию пульсирующим звучанием, а альт и виолончели свои партии исполняют пиццикато.

Читайте также:  костя шрам вор биография фото

a63

В среднем разделе – трио, также включающем в себя две части, меняется не только характер музыки, но и тональность: Ля мажор модулирует в Ре мажор. Тематический материал трио, поначалу представленный гаммообразными движениями вверх и вниз, а затем, получающий динамичное развитие, активно исполняется всеми участвующими в произведении инструментами.

Третья заключительная часть повторяет музыкальный материал первого раздела, только без репризных повторений.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

«Менуэт» Боккерини

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Что такое менуэт?
Это придворный танец, корнями уходящий в народный фольклор. История его теряется в глубине веков. Известно, что французские крестьяне провинции Пуату танцевали его задолго до того, как молодой Людовик XIV ввел моду на менуэт при своем дворе.

154840230 69c799b2d7b72dcf81dc63f099f9a621

Бах. Менуэт и скерцо из сюиты Си минор



Франция к XVII веку уже завоевала репутацию законодательницы моды, в том числе и в сфере танцев. Придворные балеты в правление Людовика XIV приобретают едва ли не политическое значение. Поэтому стоило новому танцу стать популярным в Париже, как вскоре его танцевали на придворных балах по всей Европе. В царствование Петра Великого французский менуэт пришел и в Россию.
В годы Французской революции менуэт – танец аристократии – утратил свое значение. Ему на смену пришли более простые в исполнении. Тем не менее нельзя сказать, что менуэт был полностью забыт. Он продолжал оставаться бальным танцем и в XIX в., хотя многие современники уже считали его пережитком приторно-церемонных нравов прошлого столетия.

Боккерини. Менуэт



Менуэт в музыке
Но менуэт – это не только танец. Второе значение этого слова относится к музыкальному произведению, собственно, к музыке, написанной для танца. Позже, в XIX веке, художественно обработанные менуэты становятся частью отдельных музыкальных произведений, например опер.
Нередко менуэт заканчивался короткой кодой – заключительным повторением его главной темы. Первые менуэты исполняли на клавесинах, затем к ним прибавились струнные инструменты и флейта.
Композиторы, писавшие менуэты
Музыку к ранним менуэтам писал Люлли Ж. Б. – придворный композитор Людовика XIV. Он сочинял оперы и балеты, в которых любил участвовать сам король, куда вводил и менуэт. Это было классическое музыкальное произведение из двух частей. В такой же манере писали Франсуа Куперен и Жан-Филипп Рамо.

Моцарт. Менуэт из дивертисмента ре мажор KV 205



По мере усложнения формы, менуэт становится музыкальным произведением из трех частей. Примером тому служат сюиты Себастьяна Баха и Георга Генделя. Когда же в европейском искусстве на смену барокко пришла эпоха классицизма, итальянские композиторы стали заканчивать менуэтом оперные увертюры.

Бах. Менуэт





Менуэт как бальный танец и отдельное инструментальное произведение оставался популярным сравнительно долго. В творческом наследии М. Глинки, Л. Бетховена, А. Глазунова, К. Дебюсси, А. Рубинштейна и других композиторов XIX века он встречается достаточно часто.

Моцарт. Менуэт из симфонии №40



Но все меняется. Галантный танец давно стал частью прошлого. Однако нельзя сказать, что сегодня он забыт совершенно, ведь менуэт – это не только танец. Его форма присутствует в современном балете и музыкальных произведениях.
Гайдн. Менуэт из шестой симфонии



Моцарт. Менуэт из симфонии №39



Рубрики: Музыкальные жанры и формы
Музыкальный словарь

Метки: Музыкальный словарь. Менуэты менуэт

Процитировано 2 раз
Понравилось: 10 пользователям

Читайте также:  история деревни в фотографиях

Источник

Луиджи Боккерини: галантный бунтарь

Имя и творческий образ итальянского композитора и виолончелиста Луиджи Боккерини (1743 – 1805) у многих меломанов неизменно ассоциируется с его знаменитым менуэтом.

Но были ли жизнь и творчество музыканта также легки и грациозны, как его самое известное сочинение, и что кроме менуэта мы сегодня знаем о Боккерини?

Галантный бунтарь

Творческий стиль Боккерини, который один из критиков оценил как «огненный и мечтательный», явился своего рода мостом между галантным стилем рококо и зарождающимся классицизмом.

Композитор соединил утонченность, воздушность рококо, привив на этот фундамент галантного стиля новые, ранее не присутствовавшие в нем драматические эмоциональные состояния и новые смелые гармонические решения.

В творческом багаже Боккерини собраны преимущественно инструментальные сочинения – симфонии, концерты, сочинения для камерных ансамблей и всего 1 опера, что в XVIII век оперы было большой редкостью. Связано это прежде всего с тем, что с детских лет Боккерини был блестящим виолончелистом и активно развивал исполнительское искусство не только как виртуоз, но и композитор.

Творческий облик Луиджи Боккерини отмечен целым рядом творческих связей, объединяющим его с предшественниками и последователями на стезе композиторского искусства.

Будучи исконно итальянским музыкантом с особым пристрастием к ярким мелодическим темам, танцевальным ритмам, Боккерини впитал и сентиментализм французской оперы (А. Гретри), и экспрессию немецких творцов (в частности одного из сыновей И. С. Баха Филиппа Эммануила, который в XVIII веке, в отличие от своего отца, был широко известен в Европе).

Боккерини без сомнения был в курсе ведущих музыкальных событий Европы. В одной из его симфоний мы встречаем танец фурий из реформаторской оперы старшего современника К. В. Глюка «Орфей и Эвридика».

Особый вклад Боккерини оставил в жанре камерной музыки. В большей мере это касается струнных квартетов и квинтетов.

По сути, в творчестве композитора этот жанр начал свою кристаллизацию, дав дорогу последующим шедеврам В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена, которые были хорошо знакомы с сочинениями Боккерини и высоко их оценивали.

Нельзя не отметить и творческий союз Боккерини с выдающимися струнными исполнителями своего времени Пьетро Нардини и Филиппо Манфреди (скрипка), Джузеппе Камбини (альт). Струнный квартет музыкантов был одним из первых профессиональных коллективов подобного рода в музыкальной истории Европы.

Менуэт из Струнного квартета E-dur в исполнении Cuarteto Europeo:

Радость творчества вопреки жизненным обстоятельствам

Музыка Боккерини – светлая, жизнелюбивая, наполненная чувствами – не отражает его реальной жизни. Радость от возможности общения с выдающимися музыкантами своего времени омрачалась бытовой неустроенностью и постоянной финансовой нуждой композитора.

Новый стиль, выстраиваемый Боккерини в его сочинениях, был для большинства современников «грубым и резким» (!). В купе со вспыльчивостью характера – однажды Боккерини назвал невеждой наследника испанского престола Принца Астурийского, когда последнему не понравился его струнный квартет – это закрывало композитору путь ко многим монаршим дворам Европы.

Будучи уже обремененным семьей (жена и пятеро детей) Боккерини пишет прусскому королю Фридриху II, посылая ему свои сочинения в надежде на поддержку. Статус придворного композитора и регулярная помощь от Фридриха поддерживает Боккерини в течение 14 лет вплоть до смерти монарха.

Вслед за этим композитор испытывается еще ряд мучительных лишений – умирают две дочери и супруга композитора.

Женившись во второй раз, Боккерини теряет и вторую спутницу. Последние годы жизни Боккерини провел в тяжелой нужде и болезни.

Музыку Луиджи Боккерини 29 октября 2017 года в Большом зале Московской консерватории представит Московский камерный оркестр «Musica Viva» совместно со скрипачом Никитой Борисоглебским.

Читайте также:  история встреч монреаль калгари

Источник

3349 900

273 года назад, 19 февраля 1643 года родился Луиджи Родольфо Боккерини (Luigi Rodolfo Boccherini).
Боккерини и его знаменитый «Менуэт» – одна из наиболее заметных «меток» в моём ностальгическом альбоме.
Люди обычно не придают значения случайно запомнившейся (не случайно полученной, а случайно запомнившейся – тут есть разница) информации, а зря. Ведь подобная информация часто определяет будущее человека, ожидаемые и неожиданные повороты в его судьбе, те или иные его увлечения…
О Боккерини из музыкальной школы я запомнил только то, что отец учил его играть на контрабасе, что как композитор он был очень плодовит, и что как композитор он оказал большое влияние на венских классиков, включая Моцарта.
И всё.
Но «Менуэт» Боккерини был одним из любимейших произведений авторов программ советского радио в 1960-х годах и они включали его почти во все музыкальные передачи, наряду с 40-й симфонией Моцарта и арией Надира из оперы Бизе «Искатели жемчуга»…

Потом я долго не слышал о Боккерини, равно как не слышал и его «Менуэта». Но вот однажды, во время концерта с необъявленной программой, я вдруг услышал до боли знакомые звуки… И у меня возникло ощущение, что я, находясь в центре самой непролазной безлюдной тайги или огромной безводной и безлюдной пустыни, неожиданно встретил там старого друга, которого не видел уже много-много лет…
С тех пор, читая афиши, или изучая программы абонементов, я, кроме прочих любимых авторов и их произведений, высмариваю и Луиджи Боккерини, особенно его «Менуэт»…
Но его нынче так редко исполняют…

Камерный оркестр «Виртуозы Москвы» п/у Владимира Спивакова. Луиджи Боккерини. «Менуэт».

Справка.
Данный «Менуэт» не является самостоятельным произведением. Это часть Струнного квартета Ми мажор (Op. 11, No. 5 (G 275)) Луиджи Боккерини.

Один итересный факт.
По заказу большого любителя гитары некоего Маркезе Бенавенте, с которым Луиджи Боккерини некоторое время близко дружил, композитор переоркестровал многие свои произведения, введя в ансамбль солирующую гитару.

3969 900

Но послушайте как звучит «Менуэт» Боккерини в исполнении гитары-соло.

Источник

Луиджи Боккерини. Менуэт

Менуэ́т (фр. menuet, от menu — маленький (в понятии мелкий, незначительный)) — старинный народный французский грациозный танец, названный так вследствие своих мелких па.

Итальянский композитор Луиджи Боккерини широко известен как автор знаменитого менуэта, который существует в самых разных переложениях.

Знаменитый «Менуэт Боккерини», существующий в разных исполнительских редакциях и переложениях и давно уже перекочевавший в разряд популярной классической музыки, в оригинале является не самостоятельной пьесой, а частью квинтета A-dur (ор. 13 № 5) для двух скрипок, альта и двух виолончелей. Квинтет этот был написан в 1772 году, когда Боккерини находился в Испании (в Аранхуэсе), где состоял на службе у испанского инфанта Луиса в качестве виртуоза и композитора камерной музыки. Боккерини приходилось сочинять многочисленные камерные произведения, причем излюбленным жанром для него стал струнный квинтет. Всего композитором создано свыше 100 образцов данного жанра. Немногим меньше насчитывается струнных квартетов, в которых менуэт также был одной из обязательных частей. Любопытно, что примерно треть от общего количества квартетов приходится на период с 1786 по 1797 год, т.е. на то время, когда Боккерини являлся «композитором камерной музыки» прусского короля Фридриха Вильгельма II, хотя и продолжал жить в Испании. Композитору нужно было лишь регулярно высылать в Берлин свои новые квартеты, которые прусский монарх, бывший неплохим виолончелистом-любителем, с удовольствием разыгрывал со своими придворными музыкантами.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector