автокефалия это в истории

Значение слова «автокефалия»

android bar znachenije

Автокефальная православная церковь в современном понимании — это поместная Православная Церковь, с закреплённой за ней канонической территорией, на которой не должны действовать другие поместные Церкви. Как и автономная Церковь, она является независимой и самостоятельной в управлении частью вселенской православной церкви. Автокефальная Церковь не является ни иерархически, ни административно частью другой Православной Церкви. Статус автономии отличается от автокефалии тем, что предстоятель автономной Церкви, после избрания, должен быть утвержден патриархом одной из автокефальных Церквей.

Содержания понятия автокефалия со временем менялось, и в настоящее время в православном мире нет единого понимания того, что такое автокефалия.

а̀втокефа́лия

1. церк. полная юридическая независимость поместной церкви при решении своих внутренних вопросов от других поместных церквей ◆ Так, элладский епископат провозгласил автокефалию Элладской Церкви уже в 1833 году. Владислав Цыпин, «Курс церковного права», 2002 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

USSR botПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: тональный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

АВТОКЕФАЛИЯ

С точки зрения канонического права категория автокефалии имеет прикладной характер. Она призвана помогать организовывать иерархически структурированные общины в поместную Церковь. Автокефальными являются те поместные Церкви, которые, будучи частями Вселенской Церкви, пользуются наибольшей степенью самоуправления. Автокефальная Церковь вполне самостоятельна по отношению к иным автокефальным Церквам, хотя все они, являясь частями Церкви Вселенской, взаимозависимы. (Подробнее о совмещении единства и множественности Церкви см. в ст. поместная Церковь).

Сущность автокефалии в том, что предстоятель автокефальной Церкви избирается и поставляется собственными архиереями, без получения разрешения либо согласования других автокефальных Церквей. При этом в поставлении могут принимать участие, в качестве приглашенных, и владыки других автокефальных Церквей.

Кроме независимости в избрании и поставлении первоиерарха, самостоятельность автокефальных Церквей обыкновенно выражается в:

Автокефалия как самостоятельность внутреннего управления в Церкви имеет естественные ограничения, связанные с общецерковным единством. Все автокефальные Церкви тождественны друг другу, будучи отделены не вероучительно и духовно, а лишь территориально и административно, в рамках Единой Вселенской Церкви. Каждая поместная Православная Церковь, возглавляемая своим предстоятелем, являет собой всю полноту Единой, Святой, Соборной, и Апостольской Православной Церкви, к которой одинаково принадлежат все прочие поместные Церкви.

Самостоятельность автокефальных Церквей ограничена соборным единством в областях:

Единство автокефальных Церквей выражается также в совместном литургическом служении и во внесении имен их предстоятелей в диптихи, оглашаемые на литургии (как правило, в случае ее совершения предстоятелем той или иной автокефальной Церкви). Это единство основывается на том, что в каждой из поместных Церквей, как и в каждом православном храме, совершается истинная Евхаристия, к которой христиане приобщаются через Таинство Причащения. Только в единстве всех православных общин между собой возможно достигнуть полноты церковной жизни и пребывать в единстве с Богом.

Известный канонист епископ Далматинский Никодим (Милаш) пишет: «Единство Вселенской Церкви состоит. в единстве веры между Поместными Церквами, в единстве духа между ними, во взаимном общении их по образу, установленному законами и церковной практикой, в согласном действовании их в канонически определенном направлении» [1].

Развитие понятия

В XIX-XX веках обострился вопрос о разграничении понятий церковной автокефалии и автономии, т.к. в ряде случаев новые автокефалии оказывались не вполне полновластными по сравнению с прежними. Так, Константинопольская Церковь в новое время зачастую даровала лишь «ограниченную» автокефалию. Ограничения состояли в том, что Церковь–Дочь должна была брать у Церкви–Матери святое миро, подчиняться ее суду, обращаться к ней за разрешением важнейших вопросов церковной жизни, сноситься с другими Церквами лишь через посредство Матери–Церкви и т.д. Другой спорной точкой стала необходимость трёх архиереев для автокефалии. В частности, Черногорская Церковь в течении большей части своей истории имела лишь одного владыку, принимавшего поставление от Русской Церкви, но при этом считавшегося автокефальным.

Перечень автокефальных Церквей

Обычно перечисление автокефальных Церквей совершается в порядке диптиха (см. подробнее), который несколько различается в разных поместных Церквах. В диптихе Русской Православной Церкви автокефалии расположены в следующей последовательности:

С VI века, когда впервые известно об употреблении понятия «автокефалия» в смысле вполне самостоятельной поместной Церкви, существовал также ряд иных автокефальных поместных Церквей, среди которых (в алфавитном порядке):

Условия и порядок решения об автокефалии

Общепризнанного канонического порядка провозглашения, упразднения и признания автокефалии в Православной Церкви сегодня нет. Определяя такой порядок богословы обычно ссылаются не на конкретные каноны, а на «каноническую традицию».

Учитывая исторический опыт ныне обыкновенно выделяют следующие критерии правомерности административно-территориального отделения поместной Церкви («Церкви-Дочери») от кириархальной Церкви («Церкви-Матери»):

Более трудноопределимыми, но возможно еще более важными условиями являются:

Юридической и канонической аксиомой считается принцип: никто не может дать другому больше прав, чем имеет сам. Поэтому автокефалию какой-либо поместной Церкви могут предоставить только те церковно-административные инстанции, которые обладают высшей властью. Прежде всего это Вселенский Собор. По некоторым истолкованиям IV Вселенский Собор своим 12-м правилом провозгласил что светская власть не имеет права провозгласить церковную автокефалию, но на деле автокефалия нередко даровалась деянием императора, как в случае с Перво-Юстинианинской Церковью. Но наиболее распространенным, а в последнее время единственным доступным путём учреждения или упразднения автокефалии является решение епископата уже существующей автокефальной поместной Церкви, компетенция которого распространяется лишь на пределы своей Церкви. Волю поместного епископата может выражать как Поместный Собор, так и в исключительных случаях малый Собор епископов – Синод. Такой Собор может предоставить автокефалию части своей Церкви или упразднить собственную автокефалию. В двух исключительных случаях отдельные епископы вправе предоставить временную автокефалию части какой-либо существующей автокефальной Церкви без решения кириархальной Церкви. Во-первых это возможно если центральная власть кириархальной Церкви (т.е. Церкви, от которой отделилась часть епископов) уклонилась в ересь (15-е правило Двукратного Собора). Во-вторых это возможно если эта часть Церкви по каким-либо причинам окажется совершенно оторванной от Церкви-Матери, или же когда центральная власть кириархальной Церкви бездействует (37-е правило VI Вселенского Собора). Вместе с тем, для того, чтобы временная автокефалия стала постоянной, необходимо согласие на это со стороны кириархальной Церкви, жизнь и деятельность которой вернулись к норме.

Никакая автокефальная Церковь не имеет права предоставить автокефалию какой-либо части Вселенской Церкви находящейся в юрисдикции другой автокефальной Церкви. Каноны запрещают архиереям одной церковной области распространять свою власть на Церкви, за пределами своей области «да не смешивают Церквей» (((2-е правило II Вселенского Собора). В новейшей истории не раз случалось, что автокефалия провозглашалась органом государственной власти или местным епископатом, самовольно вышедшим из подчинения соборному епископату автокефальной Церкви, но такие акции также признаются незаконными.

Читайте также:  история возникновения известных фразеологизмов

В конечном счёте главным, иногда единственным мотивом решения об автокефалии является благо Церкви. Убеждение о пользе Церкви должно руководить общим мнением клира и паствы как кириархальной, так и обособляющейся или примыкающей поместной Церкви.

История образования и упразднения автокефальных Церквией

После массового расселения славян на Балканах и их постепенного обращения в Христианство появились предпосылки для образования новых автокефальных Церквей. Первой мощной славянской державой здесь стала Болгария. Вскоре после её Крещения в 860-х годах Болгарская Церковь оформилась как поместная Церковь с большой степенью самостоятельности от Константинопольского первосвятителя. В первые десятилетия X века, ввиду побед болгар над империей и провозглашения Болгарского правителя царём, Константинопольская Церковь-Мать признала Болгарскую Церковь автокефальной, а её предстоятель получил титул патриарха. После того как Восточноримский император Василий Болгаробойца покорил Болгарию, он подтвердил прежнюю автокефалию местной Церкви тремя хрисовуллами в 1018-1019 годах, понизив титул её предстоятеля до архиепископа Охридского.

Усиление давления тюркских завоевателей с Востока в конце XIV века привело к новому сдвигу в устройстве автокефальных церковных областей Вселенской Церкви. В 1394 году, вскоре после падения Болгарии туркам, Константинопольский патриарх направил в пределы Болгарской Церкви своего митрополита и по истечении нескольких десятилетий Тырновский Патриархат оказался подчинён Константинопольскому. Тем временем большинство элиты ослабевшей под ударами турок Восточно-Римской империи склонились к римо-католицизму, надеясь через унию получить помощь Запада. Подписание Флорентийской унии в 1439 году подстегнуло обособление Русской Церкви, которая прервала общение с отпавшими от Православия Константинопольскими патриархами-униатами и с 1448 года ставила своих митрополитов самостоятельно. Хотя все другие поместные Церкви также вскоре отвергли злополучную унию, самостоятельность Русской Церкви уже не прерывалась. Еще одной новой поместной Церковью этой эпохи стал Абхазский Католикосат, который обособился от Грузинской Церкви во второй половине XV века, после того как Антиохийский патриарх Михаил IV поставил для него нового католикоса.

При этом шло укрепление и расширение России, ставшей единственным свободным и могущественным православным царством. В 1589 году Константинопольский патриарх, вынужденный всё больше полагаться на поддержку России, наконец признал автокефалию Русской Церкви и поставил её предстоятеля патриархом. Поместные Соборы Восточных иерархов в 1590 и в 1593 годах утвердили каноническую самостоятельность нового Московского Патриархата и определили его пятым по чести после древних Патриархатов, таким образом восстановив «пентархию» первенствующих поместных Церквей.

В XVIII веке в Российской и Османской империях значительно возросло значение западных идеологических влияний, в частности секуляризма и национализма, что усугубило инструментальное отношение к Церкви. Как власти так и ряд видных церковных деятелей стали продвигать унификацию церковной жизни как в административном так и в идентичном отношении. Однородные поместные Церкви представлялись более управляемыми, а также были призваны послужить ассимиляции иноплеменных православных подданных. В Османской империи эти мотивы усугублялись реставрационными настроениями греческой элиты «фанариотов», опасениями властей по поводу лояльности славян, и бедственным материальным положением ряда поместных Церквей. Это привело к упразднению Сербской (Печской) и Охридской Церквей, которые под давлением властей были вынуждены «самораспуститься» и войти в состав Константинопольской Церкви в 1766 и 1767 годах соответственно. В России подобным образом, по императорскому повелению, были присоединены к Русской Церкви Католикосаты Мцхетский (Восточно-Грузинский) и Абхазский (Западно-Грузинский) в 1811 и 1814 годах соответственно.

Отчасти схожим был процесс размножения автокефальных церковных областей в Австро-Венгрии, за тем главным отличием что империи удавалось удерживать православные меньшинства в рамках одного государства. В 1864 году власти пошли навстречу давним требованиям румын и позволили выделение из Карловацкой Церкви самостоятельной румынской Трансильванской Митрополии. В 1873 году из Карловацкой Церкви была также выделена Буковинская Митрополия, объединившая православных в Австрии. Таким образом за столетие перед 1914 годом количество автокефалий в составе Православной Церкви выросло с 8 до 14.

Распад СССР и соцлагеря привёл к основанию многих новых государств-наций в которых возникли и автокефалистские движения. Однако, в отличие от предыдущей эпохи, все эти движения остались расколами, увлекшими в себя меньшинство местных верующих. Только самочинная автокефалия Македонской Церкви, поддержанная в своё время светской властью Югославии и существующая с 1967 года, привлекла к себе большинство верующих Македонии.

Современное состояние вопроса

Ныне понимание автокефалии остаётся сильно политизированным и включает в себя много аспектов не имеющих отношения к каноническому праву и экклезиологии. Автокефалия продолжает широко расценивается в секуляризированных кругах как проявление и обязательный атрибут национальной независимости и самодостаточности. Такое превратное понимание продолжает порождать нестрояния и расколы, из которых на территории Русской Церкви наиболее значительным является т.н. «Киевский Патриархат».

Понимание сути института автокефалии, его канонического содержания и значения этого института для единства Православной Церкви в основном совпадают среди всех поместных Церквей. Основные расхождения относятся к способу провозглашения автокефалии, т.е. к установленной процедуре и к компетентной церковной власти, начинающей эту процедуру.

В рамках Всеправославных предсоборных совещаний и межправославных подготовительных комиссий проходит подготовка предложений, устанавливающих общеправославно признанную процедуру предоставления автокефалии. Предполагается, что они будут рассмотрены на будущем Великом Соборе Православной Церкви и, в случае принятия такой процедуры, должны исчезнуть многие сложности в жизни Церкви. [8].

Использованная литература

[1] Цит. по Скурат К., История Поместных Православных Церквей.

[2] Согласно прот. А. Шмеману, «Знаменательная буря».

[3] Excerpta ex ecclesiastiica historia 2.2; PG 86: 183-4.

[4] Exposition praesessionum patriarcharum et metropolitarum, PG 86: 798-92.

Источник

Просто о сложном: Что такое автокефалия?

Что такое автокефалия, чем она отличается от церковной автономии, сколько автокефалий существует и как это сложилось?

1 818305

Фото: Global Look Press

Автокефалия — равно суверенитет?

Факт в две строки

2598 819564

Литургия — богослужение, во время которого совершается таинство причастия.

В переводе с греческого автокефалия обозначает «самоуправление». Этот термин применяется к поместной церкви, которая является административно независимой от других поместных церквей, однако при этом едина с ними в литургии. Такое понятие существует только в Православной Церкви.

Русская православная церковь закрепляет за автокефалией право мироварения — то есть, изготовления освященного мира, ароматического масла, используемого в церковных таинствах. Таким образом, автокефальная церковь может сама варить для себя миро.

Но особым отличием автокефалии является территориальная автономия. Это значит, что на территории автокефальной церкви другие поместные церкви не действуют. Ни административно, ни иерархически автокефалия не является частью другой православной церкви.

Глава автокефалии тоже не назначается «сверху», а избирается епископами самой автокефальной церкви. Все вопросы внутреннего порядка церкви решаются руководством автокефальной церкви, без вмешательства «церкви-матери».

Также автокефальная церковь имеет право издавать собственные уставы.

Общепризнанные автокефальные церкви

Факт в две строки

2598 819568

Диптих — список имен, поминаемых во время литургии.

Константинопольская православная церковь. Она же Великая церковь Христова, по преданию, основанная Андреем Первозванным. Она считается первой по чести (то есть, первой упоминается в диптихе) среди автокефальных православных церквей. В ней более двух миллионов прихожан.

Александрийская православная церковь. Вторая в диптихе. По преданию, основана апостолом Марком. Каноническая территория — Африка.

Антиохийская православная церковь. Основана по преданию апостолами Петром и Павлом. Территория — арабский Восток

Иерусалимская православная церковь. Территория — Израиль, Иордания, Палестина.

Русская православная церковь. По численности верующих является самой крупной, в ней насчитывается до ста миллионов человек. Пятая по чести среди православных церквей. Территория — бывший СССР, исключая Грузию. Тем не менее, исключительная юрисдикция РПЦ в Эстонии и на территории бывшей Киевской митрополии (Украина, Беларусь, Литва) оспаривается Константинопольским патриархатом, а на территории Молдавии — Румынской православной церковью. На данный момент Украинская православная церковь Московского патриархата входит в РПЦ.

Читайте также:  fallout 4 радиоактивные истории прохождение

Самочинные автокефалии

Существуют также самочинные, то есть, самопровозглашенные автокефальные церкви. Это Украинская православная церковь Киевского Патриархата, Македонская православная церковь и Черногорская церковь.

По сути, это означает, что эти автокефалии не признаны другими церквями и их иерархами. Здесь уместна параллель с самопровозглашенными республиками, чей суверенитет оспаривается международным правом.

Автономия и самоуправление — в чем разница?

Есть автономии в рамках автокефальной церкви. Они могут выбирать своего главу, посоветовавшись с материнской церковью, и в целом имею свободу в решении широкого круга внутренних вопросов. Автономии бывают разных степеней. В РПЦ к автономиям относятся Японская и Китайская автономные церкви.

И существуют самоуправляемые церкви. Они зачастую более ограничены в самостоятельности, чем автономии, но также могут сами выбирать своего главу. Впрочем, степень независимости от материнской церкви у них, как и у автономий, сильно различается. Например, Украинская православная церковь (Московского патриархата) значится в Уставе как «самоуправляемая с правами широкой автономии». Практически она имеет настолько широкие права, что больше похожа на самостоятельную автокефалию, чем на автономию, однако в синодик автокефальных церквей не входит. Также самоуправляемыми церквями являются православные церкви Эстонии, Латвии и Молдовы, однако их самостоятельность намного меньше.

Кто и как принимает решение об автокефалии?

Автокефальные церкви независимы только относительно других автокефальных церквей. Они являются частью Вселенской Церкви и подчиняются ей. Высшая церковная власть принимает решение о даровании автокефалии той или иной церкви.

Условия дарования автокефалии таковы:

При этих условиях высшая власть материнской церкви принимает соответствующее решение и наделяет автокефалию правами, полномочиями и свободами, главное из которых — это территориальная независимость, самостоятельность в принятии решений и издании указов и распоряжение имуществом.

Источник

Автокефалия

Автокефа́лия – (греч. авто – сама, кефали – голова: «само­воз­глав­ле­ние») – адми­ни­стра­тив­ная неза­ви­си­мость Помест­ной церкви, право изби­рать своих епи­ско­пов.

Пра­во­слав­ная цер­ковь суще­ствует в виде само­сто­я­тель­ных Помест­ных церк­вей, эта само­сто­я­тель­ность исклю­чи­тельно адми­ни­стра­тив­ная, внеш­няя, никак не нару­ша­ю­щая един­ства веры, свя­щен­но­дей­ствий, духов­ного опыта. При­вер­жен­ность Пра­во­сла­вия авто­ке­фаль­ному прин­ципу цер­ков­ного устро­е­ния отра­жает его глу­боко жиз­нен­ную связь с куль­турно-исто­ри­че­ским бытием раз­лич­ных наро­дов.

Право на авто­ке­фа­лию при­зна­ется Все­лен­ской Цер­ко­вью за каждым пра­во­слав­ным наро­дом, спо­соб­ным к цер­ков­ному само­управ­ле­нию. Начало авто­ке­фа­лии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви было поло­жено в 1448г. избра­нием мит­ро­по­лита Мос­ков­ского и всея Руси (Ионы) рус­скими архи­ере­ями по бла­го­сло­ве­нию Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха Гри­го­рия III. Учре­жде­ние в России пат­ри­ар­ше­ства (1589г.) утвер­дило само­сто­я­тель­ность Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

Все авто­ке­фаль­ные Церкви имеют само­сто­я­тель­ную цепь апо­столь­ского пре­ем­ства и их епи­скопы, вклю­чая пред­сто­я­теля, постав­ля­ются архи­ере­ями этих же Церк­вей

В насто­я­щее время насчи­ты­ва­ется 15 авто­ке­фаль­ных Церк­вей:

Помест­ные церкви по един­ству веры и основ­ным нача­лам устрой­ства и управ­ле­ния пре­бы­вают во вза­им­ном обще­нии. Во главе управ­ле­ния Авто­ке­фаль­ной цер­ко­вью может стоять еди­но­лич­ная (пат­ри­арх, мит­ро­по­лит) или кол­ле­ги­аль­ная (синод) власть.

Авто­ном­ная цер­ковь (от греч. — «само­за­ко­ние») — статус помест­ной церкви, дающий право на само­сто­я­тель­ность в вопро­сах внут­ри­цер­ков­ного управ­ле­ния от той или иной авто­ке­фаль­ной церкви, в кото­рую авто­ном­ная цер­ковь ранее вхо­дила в каче­стве экзар­хата или епар­хии. Авто­ке­фаль­ная цер­ковь, к кото­рой отно­сится авто­но­мия, в данном случае назы­ва­ется кири­ар­халь­ной цер­ко­вью. Она утвер­ждает устав авто­но­мии и предо­став­ляет ей миро. Глава кири­ар­халь­ной церкви назна­чает главу авто­ном­ной церкви. Имя послед­него поми­на­ется во всех храмах после имени пред­сто­я­теля кири­ар­халь­ной церкви. Глава авто­ном­ной церкви под­су­ден судеб­ным инстан­циям кири­ар­халь­ной церкви.

Источник

АВТОКЕФАЛИЯ

С точки зрения канонического права категория автокефалии имеет прикладной характер. Она призвана помогать организовывать иерархически структурированные общины в поместную Церковь. Автокефальными являются те поместные Церкви, которые, будучи частями Вселенской Церкви, пользуются наибольшей степенью самоуправления. Автокефальная Церковь вполне самостоятельна по отношению к иным автокефальным Церквам, хотя все они, являясь частями Церкви Вселенской, взаимозависимы. (Подробнее о совмещении единства и множественности Церкви см. в ст. поместная Церковь).

Сущность автокефалии в том, что предстоятель автокефальной Церкви избирается и поставляется собственными архиереями, без получения разрешения либо согласования других автокефальных Церквей. При этом в поставлении могут принимать участие, в качестве приглашенных, и владыки других автокефальных Церквей.

Кроме независимости в избрании и поставлении первоиерарха, самостоятельность автокефальных Церквей обыкновенно выражается в:

Автокефалия как самостоятельность внутреннего управления в Церкви имеет естественные ограничения, связанные с общецерковным единством. Все автокефальные Церкви тождественны друг другу, будучи отделены не вероучительно и духовно, а лишь территориально и административно, в рамках Единой Вселенской Церкви. Каждая поместная Православная Церковь, возглавляемая своим предстоятелем, являет собой всю полноту Единой, Святой, Соборной, и Апостольской Православной Церкви, к которой одинаково принадлежат все прочие поместные Церкви.

Самостоятельность автокефальных Церквей ограничена соборным единством в областях:

Единство автокефальных Церквей выражается также в совместном литургическом служении и во внесении имен их предстоятелей в диптихи, оглашаемые на литургии (как правило, в случае ее совершения предстоятелем той или иной автокефальной Церкви). Это единство основывается на том, что в каждой из поместных Церквей, как и в каждом православном храме, совершается истинная Евхаристия, к которой христиане приобщаются через Таинство Причащения. Только в единстве всех православных общин между собой возможно достигнуть полноты церковной жизни и пребывать в единстве с Богом.

Известный канонист епископ Далматинский Никодим (Милаш) пишет: «Единство Вселенской Церкви состоит. в единстве веры между Поместными Церквами, в единстве духа между ними, во взаимном общении их по образу, установленному законами и церковной практикой, в согласном действовании их в канонически определенном направлении» [1].

Развитие понятия

В XIX-XX веках обострился вопрос о разграничении понятий церковной автокефалии и автономии, т.к. в ряде случаев новые автокефалии оказывались не вполне полновластными по сравнению с прежними. Так, Константинопольская Церковь в новое время зачастую даровала лишь «ограниченную» автокефалию. Ограничения состояли в том, что Церковь–Дочь должна была брать у Церкви–Матери святое миро, подчиняться ее суду, обращаться к ней за разрешением важнейших вопросов церковной жизни, сноситься с другими Церквами лишь через посредство Матери–Церкви и т.д. Другой спорной точкой стала необходимость трёх архиереев для автокефалии. В частности, Черногорская Церковь в течении большей части своей истории имела лишь одного владыку, принимавшего поставление от Русской Церкви, но при этом считавшегося автокефальным.

Перечень автокефальных Церквей

Обычно перечисление автокефальных Церквей совершается в порядке диптиха (см. подробнее), который несколько различается в разных поместных Церквах. В диптихе Русской Православной Церкви автокефалии расположены в следующей последовательности:

С VI века, когда впервые известно об употреблении понятия «автокефалия» в смысле вполне самостоятельной поместной Церкви, существовал также ряд иных автокефальных поместных Церквей, среди которых (в алфавитном порядке):

Условия и порядок решения об автокефалии

Общепризнанного канонического порядка провозглашения, упразднения и признания автокефалии в Православной Церкви сегодня нет. Определяя такой порядок богословы обычно ссылаются не на конкретные каноны, а на «каноническую традицию».

Учитывая исторический опыт ныне обыкновенно выделяют следующие критерии правомерности административно-территориального отделения поместной Церкви («Церкви-Дочери») от кириархальной Церкви («Церкви-Матери»):

Более трудноопределимыми, но возможно еще более важными условиями являются:

Юридической и канонической аксиомой считается принцип: никто не может дать другому больше прав, чем имеет сам. Поэтому автокефалию какой-либо поместной Церкви могут предоставить только те церковно-административные инстанции, которые обладают высшей властью. Прежде всего это Вселенский Собор. По некоторым истолкованиям IV Вселенский Собор своим 12-м правилом провозгласил что светская власть не имеет права провозгласить церковную автокефалию, но на деле автокефалия нередко даровалась деянием императора, как в случае с Перво-Юстинианинской Церковью. Но наиболее распространенным, а в последнее время единственным доступным путём учреждения или упразднения автокефалии является решение епископата уже существующей автокефальной поместной Церкви, компетенция которого распространяется лишь на пределы своей Церкви. Волю поместного епископата может выражать как Поместный Собор, так и в исключительных случаях малый Собор епископов – Синод. Такой Собор может предоставить автокефалию части своей Церкви или упразднить собственную автокефалию. В двух исключительных случаях отдельные епископы вправе предоставить временную автокефалию части какой-либо существующей автокефальной Церкви без решения кириархальной Церкви. Во-первых это возможно если центральная власть кириархальной Церкви (т.е. Церкви, от которой отделилась часть епископов) уклонилась в ересь (15-е правило Двукратного Собора). Во-вторых это возможно если эта часть Церкви по каким-либо причинам окажется совершенно оторванной от Церкви-Матери, или же когда центральная власть кириархальной Церкви бездействует (37-е правило VI Вселенского Собора). Вместе с тем, для того, чтобы временная автокефалия стала постоянной, необходимо согласие на это со стороны кириархальной Церкви, жизнь и деятельность которой вернулись к норме.

Читайте также:  крамола это в истории

Никакая автокефальная Церковь не имеет права предоставить автокефалию какой-либо части Вселенской Церкви находящейся в юрисдикции другой автокефальной Церкви. Каноны запрещают архиереям одной церковной области распространять свою власть на Церкви, за пределами своей области «да не смешивают Церквей» (((2-е правило II Вселенского Собора). В новейшей истории не раз случалось, что автокефалия провозглашалась органом государственной власти или местным епископатом, самовольно вышедшим из подчинения соборному епископату автокефальной Церкви, но такие акции также признаются незаконными.

В конечном счёте главным, иногда единственным мотивом решения об автокефалии является благо Церкви. Убеждение о пользе Церкви должно руководить общим мнением клира и паствы как кириархальной, так и обособляющейся или примыкающей поместной Церкви.

История образования и упразднения автокефальных Церквией

После массового расселения славян на Балканах и их постепенного обращения в Христианство появились предпосылки для образования новых автокефальных Церквей. Первой мощной славянской державой здесь стала Болгария. Вскоре после её Крещения в 860-х годах Болгарская Церковь оформилась как поместная Церковь с большой степенью самостоятельности от Константинопольского первосвятителя. В первые десятилетия X века, ввиду побед болгар над империей и провозглашения Болгарского правителя царём, Константинопольская Церковь-Мать признала Болгарскую Церковь автокефальной, а её предстоятель получил титул патриарха. После того как Восточноримский император Василий Болгаробойца покорил Болгарию, он подтвердил прежнюю автокефалию местной Церкви тремя хрисовуллами в 1018-1019 годах, понизив титул её предстоятеля до архиепископа Охридского.

Усиление давления тюркских завоевателей с Востока в конце XIV века привело к новому сдвигу в устройстве автокефальных церковных областей Вселенской Церкви. В 1394 году, вскоре после падения Болгарии туркам, Константинопольский патриарх направил в пределы Болгарской Церкви своего митрополита и по истечении нескольких десятилетий Тырновский Патриархат оказался подчинён Константинопольскому. Тем временем большинство элиты ослабевшей под ударами турок Восточно-Римской империи склонились к римо-католицизму, надеясь через унию получить помощь Запада. Подписание Флорентийской унии в 1439 году подстегнуло обособление Русской Церкви, которая прервала общение с отпавшими от Православия Константинопольскими патриархами-униатами и с 1448 года ставила своих митрополитов самостоятельно. Хотя все другие поместные Церкви также вскоре отвергли злополучную унию, самостоятельность Русской Церкви уже не прерывалась. Еще одной новой поместной Церковью этой эпохи стал Абхазский Католикосат, который обособился от Грузинской Церкви во второй половине XV века, после того как Антиохийский патриарх Михаил IV поставил для него нового католикоса.

При этом шло укрепление и расширение России, ставшей единственным свободным и могущественным православным царством. В 1589 году Константинопольский патриарх, вынужденный всё больше полагаться на поддержку России, наконец признал автокефалию Русской Церкви и поставил её предстоятеля патриархом. Поместные Соборы Восточных иерархов в 1590 и в 1593 годах утвердили каноническую самостоятельность нового Московского Патриархата и определили его пятым по чести после древних Патриархатов, таким образом восстановив «пентархию» первенствующих поместных Церквей.

В XVIII веке в Российской и Османской империях значительно возросло значение западных идеологических влияний, в частности секуляризма и национализма, что усугубило инструментальное отношение к Церкви. Как власти так и ряд видных церковных деятелей стали продвигать унификацию церковной жизни как в административном так и в идентичном отношении. Однородные поместные Церкви представлялись более управляемыми, а также были призваны послужить ассимиляции иноплеменных православных подданных. В Османской империи эти мотивы усугублялись реставрационными настроениями греческой элиты «фанариотов», опасениями властей по поводу лояльности славян, и бедственным материальным положением ряда поместных Церквей. Это привело к упразднению Сербской (Печской) и Охридской Церквей, которые под давлением властей были вынуждены «самораспуститься» и войти в состав Константинопольской Церкви в 1766 и 1767 годах соответственно. В России подобным образом, по императорскому повелению, были присоединены к Русской Церкви Католикосаты Мцхетский (Восточно-Грузинский) и Абхазский (Западно-Грузинский) в 1811 и 1814 годах соответственно.

Отчасти схожим был процесс размножения автокефальных церковных областей в Австро-Венгрии, за тем главным отличием что империи удавалось удерживать православные меньшинства в рамках одного государства. В 1864 году власти пошли навстречу давним требованиям румын и позволили выделение из Карловацкой Церкви самостоятельной румынской Трансильванской Митрополии. В 1873 году из Карловацкой Церкви была также выделена Буковинская Митрополия, объединившая православных в Австрии. Таким образом за столетие перед 1914 годом количество автокефалий в составе Православной Церкви выросло с 8 до 14.

Распад СССР и соцлагеря привёл к основанию многих новых государств-наций в которых возникли и автокефалистские движения. Однако, в отличие от предыдущей эпохи, все эти движения остались расколами, увлекшими в себя меньшинство местных верующих. Только самочинная автокефалия Македонской Церкви, поддержанная в своё время светской властью Югославии и существующая с 1967 года, привлекла к себе большинство верующих Македонии.

Современное состояние вопроса

Ныне понимание автокефалии остаётся сильно политизированным и включает в себя много аспектов не имеющих отношения к каноническому праву и экклезиологии. Автокефалия продолжает широко расценивается в секуляризированных кругах как проявление и обязательный атрибут национальной независимости и самодостаточности. Такое превратное понимание продолжает порождать нестрояния и расколы, из которых на территории Русской Церкви наиболее значительным является т.н. «Киевский Патриархат».

Понимание сути института автокефалии, его канонического содержания и значения этого института для единства Православной Церкви в основном совпадают среди всех поместных Церквей. Основные расхождения относятся к способу провозглашения автокефалии, т.е. к установленной процедуре и к компетентной церковной власти, начинающей эту процедуру.

В рамках Всеправославных предсоборных совещаний и межправославных подготовительных комиссий проходит подготовка предложений, устанавливающих общеправославно признанную процедуру предоставления автокефалии. Предполагается, что они будут рассмотрены на будущем Великом Соборе Православной Церкви и, в случае принятия такой процедуры, должны исчезнуть многие сложности в жизни Церкви. [8].

Использованная литература

[1] Цит. по Скурат К., История Поместных Православных Церквей.

[2] Согласно прот. А. Шмеману, «Знаменательная буря».

[3] Excerpta ex ecclesiastiica historia 2.2; PG 86: 183-4.

[4] Exposition praesessionum patriarcharum et metropolitarum, PG 86: 798-92.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector