апрелевский завод грампластинок история завода

История Апрелевского завода грампластинок

j1vHmG1iruHgEYFTZ88Q Q article

Такими словами начинается 1991 года издания проспект “Сделано в Апрелевке”. Крупнейшее предприятие в Европе, с возможностью выпуска более 50 млн пластинок ежегодно.

В наше время мало кто знает с чего началась история “Апрелевского” завода.

А начало всему было положено в 1910 году, когда около 50 крестьян из деревень, расположенных вблизи станции Апрелевка Московско-Киевской железной дороги, в поисках работы пришли на только лишь строящуюся фабрику. Энергичные немецкие предприниматели Молль, Фогт и Кибарт решили организовать собственное дело в России. Выбор места был не случаен – здесь находилось имение одного из основателей фабрики, прусского подданного Готлиба Генриха Карла Молля, давно жившего в России и известного среди русских промышленников как Богдан Васильевич Молль. Новое дело было достаточно рискованным, ведь на русском рынке в большом ассортименте были представлены грампластинки рижской, петербургской и московской фабрик. Однако первый шаг был сделан верно. Новое детище стало первой и единственной в России фабрикой, которая не только прессовала пластинки, но и занималась изготовлением “граммофонной массы” или проще говоре гранулированной пластмассы на экспорт.

Завоевав сначала провинцию, а затем и крупные города, пластинки фабрики с новой торговой маркой “Метрополь-Рекордс” резко потеснили продукцию других фирм. Этому способствовали как умело выбранный репертуар, так и высокие акустические достоинства пластинок.

Успехи фирмы послужили импульсом к расширению Апрелевской фабрики. Однако первая мировая война спутала все планы. В связи с общими антигерманскими настроениями фабрика была экпроприирована и передана “Русскому акционерному обществу граммофонов”.

В 1919 году Апрелевская фабрика была национализирована и передана в ведение Центропечати – органа пропаганды и агитации средствами печати, перед которым была поставлена новая задача – распространение граммофонных пластинок с речами “вождей пролетарской революции”. Постепенно запасы дефицитного шеллака – основного сырья для производства грампластинок, ввезенного из-за границы еще до революции, – иссякли. Рассчитывать на дальнейшее поступление сырья в условиях экономической блокады не приходилось. Производство на Апрелевской фабрике было почти парализовано. Однако выход нашелся: отправили на переработку оставшиеся на складах дореволюционные пластинки, а названия записываемых речей стали печатать на обратной стороне неисправных этикеток. Так были изготовлены первые апрелевские пластинки с записями речей В.И. Ленина, которые крестьянские ходоки увозили во все концы страны. Но когда иссякли и эти ресурсы сырья, фабрика в 1922 году была вынуждена прекратить работу.

Новый отсчет времени для Апрелевской фабрики да и для всей нашей граммофонной промышленности наступил в 1933 году, когде ее взял под свою опеку Наркомат тяжелой промышленности. Фабрика поистине пережила второе рождение. Новое оборудование, персонал с численностью более 1000 человек и рекордные выпуски пластинок, 19 млн. штук в год – таков рекордный уровень производства, достигнутый заводом в предвоенные годы.

В военные годы, много рабочих ушли на фронт, а завод начал осваивать выпуск мин и шрапнели. В июле 41-го выпущена незабываемая “Священная война” в исполнении Ансамбля под управлением А. Александрова.

В 1950 году произоло событие, имевшее решающее значение для всей граммофонной промышленности страны. Заводские инженеры под руководством В.М. Хазанджи предложили принципиально новый рецепт смолы для изготовления пластинок: вместо дорогой импортной смолы (шеллака) предлагалось использовать поливинилхлоридные смолы. Это позволило резко повысить качество пластинок, в несколько раз увеличить продолжительность их звучания.

В 1952 году на заводе были изготовлены первые в стране партии долгоиграющих плстинок, а в 1961 году и первые стереофонические грампластинки. Однако вплоть до 1971 года продолжался выпуск и обычных пластинок, на 78 об/мин.

В конце 60-х годов – начале 70-х годов в развитых странах у грампластинки появился мощный конкурент – музыкальная кассета. Будучи компактными, удобными в использовании, кассеты быстро завоевали признание.

Учитывая перспективность нового вида продукции в 1989 году завод приступил к подготовке и освоению нового производства. Ровно через год завод выпустил более 700 тыс. компакт-кассет. Однако, несмотря на широкое распространение в мире новых бытовых кассет, опытные меломаны уверяли что звучание обычной грампластинки, при всех ее несовершенствах, отличается от “звука в цифре” большей теплотой и естественностью.

На сегодняшний день Апрелевский завод не производит грамплаcтинки. Последняя партия пластинок была выпущена в 1997 году. Но президент российского независимого лейбла Lilith Records Ольга Кирьянова заявила, что фабрика виниловых пластинок «Апрелевка» заработает весной 2009 года.

Читайте также:  зенит брюгге история встреч

В нашей диджей школе DJ Family имеется один из экземпляров “матрицы” сказки “О потерянном времени” завода Апрелевка.

Ionqid10i7J1uLNNriaW4Q article

1. Проспект “Сделано в Апрелевке” 1991 год издания. Тираж 6000 экз.
2. ВикипедиЯ

Источник

Апрелевский завод грампластинок история завода

20162110 14

по статье
«Русский немец Богдан Молль (Немецкий вопрос в истории России и российского предпринимательства)»

Андрей Гаас
«Подмосковный летописец» № 1 за 2017 г.

Имя его Готтлиб Генрих Карл Молль.
1880 год. Совсем еще юноша (21 год!), не зная по-русски ни слова, Готтлиб Молль приезжает «покорять» Россию. Казалось бы, зачем? Ведь у отца, Фердинанда Вильгельма Молля, собственное эмалировочное производство в Рендсбурге, что в Голштинии. Да и родной дядя имеет процветающее предприятие в Бельгии. Все предпосылки для успешного начала карьеры в собственной стране. Но упрямого Готтлиба не устраивают легкие пути, его тянет в Россию! Разве это не судьба?

Впрочем, его уверенность в себе была не на пустом месте. Несмотря на молодость, он уже успел не один год поработать на семейном эмалировочном производстве и, к радости отца, стал неплохим специалистом. Накопленные знания и секрет нанесения белой стойкой эмали, изобретенный и запатентованный еще его дедом в 1795 году, были самым ценным багажом в его авантюрном вояже в Россию.

И вот уже в 1885 году Готтлиб Молль строит свое собственное эмалировочное предприятие в селе Песочный завод (Киров) Калужской губернии. На производстве трудятся более 100 человек. Да и сам Готтлиб, засучив рукава, постоянно в гуще рабочих, за что пользуется их уважением. Чуть позже строятся еще два эмалировочных производства: в Людиново и Думиничах на территориях местных чугунолитейных заводов. Так Готтлиб Молль становится вполне состоятельным человеком.

В 1891 году 32-х летний Готтлиб заключает официальный брак с Агафьей Рубцовой.

a247c2c8b2be4fac0f99a063d6008d03 L

20162110 11

Он внимательно следил за всеми техническими и технологическими новшествами, готовый внедрить их в свою практику. Не так ли в один прекрасный день и возникла у него идея постройки фабрики граммофонных пластинок как места приложения сил для своего старшего сына Иоганна (Ивана)? После учебы в частной гимназии тот блестяще закончил физико-химический факультет Московского университета и вернулся в поместье, чтобы стать главным помощником отца в его разносторонних начинаниях. Но отец решил, что таланты сына должны проявиться на совершенно новом, самостоятельном поприще. С этого момента, по-видимому, и можно отсчитывать историю апрелевской грампластинки.

У ИСТОКОВ «АПРЕЛЕВСКОЙ ГРАМПЛАСТИНКИ»

Важно еще добавить, что от замысла Готтлиба Моля освоить «граммофонный бизнес» до появления 15 декабря 1910 года горячей, из-под пресса, пластинки прошло не более полугода. Фантастически малый срок!

20162110 2

20162110 3

НАЧАЛО КОНЦА. РУССКИЙ ОТВЕТ НА «НЕМЕЦКИЙ ВОПРОС»

Страну охватил антинемецкий угар. На волне «ура-патриотизма» по городам прокатились немецкие погромы. Началась ликвидация принадлежащих им промышленных предприятий и земельных владений. Десятки тысяч были депортированы в центральные и восточные районы страны.

Отец и сын, Готтлиб и Иоганн Молли вместе с семьями были просто высланы в Казанскую губернию.

20162110 6

Моллям же удалось вернуться в свое поместье лишь после февральской революции. Нет худа без добра: в ссылке Иоганн познакомился с учительницей Ольгой Андроновой и женился на ней. Вполне возможно, что вместе с отцом он рассчитывал восстановить справедливость и вернуть Апрелевскую фабрику, еще не сознавая, что уже наступил последний акт драмы.

В 1918 году всех германских подданных вызвали в Германию. Уехали и Молли, но уже в 1919-м вновь вернулись в Россию.

В 1927 году семью Иоганна Молля выдворяют из страны. Сам Иоганн в который уже раз находится в тюрьме. Собрав нехитрый скарб, отважная русская женщина вместе с бабушкой, взяв всех семерых детей Иоганна, уезжает на новую родину, в Германию. Через некоторое время выпускают и умирающего Иоганна. Туберкулез, обострившийся в заключении, вступил в последнюю фазу. Он еще успевает пересечь границу, но умирает, так и не добравшись до местечка Зухсдорф, где среди незнакомых людей, в пока еще чужой для них стране его ждут жена и дети.

Источник

Заводы-изготовители виниловых пластинок в СССР.

Доброго времени суток, Пикабушники! Сегодня речь пойдёт о заводах, которые производили пластинки фирмы «Мелодия» в СССР.

Небольшая предыстория: «Мелодия» — советская и российская фирма звукозаписи, старейшая в России компания звуковой индустрии. Основана в 1964 году, как Всесоюзная фирма грампластинок. Объединила основные фабрики грампластинок и звукозаписывающие студии, существовавшие на тот момент в СССР, и стала государственной организацией по производству, хранению и распространению звукозаписей.

14489057121395976

1448906255199923830

1448906725115184105

В середине 1980-х годов печатал, кроме основных заказов, пластинки для польской фирмы «Tonpress». Также в Ленинграде была собственная студия грамзаписи, основным репертуаром была классическая музыка. Качество пластинок этого предприятия было средним, пластинки штамповались толстыми, конверты для пластинок делались из обычной бумаги и они быстро приходили в негодность, на других использовалась лакированная бумага, да и сам завод выпускал пластинки через год после их появления на «Московском опытном заводе Грамзапись». В начале 1990 года начали выпускать «Сигнальную серию пластинок», основным репертуаром которого являлась рок-музыка таких групп как: «Аукцион», «НОМ», «Крематорий», «Пикник», «Кризис» и т.д.

Читайте также:  российская империя полная история страны

1448907695115268750

«Главное, что нам повезло со звукорежиссёром Александром Гривой, который фактически стал продюсером нашей первой пластинки. Он прекрасно чувствовал новую западную музыку и понимал, что там много хорошего…»

1448908180149587585

1448908570127922173

Спасибо за внимание!

Просто оставлю это здесь.

1448959130189260640

1448960605184891450 1448960606282523094

Ах, ты Апрелевка, Апрелевка моя!
Ты город детства, ты как вторая мама

К сожалению пластинка очень сильно проигрывает в качестве звука с CD, не понимаю почему все еще фанатеют от винила.

По поводу Ташкентского завода, там не все так однозначно. Как минимум одно исключение есть, причем наглядно все видно (точнее слышно)

А как это стерео дорожку на диск записывали?

Ребят, не подскажите? От бабушки достался целый ящик пластинок с музыкой. Музыка и наша и зарубежная, многим пластинкам больше 50 лет. Имеют они какую-то ценность или можно выкидывать? Хотя иногда хочется проигрыватель даже купить)

Вернется, после ядреной войны. Как и паровые двигатели.

m966955 1728943336

Зарубежная музыка в СССР.

Доброго времени суток, Пикабушники! В этом посте речь пойдёт о зарубежных исполнителях выходивших на пластинках фирмы «Мелодия»

После того как в 1973 году СССР вступил (частично) во Всемирную конвенцию о защите авторского права, фирма «Мелодия» была обязана указывать, что пластинка была выпущена по лицензии одной из звукозаписывающих фирм.

Несколько фирм, которые сотрудничали с фирмой «Мелодия»:

1452341459186438010

В СССР зарубежные исполнители отбирались по критериям отвечавшие советскому строю. Этим занималось Министерство культуры СССР и художественный совет «Мелодии».

В песнях и названиях композиций не должно было содержаться антисоветской пропаганды, а также исключалось содержание ненормативной лексики, пропаганды насилия, наркотиков и секса.

В «черный список» запрещённых групп попали:

«Pink Floyd», «Black Sabbath», «Queen», «Kiss», «Deep Purple», «Rolling Stones» и др.

В последствии несколько групп из «чёрного списка» были выпущены во времена перестройки. Некоторые группы выходили в сборниках:

«Greenpeace», «Архив популярной музыки».

Магазин фирмы «Мелодия» на Новом Арбате:

145234244111182212

После утверждения репертуара худсоветом заказывались образцы записей (матрицы) через внешнеторговое объединение «Международная книга» для выпуска альбома и образцы конвертов для оформления.

Иногда описание исполнителей и оформления конвертов видоизменялись (по цензурным соображениям), а в некоторых случаях до типографий не доходили образцы оформления конвертов. Чаще всего изображались пейзажи, памятники культуры или фото исполнителя на цветном фоне:

1452344271172036495

В 1982 году было принято решение об авторском оформлении конвертов (т.е. как на оригинальных изданиях).

Слева оригинальное издание, справа советское:

1452344063152061584

145234406916619172

Иногда одна, а то и несколько песен заменялись (по цензурным соображениям) на другие композиции из других альбомов.

Французская группа «Space» также подверглась советской цензуре. В альбоме «Magic fly» (Волшебный полет) была заменена песня «Carry on turn me on», на композицию «Blue» из альбома «Deliverance».

Кстати с альбомом «Magic fly» (Волшебный полет) вышел казус:

Причина была в том, что на лицевой стороне обложки пластинки, где изображён лидер группы «Space» Дидье Маруани был с крестом (если присмотреться внимательней, крест замазан, впоследствии был потом). Тираж в продажу не поступал, вернее, с таким конвертом, потому что позже, всё-таки, малая часть пластинок завода МоЗГ была в продаже.

Основная часть была уничтожена, а малая часть точно уж и неизвестно, сколько было вынесено из завода подпольным путём, но эту пластинку можно было купить из «подполы» у спекулянтов, торгующих у магазина «Мелодия» и возможно и в других местах. Цена любых пластинок из «подполы», тогда составляла от 10-20 рублей, в зависимости от популярности исполнителя. Цена «Space» доходила до 25 рублей, это большая цена, если учесть, что средний заработок составлял 100-120 рублей. Теперь такая пластинка стоит от 100 долларов и выше, при этом её очень трудно купить. Она отличается не только лицевой стороной, но и задней, там намного больше текста мелким шрифтом и расположение песен находится слева, а не справа, как у общего тиража.»

Как только поступали пластинки в магазины, они сразу становились дефицитом.

Очередь в магазине на Новом Арбате за сборником «Greenpeace»:

1452346710171932031

С этим альбомом произошла скандальная история:

Читайте также:  индиана джонс и последний крестовый поход кинопоиск

1452346958120463458

«Редчайшее (первое) издание, самим Полом Маккартни признанное мошенническим и потому неофициальным. В своё время это вызвало большой скандал, замалчивавшийся советской прессой. Выпущен фирмой «Мелодия» за пару недель до официального релиза на той же фирме. Треклист укорочен, по сравнению с официальным изданием, поскольку на момент выпуска не все плёнки были переданы издателю.»

Слева неофициальное, справа официальное издание:

1452349326159883295

После скандала в 1990 году Пол Маккартни стал «золотым призером». Газета «Комсомольская правда» в выпуске от 11 февраля 1990 года писала, что по мнению руководства ВТПО «Фирма Мелодия» пластинка «Снова в СССР» может быть занесена в советскую книгу рекордов «Пари» по трем позициям:

-самый большой тираж грампластинки иностранного исполнителя в СССР (более 500 тысяч экземпляров);

-самая дорогая в мире пластинка (цены у коллекционеров в США достигали 150—200 долларов за экземпляр);

-самая массовая «экспортная» продукция «Фирмы Мелодия».

Источник

110 лет назад в Апрелевке открылась первая фабрика граммофонных пластинок

2b73509c11cfb24d156ab7bce6808127

86fcf6b0d672ab0307c79aa753a091c0

90cf0af1bdfba5d64f9c470e485ed934

98b1f797e05e2de48a401714189115b0

96ee662fa1c2fb2bb0189b63665dd509

a82df28aa78db29e84f9f10ea78aef47

На фабрике в первый же год уже работало 50 рабочих. В основном это были бывшие крестьяне из окрестных деревень. Кроме того Богдан Молль пригласил из Германии грамотных опытных специалистов. Два из них – Аугуст Кибарт и Альберт Фогт впоследствии стали его компаньонами в созданном им Торговом доме.

В первый год было выпущено 400 тыс. граммофонных дисков под марками «Metropol» и «Record». Они все разошлись по ярмаркам, базарам, магазинам и лавкам империи в считанные недели. Их стали крутить на свадьбах и именинах, проводах, посиделках и чаепитиях, семейных вечерах.

Огромные трубы граммофонов разносили русские народные песни, частушки, романсы, арии, марши. Первые пластинки имели два отверстия в центре и проигрывались от середины к краю. Затем диаметр постепенно увеличивался и даже достигал полуметра.

После революции 1917 года завод был национализирован. Далее был создан отдел «Советская пластинка». На пластинках тех лет стала изображаться ласточка, державшая в клюве нотный знак золотистого цвета. Она на долгие годы стала эмблемой Апрелевского завода.

Расцвет производства грампластинок пришелся на советское время. В 1964 году в СССР была создана фирма грамзаписи «Мелодия», в структуру которой вошел и Апрелевский завод. Это предприятие было самым крупным заводом грампластинок в мире. Завод тиражировал записи симфонических оркестров, отечественную и зарубежную эстраду, бардовскую песню и рок, музыкальные спектакли, сказки и музыку для детей.

После событий 1991 года покупательский спрос на пластинки стал резко снижаться. Предприятие стало терпеть убытки. В 1997 году в Апрелевке была выпущена последняя партия пластинок. Завод закрылся, проработав 87 лет.

А пластинки стали частью истории, которую бережно хранят в Наро-Фоминском историко-краеведческом музее.

Источник

Апрелевский завод грампластинок

История

Начало было очень успешным: в первый год было выпущено 400 тыс. граммофонных дисков под маркой «Метрополь-Рекорд».

После революции фабрика была национализирована. Иоганн Молль был арестован, позже, в конце 20-х годов, ему удалось покинуть страну и переехать в Германию.

Расцвет предприятия пришелся на советское время. В его стенах записывал свои речи Владимир Ленин. В 1925 году фабрика была названа «Фабрика памяти 1905 года», позже переименована в «Апрелевский завод памяти 1905 года». В годы войны 1941-1945 года на заводе выпускались пластинки только с одной песней – «Священная война», остальные цеха использовались для военного производства.

В начале 1950-х годов на заводе началось освоение выпуска виниловых пластинок, в 1952 году были изготовлены первые в стране партии долгоиграющих грампластинок, а в 1961 году — первые стереофонические грампластинки.

В 1964 году Апрелевский завод вошел в состав фирмы грамзаписи «Мелодия», тогда же на нем было освоено производство гибких грампластинок, более доступных по цене. В тот период на Апрелевском заводе выпускалось уже более половины всех производившихся в стране грампластинок, а к 1980-м годам Апрелевка выпускала ежегодно по 50 миллионов дисков в год.

Изменения в стране в 90-е годы прошлого века коснулись и деятельности «Мелодии», предприятия получили полную независимость, при этом спрос на пластинки начал резко снижаться, упала покупательская способность населения, на рынок вышли CD. Апрелевский завод стал убыточным, работа с независимыми заказчиками и начало производства кассет уже не могли спасти предприятие, и в 1997 году им была выпущена последняя партия грампластинок.

В 2007 году в здании бывшей дирекции фабрики предпринимателем Б.В. Чухонцевым был открыт Музей истории Апрелевского завода грампластинок (другое название – «Музей забытых людей и вещей»). В коллекции Музея – грампластинки, граммофоны и патефоны, фотографии и разнообразные раритеты, рассказывающие о славной истории предприятия.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector