адмирал лазарев биография национальность родители

Лазарев Михаил Петрович

Семья и начало военной карьеры

Родился 3 ноября 1788 года в г. Владимире. Отец, Петр Гаврилович Лазарев, сенатор, тайный советник. Императорским указом от 25 января 1800 года будущий флотоводец и его братья Алексей и Андрей были приняты в Морской кадетский корпус.

В 1803 командирован на английский флот, где в течение 5 лет находился в непрерывном плавании в Атлантическом и Индийском океанах, Северном и Средиземном морях.

Кругосветные путешествия

В 1813 — 1816 годах на принадлежащем Русско-Американской компании судне «Суворов» совершил своё первое кругосветное плавание из Кронштадта к берегам Аляски и обратно через Перу и мыс Горн, открыв атолл Суворова.

С 1822 года М.П. Лазарев командовал фрегатом «Крейсер», на котором осуществил своё третье кругосветное плавание (1822—25), проводя широкие научные исследования по метеорологии, этнографии и др.

С 1826 г. капитан 1-го ранга М.П. Лазарев назначен командиром 74-пушечного линейного корабля «Азов».

В 1827 г. М. П. Лазарев назначен начальником штаба эскадры контр-адмирала Л.П. Гейдена, направленной в Средиземноморье для совместного с французской и английской эскадрами оказания помощи Греции, восставшей против турецкого ига.

8 октября 1827 года союзный флот под общим командованием английского адмирала Э. Кодрингтона атаковал и уничтожил турецко-египетский флот в Наваринской бухте. За отличие в Наваринском сражении М.П. Лазарев был произведён в контр-адмиралы.

Командование Черноморским флотом

В феврале — июне 1833 года М.П. Лазарев, командуя эскадрой, возглавил Экспедицию русского флота в Босфор 1833, в результате которой был заключён Ункяр-Искелесийский договор.

Под руководством М.П. Лазарева Черноморский флот принимал участие в Кавказской войне.

10 октября 1843 года М.П. Лазарев был произведен в адмиралы.

Скончался М.П. Лазарев 11 апреля 1851 года от рака желудка. Он похоронен во Владимирском соборе Севастополя.

Современные оценки деятельности М.П. Лазарева

Однако роль М.П. Лазарева в Кавказской войне трактуется не столь однозначно.

В 2003 году черкесская общественность заявила резкий протест против восстановления памятника М.П. Лазареву в поселке Лазаревское.

В постановлении исполкома Международной черкесской ассоциации было сказано: «Считать не соответствующим общечеловеческим нравственным принципам и нормам решение органов местного самоуправления г. Сочи об установке на этнической родине адыгов памятника адмиралу М.П. Лазареву, непосредственному участнику военных действий против коренного населения, приведших к массовой гибели мирного населения и национальной трагедии адыгов». 7

Источники:

Автор: Кавказский Узел

Источник

Лазарев, Михаил Петрович

%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB %D0%9B%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2

Содержание

Биография

Михаил Петрович Лазарев родился во Владимирской губернии 14 ноября 1788 г. Сын правителя Владимирского наместничества дворянина Петра Гавриловича Лазарева (впоследствии сенатор, тайный советник), брат вице-адмирала Андрея П.Лазарева (старший) и контр-адмирала Алексея П.Лазарева (младший). Мать их — Анна Андреевна Якоби.

В январе 1800 г. умер отец братьев Лазаревых и уже отношением генерал-адъютанта Х. А. Ливена от 6 февраля этого же года братья были определены в Морской кадетский корпус.

20 февраля 1800 г. братья были зачислены в корпус рядовыми кадетами, где они и получили образование. Способности Лазарева 2-го (Михаила) и живой интерес ко всему, что относилось к военно-морскому делу, сразу привлекли внимание командования корпуса.

3 июня 1803 г. М.Лазарев был произведен в гардемарины, а 7 июня того же года после прохождения практики на корабле «Ярослав» был отправлен, вместе с 30 другими лучшими воспитанниками корпуса, волонтером в английский флот (ему было 15 лет).

8 января 1806 г. М.Лазарев был произведен в мичманы английского флота. Пять лет непрерывного плавания на его судах в Северном и Средиземном морях, в Атлантическом, а на судах Ост-Индийской компании в Индийском и Тихом океанах были для Михаила Петровича отличной морской школой.

В мае 1808 г. был произведен в мичманы — первое офицерское звание.

6 июня 1808 г. М.Лазарев был приведен к присяге как офицер, исключен из списков корпуса и направлен в 20-летнем возрасте для дальнейшего прохождения службы на Балтийский флот.

Первая русская антарктическая экспедиция

200px %D0%AD%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F

magnify clip

В 1819 г. под руководством капитан 2 ранга Ф. Ф. Беллингсгаузена, была снаряжена с научной целью экспедиция для исследования вод Южного Ледовитого океана. В ее состав вошли шлюпы «Восток», под командой Ф.Беллингсгаузена, и «Мирный», под командой М.Лазарева (назначен командиром был 27 марта 1819 г.).

Экспедиция вышла из Кронштадта 15 июля 1819 г. и благополучно возвратилась 5 августа 1821 г., совершив свыше 49500 миль плавания и пробыв в походе 751 день из них 527 под парусами. Плавание проходило в тяжелых полярных условиях: среди ледяных гор, при частых штормах. Экспедиция побывала в водах, еще никем не посещенных, и довольно долго после нее ни одно судно не приближалось так близко к южному полюсу, как русские шлюпы «Восток» и «Мирный».

28 января 1820 г. шлюпы «Восток» и «Мирный», несмотря на тяжелую ледовую обстановку, подошли первый раз к Антарктиде. Этот день считается днем открытия Антарктиды. Русские моряки первыми в мире открыли новую часть света Антарктиду, опровергнув мнение английского путешественника Джеймса Кука, утверждавшего, что в южных широтах нет никакого материка, а если он и существует, то только близ полюса, в недоступном для плавания районе. Через неделю экспедиция достигла Южно-Шетландских островов. Русские мореплаватели, пройдя вдоль всего южного побережья Южной Шетландии, доказали, что она состоит из гряды высоких каменистых островов, покрытых вечным снегом. 5 августа 1821 г. М.Лазарев вернулся в Кронштадт из своего второго кругосветного плавания, завершившегося открытием шестой части света — Антарктиды. По возвращении М.Лазарев 17 августа 1821 г. был произведен через чин в капитаны 2 ранга и, кроме того, ему была сохранена пенсия в качестве добавочного денежного оклада по чину лейтенанта, в каком он был в плавании.

Плавание «Востока» и «Мирного» является замечательным вкладом в историю географических открытий. За Россией был закреплен приоритет в открытии ряда земель Антарктики.

Командование фрегатом «Крейсер»

В 1822 году марта М.Лазарев был назначен командиром фрегата «Крейсер». 29 августа 1822 г. фрегат «Крейсер» отправился в третье кругосветное плавание к берегам Северной Америки для охраны территориальных вод от хищнического промысла и борьбы с контрабандной торговлей. В этом плавни участвовал и его брат капитан-лейтенант Андрей Лазарев, командуя шлюпом «Ладога». Из этого плавания М.Лазарев благополучно возвратился 17 августа 1825 г. По возвращении он был произведен 13 сентября 1825 г. в чин капитана 1 ранга, награжден орденом Владимира 3 ст. и за ним сохранено, в прибавку к жалованью, жалованье по чину капитана 2-го ранга в каком он совершил плавание.

Командование Черноморским флотом

200px %D0%9B%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%8C %D0%90%D0%B7%D0%BE%D0%B2

magnify clip

В 1826 г. Михаила Петровича назначили командиром 12-го флотского экипажа и строящегося в Архангельске нового линейного 74-х пушечного корабля «Азов».

В 1827 г. командир «Азова» Лазарев был назначен по совместительству начальником штаба эскадры, снаряжавшейся для похода в Средиземное море.

В период с 20 августа по 18 октября отдельная эскадра (в том числе и «Азов») под командованием контр-адмирала Л. П. Гейдена, выделенная для поддержки национально-освободительного движения греков, совершила переход по маршруту: Портсмут — Палермо — Мессина — остров Занте — Наваринская бухта.

В 1831—1832 гг. М.Лазарев принял самое деятельное участие в работах комитета образования флота по исправлению штатов вооружения и запасов военных судов и по выработке нового положения об управлении Черноморским флотом. Он лично внес целый ряд предложений по улучшению кораблестроения и вооружения судов.

С 22 мая по 14 сентября 1831 г. М.Лазарев командовал отрядом судов, крейсировавших в Ботническом заливе с целью охраны финляндского побережья от иностранной военной контрабанды.

С октября 1831 г. по июнь 1832 г. Михаил Лазарев председательствовал в Комиссии по исправлению штатов по вооружению и запасу военных судов. 17 февраля 1832 г. его назначили начальником штаба Черноморского флота, а в следующем году — его командующим. Утвержден в этой должности Михаил Петрович был 12 января 1835 г., и был Командующим Черноморского флота флота в течение 18 лет.

200px 10

magnify clip

М.Лазарев первый организовал двухлетнюю экспедицию фрегата «Скорый» и тендера «Поспешный» с целью описи Черного моря, следствием которой было издание первой лоции Черного моря. В октябре 1842 г. была завершена работа по составлению и изданию «Атласа Черного и Азовского морей».

Читайте также:  история москвы как столицы

22 октября 1843 г. Михаил Петрович «за отличие» был произведен в адмиралы. Под его руководством парусный Черноморский флот стал лучшим в России. Были достигнуты серьезные успехи в кораблестроении. Лазарев лично следил за постройкой каждого нового большого корабля.

При Лазареве число кораблей Черноморского флота было доведено до полного штатного комплекта (15 линейных кораблей, 7 фрегатов и соответствующее количество пароходов и мелких судов). Была значительно усовершенствована артиллерия. В Николаеве с учетом всех достижений техники того времени было построено адмиралтейство; началась постройка адмиралтейства под Новороссийском.

Под личным наблюдением Лазарева были составлены планы и подготовлена местность для строительства адмиралтейства в Севастополе и построены доки. В заново реорганизованном по его указаниям Гидрографическом депо было напечатано много карт, лоций, положений, руководств и издан подробный атлас Черного моря. В депо печатались также книги по военно-морским вопросам.

Последние годы жизни

В 1843 г. Лазарев почувствовал первые признаки серьезной болезни, но не обратил на них никакого внимания. Болезнь стала быстро усиливаться, а Лазарев все не хотел покидать любимого ему дела. Наконец, к началу 1851 г. рак желудка, которым страдал Лазарев, развился до такой степени, что адмирал почти не мог принимать никакой пищи. Лазарев сдал управление флотом и уехал в Вену, где и умер 23 апреля 1851 г., ни разу не обнаружив никаким знаком своих ужасных страданий.

200px %D0%A3%D1%81%D1%8B%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0

magnify clip

Прах его был перевезен в Россию и предан земле в Севастополе во Владимирском соборе. В цокольном помещении этого Собора в виде креста головами к центру креста похоронены М. П. Лазарев, П. С. Нахимов, В. А. Корнилов и В. И. Истомин, все трое его ученики.

В 1867 г. в этом городе, тогда еще лежавшем в развалинах после Крымской войны 1853—1856 гг., состоялось торжественное открытие памятника Лазареву. На открытии этом Свиты Его Величества контр- адмирал И. А. Шестаков сказал блестящую речь, в которой живо очертил заслуги знаменитого адмирала по созданию русского флота и высоких качеств русских моряков.

Увековечивание памяти

Источник

Михаил Лазарев

Биография

Михаил Лазарев – прославленный российский мореплаватель, один из 2 первооткрывателей Антарктиды, ученый и командующий Черноморского флота.

Михаил Петрович Лазарев родился 3 (по старому стилю) ноября 1788 года во Владимире в дворянской семье. Отец будущего адмирала, Петр Гаврилович, скончался, когда Михаил был подростком. Однако до этого мужчина успел отправить будущего мореплавателя и 2 его братьев на учебу в Морской кадетский корпус. По другим сведениям, на учебу мальчиков определили уже после смерти отца с помощью генерал-адъютанта Христофора Ливена.

101 gCNaEw7Михаил Лазарев

В учебе Михаил, обладавший острым умом, проявлял усердие и в итоге оказался одним из 30 лучших выпускников. После окончания учебы получившего статус гардемарина юношу направили в Англию – знакомиться с устройством британского флота. Там Михаил прослужил до 1808 года, все это время проведя на судах, вдали от суши. В этот период мореплаватель занимался самообразованием, посвящая много времени изучению истории и этнографии.

Флот и экспедиции

После возвращения на родину Лазарева произвели в мичманы, и до 1813 года мужчина служил на Балтийском флоте. В этом качестве Михаил участвовал в Русско-шведской войне и войне против Наполеона.

102 ePV1RbmПортрет Михаила Лазарева

Путешествие продлилось 2 года. В начале из-за трудных погодных условий корабль был вынужден остаться в шведской гавани, но затем сумел добраться до Ла-Манша. Это было успехом еще и потому, что в пройденных водах курсировало немало военных кораблей Франции и Дании, которые могли напасть на русское судно.

103 48DjkZKПлавание Михаила Лазарева на фрегате «Суворов» в 1813—1815 годах

В британском Портсмуте Лазареву пришлось задержаться на 3 месяца, так что экватор корабль пересек только к апрелю, а в Атлантический океан попал в конце весны 1814 года. В августе, приближаясь к Австралии, экипаж услышал рев канонады – губернатор колонии Новый Южный Уэльс таким образом засвидетельствовал русским свою радость от разгрома наполеоновских войск.

В начале осени, следуя маршруту, проложенному по Тихому океану, путешественник неожиданно заметил очертания суши, которых, судя по карте, не должно было быть. Оказалось, что Михаил Петрович обнаружил новый атолл, названный в итоге, как и корабль, в честь Суворова. К ноябрю экспедиция достигла берегов Северной Америки и высадилась в Ново-Архангельске (сегодня город носит название Ситка), где мореплаватели получили благодарность за то, что сберегли грузы. После зимовки в городе «Суворов» вновь вышел в море и к лету 1815 года вернулся в Россию.

104 Q0vQ01dПамятник Михаилу Лазареву в Сочи

Спустя 3 года трудного морского похода экипаж обоих судов возвратился в Кронштадт. Итогом экспедиции стало опровержение утверждения Жана Лаперуза о непроходимости льдов за Южным полярным кругом. Кроме этого, Лазарев и Беллинсгаузен собрали значительные биологические, географические и этнографические материалы, а также открыли 29 островов.

105 j8jpZSVМихаил Лазарев и Фаддей Беллинсгаузен

По итогам экспедиции Михаила Лазарева произвели в чин капитана II ранга. Интересный факт: этому должен был предшествовать чин капитан-лейтенанта, но заслуги мореплавателя признали заслуживающими того, чтобы пренебречь правилами.

Пока мореплаватель путешествовал по водам Антарктики, ситуация в Русской Америке осложнялась ввиду возросшей активности контрабандистов. Единственное военное судно не могло обеспечить безопасность территориальных вод. Власти решили выслать в помощь фрегат «Крейсер», оснащенный 36 пушками, а также шлюп «Ладога». Назначенный на «Крейсер» Михаил в этом плавании воссоединился с братом Андреем – тому доверили управлять «Ладогой».

106 Y08tIV0Открытие Антарктиды экспедицией Михаила Лазарева и Фаддея Беллинсгаузена

Выход судов состоялся 17 августа 1822 года, сначала они испытывали затруднения из-за сильных штормов. Выйти из приютившего российские корабли Портсмута получилось только к середине осени. Следующие штормы ожидали «Крейсер» после достижения Рио-де-Жанейро. С «Ладогой», пути с которой разошлись из-за бурь, Лазарев встретился только возле Таити.

У берегов Северной Америки суда простояли до 1824 года, а затем отправились на родину. И вновь сразу после выхода в открытое море на корабли обрушилась буря. Но Лазарев решил не пережидать непогоду в Сан-Франциско и, успешно преодолев шторм, в августе 1825-го прибыл в Кронштадт.

107 BvvLXYmМихаил Лазарев, Павел Нахимов и Ефим Путятин во время кругосветного плавания на фрегате «Крейсер»

За выполнение приказа Михаила Петровича произвели в капитаны I-го ранга. Однако мореплаватель не удовольствовался этим: Лазарев потребовал наград для всего экипажа «Крейсера», включая матросов. 27 февраля 1826 года мужчину отправили командовать 12-м флотским экипажем, а также кораблем «Азов», строящимся в Архангельске. Когда судно сошло с верфи, под руководством Михаила Петровича «Азов», а также «Изекииль» и «Смирный» прибыли в Кронштадт.

8 октября 1827 года «Азов», державший курс в Средиземное море, участвовал в Наваринском сражении – крупнейшем морском бое между войсками России, Англии и Франции против турецко-египетского флота. «Азов» под командованием Лазарева успешно уничтожил 5 турецких судов, а также флагманский корабль Мухаррем-бея. Наградами за успехи в бою Михаилу Петровичу стали звание контр-адмирала и 3 ордена – греческий, французский и английский, а судно получило Георгиевский флаг.

108 krRldV6Бюст Михаила Лазарева в Севастополе

В период с 1828 по 1829 годы Лазарев управлял блокадой Дарданелл, затем вернулся к командованию в Балтийском флоте, а в 1832-м мужчину назначили начальником штаба Черноморского флота. Для него Михаил Петрович сделал многое – в частности, стал основоположником новой системы обучения матросов. Теперь моряков готовили в море, сделав обстановку максимально похожей на боевую.

Также вкладом Лазарева стало снабжение флота артиллерией и судами более высокого уровня, начало оснащения пароходами. Именно тогда был выстроен первый для российского флота пароход из железа, а кадетов начали учить, как ходить на подобных судах.

109 zmiUPD5Адмирал Михаил Лазарев

Помимо заботы о повышении качества судов и уровня службы экипажей, Михаил Петрович реорганизовал жизнь моряков и их семей на берегу: открыл школу для детей матросов, улучшил Морскую библиотеку Севастополя, приложил все силы к улучшению работы гидрографического бюро. В 1843 году Михаила Петровича Лазарева произвели в чин адмирала.

Личная жизнь

В 1835 году мореплаватель решил навести порядок в личной жизни и вступить в законный брак.

110Екатерина Фан-дер-Флит, жена Михаила Лазарева

Его женой стала Екатерина Фан-дер-Флит, дочь губернатора Архангельска, девушка была на 24 года младше супруга. В браке родились 6 детей, двое из которых, Петр и Александра, умерли в детском возрасте.

Смерть

В конце жизни Михаил Петрович тяжело болел, но продолжал работать. Это отмечено даже Николаем I в переписке – тот упоминал, что Лазарев не щадит себя, и опасался, что это осложнит течение болезни.

Читайте также:  история возникновения османской империи

111Памятник Михаилу Лазареву в Новороссийске

В 1851 году адмирал вместе с супругой и дочерью отбыл в Вену, надеясь, что европейские врачи смогут как-то помочь справиться с недугом. Однако рак стал только агрессивнее, и Лазарев окончательно слег, хотя старался не подавать виду о том, сколько мучений приносит болезнь. Просить у государя, благоволившего ему, позаботиться о семье мужчина не пожелал, как не желал никогда и ни у кого просить помощи.

Мореплаватель скончался 11 апреля 1851 года в Вене, причиной смерти стал рак желудка. Тело Михаила Петровича отвезли на родину, в город Севастополь, где похоронили в склепе Владимирского собора.

112Портрет Михаила Лазарева. Художник Иван Айвазовский

Средства для установки памятника адмиралу собрали в день похорон. Открытие монумента состоялось в 1867 году, однако этот памятник не сохранился. Сегодня бюсты мореплавателя установлены в Лазаревском, Николаеве, Севастополе и Новороссийске.

При жизни Михаила Петровича его портреты писали многие художники, в том числе – гениальный маринист Иван Айвазовский. Кроме этого, изображения Лазарева можно найти на марках и конвертах времен СССР.

Источник

maxresdefault 2 3

%D0%90%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BB %D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD %D0%A1%D1%83%D1%80%D1%8C%D1%8F%D0%BD 11

Роман I Лакапин – византийский император (с 920 по 944 год), армянин по национальности, был адмиралом. Перед тем как стать императором он дослужился до должности начальника императорского флота. Его адмиральское звание именовалось друнгарий, то есть командующий императорскими боевыми кораблями. Согласно сохранившимся историческим сведениям, в VIII веке армянин был адмиралом египетского флота. Адмирал Антон Сурьян (в Венеции его называли Антон Армянин) в середине XVI века разработал новую систему спуска кораблей на воду и создал устройство для очистки морского дна. В 1571 году в битве при Лепанто Сурьян так умело расположил установленные на венецианских кораблях орудия, что турки в морском бою были полностью разгромлены. В числе приближённых короля Бирмы был бирманский адмирал армянин ходжа Симон.

Лазарев положил начало созданию в России парового флота. На Черном море был построен первый железный пароход и начата подготовка кадров для службы на паровых судах. В 1843 году он получил звание адмирала. Особая заслуга Лазарева в подготовке людей, прославив­ших русский флот и Россию в годы Крымской войны (1853 – 1856 годов). Он был наставником таких известных русских флотоводцев как Павел Нахимов, Владимир Корнилов и Владимир Истомин. Михаила Лазарева очень почитал император Николай I. Похоронен он в адмиральской усыпальнице Морского собора Святого Владимира в Севастополе. Он был награждён многими высшими орденами Российской империи. Его имя увековечено в многочисленных географических названиях, памятниках и много чём ещё. Вот лишь некоторое. В 1996 году в Новороссийске был открыт памятник адмиралу Лазареву. В Великом Новгороде на памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть и фигура Михаила Лазарева. Армяне, живущие на Черноморском побережье высоко чтут этого человека. Именем Лазарева назван основанный армянами посёлок, примыкающий к Сочи – Лазаревское.

12 сентября 1838 года по распоряжению Николая I корабли российской эскадры под командованием адмирала Михаила Лазарева и генерала Николая Раевского вошли в Цемесскую бухту. И, сломив сопротивление турок и горцев, на развалины турецкой крепости в устье Цемесса был высажен десант русских войск численностью 5816 человек под командованием Лазаря Серебрякова. Этот знаменательный день и стал считаться Днём рождения Новороссийска. В Суджукской бухте, переименованной в Цемесскую бухту, поначалу возникло русское укрепление Цемесское. А вскоре начинается строительство мощного форта и города, которому в 1839 году было дано название Новороссийск. Именно Серебрякову было поручено стать первым строителем города Новороссийска и начальником Новороссийского порта. За успешное проведение десантной операции, Серебрякова 8 октября 1838 года производят в контр-адмиралы с назначением в свиту Его Императорского Величества. В августе 1839 года произошла знаменательная встреча и знакомство Лазаря Серебрякова с великим художником Иваном Айвазовским. В 1839 году Серебряков был назначен командиром 1-го отделения Черноморской береговой линии и начальником Новороссийского порта.

Будучи главной фигурой в строительстве города, морского порта и крепости, он сумел в тяжелейших условиях мобилизовать войска, население и переселенцев на строительство всей хозяйственной и административной структуры новой крупной военно-морской базы. Следует отметить и большую гражданскую деятельность Лазаря Марковича. Он уделял большое внимание развитию Новороссийска, который благодаря его стараниям стал превращаться из небольшой деревушки в красивый город с современными фортами и удобными пристанями, добротными жилыми домами и мощёными улицами, госпиталями и церквями, почтовыми отделениями и бесплатными школами для детей. Серебряков явился инициатором создания городской публичной библиотеки. Благодаря ему здесь был основан также армянский духовный центр. Усилиями Серебрякова в 1845 году открывается Новороссийский торговый порт и устанавливаются временные таможенные порядки. В 1848 году на Торговой площади появляется самое большое здание в городе, построенное под его руководством – Адмиралтейство. Целых 18 лет отдал Лазарь Маркович строительству города. За большие заслуги в градостроительстве и развитии края в 1848 году Серебряков получил чин вице-адмирала. В 1851 году он был назначен начальником Черноморской береговой линии.

Во время Крымской войны (1853 – 1856) Серебряков возглавлял береговую оборону в портах на Черноморском побережье Кавказа. Он командовал всеми кораблями на восточном берегу Черного моря и военными экспедициями к юго-восточным турецким гарнизонам. Руководил уничтожением турецких укреплений у Трапезунда. Со вступлением в войну Англии и Франции против России положение Черноморского флота и Черноморской береговой линии стало чрезвычайно тяжёлым. Во избежание трагедии, Серебряков принимает самостоятельное решение о снятии гарнизонов и эвакуации сокращённых крепостей в Черномории. Также организованно и без потерь он эвакуирует Новороссийск. После окончания войны и подписания в 1856 году в Париже мирного договора, Серебряков отставил занимаемые должности. Новым императором Александром II он был произведён в адмиралы и назначен членом Адмиралтейств-совета. Он был не только крупным военачальником, но еще и талантливым учёным. И его очень ценили и Николай I, и Александр II. Адмирал Серебряков отличался большой храбростью и отвагой. За отличную службу и выдающиеся заслуги перед Отечеством флотоводец был удостоен многих высоких российских наград.

Скончался он в 1862 году в Санкт-Петербурге. По завещанию его тело перевезли на родину в Крым в Карасубазар и похоронили на армянском кладбище. Прошло время, и в 1955 году по решению командования Черноморского флота и по ходатайству адмирала Ивана Исакова, адмирал Лазарь Серебряков (Казар Арцатагорцян) со всеми воинскими почестями был торжественно перезахоронен в Пантеоне Славы в Морском соборе в городе-герое Севастополе. А его слава и память об этом замечательном человеке живут и поныне. За его огромную созидательную деятельность благодарные горожане в знак особого уважения назвали главную улицу Новороссийска Серебряковской. Но после революции имя царского адмирала убрали и улица получила своё нынешнее название – улица Советов. Но позже справедливость восторжествовала, и в 1992 году великолепная центральная набережная Новороссийска получила название Адмирала Серебрякова.

Об Иване Степановиче Исакове (Ованесе Исаакяне) (1894 – 1967), 1-м заместителе Народного комиссара Военно-Морского флота СССР, начальнике Главного Морского штаба Военно-Морских сил СССР, Герое Советского Союза, поговорим лишь вкратце. Ранее я уже подробно писал об этом замечательном человеке в статье в «Собеседнике Армении» «Великому адмиралу Ивану Исакову посвящается…». Сейчас остановимся только на одном моменте, неоспоримо доказывающем, что это был крупнейший советский флотоводец. Поговорим о воинском звании, которое носил Исаков. В 1940 году в ВМФ было введено звание адмирал флота, соответствовавшее сухопутному званию генерал армии. Однако до 31 мая 1944 года, когда адмиралами флота стали нарком ВМФ Николай Кузнецов и его заместитель Иван Исаков, высшим флотским званием фактически было звание адмирал. С 25 мая 1945 года звание адмирала флота было приравнено к званию Маршала Советского Союза. 3 февраля 1948 года Кузнецов был разжалован и восстановлен в звании адмирала флота 11 мая 1953 года. Так что высшее на то время звание на флоте в течении 5 лет носил только один Иван Исаков. 3 марта 1955 года было введено воинское звание Адмирал Флота Советского Союза. Лицам, которым оно было присвоено, было предписано носить Маршальскую Звезду. Фактически это было переименованием уже существовавшего звания адмирал флота, так как новое звание было присвоено тем военачальникам, которые имели старое – Кузнецову и Исакову. Добавление слов «Советского Союза» и введение нового знака отличия в виде Маршальской Звезды преследовали цель подчеркнуть равенство со званием Маршал Советского Союза. А в 1962 году звание адмирал флота было восстановлено. Отныне Маршалу Советского Союза соответствовало звание Адмирал Флота Советского Союза, а генералу армии – адмирал флота.

Читайте также:  ао русь новоалександровский район

Звание Адмирала Флота Советского Союза за всё время было присвоено лишь трём наиболее талантливым военачальникам: Н. Г. Кузнецову, И. С. Исакову и С. Г. Горшкову. Николай Кузнецов и Иван Исаков первыми получили его 3 марта 1955 года. Но Николай Герасимович Кузнецов 17 февраля 1956 года был лишён этого звания и посмертно восстановлен 26 июля 1988 года. А Сергей Георгиевич Горшков получил это звание 28 октября 1967, то есть уже после смерти Исакова. Таким образом Иван Степанович Исаков с 17 февраля 1956 года до самой смерти 11 октября 1967 года был единственным человеком в СССР, носившим высшее морское звание Адмирал Флота Советского Союза! Это ли не доказательство того, что адмирал Исаков без всякого сомнения был великим флотоводцем! В связи с распадом СССР в 1991 году звание Адмирал Флота Советского Союза было упразднено. Предполагалось ввести аналогичное ему воинское звание Адмирал Флота Российской Федерации, соответствующее званию Маршал Российской Федерации, но это звание так и не было введено. Так что и звание, и значимость, и масштаб фигуры Исакова и по сей день остаются на флоте недосягаемыми.

Как я уже писал в статье об Иване Степановиче, имя Исакова было увековечено и в Армении, и в России. Ещё в советское время один из больших противолодочных кораблей был назван «Адмирал Флота Советского Союза Иван Исаков». А недавно стало известно, что в России приступили к строительству новейших фрегатов, которые будут носить имена крупнейших адмиралов страны: Кузнецова, Горшкова, Головко, Касатонова и некоторых других. И, конечно же, будет корабль, который получит гордое имя «Адмирал Флота Советского Союза Исаков». Вот что пока известно об этом. Петербургское судостроительное предприятие «Северная верфь» 14 ноября 2013 года заложило фрегат проекта 22350. Длина корабля составляет 130 метров, ширина – 16 метров, а водоизмещение – 4 тысячи 500 тонн. Корабль способен развивать скорость до 29 узлов, а дальность хода составляет около 4 тысяч миль. Фрегат вооружён 130-миллиметровыми артиллерийскими установками А-192М, противокорабельными ракетами «Калибр», зенитными ракетными комплексами «Полимент-Редут» и зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами «Палаш». Корабль способен нести один вертолёт Ка-27ПЛ. В 2017 году этот мощный фрегат «Адмирал Флота Советского Союза Исаков» вступит в строй.

Вот список других армян, получивших адмиральские звания в СССР. Помимо Ивана Исакова это: вице-адмиралы Валериан Сурабеков, Иван Галустов, Ашот Саркисов (инженер, академик РАН), Владимир Саакян и контр-адмиралы: Артавазд Сагоян, Мигран Петросян, Зармайр Арванов, Владимир Пирумов, Левон Варданян (разведчик).

Ещё один наш талантливый соотечественник – вице-адмирал Тенгиз Николаевич Борисов. Мать Тенгиза Николаевича, Эрна Геворковна, происходит из тифлисского армянского рода Борисянц-Борисовых. А её отцом был известный армянский детский писатель, переводчик и педагог Геворк Месян. Борисов родился в 1953 году у моря, в городе Николаеве. И с детства он очень полюбил море. В 60-х годах его семья переселяется в Ереван, где Тенгиз учился в школе и посещал кружок в Ереванском Дворце пионеров, где учился строить модели кораблей. Затем они переехали в Москву, где он и закончил школу с золотой медалью. В 1972 – 1992 годах – служил в Вооруженных Силах СССР и РФ. Вице-адмирал Борисов имеет множество высоких должностей, наград и званий. Он Герой Социалистического Труда; доктор технических наук; профессор кафедры прикладной информатики, экономики и инноваций; академик РАЕН, Российской академии военных наук, Академии инженерных наук, МАИ. В 1992 – 1994 годах – председатель Комитета подводных работ особого назначения при Правительстве РФ; в 1994 – заместитель начальника управления Федеральной государственной службы; в 1994 – 1997 годах – начальник Инспекции министерств, ведомств и органов местного самоуправления в военной области Главной военной инспекции РФ; в 1998 – 2001 годах – заместитель руководителя департамента имущества ВПК и военного имущества Мингосимущества РФ; в 2001 году заместитель начальника управления государственной службы и кадров Счетной палаты РФ; в 2002 – 2009 годах – вице-президент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка. Основные направления профессиональной деятельности Тенгиза Борисова – гидродинамика и экология. Он автор более 100 научных трудов и изобретений; автор увлекательных рассказов; президент фонда «Экология ХХI век»; вице-президент фонда «Победа 1945 года»; лауреат премий: Ленинского комсомола (1986 г.), имени академика П. Л. Капицы, имени Петра Великого (с вручением золотой медали) – за выдающийся вклад в развитие и укрепление Государства Российского (2003 г.).

В последние годы в России стали известны ещё два адмирала-армянина. Олег Юрьевич Гарамов – контр-адмирал, в 2005 – 2010 годах – командир дислоцированной в Севастополе 30-й дивизии надводных кораблей – самого крупного корабельного соединения Черноморского флота РФ. В 2010 – 2012 годах – он начальник находящегося во Владивостоке Тихоокеанского военно-морского института имени адмирала С. О. Макарова – филиала Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота (ВУНЦ ВМФ) «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова». В декабре 2014 года контр-адмирал запаса Олег Гарамов награждён орденом «За трудовую доблесть» II степени. И, наконец, Левон Паргевович Гарибян – контр-адмирал, командующий морскими силами Тихоокеанского пограничного округа Федеральной пограничной службы РФ. О Левоне Гарибяне, к сожалению, мало что известно. Видимо, в силу специфики занимаемой им должности. А должность такая – держать всю Тихоокеанскую границу России на замке.

Немало армян было удостоено высших военно-морских чинов в ХХ веке в зарубежных странах. Пол Роберт Игнатиус (Игнатосян) (1920 г.) был заместителем начальника Генерального штаба армии США. Затем его назначили на должность заместителя Министра обороны США. А в 1967 году Пол Игнатиус был назначен на пост Министра Военно-Морских Сил США. Это событие было восторженно встречено представителями местной армянской общины, ведь это был первый министр армянского происхождения в США. При нём ВМС США вышли на принципиально новый высокий уровень, были спроектированы эсминцы и линкоры нового поколения. В 1969 году Игнатиус принял решение уйти в отставку по состоянию здоровья. Тем не менее он жив до сих пор и отметит в этом году своё 95-летие. Несмотря на свой возраст, Игнатиус активно участвует в жизни армянской общины США и продолжает лоббировать армянские интересы. А сын Пола, Девид Игнатиус – является главным редактором известной газеты The Washington Post, которая также уделяет большую роль армянскому вопросу. Выступая в Армянской церкви Святой Марии в Вашингтоне, Пол Роберт Игнатиус заявил: «Армянские ценности и воспитание всегда помогали мне, я никогда не забывал о своих родителях, своих корнях, своем народе». В знак признания выдающихся заслуг Игнатиуса, в 2013 году в США было принято решение о постройке современного эсминца класса «Арли Берк» (Arleigh Burke-class) с мощным вооружением. Его длина 160 метров, водоизмещение 9 тысяч 300 тонн. На нём будет служить 380 матросов и офицеров. На эсминце установлены пушки, установка вертикального пуска ракет, зенитные управляемые ракеты RIM-66 SM-2, противолодочные ракеты (RUM-139 VL-Asroc) и крылатые ракеты «Томагавк» (BGM-109 Tomahawk). Кроме того эсминец сможет принимать на своей палубе 2 многоцелевых вертолёта «Си Хоук» (SH-60 Sea Hawk). И когда в 2018 году этот эсминец будет спущен на воду, то станет называться «Пол Игнатиус» – в честь нашего знаменитого соотечественника.

А вот ещё несколько известных адмиралов-армян. Эмиль Лахуд – президент Ливана с 1998 по 2007 год, контр-адмирал. Эрнан Куюмджян – начальник Генерального штаба ВМС Чили в 1990-х годах, вице-адмирал..Нубар-Завен и Завен-Нубар Погосяны – адмиралы ВМС Бразилии. С. Зардарян – адмирал флота США. А. Авакян – адмирал флота Великобритании. 3. Ханзадян – адмирал ВМС Турции и Франции.

Таков перечень адмиралов-армян, которые своими достижениями получили всемирную известность и славу, отблеск которой ложится на весь талантливый и трудолюбивый армянский народ. Который, как известно, если надо, может и достойно постоять за себя. Ранее были широко известны многочисленные героические армянские маршалы и генералы. А теперь всем станет понятно, что армяне могут по праву гордиться и своими доблестными адмиралами, которые являются морской славой Армении.

АЛЕКСАНДР ЕРКАНЯН

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector