а для чего в древней руси использовали собак при пожаре

Содержание

Далматинцы на службе в пожарной охране

Далматин – это порода собак, выведенная в Хорватии.

Они использовались на протяжении всей истории для серьезной работы: были стражами на границах их родины Далмации и во время войн; работали пастухами, как охотничьи и поисковые собаки.

Далматинцы не только умны, но и у них также превосходная память. Их скорость, выносливость и отсутствие страха перед лошадьми, позволила им стать для них тренерами. Поэтому с XVII по XIX века в Англии, Шотландии и Уэльсе собаки были важной частью любой конюшни, которая размещала тягловых лошадей. Уверенная собака производила успокаивающий эффект на лошадей и заставляла их чувствовать себя комфортно в их стойлах. Многие собаки жили в тех же стойлах, что и лошади.

Кроме этого, собаки выполняли и охранные функции, поскольку в то время было распространено конокрадство.

В XVIII и XIX веках далматинцы стояли на страже товаров и использовалась для бега вместе с лошадьми в английских дилижансах и охраняли их от нападок других собак.

Сегодня далматинцы в Америке служат талисманами пожарных частей, но раньше, во времена пожарных ходов на конной тяге, они оказывали пожарным ценнейшие услуги.

lazy placeholder

Так ответим же на вопрос: «Почему далматинцы – пожарные собаки и что они делали при пожаре до XX века?».

Далматинцы и лошади очень совместимы, таким образом, собак было легко дрессировали бежать перед пожарным ходом на конной тяге, чтобы «расчищать» дорогу от зевак и вести лошадей к месту пожара. Собаки бежали рядом с лошадьми 20-30 миль в день и не отставали от упряжки. По сути они действовали как «пожарные сирены» – лая, для предупреждения пешеходов о приближении пожарной команды.

lazy placeholder

Далматин сопровождает пожарной насос на конной тяге

Также из-за пугливости лошадей не допускали близко к месту пожара и вынуждены были оставлять их поодаль. Собаки оставались вместе с ними и сохраняли их спокойствие, заботились о том, чтобы из пожарного вооружения ничего не было украдено.

С появлением моторизованной пожарной техники, работа собак в качестве поводырей для лошадей ушла в прошлое, однако многие пожарные части выбирали этих замечательных собак в качестве талисманов. Кроме того, далматинцы продолжают успешно работать в качестве поисковых собак – помогают пожарным находить и спасать людей в завалах. Особенно в Великобритании и Америке можно увидеть, как далматинцы едут в пожарной машине, участвуют в обучении детей пожарной безопасности или охраняют пожарно-техническое вооружение на пожарах.

До сих пор многие пожарные выбирают их в качестве домашних животных в честь их героизма в прошлом.

lazy placeholder

Уилшир – пожарный пес в пожарной части № 29

Фотоархив «Собаки пожарного управления Бостона, США» доступен по кнопке «Скачать» после статьи.

Источник

Героико-патриотический диктант «МЧС России — 30 лет во имя жизни» 61 регион

27 декабря 1990 года День Рождения МЧС России, к этому юбилею для всех жителей планеты подготовили:
Героико-патриотический диктант «МЧС России — 30 лет во имя жизни»
Диктант проводится во всех регионах МЧС и вопросы частично общие, а частично относятся только к региону проведения диктанта..
Отведённое время прохождения диктанта: 90 минут

Ответы на диктант «30 лет МЧС России» 61мчс

Всего в тесте 55 вопросов К каждому вопросу уже дан набор ответов, среди них необходимо выбрать правильный ответ (выделен жирным шрифтом)
Вопросы викторины «30 лет МЧС России» по Ростовской области
Источник информации (ответов) МЧС России Главное управление по Ростовской области 61.mchs.gov.ru

В каком году Указом Президента Российской Федерации утверждено Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий?

Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»

В марте 1992 году недавно созданная Чрезвычайная служба России (ГКЧС) провела первую международную спасательную операцию в Турции. Какую?

Землетрясение в Турции (1992 год). 13 марта 1992 года в Турции произошло землетрясение силой до 8 баллов и эпицентром, расположенным рядом с г. Эрзинджан, в котором проживало 100 тыс. человек. В силу огромных масштабов разрушений Турция обратилась к зарубежным странам с просьбой оказания помощи в проведении спасательных работ. Правительство РФ в числе первых откликнулось на призыв о помощи и поручило новому ведомству ГКЧС России направить в Турцию российских спасателей.

Какое воздушное судно оснащено уникальным прибором сброса воды (ВАП-2), может брать на борт 40 тонн воды и используется для тушения крупных пожаров?

Выливные авиационные приборы ВАП-2. Предназначены для тушения ландшафтных (лесных) пожаров с борта самолета Ил-76тд.

Именем этого спасателя, Героя Российской Федерации, назван остров в Баренцевом море. Его имя

назван остров в Баренцевом море.

Первая аварийно-спасательная операция, проведенная МЧС России и внесенная в книгу рекордов Гиннесса?

Девиз пожарных в XIX веке:

На дореволюционных касках России было написано: «Богу хвала, ближнему защита».

Постановлением Совета Министров РСФСР от 27 декабря 1990 году № 606:

27 декабря 1990 г. было принято постановление Совета Министров РСФСР № 606 «Об образовании Российского корпуса спасателей на правах Государственного комитета РСФСР, а также формировании единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций».

Награда за мужественный поступок, совершенный в условиях, сопряженных с риском для жизни?

Орденом награждаются граждане Российской Федерации, проявившие самоотверженность, мужество и отвагу при охране общественного порядка, в борьбе с преступностью, при спасении людей во время стихийных бедствий, пожаров, катастроф и других чрезвычайных обстоятельств, а также за смелые и решительные действия, совершенные при исполнении воинского, гражданского или служебного долга в условиях, сопряженных с риском для жизни.

В каком году в ознаменование 350-летия Наказа царя Алексея Михайловича принято решение о переносе даты ежегодного праздника «День пожарной охраны» на 30 апреля?

В 1999 году в ознаменование 350-летие «Наказа» Алексея Михайловича было принято решение о переносе даты ежегодного праздника вновь на 30 апреля.

Какая награда является высшим ведомственным знаком отличия МЧС России?

Знак отличия МЧС России — крест «За доблесть» является высшим ведомственным знаком отличия МЧС России.

Благодаря какому Маршалу СССР, Указом Президиума ВС СССР утверждена медаль «За отвагу на пожаре»?

Медаль За отвагу на пожаре В октябре 1957 года, первый красный офицер К.Е. Ворошилов, подписал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 31 октября 1957 года, об учреждении медали За отвагу на пожаре.

В 1777 году Петром Дальгреном впервые в мире было изобретено устройство для спасения людей при пожарах. Что это было?

В 1777 году Петром Дальгреном была изобретена первая в мире раздвижная лестница, которая поднималась на высоту 20 метров.

Задачами специалистов психологической службы МЧС России являются:

Основными задачами психологической службы являются:

В каких ситуациях открывается телефон «Горячая линия»?

Узнаваемый элемент формы психолога ЦЭПП и его филиалов:

Эмблема Центра экстренной психологической помощи МЧС России представляет собой круг красного цвета, на который наложен меньший круг синего цвета. В меньшем круге расположена малая эмблема МЧС России, наложенная на знак «ПСИ» золотистого цвета. Эмблема и знак имеют окантовку красного цвета. Круги окаймлены полоской золотистого цвета.

Какой советский поэт был также известен как создатель агитационных плакатов на пожарную тематику?

Какой город Болгарии полностью спасли от обширного пожара летчики МЧС России в 2007 году?

Самолет МЧС России примет участие в тушении лесных пожаров в Болгарии, сообщил РИА Новости официальный представитель министерства. «Самолет-танкер Ил-76 МЧС РФ вылетел в субботу в 18.00 мск в болгарский аэропорт Пловдив.

Сколько образовательных организаций высшего образования в МЧС России?

Если знаете ответ, напишите в комментариях, заранее спасибо!

Читайте также:  запусти навык секретный агент

Старейшее научно-исследовательское учреждение в системе МЧС России

Учреждения системы МЧС России. Научно-исследовательские учреждения. ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий).

На какой высоте находился очаг пожара при возгорании высоковольтных кабелей на телебашне Останкино 27 августа 2000 года?

27 августа 2000 года на телебашне Останкино произошло короткое замыкание и возгорание высоковольтных кабелей. Очаг пожара находился на высоте около 460 метров.

Известно, что собаки являются символом пожарной охраны и в их обязанности входит поиск людей: пес может найти пострадавшего по запаху или услышать призыв на помощь, когда человек и техника глухи, слепы и почти бессильны. А для чего в древней Руси использовали собак?

Далматинцы бежали впереди пожарного хода, лаем расчищая дорогу для лошадей.

Когда и в каком городе проходили первые международные соревнования по пожарно-прикладному спорту?

Первый чемпионат СССР по пожарно-прикладному спорту состоялся в 1965 году в городе Ленинград, а с 1966 года становится регулярным проведение ежегодных чемпионатов спортивных обществ и ведомств.

На территории Ростовской области расположено муниципальных образований (городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений)

Территория Ростовской области общей площадью 100,8 тыс. км2, как субъект Российской Федерации в соответствии с Областной законом Ростовской области от 25.07.2005 N 340-ЗС «Об административно-территориальном устройстве Ростовской области» делится на 463 муниципальных образования, в том числе: 12 городских округов, 43 муниципальных района, в границах которых расположены 408 поселений, из которых 18 городских и 390 сельских поселений.

Население Ростовской области составляет

С каким субъектом Российской Федерации не граничит Ростовская область

На востоке Ростовская область граничит с Волгоградской областью, на севере — с Воронежской, на юге — с Краснодарским и Ставропольским краями, Республикой Калмыкия, на западе — с Донецкой и Луганской областями Украины

В перечне угроз для населения и территорий Ростовской области отсутствуют риски, связанные с:

Территория области подвержена влиянию опасных природных явлений, которые являются источниками природных ЧС.
По многолетним наблюдениям основные из них: весеннее половодье, снежно-дождевые паводки, нагонные явления, сильная жара, лесные пожары, засухи и суховеи, сильные ветры, пыльные бури, град, ливни, снежные метели и заносы, сильные морозы, гололед, заморозки, оползни.
Гидротехнические сооружения на реках области представляют угрозу возникновения ЧС в случае их разрушения.
На объектах промышленности используются аварийные опасные химические вещества (далее – АХОВ), которые представляют потенциальную угрозу персоналу объектов и населению, проживающему вблизи этих объектов. Объекты топливной и нефтехимической промышленности представляют угрозу возникновения ЧС в результате крупных производственных аварий, взрывов, пожаров и аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
В сельском хозяйстве существует угроза возникновения ЧС в результате опасных природных явлений, а так же при ухудшении фитопатологической обстановки. В животноводстве и птицеводстве возможны ЧС при возникновении опасных заболеваний животных и птицы.

Также на территории Ростовской области много дорог, на которых случаются дорожно-трагспортный происшествия.

Каким нормативным правовым актом Российской Федерации определены полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в т.ч. Ростовской области) по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями и дополнениями). … Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Организационно правовые основы деятельности по защите населения и территорий Ростовской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера устанавливает

Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Положение о территориальной подсистеме РСЧС Ростовской области утверждено нормативным правовым актом Ростовской области:

Приложение № 1 к постановлению Правительства Ростовской области от 29.03.2012 № 239. ПОЛОЖЕНИЕ о территориальной (областной) подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Постоянно действующим органом территориальной подсистемы РСЧС Ростовской области является

Постоянно действующими органами управления областной подсистемы являются: на региональном уровне — Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области (далее — Главное управление МЧС России по Ростовской области)

Органом повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС Ростовской области является

10. Органами повседневного управления областной подсистемы являются:

Координационным органом территориальной подсистемы РСЧС является

6. Координационными органами на территории Ростовской области являются соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее — комиссия):

Координационным органом РСЧС на муниципальном уровне является (согласно Федеральному закону от 21.12.1994 №68-ФЗ)

2. Координационными органами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

в) на муниципальном уровне — комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований;

Положение о координационном органе территориальной подсистемы РСЧС Ростовской области утверждено

Если знаете ответ, напишите в комментариях, заранее спасибо!

Координационный орган территориальной подсистемы РСЧС Ростовской области возглавляет

Организационно правовые основы деятельности по обеспечению пожарной безопасности Ростовской области устанавливает

На территории Ростовской области расположено пожарно-спасательных гарнизонов

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ полномочие по обеспечению первичных мер пожарной безопасности не отнесено к вопросам местного значения

Если знаете ответ, напишите в комментариях, заранее спасибо!

Источник

Самый верный друг. Собаки на службе людей с древности и до нашего времени

21 июня в Российской Федерации отмечается День кинологических подразделений МВД РФ. В Министерстве внутренних дел страны, как и в других силовых структурах, кинологическая служба играет очень важную роль. Служебные собаки выполняют функции поиска взрывчатых веществ и наркотических средств, розыска преступников, несения охранно-конвойной, сторожевой и патрульной службы, участия в поисково-спасательных мероприятиях и т.д. Специалисты кинологической службы находят применение в подразделениях уголовного розыска, экспертно-криминалистической службы, патрульно-постовой службы полиции, вневедомственной охраны, ОМОН, транспортной полиции, подразделениях полиции на режимных объектах, в подразделениях внутренних войск МВД Российской Федерации. Несмотря на развитие всевозможных специальных технических средств, правоохранительную деятельность пока вряд ли можно представить без служебных собак. Именно в этой сфере деятельности чаще всего можно увидеть примеры замечательной дружбы человека и собаки, а счет спасенным служебными собаками людским жизням идет на тысячи только в России, не говоря уже об остальном мире, где служебные собаки также давно применяются для полицейской, пограничной, таможенной, спасательной службы.

Священные собаки древних ариев

Проходят века и тысячелетия, но дружба человека и собаки становится лишь крепче. Война ли, стихийное бедствие или массовые беспорядки, охрана заключенных или поиски запрещенных к провозу вещей на вокзале — везде собаки приходят на помощь человеку. Деловые взаимоотношения человека и собаки столь долгие, что уже вряд ли можно сказать с уверенностью, где появились первые служебные собаки и первые собаководы. Несколько тысячелетий назад огромные просторы Евразии — от степей Причерноморья до Памирских гор, от Дона до Индийского океана населяли многочисленные племена древних ариев, ставшие предками не только индоарийских и иранских народов, но и современных славян. Кочевые племена древних ариев, занимавшиеся скотоводством, покрывали огромные расстояния, где-то создавая оседлые поселения, в которых переходили к земледелию, а где-то сохраняя традиционный образ жизни предков — шатер, лошади, стада скота и периодически происходящие кровопролитные стычки с конкурентами за пастбища. Степи Северного и Северо-Восточного Причерноморья занимали скифские и сарматские племена, ставшие одним из ключевых компонентов формирования южнорусского населения. Будучи кочевыми скотоводами, скифы и сарматы неизбежно сталкивались в причерноморских степях с волками — главными хищниками, представлявшими угрозу стадам, но вызывавшими искреннее восхищение своими боевыми качествами. Одомашненные потомки волков — собаки — стали верными помощниками скотоводов причерноморских степей в защите несметных стад от степных хищников, а также в боях с неприятелями. Именно волк и собака пользовались наибольшим почтением у иранских племен.

1434820257 sarmatian dog

В VII — VI вв. до н.э. многочисленные скифские отряды под командованием вождя Ишпакая вторглись на территорию Передней Азии. На землях современного Ирака скифам предстояло столкнуться с великой державой того времени — могущественной Ассирией. Однако, несмотря на развитые вооруженные силы, даже для Ассирийской державы натиск скифских племен представлял собой большое и тяжелое испытание. Царь Ассархадон обратился к оракулу бога Шамаша, но тот сказал властителю: «скифы могут выставить пса воинственно-яростно-бешеного». Что имел в виду оракул Шамаша — так и осталось загадкой. Не исключено, что под «псом воинственно-яростно-бешеным» подразумевался сам скифский вождь Ишпакай — ведь его имя восходило к древнеарийскому слову «спака» — «собака». Но, возможно, речь шла и о каком-то воинском союзе. Известно, что существование тайных воинских союзов было характерно для многих архаичных народов во всех концах света — такие общества существовали в Африке, Полинезии, Меланезии. У западноафриканских народов были «люди — леопарды», а у полинезийцев — «люди — птицы». Древние иранцы, к которым относились и скифы, окружали почетом «людей — волков», или «людей — собак». Следы древнего тотемизма сохраняются до сих пор в преданиях некоторых северокавказских народов о своем происхождении от волков. Ведь волк всегда символизировал в культурном пространстве иранских и соседствовавших с ними народов доблесть, храбрость, силу и свирепость.

Не имевшие собственной письменности скифские и сарматские племена так и не оставили до наших дней произведений литературы. Но южные иранские народы, отделившиеся от общей ветви древних ариев и расселившиеся на пространствах Средней Азии, Афганистана и Ирана, сформировали одну из богатейших и интереснейших мировых культур — персидскую культуру, обладавшую собственной письменной традицией. До того, как на земли Персии, вместе с арабскими завоевателями, проник ислам, иранские народы и племена исповедовали зороастризм — религию, у истоков которой стоял знаменитый пророк Заратуштра (Зороастр). В основе зороастризма как дуалистической религии лежит противопоставление добра и зла — двух начал, которые находятся в состоянии перманентной борьбы. Согласно зороастризму, все вещи и существа являются либо порождением верховного божества Ахура Мазды, либо — результатом творческой деятельности «злого» Ангро Манью. В числе благих творений Ахура Мазды перечисляются семь стихий и существ. Это огонь, вода, земля, металл, растения, животные и человек. Особое место среди животных в зороастрийской мифологии всегда занимала собака — именно она сопровождала душу умершего и она же защищала покойного от злых демонов. Знаменитый царь птиц Симург, который упоминается в многочисленных произведениях классической персидской литературы, включая поэму Фирдоуси «Шахнаме», представлял собой помесь собаки и птицы, если можно так выразиться. Он имел как птичьи крылья, так и собачью голову, хотя мог изображаться и с львиными чертами. Именно Симург был символом династии Сасанидов, при которой персидское государство в первых столетиях н.э. достигло существенного процветания. Известно, что сказания, легшие в основу «Шахнаме» Фирдоуси, складывались как раз среди саков — ираноязычных племен, родственных в языковом и культурном отношении древним скифам и сарматам, но проживавших не в Причерноморье, а на территории современного Казахстана и Средней Азии.

Читайте также:  персонажи аниме с прической ежик

Между II в. до н.э. и IIII в. н.э. создавался ритуальный персидский кодекс Видевдата, в котором собакам и отношению к ним посвящается целый внушительный раздел. «Видевдата» описывает происхождение собаки и повествует о том, что должно ожидать тех нечестивцев, кто осмелится покуситься на собачью жизнь или проявить к собаке неоправданную жестокость. «Кто убьет собаку из стерегущих скот, стерегущих дом, охотничьих и обученных, душа того с большим криком и большим воем отойдет к будущей жизни, чем мог бы волк вопить, попав в глубочайшую западню». В кодексе «Видевдата» убийство собаки рассматривалось в числе тяжелейших грехов, вместе с убийством праведника, нарушением брака, содомией и половыми извращениями, несоблюдением обязанностей по опекунству нуждающихся в нем людей и погашением священного огня. Даже месть или клевета считались менее тяжкими грехами, чем убийство четвероногого «друга человека». В кодексе утверждалось, что собак следует кормить «мужской едой», то есть молоком и мясом. При этом верующие зороастрийцы, принимая трапезу, оставляли три нетронутых ломтя для собаки. Даже среди современных зороастрийцев практикуется этот обычай, принявший характер оставления кусочков хлеба для бездомных псов после захода солнца — когда принято поминать ушедших родственников и знакомых. Кстати, к собакам, почему-то, у древних персов относились не только собственно представители собачьих, но и выдры, ласки и даже дикобразы и ежи. Наибольший почет окружал белых собак, так как белый цвет признавался священным и позволял этим псам участвовать в ритуальных мероприятиях зороастрийцев. Вплоть до настоящего времени у зороастрийцев, остающихся ныне одним из религиозных меньшинств современного исламского Ирана, сохраняется уважительное отношение к собакам. В деревнях, в которых проживают последователи зороастризма, собак намного больше, чем в мусульманских населенных пунктах, а отношение к ним несоизмеримо лучше (согласно исламскому вероучению, собака считается нечистым животным).

1434820490 sobaka tutanhamon grobnica

Четвероногое воинство фараонов

Древние греки прозвали город Кассу, бывший административным центром XVII нома Египта, Кинополем, то есть — «собачьим городом». В Кинополе жило огромное количество собак, которые встречали почет и уважение местных жителей. Считалось, что каждый обидчик собаки, попавшийся в руки жителям «собачьего города», будет неминуемо убит или, по крайней мере, жестоко избит. Ведь Кинополь был столицей культа Анубиса — бога-покровителя мертвых, которого жители Древнего Египта рисовали в виде собаки, шакала или человека с собачьей или шакальей головой. Анубис в древнеегипетской мифологии играл важнейшую роль — ему поручалось бальзамировать покойников, изготовлять мумии, а также охранять вход в царство мертвых. Как в повседневном мире собаки сторожат вход в жилище человека, так Анубис в мире теней сторожил вход в обитель мертвых. Кстати, почему-то именно собакам во многих мифологиях народов мира доверялось провожать человеческие души на тот свет — подобные представления господствовали не только в Древнем Египте, но и в Центральной Америке, Сибири, Дальнем Востоке. Историки считают, что именно Древний Египет, а точнее — Северо-Восточная Африка в целом, и является настоящей колыбелью мирового собаководства. Скорее всего, именно здесь и происходило приручение первых собак, по крайней мере в организованной форме. Ведь земледельцы Древнего Египта не могли обойтись без собак, которые были надежными защитниками от нападения диких зверей.
Позже фараоны и вельможи Древнего Египта использовали собак в своих охотничьих забавах. И это несмотря на то, что египтяне приручали гепардов, шакалов и гиен — очевидно, что собаки все же лучше подходили для охоты.

Скорее всего, именно от шакалов и берет начало история древнеегипетского собаководства. Немецкий исследователь К. Келлер утверждал, что борзые собаки древнеегипетских фараонов и вельмож происходили от эфиопских шакалов, приручавшихся для охоты. Другой немецкий автор, Рихард Штребель, в результате своих исследований установил, что в Древнем Египте существовало не менее 13-15 отличающихся друг от друга пород собак. Их изображения присутствуют на гробницах древнеегипетских вельмож. В египетской культуре собаки почитались не меньше, чем в Древнем Иране. Даже античные историки, в том числе и Геродот, писали о большом уважении египтян к своим собакам. Так, в египетских семьях вслед за смертью домашнего любимца неизбежно объявлялся траур с бритьем голов и постом. Умерших собак бальзамировали в соответствии с обычаями Древнего Египта и хоронили на особых кладбищах. Известно, что в Древнем Египте собак использовали для полицейской службы — они сопровождали сборщиков налогов и администраторов, выполнявших полицейские функции. Также вполне вероятно, что собаки принимали участие в битвах вместе с воинами. В сундуке Тутанхамона было найдено изображение египетского фараона на колеснице, которого сопровождали бегущие рядом с колесницей собаки, кусавшие поверженного неприятеля за голову.

1434820457 1433437274 1433334517 3

Собаки Поднебесной и Страны Восходящего Солнца

На другом краю света, в Восточной Азии, собаки также получили большое распространение и в качестве домашних питомцев, и в качестве помощников в войне и охоте. На островах Тихого океана собака часто была единственным животным, кроме курицы и свиньи, которое также использовалось в пищу. Лишь после того, как острова Полинезии, Меланезии и Микронезии были колонизированы европейцами, здесь появились и другие животные, в том числе лошади и коровы. Обитатели острова Эроманга — одного из Соломоновых островов — познакомившись с лошадьми и коровами, привезенными европейскими завоевателями, дали им названия в соответствии со своей логикой. Лошадь прозвали «кури ивох» — «ездовая собака», а корову «кури матау» — «большая собака». Но если в Океании и Юго-Восточной Азии отношение к собакам было все же примитивным, то в Древнем Китае история собаководства насчитывает несколько тысячелетий. Отношение к собаке здесь также закладывалось, исходя из местных традиционных мифов и верований. Для многих народов многонационального Китая собака является важнейшим «культурным героем», с которым связывается даже появление человечества и его социально-экономический прогресс. Так, у народности яо, проживающей в Южном Китае и соседних районах Вьетнама, Лаоса и Таиланда, бытует миф о том, что китайский император Гаосин некогда воевал с опасным врагом.

1434820899 536cf960b49aПобедить императору не удавалось и он издал указ, в котором говорилось: кто принесет голову вражеского царя, тот получит в жены императорскую дочь. Через некоторое время голову царя принес … пятицветный пес Паньху. Император был вынужден отдать дочь замуж за пса. Паньху, ставший императорским зятем, более не мог оставаться при дворе в качестве сторожевой собаки, и отправился вместе с принцессой на юг Китая, где поселился в горном районе. От потомков мифического брака пса и принцессы и выводят свою историю представители народности яо. Мужчины этой народности носят повязку, символизирующую собачий хвост, а женский головной убор включает в себя в качестве элемента «собачьи» уши. Собаке Паньху до сих пор поклоняются в деревнях яо, поскольку с ним связывают и распространение земледелия — пес, по легенде, принес в своей шкуре рисовые зерна и научил яо выращивать рис — основную пищу этого народа.

Несмотря на то, что для собственно китайцев — «ханьцев» — народности горных районов оставались «варварскими», культурное влияние соседей носило взаимный характер. Хотя малые народы Китая в большей степени воспринимали элементы китайской культуры, и сами китайцы также воспринимали отдельные компоненты культуры своих соседей — национальных меньшинств. В частности, по мнению известного этнографа Р.Ф. Итса — специалиста по Китаю и Юго-Восточной Азии — китайский миф о Пань-гу — первочеловеке, отделившем землю от неба, — основывается именно на представлениях народов Южного Китая о собаке — первопредке. По мнению китайцев, собака также сопровождала человека в последний путь. В китайской мифологии в результате индо-буддийского влияния появился новый персонаж — священный лев. Поскольку львы в Китае не водились, он стал олицетворяться с собакой. Тем более, что древние китайские собаки «сунши-цюань» («лохматые львы») внешне напоминали львов — именно их потомки сегодня распространились по всему миру под названием «чау-чау». «Собако-львы» считались защитниками домов и храмов от возможного проникновения злых духов. Кстати, именно из Китая культ «собако-льва» проник в соседнюю Японию, где собак также применяли для охоты с глубокой древности. Первое охотничье общество в Японии было создано еще в 557 г. н.э. При сегуне Цинаеши была сформулирована идея о создании собачьего приюта для ста тысяч бездомных собак. Пожалуй, человечество более не знало столь масштабного приюта. Нашумевший фильм «Хатико» повествует о японских собаках породы акита-ину. Собака Хатико более девяти лет ждала на перроне вокзала своего хозяина профессора Хидэсабуро Уэно, который скоропостижно умер во время лекции и, соответственно, не вернулся на ту станцию, откуда его ежедневно провожала собака на поезд. На перроне станции, по просьбам японцев, был установлен памятник собаке Хатико, которая заслужила всеобщее уважение своей верностью хозяину.

От Руси до России

Русская цивилизация за два тысячелетия своего формирования включила в себя не только славянские, но и финно-угорские, тюркские и иранские компоненты, проявлявшиеся и в культуре, и в способах ведения хозяйства, и в языковых заимствованиях. Для жителей лесных и лесостепных районов Руси собака стала бесценным защитником от диких зверей, оберегавшим хозяйство землепашца от волков и помогавшим охотнику в поисках дичи. В славянском фольклоре собака превратилась в одного из главных персонажей. Известный историк славянского фольклора А.Н. Афанасьев приводит старую украинскую легенду о том, что Большая Медведица представляет собой запряженных коней, а черная собака каждую ночь пытается перегрызть упряжку и разрушить все мироздание, но не успевает завершить свое темное дело до рассвета и пока бежит на водопой, упряжка снова срастается. Несмотря на принятие христианства, древние языческие представления славян так и не были изжиты, более того — «народная религия» прекрасно впитала их компоненты, которые составили своеобразный христианско-языческий комплекс верований. Так, волки считались псами Св. Георгия и именно его — «волчьего пастыря» — стоило молить о защите от нападений волков. Жители Украины верили, что в канун Юрьева дня Св. Георгий катается верхом на волках, почему последних и называли иногда «Юровой собакой». Среди других поверий — примета о собачьем вое как о вестнике скорой смерти кого-то из жильцов дома или подворья. Поедание собакой травы свидетельствует о дожде, отказ от поедания остатков пищи после больного человека — о скорой неминуемой смерти больного. По собачьему лаю определяли место нахождения возможного суженого: «гавкни, гавкни собаченька, где мой суженый».

Читайте также:  султанова нурият максудовна биография

1434821145 1367077920 04

Между тем, христианизация Руси внесла в отношение к собаке и определенный негатив. Конечно, русские прекрасно понимали, что без собаки не обойдешься ни в охоте, ни в сторожевом деле. Но для христианства, как и для других авраамических религий, было свойственно скорее негативное отношение к собаке, которое накладывалось на народное восприятие этого животного. Появились многочисленные ругательства на «собачью тему», а применение к человеку слова «пес» или «собака» стало трактоваться исключительно как оскорбление. Так, псами стали называть воинственных соседей Руси. Это и «псы — рыцари», и тюркоязычные кочевники евразийских степей. Однако христианизация Руси так и не смогла искоренить позитивного отношения к собаке, характерного для восточных славян. Собаководство получило широкое распространение среди всех слоев населения. И крестьяне, и знатные люди умилялись верности и преданности собачьей, считали собаку надежным защитником и помощником. Так, царь Иван Грозный не случайно избрал именно собачью голову в качестве символа опричнины. Крестьяне верили в то, что собаки защитят дом от нечистой силы — чертей и бесов. Особенно почитались «четырехглазые псы», то есть собаки с коричнево-подпалым и черно-подпалым окрасом. Кстати, здесь также заметно влияние иранской мифологии, в которой также очень почитались «четырехглазые» собаки. В конечном итоге, русские люди сохраняли более теплое отношение к собакам, чем другие соседние народы. Одними из ближайших соседей славян, с которыми последние и воевали, и торговали, были тюркские народы евразийских степей. От своих предшественников на этих землях — кочевых иранских племен — тюрки заимствовали отношение к волку как к своему тотемному животному. Что касается собаки, то тюркские кочевники, с одной стороны, видели в ней ближайшего сородича волка, но с другой стороны — помощника, который незаменим в скотоводстве. Ведь без сторожевых собак стада кочевников неизбежно становились легкой добычей для тех же волков. Поскольку Русь находилась в тесном контакте с тюрко-монгольским населением Золотой Орды, русская знать постепенно воспринимала определенные черты культуры и даже мировоззренческих ориентиров степных жителей. В частности, среди русской аристократии под влиянием ордынских ханов распространилось собаководство. Когда в XV в. произошло переселение на Рязанщину и Владимирщину татарских мурз, вместе с последними появились и их четвероногие питомцы. Псовую охоту от татарских мурз быстро заимствовали русские бояре и даже сами цари. Практически каждый боярин, а позже состоятельный дворянин, стремился обзавестись собственной псарней. Собаки становились настоящим увлечением для многих помещиков, которые за хорошего щенка были готовы отдать десяток — другой крестьян, а то и целую деревню. В XIX веке, вслед за модой на охотничьих собак, среди представителей знати появилась и мода на декоративных собак, заимствованная у аристократических кругов Западной Европы. Начало ХХ в. сопровождалось бурным развитием собаководства, естественный ход которого, однако, был нарушен начавшейся Первой мировой войной и последовавшими революциями и Гражданской войной. В смутные революционные годы людям было не до собак. Более того — в соответствии с революционными идеями разведение декоративных собак рассматривалось как «буржуазное баловство» и всячески порицалось.

1434821157 86002 600

Собаки СССР: на фронте и в мирное время

В первые годы советской власти был взят курс на разведение «общественно полезных» пород собак, то есть служебных, которых можно было задействовать в охране правопорядка, обороне страны или ведении народного хозяйства. Началось создание клубов служебного собаководства. 23 августа 1924 г. при Высшей стрелково-тактической школе «Выстрел» был создан Центральный учебно-опытный питомник школы военных и спортивных собак. Именно эта организация стала подлинным центром развития служебного собаководства в Советском Союзе. Здесь осуществлялась разработка методов дрессировки служебных собак, анализировались возможные направления их применения в военное и мирное время. В 1927 г., в соответствии с приказом РВС СССР от 5 августа, в составе стрелковых полков РККА были введены отделения собак связи из 4 человек и 6 собак, а 29 августа того же года был отдан приказ о создании отделений и взводов караульных собак в стрелковых подразделениях РККА. Одновременно началась популяризация служебного собаководства среди населения страны, прежде всего — среди советской молодежи. В 1928 г. служебное собаководство поручили ОСОАВИАХИМу. Впоследствии именно осоавиахимовцы передали воюющим подразделениям РККА около 27 тысяч служебных собак, что стало неоценимым вкладом в дело приближения Великой Победы.

1434821185 wow 010

Центральной секцией служебного собаководства ОСОАВИАХИМа СССР велась серьезная работа по популяризации служебного собаководства как важного вклада в обороноспособность советского государства. Были созданы многочисленные кружки служебного собаководства, в работе которых принимали участие профессиональные дрессировщики, готовившие кадры инструкторов служебного собаководства. Именно в межвоенный период была проведена колоссальная работа по изучению пород собак, распространенных на территории СССР, в том числе на Северном Кавказе, в Центральной Азии, Сибири и на Дальнем Востоке. Одновременно советские специалисты — кинологи изучали передовой опыт зарубежной кинологии, породы, распространенные в США и Европе и применяемые для деятельности местных вооруженных сил и полицейских формирований. В 1931 г. по инициативе генерал-майора Григория Медведева была создана Центральная школа военного собаководства «Красная звезда», которая к началу 1941 г. осуществляла подготовку собак по одиннадцати видам службы.

Массовое применение служебных собак началось в годы Финской войны, но достигло апогея в Великую Отечественную войну. В рядах РККА сражалось более 60 тысяч собак, среди которых были не только овчарки, но и представители других самых разных пород, включая даже крупных дворняг. Функционировало 168 собачьих отрядов, которые внесли огромный вклад в дело победы над гитлеровской Германией. В частности, собаки спасли под вражеским огнем 700 тысяч тяжелораненых солдат и офицеров (!), обнаружили 4 млн. фугасов, доставили в войска 3500 тонн боеприпасов и 120 тысяч донесений. Наконец, ценой собачьих жизней было подорвано 300 гитлеровских танков. Собаки проверили на мины не менее 1223 кв.км., обнаружив 394 минных поля и разминировав 3973 моста, склада и здания, 33 крупных города на территории СССР и стран Восточной Европы.

В послевоенный период развитием служебного собаководства в Советском Союзе занималось ДОСААФ. В клубах служебного собаководства давалась базовая подготовка будущим кинологам, которые затем призывались на военную службу в МО, МВД, КГБ СССР. Большой вклад в развитие служебного собаководства внесли органы внутренних дел, кинологи которых и в мирное время фактически находятся на боевом дежурстве — на переднем краю борьбы с преступностью. Именно проводники служебных собак идут по следу скрывающихся преступников, конвоируют опасных преступников, вместе со своими питомцами рискуют жизнью, проверяя здания, автомобили и сумки граждан на наличие взрывчатых веществ и боеприпасов. Многие собаководы правоохранительных органов сегодня несут службу в опасных условиях на Северном Кавказе. Естественно, что специфика деятельности полицейских кинологов и кинологов других силовых структур требует наличия совершенной системы профессиональной подготовки, позволяющей оптимально справляться со своими обязанностями, сохраняя безопасность людей, себя и служебной собаки.

Ростовская школа служебно-розыскного собаководства

Уникальным в своем роде учебным заведением стала Ростовская школа служебно-розыскного собаководства МВД РФ, которая была создана в 1948 г. как питомник служебно-розыскных собак Главного управления милиции МВД СССР. На территории разрушенного во время войны кирпичного завода на окраине города, в поселке Ясная Поляна, были размещены вольеры на 40 собак, кухня, родильное помещение и помещение для щенков. Первоначально штат питомника насчитывал 12 сотрудников — три инструктора и девять проводников розыскных собак. В 1957 г. здесь был создан Учебный пункт Управления милиции МВД РСФСР, где началась подготовка проводников розыскных собак на трехмесячных курсах, рассчитанных на 50 слушателей. Были построены две казармы, здания штаба и клуба.

1434821484 kinologi rostovВ настоящее время подготовку в РШСРС МВД проходят ежегодно более 300 слушателей со всей страны. Это действительно уникальное и лучшее в своем роде учебное заведение, выпускники которого продолжают службу не только в органах МВД РФ, но и в других силовых структурах страны. Преподавательскую деятельность в школе осуществляют блестящие специалисты своего дела, за плечами которых далеко не один год службы в правоохранительных органах. Многие из них участвовали в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечении безопасности граждан во время массовых мероприятий, принимали участие в боевых действиях во время контртеррористической операции на Северном Кавказе. О востребованности знаний, которые даются в школе, свидетельствует ее популярность и за пределами нашей страны. Так, в школе проходили в разное время обучение курсанты из Алжира и Афганистана, Болгарии и Вьетнама, Монголии и Палестины, Никарагуа и Сан-Томе и Принсипи, Сирии и КНДР, Белоруссии и Армении, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и целого ряда других государств. Полученные знания они впоследствии успешно реализуют на службе в правоохранительных органах своих родных стран.

Помимо учебной деятельности, в Ростовской школе служебно-розыскного собаководства осуществляется также и научная работа, в том числе организуются научные конференции, посвященные различным актуальным аспектам современной кинологии. Только в течение последних пяти лет школой было выпущено 10 учебных и учебно-методических пособий, а с 2010 г. издается журнал «Профессия — кинолог». Большая работа ведется в сфере ветеринарных исследований: сотрудники школы изучают влияние изменения высоты над уровнем моря на общее состояние здоровья и работоспособности служебных собак, определяют возможность применения высококалорийного корма для улучшения сердечно — сосудистой системы служебных собак, анализируют специфику использования антиоксидантов для преодоления биологических барьеров приспособляемости и улучшения работы сенсорных систем служебных собак. Традицией стало проведение межведомственных соревнований на территории школы, в которых принимают участие специалисты — кинологи из самых разных подразделений Юга России, включая как сотрудников полиции, так и Федеральной таможенной службы, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств, Федеральной службы исполнения наказаний. Причем выпускники и учащиеся школы часто занимают призовые места на соревнованиях. Их с готовностью берут на работу в любые структуры кинологического профиля.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector