1 значение истории экономической науки

История мировой экономики. Шпаргалка

cover

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История мировой экономики. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

3 МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

История мировой экономики как наука представляет собой обобщение знаний о закономерностях происхождения, создания и развития экономических систем в совокупности.

Для того чтобы осознать причины и важность переломных социально—экономических событий в мировой истории, необходимо исследовать и изучать развитие экономики всего мира. Необходимо отслеживать логическую цепь событий экономической и социальной сфер жизни общества.

Исследование истории мировой экономики не является механическим запоминанием событий. Выделение наиболее важных фактов и дат является главным в изучении глобальных экономических процессов и методов экономического анализа.

История мировой экономики взаимосвязана со многими экономическими, общественными и историческими науками, но при этом она не копирует эти дисциплины, а обладает своим собственным потенциалом и предметом изучения.

История экономики находится на стыке двух социально—гуманитарных наук — экономической и исторической, и поэтому она использует методы исследований, принадлежащие обеим наукам.

Структурными уровнями науки являются:

1) эволюция способов производства;

2) история хозяйственных механизмов;

3) история отраслей народного хозяйства;

4) история отдельных экономических процессов (урбанизации, промышленного переворота, интеграции и др.);

5) история экономических институтов (налоги, цен, кредитов и др.).

История экономики может изучать как экономику в целом, так и историю конкретных и функциональных экономик по отдельности.

История мировой экономики стоит в одном ряду с экономической теорией и историей экономической мысли.

Фундаментальность истории экономики определяется тем, что она дает экономической теории фактические данные о развитии хозяйственной жизни человечества, а от качества и количества информации зависят сформулированные законы и категории в экономической теории.

Экономическая история также взаимосвязана с определенными отраслевыми экономическими науками, такими как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика транспорта и др.

Помимо множества экономических наук, история мировой экономики близко связана со всеми историческими дисциплинами: гражданской историей, всеобщей историей, историей культуры, историей языка, военной историей и др.

Экономическая история также связана с географическими науками, демографической наукой и многими другими общественными дисциплинами (социологией, политологией, психологией и др.), так как она исследует социально—хозяйственную жизнь людей в разных странах.

Источник

История экономических учений

Предмет и метод истории экономических учений

1. Предмет и метод истории экономических учений

История экономических учений

«История экономических учений»

1) Марк Блаук «История экономической мысли в ретроспективе»

2) Майбурт «История экономической мысли. От пророков до профессоров»

Предмет и метод истории экономических учений

1) Предмет курса истории экономических учений

2) Метод истории экономически учений

3) Основные этапы развития экономической науки

Предметом истории экономических учений является процесс возникновения, развития, опровержения под давлением новых факторов и смены экономических воззрений различных идеологов, социальных групп, школ, течений.

Если экономическая теория отражает конкретно-историческую экономическую действительность, то история экономического учения отражает состояние самого экономического знания. В его накопительном росте и прогресс инструментария экономического анализа.

1) Исторический
2) критический
3) логический.
Исторический тип подачи материала подчеркивает социально политическую обстановку в контексте создаваемой теории. Философскую моду того времени. Достижения других наук. Подробности биографии авторов. Специфику и традиции школ.
Критическое направление занимается теорией своих предшественников для того, чтобы указав на их недостатки –обосновать собственную альтернативу. Особенно

Первые школы политической экономии

Вопросы:
1)Утопических социализм
2) Зарождение английской классической школы. Уильям Петти
3) Учение физиократов
4) Учение Адама Смита
5) Марсксизм

I
В 16-17 веках в период разложения феодальных отношений и зарождения капитализма в Европе появляются утопические проекты будущего коммунистического общества. Причинами появления утопических теорий было массовое разложение крестьянства, появление предпролитариата, усилилось брожение народа и встал вопрос куда двигаться дальше. Одним из ответов стало появление утопических теорий. В 1516 году Томас Морг опубликовал свою книгу «Утопия», или(место, которого нет). Томас Морг считал, что частная собственность, и деньги-источник всех несчастий и в «утопии» нарисовал фантастическую картину идеального общества на острове. Там нет частной собственности, нет бедных и богатых, нет денег, а все продукты и изделия раздаются бесплатно исходя из потребностей, но этой теории присущ уравнительный характер, т.к все общее: Жены, мужья, дети, нет семьи, все утопические теории основаны на общественной собственности. В них нет места товарным отношениям, главная ошибка социалистов утопистов в том, что они не видели, что на смену феодального общества идет капитализм. Они недооценивали развитие производительных сил и не замечали нарождающегося класса пролетариата. Другим основателям утопического социализма стал итальянский абат Т. Кампанелла. Свои идеи он сформулировал в книге « Город Солнце». Зарождением капитализма в 17 века выступает классическая школа политической экономии. К этому времени мерконтелисты перестали удовлетворять запросы на рождающегося капитализма и представителе классической школы переносят центр исследования из сферы обращения в сферу промышленного производства. Родоначальником классической школы стал Уильям Петти. Он жил в 17 веке и его экономические возрения формировались в условиях становления капиталистических отношений в англии.

Источник

История мировой экономики. Шпаргалка

cover

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История мировой экономики. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

4 ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ ИСТОРИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ КАК НАУКИ

Объектом изучения истории экономики являются процессы зарождения, становления и развития экономических процессов и явлений в разных странах.

Для истории национального хозяйства объектами исследования являются эволюции способов производства, исторических хозяйственных механизмов, исторических отраслей хозяйства, исторических отдельных экономических процессов и институтов.

Предмет исследования истории экономики включает изучение экономического движения общества, особенностей его изменений, трансформации закономерностей такого движения, связь с общественными сторонами жизни. Это исследование общих закономерностей становления и развития мировой экономики с учетом специфики отдельных стран и процессов развития конкретных форм общественного воспроизводства.

В более узком смысле предметом изучения является исследование хозяйственной деятельности народов различных стран, развитие их производительных сил, смены способов производства на примере отдельных регионов в различные эпохи.

Задачи и функции истории экономики связаны между собой.

Задачи истории экономики:

1) анализ и разбор эволюционных форм общественного производства;

2) проведение исследования развития экономик стран и регионов в разные эпохи;

3) рассмотрение альтернативности (поливариантности) созревания экономики.

Функции истории экономики следующие:

1) мировоззренческая — формирование логики стиля экономического мышления (историзм, масштабность);

2) прогностическая — прогнозирование развития экономики;

3) аналитическая — осознание эмпирического материала и поиск закономерностей в развитии истории экономики;

4) ценностная — нравственная оценка средств и результатов различных преобразований;

5) познавательная — осмысление единой картины исторического развития мировой экономики;

6) культурная — сохранение преемственности в хозяйственной практике знакомства с альтернативными моделями развития;

7) критическая — обсуждение новых экономических теорий и экономической политики;

8) фундаментальная — анализ и обработка разнообразной экономической информации;

9) практическая — накопление хозяйственного опыта и выдача практических советов;

10) прагматическая — обобщение и усвоение опыта хозяйственного развития;

11) методологическая, выполняемая историей народного хозяйства для экономической теории, заключается в:

а) иллюстративной роли;

б) критической роли;

в) функции научного обоснования новых экономических теорий.

Источник

История экономики: конспект лекций.

ЛЕКЦИЯ № 1. История экономики как наука.

Сам термин «история» в научном смысле используется в двух аспектах:

1) как наука, осваивающая закономерности и причины установленной последовательности тех или иных событий;

2) как движение во времени, череда меняющих друг друга событий;

Предмет истории экономики (экономической истории). История экономики как наука занимается изучением развития экономических отношений, явлений и процессов как в мировом хозяйстве в целом, так и в отдельных странах.

Значение истории экономики – исследование внутреннего устройства и формирования экономических систем.

Пространство и время являются постоянными параметрами истории.

Представители всех школ и направлений исторической науки признают предоставленное им.

По центральному вопросу между ними происходят разногласия об устанавливающих факторах исторического процесса. В качестве определяющего фактора ими выдаются:

1) роль личности (героев);

2) изменения в материальном производстве;

3) географический фактор;

4) психологический фактор и т. д.;

Следует заметить, что влияние всего многообразия факторов сказывается на настоящем историческом процессе. Например, нельзя отрицать влияние на процесс экономического развития разных стран географического фактора.

Он обуславливает особенности образования экономических взаимоотношений.

Так, в северных географических регионах затраты на организацию производства и обеспечение жизнедеятельности людей значительно превосходят подобные затраты, осуществляемые в более теплых климатических зонах.

Методология истории экономики.

Методология – учение о логической организации, структуре, средствах и методах деятельности. Методология науки – учение о принципах построения, способах и формах научного познания.

Методология экономической истории содержит в себе как общенаучные методы формальной логики, так и специфические методы исторической науки.

Читайте также:  риг персонажа майнкрафт для cinema 4d

К первым относятся анализ, синтез, дедукция, индукция.

Ко вторым – сравнительный, описательный и генетический методы.

Анализ возможностей генетического метода вызывает интерес. Употребление его связано с выделением исторического гена, с которого начинается рыночная экономика и развитие которого ведет к ее распространению в пространстве и времени. Таким геном, согласно А. Смиту, является разделение труда.

Именно разделение труда, обособление производителей и их специализация сделали обмен, необходимым условием жизни людей в обществе, послужили объединению разрозненных производителей товаров в систему рыночного хозяйства.

Общественное разделение труда возникает не только исторической предпосылкой рыночного хозяйства, но и последствием его функционирования.

Экономической истории свойственны два основополагающих принципа построения научного познания:

Употребление учеными того или другого принципа определяет подход к сфере исследования истории экономики.

Первый принцип лег в основу традиционного подхода к данной науке, он преобладал до начала 1960-х гг.

Второй принцип стал основой образования нового подхода, приобретшего на Западе наименование «Клиометрика».

Клиометрика – смежная историко-экономическая дисциплина, усваивающая экономическую историю с помощью экономического теоретического инструментария, статистического моделирования, количественных методов анализа, употребления гипотетического моделирования альтернативных версий формирования экономики в прошедшем. Клиометрика как наука сформировалась в послевоенных работах западных экономистов (Р. Голдсмита, У. Ростоу, К. Эрроу, С. Кузнеца, Р. Фоуджела, Д. Норта и др.) в противовес традиционной описательной истории народного хозяйства. Существенный вклад в ее становление внес Дуглас Норт.

Норт Дуглас Сесил (1920 г.) – американский экономист, один из основоположников науки Клиометрика. Наиболее значительным из исследований ученого стала разработка эмпирической модели преждевременной американской экономической истории. В основу принятого Нортом подхода легло утверждение, согласно которому структура рыночной экономики и протекающие в ней процессы тесно связаны с политическими и социальными институтами страны, поэтому экономическую историю и экономические теории следует объединять с институциональными изменениями.

Основные работы Норта: «Экономический рост США: 1790–1860» (1961), «Структура и движение экономической истории» (1981), «Подъем западного мира: новая экономическая история» (1973). Был лауреатом Нобелевской премии в 1983 г. (совместно с Р. Фоуджелом) по экономике «За применение экономической теории и количественных методов к изучению исторических событий».

Представляется, что другим геном (с позиций современных взглядов на экономическую науку) можно считать тенденцию к неуклонному возрастанию потребностей человека и общества. Именно их рост служит главнейшим фактором расширенного воспроизводства и технологического прогресса.

Вклад зарубежных и отечественных экономистов в историю экономики.

Бюхер, Карл (1847–1930) немецкий экономист, статистик, представитель новой исторической школы. Бюхер разделял экономическую историю на три стадии: домашнее хозяйство (без обмена), городское хозяйство, соединенное с работой ремесленников на заказ или для близлежащих рынков, и народное хозяйство, где сформировывается общенациональный рынок при многочисленных посредниках обмена. В основу разделения исторических эпох была положена «длина пути», которую преодолевает товар, устремляясь из изготовляющего хозяйства в потребляющее.

Бюш, Иоганн Георг (1728–1800) немецкий экономист и историк народного хозяйства. Занимался проведением исследования истории торговли, кредита и страхового дела, денежного обращения. Его работы насыщены фактическим материалом, он выступал как эмпирик, отвергая вероятность абстрактной теории, критиковал крепостничество как малопроизводительную и безнравственную форму организации хозяйства.

Левассер, Пьер Эмиль (1828–1911) французский экономист и историк. Занимался исследованиями экономической истории Франции.

Шмоллер, Густав (1838–1917) немецкий экономист, основоположник новой исторической школы, он отвергал теоретический характер политэкономии, призывая ограничиваться сбором статистического и фактического материала, исследованием специальных вопросов истории народного хозяйства.

Гамильтон, Эрл Джефферсон (1889–1946) американский историк-экономист. В 1927–1929 гг. овладевал знаниями в Испании изучал по архивным материалам влияние «революции цен» на экономическое развитие страны ХVI–ХVII вв.

На основе годовых отчетов торговой палаты в Севилье Гамильтон предопределил размер ввоза драгоценных металлов из Америки в Европу. Производя тщательные подсчеты, определил колебания среднего индекса цен с 1500 по 1640 гг. по ряду товаров. Книга «Американские сокровища и революция цен в Испании 1501–1650 гг.» (1934), в которой был исследован огромный статистический материал о движении в Европе цен и заработной платы под влиянием притока дешевого американского серебра и золота, показывает процесс первоначального накапления в Европе. Последующие работы Гамильтона посвящены экономической истории Испании 1650–1800 гг.

Гильдебранд, Бруно (1812–1878) немецкий экономист и статистик. Основоположник исторической школы в политэкономии. Основополагающая работа «Политическая экономия настоящего и будущего» (1848). В 1863 г. сформировал «Ежегодник по вопросам политической экономии и статистики». Гильдебранд резко и систематически осуждал классическую школу и тщательно внедрял исторический метод.

Разработанная Гильдебрандом, периодизация истории хозяйственного развития выделяет три фазы: естественное хозяйство средних веков (под которым понималось натуральное хозяйство), кредитное хозяйство и денежное хозяйство. Выделяя в некую фазу кредитное хозяйство, Гильдебранд отличал его от денежного, под которым со времен А. Смита он понимал капиталистическое производство.

Ойкен, Вальтер (1891–1950) немецкий экономист. Ойкен полагал, что все общественно-экономические формы, которые когда-нибудь существовали в истории человеческого общества, в принципе могут быть сведены к двум видам: тоталитарному, или центрально-управляемому, и свободному открытому рыночному хозяйству, которому в политическом плане соответствует демократический строй.

Рошер, Вильгельм Георг Фридрих (1817–1894) немецкий экономист, основоположник исторической школы.

Основополагающие работы: «Краткие основы курса политической экономии с точки зрения исторического метода» (1843), «Принципы политической экономии» (1854). В целом ряде последовательно выходивших томов его «Принципов» Рошер ограничивался приложением истории экономических событий к изложению классических доктрин А. Смита и Д. Рикардо. Рошер смотрел на свои работы как на опыт применения к политической экономии исторического метода.

Андросов, Василий Петрович (1803–1841) – русский экономист, статистик, общественный деятель, агроном. В работах Андросова «Хозяйственная статистика России» (1827) и «Статистическая записка о Москве» (1832) собран ценный фактический материал по экономической истории России первой трети ХIХ в.

Блиох, Иван Станиславович (1836–1901) экономист, статистик и финансист. Блиох – автор трудов по экономической истории России по экономике сельского хозяйства и промышленности. Основные его работы: «Экономико-статистические работы 1875–1900 гг.» (1900), «Финансы России ХIХ столетия» (1882), «Мелиорационный кредит и состояние сельского хозяйства в России и иностранных государствах» (1890). «Фабричная промышленность Царства Польского 1871–1880» (1881), Струмилин (Струмилло-Петрашкевич), Станислав Густавович (1877–1974) – русский, советский экономист и статистик. Основные труды в области статистики, экономики, демографического прогнозирования управления народным хозяйством, экономической истории. Под руководством Струмилина была разработана первая в мире организация материальных балансов.

Кондратьев, Николай Дмитриевич (1892–1938) русский (советский) экономист. Прежде всего, мировой экономической науке, Кондратьев известен, как автор теории крупных циклов хозяйственной конъюнктуры. В ряде своих работ, среди которых выделяются монография «Мировое хозяйство и его конъюнктуры во время и после войны» (1922), а также доклад «Большие циклы экономической конъюнктуры» (1925). Ученый выдвинул идею множественности циклов, строя разнообразные модели циклических колебаний: сезонные (продолжительность меньше года), короткие (продолжительность 3–3,5 года), торгово-промышленные (средние циклы 7—11 лет) и большие циклы, (длящиеся 48–55 лет), этим большим циклам И. Шумпетер дал наименование «циклы Кондратьева». Наряду с теоретическими исследованиями Кондратьев принима непосредственного участие в составлении первых советских планов. Он разработал согласованную концепцию научного планирования, осмысленного воздействия на экономику, причем в условиях НЭПа, при сохранении механизмов рыночной сбалансированности и рыночного регулирования. Уже в конце 1920-х гг. Кондратьев фактически подошел к концепции индикативного планирования, реализованной во многих странах Запада после Второй мировой войны.

Источник

Предмет и метод истории экономики и экономической мысли

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

Лекция 1

1. История экономики и экономической мысли как наука.

2. Предмет и методы истории экономики и экономической мысли.

3. Задачи курса истории экономики и экономической мысли.

4. Этапы развития истории экономической мысли.

5. Подходы и критерии периодизации хозяйственного развития общества.

6. Цивилизационный подход в анализе стадий хозяйственного развития.

1 Зарождение истории экономики, которая возникла раньше, чем история экономической мысли, относят к XVI в.

В период с XVI в. до середины XIX в. она представлена отдельными историко-отраслевыми описаниями и наследованиями. И только с развитием капитализма такие исследования стали более регулярными и фундаментальными. В середине XIX в. данная наука сформировалась в самостоятельную отрасль.

История экономики изучает различное проявление экономической деятельности человечества с древних времён и до настоящего времени. Объектом изучения являются хозяйственная деятельность человека в историческом развитии, основные явления и процессы материального производства, деятельность экономических организаций и учреждений, экономическая политика мира. Исследуются закономерности экономической жизни, её особенности в отдельных странах.

Экономическая мысль – это чрезвычайно широкое и многоплановое понятие, которое И. Шумпетер (1883-1959 гг.), известный исследователь истории экономического анализа, определяет как совокупность всех взглядов и пожеланий по экономическим вопросам, которые становятся известными в определенное время и в определенном месте.

Развитие экономической мысли – это не простой процесс накопления знаний. Оно связано с общим развитием производства, науки, искусства, общественных и производственных отношений.

Цель истории экономики и экономической мысли как науки заключается в исследовании генезиса экономической деятельности человечества и соответствующего развития экономических взглядов и концепций. Поэтому важно знать основные факторы развития экономической науки.

Наиболее весомыми факторами, под воздействием которых формируются и развиваются экономические взгляды и концепции, являются:

1) объективные условия, потребности и интересы экономической практики;

2) работы и взгляды представителей более ранних концепций, их подходы, терминология, проблематика;

Читайте также:  биография фриды кало и диего ривера

3) взаимовлияние национальных школ;

4) развитие смежных разделов экономической науки;

5) совершенствование методов научного исследования;

6) расширение (изменение) тематики и взглядов на предмет экономической науки;

7) взаимосвязь и согласование отдельных разделов экономической теории, наличие или, наоборот, отсутствие внутренней логичности, сочетание экономических законов и категорий.

Таким образом, эволюция экономических взглядов и концепций происходила под влиянием практических потребностей, в процессе сравнения различных подходов, позиций, методов при определенном сходстве знаний и выводов.

2 Предмет истории экономики был определен уже во второй половине XIX в. как эволюция хозяйственной деятельности народов от первобытной эпохи до современности. На протяжении 150 лет существования указанной науки сменилось несколько ее названий: история хозяйственного быта, история народного хозяйства, история экономики. По мнению П. И. Юхименко, экономическая история – это наука, которая изучает экономическую жизнь людей во всей его многогранности, с древнейших времен до наших дней.

История экономической мысли раскрывает предпосылки и закономерности эволюции мировой экономической науки, систематизирует и анализирует экономические знания, знакомит с научным наследием выдающихся ученых-экономистов, способствует осознанию достижений основных школ и направлений экономической мысли. Предметом истории экономической мысли является исторический процесс возникновения и развития системы экономических идей, течений и школ, формирование и развитие экономической науки как особой системы знаний.

Содержание истории экономики и экономической мысли заключается в истории научных подходов к пониманию действия экономики. Сложность исследования экономических механизмов, моделей, систем состоит в том, что их структура со временем значительно меняется, что требует постоянного усовершенствования концепций и методов анализа. Невозможно использовать выводы, полученные одним методом анализа, который соответствует определенному экономическому обстоятельству, для выводов по результатам другого метода, соответствующего иным обстоятельствам; одну модель нельзя использовать для оценки другой модели.

640 1

Метод – это путь познания, способ и инструмент исследования, научная значимость и познавательная ценность которого определяются прежде всего его эвристическим потенциалом, способностью обогатить науку новыми знаниями.

Обобщая опыт теоретической деятельности экономистов различных школ и направлений, следует выделить следующие методы исследования: метод наблюдения экономических явлений, историко-генетический, системно-структурный, проблемно-логический, компаративный экономический анализ, статистический анализ, эксперимент.

Например, применение метода наблюдения такого экономического явления, как банкротство среднего класса вследствие инфляции, что повлекло в свою очередь рост социального беспокойства (безработица), позволило Дж. Кейнсу обосновать теорию государственного вмешательства в экономику.

Историко-генетический метод исследования позволяет выявить исторические условия возникновения и развития экономических идей, их наследственность, общие закономерности и историческую специфику в содержании и познавательных приоритетах экономических теорий, взаимосвязь экономических учений с политикой и хозяйственной практикой.

Системно-структурный метод исследования способствует осознанному познанию эволюции экономической науки как целостного системного процесса во всем разнообразии его внутренних и внешних связей, структурных элементов и уровней.

Проблемно-логический метод исследования раскрывает глубинные сущностные характеристики истории развития экономической науки на основе проявления внутренней логики экономических теорий, их категориального и понятийного аппаратов.

Компаративный (сравнительно-исторический) метод исследования дает возможность выявить общее и особенное в различных экономических учениях, проследить роль традиций и революций в истории идей, взаимодействия общего, особенного и единичного в тот или иной период развития экономической науки.

Исторические факты являются основой для экономической науки, и к ним следует приобщать экономический анализ, потому что именно через развитие и проверку экономических теорий можно упорядочить и организовать совокупность данных и фактов в четкую систему. Целостное понимание экономической деятельности требует использования экономических данных и статистического анализа. Количественные характеристики экономической деятельности представлены в правительственных статистических сборниках. Практическое исследование экономической деятельности требует развитого аппарата теории вероятности и эконометрики.

Экономическая жизнь общества чрезвычайно сложна, поэтому исследователи довольно часто прибегают к контролируемому эксперименту. Для его проведения определенное количество населения или субъектов хозяйствования делят на две или более групп, каждая из которых исследуется одним и тем же образом, за исключением одного фактора. Ученый изучает влияние фактора при прочих равных условиях. Проведение экспериментов в экономике осложняется тем, что сложно воспроизвести реальную экономику в лабораторных условиях. Несмотря на это, экономисты полагаются все больше на эксперименты. Например, такие эксперименты довольно часто применяют для изучения реакции различных слоев населения на различные виды правительственных программ, поддерживающих малоимущих.

Таким образом, применение указанных методов обеспечивает прогресс экономической науки по исследованию истории экономической деятельности человечества и истории экономической мысли.

3 Задачами курса являются:

1) анализ основных исторических фактов и процессов, характеризующих становление и развитие хозяйств стран Восточной и Европейской цивилизаций;

2) формирование целостного представления об эволюции экономической науки на основе понимания закономерностей и общей логики развития мировой экономической мысли;

3) анализ экономических процессов и их отражение в экономической мысли на различных этапах развития человеческой цивилизации;

4) овладение категориальным аппаратом исследования исторического развития хозяйства;

5) выявление взаимозависимости, преемственности, разногласия экономических учений, углубление знаний по экономической теории и другим экономическим дисциплинам;

6) выявление взаимосвязи и преемственности экономической политики государств с теоретическими концепциями прошлого и современности.

4 Современные экономические знания отражают длительный исторический путь развития экономической науки, который никогда не был прямолинейным процессом. Формирование тех или иных экономических взглядов и идей всегда было объективно обусловлено развитием общественного производства, социально-экономическими условиями и потребностями хозяйственной жизни, интересами общества, его отдельных групп.

Зарождение экономической мысли (доклассический период). Древнейшие сведения о формировании экономической науки содержатся в памятнике времен Вавилона (XVIII в. до н. э.) – «Кодексе царя Хаммурапи», который отражал период существования рабовладельческого строя и фиксировал процент на ростовщический капитал, предусматривал возможность отсрочки выплаты долга на случай неурожая и определенные положения существования долгового рабства.

В работах древнего китайского мыслителя Конфуция (551-479 гг. до н. э.) заслуживает внимания идея о способности просвещенного правителя справедливо распределять созданное в обществе богатство. Философ не осуждал стремление людей к богатству и знатности, но считал, что это положение должно быть достигнуто честно, с соблюдением моральных принципов, чтобы не нанести ущерб народу. Китайские легисты опирались на идею государственного регулирования хозяйственной системы, прежде всего рынка хлеба.

Древнегреческий философ Ксенофонт попытался показать влияние полезности на стоимость товаров, считал вещь полезной, если ею можно пользоваться как нужной, а бесполезную можно поменять на полезную, и, следовательно, выдвинул идею о двояком использовании вещей. Другой древнегреческий философ Платон (427-348 гг. н. э.) основой государства считал разделение труда, которое, в свою очередь, зависит от потребностей и способностей людей. Аристотель различал вещи для непосредственного удовлетворения потребностей и для обмена, но не выяснял основы такого сравнения, считая, что и деньги делают товары соизмеримыми. Проблемы земельной собственности, организации и ведения крупного рабовладельческого хозяйства, отношений рабов и рабовладельцев нашли отражение в трудах древнеримских мыслителей Катона Старшего (234-149 гг. до н. э.), Варрона (116-27 гг. до н. э.), Колумеллы (ІІ в. н. э.) и др.

Важную роль в истории экономической мысли сыграло христианство. Принципы христианской экономики – комплекс исходных положений и основ христианского учения о развитии хозяйства, в которых отражаются базисные закономерности взаимодействия труда и собственности, стоимости работы, развития личности, роль веры, религии в деятельности человека, коллектива, общества.

Экономическая мысль раннего и классического Средневековья имела натурально-хозяйственную ориентацию, ярко выраженный теологический (богословский) характер, отличалась догматизмом и схоластикой (произведения представителей раннего и позднего канонизма Августина Блаженного (354-430 гг.), Фомы Аквинского (1225-1274 гг.) и др.). Разнообразие экономических взглядов позднего Средневековья было связано с процессами распада феодализма и новой хозяйственной этикой эпохи Реформации, что нашло отражение в требованиях крестьянских восстаний, антифеодальных движений и социальных утопий. Произведения Т. Мора (1478-1535 гг.), Т. Кампанеллы (1568-1639 гг.) и других были направлены на критику существующего общественного строя и пропаганду идей жизни, лишенной эксплуатации и угнетения.

Меркантилизм. Важной вехой в истории экономической мысли является зарождение и формирование политической экономии, которая берет свое начало с первой школы политической экономии – меркантилизма. Меркантилизм возник еще до Великих географических открытий и длился до середины XVII ст. Выдающийся меркантилист А. Монкретьен ввел в научный оборот термин «политическая экономия», хотя предметом науки считал совокупность правил хозяйственной деятельности. Он утверждал, что богатство создается трудом, придавал важнейшее значение природному богатству, выступал за вмешательство государства в экономическую жизнь.

Заслугой меркантилистов является также введение в научный оборот понятия «национальное богатство», акцентирование внимания на исследовании качественной стороны выражения стоимости и на эквивалентной форме товара, постановка проблемы об источниках доходов, эквивалентности обмена. Одновременно они провозглашали сферу обмена решающей сферой экономической жизни общества.

Поскольку научная школа меркантилистов отражала в основном интересы торговой буржуазии, то уже в конце XVI – начале XVII ст. ее идеи вошли в противоречие с интересами промышленной буржуазии. В мануфактурный период развития капитализма на смену ей во второй половине XVII ст. приходит классическая политическая экономия.

Классическая политическая экономия (классический период) возникла в эпоху становления капиталистического способа производства и завершила свое развитие в первой половине XVIII ст. Ее основоположниками были английский экономист У. Петти и французский экономист П. Буагильбэр. Свое развитие классическая политическая экономия получила в трудах В. Франклина, Ф. Кенэ, Р. Кантильйона, А. Тюрго, Сисмонди, А. Смита, Д. Рикардо и др. В отличие от меркантилистов, классики политической экономии считали предметом своего исследования не сферу обращения, а производство. Благодаря этому классическая политическая экономия впервые пришла к научному определению предмета политической экономии. Первым это сделал У. Петти, который такой сферой считал промышленное производство, добывающую промышленность. Богатство, по его мнению, создается в сфере материального производства, а распределяется в сфере обращения. Одновременно он ошибочно утверждал, что стоимость создает не всякий труд, а затрачиваемый на производство золота и серебра.

Читайте также:  история ключевой ставки цб рф с 1992

П. Буагильбер первым использовал понятие «национальный доход», но лишь в отношении сельского хозяйства. Р. Кантильйон впервые дал характеристику сущности предпринимательства. А. Тюрго положил начало концепции полезности. Наибольшего развития классическая политэкономия получила в трудах А. Смита и Д. Рикардо.

А. Смит в своем научном труде «Исследование о природе и причины богатства народов» выделил основную проблему – экономическое развитие общества и рост его благосостояния. В своей теории о производительном труде он убеждает, что не торговля, а сфера производства является основным источником богатства, но для увеличения богатства предпочтительнее развитие сельского хозяйства, а не промышленности. Центральное место в методологии А. Смита занимает концепция экономического либерализма, в основу которой он положил идею рыночных экономических отношений. Вклад А. Смита в экономический анализ заключается в раскрытии им роли рынков в организации экономической жизни и обеспечении быстрого экономического роста. Он доказывал, что система цен и рынков способна координировать деятельность людей и фирм без всякой директивы сверху.

Исходной позицией в исследованиях Д. Рикардо была приверженность концепции экономического либерализма, который не допускает никакого государственного вмешательства в экономику и позволяет экономические свободы. Характеризуя методологическую позицию Д. Рикардо, следует отметить, что он считал, что при свободной конкуренции интересы индивида и общества совпадают. Режим свободной конкуренции поэтому является наиболее целесообразным. По теории стоимости Д. Рикардо настаивал, в отличие от А. Смита, на однофакторной ее оценке: «Стоимость товара или количества какого-то другого товара, на который он обменивается, зависит от собственного количества труда, которое необходимо для его производства». В трактовке категории «капитал» Д. Рикардо сумел показать, что из неравенства прибыли на вложенный капитал последний «перемещается из одной деятельности к другой». Важной является разработанная им концепция ренты: рента всегда платится за пользование землей, поскольку ее количество небезгранично, качество неодинаковое, а с ростом населения начинают обрабатываться новые участки земли, худшие по своему качеству и расположению, требующие больших затрат труда, по которым определяется стоимость сельскохозяйственных продуктов.

Классический период также представлен трудами таких ученых, как Ж.-Б. Сэй, Т. Мальтус, Дж. С. Моль.

Экономическая теория К. Маркса (1818-1883 гг.), как закономерный этап развития экономической науки, обусловлена соответствующими социальными интересам и требованиями времени; она способствовала развитию трудовой теории стоимости, природы цикличности и кризисов перепроизводства, дальнейшему анализу проблем общественного воспроизводства, источников экономического роста и выявлению роли прибавочной стоимости как определяющего фактора и основы воспроизводства капитализма.

Неоклассический период. В последние 30 лет XIX ст. классическую политэкономию изменила маржинальная теория, в экономической литературе это время характеризуют как «маржинальную революцию». Основная идея маржинализма – исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли, всего народного хозяйства. Первый этап «маржинальной революции», который охватывает 70-80-е годы XIX ст., отображен в трудах К. Менгера, Ф. Визера, А. Бем – Баверка, Л. Вальраса, У. Джевонса. Второй этап «маржинальной революции» приходится на 90-е годы XIX ст. Главное достижение маржиналистов на данном этапе – отказ от субъективизма и психологизма 70-х годов XIX ст. Наибольший вклад в формирование маржинальной теории на втором этапе сделали А. Маршалл, Дж.-Б. Кларк и В. Парето.

Парадигмы XX века. Ведущими направлениями развития экономической теории в XX в. были институционализм, неоклассика и кейнсианство, прошедшие длительную теоретическую эволюцию на протяжении XX в., образовав ведущее течение современной экономической мысли.

Идеи выдающегося английского экономиста, государственного и политического деятеля Дж. М. Кейнса (1883-1946 гг.) начали появляться в 30-е годы XX в. и положили начало макроэкономического анализа и теории государственного регулирования рыночной экономики. Дальнейшая эволюция кейнсианства была связана с развитием неокейнсианской теории в 50-60-е годы XX в. в работах Э. Хансена (1887-1976), Дж. Хикса (1904-1989), П. Семюэльсона (1915), Р. Харрода (1900-1978), Е. Домара (1914) и началом в 80-90-е годы XX в. посткейнсианства и нового кейнсианства (Дж. Робинсон (1903-1983), Я. Калдор (1908-1986) и др.).

Эволюция неоклассических идей в XX веке нашла отражение в формировании и развитии неортодоксальных концепций рынка и предпринимательства (Дж. Робинсон (1903-1983), Э. Чемберлин (1899-1967), Й. Шумпетер (1883-1950)), экономических теорий неолиберализма (Л. Мизес (1881-1973), Ф. Хайек (1899-1992), В. Ойкен (1891-1950)) и неоконсервативной школе теории магнетизма (М. Фридмен (1912), А. Лаффер (1940), Р. Лукас (1937), Т. Сарджент (1943) и др.).

Теоретической альтернативой неоклассике стало институциональное направление экономической мысли, начатое в первой трети XX в. американскими исследователями Т. Вебленом (1875-1929), Дж. Коммонсом (1862-1945), В. Митчеллом (1874-1948). Обратившись к внеэкономическому толкованию сути и движущих сил экономического развития, представители нового течения обогатили методологию и расширили предметную сферу экономической теории. Эволюция институционального направления в XX в. связана с развитием неоинституциональной теории (Дж. Гелбрейт (1908), У. Ростоу (1916), Д. Бет (1919), Э. Тоффлер (1928) и др.) и новой институциональной теории (Р. Коуз (1910), Док. Бьюкенен (1919), Д. Норт (1920) и др.).

5 Весьма важным и в то же время дискуссионным является вопрос о периодизации экономической истории. За время существования историко-экономической науки разработано много вариантов периодизации хозяйственной истории человечества. Сегодня преобладают три основных подхода к этой проблеме:

1) трактовка экономической истории человечества как развития по восходящей;

2) теория исторического кругооборота;

3) теория цивилизаций.

В последнее время более распространен цивилизационный подход. Цивилизации – это прогрессивное движение общества от простого к сложному, а социально-экономические формации – ступеньки цивилизации, которые со временем, изжив себя, требуют замены.

Важную роль в периодизации истории сыграла формационная теория К. Маркса. Маркс рассматривал развитие общества как эволюцию, закономерную смену социально-экономических формаций, в основу которой положено противоречие развития производительных сил и производственных отношений.

В 60-х годах XX в. популярными стали теории «индустриального общества» французского социолога Р. Арона и «стадии экономического развития» американского социолога У. Ростоу. Продолжением этих теорий стала концепция постиндустриального общества, а выдающимися ее представителями – Д. Белл, Г. Кант и другие ученые. В основу деления всемирной истории (включая и экономическую историю мира) они положили разделение на доиндустриальное (аграрно-ремесленное, традиционное), индустриальное (прогрессирующее) и постиндустриальное общества. Критерии деления – уровень развития производства, а также отраслевое и профессиональное разделение труда. Согласно концепции постиндустриального общества, в зависимости от его технического уровня последовательно происходит переход от «первичной» сферы хозяйственной деятельности (сельское хозяйство) до «вторичной» сферы экономической деятельности (промышленность) и на современном этапе к «третичной» сфере (сфера услуг и информатики, в которой ведущее место принадлежит науке и образованию).

6 В современной литературе цивилизационный фактор рассматривается не как историческое явление, а как важнейшее обстоятельство, определяющее развитие.

Цивилизационный подход – концепция периодизации истории общества, предусматривающая исторический круговорот различных типов общества и исторических эпох через несколько стадий от зарождения до завершения. В таком круговороте одни исследователи выделяют много стадий, другие – только три. Всемирно известный философ и историк А. Тойнби выделял в мировом развитии 21 цивилизацию, а затем сократил их до 13. Если в марксистской теории основой периодизации человеческого общества является материальное производство, развитие производительных сил, то в теории А. Тойнби основой периодизации человеческого общества были культурно-исторические факторы, т. е. наличие замкнутых дискретных единиц (цивилизаций). Именно на такие цивилизации разлагается исторический процесс. Вместе они формируют ее циклы. Развитие цивилизации А. Тойнби объясняет мировыми религиями, в рамках которых происходит самоопределение человека. В частности, в период нахождения у власти творческого меньшинства происходит консервация власти, такое меньшинство теряет способность к самосовершенствованию и прогрессу, что приводит к надлому, а при наличии соответствующих условий цивилизация гибнет. Согласно цивилизационному подходу, движущей силой цивилизации провозглашено «творческое меньшинство», а определяющей сущностью будущего развития – духовное обновление человечества.

В основе разделения человеческой цивилизации на три этапа – аграрный, индустриальный, постиндустриальный – лежит прежде всего критерий развития техники. Примерно 40 тыс. лет продолжается активное вмешательство человека в природу, что приводит к истощению природных ресурсов и вызвало переход от присваивающего к воспроизводящему хозяйству. Этот переход получил название неолитической революции, которая была первой в мире технологической революцией и знаменовала переход человечества от этапа варварства к этапу цивилизации (согласно характеристике выдающегося ученого-этнографа Л. Моргана).

Аграрная цивилизация существовала до конца XVIII – начала XIX вв., т. е. в период развертывания промышленной революции, следствием которой стало появление индустриального общества (термин введен социологом Р. Ароном). Следующим этапом развития экономической системы по критерию развития средств труда является постиндустриальное общество. Это название введено в научный оборот социологом
Д. Беллом, разновидностями являются новое индустриальное общество Дж. Гэлбрейта, информационное общество Д. Стиглера, К. Эрроу, супериндустриальное общество А. Тоффлера. Начало этому обществу положила научно-техническая революция, которая развернулась в середине 50-х годов XX века.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector