1 неопалимовский переулок 10 история

communitymoscow_walks

Прогулки по Москве

Сообщество проекта moscowwalks.ru

Экскурсия 4. Неопалимовские переулки
⇑ | ⇓

Прилежащий к Садовому кольцу район, заключённый в пятиугольник Смоленским бульваром, Зубовской улицей, Девичьим полем, Плющихой и Ружейным переулком, и пересечённая Неопалимовскими переулками, не является популярным экскурсионным объектом. Здесь нет древних памятников, да и заурядная застройка, рассечённая столь же заурядными современными зданиями, совсем не складывается в единый ансамбль.

Но, пожалуй, именно этой «серостью» и привлекательна эта местность, как типичный представитель московского района средней руки начала XX века с соответствующей небогатой, но совсем не трущобной застройкой.

Даже у самого заурядного района Москвы можно найти характерную историческую черту. В нашем случае особенность в в том, что окрестности Неопалимовских переулков облюбовали московские архитекторы.

1. Начнём экскурсию от ближайшей станции метро. Это «Смоленская» Филёвской линии. Выход со станции находится в доме, построенном архитектором И.В. Жолтовским для работников НКВД в 1939-50 годах.

2. Как известно, «Смоленская» была конечной станцией первой очереди московского метро, открытого в 1935 году. Так выглядел павильон станции, исчезнувший при постройке дома Жолтовского.

Изображение с сайта oldmos.ru

3. Из павильона можно было попасть не только в метро, но и в подземный переход под Смоленской площадью. Сейчас тот самый переход никак не связан с метро, и считается самым первым подземным переходом Москвы.

4. Двигаясь от метро в сторону реки, можно увидеть златоглавый храм Николы, что на Щепах, получивший название по бывшему здесь царскому дровяному двору. Чуть дальше лежат и Николощеповские переулки.

5. Храм конца XVII века в советское время был встроен в новое здание, разобранное в начале 1990-х при восстановлении. На фото запечатлена колокольня во время промежуточного этапа реставрации.

Изображение с сайта oldmos.ru

6. На уровне Первого Николощеповского переулка начинается открытый участок Филёвской линии. Но в 1978 году, когда всё вокруг уже было застроено жилыми домами, для уменьшения шума участок до моста сделали крытым. Сверху образовалась обширная терраса. Виды с неё открываются фантастические, особенно поближе к мосту. Здесь было бы прекрасное место для прогулочной зоны, но сейчас это мёртвая зона, затянутая колючей проволокой.

7. Там, где поезда вырываются из жерла туннеля на метромост, в 1966 году снимали фильм «Берегись автомобиля».

8. Здесь был гараж, где Семицветов держал свою «Волгу».

Изображение с сайта oldmos.ru

9. Смоленский метромост был построен в 1937 году.

10. Арка в полных пять этажей в доме № 2 по Смоленской набережной. Сквозь арку виден Дом нефтяников на противоположном берегу.

11. Доминанта местности это, конечно, здание МИДа. Кстати, в изначальном проекте над зданием не было шпиля (как показано на фото), что делает его похожим на американские небоскрёбы. Существующее завершение собрано из металла и является чисто декоративным.

Изображение с сайта oldmos.ru

13. А вот и сам Владимир Григорьевич во дворе своего дома. Работал он в конторе предпринимателя А.В. Бари на Мясницкой. Завод паровых котлов Бари, где изготовляли конструкции для сооружений по проектам Шухова, находился в районе нынешней «Автозаводской» на месте завода «Динамо».

Изображение с сайта oldmos.ru

14. От владения Шухова не сохранилось ничего: на этом месте построены большие жилые дома.

15. В сторону от Первого убегает Третий Неопалимовский переулок.

17. За оградой особняка скрывается памятник Пушкину, который здесь неоднократно бывал.

18. В глубине квартала стоит чудом сохранившийся деревянный барак, в нём размещается магазин музыкальных инструментов.

19. Огромный дом за бараком имеет большую историю. Он был построен как доходный в 1915 году по проекту известного Ф.Н. Кольбе, речь о котором будет дальше, а в 1920-30-е годы здесь было общежитие МГУ и генеральские квартиры, в частности, здесь жил Дмитрий Карбышев.

20. Угол Первого и Второго Неопалимовских переулков занят современным зданием.

21. А так выглядело это место в 1913 году. Поодаль виднеется восьмерик храма Неопалимой Купины, давшей имя переулкам.

Изображение с сайта oldmos.ru

22. С появлением храма связана одна легенда. По ней, попавший в опалу царя Фёдора Алексеевича придворный конюх боярин Дмитрий Колошин усердно молился перед ликом иконы «Неопалимая Купина» в сенях Грановитой палаты, после чего Богоматерь явилась царю во сне и возвестила о невиновности Колошина. В благодарность боярин в 1680 году поставил храм, куда перенёс чудотворную икону. Очень похожая история связана у церкви Трифона в Напрудном.

Изображение с сайта oldmos.ru

23. В 1920-е храм снесли, и сейчас на его месте тоскливая пятиэтажка и детская площадка.

24. Дом № 6, и снова владение архитектора. Участок принадлежал Александру Фелициановичу Мейснеру, автору современного фасада Дома Союзов, ведь именно под его руководством велась в 1903 году последняя перестройка знаменитой постройки Матвея Казакова. Кроме того, за архитектором числится ряд доходных домов, больниц, богаделен, а также храм Александра Невского при университетских клиниках на Девичьем поле неподалёку. Собственный скромный особняк Мейснер построил в 1907 году.

25. Через два дома можно увидеть ещё один особняк, куда более представительный. В конце XIX века участком владел архитектор Голицынской (Первой Градской) больницы Никита Фёдорович Кольбе. Его сын, Фёдор Никитич, тоже зодчий, в два этапа построил существующее здание. Первой появилась пышная левая часть, а в 1913 году достроена правая, украшенная только майоликой и модерновыми решётками балконов.

Читайте также:  project zomboid бесконечные очки навыков

26. Ф.Н. Кольбе известен постройкой в 1914 году кинотеатра «Форум», доведённого сейчас до состояния руин.

27. Ровно напротив стоит дом архитектора Фёдора Алексеевича Ганешина, проявившего себя только в постройке доходных домов.

28. Массивный доходный дом на углу с Земледельческим переулком построен в 1913 году по проекту П.В. Харко.

29. Владение в самом конце Неопалимовского переулка, на месте которого построен современный дом, в начале XX века принадлежало Алексею Устиновичу Белевичу, занимавшему должность архитектора Сретенской и Тверской частей города, а также Усачёвско-Чернявского училища, речь о котором пойдёт в конце экскурсии.

30. Первый Неопалимовский переулок упирается в Плющиху, где можно встретить невольные напоминания о знаменитом фильме 1967 года.

31. Две советские громады зажали доходный дом М.Г. Щербаковой, построенный в 1912 году архитектором Н.С. Курдюковым.

33. Уйдём с шумной Плющихи в тишину дворов и переулков.

34. Наверно, шикарный по советским меркам жилой комплекс Плющиха, 27.

35. Забавной игрушкой, фигурным пряником выглядит этот домик с башенками, стиснутый двумя безликими коробками. Его построил в Ружейном переулке в 1913 году по собственному проекту владелец, зодчий М.А. Исаков.

36. Дом так и тянет к себе, услаждая взгляд, уставший от унылых новостроев.

37. От дома Исакова начинается Земледельческий переулок, проходящий перпендикулярно Первому Неопалимовскому. В доме № 20 находится репетиционная база ансамбля имени Александрова. Здание украшено мемориальной доской в память о выступлении в 1920 году Ленина перед выпускниками кавалерийской школы, чей манеж здесь располагался тогда. Сам манеж был построен для Земледельческого училища, огромное владение которого простиралось отсюда до самого Смоленского бульвара.

38. Поднимемся по Земледельческому переулку в южном направлении. Слева привлекает внимание богато украшенный доходный дом, построенный также в 1913 году, по проекту В.Е. Дубовского.

39. Этот зодчий часто прибегал к оригинальным приёмам при проектировании фасадов. В данном случае легко заметить средневековые рыцарские мотивы. После Революции Дубовский занялся проектированием электростанций.

40. В маленьком особнячке напротив в 1879-82 годах жил художник Илья Репин. Здесь он работал над картинами «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и «Царевна Софья». Для второй картины ему позировала жена известного композитора В.С. Серова. Здесь же жил её сын, ученик Репина и будущий знаменитый художник В.А. Серов.

41. Ограда особняка украшена скульптурой крестьянки с серпом.

42. Примечательный своим простым фасадом дом № 3.

43. Перед домом припаркован странный гибридный драндулет.

45. Во двор ведут аутентичные ворота.

47. Нарядный домик на противоположной стороне Плющихи, построенный в 1917 году, в 1970-е годы фланкирован двумя кирпичными многоэтажками.

48. На спуске к реке построен современный комплекс с охраняемой территорией «Три тополя на Плющихе».

49. Красивые ворота кафе напротив.

50. Имя находившегося здесь Помётного (позже Чистого) вражка живёт в названии Крестовоздвиженского храма, построенного в XVIII веке.

52. Это потому, что дом был построен на углу Плющихи и Грибоедовского переулка.

Изображение с сайта oldmos.ru

53. Вот аналогичный современный вид этого места. В 1930-е годы он почти полностью исчез под громадой военной академии.

54. Пройдём по Плющихе дальше и повернём на проезд Девичьего поля у здания с молотком на фасаде.

55. Здание Военной академии имени Фрунзе построено в 1932-37 годах по проекту Л.В. Руднева (строителя ГЗ МГУ) и В.О. Мунца и относится к одной из самых удачных построек того времени.

56. Перед ней лежит обширный сквер Девичьего поля, где установлен бюст Михаила Фрунзе, а за ним фонтан, ведущий в систему подземных коммуникаций.

58. На кубе установили изваяние, напоминающее тяжёлый английский танк времён Первой Мировой войны, до последнего времени там стояла БМП-1, а сейчас куб пустует.

Изображение с сайта oldmos.ru

60. Рядом высится новое общежитие для курсантов.

61. Экскурсия заканчивается на пересечении Девичьего поля с Зубовской улицей. Здесь стоит примечательное здание. В его основе особняк конца XVIII века, в середине XIX принадлежавший основателю стекольных заводов Гусь-Хрустального С.И. Мальцеву. Позже здесь расположилось Усачёвско-Чернявское женское училище. Тогда между домом и флигелем была встроена церковь Александра Невского.

Изображение с сайта oldmos.ru

62. Наконец, в 1930-е годы над всем комплексом были надстроены два этажа и здание стало жилым. Дошедшее до нас странное сооружение находится в самом плачевном состоянии.

Источник

Переулки Серебряного века

Садовое кольцо, рядом с метро Парк Культуры. Как видите, дом реставрируется, кстати, отдан государственному литературному музею. Сотрудники музея обещают экспозиции по Вертинскому, Маяковскому и многим другим.
02
0 17eba9 5d207302 XL

Дореволюционный дом по адресу Зубовский бульвар 25, старинное здание зажато между двумя современными. Здесь, на третьем этаже в 1915-1918 гг. жил знаменитый поэт Серебряного века Вячеслав Иванов. Он нем больше вспоминают в Петербурге, где была его знаменитая «Башня» (литературный салон в угловой выступающей комнате на шестом этаже, Таврическая улица, дом 35). В этом салоне прозвучала практически вся поэзия Серебряного века. Здесь Блок впервые читал «Незнакомку», а Ахматова – стихотворение о «Перчатке», которое перевернуло в многом русскую поэзию.

В Москве Вячеслав Иванов жил уже позже, в частности три года в этом доме со своей последней женой Верой Шварсалон.. По поводу этой его супруги здесь останавливаться не буду (это можно три дня рассказывать и залезть в такие дебри), отмечу только, что богема в те годы отрывалась по полной не только в творческо-поэтических исканиях, но и в плане сексуальных девиаций. Кому интересна эта сторона жизни богемы могут погуглить такие фамилии как Лидия Дмитриевна Зиновьева-Аннибал, Маргарита Сабашникова, Сергей Городецкий.

Читайте также:  андре рье дирижер биография

А вот это желтое здание – кажущаяся постройка 19 века, на самом деле дом 1912 года – это первое общежитие для студентов московского университета. Построено на средства благотворителя С.В. Лепешкина.
04
0 17ebad 9947d8d2 XL

На верхнем этаже была мастерская М.А. Врубеля, который написал здесь многие известные картины. Есть сведения что и «Царевна-лебедь» создана здесь. Блок очень любил эту картину и всегда держал её репродукцию в кабинете в Шахматове.060 17ebaa e64a2ac9 XL

Лилии над аркой – указание на французское происхождение владельца дома – А.К. Жиро.

Идемте дальше, сейчас нас ждет Кандинский.
07
0 17ebab cbefcdce XL

Юрист по образованию, Василий Кандинский решил стать художником после посещения выставки полотен импрессионистов и знакомством со «Стогом сена» Клода Моне. Далее последовали общение с реформаторами пластического языка, учёба в Мюнхенской академии художеств, первая беспредметная работа, возникновение «Синего всадника», написание «Композиции VI», «Композиции VII» и «Композиции VII» и ещё десятки свершений и открытий.
08
0 17ebaf 5653e5ef XL

Улица Бурденко 8/1. Памятная доска нам сообщает, что художник здесь жил с 1915 по 1921 год.
09
0 17ebb0 7ad1a3d3 XL

Мастерская художника была на верхнем этаже, зданий напротив дома еще не было, отрывался вид на город аж до Кремля. Здесь в 1916 году написаны картины: «Москва. Красная площадь», «Москва. Зубовская площадь», «Москва. Смоленский бульвар».
10
0 17ebb1 f4da7335 XL

Обратите внимание на герб под балконом. Напоминает герб Медичи во Флоренции. Шар, по мнению геральдистов, есть символ вечности, если исходить из определения Бога как «сферы с бесконечным радиусом с центром в любой точке». Однако шар символизирует также неустойчивость и изменчивость судьбы, что, очевидно, было неизвестно тем немногим семьям, чьи гербы снабжены изображением шаров. Не стала исключением и семья Кандинских.
11
0 17ebb2 a6c0863a XL

12. Деревянная дверь, кстати, настоящая, еще с тех времен – дом построен в 1914 году.
0 17ebb3 82e4cac6 XL
13
0 17ebb4 14fc554d XL

14. Двор дома напротив, здесь офисные здания.
0 17ebb5 d8e8a0d3 XL

15. Герб на одном из домов поблизости.
0 17ebb6 f2f7f693 XL

Переписка из двух углов

А вот такими домиками был еще в середине прошлого века застроен весь район. Чудом сохранился только один. Его я зафоткал не случайно. В одном из таких домов здесь, в этом переулке был санаторий. а история вот какая.

Время после Октябрьской революции было такое, что можно было и умереть от голода. Вера Шварсалон умерла в 20-м.

Писатель Борис Зайцев писал об этих местах, вспоминая «здравницу для переутомленных работников умственного труда», некий дом отдыха для писателей и ученых. Во 2-м Неопалимовском переулке, в доме N 5, в 1920-х гг. помещался, как он официально назывался, «дом для престарелых ученых ЦЕКУБУ при СНК» (все эти сокращения напоминают роман «Двенадцать стульев»: учреждение «при Умслопогасе им. Валтасара»).

После выхода из санатория письма они предложили издателю («АЛКОНОСТ», С.М. Алянский), и в 21-м году вышла книжка, которая, кстати, не так давно была переиздана. Книжка называлась «Переписка из двух углов».
Книга эта стала, пожалуй, последним крупным явлением, отголоском уходящего «Серебряного века».
16
0 17ebb7 2cf7cef9 XL

Редакция журнала «Наше наследие»

В 1-м Неопалимовском переулке, в доме №4 располагается редакция журнала «Наше наследие». Во дворе здания установлены три памятника работы скульптора Лазаря Гадаева: поэтов А.С. Пушкина, А.А. Блока и абстрактная фигура «Играющий на флейте».

Памятник Пушкину известен московской публике гораздо меньше своих «собратьев», расположенных на Тверской, Арбате и других (в первую очередь из-за своего расположения, не зайдя во двор его не увидишь). Однако он, по-своему, весьма интересен.

За основу для создания фигуры поэта Гадаев взял знаменитый пушкинский автопортрет, где тот изобразил себя в простом широком кафтане и мешковатых панталонах, то есть, не знаменитостью (или, как сейчас принято говорить, «звездой»), модником и любимцем женщин, а простым прохожим, который может запросто смешаться с толпой.
20
0 17ebbb ea889bd6 XL
21
0 17ebbc 5fdad549 XL

22. 1-й Неопалимовский переулок
0 17ebbd c39480b2 XL

1-й Неопалимовский пер., д. 10

В 1900-1910 гг. в одной из квартир этого дома жил врач психиатр по фамилии Рыбаков.В своей квартире он открыл салон, в котором бывали и Брюсов, и Бальмонт и Андрей Белый, Ходасевич.

Рыбаков между делом их изучал с психиатрической точки зрения. Позже, уже в 1920-е годы, когда Андрей Белый вернувшись из краткой эмиграции, из Германии, лишился квартиры в Москве, он вынужден был снимать квартиру в этом доме. Здесь он познакомился со Клавдией Николаевной Васильевой. Писал друзьям, что «эта антропософская тетка хочет меня на себе женить», но в результате обрел верную жену, которая разделяла с ним все тяготы неустроенного быта.

Дом 16/12 между Плющихой и Смоленским бульваром, в бывшем Долгом переулке (теперь — улица Бурденко).
Здесь работает единственный в Москве и один из двух в России музей священника. Он открыт в 1997 году, в 60-ю годовщину смерти отца Павла Флоренского.
25
0 17ebc0 5d55c70 XL
26
0 17ebc1 cd894e5d XL

Мемориальная доска говорит о том, что в этом доходном доме 1914 года постройки по адресу Новоконюшенный переулок 12 Павел Александрович Флоренский жил с 1915 по 1933 г.Магистерская диссертация доцента Московской Духовной Академии «Столп и утверждение истины» отчасти написана здесь, часть – в Сергиевом Посаде, в домике рядом с Троице-Сергиевской Лаврой.
27
0 17ebc2 55e41fce XL

Читайте также:  история 115 пехотного вяземского полка

Земледельческий пер. д. 9
Это бывший Большой Трубный переулок. Здесь в 1879—1882 годах в доме баронессы А.А. Симолин жил художник И. Е. Репин.

В этом доме Илья Ефимович работал над многими картинами, ставшими знаковыми для его творчества, к примеру, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» или «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» (позировала для Софьи, кстати, матушка Серова).280 17ebc3 63078166 XL

29. Мемориальная доска установлена в 1969 г.0 17ebc4 6eda086e XL
30. В домен жил и работал скульптор Ю.Г. Орехов. В нише стены рядом с домом – одна из его работ «Женщина с серпом».
0 17ebc5 45551c71 XL

31. У Плющихи, в бывшем Долгом переулке, находится одна из старейших деревянных построек Москвы, известнейший памятник московского деревянного ампира — дом коллежского советника Г.А. Палибина, директора чертежной в Межевой канцелярии.
1818 г.
0 17ebc6 361ea99 XL

Доходный дом А.Л.Баумгартен. Здесь в полуподвале доживал свои дни Андрей Белый.

Бывало: церковка седая
Неопалимой Купины,
В метели белой приседая,
Мигает мне из тишины;

Неопалимов переулок
Пургой перловою кипит;
И Богоматерь в переулок
Слезой задумчивой глядит.

А. Белый, из поэмы Первое Свидание

Церквушки той давно нет. Сломали в 1930-м.

Сейчас эти окна уже заделаны, а когда-то, чуть выше тротуара были окошки полуподвала. Здесь последние полтора года жил Андрей Белый.

Здесь написана последняя часть трилогии мемуаров «Между двух революций». Белый вынужден был прекратить работу над ними за месяц до смерти.

Золотому блеску верил,
А умер от солнечных стрел.
Думой века измерил,
А жизнь прожить не сумел.

Его не стало в январе 1934 г., как считалось от последствий солнечного удара, полученного в Коктебеле летом.
33.
0 17ebc8 dc8f69de XL

34. Храм Воздвижения Честного Креста Господня, что на Пометном вражке. Его строительство относится к началу XVIII века. Именно здесь венчался А.П. Чехов.
0 17ebc9 e6e8c858 XL
35
0 17ebca aee5c428 XL
36
0 17ebcb 93f7588e XL

Полвека не могу принять,
Ничем нельзя помочь,
И все уходишь ты опять
В ту роковую ночь.

Но если я еще жива,
Наперекор судьбе,
То только как любовь твоя
И память о тебе.

Анна Васильевна жила в этом доме на Плющихе д. 31 на третьем этаже с 1960 по 1975 гг.
А до этого, полжизни (40 лет) в лагерях и ссылках.
37
0 17ebcc 7c32726 XL

Те же росы, откосы, туманы,
Над бурьянами рдяный восход,
Холодеющий шелест поляны,
Голодающий, бедный народ;

Как и все умирают. «Не дышишь,
Смертоносных не слышишь угроз:-
Безысходные возгласы слышишь
И рыданий, и жалоб, и слез.

Те же возгласы ветер доносит;
Те же стаи несытых смертей
Над откосами косами косят,
Над откосами косят людей.

Источник

1-й Неопалимовский переулок

Название трех Неопалимовских переулков идет от находившейся в этом месте церкви Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». «Неопалимая Купина» в Библии называется терновый куст, к которому подошел Моисей, пасший овец у горы Хорив: «И увидел он, что терновый куст горит огнем, но не сгорает.

Описание

Но вернемся к иконе. На Русь икона «Неопалимая Купина» попала в 1390 году, когда ее привезли в Москву палестинские иноки с Синая. Ее вскоре поместили в новоустроенном кремлевском Благовещенском соборе, а позднее она появилась и в царских Святых Сенях при Грановитой палате. Иметь икону, почитаемую защитницей от пожаров, было необходимо для деревянной Москвы.

Однако сооружение церкви связано с любопытной легендой: дворцового конюха Дмитрия Колошина обвинили в преступлении, попал он судебные передряги и не думал уже выпутаться. Бывая в Кремле по своим делам и приходя в здание палаты, Дмитрий имел привычку молиться у иконы «Неопалимая Купина», прося Богородицу помочь ему. И она не замедлила: явилась во сне к самому царю Федору Алексеевичу (старшему брату Петра I), объяснив, что конюх ни в чем не виноват. Царь призвал Дмитрия и объявил ему о милости, а тот в знак благодарности выстроил в новой слободе церковь во имя иконы «Неопалимая Купина». С тех пор, по историческим свидетельствам, в приходе Неопалимовской церкви, застроенном в основном деревянными домами, почти не бывало пожаров.

Однако, как свидетельствуют документы Синодального архива, церковь, построили «по челобитью приходских людей, всяких разных чинов». И она была выстроена в 1680 году в Новоконюшеннной слободе, близ Зубовского бульвара, куда в то время переехал с арбатских мест царский Конюшенный двор, и где была устроена слобода дворцовых конюхов. Двор царских конюхов был переведен сюда после очередного большого пожара, случившегося на его прежней территории между Арбатом и Пречистенкой (там о нем ныне напоминает имя Староконюшенного переулка). В 1707 году церковь была выстроена в камне на добровольные пожертвования – успели до петровского запрета 1714 года возводить каменные здания в Москве. И с тех годов она практически не изменилась и стояла нетронутой до тех пор, пока ее в 1930г. не снесли по решению Моссовета.

Неопалимовский 1-й переулок до революции имел следующие названия: Михнев переулок, по фамилии местного домовладельца 1730-х годов полуполковника Михнева; Брынский переулок, по фамилии местного домовладельца конца XVIII век. Неопалимовский 2-й переулок до революции имел следующие названия: Кривой переулок (середина XIX века), по своей конфигурации; Глухой переулок, из-за глуши местности, где он возник. Неопалимовский 3-й переулок до революции имел следующие названия: Теплый переулок, якобы по находящимся там баням. Район: Центральный, Хамовники. Близлежащие метро: Парк культуры, Смоленская.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector