1 избрание михаила романова царем 2 куликовская битва 3 битва на косовом поле

1 избрание михаила романова царем 2 куликовская битва 3 битва на косовом поле

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) принятие действующей Конституции РФ

Б) введение всеобщей воинской повинности

B) автокефалия Русской православной церкви

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A) принятие действующей Конституции РФ — 1993 г.;

Б) введение всеобщей воинской повинности — 1874 г.;

B) автокефалия Русской православной церкви — 1448 г.;

Г) Медный бунт — 1662 г.

Ниже приведён список терминов (названий). Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) истории России периода 1985–1991 гг.

1) референдум; 2) «новоогарёвский процесс»; 3) Национальные проекты;
4) дефолт; 5) гласность; 6) выборы на альтернативной основе.

Найдите и запишите порядковые номера терминов (названий), относящихся к другому историческому периоду.

Напишите пропущенное понятие (термин).

В XVII в. лично свободных крестьян, владевших общинными землями и несших повинности государству, называли ______.

В XVII веке таких крестьян называли черносошными.

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) установление советской власти

Б) утверждение самодержавия

Г) политическая раздробленность русских земель

1) создание губернских и уездных земских учреждений

2) выступление Семёновского полка

3) поход князя Олега на Киев

4) создание Приказа тайных дел

5) создание Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем

6) разгром Киева войсками Андрея Боголюбского

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А) установление советской власти — создание Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем.

Б) утверждение самодержавия — создание Приказа тайных дел.

В) аракчеевщина — выступление Семёновского полка.

Г) политическая раздробленность русских земель — разгром Киева войсками Андрея Боголюбского.

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

А) «Милостивый государь, как много должна я сегодня вам сообщить! Не знаю, с чего и начать.

Мой флот, под командою не моих адмиралов, а графа Алексея Орлова, разбил неприятельский флот, сжёг полностью его в Чесменской гавани, древнем Клазомене. Три дня тому назад я получила об этом прямое известие. Около ста судов всевозможных родов были обращены в пепел. Не смею выговорить количество погибших [врагов]: их насчитывают до двадцати тысяч.

Общий военный совет положил предел разъединению двух адмиралов, отдав командование генералу войск сухопутных, находившемуся на этом флоте и который к тому же был старший по службе. Это решение было единодушно всеми одобрено. Я всегда говорила, что герои рождаются для великих событий».

Б) «Приступая к описанию своей жизни, я удовлетворяю вашему желанию, мой молодой и любезный друг… Я родилась в Петербурге… примерно около того времени, когда императрица Елизавета возвратилась из Москвы после своей коронации. Государыня приняла меня от купели, а племянник её, великий князь, впоследствии император Пётр III, был моим крёстным отцом. Эту честь я могла бы приписать женитьбе моего дяди, канцлера, на двоюродной сестре Елизаветы, но я больше обязана этим чувству дружбы её к моей матери, которая во время прежнего царствования великодушно и, нельзя не прибавить, очень деликатно помогала великой княгине деньгами, а она часто нуждалась в них, потому что сорила ими много, а получала мало.

Я имела несчастье потерять свою мать на втором году жизни и узнала о её прекрасных качествах только от тех друзей и лиц, которые с чувством признательности вспоминали о ней».

1) В отрывке упоминаются события, произошедшие в первой половине XVIII в.

2) Пётр III был братом автора данного письма.

3) Автором данного письма была российская императрица.

4) Император, упомянутый в отрывке, правил Россией три года.

5) Один из городов, упомянутых в отрывке, был основан в первом десятилетии XVIII в.

6) Внуком автора данного письма был император Николай I.

Документ А — о Екатерине Второй.

Документ Б — о рождении Екатерины Воронцовой-Дашковой.

1) В отрывке упоминаются события, произошедшие в первой половине XVIII в. — да, верно, относится к документу Б.

2) Пётр III был братом автора данного письма — нет, неверно.

3) Автором данного письма была российская императрица — да, верно, относится к документу А.

4) Император, упомянутый в отрывке, правил Россией три года — нет, неверно.

5) Один из городов, упомянутых в отрывке, был основан в первом десятилетии XVIII в. — да, верно, относится к документу Б.

6) Внуком автора данного письма был император Николай I — да, верно, относится к документу А.

Какие княжества боролись за лидерство в политическом объединении Руси в XIII—XIV в.

1) Галицко-Волынское — НЕТ, неверно, в это время прекратило свое существование и вошло в состав Великого княжества Литовского.

2) Нижегородское — ДА, верно.

3) Тверское — ДА, верно.

4) Московское — ДА, верно.

5) Киевское — НЕТ, неверно, в это время прекратило свое существование и вошло в состав Великого княжества Литовского.

6) Черниговское — НЕТ, неверно, в это время прекратило свое существование и вошло в состав Великого княжества Литовского.

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) Летчик-герой, трижды герой Советского Союза, сбивший наибольшее количество самолетов противника, в годы Великой Отечественной войны ____________.

Б) Василий Чуйков прославился при обороне г. ____________.

В) Варшава была освобождена в ____________ г.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А) Летчик-герой, трижды герой Советского Союза, сбивший наибольшее количество самолетов противника, в годы Великой Отечественной войны — И. Кожедуб.

Б) Василий Чуйков прославился при обороне г. Сталинград.

В) Варшава была освобождена в 1945 г.

Установите соответствие между фамилиями представителей культуры и сферами их деятельности.

ПРОЦЕСС (ЯВЛЕНИЕ, СОБЫТИЕ) ФАКТ

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А) Ф. С. Рокотов — художник.

Б) В. А. Жуковский — писатель.

В) И. П. Кулибин — изобретатель.

Г) М. Ф. Казаков — архитектор.

Прочтите отрывок из постановления и напишите пропущенное в нём название.

«Существовавшие в деревнях и волостях Советы не являлись органами революционной борьбы с деревенской буржуазией; более того, в ряде мест даже включили её в свой состав.

Городской пролетариат, переживающий в это время тяжёлый продовольственный кризис, для его преодоления должен был объединить и организовать пролетарские элементы в деревне, чтобы вместе с ними сломить сопротивление деревенских кулаков, спекулировавших на голоде.

На _____________________, созданные декретом 11 июня, и была возложена задача обуздать спекуляцию кулаков и вызвать к активной политической жизни те слои деревни, которые способны проводить задачи пролетарской

социалистической революции. _____________ должны были вырвать из-под влияния кулаков-мироедов среднее трудовое крестьянство и повести его за собой».

Правильный ответ: комбеды или Комитеты бедноты

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛИ КУЛЬТУРЫ
Век Событие истории

зарубежных стран

XIX в. __________________(А) __________________(Б)
__________________(В) княжение Василия II начало правления Генриха VII

__________________(Г) восстание Кондратия

Булавина

__________________(Д)
XV в. __________________(Е) Война Алой и Белой

1) воцарение Лжедмитрия I

2) «весна народов»: революции в европейских странах

3) установление автокефалии Русской церкви

6) государственный переворот Наполеона Бонапарта 18–19 брюмера

7) казнь английского короля Карла I

9) учреждение Царскосельского лицея

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Век Событие истории

зарубежных стран

XIX в. 9) учреждение Царскосельского

лицея (А)

2) «весна народов»:

революции в европейских

8) XV в. (В) княжение Василия II начало правления
4) XVIII в. (Г) восстание Кондратия

Булавина

6) государственный переворот

XV в. 3) установление автокефалии

Русской церкви(Е)

Война Алой и Белой

Прочтите отрывок из летописи.

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) указанное событие произошло в 1097 г.

2) съезд положил начало переходу власти в отдельных княжествах Руси (кроме Киева) по отчинному принципу «от отца к сыну»

3) в данный период времени в Киеве правил сын Ярослава Мудрого «Ярославич» Святополк

4) одним из противников княжеского съезда «на устроение мира» был Владимир Всеволодович Мономах

5) Любеч находился на территории Владимиро-Суздальского княжества

6) договорённость участников съезда не остановила в дальнейшем княжеских междоусобиц

1) указанное событие произошло в 1097 г. — ДА, верно, в тексте речь идет о съезде князей в Любече, который состоялся в 1097 г.

2) съезд положил начало переходу власти в отдельных княжествах Руси (кроме Киева) по отчинному принципу «от отца к сыну» — ДА, верно, на съезде было принято решение — «пусть каждый держит отчину свою».

3) в данный период времени в Киеве правил сын Ярослава Мудрого «Ярославич» Святополк — НЕТ, неверно.

4) одним из противников княжеского съезда «на устроение мира» был Владимир Всеволодович Мономах — НЕТ, неверно.

5) Любеч находился на территории Владимиро-Суздальского княжества — НЕТ, неверно.

6) договорённость участников съезда не остановила в дальнейшем княжеских междоусобиц — ДА, верно, это решение не остановило прекращение усобиц и процесс раздробленности.

Назовите государя, к концу правления которого сложились отображённые на схеме границы Российского государства, при котором были присоединены заштрихованные на схеме территории.

На карте изображено формирование централизованного государства в XVI в. при Василии Третьем.

Ответ: Василий Третий.

Укажите век (словом), к которому относится правление государя, при котором сложились обозначенные на схеме границы Российского государства.

На карте изображено формирование централизованного государства в XVI в. при Василии Третьем.

Напишите название государства, обозначенного на схеме цифрой «3».

На карте изображено формирование централизованного государства в XVI в. при Василии Третьем, «3» — Крымское ханство.

Ответ: Крымское ханство.

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Государь, к концу правления которого сложились отображённые на схеме границы Российского государства, ввёл опричнину.

2) В том же веке, к которому относится присоединение к Российскому государству заштрихованных на схеме территорий, произошло присоединение территории, обозначенной на схеме цифрой «2».

3) Государь, к концу правления которого сложились отображённые на схеме границы Российского государства, был сыном Ивана III.

4) Государство, обозначенное на схеме цифрой «3», было одним из «осколков» Золотой Орды.

5) К тому же веку, к которому относится присоединение к Российскому государству заштрихованных на схеме территорий, относится Северная война.

6) Государство, обозначенное на схеме цифрой «4», на протяжении всего столетия, к которому относится присоединение к Российскому государству заштрихованных на схеме территорий, было союзником Российского государства.

1) Государь, к концу правления которого сложились отображённые на схеме границы Российского государства, ввёл опричнину — НЕТ, неверно.

2) В том же веке, к которому относится присоединение к Российскому государству заштрихованных на схеме территорий, произошло присоединение территории, обозначенной на схеме цифрой «2» — ДА, верно.

3) Государь, к концу правления которого сложились отображённые на схеме границы Российского государства, был сыном Ивана III — ДА, верно.

4) Государство, обозначенное на схеме цифрой «3», было одним из «осколков» Золотой Орды — ДА, верно.

5) К тому же веку, к которому относится присоединение к Российскому государству заштрихованных на схеме территорий, относится Северная война — НЕТ, неверно.

6) Государство, обозначенное на схеме цифрой «4», на протяжении всего столетия, к которому относится присоединение к Российскому государству заштрихованных на схеме территорий, было союзником Российского государства — НЕТ, неверно.

Установите соответствие между памятниками культуры и их авторами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ АВТОР РАБОТЫ

A) памятник Николаю Первому

Б) памятник Петру Великому

B) Церковь Вознесения в с. Коломенском

Г) скульптура «Родина-мать»

6) Пётр Фрязин (Пётр Малый)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A) памятник Николаю Первому» — П. К. Клодт.

Б) памятник Петру Великому — Э. М. Фальконе.

B) Церковь Вознесения в с. Коломенском — Пётр Фрязин (Пётр Малый).

Г) скульптура «Родина-мать» — Е. В. Вучетич.

Какие суждения о данном памятнике архитектуры являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны,

1) это здание было построено во второй половине XIX в.

2) здание построено в стиле классицизма

3) это здание находится в Москве

4) здание было построено при императоре Александре I

5) в создании проекта здания принимал участие архитектор И. О. Бове

Исторический музей в Москве — открыт в 1883 г. по инициативе выдающегося русского археолога графа А. С. Уварова (1825−1884 гг.), основателя Московского Археологического общества (1864 г.), исследователя памятников древнерусской архитектуры. Архитектор — В. О. Шервуд.

1) это здание было построено во второй половине XIX в. — ДА, верно.

2) здание построено в стиле классицизма — НЕТ, неверно.

3) это здание находится в Москве — ДА, верно.

4) здание было построено при императоре Александре I — НЕТ, неверно.

5) в создании проекта здания принимал участие архитектор И. О. Бове — НЕТ, неверно.

Какие из приведённых ниже архитектурных памятников были созданы в тот же период, что и указанный справа? В ответе запишите 2 цифры, под которыми они указаны.

В тот же период, что и здание Исторического музея (дата основания — 1872 г.) на Красной площади было создано здание ГУМа и Ярославский вокзал.

1) здание ГУМа (дата закладки — 1890 г.)

2) Эрмитаж (Зимний дворец) — XVIII век.

3) Таврический дворец — XVIII век.

4) Ярославский вокзал 1862 г.

В каком году было написано это сочинение? (Дайте ответ с максимально возможной точностью.) Укажите название «Положения», о котором пишет автор, и год, когда оно было обнародовано.

Из сочинения общественного деятеля

«Я уже говорил в моих письмах, что мы, люди, не привыкшие к крестьянской речи, манере и способу выражения мыслей, мимике, присутствуя при каком- нибудь разделе земли или каком-нибудь расчёте между крестьянами, никогда ничего не поймём. Крик, шум, галдение не прекращаются до тех пор, пока есть хоть один сомневающийся. Другой молчит, молчит, а там вдруг ввернёт слово — одно только слово, восклицание, — и этим словом, этим восклицанием перевернёт всё вверх дном. В конце концов, смотришь, постановлено превосходнейшее решение, и опять-таки, главное, решение единогласное.

А между тем, неся все тягости войны, которых не может чувствовать мужик, слыша всюду толки о победах, о поражениях, находясь, посредством писем, в тесной связи со сражающимися под Плевной, Карсом своими детьми и братьями, может ли мужик оставаться равнодушным ко всему этому? Его неподвижность, безучастие мы принимаем за равнодушие к делу. но не кажущееся ли это равнодушие.

Существование помещичьих хозяйств обусловливается. существованием таких подневольных, бедных крестьян, у которых не хлеб, а хлебишко, да и тот осыпается, пока мужик исполняет работы, на которые обязался зимой, у которой «рот велик». Зажиточные крестьяне не нанимаются ни за какие деньги. Следовательно, чтобы было кому работать в помещичьих хозяйствах, нужно, чтобы были нуждающиеся, бедные. Порядок ли это? Иные думают, что в этом-то и порядок.

Старая помещичья система после «Положения» заменилась кулаческой, но эта система может существовать только временно, прочности не имеет и должна пасть и перейти в какую-нибудь иную, прочную форму. По крайней мере, я, как хозяин, не вижу никакой возможности поднять наше хозяйство, пока земли не перейдут в руки земледельцев. Кажется, что в настоящее время и все это начинают понимать».

1) год написания сочинения — 1877 или 1878 гг.;

2) название — Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости;

3) год издания Положения — 1861 г.

Критерии оценивания задания Баллы
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) год написания сочинения — 1877 или 1878 гг.;

2) название — Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости;

3) год издания Положения — 1861 г.

Элементы ответа могут быть приведены в иных формулировках.

Правильно указаны три элемента ответа (года, название) 2
Правильно указаны любые два элемента 1
Правильно указан один любой элемент.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл 2

В существовании какой категории крестьян и почему были заинтересованы помещики? Как автор оценивает современное ему состояние сельского хозяйства? В чём автор видит возможность развития сельского хозяйства?

Из сочинения общественного деятеля

«Я уже говорил в моих письмах, что мы, люди, не привыкшие к крестьянской речи, манере и способу выражения мыслей, мимике, присутствуя при каком- нибудь разделе земли или каком-нибудь расчёте между крестьянами, никогда ничего не поймём. Крик, шум, галдение не прекращаются до тех пор, пока есть хоть один сомневающийся. Другой молчит, молчит, а там вдруг ввернёт слово — одно только слово, восклицание, — и этим словом, этим восклицанием перевернёт всё вверх дном. В конце концов, смотришь, постановлено превосходнейшее решение, и опять-таки, главное, решение единогласное.

А между тем, неся все тягости войны, которых не может чувствовать мужик, слыша всюду толки о победах, о поражениях, находясь, посредством писем, в тесной связи со сражающимися под Плевной, Карсом своими детьми и братьями, может ли мужик оставаться равнодушным ко всему этому? Его неподвижность, безучастие мы принимаем за равнодушие к делу. но не кажущееся ли это равнодушие.

Существование помещичьих хозяйств обусловливается. существованием таких подневольных, бедных крестьян, у которых не хлеб, а хлебишко, да и тот осыпается, пока мужик исполняет работы, на которые обязался зимой, у которой «рот велик». Зажиточные крестьяне не нанимаются ни за какие деньги. Следовательно, чтобы было кому работать в помещичьих хозяйствах, нужно, чтобы были нуждающиеся, бедные. Порядок ли это? Иные думают, что в этом-то и порядок.

Старая помещичья система после «Положения» заменилась кулаческой, но эта система может существовать только временно, прочности не имеет и должна пасть и перейти в какую-нибудь иную, прочную форму. По крайней мере, я, как хозяин, не вижу никакой возможности поднять наше хозяйство, пока земли не перейдут в руки земледельцев. Кажется, что в настоящее время и все это начинают понимать».

1) в существовании крестьян-батраков в качестве наиболее дешёвой рабочей силы;

2) как кризисное, как систему, которую надо в корне менять;

3) в переходе земли в руки крестьян-земледельцев. Ответы на вопросы могут быть даны в иных формулировках.

Ответ неправильный.

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Верно указаны три элемента ответа. 2
Верно указан только два любых элемента ответа. 1
Максимальный балл 2

Почему крестьянскую общину современники нередко оценивали как тормоз в экономическом развитии деревни? (Приведите не менее двух объяснений.) Укажите название реформы, в рамках которой была предпринята попытка разрушить крестьянскую общину.

Из сочинения общественного деятеля

«Я уже говорил в моих письмах, что мы, люди, не привыкшие к крестьянской речи, манере и способу выражения мыслей, мимике, присутствуя при каком- нибудь разделе земли или каком-нибудь расчёте между крестьянами, никогда ничего не поймём. Крик, шум, галдение не прекращаются до тех пор, пока есть хоть один сомневающийся. Другой молчит, молчит, а там вдруг ввернёт слово — одно только слово, восклицание, — и этим словом, этим восклицанием перевернёт всё вверх дном. В конце концов, смотришь, постановлено превосходнейшее решение, и опять-таки, главное, решение единогласное.

А между тем, неся все тягости войны, которых не может чувствовать мужик, слыша всюду толки о победах, о поражениях, находясь, посредством писем, в тесной связи со сражающимися под Плевной, Карсом своими детьми и братьями, может ли мужик оставаться равнодушным ко всему этому? Его неподвижность, безучастие мы принимаем за равнодушие к делу. но не кажущееся ли это равнодушие.

Существование помещичьих хозяйств обусловливается. существованием таких подневольных, бедных крестьян, у которых не хлеб, а хлебишко, да и тот осыпается, пока мужик исполняет работы, на которые обязался зимой, у которой «рот велик». Зажиточные крестьяне не нанимаются ни за какие деньги. Следовательно, чтобы было кому работать в помещичьих хозяйствах, нужно, чтобы были нуждающиеся, бедные. Порядок ли это? Иные думают, что в этом-то и порядок.

Старая помещичья система после «Положения» заменилась кулаческой, но эта система может существовать только временно, прочности не имеет и должна пасть и перейти в какую-нибудь иную, прочную форму. По крайней мере, я, как хозяин, не вижу никакой возможности поднять наше хозяйство, пока земли не перейдут в руки земледельцев. Кажется, что в настоящее время и все это начинают понимать».

1) объяснения, например:

— в общине проводились периодические переделы земли, препятствовавшие финансовым вложениям зажиточных крестьян в приобретение сельскохозяйственной техники, интенсификации приёмов обработки земли;

— в общине существовала круговая порука, отвлекавшая средства зажиточных крестьян.

2) реформа — столыпинская аграрная реформа.

Ответ неправильный.

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Верно указаны два элемента ответа. 2
Верно указан только один любой элемент ответа. 1
Максимальный балл 2

В XVI в. в России утвердилось крепостное право. Укажите название документа, на основании которого крепостное право в России было оформлено окончательно. Укажите не менее двух обычных (типичных) условий договора между землевладельцем и пришедшим к нему крестьянином, которые определяли их сотрудничество до конца XVI в.

В ответе должно присутствовать обязательно:

1) крепостное право в России утвердилось окончательно на основании Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649г.

(Обращаем внимание — в вопросе спрашивается, название документа, на основании которого крепостное право в России было оформлено окончательно, он не обязательно должен быть принят в том же веке, когда произошло утверждение крепостного права. Не стоит думать, что в задание некорректно указан век или пояснение дано неверно.);

2) Могут быть приведены такие условия договора между землевладельцем и пришедшим к нему крестьянином:

— площадь земельного надела, предоставляемого землевладельцем в пользование крестьянам;

— денежная и натуральная субсидии крестьянам для обзаведения на новом месте хозяйством;

— период налоговой льготы в несении государственного тягла и повинностей в пользу землевладельца;

— повинности и платежи крестьянина по истечении льготы;

— условия выхода крестьянина по истечении срока договора или вне срока.

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Указаны название документа и два условия. 3
Указаны название документа и одно условие.

Указаны два условия.

2
Указано название документа.

Указано одно условие.

1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

Ответ неправильный.

Максимальный балл 3

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«Реформы П. А. Столыпина закладывали основы для стабильного развития русской деревни».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) в подтверждение, например:

— реформы способствовали укреплению частной крестьянской собственности на землю (превращению крестьян в собственников земли);

— Столыпин освободил хозяйственных крестьян от гнёта общины;

— при нём была активизирована деятельность Крестьянского банка по выдаче крестьянам ссуд;

— реформы ускорили переход части помещичьих земель в руки крестьян через куплю-продажу;

— переселенческая политика позволяла решать проблему малоземелья крестьян в центральном регионе;

— столыпинские реформы позволяли решать проблему чересполосицы крестьянских земель;

— в ходе реформ получила значительное развитие крестьянская кооперация;

— выросла урожайность крестьянских земель, товарность крестьянских хозяйств;

— реформа позволила некоторым беднейшим крестьянам продать свою землю и сменить род деятельности;

2) в опровержение, например:

— выделившиеся из общины бедняки в большей части не нашли себе места в жизни и пополнили ряды люмпенов;

— многие переселенцы на окраины империи вернулись назад полностью разорившимися;

— реформа вызвала в деревне противостояние между выделявшимися и остававшимися;

— разрушался державшийся столетиями патриархальный уклад, что не могло не сказаться на стабильности в крестьянской среде.

Могут быть приведены другие аргументы.

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки 5
Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки.

ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки

4
Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки 3
Приведены только два аргумента в подтверждение оценки.

ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки

2
Приведён только один аргумент в подтверждение оценки.

ИЛИ Приведён только один аргумент в опровержение оценки

1
Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл 5

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из исторических деятелей:

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный Вами исторический деятель;

– назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах);

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной Вами);

– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных Вами событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия.

Алгоритм написания сочинения об исторический личностях

1. Выберите одного из трех исторических деятелей.

2. Укажите два события (процесса, явления), в котором участвовал данный исторический деятель.

3. Укажите две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения, указанных Вами событий (явлений, процессов).

4. Укажите ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность, правильно охарактеризуйте роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов).

5. Дайте оценку влияния любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный вами исторический деятель на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.

6. В сочинении используйте хотя бы два-три исторических термина (например, земский собор, коллегии, наркоматы и т. д.).

7. Пишите историческое сочинение в виде последовательного связного материала, а не в виде схемы, тезисов или отрывочных положений.

8. Учитывайте, что только набрав шесть баллов из из семи возможных по пунктам 2−5 данного алгоритма вы можете рассчитывать на дополнительные баллы по критерию «Наличие фактических ошибок» (до трех баллов) и критерию «Форма изложения» (один балл).

Пример сочинения. (Другие примеры смотрите на странице с историческими сочинениями.)

Историческое сочинение о Иване III

Иван Васильевич Третий участвовал в следующих исторических событиях и процессах.

Во-первых, включение в состав Москвы других русских княжеств. Причинами данного процесса были продолжение политики предыдущих московских князей по объединению русских княжеств вокруг Москвы, необходимость таким образом укрепить её военно-политический и экономический потенциал. Ключевую роль в данном процессе сыграл сам московский князь Иван Третий. Он заключил ряд договоров с ярославским, дмитровскими, ростовскими князьями, по которым их княжества входили в состав Московского, а они переходили на службу к князю. Кроме того, Иван Третий объявил войну сначала Новгородскому княжеству, затем Тверскому, в результате победы Ивана Третьего они были включены в состав Московского княжества. Таким образом, Иван Третий объединил в единое государство большую часть русских княжеств.

Во-вторых, стояние на Угре. Причиной данного событие стала необходимость освобождения Московского княжества от зависимости от Орды, которая могла быть решена только военным путем. Иван Третий перестал платить дань Орде, что привело к началу похода хана Ахмата против Московского княжества. Ключевую роль в данном событии сыграл сын Ивана Третьего – Иван Молодой. Ивана Молодого вместе с его дядей Иван Третий поставил во главе московского войска. Иван Молодой прибыл к реке Угре и организовал расположение войск вдоль её берега, чтобы не дать силам Ахмата перейти ее. Когда хан Ахмат предпринял попытку перейти Угру, его встретил отряд во главе с Иваном Молодым. Иван Молодой принял участие в завязавшийся битве и не допустил прорыва ордынцев через порядки русского войска. После этого ордынцы больше не предпринимали серьезных попыток перейти реку и вскоре ушли обратно в степи, что было равносильно поражению.

В правление Ивана Третьего интенсивно проходил процесс объединения русских земель вокруг Москвы, завершил эту задачу его сын Василий, при котором были присоединены последние независимые русские княжества. Иван Третий продолжил борьбу с Великим княжеством литовским, его примеру последовал его сын Василий, в результате чего Москва включила в свой состав Смоленск. Добившись освобождения от ордынской зависимости, Иван Третий поставил целью установление контроля над Казанским ханством, что было достигнуто при его преемниках и закончилось включением в состав Московского государства Казанского ханства при Иване Грозном.

Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; при характеристике роли каждой из личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов).

Историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность не названа / названа неверно

Источник

Читайте также:  100 историй 100 гостей 100 друзей
Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector